отравления веществами прижигающего, разъедающего типа действия (в основном уксусной кислотой) (11,7%). Среди пострадавших в возрасте до 18 лет отравления лекарственными средствами 63,6%, алкоголем и его суррогатами — 8,1%, растительными и животными ядами — 12,7%, наркотиками - 2%, нефтепродуктами и бытовой химией - 2,9%, другие и неуточненные - 10,7%. Структура острых отравлений по г. Астрахани и области имеет различие, среди городского населения в большинстве случаев это отравление лекарственными препаратами, сельского - алкоголем и его суррогатами.
Общая смертность по области при острых отравлениях в этот период колебалась от 46,9 до 56,5 на 100 тыс. населения. Большинство пострадавших от отравлений погибает дома, на улице и т.д., тогда как госпитальная летальность колебалась от 2,3 до 2,9%. В стационарах области умерло 70-79% пациентов в трудоспособном возрасте. Из всех умерших 57,6% мужчины и 42,4% женщины. Среди случаев, закончившихся летальным исходом, наибольшая доля приходится на отравление кислотами (уксусная кислота) (45,4%), лекарственными препаратами - 29,3%, не уточненными веществами (ядами) - 14,1%, алкоголем и его суррогатами - 7,1%. По данным судебно-медицинской экспертизы острые химические отравления были причиной летальных исходов в 23 - 26% всех случаев насильственной смерти. Основными этиологическими факторами, которые приводили к смерти пострадавших, были алкоголь и его суррогаты 62,6%, окись углерода - 25%.
Г.И. Григорьев
СОРАБОТНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ И МЕДИЦИНЫ В ИСЦЕЛЕНИИ ОТ ПЬЯНСТВА И НАРКОМАНИИ - РЕАЛЬНЫЙ ВКЛАД В СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАРОДА РОССИИ
Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования;
Санкт-Петербургская духовная академия
Алкоголизм и наркомания - одна из острейших проблем нашего времени, эпидемия, несущая в себе разрушение духовной, психической и физической природы человека и ставящая под угрозу его жизнь. По словам святого апостола Павла, пьянство лишает человека и Царства Небесного: «... Не обманывайтесь: ...ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10). В 2006 году приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем Обращении в день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с болью отметил кризис современной ситуации: «.. .проблема алкоголизма в России остается одной из самых насущных и тревожных.». «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях алкоголизма, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при созна-
- 25 -
тельном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 2000).
В России для лечения алкоголиков и распространения трезвого образа жизни традиционно при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой, в ее Таинствах обрести спасение от этого зла. На современном этапе общественного развития, сближение Церкви и медицины особенно выражено в области наркологии, однако, терапии души еще не уделяется должного внимания. Психиатрия и психотерапия только начинают включаться в эти общественные процессы. Эта серьезная задача, возникшая перед Церковью сегодня, требует от нее активного взаимодействия с медиками-профессионалами, имеющими многолетний опыт работы с зависимыми людьми.
В Международном институте резервных возможностей человека (Санкт-Петербург) такое сотрудничество началось с участием приснопамятного протоиерея Василия Лесняка. На совместную работу отца Василия Лесняка с врачами в деле преодоления пьянства 30 октября 1990 года было получено благословение Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева). Так после долгого периода государственного запрета на участие Церкви в лечении больных были заложены научно-практические основы совместной работы врачей и священников.
К настоящему времени существует база для нормативного регулирования взаимодействия медицины и церкви, основывающееся на законодательстве Российской Федерации (соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви, 2005 год). Свидетельством сближения Церкви и медицины в вопросах отрезвления общества стала Первая региональная конференция по церковному социальному служению Русской Православной Церкви, организованная Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. В рамках этой конференции проведен круглый стол на тему «Утверждение трезвости - социальное служение церкви».
По данным социологического опроса, посвященного теме «Взаимодействие медицины и религии», сотрудничество государственной системы здравоохранения с Русской Православной Церковью считают полезным явлением 72,5% пациентов, 76% медицинских работников и 98% священнослужителей (http://miryanin.narod.ru).
Конечно, взаимодействие церкви и классической медицины в вопросах борьбы с патологическими зависимостями только начинает осмысляться и прорабатываться, идут серьезные дискуссии, но уже ясно, что эффективно содействовать выздоровлению зависимых людей можно только путем создания сложных совместных медицинско-церковных комплексных программ.