МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
выше среднего, 43% - средний. Это свидетельствует о необходимости развития творческих способностей обследованных.
Нами было проведено установление корреляционных зависимостей между степенью выраженности креативности и уровнем тревожности. Существует обратная корреляция между тревожностью и креативностью г=-0,3 (на уровне значимости 0,05). Это свидетельствует о том, что на актуализацию творчества негативно влияет высокая степень тревожности. Следовательно, оптимальный уровень соотношения тревожности и креативности способствует проявлению творческого потенциала.
Далее нами были предложены и апробированы методы актуализации и развития творческого потенциала менеджера. В течение двух месяцев мы проводили занятия с сотрудниками подразделений по кейс-методу и по принципам синергетики, лежащие в основе синектики. В группу мы включили обучаемых на основе результатов тестирования и выполнения творческих заданий из теста П. Торренса, адаптированных для взрослой популяции. В качестве критериев творческого выполнения заданий использовались оригинальность, поленезависимость, разработанность. По окончании цикла занятий были предложены аналогичные творческие задания. Результаты оказались выше, в среднем, на 27%.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1. Уровень развития креативности коррелирует со степенью выраженности тревожности. Наиболее оптимальным условием актуализации творческого потенциала личности является средний уровень тревожности.
2. Для актуализации творческого потенциала необходим процесс постоянного саморазвития, а также использование разнообразных форм активизации творческой деятельности, таких как брейнсторминг, синектика, кейс-метод и др.
3. Апробированные в нашей опытно-экспериментальной работе методы синектики и кейс дали положительный результат - увеличилось на 27% число инновационных управленческих решений.
© М.И. Вайберт, 2015
УДК316.61
А.М. Зураева
к.псих.н., доцент психолого-педагогический факультет Северо-Осетинский государственный университет г.Владикавказ, Российская Федерация
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У ОСЕТИН И РУССКИХ
Аннотация
Статья посвящена исследованию этнопсихологических особенностей осетин и русских в смысложизненных ориентациях. Доказываются достоверные различия в степени осмысленности жизни, целеустремленности, временной ориентированности у представителей русского и осетинского этносов.
Ключевые слова
Смысложизненные ориентации, временная ориентированность, анализ, значимые различия, этнос, культура.
Методика «Смысложизненные ориентации», разработанная и адаптированная Д.А. Леонтьевым [1]
285
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
на базе методики Дж. Крамбо и Л. Махолика использована нами с целью получения результатов исследования достоверных различий у осетин и русских в степени осмысленности жизни, локуса контроля, целеустремленности, временной ориентированности и т.д. В исследовании приняли участие 300 человек, 150 из которых - осетины, 150 - русские обоих полов, проживающие на одной территории - гор. Владикавказ. Итак, результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние показатели смысложизненных ориентаций всех испытуемых.
№ Шкалы СЖО Все русские Все осетины русские осетины
мужч женщ мужч женщ
1 Общий показатель ОЖ 105,5 99,6 111,5 102,6 92,7 101,4
2 Цели 34,7 31,3 35,8 34,2 28,6 32
3 Процесс 31,1 29,3 32,7 30,4 26,8 30
4 Результат 26,2 24,8 27,7 25,5 22,9 25,3
5 локус контроля - Я 22 20,2 23,1 21,4 18,5 20,6
6 локус контроля - жизнь 30,5 29,4 32,3 29,6 28,2 29,7
Как показали результаты данного исследования, достоверно значимые различия в средних по U-критерию Манна - Уитни выявлены между всей осетинской выборкой и русской по следующим субшкалам СЖО:
■ Общий показатель осмысленности жизни (р<0,01)
■ Цели (р<0,001)
■ Процесс (р<0,05)
■ Результат (р<0,05)
■ Локус контроля - Я (р<0,001)
Анализ полученных результатов позволяет судить о более высокой степени осмысленности жизни у русских респондентов, нежели у осетин:
1. Русские респонденты более целеустремленные, ориентированы на будущее, чем осетины, которые более ориентированы на сегодняшний или вчерашний день.
2. Русские воспринимают процесс своей жизни как более интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, чем осетины.
3. Русские прожитую часть своей жизни считают более продуктивной и осмысленной, нежели осетины, которые менее удовлетворены своей жизнью.
4. Русские верят в себя как в сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы контролировать события собственной жизни, верят, что могут построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле больше, чем осетины.
Анализ средних, полученных в результате исследования смысложизненных ориентаций, позволяет утверждать, что выводы, сделанные в отношении различий между всей русской и осетинской выборками справедливы и для сравнительного анализа: 1) мужчин обеих национальностей, 2) русских мужчин и осетинских женщин, 3) русских женщин и осетинских мужчин (приложение 12-14). Во всех трёх группах сравнительного анализа показателей осмысленности жизни русские респонденты имеют более высокие баллы (с уровнем достоверности от р<0,001 до р<0,05), чем осетины обоих полов. Интересным является тот факт, что только по одному из показателей СЖО - «цели» значимое расхождение обнаружено между осетинками и русскими женщинами (р<0,05). Таким образом, отличаются друг от друга в основном мужчины, нежели женщины, русским женщинам присуща целеустремленность в большей степени, чем осетинкам.
Стоит заметить, что сравнение средних показателей всех мужчин и всех женщин значимых расхождений не дает, однако сравнение средних показателей мужчин и женщин внутри каждой культуры свидетельствует о большей осмысленности своей жизни у русских мужчин по сравнению с русскими женщинами. В осетинской культуре, наоборот, женщинам присуща большая осмысленность жизни по
286
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
сравнению с мужчинами. Как показано в таблице 2 достоверно значимые различия выявлены не по всем субшкалам СЖО для этих групп: в то время как в осетинской культуре половые различия выявлены почти по всем показателям СЖО, у русских - только по двум. Это свидетельствует о большем сходстве смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин внутри русской культуры, нежели осетинской.
Таблица 2.
Таблица различий показателей ОЖ мужчин и женщин обеих культур.
№ Шкалы СЖО русские Осетины
мужчины женщины р женщины Мужчины р
средние средние
1 Общий показатель ОЖ 111,5 102,6 р<0,05 101,4 92,7 р<0,05
2 Цели 35,8 34,2 - 32 28,6 р<0,05
3 Процесс 32,7 30,4 - 30 26,8 р<0,05
4 Результат 27,7 25,5 - 25,3 22,9 р<0,05
5 локус контроля - Я 23,1 21,4 р<0,05 20,6 18,5 р<0,05
6 локус контроля - жизнь 32,3 29,6 - 29,7 28,2 -
Как видно на рис. 1 лидирующие позиции по факторам осмысленности жизни, целеустремленности, удовлетворенности жизнью и веры в собственные силы принадлежат русским мужчинам, на втором месте -русские женщины, затем, осетинские женщины и последние показатели у осетинских мужчин.
40
35
25
20
15
10
5 0
цели процесс результат ЛК - Я ЛК - жизнь
Рисунок 1 - Средние значения по шкалам СЖО осетин и русских.
Таким образом, показатели ценностно - смысложизненной ориентации имеют разную степень выраженности в зависимости от этнокультурной принадлежности и пола [2].
Выводы: результаты методики СЖО показали ориентированность русских на настоящий период жизни, их умение понимать ценность жизни «здесь и теперь», что дает им веру в собственные силы, в людей и свободу выбора, способствует их целеустремленности и открытости гармоничным межличностным отношениям, что не наблюдается у осетин.
Список использованной литературы:
1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. — 18с.
2. Худалова М.З. Этнопсихологические особенности самореализации личности (на примере республики Северная Осетия - Алания): Дис. ... канд. психол. наук. СПб, 2013. 207 с.
© А.М. Зураева, 2015
|
□ русс. м.
□ русс. ж. П осет. ж.
осет. м.
287