МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
М.И. Вайберт
к.п.н., доцент
факультет управления и социальных технологий Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
г. Чебоксары. Российская Федерация
КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕУСПЕВАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития творческого потенциала личности менеджеров.
Ключевые слова
Креативность, творческий потенциал, личность, управление.
Креативное мышление - один из важнейших инструментариев современного преуспевания человека. Оно предполагает прокладку новых стратегий к цели, которые ранее были неизвестны субъекту деятельности на основе умственной концентрации на проблеме. В современном менеджменте сложилась определенная система креативного поведения, которая может выступать в качестве модели для организации мыслительной деятельности при решении проблем. Эта система включает в себя следующий этологический вид: аналитическая процедура (подготовка к мыследеятельности); концентрация
умственных усилий на решение проблемы (возникновение умственной фрустрации); инкубация идей; инсайт; анализ и синтез.
Цель данной работы: исследование способов развития творческого потенциала менеджеров.
Объектом исследования были 16 руководителей подразделений ОАО.
Экспериментальное исследование включает в себя диагностику доминирующих свойств личности, личностной тревожности, степени выраженности творческого потенциала как и уровня креативности, рассмотрение путей развития творческого мышления. Для успешной деятельности в сфере управления необходимо помимо профессиональных знаний, умений и навыков обладать рядом свойств личности. Предлагаемая методика позволила выявить степень профессиональной пригодности к управленческой деятельности и дала возможность испытуемым оценить себя как лидера, качества которого в значительной степени определяют успех деятельности менеджера. Методика представляется собой опросник, составленный с целью индивидуальной психодиагностики на основе концепции личности, разработанной В.С. Мерлиным. Было выявлено, что большинство руководителей (89%) являются сильными, доминантными. Их социальная приспособленность и зрелость очень высока. 30% респондентов можно отнести к разрядам перспективных (потенциальных) лидеров.
Следующая методика позволила выявить уровень личностной тревожности сотрудников, который, как показывает практика, позволяет выявить возможность развития испытуемым творческого потенциала. Предлагаемая методика представляет собой часть теста MMPI в виде самостоятельной шкалы тревожности. Было выявлено, что у 15% высокая степень тревожности, 52% - средняя с тенденцией к высокому, 33% -средняя с тенденцией к низкому показателю. Это свидетельствует о том, что большая часть исследуемых менеджеров имеет оптимальный уровень тревожности, что является адекватным профессиональной деятельности.
Для исследования степени выраженности творческого потенциала и креативности мы использовали тест «Каков Ваш творческий потенциал?» и «Опросник для определения типов мышления и уровня креативности». В результате было установлено, что у 78% имеется высокий творческий потенциал, 22% -средний. По степени выраженности уровня креативности результаты оказались несколько ниже: 57% -
284
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
выше среднего, 43% - средний. Это свидетельствует о необходимости развития творческих способностей обследованных.
Нами было проведено установление корреляционных зависимостей между степенью выраженности креативности и уровнем тревожности. Существует обратная корреляция между тревожностью и креативностью г=-0,3 (на уровне значимости 0,05). Это свидетельствует о том, что на актуализацию творчества негативно влияет высокая степень тревожности. Следовательно, оптимальный уровень соотношения тревожности и креативности способствует проявлению творческого потенциала.
Далее нами были предложены и апробированы методы актуализации и развития творческого потенциала менеджера. В течение двух месяцев мы проводили занятия с сотрудниками подразделений по кейс-методу и по принципам синергетики, лежащие в основе синектики. В группу мы включили обучаемых на основе результатов тестирования и выполнения творческих заданий из теста П. Торренса, адаптированных для взрослой популяции. В качестве критериев творческого выполнения заданий использовались оригинальность, поленезависимость, разработанность. По окончании цикла занятий были предложены аналогичные творческие задания. Результаты оказались выше, в среднем, на 27%.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1. Уровень развития креативности коррелирует со степенью выраженности тревожности. Наиболее оптимальным условием актуализации творческого потенциала личности является средний уровень тревожности.
2. Для актуализации творческого потенциала необходим процесс постоянного саморазвития, а также использование разнообразных форм активизации творческой деятельности, таких как брейнсторминг, синектика, кейс-метод и др.
3. Апробированные в нашей опытно-экспериментальной работе методы синектики и кейс дали положительный результат - увеличилось на 27% число инновационных управленческих решений.
© М.И. Вайберт, 2015
УДК316.61
А.М. Зураева
к.псих.н., доцент психолого-педагогический факультет Северо-Осетинский государственный университет г.Владикавказ, Российская Федерация
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У ОСЕТИН И РУССКИХ
Аннотация
Статья посвящена исследованию этнопсихологических особенностей осетин и русских в смысложизненных ориентациях. Доказываются достоверные различия в степени осмысленности жизни, целеустремленности, временной ориентированности у представителей русского и осетинского этносов.
Ключевые слова
Смысложизненные ориентации, временная ориентированность, анализ, значимые различия, этнос, культура.
Методика «Смысложизненные ориентации», разработанная и адаптированная Д.А. Леонтьевым [1]
285