Научная статья на тему 'Стратегия развития CALS-технологий в Томском политехническом университете'

Стратегия развития CALS-технологий в Томском политехническом университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цапко Г. П., Цапко С. Г.

Проанализировано развитие высокотехнологического предприятия в условиях современного рынка. Выделены основные цели и задачи развития новых информационных технологий применительно к научной, образовательной и производственной сферам деятельности. Определены основные направления развития CALS%технологий в научной и образовательной деятельности. Показана история развития в ТПУ отдельных направлений составляющих стратегические позиции CALS%методологии. Разработана стратегия внедрения и развития CALS%технологий в учебной и научной деятельности ТПУ. Даны рекомендации и сформулирован план основополагающих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цапко Г. П., Цапко С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Strategy of Development of Cals-Technology in Tomsk Polytechnic University

The development of advanced technology enterprise in the modern market conditions has been analysed. The main goals and problems of development of new information technologies in the field of science, education, and production are revealed. The fundamental directions of CALS-technology development in scientific and educational field are defined. The history of particular direction development in TPU forming the strategy positions of CALS-methods is shown. The strategy of introduction and development of CALS-technology in science and education in TRU is developed. The recommendations are given and the layout of the main actions is formulated.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития CALS-технологий в Томском политехническом университете»

УДК 658.012:004.42

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ CALS-ТЕХНОЛОГИЙ В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Г.П. Цапко, С.Г. Цапко

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Проанализировано развитие высокотехнологического предприятия в условиях современного рынка. Выделены основные цели и задачи развития новых информационных технологий применительно к научной, образовательной и производственной сферам деятельности. Определены основные направления развития CALS-технологий в научной и образовательной деятельности. Показана история развития в ТПУ отдельных направлений составляющих стратегические позиции CALS-методологии. Разработана стратегия внедрения и развития CALS-технологий в учебной и научной деятельности ТПУ. Даны рекомендации и сформулирован план основополагающих мероприятий.

Анализ развития промышленных предприятий развитых стран доказывает закономерность снижения стоимости товара и повышения его качества пропорционально степени внедрения новых информационных технологий. Данный эффект является следствием всеобщей автоматизации производственных отношений. Автоматизация производственных отношений достигается за счет внедрения: автоматизированных систем проектирования (CAD), систем комплексного анализа и инженерных расчетов (CAE), компьютерных систем поддержки изготовления изделий (CAM) [1-5].

Обязательной составляющей современного автоматизированного производства является информационная система управления данными об изделии (PDM/PLM-система). Также современные предприятия используют ERP-системы. Данные системы предназначены для управления бизнес-процессами предприятия. Интеграция средств CAD-, CAE- и CAM-уровней с PDM/PLM и ERP-системами образуют информационную среду высокотехнологичного производства, рис. 1.

Данная структура согласуется с концепцией CALS, суть которой заключается в создании единой интегрированной модели изделия, сопровождающей изделие на всем протяжении его жизненного цикла и отражающей все аспекты изделия: его свойства, знания об изделии и о производстве изделия [2]. Методология CALS регламентирует и определяет совокупность принципов и технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях, что в свою очередь требует формирования и реализации идеологии создания единой информационной среды для процессов проектирования, производства, испытаний, поставки и эксплуатации продукции [3].

Современный этап развития производительных сил характеризуется высоким уровнем конкуренции между производителями. Главным направлением в конкурентной борьбе становится не только снижение себестоимости продукции, но и повышение ее качества, и максимальное ее соответствие требованиям конкретного потребителя.

Для существования в современных условиях предприятие должно обеспечивать автоматизацию

всего производственного цикла изделия, включая маркетинг, формирование портфеля заказов, проектирование, конструкторскую, технологическую, техническую и экономическую подготовку производства, планирование и оперативное управление производством, хранение, сбыт, а также функционирование всех вспомогательных отделов и служб (бухгалтерии, управления кадрами, архива и пр.).

Современное предприятие строится по принципу модульности. Его основу составляют система информационной поддержки жизненного цикла изделия (PDM/PLM на рис. 1), система управления бизнес-процессами (ERP), а также центр управления предприятием.

Рис. 1. Удаленно-распределенная структура современного производства

Заказ от потребителя обрабатывается сотрудниками предприятия с помощью программных средств ERP. В результате проведения маркетинговых исследований формируется бизнес-план изготовления изделия. Выбираются организации-по -дрядчики. Это проектные организации (уровень CAD), исследовательские центры (уровень CAE), центры подготовки технологических и управляющих программ для станков с ЧПУ, производственные центры, а также складские помещения, расположение которых наиболее выгодно при выполнении проекта.

Часто услуги CAM-уровня оказывают организации, обладающие производственными мощностями. Большие организации, например концерны, могут себе позволить поддержку всего цикла изготовления изделий. Однако почти все производители наукоемкой продукции придерживаются политики удаленно-распределенного командного взаимодействия. Взаимодействие с подрядчиками осуществляется через защищенные каналы сети Интернет в интерактивном режиме.

Основными выгодами, получаемыми от применения CALS, являются:

• сокращение времени выхода изделия на рынок

(сокращение временных издержек);

• сокращение стоимости жизненного цикла изделия (сокращение материальных издержек);

• повышение качества изделия.

Применение стратегии CALS является условием выживания предприятий в условиях растущей конкуренции [3, 4].

Однако чаще в России использование CALS-тех-нологий ограничивается частичной автоматизацией производств. У руководства многих предприятий нет четкого представления о значении реорганизации промышленных предприятий в условиях современного рынка. Кроме этого, экономика испытывает острейший дефицит специалистов в области современных информационных технологий, в особенности, технологий интегрированной поддержки жизненного цикла изделий. Низкая эффективность большинства предприятий обусловлена устаревшей организацией труда, неэффективными организационно-управленческими технологиями, что во многом объясняется непониманием потенциальных выгод от внедрения CALS-технологий.

До настоящего времени в подразделениях ТПУ использование CAD-, CAE- и CAM-средств носило хотя и обширный, но по функциональности локальный, ограниченный узкой специализацией, характер. Большое разнообразие фирменного программного обеспечения по данной тематике, используемого учебными и научными подразделениями ТПУ, не позволяет создать единую базу метаданных и сформировать единый стандарт ТПУ в области CALS. При этом отсутствует как понимание глобальной стратегии развития и внедрения CALS-технологий в образовательной и научной деятельности, так и система информационного взаимодействия между подразделениями ТПУ. Все это сопровождается отсутствием централизованного финансирования и конструктивного руководящего звена, способного сформировать распределенную структуру, обеспечивающую развитие и внедрение прогрессивных информационных технологий в образовательной и научной деятельности ТПУ.

Внедрение CALS-технологий в учебной и научной деятельности вузов России является государственной приоритетной инновационной программой. Профессиональная подготовка для промы-

шленных предприятий высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональной деятельности в области CALS, позволит обеспечить развитие и внедрение CALS-технологий непосредственно на рабочих местах [6].

Поэтому, несмотря на все трудности, в условиях локальности и изолированности, в ТПУ развивались научные школы и направления, в совокупности составляющие стратегические функционалы технологии непрерывной информационной поддержки жизненного цикла изделий. Сотрудники и научные коллективы электрофизического факультета и электротехнического института ТПУ в значительной степени продвинулись в направлении использования и внедрения CAD- и CAE-систем в учебной и научной деятельности. На машиностроительном факультете ТПУ постоянно совершенствовалась и продолжает совершенствоваться материально-техническая база. Сотрудники данного факультета стараются организовать подготовку специалистов в области гибких инновационных высокотехнологичных производств. На факультете автоматики и вычислительной техники ТПУ открыта и совершенствуется специальность «Информационные системы и технологии». Специалисты, прошедшие курс обучения, как правило, становятся менеджерами крупных современных высокотехнологичных предприятий.

Решением Ученого совета ТПУ в 2004 г. развитие CALS-технологий признано одним из стратегических инновационных приоритетов Томского политехнического университета. Реализация внедрения и развития в ТПУ CALS-технологий приказом ректора в 2005 г. поручена Томскому региональному центру информатизации (ТРЦИ). В качестве основных целей его создания были определены следующие:

• развитие и внедрение в ТПУ и учреждениях вузовской науки новых информационных технологий управления предприятиями и бизнесом на основе CALS-методологии;

• координация и определение основных направлений деятельности промышленных предприятий региона в области CALS-технологий;

• регламентация и управление процессом подготовки в ТПУ специалистов в области CALS-тех-нологий;

• оказание информационных, аналитических и консалтинговых услуг промышленным предприятиям региона;

• распространение передового опыта в регионе в сфере внедрения CALS-систем.

В 2006 г. в рамках комплексной программы развития ТПУ утверждена инновационная программа развития CALS-технологий. Целью данной программы является формирование внутри-университетской распределенной образовательной структуры, обеспечивающей профессиональную подготовку современных высококвалифицированных специалистов всех уровней CALS-направления.

Стратегию внедрения CALS-технологий в научной и учебной деятельности ТПУ можно разделить на несколько последовательных взаимосвязанных этапов: подготовительный, организационный, технико-внедренческий и эксплуатационный.

На подготовительном этапе должна быть сформулирована стратегия внедрения CALS-техноло-гий. Выявлены основные цели и задачи, решение которых возлагается на инновационный проект. Обязательно должен быть сформирован первоначальный состав исполнителей из структурных подразделений ТПУ, заинтересованных в реализации проекта. Первый этап является итерационным, и его результаты могут корректироваться в процессе выполнения последующих этапов. Однако можно выделить основные составляющие данного этапа:

• организация исследований по выбору оптимальных платформ программных продуктов CALS;

• создание в ТПУ PDM-системы электронного конструкторско-технологического и производственного документооборота;

• модернизация корпоративной сети TPUnet для подключения к PDM-системе заинтересован -ных структурных подразделений ТПУ;

• внедрение CALS-методологии в учебный процесс ТПУ (введение отдельных дисциплин по CALS в учебные планы существующих специальностей, подготовка к лицензированию и открытию новых специальностей и т. п.).

В настоящее время выполнена большая часть работ, отнесенных к первому этапу. Активно внедряются основные составляющие CALS-методоло-гии в учебный процесс специализированных дисциплин, а также в научно-исследовательской деятельности институтов и факультетов ТПУ. Подразделения ТПУ, выделенные на первом этапе как участники проекта, уже подключены к высокоскоростной оптической линии связи. Однако отсутствие единой информационной системы электронного документооборота не позволяет в полной мере осуществить второй этап внедрения CALS-тех-нологий. Это в основном связано с отсутствием материально-технического обеспечения и требуемых материальных ресурсов.

Целью организационного этапа является создание комплексной программы модернизации и развития образовательного процесса в области CALS-технологий. Основной задачей является междисциплинарная интеграция на уровне совместных проектов. Интеграция подразумевает информационное взаимодействие между сотрудниками, студентами и аспирантами ТПУ в процессе проведения лабораторных, практических и научно-исследовательских работ. В настоящее время у студентов, а зачастую и у сотрудников ТПУ, отсутствует понимание научного направления и смыслового наполнения дисциплин смежных специальностей. Интеграция научной и образовательной деятельно-

сти должна обеспечить появление и развитие коллективных межфакультетских конструкторско-тех-нологических лабораторий. Данная концепция является в наивысшей степени прогрессивной, инновационной и технологически оправданной в условиях развития современного рынка производственных отношений. Частично данная политика проводится в ТПУ с 2005 г. Она направлена на реализацию концепции удаленного взаимодействия пользователей в процессе выполнения групповых проектных работ. Ее основной задачей является формирование знаний и практических навыков работы в команде.

Основным и самым дорогостоящим является технико-внедренческий этап. При его выполнении требуется оснащение всех лабораторий компьютерной техникой, подготовка высококвалифицированного обслуживающего персонала, а также обеспечение средствами коммуникаций аудиторного фонда. Особенно затратными являются мероприятия по оборудования механического центра ТПУ станками с ЧПУ и специализированным оборудованием гибких высокотехнологичных производств.

В качестве основных составляющих технико-внедренческого этапа можно выделить следующие (рис. 2):

• организация на базе АВТФ ТПУ современного компьютерного центра подготовки специалистов в области РБМ/РЬМ-систем;

• организация на базе МСФ ТПУ современного гибкого автоматизированного производства и учебного механического участка обработки материалов;

• организация на базе ЭФФ и ЭЛТИ ТПУ проект-но-исследовательских лабораторий САБ/САЕ-систем;

• подготовка высококвалифицированного обслуживающего персонала для поддержания в работоспособном состоянии используемых программных и аппаратных средств.

Список факультетов и подразделений ТПУ, участвующих в данном проекте, может расширяться и изменяться в процессе реализации любого из этапов внедрения САЬ8-технологий.

Глобальной целью технико-внедренческого этапа является создание в ТПУ уникального инновационного образовательного комплекса. Его стратегическим назначением является обучение студентов, аспирантов и производственных кадров предприятий Сибирского региона прогрессивным производственным технологиям на современнейшем оборудовании с использованием программного обеспечения флагманов ранка САЬ8-систем. Реализация технико-внедренческого этапа позволит в наивысшей степени эффективно реорганизовать структуру образовательного процесса, включающего все этапы жизненного цикла изделия от маркетинга до утилизации.

Проектно-исследовательский центр

Лаборатории проектирования Лаборатории трехмерного

и исследования проектирования и

радиотехническои и исследования

специализированной твердотельных конструкций

аппаратуры

Подготовка специалистов CAD- и CAE-уровней

Модернизация и развитие образовательного процесса

Центр подготовки специалистов в области PDM/PLM-систем

Подготовка менеджеров высокотехнологичных производств

Служба обслуживания и сопровождения

Автоматизированный робототехни ческий центр

Подготовка специалистов технологического уровня

Рис. 2. Структура инновационного центра подготовки специалистов CALS-направления

В результате проведения указанных выше работ планируется разработка учебно-методических материалов по сопряженным дисциплинам, технико-эксплуатационной документации для станков с ЧПУ, открытие новых специальностей в контексте направления CALS. В качестве основных эффектов от внедрения можно ожидать следующие:

• создание в ТПУ многоуровневой, интегрированной среды непрерывной подготовки специалистов в области CAD/CAE/CAM систем;

• повышение качества обучения и конкурентоспособности студентов ТПУ;

• повышение заинтересованности руководящего звена промышленных предприятий Сибирского региона во внедрении CALS-технологий;

• обеспечение промышленных предприятий региона высококлассными специалистами в области CALS-технологий;

• выполнение студентами, аспирантами и сотрудниками ТПУ корпоративных проектных

работ в составе «виртуальная кафедра» по программе «виртуальная инженерия». Положительные результаты технико-внедренческого этапа являются гарантом перехода к заключительному этапу. Эксплуатационный этап подразумевает создание единой системы контроля и выработки управленческо-концептуальных решений для инновационного развития CALS-ком-плекса в ТПУ. Его целью является внедрение передовых технологий в научной и производственной сферах деятельности Сибирского региона и России в целом.

Представленная стратегия развития CALS-тех-нологий согласуется с приоритетным направлением инновационной программы развития производственного сектора России и направлена на развитие и внедрение критической технологии «Информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции (CALS-технологии, CAD, CAM, CAE)», утвержденной Президентом Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тоффлер А. Футурошок. - СПб.: Лань, 1997. - 464 с.

2. Колчин А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом продукции. - М.: Анахарсис, 2002. - 304 с.

3. Норенков И.П., Кузьмик П.К. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 320 с.

4. Соломенцев Ю.М. Экономика и управление предприятием. -М.: Высшая школа, 2005. - 624 с.

5. Соломенцев Ю.М. Информационно-вычислительные системы в машиностроении. CALS-технологии. - М.: Наука, 2003. -292 с.

6. Крупнейшие внедрения БЯР-систем в российской промышленности [Электронный ресурс] / Издание о высоких технологиях «С-^й®. - Режим доступа: http://www.cnews.info, свободный. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.