Научная статья на тему 'Состав и принципы формирования информационной системы управления образовательным учреждением'

Состав и принципы формирования информационной системы управления образовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПОДСИСТЕМА / ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / INFORMATIONAL TECHNOLOGY / INFORMATIONAL SYSTEM / SUB-SYSTEM / THE PRINCIPLES OF INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милюков И.В.

В статье дается определение компонентного состава информационной системы, направленной на управление образовательным учреждением, анализируются принципы, которых необходимо придерживаться для обеспечения устойчивого развития процессов информатизации и внедрения информационных технологий во все сферы управленческой деятельности в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милюков И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITION AND PRINCIPLES OF MANAGEMENT INFORMATION SYSTEM OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The definition of component composition of information system designed to manage an educational institution, is considered. The author descrides the principles for the sustainable development of processes of information and informational technology in all areas of management in education.

Текст научной работы на тему «Состав и принципы формирования информационной системы управления образовательным учреждением»

образуя новую конфигурацию, позволившую шения и определить методологический фунда-внести необходимую строгость задач, их ре- мент исследования.

Библиографический список

1. Бельский, К. С. Педагогический процесс в юридическом вузе [Текст] : цикл материалов по вузовской педагогике / К. С. Бельский, Л. А. Зайцева // Юридическое образование и наука. — 2009. — № 1. — С. 27-33.

2. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : приказ Минобразования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464. — Режим доступа: www.garant.ru/products/ ¡ро/рпте^ос/98430.

3. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс] : приказ Минобразования и науки РФ от 14 дек. 2010 г. № 1763. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ р^и^Лро/рпте^ос/55070501.

4. Фарбер, К. Д. Очерки вузовской педагогики [Текст] / К. Д. Фарбер. — Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — 252 с.

5. Загвязинский, В. И. Основы дидактики высшей школы [Текст] / В. И. Загвязинский, Л. И. Гриценко. — Тюмень : Изд-во ТГУ, 1978. — 91 с.

6. Петражицкий, Л. И. Университет и наука [Текст] : в 2 ч. / Л. И. Петражицкий. — СПб., 1908. — 335 с.

7. Кобыляцкий, И. И. Дидактические основы учебного процесса в высшей школе [Текст] : курс лекций / И. И. Кобыляцкий. — Одесса : Изд-во ОГПИ, 1972. — 124 с.

8. Дмитриева, М. С. Управление учебным процессом в высшей школе [Текст] / М. С. Дмитриева. — Новосибирск : Изд-во НЭТИ, 1971. — 180 с.

9. Столяренко, А. М. Юридическая педагогика [Текст] : курс лекций / А. М. Столяренко. — М.: Экмос, 1999. — 81 с.

10. Левитан, К. М. Юридическая педагогика [Текст] : учебник / К. М. Левитан. — М.: Норма, 2008. — 432 с.

УДК 377.5 И. В. Милюков, зам. директора по УПР Челябин-

ского техникума торговли и художественных промыслов, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

В статье дается определение компонентного состава информационной системы, направленной на управление образовательным учреждением, анализируются принципы, которых необходимо придерживаться для обеспечения устойчивого развития процессов информатизации и внедрения информационных технологий во все сферы управленческой деятельности в образовании.

Ключевые слова1: информационные технологии, информационная система, подсистема, принципы информатизации.

1 Информационные технологии — вычислительная техника, средства коммуникации, программное обеспечение и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Информационная система — программно-аппаратная система, предназначенная для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающая в соответствии с заложенной в нее логикой обработки возможность получения, модификации и хранения информации. Подсистема — часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Принципы информатизации — руководящие положения, которых необходимо придерживаться в процессе внедрения средств информационных технологий.

Глобальное использование информации является основной характеристикой современного общества. Широкое развитие информационных технологий и средств коммуникации позволило осуществлять сбор и хранение, обработку и передачу информации оперативно и в больших объемах, что было недоступно ранее. Благодаря новым возможностям средств вычислительной техники производственная деятельность характеризуется как создание и распространение информационных продуктов и услуг.

В общем подходе информационные технологии можно рассматривать как процесс поэтапного превращения первичной информационной совокупности, состоящей из разрозненных данных, в полезную информацию.

В управленческих информационных системах в условиях рынка меняются цели и концепции. Информационные системы должны учитывать постоянное совершенствование компьютерных и сетевых технологий с целью максимального повышения уровня оптимальности принимаемых управленческих решений [1].

Говоря об управлении информационными технологиями, необходимо учитывать, что управление должно быть оптимальным. В последние годы усилился интерес к теории оптимизации управления образовательным процессом на основе информационных ресурсов [1]. Основной проблемой оптимального управления образовательным процессом является выбор аналитических методов и численных алгоритмов нахождения оптимального решения. В то же время остается открытой проблема определения компонентного состава информационных технологий, входящих в информационную систему.

Любая управленческая деятельность подразумевает под собой наличие ряда обязательных элементов. Прежде всего, она сопряжена с этапностью ее осуществления и видами принимаемых управленческих решений. Учитывая данный аспект, можно выделить следующие этапы:

1) аналитический этап — анализ проблемы, определение возможных путей ее решения;

2) постановка задачи — определение приоритетов деятельности;

3) принятие управленческого решения — выбор технологии и алгоритма решения задачи, установление конечного и промежуточного результатов;

4) исполнение решения — осуществление деятельности по реализации управленческого решения;

5) оценка результатов [2].

При построении структуры управления образовательным учреждением необходимо учитывать то обстоятельство, что все этапы должны быть структурно обеспечены в ходе управленческой деятельности. Не менее важным является и то, что управленческие решения напрямую зависят от вида или характера принимаемых решений. Другими словами, каждое структурное подразделение должно четко осознавать пределы своей компетенции и специфику принимаемых управленческих решений [2].

В области информационных технологий существовали два взаимодополняющих друг друга направления развития: 1) системы обработки данных — системы, ориентированные на операционную обработку данных; 2) системы поддержки принятия решений — системы, ориентированные на анализ данных.

Но еще до недавнего времени, когда говорилось о стремительном вхождении в нашу жизнь информационных технологий и росте числа реализаций информационных систем, имелись в виду прежде всего системы, ориентированные исключительно на операционную обработку данных. И такое опережающее развитие одного из направлений вполне объяснимо.

На первых этапах автоматизации требовалось и требуется навести порядок именно в процессах повседневной рутинной обработки (переработки) данных, на что и ориентированы традиционные системы обработки данных. Более того, системы поддержки принятия решений являются в определенном смысле вторичными по отношению к ним [3].

Однако за последние несколько лет ситуация существенно изменилась, что напрямую связано с возникновением противоречия: в образовательных учреждениях наблюдается наличие больших объемов информации, но она не структурирована, не согласована, разрознена, не всегда достоверна, ее практически невозможно получить в необходимом виде.

Для перехода на новый, более высокий уровень использования информационно-коммуникационных технологий процесс управления образовательным учреждением необходимо построить на основе современной автоматизированной системы управления.

Изначально необходимо определить компонентный состав будущей системы. Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы приме-

нения. При определении состава информационных технологий необходимо руководствоваться принципами информационного обеспечения системы менеджмента качества [4].

Исходя из этого, первое, на что необходимо обратить внимание, это организация единого информационного пространства. В рамках образовательного учреждения данный принцип может быть реализован посредством построения корпоративной информационно-вычислительной сети. Объединение персональных компьютеров в виде локальной сети дает ряд преимуществ, таких как:

- разделение ресурсов, которое позволяет экономно использовать оборудование;

- разделение данных, которое предоставляет возможность доступа и управления базами данных и элементами файловой системы с периферийных рабочих мест, нуждающихся в информации, при этом обеспечивается возможность администрирования доступа пользователей соответственно уровню их компетенции;

- разделение программного обеспечения, которое предоставляет возможность одновременного использования централизованных, ранее установленных программных средств.

Также организация работы сети частично отвечает принципам быстрого доступа к информации и коммуникации исполнителей работ. В данном случае локальная сеть выступает как вспомогательная служба. Инструментом же коммуникации и получения информации могут выступать программные средства, направленные на выполнение данных функций.

Развитие информационной среды может происходить по следующим направлениям:

- развитие средств телекоммуникаций;

- расширение информационного пространства образовательного учреждения на основе Web-технологий;

- внедрение перспективных методов дистанционного обучения;

- создание и обеспечение удаленного доступа к базам данных различного назначения (электронному каталогу библиотеки, базам данных учебного и административного назначения, нормативных документов и др.).

В целях своевременного получения информации, как правило, принято использовать информационные базы данных. Выбор баз данных для обеспечения управленческой деятельности должен осуществляться с учетом характера информации, циркулирующей в образовательном пространстве учебного заведения, видов деятельности специалистов по работе с данной

информацией и наличия межфункциональных связей (передачи информации от одного специалиста к другому). Помимо прочего, подобные информационные системы позволяют организовать процесс накопления и мониторинга информации о деятельности обучающихся и персонала, что на сегодняшний день с учетом требований к формированию личных дел выпускников и к аттестации педагогических работников является очень актуальным.

Помимо систем, позволяющих управлять информацией и информационными потоками, необходимо использовать системы, реализующие возможность получения информации из внешней среды образовательного учреждения. Это информация, регламентирующая деятельность образовательного учреждения (законодательные акты, постановления, положения), информация распорядительного характера (письма, приказы вышестоящих организаций), мнения потребителей. Реакция на поступающую извне информацию является неотъемлемым условием реализации принципов СМК. Для автоматизации данного направления деятельности могут быть использованы различные информационные технологии: справочно-правовые системы, обеспечивающие доступ в любой момент времени к актуальным правовым актам РФ общего и отраслевого значения, а также правовым актам, касающимся отдельных категорий граждан; электронная почта, позволяющая организовать взаимодействие с различными организациями, партнерами, потребителями; сайт образовательного учреждения, который предоставляет возможность обсуждения ключевых вопросов на форуме или размещения мнений и отзывов о деятельности учебного заведения в «гостевой книге». Формирование системы получения информации из внешней среды позволяет своевременно реагировать на требования и вырабатывать алгоритм деятельности образовательного учреждения [5].

Для обеспечения устойчивого развития процессов информатизации и внедрения информационных технологий во все сферы управленческой деятельности необходимо придерживаться следующих принципов информатизации управления образованием.

1. Принцип информационной и аналитической открытости.

Организационная система должна быть максимально открыта для получения информации из всего спектра имеющихся внешних источников и для увеличения возможностей аналитической обработки.

Величины объема и скорости получения информации оказывают позитивное воздействие на устойчивость. Их желательно максимизировать, так как они компенсируют возможную неустойчивость, исходящую из внутренней информационной неопределенности.

Введение предварительной структуризации поступающей информации должно проводиться под непосредственным содержательным контролем лиц, принимающих решения.

2. Принцип прогнозирования.

В организационной системе должны быть заложены информационно-аналитические механизмы прогнозирования внешней по отношению к ней ситуации, а также ее собственного поведения.

Прогнозирование лежит в основе упреждающих управляющих воздействий на процесс информатизации. Прогнозированию подлежит исполнимость принципов.

При недостаточности внешних источников информации прогнозирование должно опираться на групповые экспертные процедуры.

3. Принцип умеренной жесткости управления.

В организационной системе должна быть

предусмотрена уровневая информационно-управляющая структура. Она строится по правилу снижения требований к точности обработки информации по мере повышения уровня управления (и наоборот). На верхних уровнях приоритет имеют экспертные методы обработки информации.

Введение излишней структурной жесткости управления может привести к потере ее устойчивости, кризису развития. На каждом уровне необходимо предусмотреть девиационные процессы (отклонения от общего плана управления).

Негативно влияет на устойчивость управления величина скорости упорядочения управленческой структуры. Чем ниже скорость упорядочения, тем выше устойчивость.

4. Принцип сохранения работоспособности.

При разрыве, ослаблении или изменении отдельных связей между уровнями управляющей структуры организационная система должна продолжать функционировать, возможно с некоторой потерей эффективности.

Необходимо введение дублирующих управляющих связей, однако это не должно приводить к чрезмерной структурной жесткости управления.

5. Принцип обособленности (отделимости) функций управления.

Библиографический список

Каждая функция или задача управления потенциально отделяется от других функций, обладает некоторой независимостью от них.

Число функций может быть неограниченным. Общая проблемная область, объединяющая эти функции, должна быть определена (желательно с использованием исключений).

6. Принцип ограниченного покрытия.

Возможности средств и методов информатизации должны «покрывать» все функции управления некоторым ограниченным числом информационно-технологических компонентов (подсистем).

Компоненты организационной системы взаимодействуют между собой, причем сложность взаимодействия постоянно возрастает.

Каждая функция управления реализуется некоторым определенным заранее (желательно единственным) набором компонентов организационной системы.

При уровневом упорядочении подсистем распределение числа компонентов по уровням должно подчиняться ранговой закономерности.

7. Принцип дополнительности.

Определяются сочетания компонентов организационной системы с требованиями функций управления, которые принципиально не должны дополнительно реализовываться информационными средствами в ближайшей перспективе.

Формулируются функции управления, не подлежащие реализации на основе информационных технологий [3].

Эти принципы вытекают из фундаментальных закономерностей устойчивого управления интеллектуально-информационными системами, а также из опыта создания информационных систем в области управления образованием. Они позволяют качественно оценивать уровень устойчивости реализации тех или иных решений в области управления развитием процессов информатизации управленческих структур. Сформулированные принципы позволяют снизить вероятность ошибок в расстановке приоритетных задач в процессах информатизации, качественно определить влияние на устойчивость и целенаправленность управления таких ее характеристик, как уровень информационной и аналитической открытости, жесткость управления, компактность представления компонентов создаваемых информационных систем.

1. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования : Проблемы и перспективы [Текст] / Б. С. Гершунский. — М. : Педагогика, 2004. — 135 с.

2. Иванов, А. И. Разработка управленческого решения [Текст] / А. И. Иванов, А. В. Малявина. — М. : НОУ МАЭП ; ИИК «Калита», 2000.

3. Трахтенгерц, Э. А. Компьютерная поддержка принятия решений [Текст] / Э. А. Трахтен-герц. — М. : СИНТЕГ, 1998.

4. Матюшин, В. А. Информатизация процессного подхода в менеджменте качества [Текст] / В. А. Матюшин. — Киев : МЦ «Прирост», 2001. — 32 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для сотрудников пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М. : Издат. центр «Академия», 2003. — 224 с.

УДК 377 Т. А. Петрова, руководитель практического

обучения и трудоустройства Челябинского колледжа промышленной автоматики, канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: petrova-ta55@mail.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ МОБИЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы повышения профессиональной мобильности, противоречия на концептуальном уровне, а также на уровнях определения цели подготовки специалиста, организации и обеспечения подготовки. Определен объект, предмет и цель исследования, сформулированы группы предпосылок формирования профессиональной мобильности выпускника.

Ключевые слова: проблемы профессиональной подготовки мобильных специалистов в системе средних учебных заведений, мобильность как ведущий принцип современного профессионального образования, теоретико-методологическая основа исследования, предпосылки необходимости подготовки мобильных специалистов.

В системе образования до недавнего времени были актуальными формы и методы обучения, ориентированные на овладение системой готового знания. В настоящее время все чаще в качестве целей подготовки выступают деятельность, способность к ее вариативности, личностные качества, определяющие не столько узкопрофессиональные характеристики специалиста, сколько уровень его культуры, интеллектуальное развитие.

Бурные темпы развития современного общества, его динамизм и изменчивость делают необходимой подготовку технических специалистов с «двойным опережением». Сегодня необходимо вести речь о создании принципиально новой, неразрывно связанной с интегративными процессами концептуальной модели образования с качественно новой структурой, новыми системообразующими факторами.

Проблемы повышения как горизонтальной (географической), так и вертикальной (профессиональной) мобильности выпускников достаточно актуальны для современной России. Чтобы в полной мере использовать потенциал

специалистов, необходимо повышать их профессиональную мобильность. Стране нужны специалисты, умеющие и желающие учиться и адаптироваться к новым условиям.

Современный мир очень динамичен, возникают новые сферы деятельности, на протяжении жизни одного поколения могут происходить серьезнейшие структурные перестройки экономики. Поэтому современному специалисту необходимо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет недостаточно и придется на протяжении жизни постоянно доучиваться и переучиваться. Существенный вклад в рост профессиональной мобильности специалиста может внести изменяющая система образования России.

Исследование проблемы профессиональной подготовки мобильных специалистов в системе средних учебных заведений позволило выявить ряд противоречий:

1) на концептуальном уровне: - между двумя подходами к профессиональному образованию как к сфере непрерывного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.