Научная статья на тему 'Соревновательный период в подготовке элитных лыжниц'

Соревновательный период в подготовке элитных лыжниц Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
171
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Егорова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соревновательный период в подготовке элитных лыжниц»

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ПОДГОТОВКЕ ЭЛИТНЫХ

ЛЫЖНИЦ

Л.И. Егорова

Классическая установка, согласно которой в основе периодизации лежит фазовый характер развития спортивной формы, не потеряла своего принципиального значения, но в технологии ее моделирования и управления произошли качественные изменения. Большинство профессионалов сейчас не ставят задачи достижения спортивной формы только 2-3 раза в год. Так, ведущие лыжники мира на протяжении 4,5-5 мес. поддерживают достаточно высокий, но не максимальный уровень подготовленности, позволяющий им успешно выступать в соответствии с личным рейтингом.

Профессионализация тренировочной и соревновательной деятельности внесла ряд изменений в режим спортсменов, и соответственно в структуру и содержание макро-, мезо- и особенно - микроциклов.

Одним из путей совершенствования подготовки спортсменов является оптимизация управления тренировочным процессом на завершающем этапе подготовки к соревнованиям за счет индивидуализация процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов. При подготовке спортсменов высокого класса, проблема индивидуализации является наиболее актуальной, так как среди таких спортсменов редко встречаются люди с одинаковыми личностными и индивидуальными особенностями.

Чтобы побеждать, необходимо чем-то превосходить соперника. При прочих равных условиях индивидуально высокий уровень готовности к старту может быть тем дополнительным фактором, который способствует победе в главных соревнованиях сезона. В связи с этим целесообразна постановка вопроса об использовании дифференцированного подхода в процессе подготовки высококвалифицированных лыжниц-гонщиц.

Одна из особенностей подготовки в последние годы состоит в том, что лыжники участвуют в соревнованиях как классическим, так и свободным стилем, что предъявляет повышенные требования к уровню развития физических качеств и технико-тактическому мастерству спортсменов.

Таким образом, многие вопросы подготовки к главным стартам сезона и сохранение высокого уровня подготовленности на протяжении всего соревновательного периода в современных условиях остаются весьма актуальными. Предполагалось, что комплексное изучение методики и обобщение практического опыта подготовки элитных лыжниц-гонщиц позволит определить наиболее эффективные пути управления тренировочным процессом на завершающем этапе подготовки к соревнованиям.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

1) на основании анализа литературных источников изучить состояние проблемы подготовки спортсменов высокой квалификации в соревновательном периоде;

2) обобщить практический опыт подготовки элитных лыжниц как к одному ответственному старту (этап Кубка мира), так и серии стартов на главных соревнованиях сезона (Олимпийские игры, Чемпионат мира);

3) обобщить особенности методики подготовки элитных лыжниц в соревновательном периоде;

4) определить индивидуальные особенности самооценки функциональной и психологической готовности элитных лыжниц к ответственным соревнованиям.

Нами произведена систематизация основных методов спортивной подготовки и тренировочных режимов элитных лыжниц в соревновательном периоде и получены новые данные об особенностях построения тренировочного процесса элитных лыжниц мира как при подготовке к ответственным стартам, так и серии стартов на главных соревнованиях сезона. Выявлены оптимальные соотношения использования классического и свободного стиля при подготовке, как к главным соревнованиям сезона, так и к другим ответственным стартам. Определены индивидуальные особенности самооценки состояния функциональной подготовленности и готовности элитных лыжниц к ответственным соревнованиям.

С целью обобщения практического опыта подготовки элитных лыжниц мира в соревновательном периоде были проведены беседы и анкетный опрос Олимпийских чемпионов: Л. Лазутиной, О. Даниловой, Ю. Чепаловой, Н. Гав-рылюк, ведущих тренеров России: Александра Грушина, Александра Воронина, Николая Зимятова, а также проведен анализ собственного практического опыта подготовки автора в период с 1991 по 2002 годы.

Анализ литературных источников показал, что изучение опыта подготовки элитных спортсменов наиболее полно раскрывает основные закономерности подготовки по сравнению с исследованиями, проводимыми со спортсменами более низкой квалификации. Однако до настоящего времени достоверных сведений об особенностях подготовки лидеров современного спорта получено недостаточно.

В процессе анкетного опроса определены взгляды элитных лыжниц мира и специалистов на вопросы, касающиеся планирования тренировочного процесса, как в соревновательном периоде, так и на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

В вопросе о количестве стартов в последнем предолимпийском сезоне 1997-1998 г. у элитных лыжниц выявлены существенные расхождения от 22 стартов у О.Даниловой (13 классическим и 9 свободным стилем), до 43 стартов у Н. Гаврылюк (19 классическим и 24 свободным стилем).

Анализ участия автора данной работы в соревнованиях также свидетельствует об оптимальном участии в 28-30 стартах на полных дистанциях 5-30 км и 5-7 на сокращенных дистанциях 1,5-3 км, так называемых коммерческих стартах, проводимых по окончании основных соревнований сезона. Участие в 41 старте, в сезоне 1991-1992 года, привело к сильному утомлению, что не позволило своевременно приступить к планомерной подготовке к новому спортивному сезону.

В вопросе о способе передвижения, который следует совершенствовать в соревновательном периоде - основной или менее развитый - нами также были выявлены индивидуальные особенности подготовки элитных лыжниц.

Так, Н. Гаврылюк и автор считают целесообразным совершенствовать основной способ передвижения, О. Данилова и Ю.Чепалова совершенствуют

менее развитый, а Л. Лазутина уделяет одинаковое внимание как классическому, так и свободному стилю.

Большой интерес представляет и вопрос распределения классического и свободного стиля в последнем микроцикле этапа непосредственной подготовки к соревнованиям как при подготовке к ответственному старту (этап Кубка мира, отборочный старт) классическим или свободным стилем, так и при подготовке к серии стартов (Олимпийские игры, Чемпионат мира).

Так, Л. Лазутина при подготовке ко всем соревнованиям распределяла объем передвижения классическим и свободным стилем в соотношении 50/50 %. При подготовке к ответственному старту Ю.Чепалова и автор распределяли объем передвижения классическим и свободным стилем в объеме 60/40, О. Данилова - 70/30, а Н. Гаврылюк - 80/20 % .

При подготовке к основным соревнованиям были определены следующие основные компоненты тренировочного процесса:

- продолжительность этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию сезона;

- количество и длительность микроциклов на этапе непосредственной

подготовки к соревнованиям;

- соотношение объема нагрузки классическим и свободным стилем;

- распределение тренировочной нагрузки по зонам интенсивности.

Длительность микроциклов на Чемпионате мира в 1991 году составляла

15, 5 и 2 дня. По нашему мнению, микроцикл длительностью 15 дней без полноценных дней отдыха не являлся для автора оптимальным. Самочувствие на протяжении всего Чемпионата было удовлетворительным и только в последние дни (эстафета - 5 км свободный стиль - 1-е место и 30 км свободный стиль

- 1-е место) самочувствие было хорошим.

Объем нагрузки классическим стилем несколько превышал объем нагрузки свободным стилем и первые (дневные) тренировки в основном проводились классическим стилем. Однако это не повлияло на выступление автора свободным стилем и обе золотые медали были завоеваны в стартах свободным стилем.

Следует отметить, что перед первыми стартами данных соревнований, в состоянии готовности автора присутствовали признаки излишнего тревожного ожидания и сильного возбуждения, так как этот Чемпионат мира был первым крупным соревнованием автора.

В 1992 году автор впервые приняла участие в зимних Олимпийских играх, которые проводились в Аббервиле. При подготовке к данным основным соревнованиям произошли существенные изменения по сравнению с 1991 годом. Длительность микроциклов составляла 7, 7, 5 и 2 дня. Самое существенное отличие предпоследнего микроцикла в 1992 году по сравнению с 1991 годом состояло в объеме нагрузки за один тренировочный день, который составил 26,5 км против 35 км в 1991 году.

Такое планирование тренировочного процесса на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям для автора было оптимальным. На старт выходила в «боевом состоянии», чувствовала себя отдохнувшей и уверенной в успехе.

Таким образом, снижение объема и интенсивности нагрузки в последние 7-9 дней до главных стартов привело к успешному выступлению на соревнованиях - 3 золотых и 2 серебряных медали.

К сожалению, как и в сезоне 1991 года, когда длительность первого микроцикла составила 15 дней, на Чемпионате мира в 1993 году этот микроцикл увеличился еще на два дня, без полноценного дня отдыха. Нам кажется, что и в данном случае не полностью был использован индивидуальный подход к автору.

Положительным являлось сокращение объема и интенсивности нагрузки в предпоследнем микроцикле перед соревнованиями, что позволило успешно выступить на данных соревнованиях - 1 золотая, 1 серебряная и 2 бронзовые медали.

После окончания Чемпионата мира 1993 года автором не проводилась специальная подготовка к этапам Кубка мира. Однако достигнутый уровень подготовленности и готовность к стартам позволили на оставшихся этапах Кубка мира занять 4 первых и 2 вторых места, что принесло победу в общем зачете Кубка мира.

В 1994 году состоялись очередные зимние Олимпийские игры. Длительность микроциклов, объем нагрузки, и интенсивности этапа непосредственной подготовки к данным соревнованиям практически полностью соответствовали оптимальному варианту 1992 года, что позволило автору успешно выступить и на этих Олимпийских играх - три золотые и одна серебряная медали.

Таким образом, на основании анализа подготовки автора в период с1991 по 1994 годы мы определили индивидуальную систему подготовки как к главным стартам сезона, так и к серии стартов на основных соревнованиях, позволяющую успешно выступать на главных соревнованиях.

Современный спорт в силу своих особенностей и в связи с постоянным повышением его общественной значимости характеризуется как деятельность, осуществляемая преимущественно в условиях ярко выраженного психологического (психического) стресса и постоянной самооценки спортсмена. Достаточно точным и информативным средством контроля является самоконтроль функционального и психического состояния. Для этого используются такие показатели как желание тренироваться, характеристика сна, аппетита, изменение частоты сердечных сокращений в покое (Алябьев А.Н., 1997). По данным Ю.П. Власова (1984) и Е.А. Пеньковского (1987) многие талантливые спортсмены интуитивно ощущают оптимальность или избыточность переносимых тренировочных и соревновательных нагрузок.

А.Н. Алябьев (1997) на основании личного опыта и анкетного опроса установил, что «чувство нагрузки», «чувство готовности к успешному выступлению» присуще и высококвалифицированным лыжникам. Чувство готовности в большей мере психологическое, отражающее личную оценку собственной готовности к соревнованию.

При подготовке к зимним Олимпийским играм 2002 года в Солт-Лейк-Сити с учетом предыдущего многолетнего опыта проводился самоконтроль и самооценка функциональной и психологической готовности к выступлению автора на соревнованиях.

При подготовке к данным стартам автору пришлось учитывать следующие проблемы, отражающиеся на функциональной и психологической подготовке:

- разница в часовых поясах составила 10 ч;

- соревнования проводились на большой высоте (1850 м над уровнем

моря);

- низкая относительная влажность воздуха;

- температура воздуха -20°С, перемерзший, искусственный снег и крутые подъемы.

Основной проблемой психологической готовности к соревнованиям явилось преодоление допинговых скандалов. Эта постоянная напряженность в той или иной степени коснулась всех участников команды.

Психологическая готовность подразумевает умение правильно осознать и оценить свое эмоциональное состояние готовности к соревнованиям. Эмпирически выявлено, что у автора оптимальным считается, когда психологическая готовность к старту проявляется за день до старта. «Боевое состояние» у автора выражается в желании непосредственно за 2 - 3 ч до начала соревнований принять старт. Возможность показать хороший результат на данном старте особенно проявляется во время разминки. «Боевое состояние» выражается также в способности ощущения оптимальной смазки лыж, позволяющей, в конечном счете, непосредственно перед стартом более быстро и правильно подобрать лыжи с лучшим вариантом смазки.

Сон также имеет большое значение в определении готовности к старту. Крепкий сон является показателем «боевой готовности к старту». Если ночь перед стартом прошла неспокойно (долго не заснуть, частые пробуждения), то утром нет желания выходить на старт. Однако за счет соответствующей разминки перед стартом и опыта предыдущих стартов и после неспокойного сна возможно показать хороший спортивный результат за счет резервных сил организма.

Большое значение для определения готовности к старту имеет последний контрольный старт или прохождение контрольных отрезков на скорость. Возможность поддерживать заданную скорость на протяжении тренировки создает ощущение готовности к старту.

Просмотр техники передвижения перед главными стартами также влияет на готовность к старту. Так, если техника соответствует своим индивидуальным модельным характеристикам, то у автора появлялась уверенность в возможности отыграть несколько секунд за счет техники передвижения.

Анализ проведенного исследования позволил установить как индивидуальные особенности подготовки, так и особенности самооценки психологической и функциональной готовности элитных лыжниц к выступлению на главных стартах сезона, которые можно применять, с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, при подготовке лыжников высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.