МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
Анализ удовлетворённости персонала оплатой труда в ресторане показал, что руководящие работники более удовлетворены оплатой труда, чем не руководящие.
Предложенные мероприятия по совершенствованию системы материальной мотивации предлагают изменение условий и размеров премирования. Проектируемая система оплаты труда предполагает увеличение премии при выполнении персоналом производственного задания и снижение премии при невыполнении задания.
Подобное стимулирование трудовой деятельности приведет к существенному росту производительности труда, поскольку работники будут напрямую заинтересованы в улучшении показателей хозяйственной деятельности организации.
Список использованной литературы:
1. Коробкина, М.А. Анализ обучения персонала в сфере ресторанного бизнеса / М.А. Коробкина, Л.Г. Лукша // Актуальные вопросы экономики и гуманитарных наук: сб. статей участников Международной научно-практической конференции (2 марта 2015 г.). - Краснодар. - 2015. - С. 182-187.
2. Скрипниченко, Л.С. Управление текучестью персонала на предприятиях социальной сферы // Управление персоналом: современные концепции и эффективные технологии: сб. статей участников Всероссийской заочной научно-практической конференции (1-2 апреля 2014 г.). - Челябинск, 2014. - с. 127-130.
© Л.С. Скрипниченко, 2015
УДК316.61
М.З. Худалова
к.псих.н., ст.препод. психолого-педагогический факультет Северо-Осетинский государственный университет г.Владикавказ, Российская Федерация
СОПОСТАВЛЕНИЕ РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ МНОЖЕСТВЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
У ОСЕТИН И РУССКИХ
Аннотация
Статья посвящена исследованию этнопсихологических особенностей представлений женских и мужских образов у осетин и русских. Доказываются достоверные различия в корреляционных связях между такими образами как "эталон женщины" и "женщины прошлого/будущего" у осетин и русских и т.д.
Ключевые слова
Временная ориентированность, ролевые позиции, образ, эталон, анализ, значимые различия,
корреляционная связь, культура.
В исследовании приняли участие 300 человек - жителей города Владикавказ, в возрасте от 20 до 60 лет, по 150 представителей двух этносов: осетин, русских. Нами использован метод множественной идентификации, разработанный В.Ф. Петренко [1] на основе психосемантического подхода, при помощи которого проводятся сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков.
Такие семантические дифференциалы обладают большей степенью проективности, так как каждый человек домысливает возможные мотивы поступков, исходя из собственных установок и ценностей.
290
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
Автор методики успешно апробировал этот способ в ряде работ по межличностному восприятию (В.Ф. Петренко, 1987,1988) и применительно к выделению национальных стереотипов (В.Ф. Петренко, 1983) [2].
В этой методике сопоставление ролевых позиций («я», «моя мать», «мой идеал женщины» и так далее) и выявление стоящих за ними идентификаций проводится через описание характерных поступков. Испытуемым предъявляется список поступков, и они должны оценить вероятность того или иного поступка для каждой из анализируемых ролевых позиций.
Процедура обработки данного метода производится путем суммирования результатов отдельных испытуемых в общегрупповые матрицы данных (в нашем случае в группы мужчин и женщин отдельно для русских и осетинских испытуемых). Затем вычисляются средние оценки каждого поступка по группе, что позволяет провести сопоставление ролевых позиций и поступков в разных группах путем подсчета коэффициента корреляции [1].
Итак, сопоставляя корреляционные матрицы русской и осетинской женской выборок можно зафиксировать, что и у осетинок, и у русских наблюдается высокая степень совпадения образа «я» и «эталона», то же самое касается и образа «матери» и «эталона».
Таблица 1.
Корреляции между ролевыми позициями «Я сама» - «Эталон женщины» и «Моя мать - Эталон женщины
оценивающие осетинки русские ж. осетинки русские ж.
ролевые позиции я сама моя мать
эталон женщины 0.97 0.95 0.93 0.92
Если для русских женщин «эталон женщины» одинаково высоко коррелирует с «женщиной через 20 лет» и с «женщиной 40 лет назад», то у осетинок - «эталон» больше походит на женщину прошлого, чем на женщину будущего. Это свидетельствует о большей ценности у осетин прошлого, традиционного и о сопротивлении новому, переменам.
Интересно, что в представлениях осетинских женщин русские женщины ближе к женщинам будущего, чем к женщинам прошлого, в то время как сами осетинки ближе к образу женщины прошлого, чем будущего. Похожие стереотипы сложились и у русских респонденток: их представления о ролевых позициях «русские женщины» коррелируют выше с позициями «женщины будущего», чем с ролевыми позициями «женщины прошлого». Русские женщины оценивают осетинок как более схожих с женщинами прошлого, чем будущего.
Таблица 2
Корреляции между ролевыми позициями «Русские женщины» - «Женщины будущего», «Женщины прошлого» и «Осетинские женщины» - «Женщины будущего», «Женщины прошлого».
оценивающие осетинки русские ж. осетинки русские ж.
ролевые позиции женщина через 20 лет женщина 40 лет назад
русские женщины 0.85 0.85 0.27 0.72
осетинки 0.49 0.48 0.89 0.90
Это подтверждает различия во «временной ориентации»: у осетин она больше на прошлое, чем у русских.
Сопоставив корреляционные матрицы женской выборки по мужским ролевым позициям, мы обнаружили похожую картину: русские мужчины в представлениях осетинок больше схожи с мужчинами будущего, чем прошлого, в то время как осетины - мужчины прошлого, но не будущего. Такого же мнения русские женщины придерживаются относительно этих ролевых позиций, хотя эталон мужчины в представлениях женщин обеих национальностей практически в равной степени и мужчина прошлого, и мужчина будущего.
Если для осетинских и русских мужчин корреляции в паре «женщина прошлого - эталон женщины» практически одинаковы то в паре «женщина будущего - эталон женщины» разница значительная: г = 0,47 - у осетинских мужчин и г = 0,78 - у русских мужчин.
291
международный научный журнал «инновационная наука»
№9/2015
ISSN 2410-6070
Таблица 3.
Корреляции между ролевыми позициями «Эталон женщины» - «Женщина будущего», «Эталон женщины» -
«Женщина прошлого».
Оценивающие осетин русский осетин русский
ролевые позиции женщина через 20 лет женщина 40 лет назад
эталон женщины 0.47 0.78 0.81 0.87
Таким образом, во-первых, ни русские, ни осетинские мужчины не одобряют процессы эмансипации в современном обществе, во-вторых, осетинские мужчины более категоричны в этом вопросе, нежели русские.
С точки зрения русских мужчин, и осетинские, и русские женщины одинаково схожи с женщинами прошлого, в то время как осетинские мужчины оценивают их сходство с женщинами прошлого по-разному: г = 0,42 -русские женщины, г = 0,86 - осетинки. Русские и осетинские мужчины оценивают сходство в паре «женщина будущего - русская» практически одинаково. Сходство в паре «женщина будущего - осетинка» оценивается осетинскими мужчинами на уровне г = 0,43, несколько ниже русские мужчины - г = 0,39.
Таблица 4.
Корреляции между ролевыми позициями «Русские женщины», «Осетинки» с «Женщина будущего»,
«Женщина прошлого».
оценивающие осетин русский осетин русский
ролевые позиции женщина через 20 лет женщина 40 лет назад
русские женщины 0.85 0.81 0.42 0.85
осетинки 0.43 0.39 0.86 0.87
Вывод: по мнению представителей обеих культур, осетинские женщины менее подвержены эмансипации, чем русские женщины. Ценность «прошлого», традиционализм в осетинском обществе выше.
Список использованной литературы:
1. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросс-культурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США). // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.68-88.
2. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Сов. этнография. -1987. - № 3. - С.22-38
© М.З. Худалова, 2015
292