Научная статья на тему 'К вопросу об актуальности проблемы подготовки студентов юридических вузов к педагогической деятельности'

К вопросу об актуальности проблемы подготовки студентов юридических вузов к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / FUTURE LAWYERS / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова И.В.

Актуальность проблемы подготовки студентов юридических вузов к педагогической деятельности автор рассматривает с позиции выделенных противоречий социально-педагогического, научно-педагогического, научно-методического характера. Необходимость моделирования данного процесса обусловлена требованиями ФГОС третьего поколения, социальным заказом общества в сфере высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF RELEVANCE OF PROBLEM OF LAW STUDENTS TRAINING TO PEDAGOGICAL ACTIVITY

The relevance of law students training to pedagogical activity is considered from the position ofthe contradictions of social, educational, scientific and educational, scientific and methodological nature. The necessity of modeling process of training future lawyers to pedagogical activity due to the requirements of the Federal state educational standard of the third generation and the social order in the higher education.

Текст научной работы на тему «К вопросу об актуальности проблемы подготовки студентов юридических вузов к педагогической деятельности»

13. Курылев, А. С. Проектирование информационно-образовательной среды открытого профессионального образования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. С. Курылев. — Калининград, 2008. — 40 с.

14. Лобанова, Е. В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Е. В. Лобанова. — М., 2005. — 314 с.

15. Назаров, С. А. Педагогическая модель информационно-образовательной среды технического вуза [Текст] / С. А. Назаров, В. А. Назаров, Т. С. Каменева // Педагогические науки. — № 6. — 2006. — С. 292-297.

16. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.

17. Львов, Л. В. Повышение эффективности системы подготовки педагогов профессионального обучения [Текст] : монография / Л. В. Львов. — Челябинск : Ид-во ЧГАА, 2009. — 154 с.

18. Малиатаки, В. В. Информационная образовательная среда : Исторический аспект [Электронный ресурс] / В. В. Малиатаки // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 82-2. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-obrazovatelnaya-згеЬачзЬпсИеэ^у-аэреМ.

19. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы : Постановление ВС СССР от 12.04.1984 г. № 13-Х1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12023.htm.

20. Роберт, И. В. Концепция информатизации образования [Текст] / И. В. Роберт ; ВНИК ГКНО СССР // Информатика и образование. — 1990. — № 1. — С. 3-9.

21. Уваров, А. Ю. Вступая в век информации [Текст] / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. — 1995. — № 2.

22. Пасхин, Е. Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования [Текст] / Е. Н. Пасхин // Системы и средства информатики : Информационные технологии в образовании : От компьютерной грамотности — к информационной культуре общества / отв. ред. И. А. Мизин. — Вып. 8. — М. : Наука, Физматлит, 1996. — С. 84-90.

23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. К. Петров ; под ред. Е. С. Полат. — М. : Изд. центр «Академия», 1999. — 224 с.

24. Шолохович, В. Ф. Информационные технологии обучения [Текст] / В. Ф. Шолохович // Информатика и образование. — 1998. — № 2. — С. 5-13.

25. Развитие единой образовательной информационной среды (на 2001-2005 годы) : Федеральная целевая программа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inforegion. ru/ru/main/science/IT_education/REOIS.

26. Электронная Россия (на 2002-2010 годы) : Федеральная централизованная программа [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.nbuv.gov.ua/law/01ru-er.html.

27. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elementy.ru/Library9/r1340.htm.

28. Проект «Информатизация системы образования (ИСО)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/005463/34873.pdf.

29. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13430.html.

УДК 378 И. В. Краснова, ст. преп.

Уральского филиала Российской академии правосудия, г. Челябинск, e-mail: innakra@74.ru

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность проблемы подготовки студентов юридических вузов к педагогической деятельности автор рассматривает с позиции выделенных противоречий социально-педагогического, научно-педагогического, научно-методического характера. Необходимость моделирования

данного процесса обусловлена требованиями ФГОС третьего поколения, социальным заказом общества в сфере высшего профессионального образования.

Ключевые слова: будущие юристы, педагогическая деятельность, профессиональные компетенции.

Одним из основных критериев высокого качества профессионального образования на современном этапе развития России в свете требований Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. является образование, соответствующее требованиям инновационного развития экономики нашей страны. Признается необходимость вхождения образования в состав приоритетов общества и государства. Достижение поставленных целей связано с необходимостью развития и совершенствования юридического образования, поскольку профессия юриста социально значима для всех отраслей хозяйства и эффективного развития экономики страны, особенно в плане строительства правового государства и гражданского общества.

Необходимым условием повышения качества юридического образования является формирование высококвалифицированного педагогического корпуса. Однако сегодня очень остро стоит проблема недостатка педагогических кадров для высших учебных заведений юридической направленности. Конечно, есть педагогические высшие учебные заведения, которые осуществляют подготовку студентов по специализации «Правоведение». Надо признать, что такие специалисты вполне удовлетворяют потребности среднего образования, но для высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования их квалификации недостаточно. Выходом из этой ситуации стало привлечение профессиональных юристов к преподавательской деятельности. Однако преподаватели-юристы, как правило, не имеют профессионального педагогического образования, а являются специалистами в разных предметных областях, не ориентированных на деятельность в сфере образования. Практика и специальные исследования, проведенные в нескольких вузах юридического профиля, привели к выводу о том, что среди преподавателей юридических дисциплин только около 30 % имеют второе высшее педагогическое образование либо прошли переподготовку по направлению «Педагогика».

Преподаватели-юристы, не имеющие педагогического образования, в своей работе, как правило, воспроизводят деятельность своих бывших преподавателей, при этом не только подражая всему хорошему, но и повторяя

их ошибки. Нельзя не согласиться с мнением К. С. Бельского и Л. А. Зайцевой, что «преподавателю-юристу (профессору, доценту) для успешного выполнения стоящих перед ним задач недостаточно хорошо знать свой предмет. Он должен в той или иной степени обладать и педагогическим мастерством, хорошо понимать, что такое педагогический процесс, формы этого процесса, методы обучения студентов, методика чтения лекций, проведение семинарских занятий и т. д.» [1].

Необходимость педагогических знаний, умений и навыков обусловлена также тем, что в обязанности юристов, особенно сотрудников правоохранительных органов, входит распространение правовых знаний, воспитание правосознания и правовой культуры населения, просветительно-разъяснительная работа.

Решение обозначенной проблемы, на наш взгляд, состоит в использовании возможностей юридических вузов в подготовке студентов к педагогической деятельности. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» [квалификация (степень) «бакалавр»] предусмотрено формирование у студентов юридических вузов профессиональных педагогических компетенций. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями в педагогической деятельности:

- преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19) [2].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» [квалификация (степень) «магистр»] определяет следующие профессиональные компетенции в педагогической деятельности:

- способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15) [3].

Исследования, проведенные нами в этом направлении в высших учебных заведениях юридического профиля, показали, что вопрос о целенаправленной подготовке будущих юристов к педагогической деятельности еще не занял должного места в теории и практике юридических вузов. Так, анализ учебных программ преподаваемых в этих учебных заведениях дисциплин свидетельствует, что такие предметы, как юридическая педагогика или методика преподавания юридических дисциплин, в учебных планах отсутствуют; возможности учебной практики не используются в полном объеме, в заданиях по осуществлению правовой пропаганды, если такие задания включены в программу практики, развитие педагогической компетентности предусматривается лишь частично. Отсутствуют также спецкурсы, дисциплины специализации по изучаемой нами проблеме, а ведь именно они играют существенную роль в деле подготовки студентов юридических вузов к педагогической деятельности. Ситуация осложняется полным отсутствием учебников, методической литературы, научных исследований в данной области.

Таким образом, приходим к выводу, что в педагогической теории и практике существуют следующие противоречия:

1) социально-педагогического характера — с одной стороны, необходимо повышать качество юридического образования, с другой стороны, пока еще не полностью реализован потенциал современных вузов и ССУЗов юридического профиля в подготовке кадров — профессиональных преподавателей-юристов;

2) научно-педагогического характера — между наличием большого количества научных исследований, посвященных проблемам подготовки педагогов, и отсутствием методологической базы профессиональной подготовки будущих юристов к педагогической деятельности;

3) научно-методического характера — между необходимостью формирования профессиональных компетенций в педагогической деятельности у студентов по направлению подготовки «Юриспруденция» и недостаточной содержательно-методической обеспеченностью процесса подготовки будущих юристов к данной деятельности.

Выделенные противоречия, отсутствие методологической базы профессиональной подготов-

ки студентов юридических вузов к педагогической деятельности позволяют сформулировать важную проблему в теории и методике профессионального образования, которая заключается в необходимости исследования образовательного процесса в высших учебных заведениях указанного профиля и в поиске способов и условий организации процесса подготовки студентов к педагогической деятельности.

В педагогической теории проблемой подготовки преподавательских кадров для высших учебных заведений занимались такие ученые, как К. Д. Фарбер [4], В. И. Загвязинский, Л. И. Гриценко [5], Л. И. Петражицкий [6], И. И. Кобыляцкий [7], М. С. Дмитриева [8] и др. В современной науке эта тема также является актуальной. К. С. Бельский, Л. А. Зайцева [1], А. М. Столяренко [9], К. М. Левитан [10] и другие ученые в своих работах поднимают вопрос о качестве педагогических кадров вузов юридического профиля. В исследованиях основное внимание уделяется переподготовке или самообразованию юристов, пожелавших сделать карьеру в рамках учебного заведения. Вместе с тем, несмотря на достижения в педагогической науке в данном направлении, не стало предметом изучения создание научно обоснованной модели подготовки будущих юристов к педагогической деятельности, не в полной мере изучены педагогические условия, обеспечивающие высокий уровень педагогической компетентности выпускников юридических вузов.

Мы считаем, что подготовка студентов юридических вузов к педагогической деятельности будет более эффективной, если в качестве теоретико-методологической стратегии избрать контекстно-правовой подход и на его основе разработать педагогическую модель, включающую в себя дидактический, межличност-но-коммуникативный, рефлексивный компоненты. Данный подход имеет существенные возможности для решения нашей проблемы, ибо правовой подход обеспечивает необходимый уровень правовой культуры и профессионального правосознания, уважения норм права, их авторитета у будущего педагога-юриста, а контекстный подход позволяет спроектировать комплекс профессиональных компетенций в педагогической деятельности, подлежащий формированию и развитиюв процессе профессионального образования, включая студента в ситуации решения профессионально-педагогических задач. Для оптимального решения обозначенной проблемы данные подходы рассматриваются нами в единстве и взаимосвязи,

образуя новую конфигурацию, позволившую шения и определить методологический фунда-внести необходимую строгость задач, их ре- мент исследования.

Библиографический список

1. Бельский, К. С. Педагогический процесс в юридическом вузе [Текст] : цикл материалов по вузовской педагогике / К. С. Бельский, Л. А. Зайцева // Юридическое образование и наука. — 2009. — № 1. — С. 27-33.

2. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : приказ Минобразования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464. — Режим доступа: www.garant.ru/products/ ¡ро/рпте^ос/98430.

3. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс] : приказ Минобразования и науки РФ от 14 дек. 2010 г. № 1763. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ р^и^Лро/рпте^ос/55070501.

4. Фарбер, К. Д. Очерки вузовской педагогики [Текст] / К. Д. Фарбер. — Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — 252 с.

5. Загвязинский, В. И. Основы дидактики высшей школы [Текст] / В. И. Загвязинский, Л. И. Гриценко. — Тюмень : Изд-во ТГУ, 1978. — 91 с.

6. Петражицкий, Л. И. Университет и наука [Текст] : в 2 ч. / Л. И. Петражицкий. — СПб., 1908. — 335 с.

7. Кобыляцкий, И. И. Дидактические основы учебного процесса в высшей школе [Текст] : курс лекций / И. И. Кобыляцкий. — Одесса : Изд-во ОГПИ, 1972. — 124 с.

8. Дмитриева, М. С. Управление учебным процессом в высшей школе [Текст] / М. С. Дмитриева. — Новосибирск : Изд-во НЭТИ, 1971. — 180 с.

9. Столяренко, А. М. Юридическая педагогика [Текст] : курс лекций / А. М. Столяренко. — М.: Экмос, 1999. — 81 с.

10. Левитан, К. М. Юридическая педагогика [Текст] : учебник / К. М. Левитан. — М.: Норма, 2008. — 432 с.

УДК 377.5 И. В. Милюков, зам. директора по УПР Челябин-

ского техникума торговли и художественных промыслов, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

В статье дается определение компонентного состава информационной системы, направленной на управление образовательным учреждением, анализируются принципы, которых необходимо придерживаться для обеспечения устойчивого развития процессов информатизации и внедрения информационных технологий во все сферы управленческой деятельности в образовании.

Ключевые слова1: информационные технологии, информационная система, подсистема, принципы информатизации.

1 Информационные технологии — вычислительная техника, средства коммуникации, программное обеспечение и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Информационная система — программно-аппаратная система, предназначенная для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающая в соответствии с заложенной в нее логикой обработки возможность получения, модификации и хранения информации. Подсистема — часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Принципы информатизации — руководящие положения, которых необходимо придерживаться в процессе внедрения средств информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.