Научная статья на тему 'Гуманистические основы создания единого информационно-образовательного пространства вуза в условиях развития информационного общества'

Гуманистические основы создания единого информационно-образовательного пространства вуза в условиях развития информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самерханова Эльвира Камильевна

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества, согласно которому системообразующим фактором интеграции всех компонентов образовательного континуума высшего учебного заведения выступает гуманистическая ориентация образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самерханова Эльвира Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC BASES OF CREATION OF UNIFORM INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY

In this article one of approaches to the organization of uniform information and educational space in higher education institution in the conditions of development of information society according to which as a backbone factor of integration of all components of an educational continuum of a higher educational institution humanistic orientation of educational activity acts is considered.

Текст научной работы на тему «Гуманистические основы создания единого информационно-образовательного пространства вуза в условиях развития информационного общества»

УДК 37

Э.К. САМЕРХАНОВА, д.п.н., проф., декан факультета дизайна и информационных технологий

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

E.K.Samerkhanova

HUMANISTIC BASES OF CREATION OF UNIFORM INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационнообразовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества, согласно которому системообразующим фактором интеграции всех компонентов образовательного континуума высшего учебного заведения выступает гуманистическая ориентация образовательной деятельности.

Ключевые слова: информационное общество, информатизация образования, единое

информационно-образовательное пространство вуза, гуманизация образования

In this article one of approaches to the organization of uniform information and educational space in higher education institution in the conditions of development of information society according to which as a backbone factor of integration of all components of an educational continuum of a higher educational institution humanistic orientation of educational activity acts is considered. Keywords: information society, education informatization, uniform information and educational space of higher education institution, education humanization

Сегодня термины «информационное общество» и «информатизация образования» прочно заняли свое место в лексиконе преподавателей и ученых. В большинстве случаев эти понятия ассоциируются с развитием информационных технологий и средств й, позволяющих осуществить глобальный эволюционный скачок.

Несмотря на это, учёные и специалисты ещё не пришли к единому пониманию содержания термина «информационное общество». В философском словаре под информационном обществом понимают характеристику стадии общественного развития, на которой решающее значение приобретает информация[2]. По мнению директора центра статистики Финляндии Х. Джесканен-Сандстрем, информационное общество - это общество, в котором производится большое количество информации и коммуникационных товаров и услуг и в котором существует развитая индустрия производства разнообразного информационного содержания.

Основатель теории цифровой цивилизации Д. Тапскотт подчёркивает, что информационное общество - это общество знаний, производящее интеллектуальные изделия, используя цифровую форму представления объектов.

Обобщая существующие подходы к пониманию информационного общества, можно сказать, что это общество нового типа, формирующееся в результате развития информационных и телекоммуникационных технологий.

Среди основных параметров информационного общества выделяют следующие:

• доступность информационных ресурсов, необходимых для профессиональной деятельности или в личных целях, которые каждый член общества, группа лиц, организация или учреждение могут получить в любое время;

• доступность современных информационных технологий и средств связи;

• создание развитой информационной структуры, позволяющей постоянно обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.

К характерным чертам и признакам информационного общества относят:

• формирование единого информационно-коммуникационного пространства как части мирового информационного пространства;

• становление, а в последующем - доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

В области информатизации образования в настоящее время сложилась устойчивая тенденция развития информационного пространства в обществе и требующая его наличия в вузах. В соответствии со стратегией развития информационного общества до 2020 года целью формирования единого информационно-образовательного пространства вуза является создание и развитие устойчивого потенциала для полноценного удовлетворения обучающихся на основе разветвлённой системы информационных ресурсов, их взаимодействия и обеспечения высокого уровня доступности путём их интеграции с российскими мировыми ресурсами.

Современный университет, являясь подсистемой информационного общества, неуклонно вбирает в себя все изменения, вызванные внедрением информационных технологий.

В связи с этим миссия университета в контексте современных условий модернизации и информатизации отечественного образования состоит в опережающем развитии гарантий качества научно-образовательной деятельности.

Стратегические цели вуза, касающиеся обеспечения доступности, качества образования, подготовки высококвалифицированных и востребованных специалистов в современном информационном обществе, соответствие его условиям внешней среды и сокращение затрат возможны только при внедрении в учебный процесс информационных технологий, при использовании инструментов электронного обучения, направленных на:

• развитие образовательного учреждения как центра единой научной и образовательной инфокоммуникационной среды;

• достижение нового качества образовательной и научной деятельности за счет использования информационных и телекоммуникационных инноваций.

Стратегическими задачами вуза становятся:

• Формирование базы электронных образовательных ресурсов, системы обеспечения их качества.

• Развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса, формирование единого информационного образовательного пространства учебного заведения.

• Информатизация процессов управления образовательным учреждением.

• Организация системы непрерывного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и работников образовательного учреждения в области информационно-коммуникационных технологий.

• Оснащение образовательного учреждения современными аппаратнопрограммными средствами и информационно-коммуникационными технологиями, развитие телекоммуникационной инфраструктуры.

Под единым информационно-образовательным пространством вуза в основном понимают совокупность участников информационного процесса, информационных ресурсов, организационных структур, программно-технических средств и организационнонормативных документов.

По мнению Г. Головичер, для создания единого информационно-образовательного пространства на основе использования новейших технологий необходима принципиально новая аппаратная, технологическая и программная база, обеспечивающая:

-единство информационной среды системы образования;

-повышение качества образования;

-создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе новых информационных технологий;

-оптимизацию использования информационно-методических ресурсов.

Очевидно, что создание единого информационно-образовательного пространства в вузе позволит решить такие проблемы, как:

• Организация сетевого взаимодействия структурных подразделений для развития мобильности, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.

• Создание единой системы мониторинга и оценки качества образования.

• За счет унификации форм представления отчетных документов.

• Создание системы дистанционного обучения в системе общего и дополнительного образования.

• Автоматизация документооборота.

В области образовательной деятельности создание единого информационнообразовательного пространства необходимо для развития целостной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям инновационной экономики через:

• поддержку и развитие единой информационной среды для реализации образовательной деятельности;

• разработку программ информатизации развития специальностей;

• разработку нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ внедрения инновационной системы поддержки образовательной деятельности на базе новых информационных технологий;

• внедрение системы дистанционного обучения;

• использование в учебном процессе инновационных форм обучения: телеконференций, лекций в режиме видеоконференций, онлайновых обсуждений;

• создание мультимедийных образовательных ресурсов;

• освоение преподавательским составом инструментальных средств для разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и методик их использования в образовательном процессе;

• сертификация электронных образовательных ресурсов в соответствии с международными стандартами;

• целевая разработка электронных учебно-методических комплексов по предметным областям учебного плана специальностей;

• разработка электронных учебников на базе использования современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих формировать образовательную среду с учетом личностно-ориентированного подхода;

• организация интернет-тестирования студентов.

В области научной и научно-инновационной деятельности создание единого информационно-образовательного пространства необходимо для:

• развития единой информационной интегрированной среды для реализации научных исследований;

• организации и проведения научных телеконференций по различным отраслям знаний;

• реализации инновационных программ повышения квалификации для преподавателей вузов, научных сотрудников и других категорий работников в области ^-технологий;

• введение международной сертификации специалистов по различным направлениям на основе информационно-коммуникационных технологий (Intel,Microsoft,Cisco.)

В области управления создание единого информационно-образовательного пространства необходимо для:

• внедрения автоматизированной системы управления образовательным учреждением;

• предоставления автоматизированных рабочих мест для студентов, преподавателей и научных работников;

• создание системы стимулирования разработки и использования в образовательном процессе электронных ресурсов и новых информационных технологий обучения;

• модернизации и расширения материально-технической базы информатизации в образовательном учреждении в соответствии с разработанными стандартами оснащения рабочих мест.

В образовательной реальности, в силу ее чрезвычайной сложности, реализация тех или иных теоретических построений и концептуальных подходов всегда носит вариативный характер. Поэтому и организация единого информационно-образовательного пространства в вузе может осуществляться с разных методологических позиций. Согласно выбранному нами методологическому подходу, системообразующим фактором интеграции всех компонентов образовательного континуума высшего учебного заведения в единое информационно-образовательное пространство выступает гуманистическая ориентация образовательной деятельности, выражающаяся в приоритете целей развития и саморазвития личности обучающихся, раскрытия ее потенциальных возможностей.

Гуманистическая ориентация преобразований определяет их содержательную направленность на личность обучающегося.

В структурном аспекте деятельности вуза это требует:

- усиления личностной ориентации в структуре подготовки специалистов (целесообразный отбор специальностей и направлений подготовки) и образовательных программах с целью создания условий для фундаментализации, универсализации образования, подготовки высокопрофессиональных кадров, мобильных и адаптивных к современному рынку труда и обществу в целом;

- смены управленческой идеологии администрирования на идеологию управления качеством образования и соответствующей перестройки организационно-управленческой структуры вуза;

- разработки, в пределах компетенции вуза, в каждом сегменте образовательного пространства законов, норм и правил жизнедеятельности субъектов образования, направленных на ее демократизацию и обеспечивающих реализацию принципа «образование

- не подготовка к жизни, а сама жизнь».

Образовательное учреждение при этом должно рассматриваться как образовательное пространство воспроизводства человека, саморазвития личности и раскрытия ее потенциальных возможностей.

В процессуальном аспекте, в соответствии с современными общественными ценностями и потребностями, новой стратегической целью обучения становится не формирование знаний, умений и навыков, а профессиональное развитие студентов, их профессиональных способностей, необходимых непосредственно для будущей деятельности и в сфере жизнедеятельности в целом. Профессиональное развитие включает в себя, наряду с когнитивными, интеллектуальными характеристиками обучающегося, также совокупность

профессионально значимых качеств, позволяющих наилучшим образом осуществлять свою деятельность, достигая при этом оптимальных результатов. Профессиональное развитие определяется, прежде всего, личностью обучающегося, его опытом, стремлением к самообразованию, творческим отношением к профессиональной деятельности.

Более того, в качестве основной задачи высшей школы актуализируется проблема формирования у обучающихся в процессе учебной деятельности потребности к саморазвитию, что, в свою очередь, приводит к появлению новых профессиональных способностей, позволяющих специалисту действовать ситуативно и проявлять творчество в своей работе. Отправной точкой в организации обучения и образования в целом в этом случае становится не тот социокультурный опыт (знания, умения, навыки, модели познания и деятельности), которым необходимо вооружить обучающегося, а его уникальный внутренний мир, который должен самореализоваться в процессе освоения этого опыта.

Необходимым признается в образовании и создание условий для формирования у обучающихся еще в процессе обучения опыта социального взаимодействия, функционирования, обеспечивающего гармонизацию взаимодействия человека со своим природным, рукотворным, социальным и психоантропологическим окружением.

Преобразование ресурсного компонента должно быть направлено на глубокую интеграцию всех ресурсов внешней среды. Причем интегрирующим фактором должны выступать гуманистические по самой своей сути цели профессионального развития -саморазвития обучающихся. Именно такая интеграция, т.е. включение в образовательный процесс многообразных факторов среды, расширяющих границы образовательного пространства до пространства социального, создаст условия для преодоления существующего разрыва между образованием и жизнью.

Коммуникативную подсистему интеграция затрагивает прежде всего с точки зрения характерного для вузовской практики разрыва между коммуникативными системами преподавателей и обучающихся, который обусловлен укорененностью субъект-объектных отношений в традиционно организованном образовательном процессе. Принятие обучающегося как полноценного субъекта образования обусловливает необходимость существенного преобразования всей структуры разноуровневых коммуникативных связей и отношений вуза на основе интеграции.

Преобразование системы деятельностей направлено, в первую очередь, на интеграцию ее гносеологических и практических разновидностей, что обеспечит преодоление все углубляющегося в последние годы разрыва между теоретическим обучением и практическим освоением профессиональной деятельности в вузах.

Важным условием интеграции всего образовательного пространства и оптимизации образовательного процесса выступает преобразование когнитивно-информационной подсистемы вуза в единое информационно- образовательное пространство, интегрированное в информационные пространства иерархически более высокого уровня.

Однако определяющим условием организации в вузе единого информационнообразовательного пространства является сущностная, реальная, а не декларативная гуманизация системы ценностей, как социокультурных, выступающих основой для жизни в современном информационном обществе. Эти ценности, воспринятые всеми участниками деятельности вуза, должны стать «состоянием духа» в учебном заведении, поскольку только это обеспечит практическое осуществление всех необходимых преобразований.

Таким образом, системообразующим фактором интеграции всех компонентов образовательного континуума высшего учебного заведения в единое информационнообразовательное пространство выступает гуманистическая ориентация образовательной деятельности, выражающаяся в приоритете целей развития и саморазвития личности обучающихся, раскрытия ее потенциальных возможностей. Тогда, создав единое информационно-образовательное пространство в вузе, мы сможем подняться на качественно

новую ступень развития образования, осваивать и эффективно использовать все возможности, предоставляемые новейшими информационными технологиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варакин, Л.Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и

социально-экономические аспекты / Л.Е.Варакин. - М.: Международная академия связи, 2001.

2. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.ТК Велби, 2004. - С.139-140.

3. Мониторинг информационного общества и общества знаний: статистические данные.

- Спб.:Издание ЮНЕСКО для всемирного саммита по информационному обществу, 2004. -С.12

4. Самерханова, Э.К. Информационно-образовательное пространство: теоретико-

методологический аспект / Э.К.Самерханова. - Н.Новгород: НГПУ, 2011.

5. Тапскотт, Д. Электронно-цифровое общество / Д.Тапскотт. - М.: Рефл-бук, 1999. - С. 120-122.

© Самерханова Э.К., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.