Научная статья на тему 'Сопровождение развития младших школьников в современных условиях'

Сопровождение развития младших школьников в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
531
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / YOUNGER SCHOOL AGE / INNER ATTITUDE OF THE PERSONALITY / PREVENTION OF ASOCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербинина Ольга Александровна

В статье обоснована необходимость сопровождения развития младших школьников как условие профилактики их асоциального поведения, рассмотрены основные вопросы, связанные с организацией данного процесса, а также определены его основные направления и содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щербинина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintenance of Younger School Students’ Development in Modern Conditions

The article substantiates the need of the maintenance of younger school students’ development as the condition of the prevention of their asocial behavior. The main problems connected with the organization of this process are considered, and also the main directions of the process and its contents are defined.

Текст научной работы на тему «Сопровождение развития младших школьников в современных условиях»

СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

О.А. Щербинина

Кафедра общей психологии и психологии личности Оренбургский государственный университет Проспект Победы, 13, Оренбург, Россия, 460018

В статье обоснована необходимость сопровождения развития младших школьников как условие профилактики их асоциального поведения, рассмотрены основные вопросы, связанные с организацией данного процесса, а также определены его основные направления и содержание.

Ключевые слова: младший школьный возраст, внутренняя позиция личности, профилактика асоциального поведения.

Многочисленные психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том, что социальные противоречия современного общества вызывают деформацию ценностно-нормативных представлений в системе отношений младших школьников. Младший школьный возраст является начальным периодом осознанного развития системы отношений личности к действительности. Нами было показано, что активно-действенное отношение личности к социальной действительности выражает ее внутренняя позиция, которая представляет собой динамическую систему, включающую ценностно-смысловую установку в межличностных отношениях, что позволяет рассматривать ее как одно из проявлений направленности личности [7].

Выявленная нами взаимосвязь внутренней позиции личности и типа ее направленности (просоциальная / асоциальная) позволяет утверждать, что организация сопровождения развития внутренней позиции личности младшего школьника является условием профилактики ее асоциальной направленности. В связи с этим особенно актуален вопрос об основных направлениях психологического сопровождения развития внутренней позиции личности младших школьников в современных условиях [7].

Эффективность работы по профилактике асоциального поведения личности в младшем школьном возрасте определяется и особенностями самого возраста. Так, исследования свидетельствуют о том, что формирование асоциальных чувств и привычек у детей происходит в результате пассивного восприятия, преимущественно на основе подражания и отражается больше в отрицательных эмоциональных реакциях, чем в конкретных поступках. Именно поэтому младший школьный возраст необходимо рассматривать как тот период в развитии личности, когда работа по профилактике асоциального поведения особенно эффективна и еще вполне возможна глубокая коррекция недостатков личности.

Организация сопровождения развития младших школьников в современных условиях предполагает ответ на ряд вопросов. Это вопросы, связанные с выбором и обоснованием формы и методов работы; выбором и обоснованием объекта воздействия или интегративного личностного образования человека, на работу с которыми направляются усилия; а также вопросы, связанные с определением так называемых проводников нормативного поведения.

Формы и методы работы определяются ее целями, этапом, возрастом участников, динамикой и направленностью наблюдающихся у них изменений. Как правило, выбор осуществляется между групповой и индивидуальной формами работы. Если говорить о методах работы, то большинство авторов (Л.В. Зубова, Г.М. Иващенко, Л.А. Пергаменщик, В.Г. Степанов и др.) говорят о диагностическом, содержательном, прогностическом аспектах данной работы и соответствующих им методах. К наиболее эффективным методам работы относят игры (сю-жетно-ролевые, драматизации и др.), разыгрывание игровых ситуаций с их последующим обсуждением, арттерапию, беседы, дискуссии и др.

К проводникам нормативного поведения традиционно относят семью, школу, педагогический коллектив, класс, неформальные объединения [1; 2; 4]. Работа с каждым из этих проводников имеет свою специфику и проблемы. Последние обусловлены тем, что социализирующие влияния на личность ребенка осуществляются преимущественно через взрослых с уже сформировавшимися стереотипами поведения, общения, интегральными личностными образованиями, которые зачастую не только трудно исправить, но и сами искажают представления о нормативном поведении. Например, работа с педагогически несостоятельными семьями усложняется уже сложившимся у родителей стилем семейного воспитания и характера взаимоотношений с детьми, а в школе — непродуктивными педагогическими стилями коллектива.

Сгладить некоторые из названных трудностей возможно благодаря деятельности школьной психологической службы, которая способна объединить и скоординировать усилия семьи и школы. Как указывает Л.В. Зубова, «...психологическая служба — делает ставку на воссоздание в школе (любом образовательном институте) семейных отношений в должном смысле слова, в смысле коллектива, основанного на взаимной психологической открытости (доверительности) его участников» [2. С. 105].

Какие же интегративные личностные образования человека исследователи рассматривают в качестве основных объектов воздействия при профилактике или коррекции асоциального поведения личности?

Так, С.Г. Якобсон, Т.И. Фещенко [8] предлагают в качестве метода регуляции поведения детей работать с образом Я, детерминирующим их моральное поведение, и его подструктурами. К последним они относят Я-реальное; Я-потенциальное положительное; Я-потенциальное отрицательное.

Способ воздействия на поведение детей, нарушивших норму, заключается в том, что взрослый меняет их положительное отношение к себе на отрицательное, которое было обусловлено именно нарушением ими нормы. Ребенок подводится к необходимости признать свое сходство с неприятным ему отрицательным персонажем, который, как и он, нарушил данную норму. Это меняет отношение ребенка к себе на критическое. Стремление вернуть прежнее отношение к себе побуждает ребенка изменить поведение. Одновременно появляется положительное отношение к собственному соблюдению нормы и включение этой черты в Я-ре-альное.

Изменение образа Я и поведения детей проходит следующие предполагаемые этапы [8] (рис.).

С.Л. Беличева обосновывает необходимость целенаправленного формирования ценностно-нормативных представлений учащихся с целью предупреждения их асоциального поведения. Это предполагает усвоение личностью нравственных норм и ценностей, развитие ее способности оценивать свое поведение с позиции усвоенных ею правил, а также поступать в соответствии со своими знаниями и побуждениями [1].

Если С.Л. Беличева говорит о формировании ценностно-нормативных представлений, то Л.В. Зубовой [2] разработана комплексная методика коррекции нарушения ценностного сознания и поведения подростков на основе аффективно-динамического подхода к объяснению причин нарушения поведения у детей в кризисной или критической ситуации. Особая ценность данных программ заключается в том, что они охватывают всех субъектов образовательного процесса и большую часть «проводников» нормативного поведения. Для самих подростков разработан «Тренинг модификации поведения и сознания»; для родителей — «Тренинг компетентности родителей»; для педагогов — «Тренинг психологической поддержки педагогу» [2].

Н.Ю. Максимова [3] предлагает работать с искаженными представлениями личности о реально существующих отношениях. Несоответствие между осознанием учеником своих отношений в жизненно важных сферах (отношение к себе, к другим, к деятельности) и их реальным содержанием получило название «рассогласованность отношений».

«Рассогласованность соглашений» выступает как следствие неудовлетворенной потребности ребенка в положительной оценке окружающих и дает ей возможность изолироваться от воздействий педагогов, коллектива класса, родителей путем неприятия того, что ему предлагается сделать и путем прямого избегания общения (прогулы уроков, побеги из дома).

Преодоление «рассогласованности отношений» состоит в нейтрализации указанного механизма через поиск обходных путей, позволяющих контактировать с ребенком, минуя бартер «рассогласованности отношений» при соблюдении ряда условий, например, созданием вокруг такого школьника атмосферы доброжела-

тельности, избеганием в течение некоторого времени негативных оценочных воздействий на трудного ученика и др. [3].

0.Л. Романова, И.В. Иванникова определили ряд психогигиенических поведенческих навыков и личностных характеристик детей, формирование и коррекция которых предупреждает приобщение детей к потреблению психоактивных веществ, сведение до минимума действие любых форм девиантного поведения в целом. К ним относятся навыки эффективного общения с окружающими, навыки преодоления стрессов, навыки понимания своих и чужих чувств, навыки решения проблем; формирование Я-концепции; формирование иерархии положительных ценностей; развитие самоуважения; личностный рост в целом [4].

Если говорить о внутренней позиции личности как объекте профилактического воздействия, то в младшем школьном возрасте она связана с позицией школьника, что предполагает расширение системы социальных отношений ребенка, овладение им новой деятельностью (Л.И. Божович, Т.В. Ермолова, О.А. Карабано-ва, А.К. Маркова, Г.А. Урунтаева и др.). Это позволяет утверждать, что от успешности освоения младшим школьником новой позиции, новой деятельности, от его самочувствия в новых системах отношений во многом зависит риск возникновения у него асоциального поведения.

В результате нашего исследования была выявлена положительная корреляция типа направленности личности младших школьников (просоциальная / асоциальная) с рядом индивидуально-психологических факторов, таких как уровень их общего культурного развития, уровень их эмпатии, а также с особенностями отношений с другими (конфликтность, способы поведения в конфликтной ситуации, умение разрешать конфликты, активная / пассивная позиция в общении). Все это позволило нам определить следующие направления и содержание сопровождения процесса развития младших школьников в современных условиях.

1. Профилактика потери и восстановление утраченных связей со школой ведется в двух направлениях: их восстановление как субъектов познавательной деятельности и приобщение их к чтению [5]. Первое направление предполагает формирование и коррекцию мотивации учения, коррекцию мотивационной и познавательной сфер учащихся; второе — проведение разнообразных занятий развивающего характера, широкое использование игровых приемов, пробуждение стремления к творчеству, например, придумывание нового конца сказки, пересказ сюжета сказки от имени одного из героев, сочинение и рисование сказок, игры со словом [5].

2. Профилактика и коррекция отклонений в нравственном развитии и поведении детей. Предваряется диагностическим этапом, который отражает психологический аспект работы (получение информации о ценностных ориентациях, о сфере и формах самоутверждения ребенка); педагогический аспект (получение информации об отношении ребенка к учению, поведении в школе и вне нее) и социальный аспект (получение информации о социальных связях с ближайшим окружением, о положении ребенка в формальных и неформальных группах).

Содержательный аспект работы в данном направлении предполагает необходимость самопознания, становления у младшего школьника образа своего Я, на-

пример, с помощью рисуночных тестов. Рисунок, выполненный ребенком, должен ответить на три вопроса: «Каким ты представляешь себя?»; «Каким тебя видят окружающие?»; «Каким ты видишь себя в будущем?».

3. Формирование коммуникативных (интерпретационных) навыков, адекватного восприятия и реагирования детей реализуется в следующих направлениях [6]: формирование и развитие форм общения; средств общения; коррекция специфических проявлений, затрудняющих эффективность взаимодействия с другими людьми, посредством ряда игр. Среди них игры на осознание ребенком своего состояния и особенностей своего поведения (рефлексия), смену ролей, формирующую эмоционально-личностную децентрацию. Например, взрослый говорит: «Я тебя в плечо буду толкать, а ты слова такие подбирай, чтобы мне стало стыдно за такое мое поведение». Для формирования адекватных способов поведения в данной или аналогичной ситуации можно использовать сюжетные игры с распределением ролей («Илья Муромец», «Василиса Прекрасная» и т.п.), игровые упражнения («Научим куклу ходить», «Руки не разорви и со стула не упади» и др.), игры по правилам («Ручеек», «Платочек» и др.) [6].

4. Формирование положительной «картины мира» на фоне позитивной Я-концепции детей. Этому способствует работа с социальной подсистемой сверстников, которая преследует ряд целей, например, снятие психологического напряжения в группе, повышение психологической безопасности в группе, ощущение принадлежности к группе сверстников и т.п.

5. Приобщение детей к общественно полезному труду как необходимое условие переориентации его активности, переключения сил и внимания с негативных форм самореализации к позитивным [7].

Реализация названных направлений сопровождения процесса младших школьников в современных условиях имеет свою специфику в связи с функциональными, возрастными и личностными особенностями «проводников» нормативного поведения. Направления и содержание работы кратко перечислены ниже.

Семья. Знакомство родителей с представлениями своего ребенка о семье, признание их важности и правомерности; осознание родителями своей ответственности и своего влияния на формирование психологических особенностей внутренней позиции и направленности ребенка; осознание родителями особенностей взаимодействия в системах отношений «родители как супруги», «родители — ребенок»; работа с выявленными «проблемными зонами»; формирование навыков конструктивного взаимодействия с ребенком.

Учителя, социальный педагог, школьный библиотекарь. Осознание учителями, социальным педагогом факта, что потеря интереса учащихся к школе, несформированность навыков конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций свидетельствуют о наличии у них проблем; формирование у учителей установки помочь данной категории учащихся; знакомство учителей, социального педагога с проявлениями и возможными причинами деформаций моти-вационной, эмоциональной, поведенческой сфер, интеллектуальной деятельности учащихся; определение круга учащихся, которым ими может быть оказана реальная помощь; знакомство учителей с подходами путями, приемами развития и коррекции мотивационной и познавательной сфер учащихся.

Классный коллектив. Осознание учащимися своих индивидуальных особенностей, формирование положительного отношения к себе, принятие особенностей окружающих ребят, формирование терпимого отношения к детям, отличающимся от остальных; формирование опыта совместной деятельности учащихся, навыков конструктивного взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций с взрослыми и сверстниками.

Школьный психолог. Выявление учащихся «групп риска» путем психологической диагностики, наблюдения, бесед с родителями, учителями; формирование «групп развития» учащихся по определенным основаниям и проведение с ними соответствующей психологической работы; координация и согласование деятельности остальных субъектов взаимодействия; разбор сложных, конфликтных ситуаций, обеспечение им поддержки в личностном и профессиональном планах.

Администрация учебного заведения. Согласование деятельности по сопровождению процесса развития внутренней позиции младших школьников с планом работы учебного заведения; включение ее в систему учебно-воспитательного процесса.

Работа по любому из названных направлений, с любыми проводниками нормативного поведения завершается обобщающим этапом, предполагающим оценку эффективности проводимой работы с точки зрения достижения планируемых целей; составлением психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочение положительных результатов коррекционной работы; разработкой в случае необходимости программы индивидуального курирования случая; обсуждением итогов коррек-ционной работы с родителями, педагогами, администрацией.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М.: Редакционно-издательский центр консортизма «Социальное здоровье России», 1994. [Belicheva S.A. Osnovy pre-ventivnoj psihologii. — M.: Redakci-onno-izdatelskij centr konsortizma «Socialnoe zdorovie Rossii», 1994.]

[2] Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентации подростков с различной направленностью личности: Монография. — Оренбург: ООИПКРО, 2002. [Zubova L. V. Psihologicheskie osobennosti cennostnyh orientacij podrostkov s razlichnoj napravlennost'ju lichnosti: Monografija. — Orenburg: OOIPKRO, 2002.]

[3] Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. — 1999. — № 3—4. — С. 46—65. [Maksimova N.Ju. Diagnostika i korrekcija po-vedenija trudnyh podrostkov // Voprosy psihologii. — 1999. — № 3—4. — S. 46—65.]

[4] Романова О.Л., Иванникова И.В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции «трудного» класса // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 45—48. [Romanova O.L., Ivannikova I. V. Opyt primenenija programmy profilaktiki otklonjajushhegosja povedenija dlja psihologicheskoj korrekcii «trud-nogo» klassa // Voprosy psihologii. — 1994. — № 6. — S. 45—48.]

[5] Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: Науч.-метод. пособие для работников социальных приютов / Под общей ред. Г.М. Ива-

щенко. — М.: Просвещение, 2002. [Socialnyj prijut dlja detej i podrostkov: soderzhanie i or-ganizacija dejatelnosti: Nauch.-metod. posobie dlja rabotnikov social'nyh prijutov / Pod obshhej red. G.M. Ivashhenko. — M.: Prosveshhenie, 2002.]

[6] Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. [Centr pomoshhi detjam, ostavshimsja bez popechenija roditelej: so-derzhanie i organizacija dejatelnosti: Posobie dlja sotrudnikov centrov / Pod red. G.M. Ivashhenko. — M.: Gosudarstvennyj NII sem'i i vospitanija, 1999.]

[7] Щербинина О.А. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности: Дисс. ... канд. психол. наук. — Оренбург, 2007. [Shherbinina O.A. Psihologicheskie osobennosti vnutrennej po-zicii mladshih shkol'ni-kov s razlichnoj napravlennost'ju lichnosti: Diss. ... kand. psihol. nauk. — Orenburg, 2007.]

[8] Якобсон С.Г., Фещенко Т.И. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. — 1997. — № 3. — С. 3—11. [Jakobson S.G., Feshhenko T.I. Formirovanie Ya-potencialnogo polozhitelnogo kak metod reguljacii povedenija doshkolnikov // Voprosy psihologii. — 1997. — № 3. — S. 3—11.]

MAINTENANCE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS' DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

O.A. Scherbinina

Chair of General Psychology and Psychology of Personality Orenburg State University 13 Pobeda Avenue, Orenburg, Russia, 460018

The article substantiates the need of the maintenance of younger school students' development as the condition of the prevention of their asocial behavior. The main problems connected with the organization of this process are considered, and also the main directions of the process and its contents are defined.

Key words: younger school age, inner attitude of the personality, prevention of asocial behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.