Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни как технология социально-
педагогической работы*
О.Г. Шадский,
кандидат исторических наук, доцент,
Е.В. Деева,
кандидат педагогических наук, доцент,
МА. Болдина,
кандидат педагогических наук, доцент,
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
* Исследование выполнено в рамках проекта Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, тема проекта «Теоретико-методологические основы, технологии и модели развития профессионального социально-педагогического образования» (научный руководитель — М.П. Гурьянова). Сетевая площадка по социальной педагогике ФГБНУ «ИИДСВ РАО» — ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», кафедра психолого-педагогического и социального образования. Руководитель — О.А. Дорожкина, д.п.н., профессор.
Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как технология социально-педагогической работы является эффективным средством разрешения возникающих проблем при интеграции в общество. Сопровождение организуется в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в постинтернатный период. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни включает в себя: систему знаний об эффективных способах решения проблемы (групп проблем) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при адаптации их в обществе; поэтапного решения проблем на основе диагностического целеполагания; проектирования и реализации методов деятельности всех взаимодействующих субъектов.
• самостоятельность детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей • сопровождение • подготовка к самостоятельной жизни • социально-педагогическая работа
В 2016 году в Тамбове была введена в эксплуатацию новостройка, в которой 212 из 288 квартир получили по договору социального найма дети-сироты. [1]. После этого на сайте микрорайона регулярно стали появляться статьи о том, с какими сложностями столкнулись соседи, управляющая компания, Центр социальной поддержки граждан, жители близлежащих домов, органы правопорядка. Выяснилось, что ребята не знают элементарного и плохо приспособлены к реалиям самостоятельной жизни [2, 3].
Ситуация с «домом сирот» оказалась настолько критичной, что в конце 2017 года на заседании городской думы было принято решение об открытии в доме опорного пункта полиции [4]. В другой тамбовской новостройке, значительную часть квартир в которой получили дети-сироты, проблемы сходные [5].
В целом, по данным статистики, в Тамбовской области нередко противоправные действия совершают выпускники интернатных и других специализированных учреждений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Отмечаются и случаи суицидальных поступков среди детей данной категории [6].
Эти примеры показывают, что значительное количество детей-сирот выходит во взрослую жизнь, не обладая достаточными навыками самостоятельного проживания. Исследователи, занимающиеся проблемой подготовки детей, которые остались без попечения родителей (И.А. Бобылева, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева, И.В. Дубровина, Е.И. Казакова, Л.Л. Митяев, В.С. Мухина, Л.Я. Олиференко, Е.В. Орлова, А.И. Панов, А.М. Прихожан, С.В. Савенкова, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицына, Т.И. Шульга, Н.Н. Юдинцева и др.), единодушно отмечают отсутствие у выпускников навыков самостоятельной жизни вне стен сиротского учреждения.
Проблема подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни приводит к поиску учёными и социальными практиками новых технологий её решения.
Дадим краткую социально-психологическую характеристику выпускника специализированного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Им является 14— 18-летний (яя) юноша и девушка, которым свойственны следующие особенности:
— отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т.п.;
— трудности в общении со взрослыми и сверстниками, подчинённо-от-
чуждённая позиция по отношению ко взрослым, сложные конкурентные негативные отношения по отношению к сверстникам;
— нарушения в развитии чувственной сферы, не позволяющие пони-мать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
— низкий уровень социального интеллекта, отсутствие жизненных навыков (бытовых, экономических, социальных, трудовых);
— несформированность потребности и способности трудиться;
— иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отно-ше-ний собственности;
— отсутствие позитивного опыта семейной жизни;
— недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;
— слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безраз-ли-чие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
— отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит;
— плохое состояние здоровья;
— потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
— неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
— несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремлённости, направленной на будущую жизнь;
— несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только
самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
— склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.) [7].
Подготовку к самостоятельной жизни И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина определяют как «процесс формирования у воспитанников готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания» [8].
Определяющим параметром готовности к самостоятельной жизни ребёнка-сироты является самостоятельность. Cамостоятельность — термин, обозначающий одну из важнейших характеристик личности, которая выражается в способности и умении без постоянного руководства и практической помощи извне ставить перед собой цели и добиваться их достижения (в том числе в нестандартных ситуациях) собственными силами социально и морально приемлемыми способами.
Основными характеристиками самостоятельности являются:
— умение поставить цель;
— достижение её без посторонней помощи и подсказки;
— принятие решений с учётом обстановки и условий;
— уверенность в возможности и правильности способа достижения цели;
— проявление ответственности, инициативности, активности.
Подготовка к самостоятельной жизни сирот-выпускников включает в себя следующие аспекты:
— социальная готовность (сформиро-ванность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовая ориентация, организация самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);
— трудовая готовность (сформирован-ность общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);
— морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рыночных отношений);
— физическая готовность (сформиро-ванность навыков здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к различным видам деятельности).
Анализ литературы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни показал, что наиболее эффективной технологией по формированию самостоятельных навыков у детей является сопровождение.
Авторы дают определения понятия «сопровождение» с разных позиций:
— как комплексный метод, заключающийся в диагностике возникшей проблемы, информации о путях возможного решения проблемы; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помо-
щи при реализации плана решения (Е.И. Казакова, Л.М. Шипицына) [9];
— комплекс действий представителей государственных и общественных институтов, обеспечивающих интериоризацию воспитанниками общественных ценностей, их включённость в значимые события, способствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней (Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова) [10];
— социально-педагогическая деятельность по совместному движению (взаимодействию) социального педагога (сопровождающего, субъекта сопро-вождения) и воспитанника, его родителей (сопровождаемого, объекта сопро-вождения) на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и са-мо-проявления в ситуации развития, направленного на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки (Л.В. Мардахаев);
— как социальная услуга — комплекс мероприятий по взаимодействию междисциплинарных служб, специалистов по преодолению трудностей, свя-занных с освоением новых навыков в самостоятельной жизни (социально-психологической, гра-жданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой, бытовой сферах деятельности), обучением, мотивацией на самостоятельное разрешение проблемы (исследовательская группа под руководством М.О. Егоровой) и др.
Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого [9].
Сопровождение как технология социально-педагогической работы вклю-
чает в себя: систему знаний об эффективных способах решения проблемы (групп проблем) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при адаптации их в обществе; поэтапного решения проблем на основе диагностического целеполагания, проектирования и реализации методов деятельности всех взаимодействующих субъектов.
«Система сопровождения выпускников направлена на создание условий для нормального развития личности ребёнка-сироты, форми-рования активной позиции воспитанников, навыков самостоятельного решения вопросов и обеспечения успешности в постинтернатный период» [9].
Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуется как в самом учреждении, так и в постинтернатный период, соответственно решаются две основные группы задач системы сопровождения.
1. Улучшение условий проживания и воспитания детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий, приближенных к семейным; совершенствование воспитательной работы, внедрение программ практической подготовки к самостоятельной жизни, личностного и профессионального самоопределения; формирование у воспитанников социальных навыков, направленных на позитивную адаптацию в обществе;
2. Создание условий для успешной постинтернатной адаптации и социализации выпускников сиротских учреждений с учётом их медицинского и социально-психологического статуса за счёт создания и развития социальной сети поддержки, современных форм кураторства и наставничества, оказания адресной помощи, своевременного предоставления жилья, получения конкурентной на рынке труда профессии,
первичного трудоустройства и закрепления на рабочем месте» [10].
Технология сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на двух уровнях:
1) системное сопровождение (профилактика и коррекция проблемы, ха-рак-терной для системы в целом на основе принципа взаимодействия всех субъектов сопровождения — разработка и реализации программ по созданию развивающей среды и адаптивной системы образования; создание новых типов образовательных учреждений, в которых нуждаются дети; создание профилактико-коррекционных программ, направленных на решение проблем, свойственных для групп детей);
2) индивидуальное сопровождение ребёнка с учётом его конкретной проблемы (группы проблем).
Примером программы системного сопровождения детей в Тамбовской области является Программа социальной адаптации и постинтерантного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов «Протяни руку помощи» (2011 — 2014 гг.), направлениями которой являются подготовка воспитанников интернатных образовательных учреждений к самостоятельной жизни; развитие инфраструктуры постинтернатного сопровождения; психолого-педагогическое сопровождение и социально-правовая поддержка выпускников; организация системы учёта выпускников и оценки эффективности работы по постинтернатному сопровождению; повышение квалификации специалистов, занимающихся социальной адаптацией и постинтернатным сопровождением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; информационное сопровождение программы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основными принципами сопровождения ребёнка в условиях жизнедея-тель-ности в образовательном учреждении являются:
— рекомендательный характер советов сопровождающего;
— приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребёнка»;
— непрерывность сопровождения;
— мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
— стремление к автономизации [10].
На основе исследований Е.И. Казаковой, Л.В. Мардахаева, Л.М. Шипи-цыной представим вариант технологии сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Диагностический этап: оценка сложившейся у воспитанника ситуации, определение самочувствия воспитанника, возможностей решения проблемы воспитанником, социальным работником, необходимости и характера целенаправленного содействия, помощи, поддержки, другого участия с целью преодоления проблем, трудностей, постановка проблемы, определение цели и задач сопровождения в сложившейся ситуации.
2. Консультативно-проективный: выбор технологии практического решения задач по достижению цели, обсуждение проблемы, стимулирование активности воспитанника, создание ситуаций успеха, мотивирование на само-стоятельное разрешение проблемы.
3. Деятельностный: реализация выбранной технологии сопровождения.
4. Оценочный: анализ результатов реализации технологии сопровождения и определение перспектив, мониторинг сформированности самостоятельных навыков в решении проблемы [10].
Этапы сопровождения могут быть повторно пройдены с целью закрепления адекватных социальных паттернов поведения, их нового осмысления.
Технология сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает выполнение социальным работником диагностической, аналитической, профилактической, консультативной, мониторинговой деятельности, которая базируется на принципах партнёрства в отношениях с сопровождаемым, добровольности участия сопровождаемого в реализуемых мероприятиях, разделения ответственности с сопровождаемым за результаты работы, индивидуализации сопровождения.
Система сопровождения включает разработку программ по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Проведённый анализ подобных программ в регионах выявил следующие их особенности:
• разнонаправленность программ (помощь в организации воспи-танником быта, ведения домашнего хозяйства, правовое просвещение, знакомство с учреждениями, формирование навыков ведения бюджета, навыков здорового образа жизни и др.);
• индивидуализация построения траектории сопровождения, конкретная направленность программы на ребёнка, развитие его индивидуальности, индивидуальных самостоятельных навыков путём создания ситуаций, погружения в специально созданные условия, в которых он окажется после выхода из учреждения;
• профориентационная подготовка воспитанника (овладение представлениями о необходимости труда, будущей профессии, воспитание трудолюбия, профессиональное самоопределение).
Необходимо отметить, что после начала выполнения программы по формированию навыков самостоятельности у детей-сирот осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистами и ребёнком [11].
Условиями успешности процесса сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни будут:
• создание развивающей среды и адаптивной системы образования;
• проведение коррекционно-развиваю-щей работы с детьми, которая включает раннюю социальную адаптацию, т.е. создание условий, приближенных к домашним; развитие личности ребёнка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей; коррекцию интеллектуальных и когнитивно-эмоциональных процессов; формирование навыков общения; интеграцию в общество на правах полноценных членов;
• развитие семейных форм устройства детей-сирот и иных форм, позволяющие формировать у них самостоятельные навыки (например, создание «социальных квартир» — предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома в течение некоторого времени);
• пролонгированный характер сопровождения;
• включение в проектную деятельность в системе подготовки к самостоятельной жизни (использование активных методов работы — тренингов, ролевых, деловых игр, проигрывания проблемных ситуаций и др.);
• социальное партнёрство субъектов (государственных (органы опеки и попечительства, комиссии по делам
несовершеннолетних, образовательные учреждения всех уровней), общественных организаций) по сопровождению ребёнка-сироты;
• постинтернатное сопровождение выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающее в себя оценку сформированности самостоятельных навыков.
Кроме того, очень важно участие специалистов детского дома в жизненном становлении воспитанников после их выпуска.
Главными показателями успешности реализации программ являются способность воспитанников к осознанному выбору (самостоятельное принятие решений), овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения и умение нести ответственность за свои действия, поэтому необходимо проводить диагностику сформированности навыков самостоятельной жизни.
Диагностика навыков самостоятельной жизни ребёнка-сироты включает следующие этапы:
1. Сбор объективной информации о ребёнке;
2. Анализ поступившей информации;
3. Определение проблемного поля;
4. Определение контура оценочной системы социально-педагогической деятельности (уточнение и конкретизация параметров, выбор критериев и показателей диагностики);
5. Определение ответственных за исследование и изменения по конкретным параметрам;
6. Разработка диагностического инструментария;
7. Проведение первичной диагностики;
8. Диагностичное целеполагание и прогнозирование перспектив социально-педагогической деятельности по устранению проблем ребёнка коллективом учреждения;
9. Программирование совместной деятельности ребёнка и сотрудников учреждения.
Таким образом, сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как технология социально-педагогической работы является эффективным средством разрешения возникающих проблем при интеграции их в общество. Она включает в себя систему знаний об эффективных способах решения проблемы (групп проблем) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при адаптации их в обществе; поэтапное решение проблем на основе диагностического целеполагания, проектирования и реализации методов деятельности всех взаимодействующих субъектов.
Литература
1. «В 2016 году тамбовские дети-сироты получат квартиры в новостройке» [Электронный ресурс] URL: https:// newtambov.ru/ news/v-20 16-godu-tambovskie-deti-siroty-poluchat-kvartiry-v-novostrojke-po/ (Дата обращения 17.03.2018).
2. «В сиротском доме на севере Тамбова неизвестные на всех этажах обрезали линии домофона» [Электронный ресурс] URL: https://newtambov.ru/news/v-sirotskom-dome-na-severe-tambova-neizvestnye-na-vseh-etazhah-obrezali-linii-domofona/ (Дата обращения 17.03.2018).
3. «В Тамбове управляющая компания подала 130 исков в отношении жителей многоэтажки» [Электронный ресурс] URL: https://newtambov.ru/news/v-tambove-upravlyayushhaya-kompaniya-podala-130-iskov-v-otnoshenii-zhitelej-mnogoetazhki-
na-proezde-shkolnyj-1/ (Дата обращения 17.03.2018).
4. «В сиротском доме откроют пункт полиции» [Электронный ресурс] URL: https://newtambov.ru/news/v-sirotskom-dome-na-shkolnom-proezde-1-otkroyut-opornyj-punkt-politsii/ (Дата обращения 17.03.2018).
5. «Новостройки на севере Тамбова атаковали клопы» [Электронный ре-сурс] URL: https://newtambov.ru/news/novostrojku-na-ulitse-svobodnoj-na-severe-tambova-atakovali-klopy/ (Дата обращения 17.03.2018).
6. Доклад о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей в Тамбовской области в 2013 году [Электронный ресурс] .URL: http:// tamdeti.ru/lib_docum/fg17_r56715.pdf (Дата обращения 28.08.2017).
7. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
8. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 6—15.
9. Рожков М.И., Байбородова Л. В., Сапож-никова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: методическое пособие. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010.
10. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
11. Болдина М.А., Деева Е.В. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами // Международный журнал «Социально-экономические явления и процессы». — Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. №11. 2013. С. 167—173.