Научная статья на тему 'СОСТАВ БУДДИЙСКОГО СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ'

СОСТАВ БУДДИЙСКОГО СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
62
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддийское собрание / буддийские коллекции / буддийские атрибуты / фонды музея / репрезентация / постоянная экспозиция / Национальный музей Республики Тыва / НМ RT / Buddhist collection / Buddhist collections / Buddhist attributes / museum funds / representation / permanent exhibition / National Museum of the Republic of Tuva / NMRT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Допай Анай-Хаак Михайловна

Статья посвящена буддийским коллекциям Национального музея Республики Тыва. В статье рассмотрен состав и структура буддийского собрания, дана характеристика составляющих его коллекций. Показана репрезентация буддийского собрания в постоянной экспозиции музея. В статье затронута степень изученности буддийских коллекций, приведены научные работы, в которых нашли отражение определенные части этих коллекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITION OF THE BUDDHIST ASSEMBLY NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA AND ITS REPRESENTATION IN PERMANENT EXPOSITION

The article is devoted to the Buddhist collections of the National Museum of the Republic of Tuva. The article examines the composition and structure of the Buddhist collection, gives the characteristics of its constituent collections. Shown is a representation of the Buddhist collection in the permanent exhibition of the museum. The article touches upon the degree of study of Buddhist collections, scientific works are given, which reflect certain parts of these collections.

Текст научной работы на тему «СОСТАВ БУДДИЙСКОГО СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ»

УДК 294.321 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-272-278

СОСТАВ БУДДИЙСКОГО СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В

ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Допай А. М.

Аннотация. Статья посвящена буддийским коллекциям Национального музея Республики Тыва. В статье рассмотрен состав и структура буддийского собрания, дана характеристика составляющих его коллекций. Показана репрезентация буддийского собрания в постоянной экспозиции музея. В статье затронута степень изученности буддийских коллекций, приведены научные работы, в которых нашли отражение определенные части этих коллекций.

Ключевые слова: буддийское собрание, буддийские коллекции, буддийские атрибуты, фонды музея, репрезентация, постоянная экспозиция, Национальный музей Республики Тыва, НМ RT.

COMPOSITION OF THE BUDDHIST ASSEMBLY NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA AND ITS REPRESENTATION IN PERMANENT EXPOSITION

Dopay A. M.

Annotation. The article is devoted to the Buddhist collections of the National Museum of the Republic of Tuva. The article examines the composition and structure of the Buddhist collection, gives the characteristics of its constituent collections. Shown is a representation of the Buddhist collection in the permanent exhibition of the museum. The article touches upon the degree of study of Buddhist collections, scientific works are given, which reflect certain parts of these collections.

Keywords: Buddhist collection, Buddhist collections, Buddhist attributes, museum funds, representation, permanent exhibition, National Museum of the Republic of Tuva, NMRT.

Буддийские коллекции Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва богаты по своему составу и востребованы не только у музейных посетителей, но и у краеведов, и ученых, изучающих историю и культуру Тувы. Тувинский буддизм представляет из себя региональную форму тибето-монгольского буддизма, сложившуюся на территории Тувы в XVIII-XIX вв. в период правления здесь Цинской манчжурской династии Китая, хотя первая волна буддизма пришла на тувинскую землю еще в IX в. в период Уйгурского каганата. Буддизм в Туве всегда мирно сосуществовал с коренной верой тувинцев - шаманизмом, органично впитав в себя его ритуально-мифологические традиции [Монгуш, 2001: 28].

Буддийское собрание НМРТ насчитывает около 5500 тысяч предметов, из которых примерно 1300 томов рукописей и ксилографов на тибетском и старомонгольском языках, общее число сочинений, входящих в эти тома составляет более 25 тысяч единиц музейного хранения, около 4-х тыс. ед. ритуальных принадлежностей. Первые буддийские предметы были зарегистрированы в Книге поступлений музейных предметов основного фонда № 1, начатой в 1954 г., в ней зарегистрировано около 500 буддийский предметов. Основу буддийского собрания НМРТ составляют около 3600 предметов буддийского культа, поступивших в музей в 1960 г. в результате конфискации имущества молитвенной юрты (хурээ-вг) из местечка

Кызыл-Чыраа Дзун-Хемчикского района [Опей-оол, 2007]. Небольшую часть предметов коллекции составляют материалы, собранные сотрудниками музея в разные годы в результате собирательской работы, в основном, во время командировок и передвижных выставок по районам республики. До сегодняшнего дня буддийские коллекции понемногу пополняются предметами из частных коллекций граждан.

Предметы буддийского собрания НМ РТ систематизированы следующим образом:

№ Раздел Виды предметов Наименование предметов

1 Тибетские и старомонгольские рукописи Книга Сутры рукописные, ксилографы

2 Произведения буддийского Живопись Тханки (иконы): рисованные, печатаные, аппликационные

изобразительного искусства Скульптура Статуэтки божеств: металлические, деревянные, гипсовые

Буддийские музыкальные инструменты Бушкуур, бурээ, шан, денчик, дамбыра, кандан, тун, кенгирге, караангы, конга

Предметы тибетской медицины Дензи - мерка для лекарств, мерные ложки, мешочки для лекарств

Ритуальные принадлежности лам Четки, пурбу, ступа, молитвенная мельница, ваджра, кузунгу

3 Культовые атрибуты и Предметы буддийского алтаря Чайник «бумба», чашечки для подношений, курильница, капала (габала), подсвечники (колду)

ритуальные принадлежности Маски и одежда праздничной мистерии «Цам» Маски из папье-маше, праздничные халаты

Одежда лам Головные уборы и халаты, праздничная одежда мистерии «Цам»

Храмовые украшения и атрибуты из ткани Маак, хадаки

Внешние украшения храма Фрагменты скульптурных украшений из дерева и металла

Первый раздел буддийского собрания НМ РТ состоит из буддийских книг, их называют сутры, они бывают рукописные и печатные (ксилографы). Коллекция сутр подразделена на тибетскую и старомонгольскую части.

Из статьи музейного сотрудника, тибетолога Риты Петровны Сумба мы узнаем, что тибетская часть коллекции сутр насчитывает примерно 25 тыс. ед. Почти 80% ее составляют тексты культового и религиозно-обрядового содержания и труды буддийского канона. Один из них - редкий буддийский канон Ганджура (состоит из 94 томов и имеет 9 разделов), единственный в Туве, изданный в Монголии, в Урге, в 19081910 гг., был найден в пещере в Кызылском районе, вероятно спрятанный во время репрессий священнослужителей 1930-х гг. [Сумба, 2019]. Необходимо отметить, что

изучение тибетской части коллекции продолжается и находит отражение в статьях Р.П. Сумба [Сумба, 2004; Сумба, 2012].

Коллекция монгольских рукописей и ксилографов (на монгольском и ойратском языках) насчитывает 938 ед., она была изучена и систематизирована еще в 1983 г. научным сотрудником сектора тюркологии и монголистики Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР А.Г. Сазыкиным. Он дал название и краткое содержание каждого текста и указал размеры и объем страниц каждого текста [Сазыкин, 1992]. Отрадно, что в настоящее время буддийские тексты на монгольском и ойратском языках из фондов НМ РТ начинают изучать и переводить на русский язык, в частности, калмыцкие ученые [Музраева, Сумба, 2019; Бембеев, Бичеев, Бичелдей, 2019; Манджиева, Сумба, 2019].

Ко второму разделу буддийского собрания НМ РТ отнесены произведения буддийского изобразительного искусства (более 500 ед.), которые представлены тханками (иконами) (около 300 ед.) и скульптурными изображениями буддийских божеств (более 200 ед.). Предметы изготовлены в Туве, Монголии, Китае, Тибете и Непале.

Тханки, в основном, выполнены живописью на загрунтованной тканной основе. Несколько тханок выполнены в технике тканной аппликации. Есть тханки, выполненные в технике штампованной печати. Живописные изображения буддийских божеств имеют разные размеры: от миниатюрных изображений «цагли» (высотой от 2 до 20 см), использовавшихся в церемониях посвящения, до 3-4-метровых тханок, которые использовали в особых случаях, при проведении праздников и церемоний. Но основная часть коллекции представлена среднего размера тханками (высотой от 45 до 65 см) [Ооржак, 2006]. Коллекция тханок НМ РТ более подробно описана в нескольких научных работах музейных сотрудников [Опей-оол, 2006; Опей-оол, 2007; Допай, 2020]. Самую большую тханку из коллекции музея, выполненную в технике тканной аппликации подробно описала в своих работах бывший ученый секретарь музея, доктор религиоведения Ульяна Павловна Бичелдей (Опей-оол) [Опей-оол, 2005; Бичелдей, 2019]. В монографии искусствоведа Т. Б. Будегечиевой «Художественное наследие тувинцев» [Будегечиева, 1995] и ее же статье «К вопросу о буддийской культовой живописи в Туве» [Будегечиева, 2007] мы узнаем о тувинских мастерах-иконописцах и их технологии буддийской живописи.

Скульптурные изображения буддийских божеств из музейной коллекции выполнены из бронзы, меди, дерева и глины. Данная коллекция кратко описана в работе Айланы Арыш-ооловны Ооржак «Коллекция буддийских изображений в Национальном музее Республики Тыва» [Ооржак, 2006] и более подробно с богатыми иллюстрациями в альбоме-каталоге «Буддийское искусство и иконография Тувы. Собрание Национального музея Республики Тыва», составленном Юлией Елихиной - научным сотрудником отдела Востока Эрмитажа, одним из ведущих специалистов по истории культуры и искусства Монголии и Тибета [Елихина, 2020].

Скульптуры буддийских божеств из бронзы и меди в собрании НМ РТ представлены, в основном, мелкой храмовой пластикой высотой 15-20 см, из них 11 ед. большие скульптуры высотой более 80 см, изготовленные из медных листов [Ооржак, 2006]. Две из них экспонируются в постоянной экспозиции музея, о которой речь пойдет ниже. Металлические скульптуры включают изображения всех основных персонажей буддийского пантеона:

1) Будды - просветленные существа: Будда Шакьямуни, Будда Майтрея; Абсолютные - Будда Амитабха, Ваджрасаттва, Будда Врачевания, Амитаюса.

2) Бодхисаттвы - Авалокитешвара, Тары.

3) Учителя, проповедники, архаты - Цзонхава.

4) Идамы - личные божества-покровители - Ямантака, Хаягрива.

5) Дхармакалы - защитники учения: Махакала, Лхамо.

Самой загадочной из них оказалась статуэтка Будды Шакьямуни, которая хранила в себе 36 буддийских реликвий, редких и сенсационных, поразивших всех своей ценностью и святостью. Возраст некоторых из этих реликвий насчитывает около тысячи лет, это удалось установить по надписям на бумаге, в которую они были завернуты [Бичелдей, Сумба, Чалбак, 2019].

И, наконец, третий раздел буддийского собрания НМРТ собрал в себе остальные культовые атрибуты и ритуальные принадлежности буддийской религии. Он состоит из следующих коллекций:

- Буддийские музыкальные инструменты;

- Предметы тибетской медицины;

- Ритуальные принадлежности лам;

- Предметы буддийского алтаря;

- Одежда лам;

- Внешние украшения буддийских храмов.

Необходимо отметить, что именно эти достаточно многочисленные коллекции нуждаются в тщательном изучении и каталогизации. Пока они только упоминаются в статьях о тувинском музее и его коллекциях [Дыртык-оол, 2012; Нурзат, 2013].

Буддийские музыкальные инструменты использовались во время больших религиозных праздников и церемоний, например, «Цам». Они подразделяются на духовые и ударные. К духовым инструментам относятся: бурээ (медная коническая (телескопически складывающаяся) труба длиной от 1,5 до более 4-х метров), бушкуур (деревянная труба с металлическим раструбом и тростниковым мундштуком), кандан (металлическая слегка изогнутая труба с раструбом в виде головы дракона), тун (из морской раковины). Ударные инструменты представлены: шан (две большие выпуклые к центру тарелки диаметром до 35 см), денчик (две маленькие металлические тарелочки, скрепленные веревочкой или цепочкой), караангы (плоский одиночный гонг), кенгирге (большой двусторонний барабан), дамбыра (маленький двусторонний барабанчик в форме песочных часов), конга (колокольчик с ручкой).

Предметы тибетской медицины не многочисленны. Это - мерное приспособление для лекарственных средств (дензи), мерные ложки и мешочки для лекарств, которые представляли из себя пилюли, порошки, масла и специальные лечебные благовония, основанные на использовании природных растительных, животных и минеральных источников.

Следующая коллекция состоит из ритуальных принадлежностей лам: четки, пурбу (ритуальный кинжал с тремя лезвиями или гранями, обычно с рукоятью в виде трёх голов гневного божества), ступа (уменьшенная копия архитектурно-скульптурного культового сооружения в виде пирамиды), молитвенная мельница (полый цилиндр с текстами молитв), ваджра (символическое оружие, ритуальный предмет, обычно, двусторонний), кузунгу (бронзовое зеркало). Эти предметы ламы использовали во время чтения молитв.

К предметам буддийского алтаря относятся: священный сосуд в виде чайника (бумба), чашечки для подношений (дагыл, дагылдар - мн.ч.), курильница, чаша из верхней части человеческого черепа (капала, габала), подсвечники (колду).

Большой интерес вызывают предметы, которые используются во время ежегодной праздничной мистерии «Цам»: красочные халаты и маски из папье-маше в виде устрашающих ликов гневных божеств.

Отдельную коллекцию составляют предметы из ткани: ламская одежда и головные уборы, а также ритуальные украшения внутри храма, сшитые из разноцветного шелка (маак), и ритуальные ленты для подношений (хадаки). Все эти предметы по типу материала хранятся вместе с другими предметами из ткани, кожи, меха и волоса в отдельном хранилище.

Среди буддийских предметов НМ РТ есть 4 экземпляра храмовых украшений в виде скульптурных изображений лежащих косуль и голов драконов. Такие скульптурные украшения всегда располагаются на крыше храма: две скульптуры косуль и Колесо знаний между ними, и по углам крыши концевые украшения в виде голов драконов.

Значение буддизма в жизни Тувы подчеркнуто тем, что один из залов музея отдан под постоянную экспозицию «Буддизм в Туве» (зал № 6 на 3-ем этаже). Экспозиция открылась 22 февраля 2009 г., открытие было приурочено к празднованию Шагаа -Нового года по лунному календарю. Экспозиция была оформлена при консультации лам из Управления Камбы-ламы - духовного главы буддистов Тувы.

Центральной частью выставки являются 36 священных реликвий, обнаруженных внутри статуэтки Будды Шакьямуни. Реликвии обнаружили тувинские ламы во время чистки и освящения музейных буддийских предметов после переезда в новое здание музея. Реликвии и сама статуэтка Будды помещены в кубическую стеклянную витрину с обзором со всех сторон. Эти реликвии ежегодно во время празднования Шагаа «переезжают» в конференц-зал музея на 1 -ом этаже для открытого доступа общественности.

Позади реликвий у центральной стены в витринах раскрыты для обозрения сутры - священные книги с текстами буддийских канонов, по тибетской медицине и астрологии, показаны деревянные матрицы для их печатания. Там же можно увидеть редкий буддийский канон «Ганджур», изданный в начале ХХ в. , и одну из уникальной Алмазной сутры «Доржу Чотпа».

С правой стороны от центра стоит копия трона, сидя на котором проводил учение и читал молитвы живой бог, глава мирового буддизма, Его Святейшество Далай-лама XIV во время своего визита в Туву в сентябре 1992 г.

По обе стороны от центральной части показаны статуэтки буддийских божеств: в одной - самого Будды, во второй - Цзонкхавы - основателя северного направления буддизма, так называемого желтошапочного толка.

Стены зала оформлены тханками с изображениями многочисленных божеств буддийского пантеона, а также другими изображениями буддийского канона. Среди них сразу привлекает внимание огромная по размерам тханка (высота 4,35 м, ширина 2,42 м), выполненная в технике вышитой аппликации. На ней изображено трехликое божество, лица которого выполнены разными цветами: центральное - белым, правое - красным, левое - синим. Эта тханка изготовлена в Китае, что стало известно из штампа на ее обратной стороне [Опей-оол, 2005].

Одним из уникальных экспонатов этой выставки, по мнению буддийских священнослужителей, которые в ходе подготовительной работы и обнаружили его в фондах музея, является свиток с текстом Устава Верхнее-Чаданского хурээ (Устуу-Хурээ), что свидетельствует о том, что буддизм в Туве к началу ХХ века уже имел серьезное развитие.

Большой интерес вызывают показанные на выставке буддийские музыкальные инструменты. Это и огромные длиной до 5-ти метров трубы, издающие звуки, похожие на могучий зов маралов. Это и звонкие колокольчики, морские раковины и двухсторонние барабанчики, используемые во время чтения молитв.

В восхищение приводят искусно выполненные атрибуты буддийского культа: мандала, которая трактуется как модель мироздания; бронзовая модель субургана -повсеместно распространенного в буддийских странах культового архитектурного сооружения; габала - атрибут, символизирующий треножник с установленной на него жаровней, выполненной в виде черепа человека и служащей ловушкой для духов, и др.

Сложностью и изяществом ручной вышивки поражают ритуальные костюмы, изготовленные в Китае. Их и специальные маски, выполненные в виде устрашающих голов буддийских божеств - охранителей религии, надевали монахами во время

ежегодной церемонии «Цам». Своим видом они должны были вызывать страх перед наказанием у грешников и вероотступников.

Таким образом, мы видим, что буддийское собрание Национального музея Тувы по своему количественному и качественному составу богато и уникально, оно достаточно полно отражает не простую историю тувинского буддизма и служит мощным стимулом для дальнейшего духовного возрождения тувинского народа.

Хотелось бы отметить, что со стороны музейных сотрудников и исследователей заметного внимания добились пока лишь предметы буддийского искусства -скульптурных и живописных изображений божеств, несмотря на большое разнообразие предметов буддийского собрания. Необходимо продолжить работу по дальнейшему изучению и каталогизации других буддийских коллекций: сутр, музыкальных инструментов, ритуальных принадлежностей, цамского и обычного облачения лам и др.

Список литературы:

Бембеев, Е. В., Бичеев, Б. А., Бичелдей, К. А. Сборник поучений «Ключ разума» из фондов Национального музея Тувы // Новые исследования Тувы, 2019, № 3. С. 172-189. Электронный журнал. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/873

Бичелдей У. П. Самый большой аппликационный буддийский свиток из фондов Национального музея Тувы // Новые исследования Тувы, 2019, № 2. С. 128-138. Электронный журнал. URL: https://nit.tuva.asia/nit/issue/view/42

Бичелдей У. П., Сумба Р. П., Чалбак А. В. 36 священных буддийских реликвий Национального музея Тувы как особые объекты духовного наследия тувинцев // Ермолаевские чтения: материалы III научно-практической конференции (23-25 мая 2019 г.). Кызыл, 2019. С. 127-134. DOI: https://www.doi.org/ 10.24412/2686-9624-2019-127-134 Будегечи Т. Художественное наследие тувинцев. Кызыл, 1995. 154 с. Будегечиева Т. Б. К вопросу о буддийской культовой живописи в Туве // История и современность Тувы. Сб. науч. Статей в 80-летию В.П. Дьяконовой. Кызыл, 2007. С. 47-56.

Допай А. М. Коллекция буддийских тханок в фондах Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения: материалы IV научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 162-167. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-164-169

Дыртык-оол А. О. Традиционная одежда в коллекции музеев Тувы: история комплектования и изучения // Научное обозрения Саяно-Алтая. № 1(3), 2012. С. 71-75.

Елихина Ю. Буддийское искусство Тувы. Некоторые произведения буддийского искусства из собрания Национального музея Республики Тыва. Кызыл, 2020. 272 с.

Манджиева Б. Б., Сумба Р. П. Рукописный буддийский текст «Стослоговая мантра Ваджрасаттвы» на ойратском языке из Национального музея Тувы // Новые исследования Тувы, 2019, № 3. С. 190-197. Электронный журнал. URL: https://nit.tuva.asia/nit/arti cle/view/874

Монгуш М. В. История Буддизма в Туве. Новосибирск: Наука, 2001. 200 с. Музраева Д. Н., Сумба Р. П. О ксилографическом сборнике буддийских текстов на монгольском языке из Национального музея Тувы // Новые исследования Тувы, 2019, № 2. С. 128-138. Электронный журнал. URL: https://nit.tuva.asia/nit/issue/view/42

Нурзат У. Б. Тувинские этнографические коллекции Национального музея Республики Тыва: состав и степень изученности // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения (9-10 октября 2012 г.). Кызыл, 2013. С. 116-121.

Ооржак А. А. Коллекция буддийских изображений в Национальном музее Республики Тыва // Культура Тувы: прошлое и настоящее. Сб. мат-лов науч.-практ. конф. (г. Кызыл, март 2004 г.) Вып. 1. / Кызылск. уч-ще искусств им. А.Б. Чыргал-оола. Кемерово, 2006. С. 39-42.

Опей-оол У. П. Об одной буддийской танке из фондов Национального музея Республики Тыва // Музей в XXI веке: проблемы и перспективы. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 21-24 сент. 2005 г. Ч. 2. Кызыл, 2005. С. 128-136.

Опей-оол У. П. О деятельности ламы Хомушку Кенден-Суруна в Тувинском музее (по материалам переписки между Тувой и Бурятией) // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 5-8 сент. 2006. Кызыл, 2006. С. 256-263.

Опей-оол У. П. Коллекция буддийских танок в фондах Национального музея Республики Тыва // Суриковские чтения - 2005 / Красноярский худож. музей им. В.И. Сурикова. Красноярск, 2006. С. 56-60.

Опей-оол У. П. К истории создания и ликвидации буддийской молитвенной юрты в Кызыл-Чыраа (г. Чадаана, Дзун-Хемчикский кожуун) с 1946 по 1960 гг. // История и современность Тувы: сб. науч. ст. к 80-летию В.П. Дьяконовой. Кызыл, 2007. С. 69-81.

Опей-оол У. П. Буддийские традиции Тувы и буддийский фонд Национального музея РТ // Мартьяновские краевед. чтения (2005-2006 гг.): Сб. докладов и сообщений. Вып. IV. / Минусинский регион. Краевед. музей им. Н.М. Мартьянова. Минусинск, 2007. С. 171-173.

Сазыкин А. Г. Собрание монгольских рукописей и ксилографов из фондов Тувинского республиканского краеведческого музея им. 60 Богатырей // Тюркские и монгольские письменные памятники. М., 1992. С.45.

Сумба Р. П. Шаманские тексты на тибетском языке в фондах Национального музея им. Алдан Маадыр Республики Тува // Библиотеки в жизни общества, развитии науки и образования (Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 22-23 сент. 2004 г.) / Нац. Библ-ка им. А.С. Пушкина Респ. Тыва. Кызыл, 2004. С. 55-58.

Сумба Р. П. Описание тувинских семейных обрядов, связанных с детьми, в «шаманских текстах» из собрания тибетских рукописей и ксилографов в фондах Национального музея Республики Тыва // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения (9-10 октября 2012 г.). Кызыл, 2013. С. 107-115.

Сумба Р. П. Письменные источники на тибетском языке из фондов Национального музея Тувы // Новые исследования Тувы, 2019, № 2. С. 128-138. Электронный журнал. URL: https://nit.tuva.asia/nit/issue/view/42

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Допай Анай-Хаак Михайловна, хранитель 1 -й категории отдела фондов и учета, Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: dopay2017@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Dopai Anai-Khaak Mikhailovna, Curator of the 1st category, Department of funds and accounting, Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: dopay2017@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.