Ткаченко, А. Е., Кушнарева, И. В. (2019). Характеристика семейной ситуации и социально-психологические особенности пациентов Санкт-Петербургского Детского хосписа. Психология человека в образовании, 1. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-1-72-81. Улыбина, Е. В. (2021). Введение в проблему организации медико-психологического сопровождения онкопациентов детского возраста и их родителей. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2(56), 179-87. DOI 10.25146/1995-0861-2021-56-2-283.
Ширяев, О. Ю. (2016). Психоонкология — наука нашего времени. Психология и педагогика XXIвека: теория, практика и перспективы: материалы IVМеждунар. науч.-практ. конф. О.Н. Широков и др. (ред). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 455-460. The COVID-19 Pandemic: A Rapid Global Response for Children With Cancer From SIOP, COG, SIOP-E, SIOP-PODC, IPSO, PROS, CCI, and St. Jude Global. Pediatr Blood Cancer 2020 Jul, 67(7):e28409. Doi: 10.1002/pbc.28409.
DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-39-42
РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ИХ СЕМЬЯМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Битова Анна Львовна председатель правления, дефектолог РБОО «Центр лечебной педагогики»
Москва, Россия [email protected]
Самарина Лариса Витальевна директор, психолог
АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства»
Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Ширшова Инна Владимировна руководитель программы «Инклюзивная среда» Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»
Москва, Россия [email protected]
Ключевые слова: ранняя помощь, дети с ОВЗ, дети с инвалидностью, дети, семьи, материнство, охрана здоровья, психология, социальная защита.
EARLY CHILDHOOD INTERVENTION DURING COVID-19 PANDEMIC
Bitova Anna chairman of the Board, defectologist Regional non-profit social organization «Center for Curative Pedagogics» (CCP)
Moscow, Russia [email protected]
Samarina Larissa director, psychologist St. Petersburg Early Intervention Institute St. Petersburg, Russia [email protected]
Shirshova Inna leader of program «Inclusive environment» Sberbank's Charity Foundation «Investment to the Future»
Moscow, Russia [email protected]
Keywords: early assistance, children with special needs, children with disorders, children, motherhood, health care, psychology, social care.
Ранняя помощь детям и их семьям — современное направление помощи, развивающееся в России более 30 лет. К настоящему времени разработана единая методология и подходы к организации ранней помощи, определены услуги ранней помощи и порядок их оказания, которые закреплены в «Методических рекомендациях по организации услуг ранней помощи детям и их семьям» Министерства труда и социальной защиты РФ. Специалисты осваивают и внедряют в практику современные научно доказанные программы и технологии оказания ранней помощи детям и семьям.
Главная цель программ ранней помощи — как можно раньше выявить нарушения в развитии младенца или ребенка раннего возраста и помочь родителям создать оптимальные условия для его развития и жизни в условиях семьи и местного сообщества.
Программы ранней помощи включают в себя весь процесс, начиная с выявления трудностей в развитии и жизнедеятельности ребенка, проведения оценочных процедур, разработки и реализации программ помощи и заканчивая процессом перехода ребенка в дошкольное (или иное) учреждение.
Ранняя помощь является технологией профилактики инвалидизации/снижения инвалидизации ребенка за счет профессиональной поддержки его сильных сторон и удовлетворения его потребностей, адаптации его к жизни в семье, в среде сверстников и в обществе в целом, а также поддержки и обучения семьи ребенка.
Распространение коронавирусной инфекции в 2020 г. на какое-то время полностью остановило предоставление услуг ранней помощи. Возникла серьезная проблема — родители и их дети остались практически без поддержки. Оказание услуг в дистанционном формате на тот момент было неэффективным. При этом важнейшим фактором результативности абилитации является ее регулярность и непрерывность.
Главной причиной неэффективности занятий в дистанционном формате было то, что подобный формат — новое явление для специалистов, и сложности были связаны с тем, что специалисты пытались работать с ребенком с помощью родителей, имитируя кабинетный стиль работы, либо пытаясь «превратить» родителя в специалиста, либо пытаясь удержать маленького ребенка у экрана компьютера, что в корне неверно.
Анализ ситуации в других странах показал, что услуги ранней помощи могут оказываться дистанционно, но специалистам требуется освоить дополнительные профессиональные знания и навыки, такие как знание и использование законов обучения взрослых людей (родителей), опора на семейно-центрированный подход и обучение ребенка в естественной среде, уверенное использование онлайн--платформы.
Однако вынужденное освоение дистанционного формата не сняло всех трудностей, принесенных пандемией и огромным количеством ограничений. Проблемы коснулись и взрослых членов семьи, и маленьких детей. Большинство семей столкнулись с дополнительными сложностями: перенос работы в домашние условия и нехватка пространства, сокращение доходов. Изменились привычные рутины жизни, семьи практически лишились возможности посещать специалистов в центрах в силу опасности общественного транспорта и удорожания такси, в то время как домашнее визитирование еще не распространено. Молодые матери, в большей степени подверженные послеродовой
депрессии, испытывают влияние многих стрессовых факторов, нехватку поддержки, что влияет на качество заботы о ребенке. Необходимо отметить нарастание симптомов психических заболеваний, высокий уровень тревожности и возникновение депрессивных состояний у членов семей.
Учитывая ситуацию, видится перспективным развитие альтернативных вариантов поддержки семей:
1. Оказание услуг ранней помощи в дистанционном формате, обладающим такими преимуществами как:
- беспрепятственный доступ к получению помощи, когда ни отдаленность места проживания, ни дорожные условия не станут причиной переноса сессии,
- снижение риска заражения в неблагоприятный эпидемиологический" период,
- увеличение роли родителей как основных людей, обучающих ребенка,
- активное участие всех членов семьи в процессе составления индивидуальной программы ранней помощи и ее реализации в повседневной жизни,
- гибкость расписания и сокращение пропущенных по причине болезни визитов,
- возможность для специалистов дать рекомендации по организации окружающего ребенка пространства без непосредственного визита на дом,
- профессиональное сотрудничество и взаимодействие с другими организациями.
2. Оказание услуг ранней помощи трансдисциплинарными специалистами во время домашних визитов при обеспечении мер безопасности для семьи и специалистов. Это увеличивает доступность поддержки для семей и детей, снимая проблемы с транспортом, страхом инфекций, позволяет обучать ребенка в естественной среде.
3. Интерактивные материалы для родителей на сайтах учреждений, печатные материалы.
4. Курсы для родителей для освоения самостоятельно или со специалистом по разным темам.
5. Развитие дополнительных возможностей получить психологическую помощь в очном или онлайн-формате.
6. Повышение родительской компетентности во взаимоотношениях с ребенком, включая развитие привязанности.
Литература
Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. URL: ht^s://rosmintmd.ru/docs/mintrud/handicapped/274. (Дата обращения
02.04.2020).
Ермолаева, Е. Е., Казьмин, А. М., Мухамедрахимов, Р. Ж., Самарина, JI. В. (2017). О ранней помощи детям и их семьям. Аутизм и нарушения развития, 15(2), ^18. Doi: 10.17759/autdd.2017150201.
Самарина, Л. В. (2018). Современный этап развития ранней помощи в Российской Федерации. Социальное развитие: регион 24, (2), 60-63. URL: http://files.rmc24.ru/region/pdf/23.pdf (дата обращения 23.07.2020).
Старобина, Е. М., Владимирова, О. Н., Ишутина, И. С., Лорер, В. В., Шошмин, А. В., Ермолаева, Е. Е., Самарина, Л. В., Казьмин, А. М., Мухамедрахимов, Р. Ж. (2019). Организация предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям: Методическое пособие Г. Н. Пономаренко (ред.). Санкт-Петербург, 72.
Старобина, Е. М., Лорер, В. В. (2019). О развитии ранней помощи в Российской Федерации. Педагогическое образование в России. У ГПУ, 2,107-113.
Старобина, Е. М., Лорер, В. В., Владимирова, О. В. (2020). Формирование системы ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации. Альманах Института Коррекционной педагогики, 40. Материалы круглого стола «Современные достижения наук в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвадидов». URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/book-app/the-formation-of-the-system-of-early-help-to-children-and-their-families-in-the-russian-federation (Дата обращения 23.07.2020). King, G., PhD; Strachan, D., MRC; Tucker, M., MClSc(OT); Duwyn, B., BSc(PT); Desserud, S., BSc(PT); Shillington, M., BScN(RN). The Application of a Transdisciplinary Model for Early Intervention Services. Infants & Young Children, 22(3), 211—223. URL: 10.1097/IYC.0b013e3181abe1c3 (дата обращения 23.07.2020).
National Guidelines on Best Practice in Early Childhood Intervention. Early Childhood Intervention Australia (2016). URL: https://ddwa.org.au/wp-
content/uploads/2017/08/ECIANationalGuidelinesBestPractice2016.pdf (Дата обращения 23.07.2020).
McWilliam, R. A. (2010). Routines-based early intervention supporting young children and their families. Baltimore: Paul H. Brookes.
McWilliam, R. A. (2003). The primary-service-provider model for home-and-community-based services. PSICOLOGIA, XVII(1), 115-135. URL:
http://www.scielo.mec.pt/pdf/psi/v17n1/v17n1a06.pdf (Дата обращения 23.07.2020). Raver, Sharon A., Childress, D. (2019). Family-centred early intervention: supporting infant and toddlers in natural environments. Baltimore: Paul H. Brookes
Recommended Practices in Early Childhood Intervention: A Guidebook for Professionals. Eurlyaid — The European Association on Early Childhood Intervention. (2019). URL: https://indd.adobe.com/view/ce456704-8e75-46a4-a7e6-700b024ed409 (дата обращения 23.07.2020).
DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-42-44
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ОСОБОГО РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПОДХОДЕ DIRFloortime
Романовский Николай Владиславович к. психол. н., психолог, старший научный сотрудник, руководитель направления
в Центре Здоровья и Развития имени Свт. Луки «ФГБНУ ИКП РАО», Центр Здоровья и Развития имени Свт. Луки
Москва, Россия Romanovskij 2@gmail. com
Азирова Анна Артемовна
эксперт - преподаватель DIR/Floortime, логопед, психолог, ведущий специалист НКО «Диалог-Флортайм», Центр Здоровья и Развития имени Свт. Луки
Москва, Россия annaazi @yandex. ru
Ключевые слова: особый ребенок раннего возраста, ранняя помощь, отношения с матерью, DIRFloortime, вовлечение родителей.
FAMILY SUPPORT FOR THE FAMILY OF A SPECIAL EARLY CHILD IN THE DIRFloortime APPROACH