связанной с такими чертами, как уровень романтизма и наивности [5].
Любовь в описании А. Маслоу резко отличается от тех феноменов, которые наблюдают, используя то же название, другие исследователи. Так, с его точки зрения и по его данным, удовлетворенность психологической и сексуальной стороной отношений у членов пары с годами не уменьшается, как обычно, а увеличивается. Вообще, увеличение срока знакомства партнеров оказывается связанным с ростом удовлетворенности. Партнеры испытывают постоянный и растущий интерес друг к другу, заинтересованность в делах друг друга и т. д. Они очень хорошо знают друг друга, в их отношениях практически нет элементов искажения восприятия, свойственного романтической любви. Им удается сочетать трезвую оценку другого, осознание его недостатков с полным принятием его таким, какой он есть, что и является основным фактором, обеспечивающим психологический комфорт. Они часто любили и оказались влюблены в момент обследования. Они не стесняются своих чувств, но в то же время сравнительно редко употребляют слово любовь для характеристики отношений (по-видимому, это связано с высокими критериями в межличностных отношениях).
Все это характерно для человека эмоционально устойчивого, зрелого, стремящегося к саморазвитию и созданию эмоционально близких отношений, обладающего собственными взглядами на жизнь, т.е. для личности эмоционально зрелой.
Т.е., мы приходим к выводу, что «эмоциональная зрелость» и «любовь» - это понятия взаимосвязанные и взаимозависимые. Любовь не может носить конструктивный характер без достаточного уровня развития эмоциональной зрелости личности.
Данные ряда исследований подтверждают этот факт. Так, установлено, что эмоционально менее зрелые люди (а это, чаще всего, дети и молодежь) склонны испытывать привязанность к окружающим в формате более потребительского отношения («Я люблю маму, потому что она ко мне добра»), а люди эмоционально состоявшиеся (обычно это испытуемые в возрасте от 40 лет и выше) - описывая характер своей любви чаще использовали термины «заботиться», «оберегать», «быть рядом» и т.п.
Таким образом, можно утверждать, что до любви «нужно дорасти» в прямом и переносном смысле, и истинное значение этого чувства доступно только тогда, когда человек выходит на определенный уровень сознания и бытия.
Список литературы
1 ГозманА.Я. Психология эмоциональных отношений. М.:
Просвещение, 1987.
2 Измайлов Ч.А., Черноризов A.M. Психофизиологические
основы эмоций. М.: Эксмо, 2004.
3 Личность и проблемы развития / под. ред. Е. Чудиной.
М.: Изд-во ИПРАН, 2003.
4 Основы психологии семьи и семейного консультирова-
ния: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /
под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Изд-во ВЛАДОС
ПРЕСС, 2004.
5 Роджерс К. Становление личности. М., 2001.
6 Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.:
Питер, 2002.
7 Свирепо О. А, Туманова О. С. Образ, символ, метафора в
современной психотерапии. М., 2004.
УДК 316.6; 37.015.3 Р.В. Овчарова
Курганский государственный университет
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА СУБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ
Аннотация. Индивидуально-типологические особенности типов субъектов восприятия у сотрудников пограничной службы.
Ключевые слова: восприятие человека человеком, типы восприятия в процессе идентификации личности.
R.V. Ovcharova Kurgan state university
DIFFERENTIAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY IDENTIFICATION RESULTS DEPENDING ON THE TYPE OF THE SUBJECT OF PERCEPTION
Annotation. Individual typological characteristics of the types of subjects of perception, with border guards being the study subjects.
Key words: the perception of the human by the human, types of perception in the process of identification of the personality.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
- для сотрудников пограничной службы особое значение имеет восприятие внешности человека. Так, внешность является ключевым параметром идентификации человека;
- восприятие внешности человека является ключевым психическим процессом, благодаря которому происходит идентификация личности человека по его внешнему виду и документам;
- в условиях ограниченного времени, которое отведено на идентификацию человека на контрольно-пропускных пунктах, быстрое и точное опознание личности является одним из показателей общего про-
фессионализма сотрудника пограничной службы;
- в условиях возрастающего количества нелегальных мигрантов, а также возрастающей террористической угрозы и иных видов преступности быстрая и точная идентификация личности человека является одной из основ государственной безопасности.
Проблема зрительного восприятия и восприятия человека подробно изучена в работах A.A. Бодале-ва, Л.А. Вайнштейна, Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.В. Ка-зариновой, В.Н. Кунициной, В.М. Погольши, М.Ю. Коноваленко, В.А. Лабунской, А.Д. Логвинен-ко и др. Однако результаты данных исследований невозможно экстраполировать на сотрудников пограничной службы.
Теоретико-методологической основой исследования являются теория восприятия человека человеком А.А.Бодалева и концепция восприятия экспрессивного поведения человека В.А. Лабунской. Оно базируется на принципах системного подхода (Б.Ф. Ломов) и единства внутреннего и внешнего (С.Л. Рубинштейн).
Внешность есть совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению. К анатомическим признакам относятся скелетно-мы-шечная структура лица и тела; к функциональным -различного рода выразительные движения человеческого лица и тела (мимика, пантомимика, голос, речь); к социальным - элементы оформления внешности в виде одежды, косметики, украшений. Важнейшим компонентом в структуре внешнего облика является лицо [4].
Познание личности на основании ее внешности осуществляется с помощью следующих способов:
- аналитический - каждый из элементов внешности связывается с конкретными психологическими свойствами личности;
- эмоциональный - качество личности определяется в зависимости от эстетической привлекательности ее внешности;
- перцептивно-ассоциативный - субъекту причисляются качества другого, внешне похожего на него человека;
- социально-ассоциативный - человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия его внешности [5].
Восприятие человека сотрудником пограничной службы зависит от многих факторов - индивидуальных особенностей сотрудника, физического и эмоционального состояния. Один и тот же человек разными сотрудниками может быть описан по-разному. Этот феномен определяется такой особенностью восприятия внешности, как избирательность. В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия, интереса, опыта, люди обращают свое внимание на одни предметы и упускают другие. В некоторых случаях оказывается так, что, как правило, они обращают свое внимание на ненужные (второстепенные) предметы и упускают из вида нужные (ключевые).
Цвет волос, цвет глаз и рост собеседника являются наиболее значимыми основными отличительными элементами внешнего облика человека. Не менее важными чертами, характеризующими внешность, также являются общий контур тела и форма лица воспринимаемого человека. Их роль как опознавательных признаков в процессе восприятия человека человеком велика. Но тем не менее они выделяются не в первую очередь.
Из особенностей, определяющих экспрессию воспринимаемого человека, более всего выделяют мимику (выражение лица, глаз), реже отмечается типичная для человека поза, еще реже - другие особенности поведения. В психологии межличностного общения в отличие от основных элементов, которые характеризуют облик человека или оформление внешности, особенности поведения, включаются часто по памяти [2].
Следует учитывать, что в профессиональной деятельности существуют эффекты, которые искажают восприятие человека человеком:
- эффект первичности (мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию);
- эффект ореола (означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности: если общее впечатление благоприятное, то положительные качества человека переоцениваются, а отрицательные - либо затушевываются, либо как-то оправдываются);
- эффект последовательности (состоит в том, что на суждение о незнакомом человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем);
- эффект проекции (неосознаваемая тенденция переносить нежелательные для себя качества и свойства на другого человека);
- эффект снисходительности (излишняя некритичность при оценке другого человека);
- эффект предварительной информации (предварительная информация автоматически формирует установку на поиск, восприятие во внешних данных и поведении человека того, что подтверждает имеющуюся информацию, полученную от других лиц или из документов);
- эффект бумеранга (люди обычно подсознательно оказывают противодействие любому сильному давлению извне) [1].
Как правило, у сотрудника пограничной службы не так много времени для идентификации и восприятия внешности человека, поэтому большое значение имеет первое впечатление.
А. А. Бодалев рассматривает первое впечатление как сложный психологический феномен, в котором соединяются чувственный, логический и эмоциональный компоненты, присутствует эмоциональное отношение, а также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. В книге «Восприятие и понимание человека человеком» [2]
заключительная глава посвящена закономерностям формирования первого впечатления и факторам, повышающим его точность (до сих пор описание A.A. Бодалевым данного феномена считается наиболее полным и глубоким) [2].
К восприятию внешности также можно отнести и невербальные признаки. B.A. Лабунская определяет невербальное поведение личности как социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация [3].
B.A. Лабунская отмечает, что в рамках психологии социального познания, межличностного восприятия и понимания уделяется особое внимание определению роли различных компонентов в экспрессии человека в формировании представлений о нем. Из концепции B.A. Лабунской следует, что на стадии первого впечатления человек создает самый обобщенный образ другого человека, выражающийся в наиболее простых характеристиках [3].
Внешность человека активно изучается в криминологии, так как опознание преступника по внешнему облику является древнейшим и первым методом получения криминалистически значимой информации. Этот метод остается актуальным до наших дней, поэтому сотруднику пограничных органов, которые относятся к структуре охраны правопорядка и безопасности, необходимо обладать навыками идентификации человека по внешности.
В криминологии к элементам внешности относятся:
1 Aнатомические элементы - это отдельные анатомические органы и области в целом и их части (голова, туловище, лицо, лоб, подбородок и др.).
2 Функциональные элементы - это элементы, заметные при наблюдении: общая манера держать себя, поза (в том числе осанка), походка, мимика и артикуляция, жестикуляция, бытовые привычки и специальные навыки.
3 Сопутствующие, или косвенные элементы -это предметы одежды, головные уборы, платье, обувь, различные носильные вещи: портфели, зонты, украшения, значки и т.д.
Цель исследования: выявить особенности восприятия внешнего облика человека у сотрудников пограничной службы.
Предмет исследования: индивидуально-типологические характеристики восприятия внешнего облика человека у сотрудников пограничной службы.
В исследовании приняли участие 60 сотрудников пограничной службы, мужчины и женщины, возраст испытуемых - 24-43 года. Образование: среднее специальное, высшее.
Методики исследования: опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФД-СИ) В.М. Русалова, тест РБ. Кеттелла (16PF - оп-
росник), опросник ДМО Т. Лири, экспериментальное исследование восприятия внешности по фотографии, видео и словесному портрету (программно-аппаратный комплекс обучения восприятию «Персона»).
Результаты. Сотрудники испытуемой группы имеют склонность к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности в общении. У них развито абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстро обучаются. Эмоционально устойчивы, стабильны, самостоятельны, независимы, настойчивы, склонны к доминированию. Также выражена склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций. Им присущи добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость, развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели.
Можно также отметить смелость, предприимчивость, активность; эти люди готовы к риску, имеется способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. Они несентиментальны, самоуверенны, суровы, рассудочны, гибки в суждениях, практичны, иногда наблюдается некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность.
Испытуемые характеризуются осторожностью, настороженностью по отношению к людям; склонностью к ревности, раздражительностью. Для них характерны высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность; развиты конкретное воображение, практичность, реалистичность, откровенность, прямолинейность.
Испытуемые уверены в себе и в своих силах, хладнокровны, спокойны, консервативны, независимы, обладают сильной волей, энергичны, часто напряжены и фрустрированы.
■Ii JU 31 311 1Ъ 30 15 JD £
—Кластер! Ш Нлзсч-р 2 —fc-»V4<n*p 3
II
i
Рисунок 1 - Гоафик средних значений по факторам кластерного анализа
В межличностных отношениях могут быть критичны и подозрительны, а также склоны к сотрудничеству, кооперации, компромиссам.
У испытуемых нормальный мышечный тонус,
обычная двигательная активность, средневыражен-ное стремление к физическому напряжению, высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, плавность движений, высокая скорость в различных видах двигательной активности.
Испытуемые имеют высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности.
Кластер 1. Вербальный тип
При идентификации человека наиболее высокий процент правильных ответов приходится на идентификацию по словесного портрету (ПАК «Персона» упражнение № 7), далее - по фото и видео.
Средние показатели фактора А (общительность) находятся в пределах средних показателей, что означает средневыраженную общительность, умеренную склонность к новым знакомствам, сдержанность в общении.
Средние показатели фактора В (интеллект) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быструю обучаемость.
Средние показатели фактора С (эмоциональная стабильность) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает эмоциональную устойчивость, стабильность.
Средние показатели фактора Е (доминантность) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает самостоятельность, независимость, настойчивость, склонность к доминированию.
Средние показатели фактора Р (экспрессивность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что означает благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций.
Средние показатели фактора О (нормативность поведения) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели.
Средние показатели фактора Н (смелость) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные
решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
Средние показатели фактора I (чувствительность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что означает несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторую жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность.
Средние показатели фактора Ь (подозрительность) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает осторожность, эгоцентрич-ность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.
Средние показатели фактора М (практичность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что предполагает высокую скорость решения практических задач, прозаичность, ориентацию на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность.
Средние показатели фактора N (прямолинейность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что предполагает откровенность, простоту, наивность, прямолинейность.
Средние показатели фактора О (тревожность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что предполагает уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, небоязливость, хладнокровие, спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины.
Средние показатели фактора 01 (консерватизм) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что предполагает консервативность, устойчивость по отношению к традициям, сомнение в отношении к новых идей и принципов, склонность к морализации и нравоучениям.
Средние показатели фактора 02 (комформизм) находятся в границах положительного полюса фактора, что предполагает независимость, ориентацию на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение.
Средние показатели фактора 03 (самоконтроль) находятся в границах положительного полюса фактора, что предполагает целенаправленность, сильную волю, умение контролировать свои эмоции и поведение.
Средние показатели фактора 04 (напряженность) находятся в границах положительного полюса фактора, что предполагает преобладание в группе собранности, энергичности, напряженности, фрустри-рованности, повышенной мотивации, раздражительности.
Средние показатели моторной эргичности находятся в пределах среднего уровня - нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность.
Средние показатели моторной пластичности на-
ходятся в пределах высокого уровня развития - высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.
Средние показатели моторной скорости также находятся в пределах высокого уровня - высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности.
Средние показатели моторной эмоциональности находятся в пределах высокой степени развития - высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.
Средние показатели интеллектуальной эргично-сти, пластичности, скорости, эмоциональности находятся в пределах высокого уровня - высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения; высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем; высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.
Средние показатели социальной эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности находятся в пределах высокого уровня - высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству. Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ. Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности. Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения.
В межличностном общении наиболее выражен эгоистичный тип.
Люди этого типа имеют склонность к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности в общении. У них развито абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстро обучаются. Эмоционально устойчивы, стабильны, самостоятельны, независимы, настойчивы. Также выражена склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций. Им присущи добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели.
Эти люди способны принимать самостоятельные, неординарные решения. Они несентиментальны, самоуверенны, суровы, рассудительны, практичны, иногда наблюдается некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность.
Испытуемые характеризуются осторожностью, настороженностью по отношению к людям; стремлением возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительностью.
У них высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность, откровенность, прямолинейность.
Испытуемые уверены в себе и в своих силах, хладнокровны, спокойны, консервативны, независимы, обладают сильной волей.
В межличностных отношениях чаще ориентированы на себя.
Испытуемые имеют высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности, высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения.
Данный тип военнослужащих наименьше остальных ориентирован на общение. Но ввиду способностей к конкретному мышлению, рассудительности, абстракции восприятия, высокой интеллектуальности имеет место применения на контролёрских должностях в таких пограничных нарядах, где нет непосредственного общения с лицами, пересекающими государственную границу, а в основном ведётся аналитическая работа, наблюдение. Очень высока степень применения этих людей при выявлении лиц, проходящих по розыскной ориентировке словесного портрета. Данный вид ориентировки считается наиболее сложным.
Кластер 2. Визуально-динамический тип
При идентификации человека наиболее высокий процент правильных ответов приходится на идентификацию по видео (ПАК «Персона», упражнение № 5), далее - по фото и словесному портрету.
Показатели фактора А (общительность) находятся в пределах выше среднего, что означает выраженную общительность, стремление к контактам, открытость. Показатели фактора В (интеллект) находятся в пределах среднего уровня, что означает среднеразвитое абстрактное мышление.
Показатели фактора С (эмоциональная стабильность ) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает эмоциональную устойчивость, стабильность. Показатели фактора Е (доми-
нантность) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает самостоятельность, независимость, настойчивость, склонность к доминированию.
Показатели фактора Р (экспрессивность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что означает благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций.
Показатели фактора О (нормативность поведения) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели.
Показатели фактора Н (смелость) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
Показатели фактора I (чувствительность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что означает несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность.
Показатели фактора L (подозрительность) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.
Показатели фактора М (практичность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что предполагает высокую скорость решения практических задач, прозаичность, ориентацию на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность.
Показатели фактора N (прямолинейность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что предполагает откровенность, простоту, наивность, прямолинейность. Показатели фактора О (тревожность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что предполагает уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, небоязливость, хладнокровие, спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины.
Показатели фактора 01 (консерватизм) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что
предполагает консервативность, устойчивость по отношению к традициям, сомнение по отношению к новым идеям и принципам, склонность к морализации и нравоучениям. Показатели фактора 02 (конформизм) находятся в границах положительного полюса фактора, что предполагает независимость, ориентацию на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. Показатели фактора 03 (самоконтроль) находятся в границах положительного полюса фактора, что предполагает целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение. Показатели фактора 04 (напряженность) находятся в границах положительного полюса фактора, что предполагает преобладание в группе собранности, энергичности, напряженности, фрустрирован-ности, повышенной мотивации, раздражительности.
Средние показатели моторной эргичности находятся в пределах среднего уровня - нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность. Показатели моторной пластичности находятся в пределах высокого уровня развития - высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений. Показатели моторной скорости также находятся в пределах высокого уровня - высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности. Показатели моторной эмоциональности находятся в пределах высокой степени развития - высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.
Средние показатели интеллектуальной эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности находятся в пределах высокого уровня - высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения; высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем; высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.
Средние показатели социальной эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности находятся в пределах высокого уровня - высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству. Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ. Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности. Высокая чувствительность
(ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения.
В межличностном общении наиболее выражен дружелюбный тип.
Сотрудники этого типа общительны. У них средне развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, довольно быстро обучаются. Эмоционально устойчивы, стабильны. Им присущи добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, развито чувство ответственности, соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивы в достижении цели.
Они предприимчивы, активны; эти люди имеют эмоциональные интересы, готовы к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, умеют принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
Это тип людей, уверенных в себе и в своих силах, они хладнокровны, независимы, обладают сильной волей, энергичны. В межличностных отношениях склонны к сотрудничеству, кооперации, компромиссам. Достаточно сентиментальны, самоуверенны, рассудочны, довольно гибки в суждениях, практичны.
У них достаточно высокая скорость решения практических задач, они ориентированы на внешнюю реальность, реалистичность, откровенны, прямолинейны.
У испытуемых нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, средневыраженное стремление к физическому напряжению, высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, достаточно высокая скорость в различных видах двигательной активности.
Имеют высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности.
Данный тип военнослужащих ориентирован на «живое» общение. Предпочитают визуально наблюдать объект общения, рассудительны, умеют соотносить вербальную и невербальную информацию, полученную в ходе непосредственного общения. Поэтому именно этих военнослужащих лучше всего рекомендовать на работу с лицами, пересекающими государственную границу. Их можно рекомендовать на должности контролёрского состава, непосредственно осуществляющие пропуск через государственную границу: проверка документов и досмотр транспортных средств.
Кластер 3. Визуально-статический тип
При идентификации человека наиболее высокий процент правильных ответов приходится на идентификацию по фото (ПАК «Персона», упражнение № 4), далее - по видео и словесному портрету.
Показатели фактор А (общительность) находятся в пределах выше среднего, что означает выраженную общительность, стремление к контактам, открытость. Показатели фактора В (интеллект) находятся в пределах среднего уровня, что означает среднеразвитое абстрактное мышление. Показатели фактора С(эмоциональная стабильность)находятся в границах положительного полюса фактора, что означает эмоциональную устойчивость, стабильность. Показатели фактора Е (доминантность) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает самостоятельность, независимость, настойчивость, склонность к доминированию. Показатели фактора Р (экспрессивность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что означает благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций. Показатели фактора О (нормативность поведения) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели. Показатели фактора Н (смелость) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
Показатели фактора I (чувствительность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что означает несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность.
Показатели фактора Ь (подозрительность) находятся в границах положительного полюса фактора, что означает осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.
Показатели фактора М (практичность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что предполагает высокую скорость решения практических задач, прозаичность, ориентацию на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность.
Показатели фактора N (прямолинейность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что предполагает откровенность, простоту, наивность, прямолинейность.
Показатели фактора О (тревожность) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что предполагает уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, небоязливость, хладнокровие,спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины.
Показатели фактора Q1 (консерватизм) находятся в границах отрицательного полюса фактора, что предполагает консервативность, устойчивость по отношению к традициям, сомнение в отношении к новых идей и принципов, склонность к морализации и нравоучениям. Показатели фактора Q2 (конформизм) находятся в границах положительного полюса фактора, что предполагает независимость, ориентацию на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. Средние показатели фактора Q3 (самоконтроль) находятся в границах положительного полюса фактора, что предполагает целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение. Показатели фактора Q4 (напряженность) находятся в границах положительного полюса фактора, что предполагает преобладание в группе собранности, энергичности, напряженности, фрустрирован-ности, повышенной мотивации, раздражительности.
Показатели моторной эргичности находятся в пределах среднего уровня - нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; сред-невыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность.
Показатели моторной пластичности находятся в пределах высокого уровня развития - высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.
Показатели моторной скорости также находятся в пределах высокого уровня - высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности.
Показатели моторной эмоциональности находятся в пределах высокой степени развития - высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным.
Показатели интеллектуальной эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности находятся в пределах высокого уровня - высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения; высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем; высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.
Показатели социальной эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности находятся в пределах высокого уровня - высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, лег-
кость в установлении социальных связей, стремление к лидерству. Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ. Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности. Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения.
В межличностном общении наиболее выражены зависимый и эгоистичный типы. У них достаточно развито абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстро обучаются. Они эмоционально устойчивы, стабильны, самостоятельны, независимы, настойчивы, склонны к доминированию. Также выражена склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций. Им присущи добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели.
Можно также отметить смелость, предприимчивость, активность; эти люди имеют эмоциональные интересы, готовы к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, имеется способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
Испытуемые характеризуются осторожностью, склонностью к ревности. У них достаточно высокая скорость решения практических задач, они ориентированы на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность, откровенность, прямолинейность.
Испытуемые уверены в себе и в своих силах, хладнокровны, спокойны, консервативны,независимы, обладают сильной волей, энергичны, часто напряжены и фрустрированы. В межличностных отношениях могут быть ориентированы на себя или зависимы от группы.
Испытуемые имеют достаточный уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности, высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении.
Данный тип военнослужащих ориентирован на общение. Предпочитают визуально наблюдать объект общения, рассудительны, умеют соотносить вербальную и невербальную информацию, полученную в ходе непосредственного общения, внимательны, отзывчивы. Их лучше всего рекомендовать на работу с лицами, пересекающими государственную границу. Их можно рекомендовать на должности кон-
тролёрского состава, непосредственно осуществляющие пропуск через государственную границу: проверка документов.
ВЫВОДЫ
Эмпирическое исследование показало, что у испытуемой группы сотрудников пограничной службы наиболее выраженными являются альтруистический и подозрительный типы, далее следует дружелюбный тип и авторитарный, менее всего выражены эгоистичный, агрессивный, подчиняемый и зависимый типы.
По факторам опросника Кеттелла зафиксированы низкие и средние показатели по факторам А, Р, I, М, О, N 01, высокие - по факторам В, С, Е, О, Н, Ь, 02, 03, 04.
Средние показатели моторной эргичности находятся в пределах среднего уровня - нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность.
На высоком уровне развиты моторная пластичность, моторная скорость, моторная эмоциональность, интеллектуальная эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность, а также высокие показатели по шкалам социальной эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности.
В результате кластерного анализа было выделено 3 кластера - кластер в большей мере идентифицирующий словесный портрет, кластер, в большей мере идентифицирующий видео и кластер, в большей степени идентифицирующие фото.
В кластере 1 «Вербальный» (словесный портрет) показатели фактора В (интеллект), а также показатели интеллектуальной эргичности достоверно выше, чем в кластере 2 «Визуально-динамический» (видео).
В кластере 2 «Визуально-динамический» показатели общительности (фактор А).
В кластере 1 «Вербальный» (словесный портрет) достоверно выше показатели фактора В (интеллект), а также показатели интеллектуальной эргичности достоверно выше, чем в кластере 3 «Визуально-статический» (фото).
В кластере 3 «Визуально-статический» достоверно выше показатели общительности (фактор А).
В кластере 2 «Визуально-динамический» достоверно выше показатели интеллектуальной скорости, чем в кластере 3 «Визуально-статический».
В целом можно сказать, что все три типа профессионально пригодны для работы в пограничных органах, так как они показали достаточно хорошие результаты в идентификации человека по внешности.
Таким образом, особенностями личности, которые оказывают влияние на восприятие внешности человека, являются уровень развития абстрактного мышления, общительности, интеллектуальной эргичности и скорости. При наборе сотрудников в пограничную службу (пункты пограничного пропуска) целесообразно особое внимание обращать на уровень развития данных качеств.
Полученные данные обогащают социально-психологическую теорию восприятия; впервые выявле-
ны и описаны личностные типы сотрудников пограничной службы в зависимости от особенностей восприятия внешности человека, выявлены личностные способности, влияющие на восприятие внешности. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке и отборе сотрудников контрольно-пропускных пунктов пограничной службы, а также для рекомендации их на должности контролёрского состава, непосредственно осуществляющих проверку документов у лиц, пересекающих государственную границу с целью въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации.
Список литературы
1 Аксянова Г. А. Теоретические аспекты расоведения и
особенности психологии восприятия физической внешности человека // Наука о человеке и общество: итоги, проблемы, перспективы. М., 2003.
2 Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека челове-
ком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
3 Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-н/Д.:
Изд-во РГУ, 1986.
4 Панферов В.Н. Внешность и личность // Социальная
психология личности. Л., 1974.
5 Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова,
А.А. Деркача. М., 2001.
УДК 1599 + 2 Р.В. Овчарова
Курганский государственный университет
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАМОСВЯЗИ РЕЛИГИОЗНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Аннотация. Показаны особенности духовно-нравственной сферы личности верующих православных христиан разного толка и атеистов, выявлены их адаптационные возможности и стратегии в зависимости от типа религиозной активности.
Ключевые слова: религиозность личности, религиозная активность, адаптационные возможности личности.
R.V. Ovcharova Kurgan state University
RESEARCH OF THE CORRELATION BETWEEN THE RELIGIOUS ACTIVITY OF THE PERSONALITY AND ITS ADAPTIVE CAPACITY
Annotation. The article examines the spiritualmoral personality aspect of the Orthodox Christian