Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИЯ БУДДИЙСКИХ ТХАНОК В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

КОЛЛЕКЦИЯ БУДДИЙСКИХ ТХАНОК В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддийские тханки / буддийские реликвии / буддизм в Туве / Национальный музей Республики Тыва / Buddhist thangkas / Buddhist relics / Buddhism in Tuva / National Museum of the Republic of Tuva

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Допай Анай-Хаак Михайловна

Статья посвящена коллекции буддийских тханок хранящихся в фондах Национального музея Республики Тыва. Представлена история комплектования тханок, проведена классификация их по группам и идентификация изображенных на них божеств. Каждая тханка представляет с собой уникальную и сложную законченную сюжетную композицию. Эти произведения буддийского искусства имеют огромную историческую и культурную ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF BUDDHIST THANGKAS IN THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

The article is devoted to the collection of Buddhist thangkas stored in the Funds of the national Museum of the Republic of Tuva. The history of acquisition of thangkas is presented, their classification into groups and identification of the deities depicted on them are carried out. Each thangka is a unique and complex finished story composition. These works of Buddhist art are of great historical and cultural value.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИЯ БУДДИЙСКИХ ТХАНОК В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

УДК 069.5 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-164-169

КОЛЛЕКЦИЯ БУДДИЙСКИХ ТХАНОК В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО

МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Допай А.М.

Аннотация. Статья посвящена коллекции буддийских тханок хранящихся в фондах Национального музея Республики Тыва. Представлена история комплектования тханок, проведена классификация их по группам и идентификация изображенных на них божеств. Каждая тханка представляет с собой уникальную и сложную законченную сюжетную композицию. Эти произведения буддийского искусства имеют огромную историческую и культурную ценность.

Ключевые слова: буддийские тханки, буддийские реликвии, буддизм в Туве, Национальный музей Республики Тыва.

COLLECTION OF BUDDHIST THANGKAS IN THE FUNDS OF THE NATIONAL

MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Dopay A. M.

Annotation. The article is devoted to the collection of Buddhist thangkas stored in the Funds of the national Museum of the Republic of Tuva. The history of acquisition of thangkas is presented, their classification into groups and identification of the deities depicted on them are carried out. Each thangka is a unique and complex finished story composition. These works of Buddhist art are of great historical and cultural value.

Keywords: Buddhist thangkas, Buddhist relics, Buddhism in Tuva, National Museum of the Republic of Tuva.

Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва является главным хранилищем и сокровищницей памятников истории и культуры Тувы, среди которых буддийская коллекция занимает особое место, являясь наиболее интересным и ценным памятником духовной и материальной культуры тувинцев - единственного тюркоязычного народа, исповедующего буддийскую религию и культуру.

Большинство жителей Республики Тыва исповедуют буддизм в форме ламаизма, в 1928 году даже поднимался вопрос наделения буддизма статуса государственной религии Тувы [История Тувы, 2007: с. 256-257].

Историк Марина Васильевна Монгуш обосновывает периодизацию проникновения буддизма в Туву, выделяя три волны:

1) IX в. - в уйгурский период, была незначительной и практически не оставила следов;

2) XIII-XIV вв. - в монгольский период, более крупная, затронула верхушку власти, но осталась чуждой для простого народа, который сохранял шаманистские представления;

3) 1770-е годы - в маньчжурский период, самая значительная волна, когда Тува попала под контроль цинского Китая. Именно в 1772-1776 годы, в Туве появляются первые стационарные буддийские монастыри - Эрзинский и Самагалтайский [Монгуш, 2001: с. 30].

Активно ламаизм в Туве начинает развиваться только тогда, когда стал приезжать монгольские и тибетские ламы по приглашению амбын - нояна Ламажапа и других правителей кожуунов относительно строительства монастырей, для проведения больших и маленьких богослужений, проведения религиозных праздников.

Материальная культура буддизма представлена в обширной буддийской коллекции Национального музея Республики Тыва, состоящей из трех частей:

1. произведений буддийского изобразительного искусства;

2. рукописей и ксилографов;

3. предметов одеяния, быта лам и ритуальных принадлежностей.

В фондах Национального музея хранятся более 300 буддийских тханок основного фонда, а из них научно-вспомогательного фонда всего 6 ед.

Первые буддийские атрибуты и тханки поступили в музей предварительно в 1930-е годы, так, как свидетельствуют тому фотоматериалы из фонда фотонегативов В.П. Ермолаева21, где показывают экспозицию «Религия - опиум для народа», «Шажын - арат чонга кара таакпы» 1934, 1941, 1942 годов. Первое поступление коллекции буддийских тханок зафиксированы в инвентарной книге основного фонда № 1 в 1954 году под № 1145.

Основа собрания буддийских тханок состоит из коллекции буддийского культа из Дзун-Хемчикского района, поступившей в хранилище музея в 1960 году в числе тех предметов, которые были конфискованы после упразднения юрт - храмов,

располагавшихся в местечке Кызыл-Чыраа - общее количество около 250 ед.

22

хранения22;

С 1975 года до сегодняшних дней постепенно музей обновляется с буддийскими тханками из частных коллекций граждан.

В экспозиции выставки «Буддизм в Туве» Национального музея, которая находится в 6 зале 3 этажа, экспонируются всего 9 ед. буддийских тханок, в филиалах музея экспонируются 12 ед. тханок. Кроме буддийских тханок Национальный музей хранит 36 священных реликвий, что делает его единственным музеем в Центральной Азии и Российской Федерации, где хранятся подобные ценности [Бичелдей, Сумба, Чалбак, 2019]. По этой причине Национальный музей РТ по праву можно назвать одним из главных хранителей буддийских реликвий в России.

Тханка (тибетское слово «тхангка» означает буквально «плоский образ, «письмо») - это вертикальные прямоугольные свитки, обрамление которое повторяет по форме само живописное полотно. В готовом виде тханка состоит из нарисованной поверхности (называется «зеркало», «мелонг»), обрамленной со всех сторон кусками ткани; вверху и снизу - две деревянные палочки, к верхней крепится петля, которой тханка вешается на стену; на нижней тханка сворачивается [Буддизм, 1992: с. 236-237]. Сверху изображение прикрывается легкой тканью, в свернутом виде удобно хранить и транспортировать, а покрывало предохраняет изображение от копоти.

Буддийские тханки являлись одним из видов храмовой живописи, которыми были принято украшать святилища буддийской религии. Созданием тханок занимались исключительно монахи. Они проходили длительный курс обучения в монастырских мастерских. Изображения буддийских божеств имеют разные размеры: от миниатюрных (2 см) изображений для посвящения - «цагли» - до 3, иногда до 4 м. в высоту по поводу особых праздников и церемоний.

Средние размеры тханки - 40х60 см, 30х45 см, 50х65 см. Небольшие размеры изображений объясняются тем, что они приобретались в основном в те времена, когда основным типом монастырей были войлочные юрты, где размещение больших изображений было нецелесообразным и, во-вторых, кочевым образом жизни: они легко могли быть перенесены с одного места на другое.

Коллекция буддийских тханок в фонде Национального музея РТ включает все основные персонажи буддийского пантеона, о чем свидетельствует следующая классификация, составленная калмыцким исследователем Светланой Батыревой и актуальная для тувинцев [Батырева, 1991: с. 10]:

21 НМРТ фотоколлекция В.П Ермолаева КП 11286-1/

22 НМРТ Книга Поступления (КП) основного фонда № 3.

165

Таблица 1.

№ Классификация

Виды Название тханки наличие:

1 Будды - просветленные существа: а) «нирманакайя будды» (исторические) Будда Шакьямуни, Будда Майтрея 135ед.

б) «дхьяни - будды» абсолютные Вайрочаны, Акшобхьи, Амитабхи, Ваджрасаттвы Будда Врачевания, Амитаюса (Аюши) и Амитабхи.

в) Бодхисаттвы 11-ликая Авалокитешвара (тув. Чензриг, Чанарейсек), Зеленая и Белая Тары тув. (Ак Тарийги, Ногаан Тарийги) 90ед.

г) учителя, проповедники, архаты Цзонхава

2 Идамы - личные божества - покровители: Ямантака, Хаягрива (тыв. Дамдын) 45ед.

3 Дхармапалы - защитники учения: Махакала (тыв Комбу), Лхамо

Будды из группы «просветленные существа» считаются духовными сыновьями Адибудды - высшего божества неземной сущности, давшего начало миру. На санскрите «Будда» означает «просветленный» или «осененный истиной», это существо, достигшее нирваны - освобождения от земных страданий, конечной цели спасения в буддизме. Будды классифицируется согласно их частным функциям. Одним из важнейших персонажей является Будда Шакьямуни - будда настоящего времени. За ним следует Майтрейя - будда грядущего времени.

Из подгруппы «дхьяни — будды» равно как и ипостаси Адибудды, не являются буддами в том смысле, какой это слово имело изначально: человек, достигший Просветления. Все они — это воплощение высших космических принципов, из которых эманируют идамы, земные будды, бодхисатвы.

Бодхисаттвы являются потенциальными буддами, они отказались от нирваны ради спасения людей. Ботхисаттвами могут быть как мужские, так и женские божества.

Следующая подгруппа включает образы учителей, проповедников, архатов -монахов, достигших высшей земной ступени совершенства. Долгом великих архатов является хранить Закон после смерти Учителя, Будды. Они изображались облаченными в одежду той буддийской школы, представителями которой являлись.

Группа «идамы», объединяющая так называемых личных божеств, покровителей. Идам просветленные существо в буддизме. Его изображают радостным, мирным или гневным. С ним связаны тантрические практики, медитации, мантры.

Группа «дхармапалы» («защитники Закона»), докшиты («ужасные палачи») -это гневные божества, повергающие врагов буддизма, причем не только людей, враждебно настроенных к Учению, но и злых духов, незримые силы, - всех мешающих буддистам следовать по Пути. Культ дхармапал очень популярен, так как в народе устойчиво бытует мнение, что молитвы, обращенные к гневным божествам, эффективнее молитв богам милостивым.

Выделяют три основные группы наиболее часто встречаемых изображений божеств из фонда Национального музея:

В первую группу входят изображения Будды Шакьямуни, Амитаюса, Цонкапы. Изображения вышеперечисленных божеств составляют 45 % коллекции.

Во вторую группу входят изображения Будды Амитабхи, Будды Врачевания, бодхиссатвы Авалокитешвары, Тары. С их изображением составляют 30% коллекции.

В третью группу памятников объединены идамы, дхармапалы защитники учения. Они составляют 15% коллекции.

Хранятся в фондах и тханки с различными изображениями Будды. Например, Будды и двух его учеников Шарипутра, Маудгальяна. В центре картины изображен Будда в позе касания земли, держа чашу для подаяния. Также хранятся тханки «Будда и архаты», «Мандала Будды Шакьямуни» с Авалокитешварой и Майтреей.

На музейной тханке будущий Будда Майтрея изображен сидящим на возвышении в европейской позе с опущенными вниз ногами, что символизирует его скорое пришествие на землю. Руки сложены в молитвенной позе у груди и поддерживают у плеч возвышающиеся расцветшие голубые утпала. На них стоит Колесо Дхармы, символ распространения буддийского учения, сосуд в виде чайника с длинным носиком, символизирующий его будущее рождение в семье брахмана. Он в буддийской мифологии трактуется, как Бодхисаттва и Будда, который должен родиться в будущем и способствовать гармоничному сосуществованию всего, что сотворено Всевышним. Майтрея есть грядущий Учитель человечества, единственный кому поклоняется все школы буддизма [Рерих, 2000: с. 21].

В собрании музея, помимо изображений Цзонхавы имеются тханка «Цокшин» Цзонхавы, изображающий разветвленное дерево, которое отражает развитие учения и линии передачи традиции от учителя к ученику. Цокшин Цзонхавы представляет полное собрание учителей и божеств школы Гелукпа в виде дерева, в центре который-основатель школы - сам же Цзонкава.

Тханка Будда Медицины - Бхайшаджьягуру, называют также Буддой Исцеления. В Тибете существовали поверия, что достаточно только прикосновения с верой к образу Будды Медицины, чтобы наступило исцеление.

Бхайшаджьягуру изображают либо как Будду, либо как бодхисаттву.

Бхайшаджьягуру облачён в монашеское одеяние, он сидит на львином троне. Тёмно-синий цвет его тела символизирует мудрость. В левой руке, покоящейся на бедре, он держит чашу с целебным растением, символом панацеи от всех омрачений ума и болезней, его название - миробалан (говорится также, что в патре находится лекарство из трав, устраняющих болезни слизи, ветра и желчи, а также три корневых яда: гнев, привязанность, неведение).

В правой руке, развёрнутой в варада-мудре (жесте защиты), у него стебель этого растения. Иногда Будду Медицины изображают рядом с Буддой Шакьямуни и Буддой Амитабхой.

Обилие изображений этих божеств в коллекции, объясняется их популярностью.

В течение всего периода распространения буддизма в Тыве новое вероучение все же было религией только высших слоев общества, а основная масса аратов -кочевников находилась всецело под сильным влиянием шаманизма. Приспособление новой религии к образу жизни населения происходило в течение длительного времени. Догмы и каноны ламаизма были труднодоступны для народа и поэтому из ламаистского пантеона наибольшим почитанием пользовались изображения лишь тех божеств храмового и бытового ритуала, которые были понятны широкой массе верующих. Наиболее распространенными были Амитабха - Будда, достигшей нирваны -полного просветления, освобождения от страданий. Считалось, что верующие в Амитабху попадают в рай Сукхавади на западе, в «страну совершенного блаженства», где передаются для высшего бытия. Амитабха особо почитаем в своей ипостаси Амитаюс (монг. Аюша) - («Неизмеримая жизнь» и «бесконечный свет») как божество долголетия и бессмертия. Амитаюс всегда изображается в облачении бодхисатвы.

Одним из самых популярных и чтимых божеств буддизма является Бодхисаттва Авалокитешвара (тув. Чензриг, Чанарейсек), перерожденцами которого считаются Далай-Ламы. Он является духовным сыном владыки западного рая Амитабхи. Авалокитешвара сходит со священного места лотоса на землю для уничтожения страданий живых существ. Он может принимать разные формы (в общей сложности до 108) для того, чтобы спасать страдающих, крики и стоны которых он слышит. Может изображаться и трехглавым, и пятиглавым. Из них в основном представлены живописные изображения одиннадцатиглавого Авалокитешвары [Рерих, 2000: с. 45].

В коллекции тханок музея хранится множество изображений женских божеств, из которых широко представлены Белая и Зеленая Тары (тув. Долгар, Долчан), различающиеся между собой цветом, атрибутикой, символикой и сущностью. Популярность Тары, Спасительницы невозможно переоценить. Ее культ восходит к почитанию богини-матери, универсальной защитницы, оберегающей все живое.

Из группы идамов (личные боги - покровители) в коллекции тханок музея чаще всего встречаются:

Буддийское божество Хаягривы (тыв. Дамдын) - Изображаются с лошадиной головой в волосах, имеет три головы, окрашенные в разные цвета: его красная центральная голова правая - синяя, средняя - красная, левая - белая, с третьим глазом во лбу, украшенные диадемами и из черепов. Имеет 8 ног и 6 рук всеми атрибутами: ваджрой, арканом, кхатвангой, громовой стрелой. Две верхние руки в жесте угрозы. Бедра охвачены передником из тигровой шкуры с поясом из черепов. На вздутом животе изображено колесо учения. В народном буддизме у тибетцев и монголов образ Хаягривы связан с мирским благом - приумножением стад лошадей.

Ямантака - победитель Ямы, гневный аспект бодхисатвы Манджушри, которую тот принял, дабы положить предел истреблению людей, устроенному Ямой. Ямантака изображается в соитии со своей спутницей Ваджраветали. Ямантака и Ваджраветали полностью обнажены (не считая многочисленных украшений) - это символ их свободы от иллюзий и заблуждений.

Из группы дхармапал (охранители веры и чистоты учения, защитники верующих от различных обольщений и ложных путей) чаще всего встречается:

Махакала (тыв. Комбу) - он одновременно является и идамом, и дхармапалой. Практика Махакалы преследует две цели: высшую - приближение к Просветлению -и частную - устранение препятствий, увеличение силы и знаний, исполнение желаний. Махакала попирает ногами слоноголового Винакаю, царя препятствий. В основной паре рук Махакала держит григуг и габалу, которые символизируют разрушение и преобразование внутренних привязанностей и внешних препятствий в силу Просветления.

Из женских персонажей этой группы наиболее известна Лхамо - наследница образа древнейшей богини-матери, она выступает как убийца собственного сына, и как богиня, дарующая детей, ее называют «Великой хозяйкой жизни», она владычица тайн жизни и смерти, провидица судьбы. Она гигантских размеров едет на своём диком муле по морю крови и жира. Она чёрно-синего цвета, с обвисшей грудью, горящими бровями и усами. Ее красные волосы стоят дыбом. Одной рукой она размахивает длинной ваджарной дубиной, а в другой держит чашу, сделанную из черепа, который заполнен человеческими органами. Гирлянда свежих голов окружает тело Лхамо.

Таким образом, изучение буддийского искусства автором началось недавно. Во время работы над коллекцией буддийских тханок неоценимую помощь оказала книга Юрия Николаевича Рериха «Тибетская живопись», которая была переведена с английского языка А. Л. Барковой в 2001 году. Книга написана великолепным языком, чувствуется стиль большого ученого и лингвиста. Одновременно стилистика доступна в изложении такого малознакомого и сложного для каждого материала.

После изучения соответствующей литературы попыталась произвести научное описание и обработку только более 60 единиц буддийских тханок из 300 ед. Классификация материала усложняется еще и почти полным отсутствием памятников, имеющих маркировки, несущие датированные надписи. Анонимные в подавляющей своей части, они не несут ни имен художников, ни названий школ. Ранее изучением коллекции буддийских тханок начала работать хранитель фонда ТРКМ Нурсат Тамара Чадамбаевна, ею описаны 9 научных паспортов в 1992 году. А Опей-оол У.П. в своей статье «Об одной буддийской танке в фондах Национального музея Республики Тыва» 2005 году в международной научно-практической конференции «Музей в XXI веке: Проблемы и перспективы», описала единственной по своим размерам 4 м 35 см, ширина 2 м 42 см буддийскую тханку Авалокитешвару [Опей-оол, 2005].

Буддийские тханки Национального музея Республики Тыва считаются одним из ценнейших и уникальных коллекций. Их можно классифицировать на шесть групп по статусу изображенных на них будд. Каждая тханка представляет с собой уникальную и сложную законченную сюжетную композицию. Эти произведения буддийского искусства имеют огромную историческую и культурную ценность. Несмотря на бесспорную актуальность, данная тема малоизученна, исследовательская работа над коллекцией буддийских тханок в дальнейшем будет продолжена.

Список литературы:

1. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во. 1991. 128 с.

2. Бичелдей У.П., Сумба Р.П., Чалбак А.В. 36 священных буддийских реликвий Национального музея Тувы как особые объекты духовного наследия тувинцев. // Ермолаевские чтения: материалы III научно-практической конференции с международным участием, посвященный 90-летию со дня основания Национального музея им. «Алдан-Маадыр» Республики Тыва. Кызыл, 2019. С. 127-134.

3. Буддизм: Словарь/ Под.ред Жуковская Н.Л. Москва, 1992. 290 с.

4. Монгуш М.В. История Буддизма в Туве. Новосибирск, 2001. 200 с.

5. История Тувы: В 3 т. Т. II. / Под общ. Ламина В.А. Новосибирск, 2007. 430 с.

6. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. Самара, 2000. 144 с.

7. Опей-оол У.П. Об одной танке в фондах Национального музея Республики Тыва // Музей в XXI веке: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Часть II. Кызыл, 2005. С. 130.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Допай Анай-Хаак Михайловна, хранитель 1 категории отдела учета и хранения фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: dopay2017@mail.ru

INFORMATION ABOUR THE AUTHOR:

Dopay Anai-Khaak Mikhailovna, First-Class Custodian, Museum Collection Records Department, Aldan-Maadyr National Museum of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: dopay2017@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.