Научная статья на тему 'СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ АКТЕРА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ'

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ АКТЕРА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА АКТЕРОВ / ОБУЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF ACTORS / TEACHING TEENAGERS / THE SPECIFICS OF TRAINING IN A THEATER STUDIO

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быструшкина Наталья Геннадьевна, Макеева Анна Юрьевна, Васильева Татьяна Иосифовна

Исследование социально-психологических и профессиональных свойств личности будущих актеров является актуальным как для психологических наук, так и для театральной педагогики. Профессия актера предусматривает глубокий, многогранный профессиональный тип личности. Если обучающиеся детской театральной студии обладают определенными индивидуально-психологическими особенностями, которые отвечают требованиям театральной деятельности, то это означает, что в структуре их личности имеются предпосылки для освоения данного вида профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быструшкина Наталья Геннадьевна, Макеева Анна Юрьевна, Васильева Татьяна Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE ACTOR AT TRAINING STUDENTS

The study of the socio-psychological and professional properties of the personality of future actors is relevant for both the psychological sciences and theatrical pedagogy. The profession of an actor provides for a deep, multifaceted professional type of personality. If students of a children’s theater studio have certain individual psychological characteristics that meet the requirements of theatrical activity, this means that in the structure of their personality there are prerequisites for the development of this type of professional activity.

Текст научной работы на тему «СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ АКТЕРА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ»

ОБМЕН ОПЫТОМ EXCHANGE OF EXPERIENCE

Вестник Челябинского государственного университета.

Образование и здравоохранение. 2019. № 1—2 (5—6). С. 38—43.

УДК 159.923: 159.9:62

ББК 88.37+88.41

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ АКТЕРА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

Н. Г. Быструшкина, А. Ю. Макеева2, Т. И. Васильева3

1 Южно-Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ,

Челябинск, Россия

2 Театр «Золотой ключик», Челябинск, Россия 3 Детско-юношеский центр Челябинска, Челябинск, Россия

Исследование социально-психологических и профессиональных свойств личности будущих актеров является актуальным как для психологических наук, так и для театральной педагогики. Профессия актера предусматривает глубокий, многогранный профессиональный тип личности. Если обучающиеся детской театральной студии обладают определенными индивидуально-психологическими особенностями, которые отвечают требованиям театральной деятельности, то это означает, что в структуре их личности имеются предпосылки для освоения данного вида профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессионально важные качества актеров, обучение подростков, специфика обучения в театральной студии.

Исследование личностных характеристик актера может стать основой для дальнейшего изучения и модернизации театральной среды в целом, в том числе благодаря целенаправленному формированию профессионально важных качеств личности у детей, занимающихся в театральной студии. Исследования социально-психологических особенностей людей, выбирающих данную профессию, необходимы для совершенствования системы подготовки актеров и структуры постановочного процесса в целом.

Психологические аспекты творчества и личности актера в большей степени изучаются в работах деятелей театра: актеров, театральных педагогов, театроведов, а также режиссеров. Предметом изучения театра как искусства является познание человека, при этом актерская деятельность есть модель жизнедеятельности личности, включающая в себя различные аспекты: общение, познание, игра, труд. Эти понятия, но только в качестве основных видов деятельности, рассматривает и психология.

Поскольку методы и средства подготовки деятелей театра и прежде всего актеров должны соответствовать тенденциям развития современной педагогики и психологии, фокусом нашего внимания стало изучение степени сформирован-

ности профессионально важных качеств личности актеров, занимающихся в театральной студии.

К рассмотрению психологических особенностей личности актера в отечественных и зарубежных исследованиях подходили такие ученые, как Б. Г. Ананьев, Е. Гротовский, Л. С. Выготский, К. С. Станиславский, Д. Дидро, Т. В. Пахомова, Ж.-Л. Барро, Е. Я. Басин и др. Однако стоит отметить, что проблема идентичности актерской личности до сих пор не раскрыта полностью. Исследования социально-психологических особенностей людей, выбирающих профессию актера, необходимы для совершенствования системы подготовки актеров и структуры постановочного процесса в целом.

В ходе анализа научной литературы по данной теме были выявлены профессионально значимые личностные качества актеров, такие как: развитое внимание, эмоциональность и эмоциональная память, ораторские способности, воображение и способность мыслить творчески, коммуникабельность, трудолюбие, пластичность в работе, развитая вербальная и невербальная экспрессия. Необходимо отметить, что для успешной актерской деятельности важна способность к наблюдательности, а также умение фокусировать и переключать внимание в рамках сцены. Следующим характерным

профессиональным качеством актеров является «сценическое внимание», оно включает в себя способность избирательно направлять восприятие и внимание по ходу театрализованного представления.

Эмоциональная память и эмоции — это одни из ведущих качеств профессии актера. Эмоциональная память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить различные чувства и эмоции. Спектакль приобретает художественную завершенность, в том числе когда актерская игра качественно передает эмоции и внутренний мир персонажа. Именно поэтому актер стремится развивать память не только для заучивания сценариев, но и для того, чтобы запоминать и воссоздавать чувства и эмоции героя. Для этого и необходима «эмоциональная память».

Следующим важным качеством актера выступают ораторские навыки. Вне сомнений, всем актерам важно уметь выступать перед публикой, доносить смысл слов героя, вербальными и невербальными деталями передавать суть повествования. Сценическая речь прежде всего является профессиональным средством выразительности актера. Безусловно, для того чтобы успешно вжиться в роль, передать внутренний мир героя, каждому актеру необходимы развитое воображение и творческие способности. Творческий рост актера происходит постоянно, качества и навыки оттачиваются и прогрессируют от спектакля к спектаклю, от роли к роли. Каждое действие в спектакле обогащает эмоциональный багаж, профессионально развивает артиста. Освоение актерского мастерства начинается с тщательной, непрерывной работы над собой. Эта работа включает в себя, во-первых, непрерывное развитие профессионально важных качеств, а во-вторых, репетиции, постоянные тренировки и освоение приемов актерской игры.

Стоит обратить внимание на один из главных вопросов: насколько и как должны быть развиты определенные профессионально значимые качества и способности, чтобы обеспечить успех в актерском искусстве и в театре в целом. При изучении важно не упускать все своеобразие психологии актера. Творчество актера, на наш взгляд, является не только конкретным сочетанием необходимых психологических особенностей, но и своеобразным творчеством психофизиологических состояний личности. На самом деле любая деятельность предъявляет определенные требования к исполнителю, его психическим процессам, а также к скорости реакций, работе анализаторов, свойствам

личности. Если обучающиеся в детской театральной студии обладают определенными индивидуально-психологическими особенностями, которые отвечают требованиям театральной деятельности, то это означает, что они способны к освоению данного вида профессиональной деятельности.

Творческое пространство театра рождает живую фантазию, яркое воображение. Кроме того, театр и актерское мастерство во многом определяют систему убеждений человека, обеспечивают нравственное развитие, раскрывают творческие способности, подчеркивая индивидуальность каждого. Подростки уже способны распознавать разнообразные эмоции людей, в то время как занятия в театральной студии учат их устанавливать взаимосвязи между эмоциями и соответствующими событиями. Кроме навыка устанавливать причинно-следственные связи, обучающиеся театральной студии начинают осознавать, что одни и те же ситуации могут вызывать различные эмоциональные реакции у разных людей. Благодаря этому значительно расширяется палитра выразительных средств для более точной передачи эмоционально -го состояния персонажа и его внутреннего мира. Театральная среда является не только платформой для развития таланта подростка, но это еще и живое общение с партнерами, руководителем и зрителями. Содержательное и эмоционально насыщенное общение подростка со сверстниками и взрослыми в пределах театра создает благоприятную, располагающую почву для развития у обучающихся умения слышать и прислушиваться. Это касается не только внешней среды, но и внутренней, так как актерское искусство учит понимать и осознавать свое эмоциональное состояние и даже предвидеть его.

По мнению Л. С. Выготского, ценность детского творчества необходимо видеть в процессе, а не в результате. Занятия в театральном кружке являются яркой, заразительной, эмоционально насыщенной средой, где весь процесс репетиции и создания целостного спектакля влияет на формирование мировоззрения подростка. Это объективно выступает прекрасной почвой для многостороннего формирования личности подростка. В ходе театрализованного действия на сцене будущие актеры должны самостоятельно, целенаправленно управлять не только своими действиями по сценарию, но и психическими процессами, такими как внимание, восприятие, память и др. По мнению некоторых ученых, между волевой и эмоциональной сферами личности существует

тесная взаимосвязь. Чувства и эмоции влияют на волевую регуляцию поведения, это проявляется как переживание успеха или неудачи, тем самым угнетая волевые усилия. Праздничная атмосфера театральных студий способствует волевой мобилизации подростка.

Во время спектакля будущие актеры действуют самостоятельно, для этого необходима высокая концентрация внимания и эмоциональная память. После успешного завершения спектакля радость от достижения цели проецируется подростком на дальнейшее целенаправленное поведение. Таким образом, обучающиеся в детской театральной студии становятся более организованными на репетициях, возрастает мотивация двигаться вперед. Подростки, участвующие в постановках, постоянно вступают в коммуникативные связи, они обмениваются информацией со сверстниками и руководителем, учатся координировать свои действия. Все это способствует созданию коллектива, взаимодействию и сотрудничеству как внутри творческой среды, так и за ее пределами. Очевидно, что все это становится возможным только при условии постоянной, непрерывной и грамотной поддержки со стороны педагогов и родителей. Подростки не просто добиваются позитивного внимания со стороны взрослых, а стремятся к взаимопониманию и даже сотрудничеству со старшими и сверстниками.

По мнению известного польского режиссера, педагога и теоретика Ежи Гротовского, театр представляет собой способ и средство самопознания актера и передачи опыта зрителю. В процессе обучения у актеров студии развиваются такие профессионально значимые качества, как «эмоциональность в работе», «эмоциональность в общении с людьми», «чувствительность к вербальной экспрессии» и «прогноз последствий поведения», а также возрастают впечатлительность и сопереживание, развивается чувствительность к социальным воздействиям, возрастает эмоциональная неустойчивость.

Приступая к исследованию, мы сформулировали гипотезу: у обучающихся театральной студии развиваются такие профессионально значимые качества актеров, как эмоциональность в работе, эмоциональность в общении с людьми, чувствительность к вербальной экспрессии и прогноз последствий поведения.

В исследовании психологических свойств личности приняли участие 23 обучающихся детской театральной студии «Балаганчик» под руководством преподавателя актерского мастерства

Ольги Витальевны Патраковой (возраст испытуемых — от 11 до 13 лет).

Для выявления профессионально значимых качеств у испытуемых были выбраны две методики: «Опросник структуры темперамента», разработанный В. М. Русаловым; тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда (русскоязычная адаптация выполнена Е. С. Михайловой на основе французской адаптации 1977 г.).

Результаты исследования структуры темперамента обучающихся театральной студии, полученные с помощью тестирования «Опросник структуры темперамента» В. М. Русалова, показали следующее:

1) у учащихся МБУДО «ДЮЦ» ярко выражена эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере, что свидетельствует о высокой уязвимости к неудачам в общении, чувствительности к оценкам окружающих, неуверенности в себе, тревожности (такие данные можно объяснить тем, что некоторые особенности эмоциональных реакций подросткового возраста обусловлены гормональными и физиологическими процессами; кроме того, эмоциональная сфера зависит от различных социальных факторов и условий воспитания);

2) наименее выражены такие параметры, как «предметная энергичность» или «эргичность в работе» (низкий уровень данного свойства указывает на пассивность, отсутствие желания умственного напряжения, а также на небольшой уровень тонуса и активации, отсутствие вовлеченности в процесс деятельности);

3) высокий уровень обнаружен в шкале «Эмоциональность в работе», что указывает на высокую чувствительность к ситуациям, содержащим затруднения (такая эмоциональность выражается в высокой чувствительности к расхождениям между задуманным и ожидаемым, планируемыми и полученными результатами; многим подросткам свойственны тревога и высокое беспокойство по поводу различных поручений);

4) средние показатели по данным «пластичность в работе» и «пластичность в общении с людьми», выявленные в ходе исследования, указывают на затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, относительно медленный переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой (у обучающихся в театральной студии обнаружены трудности в подборе форм социального взаимодействия, уровень готовности к вступлению в социальные контакты — невысокий);

5) данные параметров «темп в работе» и «темп в общении с людьми» можно отнести к средним показателям (у данной группы испытуемых наблюдается замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций).

Учитывая среднегрупповую величину по каждому параметру [1], определены доминирующие компоненты темперамента обучающихся:

— «эмоциональность в общении с людьми» — 8,22 балла (о = 2,00);

— «эмоциональность в работе» — 7,61 балла (о = 2,71);

— «пластичность в общении с людьми» — 6,09 балла (о = 1,28).

Основные результаты процентного соотношения уровней свойств темперамента обучающихся в детской театральной студии:

1) по многим компонентам (6 из 8) у испытуемых выявлено преобладание среднего уровня сформированности структуры темперамента («пластичность в общении с людьми» — у 95,65 %; «темп в общении с людьми» — 65,22 %; «эмоциональность в работе и общении с людьми», «эр-гичность в общении с людьми» — 60,87 %; «темп в работе» — 52,17 %), что свидетельствует, с одной стороны, о стремлении обучающихся к расширению коммуникативных программ, а с другой — об избирательности в установлении социальных контактов (данная группа испытуемых способна легко находить общий язык с теми, кто хорошо знаком или с кем совпадают интересы, однако общение с малознакомыми людьми может вызвать напряжение, смущение, а также неуверенность; лидерские качества проявляются только в хорошо знакомых компаниях, а в незнакомой обстановке испытуемые предпочитают оставаться в тени), кроме того, у будущих актеров при невысоком темпе поведения обнаружена высокая психическая скорость выполнения конкретных заданий (мотор-но-двигательная быстрота), проявляющаяся при осуществлении предметной деятельности;

2) низкому показателю на момент проведения эмпирического исследования соответствуют компоненты: «эргичность в работе» и «пластичность в работе» (69,57 % и 52,17 % соответственно), что, во-первых, свидетельствует о пассивности и низком жизненном тонусе испытуемых, недостаточно сильно выраженном стремлении к физической или умственной деятельности (часто невысокие результаты связаны с отсутствием способности быстро включаться в работу, а также долго сохранять высокий рабочий темп; отметим, что восстановление

после длительного и напряженного труда у группы испытуемых протекает небыстро), во-вторых, будущие актеры имеют склонность к монотонной работе, предпочитают консервативные формы деятельности, испытывают определенную боязнь и избегание разнообразных форм поведения.

Данные о средней величине компонентов социального интеллекта у учащихся театральной студии, полученные с помощью теста «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда, свидетельствуют о следующем: у учащихся детской театральной студии обнаружены высокие показатели по компонентам «чувствительность к вербальной экспрессии» — 7,57 балла (о = 2,43), «прогноз последствий поведения» — 7,39 балла (о = 1,92).

Высокий результат по шкале «чувствительность к вербальной экспрессии» означает, что обучающиеся имеют высокий уровень восприимчивости к характеру и особенностям человеческих взаимоотношений. Это можно объяснить тем, что будущие актеры учатся и осваивают навык соответствующего общения с различными собеседниками в разных ситуациях и, как следствие, обретают большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность). Данные свойства помогают будущим артистам быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте данной ситуации, конкретных взаимоотношений.

Высокий показатель по шкале «прогноз последствий поведения» говорит о том, что обучающиеся умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предугадывать последующие поступки людей на основе анализа реальных примеров общения, предсказывать действия и намерения участников коммуникации, опираясь на понимание их чувств и мыслей. Это можно объяснить тем, что в ходе подготовки актеры учатся выстраивать свою стратегию поведения для достижения поставленной цели.

В ходе исследование обнаружено, что наименее выражен компонент социального интеллекта «анализ межличностного взаимодействия» — 5,26 балла (о = 1,76). Лица с невысокими показателями по данному субтесту испытывают трудности в анализе обстоятельств межличностного взаимодействия и, как следствие, часто плохо адаптируются к различным взаимоотношениям между людьми. Важно отметить, что субтест «Истории с дополнением» считается наиболее информативным и комплексным по своему факторному весу в структуре социального интеллекта.

Анализируя эмпирические данные, хотелось бы отметить, что компонент «чувствительность к невербальной экспрессии» имеет средний показатель значений — 6,04 балла (о = 2,25). Невысокие параметры объясняются тем, что в процессе общения будущие актеры в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений, вероятно, вследствие нехватки жизненного опыта. Испытуемые с низкими оценками по данному субтесту плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов. К тому же они могут допускать ошибки в интерпретации смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.

Таким образом, учитывая среднюю групповую величину по каждому параметру социального интеллекта, можно определить доминирующие компоненты у учащихся в театральной студии:

1) «чувствительность к вербальной экспрессии» — 7,57 балла (о = 2,43);

2) «прогноз последствий поведения» — 7,39 балла (о = 1,92).

Данные о процентном соотношении уровней сформированности компонентов социального интеллекта, полученные с помощью теста «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда, указаны в таблице ниже. Анализируя данные из таблицы, хотелось бы обратить внимание на то, что больший процент сформированности компонентов социального интеллекта у обучающихся детско-юношеского центра находится на среднем уровне. Вместе с тем следует отметить, что высокий уровень чаще встречается у таких компонентов социального интеллекта, как прогноз последствий поведения и чувствительность к вербальной экспрессии, а низкий — чувствительность к невербальной экспрессии и анализ межличностного взаимодействия.

Изучив психологические особенности свойств личности у обучающихся в детской театральной студии «Балаганчик», мы сделали следующие вы-

воды: у учащихся МБУДО «Детско-юношеский центр Челябинска» больше всего выражен компонент структуры темперамента «эмоциональность в общении с людьми». Эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере говорит об уязвимости к неудачам в общении, а также о тревожности учащихся и неуверенности в себе. Это можно объяснить особенностями эмоциональных реакций подростков, обусловленных кризисным периодом. Но хотелось бы отметить, что актерам свойственна высокая эмоциональность. Помимо этого, у подростков наблюдаются высокие показатели компонента «Эмоциональность в работе», что говорит о высокой чувствительности к неудачам. Отметим, что также у обучающихся выявлены средние показатели такого свойства темперамента, как «пластичность в общении с людьми». При этом у данной группы испытуемых прослеживаются затруднения переключения с одного вида деятельности на другой.

Анализируя данные, можно указать на положительную динамику в развитии у обучающихся в детской театральной студии таких компонентов социального интеллекта, как: прогноз последствий поведения; чувствительность к невербальной экспрессии; чувствительность к вербальной экспрессии.

Таким образом, гипотеза: у обучающихся в театральной студии развиваются такие профессионально значимые качества актеров, как эмоциональность в работе, эмоциональность в общении с людьми, чувствительность к вербальной экспрессии и прогноз последствий поведения, подтвердилась.

Материалы исследования могут быть использованы в работе преподавателей актерского мастерства, а также педагога-психолога в процессе подготовки обучающихся в театральной студии. Будущим актерам театра в дальнейшем стоит развивать такие качества, как: эргичность в работе; эргичность в общении с людьми; пластичность в работе; темп в работе, что отражено в образова-

Процентное соотношение уровней сформированности компонентов социального интеллекта у обучающихся в детской театральной студии

Компонент социального интеллекта Уровень

Высокий Средний Низкий

1. Прогноз последствий поведения 26,09 56,52 17,39

2. Чувствительность к невербальной экспрессии 4,35 52,17 43,48

3. Чувствительность к вербальной экспрессии 26,09 56,52 17,39

4. Анализ межличностного взаимодействия 4,35 56,52 39,13

тельной программе дополнительного образования О. В. Патраковой.

Необходимо подчеркнуть, что исследование личностных характеристик действующих актеров может стать основой для дальнейшего изучения

и модернизации театральной среды в целом, а также процесса подготовки будущих актеров, в том числе благодаря целенаправленному формированию профессионально важных качеств личности у детей, занимающихся в театральной студии.

Список литературы

1. Быструшкина, Н. Г. Математические методы в психологии / Н. Г. Быструшкина. — Челябинск : Изд-во ЧФ УРАО, 2014. — 72 с.

2. Рогов, Е. И. Выбор профессии: становление профессионала / Е. И. Рогов. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 336 с.

Сведения об авторах

Быструшкина Наталья Геннадьевна — кандидат психологических наук, доцент Южно-Уральского медицинского университета Министерства здравоохранения РФ, Челябинск, Россия. psynb@mail.ru

Макеева Анна Юрьевна — актриса театра «Золотой ключик» города Челябинска, Челябинск, Россия. nusha_74_94@mail.ru

Васильева Татьяна Иосифовна — кандидат психологических наук, педагог-психолог МБУДО «Детско-юношеский центр Челябинска», Челябинск, Россия. vti_01@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2019. № 1—2 (5—6). P. 38—43.

FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE ACTOR AT TRAINING STUDENTS

N.G. Bystrushkina

South Ural State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Chelyabinsk, Russia. psynb@mail.ru

A. Yu. Makeeva

"Golden Key" Theatre, Chelyabinsk, Russia. nusha_7494@mail.ru

T.I. Vasilyeva

Municipal Budgetary Institution for Supplementary Education "Children and Youth Centre of Chelyabinsk",

Chelyabinsk, Russia. vti_01@mail.ru

The study of the socio-psychological and professional properties of the personality of future actors is relevant for both the psychological sciences and theatrical pedagogy. The profession of an actor provides for a deep, multifaceted professional type of personality. If students of a children's theater studio have certain individual psychological characteristics that meet the requirements of theatrical activity, this means that in the structure of their personality there are prerequisites for the development of this type of professional activity.

Keywords: professionally important qualities of actors, teaching teenagers, the specifics of training in a theater studio.

References

1. Bystrushkina N.G. Mathematical methods in psychology. Chelyabinsk, 2014. 72 p. (In Russ.).

2. Rogov E.I. The choice ofprofession: the formation of a professional. Moscow, VLADOS-PRESS, 2003. 336 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.