Научная статья на тему 'СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЕСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИИ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ'

СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЕСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИИ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ / СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИЯ / СКУЛШУТИНГ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дунаева Наталья Ивановна, Гордеева Полина Александровна

В статье рассматривается опыт работы Центра социально-психологического сопровождения студентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского по развитию сопротивляемости личности деструктивной агрессии со стороны студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Обобщены и проанализированы теоретические и эмпирические исследования отечественных авторов, посвященные трудностям, связанным с процессом социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Выделены причины, затрудняющие процесс социально-психологической адаптации, среди которых отсутствие целенаправленной работы по формированию терпимого отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья со стороны участников образовательного процесса. Отмечается необходимость внедрения и реализации программ по формированию сопротивляемости личности деструктивной агрессии. Анализируются случаи проявления интереса студентами с ограниченными возможностями здоровья к деструктивному контенту и демонстрации деструктивной агрессии по отношению к однокурсникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дунаева Наталья Ивановна, Гордеева Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESISTANCE OF STUDENTS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES TO DESTRUCTIVE AGGRESSION DURING SOCIO-PSYCHOLOGICAL SUPPORT

The article deals with the experience of the Center for Socio-psychological support of students of the National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky on the development of personality resistance to destructive aggression by students with disabilities and disabilities. The theoretical and empirical studies of Russian authors devoted to the difficulties associated with the process of socio-psychological support of students with disabilities are summarized and analyzed. The reasons that complicate the process of socio-psychological adaptation are highlighted, including the lack of purposeful work on the formation of a tolerant attitude towards students with disabilities on the part of participants in the educational process. The need for the introduction and implementation of programs for the formation of personality resistance to destructive aggression is noted. The cases of students with disabilities showing interest in destructive content and demonstrating destructive aggression towards classmates are analyzed.

Текст научной работы на тему «СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЕСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИИ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

УДК 159.923

DOI 10.33463/2072-8336.2022.3(60).098-105

СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЕСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИИ

В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Н. И. Дунаева, П. А. Гордеева

Для цитирования

Дунаева, Н. И. Сопротивляемость студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья деструктивной агрессии в ходе социально-психологического сопровождения / Н. И. Дунаева, П. А. Гордеева // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 3(60). - С. 98-105. - DOI : 10.33463/2072-8336.2022.3(60).098-105.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассматривается опыт работы Центра социально-психологического сопровождения студентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского по развитию сопротивляемости личности деструктивной агрессии со стороны студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Обобщены и проанализированы теоретические и эмпирические исследования отечественных авторов, посвященные трудностям, связанным с процессом социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Выделены причины, затрудняющие процесс социально-психологической

© Дунаева Н. И., Гордеева П. А., 2022

адаптации, среди которых отсутствие целенаправленной работы по формированию терпимого отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья со стороны участников образовательного процесса. Отмечается необходимость внедрения и реализации программ по формированию сопротивляемости личности деструктивной агрессии. Анализируются случаи проявления интереса студентами с ограниченными возможностями здоровья к деструктивному контенту и демонстрации деструктивной агрессии по отношению к однокурсникам.

Ключевые слова: сопротивляемость, студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, деструктивная агрессия, скул-шутинг, социально-психологическое сопровождение.

Студентам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) сложнее, чем условно здоровым сверстникам преодолевать трудности, связанные с обучением и построением межличностных отношений. Возможность преодоления трудностей зависит от целого ряда факторов: от степени подконтрольности проблемной ситуации, от наличного уровня ресурсов человека, от его актуального состояния [9].

Разрешение возникающих трудностей возможно благодаря специально организованному социально-психологическому сопровождению, которое включает в себя активизацию внутренних ресурсов, связанных с развитием сопротивляемости личности студента с инвалидностью и ОВЗ, конструктивными способами выхода из трудных жизненных ситуаций, плановым решением проблем, саморегуляцией, а также эффективной инструментальной и эмоциональной социальной поддержкой.

Изучением проблемы психологического сопровождения и психологической адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ занимались многие отечественные авторы [1, 5, 8, 9, 11, 13-15].

Несмотря на то что в литературе активно обсуждается проблема социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ, на наш взгляд, существует ряд причин, которые не позволяют систематически, планомерно и всесторонне поддерживать данную категорию студентов, тем самым затрудняя процесс социально-психологической адаптации.

Первая причина заключается втом, что в вузах отсутствует целенаправленная работа по формированию тер-

пимого отношения к студентам-инвалидам и студентам с ОВЗ со стороны всех участников образовательного процесса и понимания того, что они нуждаются в особых условиях для развития и самореализации. На сегодняшний день студенческое сообщество не готово к интеграции со студентами-инвалидами, считая наилучшим вариантом для них отдельное обучение с применением дистанционных технологий [2-4, 12]. Возможно, это связано с негативным опытом взаимодействия условно здоровых студентов с инвалидами, со сложившимися стереотипами по отношению к последним и с особенными чертами их личности. В частности, отмечается непринятие студентами таких черт, присущих инвалидам, как закомплексованность, неуверенность в себе, скрытность, зависимость от других, недружелюбие [3].

Как отечественные, так и зарубежные исследования в области изучения социометрического статуса обучающихся с ОВЗ отмечают более низкий социометрический статус и принадлежность к группе «изолированных» и «пренебрегаемых» [10]. Исследование Е. В. Воеводиной подтвердило присутствие социальной дистанции между студентами с ОВЗ и условно здоровыми однокурсниками в межличностном взаимодействии [3].

Следует отметить, что существуют понятия видимой и латентной инвалидности. В исследовании Н. Н. Мещеряковой был выявлен интересный факт, касающейся студентов с латентной и видимой инвалидностью. К студенту, который скрывает свой недуг, относятся как к равному, к нему предъявляются те же требования, что и к здоровым студентам. Однако, учитывая имеющиеся у них сложности в коммуникативной

сфере, им все же труднее выстраивать взаимоотношения, вследствие чего они имеют низкие социометрические статусы [10].

Практика показывает, что в группах, где обучаются студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ, возникает безразличное, а иногда даже неприязненное отношение к некоторым из них со стороны однокурсников. Кроме того, многие преподаватели высшей школы ориентированы на здоровых студентов и не готовы учитывать особенности студентов с инвалидностью, грамотно устранять барьеры при взаимодействии, разрешать возникшие конфликты [16].

Еще одна причина такого отношения связана с личностными особенностями студентов с инвалидностью и ОВЗ. Некоторые из них не принимают свои особенности, страдают от различных комплексов, что мешает построению нормальных межличностных отношений с однокурсниками. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многим студентам с инвалидностью, особенно прошедшим обучение в интернате, сложно включиться в социальную жизнь, поскольку у них в недостаточной степени сформирована социальная компетентность. Например, для студентов с речевыми нарушениями свойственны тревога, волнение, мнительность, общее напряжение. Такие студенты испытывают тревожно-фобические состояния, которые могут привести к формированию депрессивной личности. У таких лиц складывается неадекватное представление о себе, о своих возможностях, формируется ощущение своей «второсортности», слабости, ненужности обществу. Как отмечает О. И. Купреева, «физический дефект», соматическое заболевание

воспринимается данным контингентом как дефект личности в целом» [8, с. 210]. У студентов с инвалидностью и ОВЗ возникают проблемы, связанные с эмоционально-волевой сферой, и им сложнее управлять эмоциональным состоянием, они чаще испытывают нервное возбуждение. Эмоциональные реакции таких студентов на различные стимулы могут быть очень яркими или, наоборот, подавленными. Из-за изоляции, непринятия, фрустрации студенты с инвалидностью и ОВЗ могут впадать в депрессивные состояния, демонстрировать агрессивное поведение. Депрессия в тяжелых случаях может привести к суицидальным мыслям и попыткам. Особенно вызывает опасения факт наличия связи депрессивного расстройства с различными проявлениями агрессии [7].

В первую очередь следует обратить внимание на студентов с психическими расстройствами. Данная категория студентов имеет особый внутренний мир, который отличается цикличностью, переменчивостью, хаотичностью. Из-за этого их поведение может казаться неадекватным, непонятным и вызывать раздражение у окружающих.

Не найдя поддержки и отклика со стороны окружения, студенты с инвалидностью и ОВЗ могут испытывать различные негативные чувства, которые, как правило, находят свое выражение в таких проявлениях, как обидчивость, замкнутость, повышенная раздражительность, агрессивность. Вызывает опасение тот факт, что многие из них, имея низкую самооценку, пессимистический настрой по поводу своего будущего и отсутствия дружеских отношений, низкий уровень эм-патии, большой багаж из реальных и мнимых обид, суицидальные тенден-

ции, демонстрируют по отношению к окружающим деструктивную агрессию. В поведении деструктивная агрессия проявляется в виде склонности к разрушению контактов и отношений, тенденции к вербальному выражению гнева и ярости, разрушительных действий или фантазий, мстительности, цинизма, приверженности к деструктивным идеологиям.

Особую тревогу вызывают студенты с инвалидностью и ОВЗ, которые не принимаются учебной группой. В результате подобного неприятия у них накапливается обида, фрустрация и желание мести в отношении однокурсников или конкретного студента. В нашей практике был случай, когда студент с инвалидностью угрожал убийством однокурснице, написав ей: «И все-таки мы умрем в один день, взявшись за руки».

Студенты, как определенная социально-психологическая группа, со своими возрастными особенностями и характеристиками подвержены влиянию деструктивного контента. Это относится и к студентам с ОВЗ, которые, не найдя выхода их сложившейся ситуации, замыкаются, уходят в виртуальную коммуникацию, нередко попадая в деструктивные виртуальные сообщества. Все это может привести к такому явлению, как скулшутинг. Скулшутинг -это применение вооруженного насилия на территории образовательного учреждения, часто перерастающее в массовое убийство, которое нередко мотивируется желанием отомстить своим однокурсникам и преподавателям за причиненные реальные или мнимые обиды.

В настоящее время скулшутинг, в том числе основанный на идеологии «Колумбайн», стал одной из главных угроз национальной безопасности.

С 2022 года он признан террористическим движением и запрещен на территории России в любом виде. Анализ российских школьных и вузовских «стрелков» показал, что некоторые из них имели проблемы со здоровьем, такие как сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, серьезные проблемы со зрением, расстройства ау-тистического спектра, что не могло не отразиться на их психоэмоциональном состоянии, и многие из них находились в депрессивном состоянии.

В связи с участившимися случаями скулшутинга на территории РФ психологами Центра социально-психологического сопровождения студентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского проводится работа по выявлению студентов с деструктивной агрессией, разработаны поведенческие маркеры, программа профилактики. Следует отметить тот факт, что только за один семестр мы столкнулись с двумя случаями угроз убийством своим однокурсникам студентами с инвалидностью. В групповой переписке студент с инвалидностью угрожал убийством, или как он это назвал - «отчислением», отмечая, что пока он «добрый и убивать (отчислять) никого не собирается», но может сделать это в любой момент, назвав при этом имена тех, кого он назначает своими жертвами. В ходе выяснения причин случившегося была получена информация, что этот человек и ранее неоднократно проявлял неадекватно агрессивное поведение, еще при обучении в школе. В данном случае мы можем предполагать о наличии у студента психического нарушения с периодическими непредсказуемыми обострения-

ми, небезопасными для окружающих, и это уже прерогатива врача-психиатра.

Несомненно, психологи центров социально-психологического сопровождения студентов вузов являются главным связующим звеном между учебной частью, преподавателями, студентами, родителями, которое своевременно поможет разрешить возникшие противоречия, организовать различные виды социально-психологической помощи и профилактики. Важно выстраивать отношения со студентами данной категории на основе принципов уважения и дружелюбной дистанции, когда все коммуникации происходят в дружелюбных интонациях. Несоблюдение этих принципов может вызвать деструктивную агрессию со стороны студентов.

Если в средних общеобразовательных школах проработан механизм инклюзивного обучения с учетом организационно-методической поддержки учебного процесса, включающий в себя разработку индивидуальныхучеб-ных программ, особенностей воспитательной работы [14, 15], то в отношении высшей школы до сих пор не выстроены четкие алгоритмы работы с рассматриваемой категорией студентов.

В настоящее время в российских вузах активно внедряются и реализуются программы социально-психологического сопровождения студентов с ОВЗ, направленные на создание условий, позволяющих повысить уровень социально-психологической адаптации и предотвратить деструктивное поведение студентов с инвалидностью и ОВЗ. Программы реализуются психологами в специально созданных центрах при университетах совместно с преподавателями, которые помога-

ют в выстраивании персонифицированной социально-психологической траектории студентам с инвалидностью.

Осознавая остроту проблемы, психологи центра социально-психологического сопровождения уделяют больш ое внимание профилактике деструктивной агрессии и аутоагрессивного поведения среди всех категорий студентов [7]. В течение учебного года психологами центра проводится цикл занятий в формате онлайн-конференций для заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов и преподавательского состава, где подробно рассматриваются причины и маркеры деструктивного поведения студентов, алгоритмы работы с ними, специфика межведомственного взаимодействия по данной проблеме. В ходе обучения в рамках дискуссии участников появляется возможность доработать и усовершенствовать принципы взаимодействия различных структурных подразделений для эффективной работы межведомственной команды по проблемам деструктивного поведения студентов.

Центром реализуется программа по повышению уровня социально-психологической адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ. Указанная программа включает в себя основные виды направлений деятельности психолога: диагностическое, коррек-ционное, профилактическое, консультативное. Подобранный комплекс диагностического инструментария по-звол яет выявить трудности в социально-психологической адаптации, наличие депрессивного состояния, суицидальные риски, а также сопротивляемость студентов с инвалидностью и ОВЗ для преодоления трудностей, уровень жиз-

нестойкости, характерные способы выхода из трудных жизненных ситуаций.

По результатам анализа примененных методик выявляются группы риска и среди студентов с инвалидностью и ОВЗ, разрабатывается план коррекционно-развивающих мероприятий. Следует отметить, что психологи центра работают и со студентами с инвалидностью, которые не попали в группы риска. Среди этой категории лиц встречаются очень цельные, ориентированные на научно-исследовательскую деятельность студенты,с активной жизненной позицией и опорой на личностные ресурсы саморегуляции. Эти обучающиеся имеют достаточно высокий уровень жизнестойкости, но все же испытывают сложности во взаимодействии с однокурсниками. Они «группируются» вокруг преподавателей, которые руководят их научно-исследовательской работой, и выстраивают более тесные отношения с ребятами, имеющими схожие диагнозы.

Среди групповых форм первичной профилактики деструктивных состояний у студентов наибольший отклик нашла такая форма групповой работы, как психологическая гостиная, где в течение всего года с периодичностью раз в месяц проводятся тематические встречи, семинары-тренинги со студентами, в том числе со студентами с инвалидностью. Психологическая гостиная - это то место, где можно встретить единомышленников с теми же проблемами, общение с которыми вдохновляет, дарит веру в себя и свои возможности, побуждает к действию. Большая часть студентов, посещающих гостиную, - это те, кто посещают консультации психологов центра [7].

Важным аспектом в работе с данной категорией студентов является

развитие сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, умение находить в себе ресурсы и противостоять деструктивному контенту.

Описанный в литературе феномен психологической сопротивляемости личности рассматривается как способность к адаптации, как сохранение себя психологически после воздействия негативного фактора, что в полной мере относится к студентам с инвалидностью. Сопротивляемость личности студента с инвалидностью и ОВЗ мы рассматриваем в контексте нравственных проблем, тесно связанных с устойчивыми позитивными характеристиками себя, такими как принятие себя и других, вера в свои возможности, мотивация на успех, использование активных копинг-стратегий при выходе из сложных ситуаций.

Имея проблемы в построении отношений с однокурсниками, студенты с инвалидностью все больше склонны уходить в виртуальную среду. Подмена живого общения виртуальным таит в себе опасность для всех студентов, в том числе для студентов с инвалидностью и ОВЗ, которые не смогли преодолеть проблемы, связанные с негативным опытом отношений с однокурсниками. Поиск единомышленников в различных сообществах, часто деструктивных, приводит к тому, что вредоносный контент несет в себе разрушительные для личности идеи, связанные с призывами к разрешению имеющихся трудностей через совершение суицида, а также с пропагандой человеконенавистнических установок (характерно для движения «Колум-байн»). Вызывает опасение тот факт, что большинство студентов сначала просто испытывают интерес к деструктивному содержанию, а затем проис-

ходит их «погружение» в проблему, где фактически описывается пошаговая инструкция плана мести с подробным алгоритмом подготовки. В беседе со студентами выяснилось, что основная часть ребят, удовлетворив свой интерес, покидают такие сообщества, но есть небольшой процент обучающихся, которые начинают разделять данные идеи, и это может привести к активным разрушительным действиям, направленным не только на себя, но и на других [7].

Деструктивный контент по-разному может влиять на личность студента, есть те, кто сопротивляется негативной информации, сохраняя свои убеждения, взгляды, и те, кто с легкостью принимает на веру такую информацию, претворяя разрушительные идеи в жизнь. В данном случае сопротивляемость личности можно рассматривать в социально-психологическом аспекте как противостояние социальному влиянию деструктивных идей, поэтому важной задачей становится сохранение студентами с инвалидностью устойчивой позиции собственных взглядов.

Мы же рассматриваем сопротивляемость как способность, которая присутствует в каждой личности и позволяет препятствовать негативной ситуации, нивелировать степень негативного воздействия ее на себя и окружение, достигать высокого уровня адаптации к новым условиям жизни и быть способным к конструктивному ее преобразованию [6].

Библиографический список

1. Алехина С. В., Мельник Ю. В., Сам-сонова Е. В., Шеманов А. Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование // Психолого-педа-

гогические исследования. 2019. Т. 11, № 4. С. 121-132.

2. Ардашова Ю. И., Кохан С. Т. Особенности отношения студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья // VII Междунар. науч.-практ. интернет-конференция «Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты» (Чита, 29 февраля - 5 марта 2016 г.) / отв. ред. С. Т. Кохан. Чита : Изд-во Забайкальского государственного университета, 2016. С. 509-517.

3. Воеводина Е. В. Социальная адаптация студентов с ограниченными возможности здоровья к условиям высшего учебного заведения: социологический анализ : автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2012. 24 с.

4. Гринина Е. С. Отношение молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. : Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, № 4(16). С. 333-337.

5. Денисова О. А., Леханова О. Л. Алгоритм психолого-педагогического и социального сопровождения образования лиц с инвалидностью в вузе: опыт проектирования и реализации // Инклюзивное образование: теория и практика : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Орехово-Зуево, 9-10 июня 2016 г.). Орехово-Зуево : Государственный гуманитарно-технологический университет, 2016. С. 838-849.

6. Дунаева Н. И., Егорова П. А. Феномен сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в работах отечественных исследователей // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 4(52). С. 205-211.

7. Дунаева Н. И., Баранова Ю. М., Филина Т. В. Проблема профилактики

деструктивной агрессии на примере движения «Колумбайн» // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75(4). С. 354-357.

8. Купреева О. И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. М. : МГППУ, 2011. С. 210-211.

9. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Лебедева А. А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М. : Смысл, 2017. 79 с.

10. Мещерякова Н. Н., Роготнева Е. Н. Социальная и психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к системе профессионального образования: опыт социологических исследований //Вестник науки Сибири. 2018. № 4(31). С. 25-43.

11. Одинцова М. А., Айсмонтас Б. Б., Куляцкая М. Г Факторы самоактивации студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17(1). С. 72-79.

12. Симановский А. Э. Феномен негативизма к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 23-25 октября 2019 г.) / гл. ред. С. В. Алехина. М. : МГППУ, 2019. С. 468-472.

13. Сорокоумова С. Н., Егорова П. А. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Научная инициатива в психологии. Курский государственный медицинский университет (Курск) : межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. 2017. № 4(7). С. 29-33.

14. Сорокоумова С. Н. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью в инклюзивном образовании в высшей школе // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (Нижний Новгород, 12-13 сентября 2017 г.). Н. Новгород : ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2017. С. 120-124.

15. Социально-нравственное развитие обучающихся в условиях инклюзивного обучения / Т. Г. Мухина, С. Н. Сорокоумова, В. А. Малинин, П. А. Егорова, Д. Д. Мухина // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 4(48). С. 152-163.

16. Янданова Т. И. Социально-психологические аспекты отношения молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 5. С. 46-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.