DOI 10.26170/po19-02-15 ГРНТИ 14.29.01
УДК 364 ББК С 991.2
Код ВАК 13.00.01
Старобина Елена Михайловна,
доктор педагогических наук, руководитель отдела проблем профессиональной и психологической реабилитации инвалидов, Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г. А. Альбрехта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; 195067, г. Санкт-Петербург, ул. Бестужевская, 50; e-mail: [email protected]
Лорер Виктория Валерьевна,
кандидат психологических наук, руководитель сектора, отдел международных классификаций и систем реабилитации и абилитации инвалидов, Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г. А. Альбрехта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; 195067, г. Санкт-Петербург, ул. Бестужевская, 50; e-mail: [email protected]
О РАЗВИТИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ранняя помощь; дети группы риска; работа с детьми; работа с семьей.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена развитию ранней помощи в Российской Федерации с учетом положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г., а также плана по ее реализации. Выделены основные направления формирования единой системы ранней помощи, по которым осуществляются научные разработки ведущих научных учреждениий страны: теоретические аспекты ранней помощи, формирование правовых основ организации ранней помощи, методы раннего выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни, создание системы ранней помощи в сфере образования, оценка качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи. Представлен анализ современного этапа развития ранней помощи с учетом региональных особенностей по информации субъектов Российской Федерации по состоянию на октябрь 2017 г., май и ноябрь 2018 г. На основе результата анализа проектов региональных государственных программ по формированию и совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2021 гг., выявлены основные приоритетные направления создания единой системы ранней помощи. Также дан анализ предложений субъектов Российской Федерации по совершенствованию нормативной базы в области ранней помощи детям и их семьям. Результаты анализа информации о развитии ранней помощи в субъектах Российской Федерации позволили выявить высокую востребованность услуг ранней помощи, а также активную работу практически всех регионов по формированию системы ранней помощи детям и их семьям.
Starobina Elena Mikhaylovna,
Doctor of Pedagogy, Head of the Department of Problems of Vocational and Psychological Rehabilitation of Persons with Disabilities, Federal Research Center for Rehabilitation of Disabled Persons named after G. A. Albrecht of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia.
Lorer Viktoriya Valer'evna,
Candidate of Psychology, Head of Sector, Department of International Classifications and Systems for the Rehabilitation and Habilitation of Disabled Persons, Federal Research Center for Rehabilitation of Disabled Persons named after G. A. Albrecht of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia.
ON THE DEVELOPMENT OF EARLY CARE SERVICES IN RUSSIAN FEDERATION
KEYWORDS: early care; children of the target group; children at risk; work with children; work with family.
ABSTRACT. The article is devoted to the development of early in the Russian Federation, taking into account the provisions of the Concept of early care development in the Russian Federation for the period up to 2020, as well as the plan for its implementation. The main directions of formation of a unified system of early care are carried out scientific development of the leading scientific institutions of the country: the theoretical aspects of early care, the formation of the legal framework of early care, methods of early detection of deviations in the development of children in the first years of life, the creation of early care in education, evaluation of the quality and effectiveness of early care services. The analysis of the current stage of development of early care, taking into account regional features according to the subjects of the Russian Federation as of October 2017, May and November 2018. Based on the analysis of the projects of regional state programs for the formation and improvement of the system of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people, including children with disabilities, for 2019-2021, the main priority directions of creating a unified system of early care are identified. Also, the analysis of the proposals of the subjects of the Russian Federation to improve the regulatory framework in the field of early care for children and their families is given. The results of the analysis of information on the development of early care in the subjects of the Russian Federation demonstrated the high demand for early care services, as well as the active work of almost all regions to form a system of early care for children and their families.
Статья публикуется в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Ранняя помощь детям и семьям: Этапы становления и перспективы развития»
В настоящее время перед обществом и государством поставлена чрезвычайно важная задача: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, что отражено в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В 2016 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г., а также план по ее реализации [10; 11]. Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты и других). В результате реализации Концепции ранняя помощь станет начальным звеном в процессе аби-литации и реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности, когда у детей только формируются основные навыки, что позволит сделать этот процесс более эффективным. Одной из задач, поставленных концепцией, является создание единой системы ранней помощи с учетом региональных особенностей. В настоящее время разработка единой методологии работы для всех регионов, единых подходов к организации ранней помощи и их апробация осуществляется в двух пилотных регионах (Свердловская область, Пермский край).
Формирование системы осуществляется на основе научных разработок, осуществляемых Институтом коррекционной педагогики, Институтом раннего вмешательства, Агентством стратегических инициатив, Федеральным научным центром реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта и другими организациями по различным направлениям: теоретическим аспектам ранней помощи [1; 2; 8; 12], формированию правовых основ организации ранней помощи [5; 13], методам раннего выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни [3; 4], по созданию системы ранней помощи в системе образования [7; 9], по оценке качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи [14].
С учетом теоретических оснований разработаны методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов [6].
Федеральным научным центром реаби-© Старобина Е. М., Лорер В. В., 2019
литации инвалидов им. Г. А. Альбрехта была проанализирована и обобщена информация об организации ранней помощи в субъектах Российской Федерации, полученная в рамках выполнения поручений Президента России от 17 февраля 2017 г. № Пр-285, в целях осуществления мониторинга реализации Концепции, по состоянию на октябрь 2017 г., май и ноябрь 2018 г.
Сравнительный анализ информации об организации ранней помощи из 85 субъектов Российской Федерации, полученной на 01.05.2018 и на 1.11.2018, показал следующее.
Приняты и реализуются программы (подпрограммы, планы) по развитию ранней помощи в 63 субъектах (74,2%) — за полгода приняты программы (подпрограммы) в восьми субъектах (были программы в 55 субъектах — 64,7%). Не принятыми остались программы в 13 субъектах из 21. Отсутствуют программы/проекты программ в восьми субъектах (Байконур, Республика Дагестан, Забайкальский край, Липецкая область, Магаданская область, Рязанская область, Смоленская область, Еврейская автономная область).
В целях реализации программ ранней помощи Концепцией определена необходимость установления основного (координирующего) органа, ведомств и организаций (их структурных подразделений) в сферах здравоохранения, социальной защиты и образования, на базе которых будет осуществляться оказание услуг ранней помощи.
Анализ информации показал, что в 54 субъектах (63,6%) координируют работу по разработке и реализации программы ранней помощи в сфере социальной защиты, в семи субъектах (8,3%) — в сфере образования. За полгода увеличилось в два раза количество субъектов, в которых координирующим ведомством определено здравоохранение, — в восьми субъектах (9,5%) за счет субъектов, в которых не было определено координирующее ведомство. В двух субъектах — 2,4% это иные госструктуры (правительство, межведомственная рабочая группа и пр.). В семи субъектах одновременно координируют работу три ведомства — соцзащита, здравоохранение и образование. В пяти субъектах координирующее ведомство не определено, этот проказатель снизился более чем в два раза — в мае месяце координирующее ведомство не было определено в 11 субъектах.
Ресурсные центры ранней помощи, которые должны выполнять координирующую, информационно-методическую, статистическую, аналитическую, экспертную
функции, подготовку (переподготовку) и аттестацию специалистов ранней помощи, созданы в 42 субъектах (49,5%), что на 29 больше, чем в мае 2018 г. (было только в 13 субъектах). Создается или планируется создание ресурсных центров в девяти субъектах (10,6%). Отсутствуют центры в 17 субъектах.
Суммарное количество детей, нуждающихся в оказании услуг ранней помощи (от 0 до 3 лет), по всем субъектам по состоянию на 1 ноября 2018 г. составило 316726 детей, что на 20494 ребенка больше, чем в мае 2018 г. (296232 ребенка). Суммарное количество детей, получивших услуги ранней помощи (от 0 до 3 лет) в 2018 г. — 222942 ребенка. Средний процент охвата детей ранней помощью по всем субъектам составил 73,65% , что на 5,99% выше, чем в мае 2018 г. (67,66%). В том числе 100% охват отмечен в девяти субъектах: Республика Карелия, Республика Тыва, Кемеровская область, Новгородская область, Оренбургская область, Ярославская область, Москва, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий АО. В мае 2018 г. 18 субъектов отметили 100% охват: Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Удмуртская республика, Забайкальский край, Астраханская область, Кемеровская область, Липецкая область, Новгородская область, Ростовская область, Тамбовская область, Ярославская область, Москва, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Севастополь. Менее других охвачено услугами ранней помощи детей в следующих субъектах: Республика Крым — 2,95%, Чукотский автономный округ — 0%.
В мае месяце менее 10% детей было охвачено ранней помощью в пяти субъектах: Республика Мордовия (0, в ноябре — 78,5%), Амурская область (0, в ноябре — 86%), Ленинградская область (0, в ноябре — 80,6%), Республика Крым (2,5%, в ноябре — 2,95%), Тульская область (8,5%, в ноябре — 30%).
В 2017 г. была собрана и проанализирована информация о количестве детей целевой группы, нуждающихся в оказании им услуг ранней помощи, поступившая от 71 субъекта Российской Федерации. По состоянию на 2.10.2017 общее число детей целевой группы, нуждающихся в оказании им услуг ранней помощи, составило 326014 человек, из них детей с ограниченными возможностями здоровья — 111721 человек, детей-инвалидов — 41056 человек, детей с генетическими нарушениями — 26816 человек, детей группы риска — 128689 человек. Группу риска составили дети с риском развития стойких нарушений функций ор-
ганизма и ограничений жизнедеятельности (89360 человек), дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (9083 человек), дети из семей, находящихся в социально опасном положении (30246 человек).
Также был проведен анализ проектов региональных государственных программ по формированию и совершенствованию системы комплексной реабилитации и аби-литации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2021 гг., направленных в Минтруд России, что позволило обобщить основные запланированные мероприятия по приоритетным направлениям создания единой системы ранней помощи с учетом региональных особенностей.
В рамках создания правовых основ ранней помощи запланирована подготовка и принятие следующих ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов для обеспечения развития системы ранней помощи:
— о порядке выявления детей, нуждающихся в услугах ранней помощи, информирования родителей, выдачи направления на получения услуг ранней помощи;
— о порядке направления в ведомственные подразделения детей, нуждающихся в ранней помощи;
— о сетевом взаимодействии подразделений (служб) ранней помощи;
— об утверждении перечня организаций (структурных подразделений), в которых будет оказываться ранняя помощь в соответствии с реестром услуг;
— о мониторинге деятельности учреждений (структурных подразделений) и обеспеченности услугами ранней помощи с указанием основных показателей эффективности служб ранней помощи;
— о составлении и утверждении региональных форм статистической отчетности и документации учреждений, включенных в систему ранней помощи;
— о разработке и утверждении отраслевых критериев нуждаемости в ранней помощи;
— о разработке и утверждении критериев, служащих основанием для продолжения предоставления услуг ранней помощи ребенку и семье до достижения ребенком возраста семи-восьми лет.
Для методического обеспечения создания и функционирования программ ранней помощи запланирована разработка следующих методических и информационных материалов по организации ранней помощи:
— информационных материалов по возможно более раннему выявлению признаков нарушения функций организма, в том числе психического, с целью оказания ранней помощи и профилактики инвалидности;
— информационных буклетов, листовок по вопросам ранней помощи и сопровождения;
— методических материалов, обеспечивающих внедрение услуг ранней помощи;
— межведомственного справочника-путеводителя для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями;
— инновационного опыта комплексного сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ раннего возраста и их семей;
— программ обучения родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, способам ухода и методам абилитации и реабилитации на дому, для осуществления дистанционного обучения и сопровождения родителей.
В целях совершенствования механизмов своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, и определения их потребности в услугах ранней помощи предполагается проведение в субъектах следующих мероприятий:
— создание единых региональных регистров детей, нуждающихся в услугах ранней помощи, и реестра организаций, осуществляющих раннюю помощь;
— организация деятельности центральной и территориальных ПМПК в части определения потребности в услугах ранней помощи детям-инвалидам;
— организация выявления и диагностирования детей группы риска в учреждениях здравоохранения, образования и социального обслуживания;
— создание системы анализа потребности в услугах ранней помощи в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения;
— создание и ведение базы данных получателей услуг ранней помощи.
Для формирования условий для развития ранней помощи планируется:
— развитие инфраструктуры социальных служб, обеспечивающих комплексную помощь и поддержку детям в возрасте до трех лет с отклонениями в развитии и здоровье и семьям, их воспитывающим;
— приобретение оборудования, инструментария, программного обеспечения для осуществления ранней диагностики уровня актуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и оказания комплексной, в том числе ранней помощи;
— включение услуг ранней помощи и сопровождения в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
— создание регионального консультативного центра для обеспечения функционирования и развития региональной системы ранней помощи детям;
— организация временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях;
— организация деятельности пункта проката развивающего и реабилитационного оборудования для детей до трех лет, имеющих нарушения развития.
Для обеспечения подготовки квалифицированных специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи с учетом современных технологий в рамках междисциплинарной команды специалистов; постоянного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи, запланированы следующие мероприятия:
— стажировка специалистов и руководителей служб ранней помощи в регионах Российской Федерации, успешно реализующих межведомственные модели ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;
— повышение квалификации специалистов по освоению технологий ранней помощи.
Также был проведен анализ предложений субъектов Российской Федерации по совершенствованию нормативной базы в области ранней помощи на федеральном уровне. Многие субъекты отметили, что создание служб ранней помощи требует внесения изменений в ряд нормативных актов федерального уровня. Наибольшее число предложений касалось внесению следующих изменений:
— предусмотреть разделение полномочий по реализации ранней помощи на федеральном и региональном уровнях;
— разработать единый проект федерального закона, регулирующий предоставление услуг ранней помощи, а также устанавливающий их перечень, либо внести изменения в соответствующие федеральные отраслевые законы (в сфере здравоохранения, социального обслуживания, образования), предусмотрев в них механизм предоставления услуг ранней помощи;
— внести услуги по ранней помощи детям и их семьям в общероссийские (отраслевые) перечни государственных (муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам;
— предусмотреть в форме ИПРА ребенка-инвалида, утвержденной приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, возможность указания нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи, с соответствующим отражением рекомендации в выписках из ИП-РА, направляемых в органы исполнительной власти в сферах здравоохранения, образования и социальной защиты населения;
— разработать профессиональный стандарт «Специалист по ранней помощи»;
— предусмотреть отдельный порядок
оказания услуг ранней помощи в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в организациях здравоохранения в ситуациях продолжительного стационарного лечения;
— внести изменения в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», дополнив его определением понятия «ранняя помощь» и положением о порядке предоставления услуг ранней помощи;
— внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и подзаконные акты в части установления дополнительного обстоятельства для признания нуждающимся в социальном обслуживании ребенка в возрасте до трех лет с ограниченными возможностями здоровья; закрепления понятия ранней помощи, о видах услуг и учреждениях, предоставляющих данные услуги;
— внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» в части дополнения категорий граждан, имеющих право на получение социальных услуг, категорией «дети в возрасте от нуля до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности или из группы риска», а также дополнить Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг услугами ранней помощи;
— внести изменения в приказ Минтруда России от 30.07.2014 № 500н «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг» в части рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах детей в возрасте до трех лет;
— внести изменения в приказ Мини-
стерства здравоохранения РФ от 12.04.2012 № 344н «Об утверждении Типового положения о доме ребенка» по организации ранней помощи.
Многие из предложений субъектов уже реализуются в процессе выполнения государственного задания ФГБУ ФНЦРИ им. Г. А. Альбрехта Минтруда России по теме «Подготовка научно обоснованных предложений по подготовке законодательных актов в части полномочий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации ранней помощи детям по итогам проведения пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов».
Результаты анализа информации о развитии ранней помощи в субъектах Российской Федерации позволили выявить высокую востребованность услуг ранней помощи, показали, что практически все регионы имеют программы (подпрограммы, планы) по развитию ранней помощи (или они находятся в стадии утверждения), в большинстве регионов координируют работу по разработке и реализации программы ранней помощи исполнительные органы государственной власти в сфере социальной защиты.
На третьем этапе реализации концепции, с 2019 г., Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации планируется осуществить поддержку ряда регионов, организующих раннюю помощь, на основе представленных региональных программ по формированию и совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Это позволит сформировать единую систему ранней помощи, учитывающую региональные особенности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермолаева Е. Е., Казьмин А. М., Мухамедрахимов Р. Ж., Самарина Л. В. О ранней помощи детям и их семьям / / Аутизм и нарушения развития. — 2017. — Т. 15. — № 2. — С. 4-18.
2. Казьмин А. М. Участие: теоретические аспекты и оценка в практике ранней помощи // Клиническая и специальная психология. — 2015. — Т. 4. — № 2. — С. 115-127.
3. Коваленко Ю. Ю., Разенкова Ю. А. К вопросу о методах раннего выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни // Дефектология. — 2015. — № 2. — С. 45-55.
4. Коваленко Ю. Ю, Разенкова Ю. А. Организация процесса выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни в мировой и отечественной практике // Дефектология. — 2015. — № 3. — С. 46-57 .
5. Ломоносова О. В. О формировании правовых основ организации ранней помощи детям и их семьям / О. В. Ломоносова, О. Н. Владимирова, Е. М. Старобина и др. // Реабилитация — XXI век: традиции и инновации : сборник статей II Нац. конгр. с межд. участием (г. Санкт-Петербург, 12-13 сентября 2018 г.) / Минтруд России — СПб. : Р-КОПИ, 2018. — С. 241-247.
6. Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/274 (дата обращения: 15.01.2019).
7. Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. — М. : Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов ; Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования, 2016. — 79 с.
8. Разенкова Ю. А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. — М. : Карапуз,
2011. — 144 с.
9. Разенкова Ю. А. Служба ранней помощи — как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития — 2010. — № 2. — С. 35-44.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/government/180 (дата обращения: 15.01.2019).
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2723-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/government/181 (дата обращения: 15.01.2019).
12. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю. А. Разенковой. — М. : Школьная Пресса, 2012. — 216 с.
13. Старобина Е. М., Кривенков С. Г. К вопросу о стандартизации деятельности в области ранней помощи детям и их семьям (научный обзор) // Профилактическая и клиническая медицина. — 2018. — № 3 (68). — С. 20-26.
14. Старобина Е. М. Об оценке качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям // Детская и подростковая реабилитация. — 2017. — № 4 (32). — С. 55-61.
15. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425/ (дата обращения: 26.07.2018).
REFERENCES
1. Ermolaeva E. E., Kaz'min A. M., Mukhamedrakhimov R. Zh., Samarina L. V. O ranney pomoshchi detyam i ikh sem'yam / / Autizm i narusheniya razvitiya. — 2017. — T. 15. — № 2. — S. 4-18.
2. Kaz'min A. M. Uchastie: teoreticheskie aspekty i otsenka v praktike ranney pomoshchi // Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya. — 2015. — T. 4. — № 2. — S. 115-127.
3. Kovalenko Yu. Yu., Razenkova Yu. A. K voprosu o metodakh rannego vyyavleniya otkloneniy v razvitii de-tey pervykh let zhizni // Defektologiya. — 2015. — № 2. — S. 45-55.
4. Kovalenko Yu. Yu, Razenkova Yu. A. Organizatsiya protsessa vyyavleniya otkloneniy v razvitii detey pervykh let zhizni v mirovoy i otechestvennoy praktike // Defektologiya. — 2015. — № 3. — S. 46-57 .
5. Lomonosova O. V. O formirovanii pravovykh osnov organizatsii ranney pomoshchi detyam i ikh sem'yam / O. V. Lomonosova, O. N. Vladimirova, E. M. Starobina i dr. // Reabilitatsiya — XXI vek: traditsii i innovatsii : sbornik statey II Nats. kongr. s mezhd. uchastiem (g. Sankt-Peterburg, 12-13 sentyabrya 2018 g.) / Mintrud Rossii — SPb. : R-KOPI, 2018. — S. 241-247.
6. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii uslug ranney pomoshchi detyam i ikh sem'yam v ramkakh formirovaniya sistemy kompleksnoy reabilitatsii i abilitatsii invalidov i detey-invalidov [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/274 (data obrashcheniya: 15.01.2019).
7. Metodicheskie rekomendatsii po sozdaniyu sistemy ranney pomoshchi v strukture dostupnogo i nepreryvnogo obrazovaniya dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. — M. : Agentstvo strate-gicheskikh initsiativ po prodvizheniyu novykh proektov ; Institut korrektsionnoy pedagogiki Rossiyskoy Akademii obrazovaniya, 2016. — 79 s.
8. Razenkova Yu. A. Sistema ranney pomoshchi: poisk osnovnykh vektorov razvitiya. — M. : Karapuz, 2011. — 144 s.
9. Razenkova Yu. A. Sluzhba ranney pomoshchi — kak forma okazaniya psikhologo-pedagogicheskoy i mediko-sotsial'noy pomoshchi sem'yam s problemnymi det'mi mladencheskogo i rannego vozrastov // Vospi-tanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya — 2010. — № 2. — S. 35-44.
10. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31 avgusta 2016 g. № 1839-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya ranney pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://rosmintrud.ru/docs/government/180 (data obrashcheniya: 15.01.2019).
11. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2016 g. № 2723-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatiy po realizatsii Kontseptsii razvitiya ranney pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://rosmintrud.ru/docs/government/181 (data obrash-cheniya: 15.01.2019).
12. Soprovozhdenie problemnogo rebenka i ego sem'i v sisteme ranney pomoshchi. Diagnostika i korrektsiya razvitiya / pod obshch. red. Yu. A. Razenkovoy. — M. : Shkol'naya Pressa, 2012. — 216 s.
13. Starobina E. M., Krivenkov S. G. K voprosu o standartizatsii deyatel'nosti v oblasti ranney pomoshchi detyam i ikh sem'yam (nauchnyy obzor) // Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina. — 2018. — № 3 (68). — S. 20-26.
14. Starobina E. M. Ob otsenke kachestva i effektivnosti predostavleniya uslug ranney pomoshchi detyam i ikh sem'yam // Detskaya i podrostkovaya reabilitatsiya. — 2017. — № 4 (32). — S. 55-61.
15. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425/ (data obrashcheniya: 26.07.2018).