УДК 159.923
DOI 10.33463/2072-8336.2022.3(60).098-105
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЕСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИИ
В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Н. И. Дунаева, П. А. Гордеева
Для цитирования
Дунаева, Н. И. Сопротивляемость студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья деструктивной агрессии в ходе социально-психологического сопровождения / Н. И. Дунаева, П. А. Гордеева // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 3(60). - С. 98-105. - DOI : 10.33463/2072-8336.2022.3(60).098-105.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье рассматривается опыт работы Центра социально-психологического сопровождения студентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского по развитию сопротивляемости личности деструктивной агрессии со стороны студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Обобщены и проанализированы теоретические и эмпирические исследования отечественных авторов, посвященные трудностям, связанным с процессом социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Выделены причины, затрудняющие процесс социально-психологической
© Дунаева Н. И., Гордеева П. А., 2022
адаптации, среди которых отсутствие целенаправленной работы по формированию терпимого отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья со стороны участников образовательного процесса. Отмечается необходимость внедрения и реализации программ по формированию сопротивляемости личности деструктивной агрессии. Анализируются случаи проявления интереса студентами с ограниченными возможностями здоровья к деструктивному контенту и демонстрации деструктивной агрессии по отношению к однокурсникам.
Ключевые слова: сопротивляемость, студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, деструктивная агрессия, скул-шутинг, социально-психологическое сопровождение.
Студентам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) сложнее, чем условно здоровым сверстникам преодолевать трудности, связанные с обучением и построением межличностных отношений. Возможность преодоления трудностей зависит от целого ряда факторов: от степени подконтрольности проблемной ситуации, от наличного уровня ресурсов человека, от его актуального состояния [9].
Разрешение возникающих трудностей возможно благодаря специально организованному социально-психологическому сопровождению, которое включает в себя активизацию внутренних ресурсов, связанных с развитием сопротивляемости личности студента с инвалидностью и ОВЗ, конструктивными способами выхода из трудных жизненных ситуаций, плановым решением проблем, саморегуляцией, а также эффективной инструментальной и эмоциональной социальной поддержкой.
Изучением проблемы психологического сопровождения и психологической адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ занимались многие отечественные авторы [1, 5, 8, 9, 11, 13-15].
Несмотря на то что в литературе активно обсуждается проблема социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ, на наш взгляд, существует ряд причин, которые не позволяют систематически, планомерно и всесторонне поддерживать данную категорию студентов, тем самым затрудняя процесс социально-психологической адаптации.
Первая причина заключается втом, что в вузах отсутствует целенаправленная работа по формированию тер-
пимого отношения к студентам-инвалидам и студентам с ОВЗ со стороны всех участников образовательного процесса и понимания того, что они нуждаются в особых условиях для развития и самореализации. На сегодняшний день студенческое сообщество не готово к интеграции со студентами-инвалидами, считая наилучшим вариантом для них отдельное обучение с применением дистанционных технологий [2-4, 12]. Возможно, это связано с негативным опытом взаимодействия условно здоровых студентов с инвалидами, со сложившимися стереотипами по отношению к последним и с особенными чертами их личности. В частности, отмечается непринятие студентами таких черт, присущих инвалидам, как закомплексованность, неуверенность в себе, скрытность, зависимость от других, недружелюбие [3].
Как отечественные, так и зарубежные исследования в области изучения социометрического статуса обучающихся с ОВЗ отмечают более низкий социометрический статус и принадлежность к группе «изолированных» и «пренебрегаемых» [10]. Исследование Е. В. Воеводиной подтвердило присутствие социальной дистанции между студентами с ОВЗ и условно здоровыми однокурсниками в межличностном взаимодействии [3].
Следует отметить, что существуют понятия видимой и латентной инвалидности. В исследовании Н. Н. Мещеряковой был выявлен интересный факт, касающейся студентов с латентной и видимой инвалидностью. К студенту, который скрывает свой недуг, относятся как к равному, к нему предъявляются те же требования, что и к здоровым студентам. Однако, учитывая имеющиеся у них сложности в коммуникативной
сфере, им все же труднее выстраивать взаимоотношения, вследствие чего они имеют низкие социометрические статусы [10].
Практика показывает, что в группах, где обучаются студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ, возникает безразличное, а иногда даже неприязненное отношение к некоторым из них со стороны однокурсников. Кроме того, многие преподаватели высшей школы ориентированы на здоровых студентов и не готовы учитывать особенности студентов с инвалидностью, грамотно устранять барьеры при взаимодействии, разрешать возникшие конфликты [16].
Еще одна причина такого отношения связана с личностными особенностями студентов с инвалидностью и ОВЗ. Некоторые из них не принимают свои особенности, страдают от различных комплексов, что мешает построению нормальных межличностных отношений с однокурсниками. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многим студентам с инвалидностью, особенно прошедшим обучение в интернате, сложно включиться в социальную жизнь, поскольку у них в недостаточной степени сформирована социальная компетентность. Например, для студентов с речевыми нарушениями свойственны тревога, волнение, мнительность, общее напряжение. Такие студенты испытывают тревожно-фобические состояния, которые могут привести к формированию депрессивной личности. У таких лиц складывается неадекватное представление о себе, о своих возможностях, формируется ощущение своей «второсортности», слабости, ненужности обществу. Как отмечает О. И. Купреева, «физический дефект», соматическое заболевание
воспринимается данным контингентом как дефект личности в целом» [8, с. 210]. У студентов с инвалидностью и ОВЗ возникают проблемы, связанные с эмоционально-волевой сферой, и им сложнее управлять эмоциональным состоянием, они чаще испытывают нервное возбуждение. Эмоциональные реакции таких студентов на различные стимулы могут быть очень яркими или, наоборот, подавленными. Из-за изоляции, непринятия, фрустрации студенты с инвалидностью и ОВЗ могут впадать в депрессивные состояния, демонстрировать агрессивное поведение. Депрессия в тяжелых случаях может привести к суицидальным мыслям и попыткам. Особенно вызывает опасения факт наличия связи депрессивного расстройства с различными проявлениями агрессии [7].
В первую очередь следует обратить внимание на студентов с психическими расстройствами. Данная категория студентов имеет особый внутренний мир, который отличается цикличностью, переменчивостью, хаотичностью. Из-за этого их поведение может казаться неадекватным, непонятным и вызывать раздражение у окружающих.
Не найдя поддержки и отклика со стороны окружения, студенты с инвалидностью и ОВЗ могут испытывать различные негативные чувства, которые, как правило, находят свое выражение в таких проявлениях, как обидчивость, замкнутость, повышенная раздражительность, агрессивность. Вызывает опасение тот факт, что многие из них, имея низкую самооценку, пессимистический настрой по поводу своего будущего и отсутствия дружеских отношений, низкий уровень эм-патии, большой багаж из реальных и мнимых обид, суицидальные тенден-
ции, демонстрируют по отношению к окружающим деструктивную агрессию. В поведении деструктивная агрессия проявляется в виде склонности к разрушению контактов и отношений, тенденции к вербальному выражению гнева и ярости, разрушительных действий или фантазий, мстительности, цинизма, приверженности к деструктивным идеологиям.
Особую тревогу вызывают студенты с инвалидностью и ОВЗ, которые не принимаются учебной группой. В результате подобного неприятия у них накапливается обида, фрустрация и желание мести в отношении однокурсников или конкретного студента. В нашей практике был случай, когда студент с инвалидностью угрожал убийством однокурснице, написав ей: «И все-таки мы умрем в один день, взявшись за руки».
Студенты, как определенная социально-психологическая группа, со своими возрастными особенностями и характеристиками подвержены влиянию деструктивного контента. Это относится и к студентам с ОВЗ, которые, не найдя выхода их сложившейся ситуации, замыкаются, уходят в виртуальную коммуникацию, нередко попадая в деструктивные виртуальные сообщества. Все это может привести к такому явлению, как скулшутинг. Скулшутинг -это применение вооруженного насилия на территории образовательного учреждения, часто перерастающее в массовое убийство, которое нередко мотивируется желанием отомстить своим однокурсникам и преподавателям за причиненные реальные или мнимые обиды.
В настоящее время скулшутинг, в том числе основанный на идеологии «Колумбайн», стал одной из главных угроз национальной безопасности.
С 2022 года он признан террористическим движением и запрещен на территории России в любом виде. Анализ российских школьных и вузовских «стрелков» показал, что некоторые из них имели проблемы со здоровьем, такие как сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, серьезные проблемы со зрением, расстройства ау-тистического спектра, что не могло не отразиться на их психоэмоциональном состоянии, и многие из них находились в депрессивном состоянии.
В связи с участившимися случаями скулшутинга на территории РФ психологами Центра социально-психологического сопровождения студентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского проводится работа по выявлению студентов с деструктивной агрессией, разработаны поведенческие маркеры, программа профилактики. Следует отметить тот факт, что только за один семестр мы столкнулись с двумя случаями угроз убийством своим однокурсникам студентами с инвалидностью. В групповой переписке студент с инвалидностью угрожал убийством, или как он это назвал - «отчислением», отмечая, что пока он «добрый и убивать (отчислять) никого не собирается», но может сделать это в любой момент, назвав при этом имена тех, кого он назначает своими жертвами. В ходе выяснения причин случившегося была получена информация, что этот человек и ранее неоднократно проявлял неадекватно агрессивное поведение, еще при обучении в школе. В данном случае мы можем предполагать о наличии у студента психического нарушения с периодическими непредсказуемыми обострения-
ми, небезопасными для окружающих, и это уже прерогатива врача-психиатра.
Несомненно, психологи центров социально-психологического сопровождения студентов вузов являются главным связующим звеном между учебной частью, преподавателями, студентами, родителями, которое своевременно поможет разрешить возникшие противоречия, организовать различные виды социально-психологической помощи и профилактики. Важно выстраивать отношения со студентами данной категории на основе принципов уважения и дружелюбной дистанции, когда все коммуникации происходят в дружелюбных интонациях. Несоблюдение этих принципов может вызвать деструктивную агрессию со стороны студентов.
Если в средних общеобразовательных школах проработан механизм инклюзивного обучения с учетом организационно-методической поддержки учебного процесса, включающий в себя разработку индивидуальныхучеб-ных программ, особенностей воспитательной работы [14, 15], то в отношении высшей школы до сих пор не выстроены четкие алгоритмы работы с рассматриваемой категорией студентов.
В настоящее время в российских вузах активно внедряются и реализуются программы социально-психологического сопровождения студентов с ОВЗ, направленные на создание условий, позволяющих повысить уровень социально-психологической адаптации и предотвратить деструктивное поведение студентов с инвалидностью и ОВЗ. Программы реализуются психологами в специально созданных центрах при университетах совместно с преподавателями, которые помога-
ют в выстраивании персонифицированной социально-психологической траектории студентам с инвалидностью.
Осознавая остроту проблемы, психологи центра социально-психологического сопровождения уделяют больш ое внимание профилактике деструктивной агрессии и аутоагрессивного поведения среди всех категорий студентов [7]. В течение учебного года психологами центра проводится цикл занятий в формате онлайн-конференций для заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов и преподавательского состава, где подробно рассматриваются причины и маркеры деструктивного поведения студентов, алгоритмы работы с ними, специфика межведомственного взаимодействия по данной проблеме. В ходе обучения в рамках дискуссии участников появляется возможность доработать и усовершенствовать принципы взаимодействия различных структурных подразделений для эффективной работы межведомственной команды по проблемам деструктивного поведения студентов.
Центром реализуется программа по повышению уровня социально-психологической адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ. Указанная программа включает в себя основные виды направлений деятельности психолога: диагностическое, коррек-ционное, профилактическое, консультативное. Подобранный комплекс диагностического инструментария по-звол яет выявить трудности в социально-психологической адаптации, наличие депрессивного состояния, суицидальные риски, а также сопротивляемость студентов с инвалидностью и ОВЗ для преодоления трудностей, уровень жиз-
нестойкости, характерные способы выхода из трудных жизненных ситуаций.
По результатам анализа примененных методик выявляются группы риска и среди студентов с инвалидностью и ОВЗ, разрабатывается план коррекционно-развивающих мероприятий. Следует отметить, что психологи центра работают и со студентами с инвалидностью, которые не попали в группы риска. Среди этой категории лиц встречаются очень цельные, ориентированные на научно-исследовательскую деятельность студенты,с активной жизненной позицией и опорой на личностные ресурсы саморегуляции. Эти обучающиеся имеют достаточно высокий уровень жизнестойкости, но все же испытывают сложности во взаимодействии с однокурсниками. Они «группируются» вокруг преподавателей, которые руководят их научно-исследовательской работой, и выстраивают более тесные отношения с ребятами, имеющими схожие диагнозы.
Среди групповых форм первичной профилактики деструктивных состояний у студентов наибольший отклик нашла такая форма групповой работы, как психологическая гостиная, где в течение всего года с периодичностью раз в месяц проводятся тематические встречи, семинары-тренинги со студентами, в том числе со студентами с инвалидностью. Психологическая гостиная - это то место, где можно встретить единомышленников с теми же проблемами, общение с которыми вдохновляет, дарит веру в себя и свои возможности, побуждает к действию. Большая часть студентов, посещающих гостиную, - это те, кто посещают консультации психологов центра [7].
Важным аспектом в работе с данной категорией студентов является
развитие сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, умение находить в себе ресурсы и противостоять деструктивному контенту.
Описанный в литературе феномен психологической сопротивляемости личности рассматривается как способность к адаптации, как сохранение себя психологически после воздействия негативного фактора, что в полной мере относится к студентам с инвалидностью. Сопротивляемость личности студента с инвалидностью и ОВЗ мы рассматриваем в контексте нравственных проблем, тесно связанных с устойчивыми позитивными характеристиками себя, такими как принятие себя и других, вера в свои возможности, мотивация на успех, использование активных копинг-стратегий при выходе из сложных ситуаций.
Имея проблемы в построении отношений с однокурсниками, студенты с инвалидностью все больше склонны уходить в виртуальную среду. Подмена живого общения виртуальным таит в себе опасность для всех студентов, в том числе для студентов с инвалидностью и ОВЗ, которые не смогли преодолеть проблемы, связанные с негативным опытом отношений с однокурсниками. Поиск единомышленников в различных сообществах, часто деструктивных, приводит к тому, что вредоносный контент несет в себе разрушительные для личности идеи, связанные с призывами к разрешению имеющихся трудностей через совершение суицида, а также с пропагандой человеконенавистнических установок (характерно для движения «Колум-байн»). Вызывает опасение тот факт, что большинство студентов сначала просто испытывают интерес к деструктивному содержанию, а затем проис-
ходит их «погружение» в проблему, где фактически описывается пошаговая инструкция плана мести с подробным алгоритмом подготовки. В беседе со студентами выяснилось, что основная часть ребят, удовлетворив свой интерес, покидают такие сообщества, но есть небольшой процент обучающихся, которые начинают разделять данные идеи, и это может привести к активным разрушительным действиям, направленным не только на себя, но и на других [7].
Деструктивный контент по-разному может влиять на личность студента, есть те, кто сопротивляется негативной информации, сохраняя свои убеждения, взгляды, и те, кто с легкостью принимает на веру такую информацию, претворяя разрушительные идеи в жизнь. В данном случае сопротивляемость личности можно рассматривать в социально-психологическом аспекте как противостояние социальному влиянию деструктивных идей, поэтому важной задачей становится сохранение студентами с инвалидностью устойчивой позиции собственных взглядов.
Мы же рассматриваем сопротивляемость как способность, которая присутствует в каждой личности и позволяет препятствовать негативной ситуации, нивелировать степень негативного воздействия ее на себя и окружение, достигать высокого уровня адаптации к новым условиям жизни и быть способным к конструктивному ее преобразованию [6].
Библиографический список
1. Алехина С. В., Мельник Ю. В., Сам-сонова Е. В., Шеманов А. Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование // Психолого-педа-
гогические исследования. 2019. Т. 11, № 4. С. 121-132.
2. Ардашова Ю. И., Кохан С. Т. Особенности отношения студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья // VII Междунар. науч.-практ. интернет-конференция «Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты» (Чита, 29 февраля - 5 марта 2016 г.) / отв. ред. С. Т. Кохан. Чита : Изд-во Забайкальского государственного университета, 2016. С. 509-517.
3. Воеводина Е. В. Социальная адаптация студентов с ограниченными возможности здоровья к условиям высшего учебного заведения: социологический анализ : автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2012. 24 с.
4. Гринина Е. С. Отношение молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. : Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, № 4(16). С. 333-337.
5. Денисова О. А., Леханова О. Л. Алгоритм психолого-педагогического и социального сопровождения образования лиц с инвалидностью в вузе: опыт проектирования и реализации // Инклюзивное образование: теория и практика : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Орехово-Зуево, 9-10 июня 2016 г.). Орехово-Зуево : Государственный гуманитарно-технологический университет, 2016. С. 838-849.
6. Дунаева Н. И., Егорова П. А. Феномен сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в работах отечественных исследователей // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 4(52). С. 205-211.
7. Дунаева Н. И., Баранова Ю. М., Филина Т. В. Проблема профилактики
деструктивной агрессии на примере движения «Колумбайн» // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75(4). С. 354-357.
8. Купреева О. И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. М. : МГППУ, 2011. С. 210-211.
9. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Лебедева А. А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М. : Смысл, 2017. 79 с.
10. Мещерякова Н. Н., Роготнева Е. Н. Социальная и психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к системе профессионального образования: опыт социологических исследований //Вестник науки Сибири. 2018. № 4(31). С. 25-43.
11. Одинцова М. А., Айсмонтас Б. Б., Куляцкая М. Г Факторы самоактивации студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17(1). С. 72-79.
12. Симановский А. Э. Феномен негативизма к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 23-25 октября 2019 г.) / гл. ред. С. В. Алехина. М. : МГППУ, 2019. С. 468-472.
13. Сорокоумова С. Н., Егорова П. А. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Научная инициатива в психологии. Курский государственный медицинский университет (Курск) : межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. 2017. № 4(7). С. 29-33.
14. Сорокоумова С. Н. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью в инклюзивном образовании в высшей школе // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (Нижний Новгород, 12-13 сентября 2017 г.). Н. Новгород : ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2017. С. 120-124.
15. Социально-нравственное развитие обучающихся в условиях инклюзивного обучения / Т. Г. Мухина, С. Н. Сорокоумова, В. А. Малинин, П. А. Егорова, Д. Д. Мухина // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 4(48). С. 152-163.
16. Янданова Т. И. Социально-психологические аспекты отношения молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 5. С. 46-51.