Научная статья на тему '36 CВЯЩЕННЫХ БУДДИЙСКИХ РЕЛИКВИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТУВЫ КАК ОСОБЫЕ ОБЪЕКТЫ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ТУВИНЦЕВ'

36 CВЯЩЕННЫХ БУДДИЙСКИХ РЕЛИКВИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТУВЫ КАК ОСОБЫЕ ОБЪЕКТЫ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ТУВИНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный музей Республики Тыва / тувинский музей / фонды музея / священные реликвии буддизма / музейная коллекция / систематизация музейных предметов / музейные экспонаты / музейные артефакты / музейная экспози / National Museum of the Republic of Tuva / Tuva Museum / Museum funds / sacred relics of Buddhism / Museum collection / systematization of Museum objects / Museum exhibits / Museum artifacts / Museum exposition

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бичелдей Ульяна Павловна, Сумба Рита Петровна, Чалбак Айлаана Витальевна

Статья посвящена 36 священным реликвиям буддизма, обнаруженных во внутренней части головы бронзовой статуэтки Будды Суварнабхадравимала, который хранится в фондах Национального музея Республики Тыва. В данной статье эти буддийские реликвии впервые вводятся в научный оборот. Авторы статьи, с целью исследования вопроса о месте происхождения и путей проникновения на территорию Танну-Урянхая объекта исследования – бронзовой буддийской статуэтки, изучили документы, в которых могут быть зафиксированы факты поступления в музей культовых предметов буддийской религии. При изучении истории поступления буддийских артефактов в фонды тувинского музея авторы опирались на архивные материалы, а также на монографию А.О. Дыртык-оол. В ходе исследования интересуемой тематики авторы выявили, что с момента основания тувинского музея, ориентировочно с 1920 гг. прошлого столетия и по настоящее время, буддийские экспонаты в большом количестве в фонды музея поступали два раза: в период, от 1928 по 1930 гг., а затем, в 1960-ом году. Статуэтка, у которой во внутренней части головы были обнаружены бесценные находки, хранилась в фондах Национального музея Республики Тыва с 1954 г. Она была единичным предметом. К сожалению, кем она была сдана в музейные запасники документально не зафиксировано. Помимо этого, в статье рассматривается вопрос об особенности хранения указанных священных реликвий, об их экспонировании, а также сделан вывод о социальной значимости этих экспонатов для населения республики. В статье дается перечень перевода названий священных реликвий с тибетского на русский язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

36 SACRED RELICS OF BUDDHISM IN NATIONAL MUSEUM OF TUVA AS A SPECIAL OBJECTS OF THE SPIRITUAL HERITAGE OF TUVANS

36 sacred relics of Buddhism discovered in the inner part of the head of a bronze statue of the Buddha of Suvarnaprabhasa. This Buddha was stored in the collections of the National Museum of the Republic of Tuva. In this article these Buddhist relics were introduced first time in scientific use. The authors studied the documents, which can be recorded facts of admission of religious objects of Buddhism to the Museum. They studied bronze Buddhist statuette, where it was created and how it came to Tuva. The authors relied on archival materials and Dyrtyk-ool’s monograph to study of history of receipt of Buddhist relics to the funds of the Tuvan Museum. There was 2 period when Buddhist artifacts acquired by the Tuvan Museum. First is 1920-s and 1930-s. Second – 1950-s and 1960-s. The statuette, which in the inner part of the head were found priceless finds, kept in the funds of the National Museum of the Republic of Tuva since 1954. It was a single object. Unfortunately, it is not documented who put it in the Museum. In addition, the article deals with the issue of storage of these sacred relics, their exposure, as well as the conclusion about the social significance of these exhibits for the population of the Republic. The article provides a list of translations of the names of sacred relics from Tibetan into Russian.

Текст научной работы на тему «36 CВЯЩЕННЫХ БУДДИЙСКИХ РЕЛИКВИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТУВЫ КАК ОСОБЫЕ ОБЪЕКТЫ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ТУВИНЦЕВ»

УДК 243.4+ 069.51 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-127-134

36 CВЯЩЕННЫХ БУДДИЙСКИХ РЕЛИКВИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТУВЫ КАК ОСОБЫЕ ОБЪЕКТЫ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ТУВИНЦЕВ

Бичелдей У.П., Сумба Р.П., Чалбак А.В.

Аннотация. Статья посвящена 36 священным реликвиям буддизма, обнаруженных во внутренней части головы бронзовой статуэтки Будды Суварнабхадравимала, который хранится в фондах Национального музея Республики Тыва. В данной статье эти буддийские реликвии впервые вводятся в научный оборот.

Авторы статьи, с целью исследования вопроса о месте происхождения и путей проникновения на территорию Танну-Урянхая объекта исследования - бронзовой буддийской статуэтки, изучили документы, в которых могут быть зафиксированы факты поступления в музей культовых предметов буддийской религии. При изучении истории поступления буддийских артефактов в фонды тувинского музея авторы опирались на архивные материалы, а также на монографию А.О. Дыртык-оол.

В ходе исследования интересуемой тематики авторы выявили, что с момента основания тувинского музея, ориентировочно с 1920 гг. прошлого столетия и по настоящее время, буддийские экспонаты в большом количестве в фонды музея поступали два раза: в период, от 1928 по 1930 гг., а затем, в 1960-ом году.

Статуэтка, у которой во внутренней части головы были обнаружены бесценные находки, хранилась в фондах Национального музея Республики Тыва с 1954 г. Она была единичным предметом. К сожалению, кем она была сдана в музейные запасники -документально не зафиксировано.

Помимо этого, в статье рассматривается вопрос об особенности хранения указанных священных реликвий, об их экспонировании, а также сделан вывод о социальной значимости этих экспонатов для населения республики.

В статье дается перечень перевода названий священных реликвий с тибетского на русский язык.

Ключевые слова: Национальный музей Республики Тыва; тувинский музей; фонды музея; священные реликвии буддизма; музейная коллекция; систематизация музейных предметов; музейные экспонаты; музейные артефакты; музейная экспозиция.

36 SACRED RELICS OF BUDDHISM IN NATIONAL MUSEUM OF TUVA AS A SPECIAL OBJECTS OF THE SPIRITUAL HERITAGE OF TUVANS

Bicheldey U.P., Sumba R.P., Salbak A.V.

Abstract. 36 sacred relics of Buddhism discovered in the inner part of the head of a bronze statue of the Buddha of Suvarnaprabhasa. This Buddha was stored in the collections of the National Museum of the Republic of Tuva. In this article these Buddhist relics were introduced first time in scientific use.

The authors studied the documents, which can be recorded facts of admission of religious objects of Buddhism to the Museum. They studied bronze Buddhist statuette, where it was created and how it came to Tuva. The authors relied on archival materials and Dyrtyk-ool's monograph to study of history of receipt of Buddhist relics to the funds of the Tuvan Museum.

There was 2 period when Buddhist artifacts acquired by the Tuvan Museum. First is 1920-s and 1930-s. Second - 1950-s and 1960-s

The statuette, which in the inner part of the head were found priceless finds, kept in the funds of the National Museum of the Republic of Tuva since 1954. It was a single object. Unfortunately, it is not documented who put it in the Museum.

In addition, the article deals with the issue of storage of these sacred relics, their exposure, as well as the conclusion about the social significance of these exhibits for the population of the Republic.

The article provides a list of translations of the names of sacred relics from Tibetan into Russian.

Keywords: National Museum of the Republic of Tuva; Tuva Museum; Museum funds; sacred relics of Buddhism; Museum collection; systematization of Museum objects; Museum exhibits; Museum artifacts; Museum exposition.

Введение

Национальный музей Республики Тыва занимает особое место среди музеев национальных субъектов Российской Федерации. Эта особенность определяется историческим путем, который сложился у тувинского народа, и не менее интересной материальной и нематериальной его культурой, а также синтезом сложившейся веками духовности.

Национальный музей Республики Тыва, как и все музеи, являясь местом притяжения публики, выполняет множество социокультурных функций. Также он -основная достопримечательность города Кызыла - столицы Республики Тыва, так как в нем собраны, по-настоящему, уникальные коллекции.

В фондах музея хранятся золото скифов, обнаруженное в знаменитых на весь мир курганах «Аржаан-1» и «Аржаан-2», богатейшая шаманская коллекция и культовые предметы буддийской религии, серебряная ступа, посвященная истории многовековой тувинской письменности, восковая фигура великого урянхайско-тувинского полководца Субедея, коллекции тувинских марок, шахмат, шедевры картин русских и зарубежных художников, коллекция камнерезного искусства, свыше 4 тысяч фотонегативов, фотографий, снимков периодов Урянхайского края, Танну-Урянхайской Республики, Тувинской Народной Республики.

Необходимо отметить, что кроме сбора и хранения музейных артефактов, Национальный музей Республики Тыва является также научно-исследовательским центром Тувы, где занимаются изучением его собраний, разработкой музейных каталогов, методик, необходимых для обеспечения условий их сохранности, научным проектированием экспозиций и выставок и др. Научно-исследовательская работа давно стала особой формой деятельности тувинского музея.

В ходе исследовательской работы, которая ведется здесь из-за дня в день, открываются новые источники, определяются способы их использования и введения их в научный оборот, расширяется и углубляется научная проблематика.

Так, в 2009 г. в Национальном музее Республики Тыва, в процессе проведения работы по систематизации буддийской коллекции случилось одно интересное открытие. Во внутренней части головы одной бронзовой статуэтки Будды вдруг обнаружились редчайшие буддийские реликвии.

Реликвия (от латинского глагола relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого [Ожегов, 1997].

История вопроса

С целью поиска ответов на вопрос, каким же путем в тувинском музее оказались эти священные реликвии, авторы, чтобы найти хоть какую-нибудь ниточку в этом сложном деле, решили обратиться к истории самого музея.

Как известно, «вопрос о необходимости музея в Туве впервые был поставлен представителями русской интеллигенции в Урянхайском крае» [Дыртык-оол, 2007: а 14]. И вопрос о создании музея в Танну-Урянхае, тем самым, о формировании музейной коллекции, «в целях сохранения предметов старины и этнографии Урянхайского края» был поставлен 19 июня 1918 г. на заседании специально созданной комиссии по развитию края [ЦГА РТ, ф. 29, оп. 1, д. 31, л. 47]. Решение этих вопросов неразрывно связаны с организацией в Туве краеведческого движения «Урянховедение» в 1917-1930 гг. [Дыртык-оол, 2007: а 17]. Известно, что собиранием предметов материальной культуры народа, проживающего на данной территории начал заниматься В.П. Ермолаев (там же: а 17).

Точного определения, когда впервые в тувинский музей начали поступать буддийские предметы, нет записей. Также авторы данной статьи не обнаружили в заметках, научных отчетах русских и европейских путешественников и исследователей, посещавших Танну-Урянхай во второй половине XVIII, в Х1Х-ом и в первой половине XX вв., ни единой информации о наличии у Танну-Урянхайцев подобных священных предметов.

Имеется статья В.П. Ермолаева под названием «Так начинался музей», опубликованная в газете «Тувинская правда» от 19 марта 1967 г. В ней Владимир Петрович, как очевидец истории, зафиксировал следующую информацию. «Летом 1928 г. умер салджакский нойон. На собрании аратов, проходившем возле дома нойона, в сосновом бору, в нескольких километрах от Балгазына, решался вопрос о конфискации имущества нойона. После нескольких часов жарких прений, все-таки было решено конфисковать имущество. Было отобрано большое количество ценных предметов -одежды, обуви, различной посуды, домашнего обихода, личных вещей нойона и его семьи...» [Ермолаев, 1967]. В статье говорится, что среди имущества нойона имелось «много ценных предметов и личных вещей». Вполне можно предположить, что среди этих упомянутых ценностей имелись в виду и буддийские культовые атрибуты, так как, высокопоставленные чиновники и буддийские иерархи Тувы того времени, в обязательном порядке, в своих юртах имели богато украшенные буддийские алтари. Многие, под молельни сооружали даже отдельные юрты.

Как указано в архивном деле за № 239, хранящемся в Национальном музее Республики Тыва, имущество Салчакского нойона Тонмита, конфискованное в 1928 г. хранилось в помещении, отведенном Министерством внутренних дел Тувинской Народной Республики. В под этом складском помещении они пролежали до 1930 года. Среди этих вещей числились и предметы религиозного культа, скорее всего, буддийские, которые позднее были переданы в Государственный банк [НМРТ, научный архив, д. 239, л. 24].

При написании исследуемой темы авторам статьи неоценимую помощь оказала монография кандидата исторических наук А.О. Дыртык-оол.

Во второй главе указанной работы, посвященной истории музейного дела в Туве, есть информация о буддийских предметах. Ссылаясь на архивные документы [ЦГА РТ, ф. 109, оп. 1, д. 2, л. 4], автор пишет: «в августе 1930 г. На заседании Президиума под председательством С.К. Тока было принято Постановление о постановке на учет музейных материалов, организации сбора местного краеведческого материала и предметов культа закрытых буддийских монастырей и сборе материалов музейного значения» [Дыртык-оол, 2007: а 26].

По данным архивных источников [НМРТ, научный архив, д. 239, л. 22] 1932 г., количество музейных предметов всего числилось 2173 единиц хранения. Среди этих предметов, перечислены 6 скульптур. А через год, в ходе инвентаризации музейных предметов выявлено, что среди утерянных вещей числятся пять скульптур [Дыртык-оол, 2007: а 29]. Под понятием «скульптуры», имели в виду бронзовые фигуры буддийских божеств или другие виды малой пластики - остается неизвестным.

С начала 1930-ых гг. и до 1945 гг., в книге поступлений (КП) и инвентарной книге (ИК) фондов Национального музея Республики Тыва, в его научном архиве, а также в других архивах Тувы, не имеется ни единой информации или иных других документов, свидетельствующих о поступавших в фонды музея буддийских культовых предметах.

Самая крупная коллекция буддийских культовых предметов в количестве 1500 единиц хранения, поступившие в фонды музея была зарегистрирована 1960 годом [КП № 2 (3109-4576)]. По решению областного комитета партии Тувинской Автономной области был ликвидирован буддийский центр, функционировавший с 1946 по 1960 гг. в местечке Кызыл-Чыраа Дзун-Хемчикского кожууна, который состоял из нескольких молельных юрт и домиков [Опей-оол, 2007: а 70]. Таким образом, в фондах Национального музея Республики Тыва всего хранятся более 5500 буддийских предметов. Однако, среди буддийских культовых предметов, сданных ламой Тере-Комбу в июне 1960 г. в Тувинский областной музей интересуемой авторов данной статьи статуэтки с реликвиями не значится.

В ходе исследования истории происхождения статуэтки Будды, где хранились священные объекты, авторы статьи обнаружили следующую информацию. По сведениям, имеющимся в музее, бронзовая статуэтка Будды в фонды музея поступила на шесть лет раньше, чем предметы с местности Кызыл-Чыраа, а именно, в 1954 г., о чем в Книге поступлений имеется следующая запись: «Предмет буддийского культа - Санчаа-Бурган, количество - 1, бронза» [КП № 1 (1263)].

Во время сбора материалов для данной статьи выяснилось, что бронзовая статуэтка Будды с 36 реликвиями принадлежала настоятелю Устуу-Хурээ - Ондар Чамзы. Но, музейные историки и буддийское духовенство республики эту информацию категорически отклонили, считая ее ошибочным. При каких обстоятельствах, откуда прибыла в Танну-Урянхай, и конкретно кому или какому монастырю принадлежала эта бронзовая статуэтка с ценным тайником, к сожалению, сегодня невозможно выяснить. По этому вопросу могут быть несколько версий:

1. Доставлена в Танну-Урянхай одним из высокопоставленных правителей Тувы.

2. Доставлена одним из высокопоставленных иерархов буддийской церкви.

3. Вместе с другими культовыми предметами случайно была привезена из Монголии.

4. Вместе с другими культовыми предметами случайно была привезена из Китая.

5. Вместе с другими культовыми предметами случайно была привезена из Тибета.

6. Реликвии были выкуплены отдельно от статуэтки и были заложены в ее полость в Танну-Урянхае.

7. Статуэтка была подарена или выкуплена вместе с содержимым и привезена в Танну-Урянхай и т.д.

Итак, уникальная статуэтка, сохранившая в себе бесценные священные реликвии буддизма, а также нераскрытую тайну своего происхождения находилась в хранилищах тувинского музея почти полвека, пока один из представителей тувинского буддийского духовенства лама Шыырап Байыр-оол Серенович (ныне Камбы-лама Тувы Лопсан Чамзы) в 2009 г. не предпринял работу по систематизации, а также, по так называемому, «оживлению» буддийской коллекции фондов музея. Для оказания помощи в этом непростом деле был приглашен из Калмыкии тибетец - геше Туптен Шакья, лама из монастыря Гьюдмед в Южной Индии.

Впоследствии Управление Камбы-Ламы Республики Тыва в 2015 г. подготовило и издало книжку «Сарыг шажынньщ Тывада ыдыктыг ховар эртинелери», на тувинском языке, посвященную указанным священным реликвиям.

Об экспонировании священных реликвий

После завершения работы по «оживлению» сутр религиозных книг, храмовых картин - тханок, и других изображений, а также и различных фигур буддийских божеств, для них был выделен специальный зал, размещенный на третьем этаже здания

130

музея. В эту экспозицию вошли самые значимые буддийские экспонаты музея, включая тексты священного Ганджура [В Туве найдены священные буддийские реликвии, 2009]. В центр зала установили специальную витрину, в которую выставили на постоянное хранение священные объекты, вложив каждый из них в отдельные стеклянные прозрачные чашечки, для удобства обозрения посетителей.

С момента обнаружения священных реликвий в октябре 2009 г., по настоящее время состоялись всего 7 выставок с их участием. Впервые на обозрение широкой публики реликвии были выставлены в день буддийского религиозного праздника Чула (монг. Зула) в ноябре 2009 г.

В 2010, 2011 гг. реликвии не выносились из зала, где они находятся на постоянной экспозиции. В 2012 г. во время Шагаа (Нового года) их разместили в конференц-зале на первом этаже музея, вместе с другими буддийскими реквизитами. В 2013 г. реликвии не выставлялись.

С 2014 г. по приказу администрации музея было принято решение, ежегодно в канун Шагаа готовить экспозицию с соответствующей тематикой, сделав реликвии главными экспонатами этой выставки.

Вот уже шестой год, в музее, не изменяя установившейся традиции, торжественно выносятся священные реликвии с их постоянного места хранения, на обозрение населению. Такая работа осуществляется в канун Нового года по лунному календарю, когда большой зал музея превращается в своеобразный буддийский дуган. Центральное место зала отводится самому уникальному достоянию тувинского музея - священным буддийским реликвиям. В течение «Белого месяца» Шагаа население республики нескончаемым потоком посещают музей с целью поклонения святыням, которые являются для каждого из них особым сакральным символом.

Необходимо отметить, что со времени обнаружения священных реликвий в 2009 г. и по настоящее время их ни разу не выносили из здания музея в другие местности.

По тематико-экскурсионному плану экспозиции, составляемого ежегодно, в центр зала, в специальную витрину выставляются священные реликвии вместе со статуэткой Будды (Рис. 1 ), в котором они хранились.

Рис. 1. Ганджур. Фото С.М. Еловикова, 2019 год

В виду того, что ежегодная экспозиция приурочена к Шагаа, священные реликвии сопровождаются бронзовыми фигурами Будд, изображениями других божеств и бодхисаттв, имеющих отношение к теме наступления Нового года по восточной астрологии и потому издавна почитаемых тувинцами.

131

О научном описании, содержании и структуре священных объектов

Из вышеуказанного естественным образом вытекает вопрос о месте изготовления бронзовой скульптуры Будды. По методике исполнения бронзовых изделий буддийской церкви искусствоведы могут без труда выяснить место ее изготовления. Например, старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель монгольской, тибетской и хотанской коллекции, кандидат исторических наук Ю.И. Елихина, во время работы в фондах тувинского музея с буддийскими экспонатами, в отношении данной бронзовой фигуры с реликвиями высказала следующее предположение. По ее мнению, скульптура, возможно, была изготовлена в Долонноре Внутренней Монголии. Исследователь пришла к такому выводу, изучив стиль изготовления скульптуры. По мнению Ю.И. Елихиной, автор отлива скульптуры применил смешанную технику выколотки и литья, характерную для скульптур Долоннорского происхождения, где их изготавливали массовым тиражом.

По отношению статуэтке Будды Ю.И. Елихина осуществила следующее научное описание: «Скульптура буддийского божества, КП №1263, Будда Суварнабхадравимала, Монголия, XIX в., размеры: 38x24 см., бронза, литье, позолота».

В результате проведенной скрупулезной работы, согласно описанию Ю.И. Елихиной, перед посетителями тувинского музея предстала бронзовая фигура Будды Суварнабхадравимала (тиб. gser bzang dri med), восседающая в алмазной позе ваджрасана, правая рука божества находится перед грудью в жесте витарак-мудра, левая - в жесте дхьяна-мудра. Данное научное описание войдет в готовящийся к изданию каталог буддийских предметов Национального музея Республики Тыва.

Что касается вопроса хранения реликвий, то каждая реликвия завернута в матерчатый свиток, а затем в бумагу. На бумажной обертке, на тибетском языке, записаны названия реликвий. (См. рис. № 2.). Расшифровку записей осуществили Камбы-лама Республики Тыва в 1997-2000 гг. Аганак Щорсович Хертек и ныне действующий Камбы-лама Тувы - Лопсан Чамзы.

После расшифровки записей обнаружилось, что внутри бронзовой фигуры Будды Суварнабхадравимала чудом сохранились следующие 36 реликвий:

1. Пепел, извлеченный после кремации священного тела Будды;

2. Пилюля благословенная Гуру Падмасамбхавой;

3. Частицы кости и волос головы йогина Наропы;

4. Частица монашеской одежды Чже Цонкапы;

5. Горстка земли из места, где медитировал Чже Цонкапа;

6. Пилюля, сделанная из крови Чже Цонкапы;

7. Частица ритуальной вещи, принадлежащей к одному из воплощений Далай Ламы;

8. Реликвия, связанная с Чакрасамварой;

9. Кусок материи одежды и волос ламы Чамзырын;

10. Волос и частица одежды Гьялкхенца;

11. Частица одежды Ньентракцанга;

12. Пилюля Рабне Гьялши;

13. Пилюля, сделанная из разных священных субстанций;

14. Реликвии Панчен-Ламы;

15. Реликвия Тенманга;

16. Волос ламы Лхарампы;

17. Кусок материи одежды ламы Богдо Гегена;

18. Кусок материи одежды ламы Панчен Ринпоче;

19. Волосы головы ламы Панчен Ринпоче;

20. Волос знаменитого философа и йогина Чамьяна Шадбы;

21. Реликвия Дзамлинг Чинор;

22. Пилюля Сангчабрил;

23. Цветок Такту Нгу;

24. Пилюля Шангсила;

25. Освященное зерно;

26. Горстка земли из монастыря Таши Чойпел;

27. Волос Кунтанг Ринпоче;

28. Собрание различных священных субстанций, подаренных старым

Правительством Тибета;

29. Реликвия Пелдунга;

30. Реликвия Чакрасамвары;

31. Фрагмент от веревки оберточной ткани (тув. барындак) сутры Чже Цонкапы;

32. Реликвия Кунту Сангпо;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Фрагмент освященного листа сандалового дерева;

34. Реликвия Трангшунг Лхамо-Ньеншел;

35. Частичка монашеской накидки Тачу Пакши;

36. Санден - частица освященного сандалового дерева:

Заключение

Таким образом, Национальный музей Республики Тыва в своем хранилище имеет множество значимых артефактов, но духовную значимость для местного населения 36 священных реликвий буддизма невозможно оценить.

По сложившейся традиции буддийского учения, обнаружение подобных священных реликвий, оценивается как чудесный знак свыше, предвещающий о великих грядущих положительных переменах в жизни местного населения.

Действительно, как утверждает лама Сопа Ринпоче, «священные реликвии заключают в себе позитивную энергию, которая вдохновляет людей развивать благие помыслы и устранять последствия дурных деяний» [Сопа Ринпоче, 2012].

В Российской Федерации музей Республики Тыва является единственным музеем в Центральной Азии и Российской Федерации, где хранятся подобные ценности. Многие посетители, независимо от своих религиозных убеждений, рассказывают об ощущении вдохновения, исцеления от недугов и мирного душевного состояния, находясь рядом с реликвиями. «Эта коллекция - не просто собрание священных объектов, выставляемых на созерцание.

Если мы познакомимся с историей этих реликвий и жизнеописанием оставивших их учителей, то увидим, что и нам под силу достичь просветления и счастья, в обретении которого состоит цель человеческой жизни. Мы поймем, что с помощью практики Дхармы (Учения Будды) в наших силах преодолеть присущее нам от природы страдание», — отмечает Тэло Тулку Ринпоче - духовный представитель Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Шаджин-лама Калмыкии [Тэло Тулку Ринпоче, 2008].

Верующие буддисты Тувы считают, что священные реликвии Будды Шакьямуни и других великих учителей, сквозь время и историю через Тибет, из Индии прибыли в Туву. И такое событие аналогично прибытию самих просветленных великих Будд и Бодхисаттв, которые неустанно заботятся о благе всех живых существ на этой земле, и поэтому они оставили эти священные реликвии, дабы они даровали тем, кто исповедует буддизм свое благословение.

Буддисты республики уверены в том, что просветленные существа продолжают трудиться во благо всех живых существ и после того, как они оставили этот мир.

Во время экспонирования реликвий в дни Шагаа, можно наблюдать, как тувинцы бережно чтят эти религиозные артефакты, оказывая им, глубокое почитание и поклонение, и тем самым проявляют веру в их чудодейственную силу.

Список литературы:

1. В Туве найдены священные буддийские реликвии. (2009) // Центр тибетской культуры и информации [Электронный ресурс]. URL: http://savetibet.ru/2009/10/11/tuva.html (дата обращения: 28.04.2019).

2. Дыртык-оол А.О. История музейного дела в Туве (1920-1940-е годы). Кызыл: Типография КЦО, 2007. «Аныяк», 84 с.

3. Ермолаев В.П. Так начинался музей // Тувинская Правда. - 1967 - 19 марта.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

5. Опей-оол У.П. К вопросу об истории создания и ликвидации буддийской молитвенной юрты в местечке Кызыл-Чыраа Дзун-Хемчикского кожууна (1946-1960 гг.) // История и современность Тувы. Сборник научных статей к 80-летию В.П. Дьяконовой. Кызыл, 2007. 156 с. С. 69-81.

6. Сопа Ринпоче, (2012) Священные реликвии из собрания Ламы Сопа Ринпоче посетят Туву // Тува.Азия - портал тувиноведения [Электронный ресурс]. URL: https://www.tuva.asia/news/asia/4770-sopa-rinpoche.html (дата обращения: 29.04.2019).

7. Тэло Тулку Ринпоче, (2008) Священные буддийские реликвии в главном буддийском храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» // Центр тибетской культуры и информации [Электронный ресурс] URL: http://savetibet.ru/2008/07/17/relics_in_kalmykia.html (дата обращения: 24.04.2019).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ:

Бичелдей Ульяна Павловна - доктор религиоведения (Ph.D), руководитель научно-исследовательской группы религиоведения Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: opei-ool@yandex.ru

Сумба Рита Петровна - научный сотрудник отдела культуры, науки и религии Национального музея Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: risu1232001@yahoo.de

Чалбак Айлаана Витальевна - научный сотрудник научно-исследовательской группы по религиоведению Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: ailaashka_88@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Bicheldei Ulyana Pavlovna - doctor of religious studies (Ph.(D) head of the religious studies research group of the Tuva Institute for humanitarian and applied socio-economic research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: opei-ool@yandex.ru

Sumba Rita Petrovna - research associate of department of culture, science and religion of the National museum of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia. E-mail: risu1232001@yahoo.de

Chalback Ailana Vitalievna - researcher, research group for studies of the Tuvan Institute of Humanities and applied social-economic research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: ailaashka_88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.