Научная статья на тему 'СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВУ БУДУЩЕГО И ДЕЙСТВУЮЩЕГО АКТЕРА'

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВУ БУДУЩЕГО И ДЕЙСТВУЮЩЕГО АКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ АКТЕРА / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF AN ACTOR'S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макеева Анна Юрьевна, Васильева Татьяна Иосифовна

В ходе исследования установлены: специфика индивидуальных черт личности обучающихся детской театральной студии; степень их межгруппового различия с действующими актерами театра. Сопоставление профессионально значимых качеств личности будущего и действующего актера носит междисциплинарный характер, является актуальным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIESFOR A FUTURE AND CURRENT ACTOR

In the course of the study, the following were established: the specificity of individual personality traits of students in a children’s theater studio; the degree of their intergroup differences with the current actors of the theater. Comparison of professionally significant qualities of the personality of the future and the current actor is interdisciplinary in nature, is relevant both for theatrical pedagogy, the system of additional education, and for a number of psychological sciences.

Текст научной работы на тему «СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВУ БУДУЩЕГО И ДЕЙСТВУЮЩЕГО АКТЕРА»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2019. № 3—4 (7—8). С. 49—56.

УДК 159.9:62 ББК 88.41

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩЕГО И ДЕЙСТВУЮЩЕГО АКТЕРА

А. Ю. Макеева, Т. И. Васильева2

1 Театр «Золотой ключик», Челябинск, Россия 2 Детско-юношеский центр Челябинска, Челябинск, Россия

В ходе исследования установлены: специфика индивидуальных черт личности обучающихся детской театральной студии; степень их межгруппового различия с действующими актерами театра. Сопоставление профессионально значимых качеств личности будущего и действующего актера носит междисциплинарный характер, является актуальным как для театральной педагогики, системы дополнительного образования, так и для ряда психологических наук.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессионально важные качества личности актера.

Любая профессиональная деятельность предъявляет к определенные требования к психическим процессам личности, а также к скорости реакций, работе анализаторов, к свойствам личности.

Психологические аспекты творчества и личности актера в большей степени изучаются в работах деятелей театра: актеров, театральных педагогов, театроведов, а также режиссеров. Предметом изучения театра как искусства является познание человека, при этом актерская деятельность есть модель жизнедеятельности личности, включающая в себя различные аспекты: общение, познание, игру, труд. Эти же понятия, но только в качестве основных видов деятельности, рассматривает наука психология.

Творческое пространство театра рождает живую фантазию, яркое воображение. Кроме того, театр и актерское мастерство во многом определяют систему убеждений человека, обеспечивают нравственное развитие, раскрывают творческие способности, подчеркивая индивидуальность каждого, что особенно важно в подростковом возрасте.

На личность актера, вне сомнений, влияет его профессиональная деятельность. В ходе театрального действия на сцене происходит видимое, ощущаемое, переживаемое, непосредственное, живое общение человека с человеком: актер и зрители, актер и партнеры. Объектом отражения театрального искусства является действующий человек. Актерская игра в действии, на сцене, показывает многообразие отношений человеческих характеров, типов, индивидуальностей. Интерес актеров к собственным особенностям и способностям оче-

виден. Однако стоит отметить, что проблема идентичности актерской личности до сих пор не раскрыта полностью.

Вместе с тем профессия актера предусматривает глубокий, многогранный профессиональный тип личности. Принятие и понимание актером собственной идентичности, своего отношения к работе и степени влияния профессии на личность может послужить исходной точкой для исследований в данной области. Исследование личностных характеристик актера может стать основой для дальнейшего изучения и модернизации театральной среды, способствовать целенаправленному формированию профессионально важных качеств личности у детей, занимающихся в театральной студии.

Стоит обратить внимание на один из главных вопросов: насколько и как должны быть развиты определенные профессионально значимые качества и способности, чтобы обеспечить успех в актерском искусстве и в театре в целом. При изучении важно не упускать все своеобразие психологии актера. Творчество актера, на наш взгляд, является не только конкретным сочетанием необходимых психологических качеств, но и своеобразным творчеством психофизиологических состояний личности.

В ходе анализа научной литературы (Б. Г. Ананьев, Е. Гротовский, Л. С. Выготский, К. С. Станиславский, Д. Дидро, Т. В. Пахомова, Ж.-Л. Барро, Е. Я. Басин и др.) по данной теме выявлены профессионально значимые личностные качества актеров, такие как: развитое внимание, эмоциональность и эмоциональная память, ораторские способности, воображение и способность

мыслить творчески, коммуникабельность, трудолюбие, пластичность в работе, развитая вербальная и невербальная экспрессия. Важно понимать, что для успешной актерской деятельности важна способность к наблюдательности, а также умение фокусировать и переключать внимание в рамках сцены. Следующим характерным профессиональным качеством актеров является «сценическое внимание», оно включает в себя способность избирательно направлять восприятие и внимание по ходу театрализованного представления. Эмоциональная память и эмоции однозначно являются ведущими качествами профессии актера: эмоциональная память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить различные чувства и эмоции; спектакль приобретает художественную завершенность в том числе, когда актерская игра качественно передает эмоции и внутренний мир персонажа. Именно поэтому актер стремится развивать память не только для заучивания сценариев, но и для того, чтобы запоминать и воссоздавать чувства и эмоции героя. Следующим важным качеством актера являются ораторские навыки, поскольку всем актерам важно уметь выступать перед публикой, доносить смысл слов героя, вербальными и невербальными деталями передавать суть повествования. Сценическая речь является прежде всего профессиональным средством выразительности актера. Безусловно, для того чтобы успешно вжиться в роль, предать внутренний мир героя, каждому актеру необходимо развитое воображение и, конечно же, творческие способности. Творческий рост актера происходит постоянно, качества и навыки оттачиваются и прогрессируют от спектакля к спектаклю, от роли к роли. Каждое действие в спектакле обогащает эмоциональный багаж, профессионально развивает артиста. Освоение актерского мастерства начинается с тщательной, непрерывной работы над собой. Эта работа включает в себя, во-первых, непрерывное развитие профессионально важных качеств, а во-вторых, репетиции, постоянные тренировки и освоение приемов актерской игры.

Поскольку методы и средства подготовки деятелей театра и прежде всего актеров должны соответствовать тенденциям развития современной педагогики и психологии, фокусом нашего внимания стало изучение степени сформированности профессионально важных качеств личности действующих актеров, а также подростков, занимающихся в театральной студии.

Начав исследование, мы сделали предположение: если обучающиеся детской театральной студии

обладают определенными индивидуально-психологическими особенностями, которые отвечают требованиям театральной деятельности, то это означает, что в структуре их личности имеются предпосылки к освоению данного вида профессиональной деятельности.

Нами была сформулирована гипотеза: у обучающихся театральной студии формируются основы таких профессионально-значимых качеств актеров, как эмоциональность в работе, эмоциональность в общении с людьми, чувствительность к вербальной экспрессии и прогноз последствий поведения.

В исследовании психологических свойств личности приняли участие 46 чел.: 23 обучающихся детской театральной студии «Балаганчик» под руководством преподавателя актерского мастерства Ольги Витальевны Патраковой (возраст испытуемых — от 11 до 13 лет) и 23 действующих актера детского театра города Челябинска «Золотой ключик».

Для выявления профессионально значимых качеств у испытуемых были выбраны две методики: «Опросник структуры темперамента», разработанный В. М. Русаловым; тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда (русскоязычная адаптация Е. С. Михайловой на основе французской адаптации 1977 г.).

Предварительно изучив психологические особенности свойств личности обучающихся в детской театральной студии «Балаганчик», мы сделали следующие выводы: у учащихся МБУДО «Детско-юношеский центр города Челябинска» больше всего выражен компонент структуры темперамента «эмоциональность в общении с людьми». Эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере говорит об уязвимости к неудачам в общении, а также о тревожности учащихся и неуверенности в себе. Это можно объяснить особенностями эмоциональных реакций подростков, обусловленных кризисным периодом. Но хотелось бы отметить, что высокая эмоциональность свойственна актерам. Помимо этого, у подростков наблюдаются высокие показатели компонента «эмоциональность в работе», это говорит о высокой чувствительности к неудачам. Отметим, что у обучающихся выявлены средние показатели такого свойства темперамента, как «пластичность в общении с людьми». При этом у данной группы испытуемых прослеживаются затруднения переключения с одного вида деятельности на другой.

Данные о средних величинах свойств темперамента обучающихся в театральной студии и дей-

ствующих актеров, полученные с помощью вычисления среднего арифметического значения и стандартного отклонения, представлены в табл. 1. Анализируя эти данные, следует подчеркнуть, что показатели испытуемых первой группы заметно ниже, чем показатели второй. Однако данные параметра «эмоциональность в общении с людьми» выше у обучающихся в театральной студии. Сравнивая уровни сформированности свойств темперамента обучающихся в театральной студии и действующих актеров театра, хотелось бы отметить, что обе группы испытуемых имеют высокий уровень показателя «эмоциональность в общении с людьми». Это значит, что обучающиеся театральной студии, так же как и действующие актеры общительны, экспрессивны в общении и выражении эмоций. Как известно, эмоциональность — одно из важнейших профессиональных качеств артистов. В своей деятельности актеры должны изображать эмоциональные переживания различных героев, а это предполагает собственные глубокие сценические переживания, которые зависят от эмоциональной возбудимости и реактивности, а также от богатого чувственно-конкретного воображения.

Исходя из представленных в табл. 1 данных следует обратить внимание, что самые низкие показатели выявлены в шкале «эргичность в работе». Этот параметр у обучающихся МБУДО «Детско-юношеский центр города Челябинска» составляет 3,83 балла и является низким, а у действующих актеров театра показатель выше почти в два раза. Это означает, что у будущих актеров предметная эргичность значительно ниже, следовательно, уровень

потребности в освоении предметного мира ниже. Это можно объяснить тем, что в подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности, а степень вовлеченности по-прежнему остается невысокой.

Отметим, что показатели «эргичность в общении с людьми» существенно ниже у первой группы испытуемых. Данная шкала включает в себя уровни потребности в социальных контактах, а также стремление к лидерству. У действующих актеров показатели значительно выше, это означает, что они больше заинтересованы в социальных контактах и более общительны, чем испытуемые из театральной студии. Следовательно, первая группа испытуемых, вероятно, менее готова к сотрудничеству и коммуникации.

Сравнивая показатели параметра «пластичность в работе», отметим что обучающиеся театральной студии показали результат значительно ниже, чем у действующих актеров. Пластичность в опроснике свойств темперамента В. М. Русалова, содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одной деятельности на другую. Это означает, что стремление к разнообразной форме трудовой деятельности у актеров театра выше, чем у учащихся студии. Для актеров важна пластичность и способность к частому переходу от одного ритма работы к другому, а также быстрый переход с одного способа мышления на другие.

Хотелось бы обратить внимание, что данные по шкале «пластичность в общении с людьми» отличаются несущественно. Это означает, что склонности к разнообразию коммуникативных программ

Таблица 1

Сравнительная таблица средних величин свойств темперамента обучающихся в детской театральной студии и действующих актеров

Свойство темперамента 1-я группа испытуемых (обучающиеся театральной студии) 2-я группа испытуемых (действующие актеры)

Среднее арифметическое значение Стандартное отклонение Среднее арифметическое значение Стандартное отклонение

1. Эргичность в работе 3,83 1,95 6,29 3,46

2. Эргичность в общении с людьми 5,43 2,39 7,58 3,20

3. Пластичность в работе 5,09 2,59 7,04 2,96

4. Пластичность в общении с людьми 6,09 1,28 6,58 1,84

5. Темп в работе 5,35 2,99 7,92 2,87

6. Темп в общении с людьми 5,91 2,19 7,00 2,41

6. Эмоциональность в работе 7,61 2,71 7,79 4,01

7. Эмоциональность в общении с людьми 8,22 2,00 8,17 2,97

у обеих групп находятся на невысоком уровне. Способность к легкому переключению внимания в процессе общения, гибкость, адаптивность, а также адекватность свойственны как актерам, так и обучающимся театральной студии.

Рассмотрим параметры «темп в работе» и «темп в общении с людьми» у обеих групп. Показатели первой группы испытуемых очевидно ниже показателей второй. Из этого следует, что действующие актеры зачастую обладают быстрой реакцией, им свойственна высокая скорость в разнообразных видах деятельности. Для артиста важны выразительные движения. От обучающихся театральной студии их отличает высокий личный темп, быстрота реагирования, в то время как будущие актеры не так быстро и легко включаются в работу. Обратим внимание: темп общения с людьми у профессионалов выше, чем у обучающихся. Это свидетельствуют о том, что актеры живо откликаются на все предъявляемые требования и быстро развивают социальные коммуникации. Учащиеся МБУДО «Детско-юношеский центр города Челябинска» включаются в ту или другую ситуацию достаточно медленно, могут быть менее общительны. Актеры, имеющие высокие показатели, отличаются богатой мимикой, жестикуляцией, говорят свободно, без запинок.

На следующем этапе осуществлялось сопоставление показателей свойств личности обучающихся в театральной студии и действующих актеров. У обучающихся в театральной студии развиваются такие профессионально значимые качества актеров, как эмоциональность в работе, эмоциональность в общении с людьми, чувствительность к вербальной экспрессии и прогноз последствий поведения. Данные о взаимосвязи между психологическими свойствами личностей учащихся в театральной студии и действующих актеров, полученные с помощью метода Стьюдента, указаны в табл. 2.

Профиль личности учащихся в театральной студии имеет больше достоверных различий, чем сходств с действующими актерами театра. В частности, будущим актерам театра стоит развивать такие качества, как:

— эргичность в работе;

— эргичность в общении с людьми;

— пластичность в работе;

— темп в работе.

При этом доминантное профессионально значимое свойство личности актеров «эмоциональность в общении с людьми» существенно не отличается от результатов, полученных на выборке обучающихся в театральном кружке.

Таблица 2

Показатели межгруппового различия психологических свойств личности обучающихся в театральной студии и действующих актеров [2]

Свойство темперамента Значение р* по методу Стьюдента

1. Эргичность в работе 0,00

2. Эргичность в общении с людьми 0,01

3. Пластичность в работе 0,02

4. Пластичность в общении с людьми 0,29

5. Темп в работе 0,00

6. Темп в общении с людьми 0,11

7. Эмоциональность в работе 0,85

8. Эмоциональность в общении с людьми 0,95

* Достоверно при р < 0,05.

Исходя из вышесказанного в процессе обучения будущих актеров стоит обращать внимание на развитие таких параметров, как эргичность в работе, эргичность в общении с людьми, пластичность в работе, темп в работе.

«Эргичность в работе» обеспечит будущим актерам высокий уровень активности, работоспособности и энергии. Для актера важно сохранять работоспособность долгое время, даже после продолжительной деятельности. Творческому человеку свойственна жажда деятельности, которая подталкивает к работе даже во время отдыха. Такие люди настойчивы в достижении своих целей, а также в поисках путей преодоления препятствий. Предпочитают работу, требующую полного напряжения сил и способностей.

Будущим актерам необходимо развивать такое качество, как «эргичность в общении с людьми». Актерам театра необходимо постоянное взаимодействие с людьми для поиска новых установок поведения. Они быстро и без затруднений устанавливают контакты с разными людьми. У обучающихся в театральной студии для успешной актерской деятельности необходимо развивать инициативность и социальную активность. Помимо этого, обучающимся необходимо уметь сохранять спокойствие, уверенность в себе при общении с разными людьми или в незнакомой компании. Для будущих деятелей театра важна способность к лидерству, и умение «вести за собой зал».

Актерам театра для профессиональной деятельности необходима легкость переключения внимания с одного вида деятельности на другой, это обеспечивает мобильность в театральной постановке. Из этого следует, что у обучающихся в театральной

студии необходимо развивать такой компонент, как «пластичность в работе». Чем больше показатель данного компонента, тем быстрее осуществляется переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой. Лицам с высокими значениями свойственно стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

По результатам исследования, действующие актеры театра имеют высокий показатель по параметру «темп в работе». Высокие значения указывают на хороший темп поведения, а также на высокую скорость выполнения заданий при осуществлении предметной деятельности. Таким людям свойственна моторно-двигательная быстрота, а кроме того, высокая психическая скорость при выполнении конкретных операций; именно это и необходимо развивать у будущих актеров театра.

Один из профессионально значимых параметров актерской деятельности — эмоциональность в общении с людьми. Это качество является доминирующим и хорошо развито как у действующих актеров, так и у обучающихся в театральной студии. Данные о средних величинах компонентов социального интеллекта учащихся МБУДО «Детско-юношеский центр города Челябинска» и действующих актеров, полученные с помощью вычисления среднего арифметического значения и стандартного отклонения, представлены в табл. 3.

Анализируя полученные данные, представленные в табл. 3, следует подчеркнуть, что показатели испытуемых первой группы заметно ниже, чем показатели второй. Это означает, что все компоненты социального интеллекта более развиты у действующих актеров театра. Отметим, что компонент социального интеллекта «прогноз последствий поведения» у обеих групп испытуемых имеет наиболее высокий результат, но у обучающихся в МБУДО

«Детско-юношеский центр города Челябинска» ниже, чем у актеров. Это говорит о том, что у будущих актеров необходимо формировать умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия, а также раскрывать правила нормо-ролевых моделей поведения, регулирующих общение в целом. Актеры театра, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации, могут предвосхищать поступки людей. Следовательно, будущим артистам на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского) следует приобретать опыт различных коммуникаций.

Компонент социального интеллекта «чувствительность к вербальной экспрессии» имеет достаточно высокий уровень у обеих групп испытуемых. Однако учащиеся детской школы искусств показали результат значительно ниже, чем профессиональные актеры. Это означает, что будущие актеры не всегда способны распознать различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера общения и контекста конкретной ситуации. Наряду с этим профессиональные актеры обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческого общения, что помогает им правильно понимать речевую экспрессию конкретных взаимоотношений. Для актера важно уметь находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях, профессионально важно иметь большой репертуар ролевого поведения.

При сравнении данных по двум группам становится очевидно, что компонент «чувствительность к невербальной экспрессии» выше у профессиональных актеров, чем у обучающихся в театральной студии. Это означает, что будущие актеры

Таблица 3

Сравнительная таблица средних величин компонентов социального интеллекта учащихся в детской театральной студии и действующих актеров

Компоненты социального интеллекта 1-я группа испытуемых (обучающиеся театральной студии) 2-я группа испытуемых (действующие актеры)

Среднее арифметическое значение Стандартное отклонение Среднее арифметическое значение Стандартное отклонение

1. Прогноз последствий поведения 7,39 1,92 10,33 2,57

2. Чувствительность к невербальной экспрессии 6,04 2,25 8,54 2,57

3. Чувствительность к вербальной экспрессии 7,57 2,43 10,00 1,35

4. Анализ межличностного взаимодействия 5,26 1,76 6,13 2,42

заметно менее способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их мимике, позам или жестам, в то время как актеры придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции в ходе коммуникации. Данный компонент, несомненно, важен актерам, так как читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными необходимо для понимания других людей, а также для выстраивания образа героя.

Любопытен тот факт, что результаты последнего субтеста «анализ межличностного взаимодействия» показали невысокий уровень сформированности данного компонента в обеих группах. Однако стоит отметить, что показатели выше у профессиональных актеров. Это означает, что действующие артисты лучше способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они лучше могут анализировать ситуации взаимодействия людей, а также понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации в результате воздействия различных факторов. Обратим внимание на то, что обучающиеся детско-юношеского центра хуже распознают причины определенного поведения людей. Путем логических умозаключений они затрудняются достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи взаимодействия, а кроме того, не могут предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем. Данные о достоверности различий между группой обучающихся в театральной студии и действующих актеров, полученные с помощью метода Стьюдента, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты о достоверности различий между группой обучающихся в театральной студии

и действующих актеров, полученные с помощью метода Стьюдента [2]

Компоненты социального интеллекта Значение р

1. Прогноз последствий поведения 0,00

2. Чувствительность к невербальной экспрессии 0,00

3. Чувствительность к вербальной экспрессии 0,00

4. Анализ межличностного взаимодействия 0,17

Анализируя данные, представленные в табл. 4, замечаем положительную динамику в развитии у обучающихся в детской театральной студии таких компонентов социального интеллекта, как:

— прогноз последствий поведения;

— чувствительность к невербальной экспрессии;

— чувствительность к вербальной экспрессии.

При этом доминантное профессионально значимое свойство личности актеров «анализ межличностного взаимодействия» существенно не отличается.

Отметим, что компонент социального интеллекта «прогноз последствий поведения» необходимо развивать у обучающихся в детской театральной студии, так как он является важным для актерской деятельности. Высокий уровень развития этого критерия дает возможность актеру глубже понимать эмоции и мотивы людей, чтобы передать полноту образа на сцене. Хороший актер способен предвидеть последствия поведения, а также может предвосхищать поступки людей на основе анализа различных коммуникаций. Для будущей профессии обучающимся в детской театральной студии необходимо умение ориентироваться в невербальных реакциях участников общения.

Обратим внимание на то, что у будущих актеров необходимо развивать компонент социального интеллекта «чувствительность к невербальной экспрессии». Актеры придают большое значение мимике, позам, жестам, то есть обращают много внимания на невербальные реакции людей. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других, правильно оценивать состояния, чувства и намерения людей по их невербальным проявлениям.

«Вербальная экспрессия» — еще один необходимый компонент для успешной актерской деятельности. Профессиональные актеры имеют большой репертуар ролевого поведения, поэтому способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками. Они обладают хорошей чувствительностью к большому спектру оттенков человеческих взаимоотношений. Это помогает правильно понимать речевую экспрессию в ходе общения.

Сравнивая психологические свойства личностей обучающихся в детской театральной студии и действующих актеров театра, мы сделали следующие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспользовавшись методом статистической проверки гипотезы, критерием Стьюдента, мы получили достоверность различий результатов компонентов методик «Опросник структуры темперамента» В. М. Русалова и теста «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда. Профиль личности учащихся в театральной студии имеет больше достоверных различий, чем сходств с действующими актерами те-

атра. В частности, будущим актерам театра стоит развивать такие качества, как:

— эргичность в работе;

— эргичность в общении с людьми;

— пластичность в работе;

— темп в работе.

Анализируя данные, мы заметили положительную динамику в развитии у обучающихся в детской театральной студии таких компонентов социального интеллекта, как: прогноз последствий поведения, чувствительность к невербальной экспрессии, чувствительность к вербальной экспрессии.

При этом доминантное профессионально значимое свойство личности актеров «анализ межличностного взаимодействия» значимо не различается.

В процессе обучения будущих актеров стоит обращать внимание на развитие таких компонентов, как: эргичность в работе, эргичность в общении с людьми, пластичность в работе, темп в работе, прогноз последствий поведения, чувствительность к невербальной экспрессии, чувствительность к вербальной экспрессии.

Таким образом, у обучающихся в театральной студии развиваются такие профессионально зна-

чимые качества действующих актеров, как: эмоциональность в работе, эмоциональность в общении с людьми, чувствительность к вербальной экспрессии и прогноз последствий поведения, — что полностью подтвердило гипотезу.

Результаты обследования свойств темперамента и особенностей социального интеллекта действующих актеров театра позволили провести сравнительный анализ личностных профилей начинающих и действующих актеров. Материалы проведенного исследования могут быть использованы в работе преподавателя актерского мастерства, а также педагога-психолога в процессе предпрофессиональной подготовки обучающихся в условиях театральной студии.

Учитывая, что главным инструментом профессии актера является он сам, необходимо изучение как его личности, так и театральной среды в целом. Исследования социально-психологических особенностей людей, выбирающих данную профессию, необходимы для совершенствования системы подготовки актеров и структуры постановочного процесса.

Список литературы

1. Батаршев, А. Практическая психология. Диагностика профессионально важных качеств / А. Батар-шев, И. Алексеева, Е. Майорова. — СПб. : Питер, 2007. — 192 с.

2. Быструшкина, Н. Г. Математические методы в психологии / Н. Г. Быструшкина. — Челябинск : Изд-во ЧФ УРАО, 2014. — 72 с.

3. Все о психологии. Тест Гилфорда «Социальный интеллект». Теоретические основы [Электронный ресурс]. — URL: https://www.pcyhologia.ru/test-gilforda.html.

4. Использование методики социального интеллекта в практике профконсультирования : метод. пособие [Электронный ресурс] // Единое окно доступа к информационным ресурсам. — URL: http://window. edu.ru/catalog/pdf2txt/264/50264/24612.

5. Интеллектуальный клуб 4Brain. Урок 2. Главные качества хорошего актера [Электронный ресурс]. — URL: https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/kachestva.php.

6. Тест «Социальный интеллект» Гилфорда [Электронный ресурс] // Психологические тесты онлайн. — URL: https://psytests.org/iq/guilford/guilford.html.

7. Опросник структуры темперамента. В. М. Русалов (ОСТ) // Тестотека: психологические тесты, диагностические методики, опросники, анкеты [Электронный ресурс]. — URL: http://testoteka.narod.ru/ lichn/1/10.html.

Сведения об авторах

Макеева Анна Юрьевна — актриса театра «Золотой ключик» города Челябинска, Челябинск, Россия. nusha_7494@mail.ru

Васильева Татьяна Иосифовна — кандидат психологических наук, педагог-психолог МБУДО «Детско-юношеский центр города Челябинска», Челябинск, Россия. vti_01@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2019. № 3—4 (7—8). P. 49—56.

COMPARISON OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES FOR A FUTURE AND CURRENT ACTOR

A. Yu. Makeeva

"Golden Key" Theatre, Chelyabinsk, Russia. nusha_7494@mail.ru

T.I. Vasilyeva

Municipal Budgetary Institution for Supplementary Education "Children and Youth Centre of Chelyabinsk",

Chelyabinsk, Russia. vti_01@mail.ru

In the course of the study, the following were established: the specificity of individual personality traits of students in a children's theater studio; the degree of their intergroup differences with the current actors of the theater. Comparison of professionally significant qualities of the personality of the future and the current actor is interdisciplinary in nature, is relevant both for theatrical pedagogy, the system of additional education, and for a number of psychological sciences.

Keywords: professional activity, professionally important qualities of an actor's personality.

References

1. Batarshev A., Alekseeva I., Mayorova E. Practical Psychology. Diagnostics of professionally important qualities. St. Petersburg, Peter, 2007. 192 p. (In Russ.).

2. Bystrushkina N.G. Mathematical methods in psychology. Chelyabinsk, 2014. 72 p. (In Russ.).

3. All about psychology. Guildford's Social Intelligence Test. Theoretical Foundations. Available at: https:// www.pcyhologia.ru/test-gilforda.html (In Russ.).

4. Using the methodology of social intelligence in the practice of career counseling: a Toolkit. A single window of access to information resources. Available at: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/264/50264/24612 (In Russ.).

5. Intellectual club 4Brain. Lesson 2. The main qualities of a good actor. Available at: https://4brain.ru/ akterskoe-masterstvo/kachestva.php (In Russ.).

6. Guildford's Social Intelligence Test. Psychological tests online. Available at: https://psytests.org/iq/guil-ford/guilford.html (In Russ.).

7. Questionnaire of the structure of temperament. V.M. Rusalov (OST). Test library: psychological tests, diagnostic techniques, questionnaires, questionnaires. Available at: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/10.html (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.