Старобина, Е. М., Лорер, В. В. (2019). О развитии ранней помощи в Российской Федерации. Педагогическое образование в России. У ГПУ, 2,107-113.
Старобина, Е. М., Лорер, В. В., Владимирова, О. В. (2020). Формирование системы ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации. Альманах Института Коррекционной педагогики, 40. Материалы круглого стола «Современные достижения наук в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвадидов». URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/book-app/the-formation-of-the-system-of-early-help-to-children-and-their-families-in-the-russian-federation (Дата обращения 23.07.2020). King, G., PhD; Strachan, D., MRC; Tucker, M., MClSc(OT); Duwyn, B., BSc(PT); Desserud, S., BSc(PT); Shillington, M., BScN(RN). The Application of a Transdisciplinary Model for Early Intervention Services. Infants & Young Children, 22(3), 211—223. URL: 10.1097/IYC.0b013e3181abe1c3 (дата обращения 23.07.2020).
National Guidelines on Best Practice in Early Childhood Intervention. Early Childhood Intervention Australia (2016). URL: https://ddwa.org.au/wp-
content/uploads/2017/08/ECIANationalGuidelinesBestPractice2016.pdf (Дата обращения 23.07.2020).
McWilliam, R. A. (2010). Routines-based early intervention supporting young children and their families. Baltimore: Paul H. Brookes.
McWilliam, R. A. (2003). The primary-service-provider model for home-and-community-based services. PSICOLOGIA, XVII(1), 115-135. URL:
http://www.scielo.mec.pt/pdf/psi/v17n1/v17n1a06.pdf (Дата обращения 23.07.2020). Raver, Sharon A., Childress, D. (2019). Family-centred early intervention: supporting infant and toddlers in natural environments. Baltimore: Paul H. Brookes
Recommended Practices in Early Childhood Intervention: A Guidebook for Professionals. Eurlyaid — The European Association on Early Childhood Intervention. (2019). URL: https://indd.adobe.com/view/ce456704-8e75-46a4-a7e6-700b024ed409 (дата обращения 23.07.2020).
DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-42-44
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ОСОБОГО РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПОДХОДЕ DIRFloortime
Романовский Николай Владиславович к. психол. н., психолог, старший научный сотрудник, руководитель направления
в Центре Здоровья и Развития имени Свт. Луки «ФГБНУ ИКП РАО», Центр Здоровья и Развития имени Свт. Луки
Москва, Россия Romanovskij 2@gmail. com
Азирова Анна Артемовна
эксперт - преподаватель DIR/Floortime, логопед, психолог, ведущий специалист НКО «Диалог-Флортайм», Центр Здоровья и Развития имени Свт. Луки
Москва, Россия annaazi @y andex. ru
Ключевые слова: особый ребенок раннего возраста, ранняя помощь, отношения с матерью, DIRFloortime, вовлечение родителей.
FAMILY SUPPORT FOR THE FAMILY OF A SPECIAL EARLY CHILD IN THE DIRFloortime APPROACH
Romanovsky Nikolay PhD in psychology, psychologist, senior scientist, Head of Direction at St. Luke's Center for Health and Development Laboratory of Comprehensive Studies in the Field of Early Intervention, Institute of Special
Education of the Russian Academy of Education
Moscow, Russia Romanovskij 2@gmail. com
Azirova Anna
expert DIR/Floortime teacher, speech therapist, psychologist, leading expert NKO «Dialog-Flortajm», St. Luke's Center for Health and Development
Moscow, Russia annaazi @y andex. ru
Keywords: special early childhood, early intervention, relationship with mother, DIRFloortime, parental involvement.
Одна из ведущих идей концепции DIRFloortime заключается в том, что основным источником развития ребенка раннего и дошкольного возраста является его тесная эмоциональная взаимосвязь с родителями, которые, следуя за ним, подстраивают это взаимодействие под его уникальные особенности.
В процессе отношений с ребенком развиваются его базовые навыки, к которым относятся внимание, отношения с людьми, взаимное общение, взаимодействие, необходимое для решения проблем, творческое использование понятий и логическое оперирование понятиями на уровне, доступном ребенку.
Начиная с имеющихся у ребенка навыков, развивая те, которые он способен освоить, родители помогают ему продвигаться по ступеням развития, осваивая понятия, делая собственные умозаключения, учась логически, творчески мыслить.
Отношения между ребенком и родителями возникают с первых месяцев жизни ребенка, связывая их на всю жизнь. Характер и качество этих отношений, их продолжительность играют решающую роль в развитии ребенка, поэтому семья заинтересована в их укреплении.
Задача специалистов ранней помощи заключается в том, чтобы помогать семье в формировании и укреплении таких отношений с ребенком.
Принципы работы с родителями по укреплению этих отношений строятся на базе признания специалистами родительских ресурсов, которые, в частности, могут заключаться в наличии у родителей положительной мотивации, намерений и опыта в сфере воспитания ребенка.
Особый ребенок рождается как социальное существо, но в силу его особенностей развития у него может быть искаженное восприятие социума, тогда родители могут испытывать сложности в общении с ним, что неминуемо будет сказываться на его развитии.
Родителям такого ребенка при этом может быть трудно видеть в ребенке личность, рассматривать его действия, слова как выражение намерений, чувств, желаний и эмоций. При этом между ребенком и родителем может развиваться отчуждение и процесс коммуникации существенно затруднится. В таком случае родителю важно помочь развить более эмоциональные отношения с ребенком.
Для достижения данных целей важно создание доверительной, позитивной атмосферы с установлением с родителями диалога с учетом их опыта и мнения вместо инструкций. Очень важно оказать родителю особого ребенка поддержку, признать их компетентность в воспитании их ребенка, активно делиться технологиями работы, видеть в них партнеров и членов команды помощи особому ребенку. Опираясь на наш многолетний
опыт работы с особыми детьми, мы можем с уверенностью говорить о том, что максимальный успех ранней помощи достигается в случае вовлечения родителей в непосредственный процесс ранней помощи, что невозможно без признания в родителе компетентного партнера.
В случае же «сакрализации» своих знаний специалистом, нежелании делиться своими знаниями родители видят свою функцию только в том, чтобы доставить своего ребенка на занятия к специалисту, не ощущая себя способными как-то иначе помочь своему ребенку.
Очень важно, что в подходе DIR/Floortime в рамках ранней помощи происходит разделение ответственности между специалистами и родителями, при этом каждый делает часть своей работы.
Литература
Гринспен, С., Уидер, С. (2013). На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. М.: Теревинф, 512.
Романовский, Н. В., Азирова, А. А. (2020). Ребенок и семья в подходе DIR/Floortime. Психология и психотерапия семьи, (2). URL: https://cyberleninka.m/article/n/rebenok-i-semya-v-podhode-dir-floortime (дата обращения: 31.03.2022). Stem, D. (1995). The Motherhood Constallation. N.Y: Basic Books Inc.
DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-44-47
РОДСТВЕННИКИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ
Маклин Мария Владимировна к. психол. н., клинический психолог, системный семейный терапевт, член ОСКиП Федеральное Государственное Бюджетное Научное Учреждение Научный центр
психического здоровья, отделение реабилитации
Москва, Россия [email protected]
Бойко Ольга Михайловна клинический психолог, гештельт-терапевт, научный сотрудник отдела медицинской психологии Федеральное Государственное Бюджетное Научное Учреждение Научный центр
психического здоровья Москва, Россия [email protected]
Ключевые слова: психическое расстройство, родственники психически больных, социальные потрясения, COVID-19, помощь семьям психически больных.
THE RELATIVES OF THE PEOPLE WITH MENTAL DISORDERS DURING SOCIAL DISTURBANCE
Maklin M. V.
Phd, medical psychologist, family psychotherapist, member of society of family consultants and psychotherapists Federal state budgetary scientific institution «Mental health research center»
Moscow, Russia