Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущих инженеров в условиях информатизации общества'

Профессиональная подготовка будущих инженеров в условиях информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIZATION OF THE SOCIETY / TRAINING OF ENGINEERS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неделяева Татьяна Анатольевна, Бахтиярова Людмила Николаевна

В статье рассматриваются вопросы информатизации общества и профессиональной подготовки будущих инженеров, использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности инженера и в процессе обучения будущих инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional training of future engineers in the conditions of informatization of the society

The object of the article is the informatization of the society and professional training of future engineers. The use of modern information technologies in the professional engineers activities and in the training of future engineers is considered.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущих инженеров в условиях информатизации общества»

УДК 378:62

Т. А. Неделяева, Л. Н. Бахтиярова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются вопросы информатизации общества и профессиональной подготовки будущих инженеров, использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности инженера и в процессе обучения будущих инженеров.

The object of the article is the informatization of the society and professional training of future engineers. The use of modern information technologies in the professional engineers activities and in the training of future engineers is considered.

Ключевые слова: информатизация общества, подготовка инженеров, информационные и коммуникационные технологии.

Keywords: informatization of the society, training of engineers, information and communication technologies.

Информатизация является решающим фактором развития современного общества, обеспечивающим соответствующий уровень жизни всех его членов на основе использования технологий высокого уровня. В современном производстве и других видах деятельности человека информационные процессы и объекты играют важнейшую роль. Характерной особенностью современного этапа преобразования среды общения является усиление роли информационных процессов. Информационный обмен приобрел новые черты: унификация способа записи различных видов информации -оцифровка; передача данных по скоростным линиям связи; образование единого информационного пространства. Таким образом, опережающее влияние информационных технологий на развитие общественных отношений привело к необходимости перехода от индустриального общества к информационному, для которого характерно обеспечение требуемой степени информированности всех его членов и предоставление возрастающего объема информационных услуг высокого уровня.

В настоящее время лидирующее положение в мировом сообществе занимают именно те страны, которые развивают свою экономику за счет ис-

НЕДЕЛЯЕВА Татьяна Анатольевна - старший преподаватель кафедры математики и информатики Волжского государственного инженерно-педагогического университета

БАХТИЯРОВА Людмила Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики Волжского государственного инженерно-педагогического университета © Неделяева Т. А., Бахтиярова Л. Н., 2009

пользования передовых достижений науки и техники, а воплощение этих достижений в жизнь ложится на плечи инженеров. Отличительной чертой деятельности современного инженера является системный подход к решению сложных научно-технических задач, использование всего комплекса наук - естественных, технических, социальных и гуманитарных. Разнообразны и направления инженерной деятельности - проектно-конструкторская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская.

В связи с этим большое значение в развитии и поступательном движении общества играет подготовка специалистов, которая не может быть оторвана от конкретного временного этапа, от конкретных социально-экономических и культурных условий жизни, поскольку каждый этап развития общества предъявляет определенные требования к системе профессиональной подготовки. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. основной целью профессионального образования на современном этапе является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования» [1].

Проблемы подготовки инженерных кадров остро стоят не только перед Россией. Создано значительное количество организаций различного уровня, которые принимают активное участие в определении требований к уровню знаний, подготовленности к практической деятельности современных инженеров: FEANI - Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций, SEFI -Европейское общество инженерного образования, ESOEPE - Европейская постоянная наблюдательная комиссия по инженерной профессии и образованию и т. д. Так, например, в рамках проекта EUR-ACE (EURopean Accredited Engineer), финансируемого Европейской Комиссией, профессиональными организациями ряда стран (Великобритания, Ирландия, Германия, Франция, Италия, Португалия, Румыния и Россия) под руководством FEANI и при участии ряда других организаций в 2004-2005 гг. были разработаны «EUR-ACE Рамочные стандарты аккредитации инженерных программ», не только предъявляющие требования к уровню профессиональной подготовки, необходимой для «вхождения в инженерную профессию», но и способствующие «развитию мобильности среди выпускников инженерных программ». В стандар-

Неделяева Т. А, Бахтиярова Л. Н. Профессиональная подготовка будущих инженеров.

тах отражается подготовка инженеров в два цикла. Требования, представленные в них, основаны на компетентностном подходе и разделены на шесть групп: знание и понимание; инженерный анализ; инженерное проектирование; исследования; инженерная практика; личностные качества [2]. Например, в соответствии с этим документом инженерный анализ предполагает наличие таких качеств, как способность решать незнакомые, нечетко определенные задачи; способность формулировать и решать задачи в новых и новейших областях своей специализации; способность применять инновационные методы для решения инженерных задач.

Таким образом, выпускники инженерных программ должны обладать не только позитивным отношением к выбранной сфере деятельности и прочными профессиональными знаниями в области своей специализации с учетом последних научных разработок, но и владеть знаниями в области смежных наук, творческим подходом к решению задач, умением решать нестандартные задачи, использовать различные информационные источники и уметь применять для анализа полученных данных информационные и коммуникационные технологии общего и профессионального назначения. Серьезные требования предъявляются и к личностным качествам инженера, главными из которых являются умение работать в команде, понимание степени ответственности за результаты своих действий как перед участниками коллектива, так и перед обществом и осознание необходимости постоянного повышения своего профессионального уровня.

Названные компетенции согласуются с основными требованиями к обязательному минимуму содержания профессиональной подготовки по конкретным направлениям и специальностям, представленным в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Так, например, согласно ГОС ВПО инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста «657800 - Конструкторско-технологичес-кое обеспечение машиностроительных производств» должен выполнять следующие виды профессиональной деятельности: проектно-конструкторскую; производственно-технологическую; организационно-управленческую; научно-исследовательскую; эксплуатационную [3].

В соответствии с названными видами профессиональной деятельности дипломированный специалист должен быть готов к решению профессиональных задач в области создания новых технических объектов и технологий их изготовления с учетом функциональных, экономических, эстетических, управленческих и иных требований, должен принимать участие в научных исследованиях в выбранной области, быть членом коллектива и уметь организовать работу коллектива. Для этого

ему необходимо не только владеть основами инженерной деятельности, но и знать особенности современного производства, основы экономики и управления, потребности рынка, быть в курсе последних научных разработок, владеть информационными технологиями в области конструкторско-технологической подготовки производства, сбора и обработки информации, проведения научных исследований и экспериментов, управления и т. д.

Стандарты задают лишь требования к минимуму содержания образовательного процесса, подготовка же полноценного специалиста невозможна без ориентации учебных заведений на работодателя, на требования современного производства, на комплексный характер обучения. В идеале обучение должно носить опережающий характер по отношению к реалиям производства. Вместе с тем необходимо стремиться к максимальной идентичности информационных сред, технических средств и технологий, используемых в процессе обучения студентов и в профессиональной деятельности инженеров; прошли те времена, когда выпускников «доучивали» на рабочих местах. В условиях конкуренции на рынке труда, в условиях жесткого отбора, когда на работу требуются люди «со стажем работы не менее...», будущий инженер должен обладать прочными профессиональными знаниями, отвечающими современному уровню развития науки, техники, информационных и коммуникационных технологий.

Особую значимость это положение имеет для технических учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для отраслей, выпускающих сложную наукоемкую продукцию. Вместе с тем важно, чтобы выпускники были не только инженерами-теоретиками, но и инженерами-практиками. В связи с этим подготовка инженеров нового типа требует создания единого информационного образовательного пространства, объединяющего образовательные, научные учреждения и промышленные предприятия, для решения реальных производственных и научно-исследовательских задач на базе студенческих производственных объединений и исследовательских лабораторий, возглавляемых ведущими преподавателями и представителями предприятий и научных учреждений.

Повсеместный переход промышленных предприятий к CALS-технологиям (Continuous Acquisition and Lifecycle Support - непрерывное сопровождение и поддержка жизненного цикла изделий) выдвинул обязательное требование к современному инженеру - владение информационными и коммуникационными технологиями общей и профессиональной направленности. А. Н. Ковшов, Ю. Ф. Назаров и другие отмечают, что одним из факторов, препятствующих широкому распространению CALS-технологий в России, является «недостаточное знакомство специалистов в области промыш-

ленного производства с методами и средствами информационной поддержки изделий на этапах их жизненного цикла» [4].

Таким образом, исходя из требований современного уровня развития мировых и передовых российских промышленных предприятий, специалист должен обладать комплексными знаниями: в области автоматизации конструкторско-технологи-ческой подготовки производства (CAD/CAM/CAE -Computer Aided Design/Computer Aided Manufacturing/Computer Aided Engineering - компьютерное проектирование/компьютерная подготовка производства/инженерные расчеты); в области управления проектными данными (PDM - Product Data Management); иметь представление о системах, используемых на производственном уровне (MES -Manufacturing Execution System - производственная исполнительная система, MRP-2 - Manufacturing Resource Planning - управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятия), для управления ресурсами предприятия (ERP - Enterprise Resource Planning).

Этап внедрения CAD/CAM/CAE успешно прошла большая часть промышленных предприятий страны. Данные информационные технологии успешно используются и в профессиональной подготовке студентов в технических вузах. Следующим шагом в процессе информатизации предприятий стало внедрение систем управления проектными данными (PDM), что требует не только серьезной подготовки и перестройки принципов работы, материальных затрат, но и психологической перестройки сотрудников. Системы подобного рода позволяют работать с едиными базами данных, исключающими дублирование информации, создавать единое информационное пространство предприятия (предприятий).

Кроме решения информационных задач жизненного цикла изделий PDM-система выступает в качестве рабочей среды для любого сотрудника предприятия (конструктор, технолог и др.), который в процессе своей работы постоянно находится в ней, а PDM-система обеспечивает все его информационные потребности, начиная от просмотра модели и заканчивая утверждением изменений конструкции изделия. Полноценная PDM-система в условиях производства решает такие задачи, как управление хранением данных об изделиях и документации на них, управление потоком работ и протоколированием действий пользователя и изменений данных, управление составом изделия, календарное планирование, распределение изделий и документов в соответствии с различными классификаторами и др.

В условиях информатизации общества возрастает спрос предприятий на использование PDM-систем как мощное средство реинжиниринга бизнес-процессов, растет спрос и на специалистов, вне-

дряющих эти системы и имеющих опыт работы с ними. Для обучения специалистов в этой области в настоящее время проводятся различные бизнес-семинары, видеокурсы, тренинги. Вместе с тем РБМ-системы могут быть успешно использованы в учебном процессе технических учебных заведений для создания информационной рабочей среды, идентичной той, в которой находится инженер-механик предприятия машиностроительного профиля. Практика работы с РБМ-системой в вузе позволила выявить ее дидактические возможности:

1. Организация информационно-образовательной базы данных. Объектами хранения выступают образовательные и информационные ресурсы вуза (учебно-методические комплексы по дисциплинам, каталоги оборудования, различные справочники, бакалаврские работы, дипломные проекты, магистерские диссертации, курсовые работы, рефераты и т. д.).

2. Средство информационной поддержки системы менеджмента качества в рамках единой интегрированной информационной системы управления вуза. Просматривается идентичность процессов производства продукции на предприятии и профессиональной подготовки будущих инженеров в вузе. «Жизненный цикл» изделия и будущего специалиста начинается с построения модели. Модель будущего инженера описывается требованиями к его компетенциям, в основе которых лежат государственные образовательные стандарты. «Жизненный цикл» будущего специалиста, отраженный в учебных планах и рабочих учебных программах и заложенный в РБМ-систему в виде результатов контрольных и курсовых работ, проектов разного уровня, зачетов, экзаменов и др., позволяет по шагам отследить качество его профессиональной подготовки, сравнить с описанием модели.

3. Средство управления информационными потоками, возникающими в ходе учебного процесса между студентами и преподавателями. В процессе обучения студентами создается большое количество электронных документов, которые можно классифицировать по типу используемого прикладного программного обеспечения и выходной информации (текст, графики, расчеты, видео, 3Б-мо-дели, техпроцессы и т. д.), по виду работ (рефераты, лабораторные и курсовые работы, дипломные проекты и т. д.). Каждый из этих документов имеет свой «маршрут» движения от начальной точки (выдача задания) до конечной точки (защита), свой «жизненный цикл», который может исчисляться учебными неделями (лабораторные работы) или семестрами (дипломные проекты). Названные информационные потоки не относятся к области управления образовательным учреждением и непосредственно учебным процессом, но по объему не уступают документообороту управленческого характера. В большинстве случаев эта информация

Волжаноба О. А. Некоторые аспекты внедрения гендерного подхода 6 вузовское образование

хранится в неупорядоченном, разрозненном виде и требует структуризации. Используя возможности маршрутизации систем управления проектными данными в PDM-системе, можно задать однозначное автоматическое движение всех документов от момента выдачи задания преподавателем и до момента помещения выполненной студентом работы в строго определенное место хранилища. В данном случае решаются две задачи: упорядочиваются информационные потоки и происходит пополнение базы данных.

4. Наглядное учебное средство, обеспечивающее контекст профессиональной деятельности будущего инженера. Преподаватель и студент ведут диалог через информационную среду PDM-систе-мы, решая учебные задачи. Аналогичные задачи -разработка конструкций, технологических процессов и т. д. - в той же информационной среде предстоит решать будущему инженеру в своей профессиональной деятельности. Навыки работы в информационной среде управления проектными данными, приобретенные будущими специалистами в вузе, станут залогом их личного профессионального роста, будут способствовать информатизации предприятий, повышению эффективности их работы.

Примечания

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. № 4.

2. Рамочные стандарты аккредитации инженерных программ EUR-ACE // http://www.ac-raee.ru/files/ A1_ru.pdf.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста «657800 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». М., 2001.

4. Информационная поддержка жизненного цикла изделий машиностроения: принципы, системы и технологии CALS/ИПИ: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А. Н. Ковшов, Ю. Ф. Назаров, И. М. Ибрагимов, А. Д. Никифоров. М.: Изд. центр «Академия», 2007.

УДК 378-057.875(045)

О. А. Волжанова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье дан анализ опыта внедрения гендерного образовательного подхода на основе социально-конструктивистской парадигмы. Описаны структура курса по гендерным исследованиям, применяемые методы, а также приведены результаты эксперимента по влиянию учебного курса на тендерную идентичность будущих учителей.

The article deals with the analysis of experience in gender approach integration on the basis of socio-constructive paradigm. The structure of the course and the methods used in gender research are depicted, as well as the results of higher educational influence on gender identity of future teachers.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, конструирование, студент, школа, самоидентификация, самореализация, педагогические условия, ген-дерная педагогика, социализация, скрытый учебный план, гендерные стереотипы, гендерный подход, ген-дерная асимметрия, технология, проектная деятельность.

Keywords: gender, gender identity, designing, student, school, self-identification, self-actualization, educational conditions, gender pedagogic, socialization, latent curriculum, gender stereotypes, gender approach, gender asymmetry, technology, project.

Комплекс проблем, поставленных критическими исследованиями в области тендерных отношений, обозначил ряд новых задач перед образовательными системами практически всех стран. Не является исключением и российская система вузовского образования.

Основное противоречие в этой области может быть сформулировано как противоречие между потребностью общества в ликвидации тендерной асимметрии, в формировании творческой ответственной личности, с одной стороны, и фактическим функционированием системы образования, в том числе вузовского, в качестве основного социального института, воспроизводящего эту асимметрию, -с другой.

В качестве решения этой проблемы произошло формирование парадигмы гендерного образования, нацеленной на преодоление гендерного неравенства и в самой системе образования, и в обществе целом. Собственно, формирование новой гендер-ной культуры в образовательном пространстве может рассматриваться как педагогический процесс, который является дальнейшим продолжением по-

ВОЛЖАНОВА Ольга Алексеевна - заместитель директора по учебной работе Института гражданской защиты Удмуртского государственного университета © Волжанова О. А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.