Научная статья на тему 'Особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности'

Особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
786
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иващенко А. В., Зубова Л. В., Щербинина О. А.

В статье представлены некоторые психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности. Обоснованы основные направления психологического сопровождения внутренней позиции личности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of the Internal Position of Younger Schoolchildren with the Various Orientation of the Personality

The article submits some psychological features of the internal position of younger schoolchildren with various orientations of the personality. The basic directions of psychological support of the internal position of the personality of younger schoolchildren are proved in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности»

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ*

А.В. Иващенко

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Л.В. Зубова, О.А. Щербинина

Кафедра общей психологии и психологии личности Оренбургский государственный университет Проспект Победы, 13, Оренбург, Россия, 460018

В статье представлены некоторые психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности. Обоснованы основные направления психологического сопровождения внутренней позиции личности младших школьников.

Младший школьный возраст является начальным периодом осознанного развития внутренней позиции и системы отношений личности к действительности. Исследованию внутренней позиции младших школьников в контексте проблемы направленности личности на современном этапе, как показал теоретический анализ вопроса, не уделено должного внимания. В связи с этим целью исследования, ряд важнейших результатов которого приводится в данной статье, стало выявление особенностей внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности.

В ходе исследования были обоснованы сформулированные нами критерии, показатели и уровни развития внутренней позиции личности младших школьников, отражающие ее когнитивный, мировоззренческий, мотивационно-поведенческий, оценочно-эмоциональный аспекты.

На основе предложенных критериев и показателей развития внутренней позиции личности младших школьников были использованы следующие методы и методики исследования: теоретический анализ научной литературы; контент-анализ; беседа и наблюдение. Применялись следующие методики исследования: методика исследования структуры интеллекта, разработанная Р. Амтхауэром (в адаптации Э.Ф. Замбацявичане), «Культурно-свободный тест интеллекта» (в адаптации Л.Н. Собчик), модифицированные авторами методики Л.В. Зубовой «От 14 до 17», Л.П. Выготской «Диагностика эмпатийных отношений младших школьников», В.В. Абраменковой «Если бы я был волшебником...» Обработка результатов проводилась с использованием статистического пакета для социальных наук SPSS.

* Работа финансируется РГНФ, грант № 08-06-00-358.

Эмпирическую базу исследования составили 228 учащихся 2—3-х классов общеобразовательных школ г. Оренбурга в возрасте 8—9 лет, из них 141 мальчик, 87 девочек.

Проводился сравнительно-сопоставительный анализ психологических особенностей внутренней позиции личности четырех групп младших школьников. Первую группу (36,5%) составили типичные младшие школьники, представляющие социально-ценностный тип (I выборка); во вторую группу (16,2%) были отнесены младшие школьники с ориентацией на деструктивные действия в ситуации конфликта с взрослыми (II выборка); в третью (18%) — младшие школьники с ориентацией на деструктивные действия в ситуации конфликта со сверстниками (III выборка); четвертую (29,3%) составили условно асоциальные школьники, состоящие на учете у социальных педагогов школы по следующим причинам: пропуски уроков без уважительной причины, уходы из дома, принадлежность к «плохим» дворовым компаниям и т.д. (IV выборка).

Инвариантными особенностями внутренней позиции младших школьников с различной направленностью являются следующие: положительное отношение к жизни; преобладание пассивно-потребительского начала над активно-преобра-зующим; преобладание материальных потребностей над социальными и духовными; признание наличия проблем в жизни и возможности их разрешения; определение дома как наиболее комфортной сферы жизнедеятельности; самые устойчивые и доброжелательные отношения с мамой, братом, сестрой; неустойчивые, зависящие от настроения, — с папой, одноклассниками; безразличные — со знакомыми во дворе; наличие расхождений в списках требований к себе и к сверстнику как к другу.

Выявлена связь удовлетворенности респондентами занимаемой позицией и направлениями желаемых изменений имеющихся отношений со взрослыми (улучшение, ухудшение, прекращение). У младших школьников, удовлетворенных занимаемой позицией, выражена потребность сохранить имеющиеся отношения, у младших школьников, не удовлетворенных занимаемой позицией, — потребность улучшить их.

Выявлены желаемые для респондентов позиции, которые они хотели бы занять, если бы это было возможным (взрослый, малыш, герой); ожидаемые преимущества желаемого изменения занимаемой позиции.

Позиция взрослого для типичных младших школьников и младших школьников с деструктивным поведением в конфликтной ситуации со сверстниками — это расширение возможностей, интересов, самостоятельности; для условно асоциальных младших школьников и младших школьников с деструктивным поведением в конфликтной ситуации с родителями — это решение материальных проблем. Желание занять позицию малыша объясняется либо неготовностью (респонденты выборки «Типичный младший школьник»), либо нежеланием (респонденты остальных выборок) выполнять деятельность.

Различия в причине выбора позиции героя связаны с содержанием и направленностью «геройских» поступков: возможность защищать, помогать и т.д. окружающим (типичные младшие школьники и младшие школьники с деструктивным

поведением в конфликтной ситуации со сверстниками), возможность причинять вред окружающим (условно асоциальные младшие школьники).

Определены специфические особенности внутренней позиции респондентов отдельных выборок. У респондентов II выборки (п = 37) не удовлетворена социальная потребность дома, что связано с непониманием со стороны родителей. Вероятно, это является одной из причин их «безобразного» поведения с родителями, которое можно рассматривать как попытку привлечь к себе внимание любым способом. Респонденты III выборки (п = 42) привлекают внимание отсутствием неудовлетворенных потребностей во всех сферах жизнедеятельности по сравнению с другими группами. Особенностью респондентов IV выборки (п = 67) является неудовлетворенность прежде всего духовных потребностей в таких сферах жизнедеятельности, как двор и школа (невозможность заниматься любимым делом, недостаточный выбор кружков и факультативов). При этом социальные потребности и дома, и во дворе выражены лишь у каждого пятого.

Специфические характеристики «микросоциальной ситуации развития» внутренней позиции и направленности личности респондентов определялись через особенности их представлений о себе и сверстнике как о друге, роли взрослого в жизни; особенности отношений в системах «ребенок — сверстники», «ребенок — взрослые», отношений родителей друг с другом; стратегии поведения в конфликтной ситуации со взрослыми и сверстниками.

Особенности представлений младших школьников о себе и сверстнике как о друге заключаются в следующем. Если респонденты I, II, III выборок и в том и в другом списке указали преимущественно социально одобряемые качества, относящиеся к моральным и нравственным сторонам жизни (культурный, воспитанный, добрый и т.п.), то список требований к другу-сверстнику у респондентов IV выборки включает такое качество, как умение драться, в то время как требования к себе как к другу включают качества, относящиеся к интеллектуальной и физической сторонам личности.

Анализ представлений респондентов изучаемых выборок о роли взрослого в жизни позволил нам условно выделить две группы отношений по преобладанию в них функционально-ролевых и личностных элементов общения. К первым мы отнесли отношения, связанные с выполнением родителями своих обязанностей по отношению к детям: «помогают, заботятся, учат, воспитывают и т.д.». Ко вторым — отношения, в которых прежде всего ценятся личностные качества взрослых: «добрый, веселый, умеет хранить секреты и т.д.». Показано, что во всех выборках преобладают указания на личностный характер отношений со взрослыми, однако, самый большой процент указаний на них — среди респондентов IV выборки; больше всего функциональных ожиданий от общения со взрослыми — у респондентов II выборки.

Установлены специфические особенности отношений респондентов изучаемых нами выборок со взрослыми и сверстниками. Самые теплые и доброжелательные отношения у респондентов всех выборок с мамой (практически у 100% опрошенных). У респондентов II выборки самые неустойчивые отношения с папой и самые теплые отношения с братом, сестрой; неустойчивые — с однокласс-

никами; безразличные — со знакомыми во дворе. У респондентов III выборки преобладают безразличные отношения со знакомыми во дворе и одноклассниками. У респондентов IV выборки самые доброжелательные отношения с папой и самые теплые, доброжелательные отношения со знакомыми во дворе и одноклассниками.

Определены основные проблемы, возникающие в системе отношений родителей друг с другом и в системе «ребенок — родители» в изучаемых нами выборках. Наиболее успешны в организации совместного пространства, эмоциональных контактов друг с другом родители респондентов I и III выборок (родители помогают друг другу по дому). Образцы аморального поведения чаще демонстрируют родители респондентов IV выборки (пьют, ссорятся, скандалят в присутствии ребенка). Это подтверждается следующими данными. У респондентов I и III выборок самые близкие эмоциональные контакты с родителями (совместное переживание успехов); респонденты II выборки переживают недостаток внимания со стороны родителей (родители не обращают внимания); респонденты IV выборки подвержены физическому и психологическому насилию со стороны родителей.

Стратегии поведения респондентов изучаемых нами выборок в конфликтной ситуации со взрослыми и сверстниками описывались по следующим параметрам: активность действий после конфликта (активное / пассивное); по направленности действий — конструктивный, деструктивный. Сочетание данных параметров позволило выделить четыре стратегии поведения в конфликтной ситуации: активно-положительное поведение (характеризуется активными действиями, направленными на мирное разрешение конфликта); активно-отрицательное поведение (характеризуется активными действиями, носящими агрессивный, враждебный характер по отношению к другой стороне конфликта); пассивно-положительное поведение (характеризуется избеганием конфликтов и не сопровождается негативными эмоциональными переживаниями); пассивно-отрицательное поведение (действия, не связанные с разрешением конфликта, сопровождающиеся сильными негативными эмоциональными переживаниями).

Выявлена связь особенностей поведения младших школьников в конфликтной ситуации со взрослыми и сверстниками и отношением к ним. У младших школьников с активно-положительным поведением в ситуации конфликта со взрослыми и сверстниками преимущественно действенное, устойчиво-положительное отношение к ним. У младших школьников с тенденцией к пассивно-отрицательному поведению в ситуации конфликта со взрослыми преимущественно пассивное, неустойчиво-положительное отношение к другим.

У респондентов I выборки преобладает положительно окрашенное поведение, но если в ситуации конфликта с родителями оно активно, то в ситуации конфликта со сверстниками — пассивно. Наиболее разнообразный поведенческий репертуар ребенка в ситуации ссоры и с родителями, и со сверстниками отмечается у респондентов IV выборки. Но если в первом случае трудно назвать преобладающие формы и направленность, то во втором преобладает отрицательно окрашенное поведение как активное, так и пассивное.

Во II выборке в ситуации ссоры с родителями представлены лишь отрицательно окрашенные формы поведения как активной, так и пассивной направленности; в ситуации ссоры со сверстниками поведенческий репертуар обогащается активно-положительными формами.

В III выборке наблюдается преобладание проявлений пассивно-отрицательного поведения в обеих рассматриваемых ситуациях.

В качестве индивидуально-психологических факторов, которые могут повлиять на развитие внутренней позиции и направленности личности младших школьников, рассмотрены некоторые интегральные особенности их личности (невербальный интеллект, независимый от влияния факторов окружающей среды, вербальный интеллект или уровень их общего культурного развития, отношения к другим или уровень эмпатии).

Респондентов I, II, III выборок отличает преимущественно высокий уровень вербального интеллекта (общего культурного развития) и преимущественно действенное положительное отношение к другим людям. Особенностями респондентов IV выборки являются преимущественно средний уровень вербального интеллекта (общего культурного развития) и пассивное отношение к другим людям.

Отдельные инвариантные особенности внутренней позиции младших школьников имеют различные основания. Положительное отношение к жизни респондентов I и IV выборок носит активный характер, проявляется в признании имеющихся проблем и готовности их решать, положительное отношение к жизни респондентов II и III выборок носит скорее пассивный, созерцательный характер. Расхождение в списках требований к себе и к сверстнику как другу в I, II, III выборках объясняются изменением значимости одних и тех же качеств, в IV выборке это принципиально разный набор качеств не только в каждом списке, но и по сравнению с другими выборками.

К психологическим особенностям внутренней позиции и направленности личности «типичного младшего школьника» (респонденты I выборки) по большинству изучаемых показателей ближе всего психологические особенности внутренней позиции и направленности респондентов III выборки (деструктивные отношения в ситуации конфликта со сверстниками) по следующим показателям: 1) относительная бесконфликтность отношений с родителями; 2) особенности представлений о взрослой жизни как об увеличении сферы интересов, расширении возможностей для самореализации — преобразующее отношение к жизни; 3) представления о роли героя в жизни как защитника и помощника.

К психологическим особенностям внутренней позиции и направленности личности респондентов IV выборки (условно асоциальных) по большинству изучаемых показателей ближе всего психологические особенности внутренней позиции и направленности респондентов II выборки (деструктивные отношения в ситуации конфликта с родителями) по следующим показателям:

— большая конфликтность отношений с родителями. Однако если в случае с респондентами II выборки это можно рассматривать как способ привлечения внимания родителей к себе в связи с неудовлетворенной потребностью в родительском внимании, то в ситуации с респондентами IV выборки это можно объяснить как результат их непослушания или проявления качеств, которые обес-

печивают успех во взрослой жизни, но рассматриваются как «мешающие» воспитательному процессу в детстве;

— представления о взрослой жизни как жизни, полной достатка и без проблем, — потребительское отношение к жизни;

— вторая по частоте встречаемости причина конфликтов в среде сверстников после защиты слабых — необходимость самообороны.

Итак, в результате исследования были получены следующие выводы.

В научной литературе внутренняя позиция описывается как динамическая система, выражающая активно-действенное отношение личности к социальной действительности и включающая ценностно-смысловую установку в межличностных отношениях, что позволяет рассматривать ее как одно из проявлений направленности личности.

Важнейшей сущностной характеристикой внутренней позиции является переживание как отношение к занимаемому месту в системе общественных отношений, переживание является фактором, мотивирующим поведение личности, определяя содержание и направление ее активности.

Специфика социальной ситуации развития внутренней позиции и направленности личности младшего школьника определяется его повышенной чувствительностью к влиянию взрослых, что, с одной стороны, обеспечивает высокую восприимчивость, усвоение знаний и опыта предшествующих поколений, с другой — повышает риск отклоняющегося поведения в неблагоприятной ситуации развития.

К особенностям отношений в системе «ребенок — взрослый», определяющих специфику социальной ситуации развития внутренней позиции и направленности личности младшего школьника относятся прежде всего модальность (положительные, отрицательные), устойчивость (устойчивые, ситуативные), а также сформированность навыков конструктивного поведения в конфликте.

Результаты сравнительно-сопоставительного анализа особенностей внутренней позиции личности младших школьников с различной направленностью личности подтвердили обоснованность разработанной совокупности критериев, показателей и уровней развития внутренней позиции личности в младшем школьном возрасте.

Сравнительно-сопоставительный анализ особенностей внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности позволил определить следующие ее особенности: инвариантные (общие, независимые от направленности), отражающие ее мировоззренческий и оценочно-эмоциональный компоненты, и вариантные (зависимые от направленности), отражающие ее когнитивный, оценочно-эмоциональный и мотивационно-поведенческий компоненты.

Существует связь отдельных содержательных характеристик внутренней позиции личности младших школьников с различной направленностью с особенностями их интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сфер, а именно: связь удовлетворенности респондентами занимаемой позицией в системе отношений «ребенок — взрослые» и направлениями желаемых изменений имеющихся отношений со взрослыми (улучшение, ухудшение, прекращение); связь особенно-

стей поведения младших школьников в конфликтной ситуации со взрослыми и сверстниками и особенностями отношения к ним.

Определены основные направления психологического сопровождения процесса развития внутренней позиции и направленности младших школьников: профилактика потери и восстановление утраченных связей со школой; профилактика и коррекция отклонений в нравственном развитии и поведении; формирование коммуникативных (интерпретационных) навыков, адекватного восприятия и реагирования; формирование положительной картины мира на фоне позитивной Я-концепции; приобщение к общественно-полезному труду. Реализация названных направлений обеспечивается системностью и комплексностью работы с младшими школьниками, родителями и учителями.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.

[2] Зубова Л.В., Щербинина О.А. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности. Монография. — Оренбург: ГУ РЦРО, 2007.

[3] Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — С. 50—59.

[4] Иващенко А.В., Фролова Н.В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях. — М.: Институт молодежи, 1996.

[5] Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре и динамике социальной ситуации развития ребенка // Журнал практического психолога. — 2002. — № 4—5. — С. 31—52.

THE PECULIARITIES OF THE INTERNAL POSITION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH THE VARIOUS ORIENTATION OF THE PERSONALITY

A.V. Ivaschenko

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198

L.V. Zubova, O.A. Scherbinina

The Chair of General Psychology and Psychology of the Person Orenburg State University

Pobeda Avenue, 13, Orenburg, Russia, 460018

The article submits some psychological features of the internal position of younger schoolchildren with various orientations of the personality. The basic directions of psychological support of the internal position of the personality of younger schoolchildren are proved in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.