Научная статья на тему 'Особенности саморегуляции старшеклассников с различным уровнем осмысленности жизни'

Особенности саморегуляции старшеклассников с различным уровнем осмысленности жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2578
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ / РЕГУЛЯТОРНЫЕ СВОЙСТВА / РЕГУЛЯТОРНО-ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РЕГУЛЯЦИИ / СМЫСЛ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шрейбер Татьяна Викторовна

Исследуется осмысленность жизни как показатель смыслообразующей активности в аспекте особенностей осознанной саморегуляции, а также личностных и динамических регуляторных свойств. Рассматривается иерархия особенностей саморегуляции и влияние разноуровневых особенностей саморегуляции на показатель осмысленности жизни в раннем юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of self-regulation of high schools with different level of life-conschousness (-comprehension)

The article focuses on the research of life-comprehension as an index of sence-creating activity in terms of specifics of conscious self-regulation, as well as personal and dynamic regulatory characteristics. Moreover, it addresses to the hierarchy of characteristics of self-regulation and influence of self-regulation at different levels on the index of life comprehension at early youth.

Текст научной работы на тему «Особенности саморегуляции старшеклассников с различным уровнем осмысленности жизни»

УДК 159.922.8(045)

Шрейбер Т.В.

Особенности саморегуляции старшеклассников с различным уровнем осмысленности жизни.

Исследуется осмысленность жизни как показатель смыслообразующей активности в аспекте особенностей осознанной саморегуляции, а также личностных и динамических регуляторных свойств. Рассматривается иерархия особенностей саморегуляции и влияние разноуровневых особенностей саморегуляции на показатель осмысленности жизни в раннем юношеском возрасте.

Ключевые слова: система саморегуляции, регуляторные свойства, регуляторно-личностные свойства, динамические свойства регуляции, смысл, осмысленность жизни.

Понятие личностного смысла в отечественную психологию введено А.Н.Леонтьевым в 40-х годах. Обобщая имеющиеся представления о природе и сущности смысловой реальности (Г. Фреге,

Э.Гуссерль, В.Дильтей, Э.Шпрангер, З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, М.Вебер, В.Франкл, Г.Г.Шпет, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский) Д. А. Леонтьев выделяет ряд положений, характеризующих понятие «смысл» [8].

- По его мнению, смысл порождается реальными отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью. Уникальность системы отношений с действительностью любого индивида обусловливает уникальность системы его смысловых образований.

- Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности.

- Смысл обладает действенностью, характеризует не только особенности понимания и осознания, но и выполняет функции регуляции практической деятельности.

- Смысловые образования не существуют изолировано, а образуют единую систему. Между частями целого возможны конфликтные отношения, но все они «сообщаются» друг с другом через ведущие смысловые структуры, образующие ядро личности.

- Смысл порождается и изменяется в деятельности, в которой и реализуются реальные жизненные отношения субъекта.

В рамках концепции смысла жизни Д.А.Леонтьева смысловые образования и собственно смысл жизни рассматриваются как факторы, механизмы регуляции активности и поведения человека.

Д.А.Леонтьев отмечает [8], что в подростковом возрасте внутренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, переходящую в сверхценность. Смысловая регуляция начинает часто принимать контрадаптивный, а то и дезадаптивный характер, вступая в конфликт с другими регуляторными системами. На данном этапе возрастного развития формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, характерной для зрелой автономной личности, однако индивидуальная траектория развития не всегда к этому приводит.

Только у личности автономного типа, характеризующейся открытостью к взаимодействию с миром и возможностью дальнейшего развития, смысловая регуляция занимает доминирующее положение по отношению к удовлетворению потребностей, реагированию на стимулы, применению выработанных стереотипов и реагированию на социальные ожидания. Кроме того, автономная личность способна творить и перестраивать свой жизненный мир, вносить в него новые смыслы.

Л.И.Божович отмечает [3], что психологически зрелой личностью является человек, способный руководствоваться сознательно поставленными целями, что определяет активный характер его поведения. Эта способность обусловлена развитием трёх сторон личности: рациональной, волевой и эмоциональной. Для целостной, гармоничной личности важна не только способность к сознательному самоуправлению, но и к формированию мотивирующих систем.

Одной из существенных характеристик смысловой сферы личности является общий уровень осмысленности жизни. Он рассматривается в качестве энергетической характеристики смысловой сферы, количественной меры степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл. Устойчивость смысла проявляется в стеничности, энергии, жизнестойкости. Осмысленность жизни связана с трансцендентными ценностями; принятием чётких целей в жизни, членством в группах, увлечением каким-то делом.

Д.А.Леонтьев [8] предлагает список механизмов

смыслопорождения, не считая его, однако, закрытым и предполагая возможные дополнения к нему. Итак, смыслопорождение, как возникновение смысла по естественным закономерностям из источника, не имеющего смысловой природы, может происходить следующим образом.

1. Замыкание жизненных отношений. Встреча субъекта с объектом или явлением, результатом которой становится неожиданное, спонтанное обретение этим объектом весомого жизненного смысла, т.е. важного места в жизни субъекта. (например, любовь с первого взгляда, наркотическая и другие виды зависимости - азартные игры, компьютерные игры, алкоголизм, экстремальные виды спорта)

2. Индукция смысла. Придание смысла деятельности, изначально лишённой смысла, которую человек вынужден выполнять под тем или иным внешним принуждением. Механизм «стерпится -слюбится».

3. Идентификация с определённой группой или общностью. Присвоение групповых ценностей и смыслов (православие, болельщик «Спартака» и т.п.). Данный механизм смыслопорождения отмечает и А.М.Лобок, говоря что «смысл -высшее знание не потому, что он несёт в себе объективную истину, а потому, что он несёт в себе знак принадлежности той или иной культуре» [9, с.86].

4. Инсайт - внезапное усмотрение смысла там, где только что ещё ничего не было.

5. Столкновение смыслов - встреча субъекта - носителя внутреннего смыслового мира с другими смысловыми мирами. Таким образом, происходит обогащение смыслового мира субъекта, более или менее радикальная перестройка, разрушение или замена смысловой системы.

6. Полагание смысла. Этот механизм подразумевает собой экзистенциальный акт, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни. В частности вера обоснована только самим решением верить. Решение создаёт смысл, который ложится в основание всей дальнейшей жизни (например, вера в Бога, в коммунизм, в победу прогресса и т.п.).

Можно предположить, что механизм смыслопорождения будет зависеть не только от наличной ситуации, но и от комплекса регуляторных свойств, поскольку именно саморегуляция обеспечивает соотнесение возможностей, потенциала, стремлений личности с требованиями деятельности или ситуации. Индукция смысла будет теснее связана с волевыми качествами личности; идентификация с определённой группой или общностью - с коммуникативными свойствами и экстраверсией; инсайт - с эмоциональными свойствами

и.т.д.

По мнению Д.А.Леонтьева, подростковый возраст - критический период становления логики свободного выбора. Кризис заключается в конфликте между стремлением к автономии и недостаточным развитием психологических механизмов автономной регуляции поведения. Разрешение этого кризиса автор видит либо в формировании этих механизмов, либо в отказе от автономии.

Т.В.Снегирёва [13], изучая индивидуальное своеобразие личностного самоопределения детей раннего юношеского возраста, отмечает, что оно выражается в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я». Это соотношение представлено в 6 типах ценностно-временной структуры «Я», причём только первые три из них встречаются чаще всего, типичны для данного возраста, остальные

- скорее исключение.

1. Субъективное гармоничное представление о себе. Все три «Я» связаны друг с другом и соответствуют «Я»-идеальному.

2. Настоящее «Я» тяготеет к будущему. Критическое отношение к «Я»-прошлому. (наиболее распространённый вариант для детей раннего юношеского возраста)

3. «Я»-будущее оторвано от «Я»-настоящего. С «Я»-идеальным согласуется только «Я» -будущее.

4. Идеальное «Я» не участвует в развитии личности.

5. Прошлое и настоящее «Я» противопоставлены будущему и идеальному «Я». Как следствие, у детей с подобным типом ценностно-временной структуры «Я» отмечается низкая самооценка.

6. Настоящее «Я» выпадает из процесса развития, оно оторвано от прошлого и будущего «Я» и не соответствует «Я» - идеальному.

Пространственно-временная структура «Я» создаёт целостную картину процесса личностного самоопределения, смыкающуюся с типом развития личности.

М.Р.Гинзбург [4] подразумевает под личностным

самоопределением - обретение человеком своего ценностносмыслового единства и его реализация, определение себя в мире. Особенностью самоопределения является его ориентированность в будущее (смысловое и временное). М.Р.Гинзбург определяет личностное самоопределение как содержательное конструирование человеком своего жизненного поля. А жизненное поле или пространство личности - это индивидуальные ценности и значимые личностные смыслы, а также, пространство реального действования в прошлом (опыт), настоящем (действительность) и будущем (проект).

Таким образом, для смысловой сферы старшеклассников характерна специфическая активность по обретению смысла собственной жизни, ориентация на будущее, интенсивное планирование своего жизненного пути. Однако остаётся открытым вопрос об источниках, средствах этой активности в юношеском возрасте.

Активность направлена на получение какого-либо результата, а процессы саморегуляции - на обеспечение психическими средствами самого процесса получения этого результата.

Рассматривая индивидуальную систему саморегуляции, следует отметить, что большинство психологов, занимавшихся исследованием саморегуляции, указывали на то, что она является иерархической системой (К.А.Абульханова-Славская, О.А.Конопкин, О.В.Дашкевич, Г.С.Никифоров, А.Г.Асмолов, В.И.Моросанова).

В.С.Мерлин [10] указывает на различия в факторах и целях саморегуляции для индивида, личности и индивидуальности.

Организм Индивидуальность Личность

Потребности Мотивация Интересы, склонности

Свойства нервной системы Темперамент Экстраверсия- интроверсия

Система временных связей Характер Целеустремлённость

Специфические свойства нервной системы -художественный, мыслительный тип Способности Актуализированные призвания

Жизнедеятельность Поведение Деятельность

В таблице показано своеобразие средств, по мнению

В.С.Мерлина, регулирующих жизнедеятельность, поведение и деятельность человека.

Одной из важнейших предпосылок формирования стиля деятельности, особенностей саморегуляции является темперамент. Современные исследования роли темперамента в различного рода

реакциях свидетельствуют о его регуляторной функции (Я.Стреляу,

С.Чесс, А.Томас, Е.Р.Слободская) [2].

Не менее важными факторами регуляции являются мотивы и потребности, а также устойчивые мотивационные черты - мотивация достижения, уровень притязаний, цели личности и т.п.

Детерминирует способы и стратегии проявления активности характер человека как система устойчивых черт личности, выражающих отношение к тем или иным сторонам действительности.

От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процессов саморегуляции, которые осуществляются субъектом активности. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п.

О.А.Конопкин выделяет функциональные звенья, реализующие структурно полноценный процесс саморегуляции [7]:

Принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системо-образующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом.

Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности. Такая модель несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности.

Программа исполнительских действий. Реализуя это звено саморегуляции, субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие (в том числе динамические) характеристики действий, направленных на достижение цели в тех условиях, которые выделены самим субъектом в качестве значимых, в качестве основания для принимаемой программы действий.

Система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности) является функциональным звеном, специфическим именно для психической регуляции. Оно несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели. Общая формулировка (образ) цели часто недостаточна для точного, «остро направленного» регулирования, и субъект

преодолевает исходную информационную неопределенность цели,

формулируя критерии оценки результата, соответствующего своему субъективному пониманию принятой цели.

Контроль и оценка реальных результатов. Это регуляторное звено, несущее функцию оценки текущих и конечных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха, не требует особых комментариев. Оно обеспечивает информацию о степени соответствия (или рассогласования) между

запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами и реальным ходом их достижения.

Решения о коррекции системы саморегулирования. Функция этого звена обозначена в его названии. Специфика же реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса, например, коррекция модели значимых условий, уточнение критериев успешности и др. Все звенья регуляторного процесса, будучи информационными

образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса саморегуляции. В любой сфере проявления субъектности привычность, отработанность, сформированность регуляторного опыта способствуют не только успешности решения стереотипных задач, но и высвобождению больших возможностей для самоопределения, самоактуализации человека в решении проблем, постановке творческих задач.

Наиболее удачную с нашей точки зрения структуру системы саморегуляции представляет А.К.Осницкий [12], который считает, что развитость осознанной регуляции связана с формированием некоторых умений, среди которых он выделяет:

1. Структурно-личностные умения

- Целеполагание

- Моделирование условий

- Программирование действий

- Оценка результатов

- Коррекция результатов и действий

- Критичность в поступках

2. Личностно-стилевые особенности саморегуляции

- Осознанность

- Инициативность

- Ответственность

- Автономность

- Податливость воспитанию

3. Динамические характеристики саморегуляции

- Пластичность

- Уверенность

- Осторожность

- Практичность

- Устойчивость регуляции.

Можно спорить о полноте данной структуры особенностей саморегуляции. Мы предлагаем под личностными особенностями саморегуляции подразумевать мотивационные, волевые, коммуникативные, эмоциональные и интеллектуальные свойства личности. В свою очередь динамические особенности саморегуляции во всей своей полноте описываются свойствами темперамента [16].

Гипотезу нашего исследования можно сформулировать так: в группах испытуемых с различным уровнем осмысленности жизни существуют различия в особенностях саморегуляции.

Методики

В исследовании принимали участие учащиеся 10-11 классов школ г.Ижевска (всего 200 человек в возрасте 15-16 лет).

Осмысленность жизни изучалась при помощи теста смысложизненных ориентаций Данная методика является адаптированным вариантом теста «Цель в жизни» Дж.Крамбо и Л.Махолика, созданным Д. А. Леонтьевым [8]. На основании результатов можно определить три конкретных смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля.

Изучение особенностей саморегуляции осуществлялось по методике ССП-98, предложенной В.И.Моросановой и

предназначенной для изучения комплекса стилевых особенностей регуляторики [11]. К ним автор относит типичные для человека особенности регуляторных процессов, реализующих основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оценивание результатов), и регуляторно-личностные свойства (самостоятельность, гибкость). Для изучения личностных свойств использовался комбинированный личностный опросник Г.Е.Леевика. Для изучения психодинамических характеристик индивидуальности, являющихся основанием для формирования стиля деятельности, общения, самоорганизации и конечно саморегуляции, был выбран опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием корреляционного анализа, оценки значимости различий между группами по критерию Манна-Уитни, дисперсионного анализа (ANOVA) с помощью пакета программ SPSS 10.0 for Windows.

Для проверки гипотезы на первом этапе исследования были выделены три группы испытуемых: с высоким, средним и низким уровнем осмысленности жизни. Затем для проверки межгрупповых различий по разноуровневым свойствам саморегуляции для указанных групп были рассчитаны выборочные средние по каждому из изучаемых свойств.

Результаты исследования и их обсуждение

Наши исследования показывают, что большинство старшеклассников имеют высокие и средние показатели осмысленности жизни, характеризуются как целеустремлённые, осознающие себя людьми, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы строить свою жизнь в соответствии с собственными

представлениями о её смысле. Лишь у 13,5% испытуемых отмечается низкий уровень осмысленности жизни.

Между группами испытуемых с различным уровнем осмысленности жизни обнаружены значимые различия по собственно регуляторным свойствам, а также свойствам личности и формальнодинамическим особенностям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, у старшеклассников с различным уровнем осмысленности жизни действительно существуют различия в особенностях саморегуляции.

Сначала хотелось бы отметить свойства, по которым значимых различий получено не было. Это показатели выраженности потребности планирования и самостоятельности регуляции среди собственно регуляторных свойств; интеллекта, экспрессивности, дисциплинированности, эмоциональной чувствительности,

доверчивости, практичности мышления, изощрённости поведения, консерватизма, эмоциональной напряжённости - среди личностных свойств; ригидности, коммуникативной пластичности, интеллектуальной и коммуникативной эмоциональности, общей эмоциональности - среди динамических характеристик саморегуляции. То есть данные черты присущи людям с разным уровнем осмысленности жизни.

Теперь рассмотрим показатели, по которым различия в средних оказались статистически значимыми.

Блок регуляторных свойств.

Значимые различия между всеми группами испытуемых получены по показателям моделирования внешних и внутренних условий (р<0,005), гибкости саморегуляции (р<0,005) и общего уровня саморегуляции (р<0,010). У старшеклассников, отличающихся высокими показателями моделирования, гибкости саморегуляции, выше уровень осмысленности жизни.

Группа учащихся с высоким уровнем осмысленности жизни характеризуется адекватностью программ и планов деятельности, адекватностью оценки значимых условий для достижения собственных целей, большей детализированностью и развёрнутостью процессов программирования, развитостью и адекватностью оценивания себя и результатов своей деятельности и поведения.

Поскольку все указанные свойства включены в процесс осознанной саморегуляции, а подростковый и ранний юношеский возраст характеризуются интенсификацией процесса развития самосознания, рефлексивных механизмов, то становится понятно, что развитость саморегуляции как интегрирующей составляющей самосознания является детерминантой результативности смыслообразующей активности в раннем юношеском возрасте.

Блок регуляторно-личностных свойств.

Коммуникативные свойства. Значимые различия по показателю «сдержанность - активность в контактах» получены между всеми группами (р<0,050). То есть, осмысленность жизни выше у смелых, инициативных, активных в общении людей.

Испытуемые с низким уровнем осмысленности жизни, отличаются от испытуемых других групп, скрытностью,

отчуждённостью, замкнутостью и в то же время независимостью от группы, самостоятельностью и стремлением избежать влияния на них со стороны других людей.

Возможно, это объясняется тем фактом, что механизмом смыслобразования как и любого психологического образования является интериоризация [8,с.353].

Эмоциональные свойства. Значимо более низкие баллы по показателю «уверенность в себе» (р=0,017) получили испытуемые, имеющие низкий уровень осмысленности жизни. Сложно сказать, что является первопричиной - отсутствие смысла порождает неуверенность или неуверенность в себе является барьером, энергетическим блоком для поиска и нахождения смысла.

Волевые свойства. Значимо низкие оценки получены по фактору «неуравновешенность-контроль эмоциональных реакций» (р=0,001) и «подчинённость-доминантность при поведении в группе» (р=0,048) у испытуемых с низким уровнем осмысленности жизни. Данные результаты указывают, что такие люди эмоционально неустойчивы, не умеют держать себя в руках, не склонны к лидерству.

Испытуемые с высоким уровнем осмысленности жизни имеют значимо более высокие оценки самоконтроля поведения, собранности, настойчивости в преодолении трудностей (р=0,041).

Таким образом, подтверждается тезис В.А.Иванникова о взаимосвязи волевой регуляции и системы смыслов [5, с.136].

Интеллектуальные свойства. Значимых различий между группами по показателям «логический интеллект», «практичный-мечтательный стиль мышления», «консерватизм-стремление к новому» не обнаружено. Можно сказать, что осмысленность жизни может быть достигнута при самых различных особенностях мышления.

Мотивационные свойства. По факторам «уровень притязаний» (р=0,001), «уровень целей» (р=0,006) значимо низкие показатели имеют испытуемые с низким уровнем осмысленности жизни.

Испытуемые с высоким уровнем осмысленности жизни, в отличие от имеющих средние показатели по данному свойству, характеризуются тем, что они ставят перед собой более высокие и далёкие цели, имеют программу жизни и продуманную систему конкретных действий для достижения целей. При этом различий в уровне притязаний между указанными группами не выявлено.

Итак, выявлены связи уровня осмысленности жизни с собственно регуляторными и регуляторно-личностными свойствами.

Блок динамических особенностей саморегуляции.

По факторам «тревожность» (р=0,012) и «интроверсия»

(р=0,000) испытуемые с низким уровнем осмысленности жизни имеют значимо высокие баллы в отличие от испытуемых со средней и высокой осмысленностью жизни. То есть они более беспокойны, тревожны, замкнуты, стремятся к уединению, склонны к самообвинениям.

Все группы различаются значимо по показателям интеллектуальной эргичности (р<0,023), пластичности (р<0,021), скорости (р<0,018), интеллектуальной активности (р<0,001), общей активности (р<0,002), адаптивности (р<0,021). Таким образом, не

уровень интеллекта, не стилевые особенности мышления, а уровень интеллектуальной активности, скорость интеллектуальных процессов, их гибкость, уровень способности к обучению, стремление к интеллектуальной деятельности детерминируют смыслообразующую активность старшеклассников и уровень осмысленности жизни.

Испытуемые с низким уровнем осмысленности жизни отличаются низкой коммуникативной эргичностью (р=0,004) и скоростью (р=0,001), моторной скоростью (р=0,001) и

эмоциональностью (р=0,038), коммуникативной активностью (р=0,002). То есть у них низкая потребность в общении, речевая активность, заторможенность психомоторики, низкая

чувствительность к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом, они социально пассивны.

Конечно, динамические свойства не оказывают прямого влияния на осмысленность жизни, однако они являются условием для того, чтобы процессы смыслообразования шли более интенсивно. Они, являясь компонентом системы саморегуляции, определяют пластичность регуляции, её устойчивость, скорость формирования собственно регуляторных свойств.

Далее будут рассмотрены корреляционные связи осмысленности жизни с различными регуляторными свойствами. Использовался метод ранговой корреляции Спирмена.

Мы предполагали, что в группе испытуемых с высокой осмысленностью жизни будет обнаружено большее количество связей между смысложизненными ориентациями, общим показателем осмысленности жизни и разноуровневыми свойствами саморегуляции нежели в группе с низким уровнем осмысленности жизни.

Корреляционые связи в группе испытуемых с высоким уровнем осмысленности жизни.

Статистически значимые связи получены между общим показателем осмысленности жизни, ориентацией на цель, процесс и результат и моделированием: (р=0,001). Чем выше у испытуемых развита способность адекватно оценивать внутренние и внешние условия для достижения целей, тем выше и показатель осмысленности собственной жизни, ориентации на будущее, удовлетворённость настоящим и прожитым отрезком жизни.

Показатели программирования своих действий при достижении целей, оценки результатов, гибкости и уровня саморегуляции положительно связаны со всеми смысложизненными ориентациями (р<0,050).

Можно отметить, что все смысложизненные ориентации и общий уровень осмысленности жизни тесно связаны с регуляторными свойствами, параметрами осознанной саморегуляции. Этот факт может являться доказательством того, что особенности осознанной саморегуляции влияют на проявление смыслообразующей активности.

Какие же регуляторно-личностные свойства связаны с высокой осмысленностью жизни? Отмечены ожидаемые связи между ориентацией на цель, процесс, результат, осмысленностью жизни и уровнем притязаний (р=0,000), уровнем целей (р=0,001) . Таким образом, смысложизненные ориентации в данной группе и общий

уровень осмысленности жизни сочетается с высоким уровнем притязаний и целей. Старшеклассники не просто ставят перед собой цели, но эти цели ориентированы на долгосрочную перспективу и отличаются высокой степенью сложности. Наличие цели и уверенность в том, что они смогут достичь её способствует формированию положительного отношения к жизни и планированию новых целей, устремлённости в будущее.

Все смысложизненные ориентации и осмысленность жизни положительно связаны с открытостью в общении (р<0,001), экстраверсией (р=0,000), контролем эмоциональных реакций

(р<0,002), активностью в общении (р<0,010).

Ориентация на цель, процесс и осмысленность жизни связаны с эмоциональной чувствительностью: (р<0,050). Восприятие своей

жизни как интересного, эмоционально насыщенного процесса, стремление достигать новых целей, связано, преимущественно, с коммуникативными свойствами личности. Скорее всего, это объясняется тем, что общение всё ещё остаётся для большинства старшеклассников ведущей деятельностью и определяет удовлетворённость ею в настоящем. Важной социальнопсихологической особенностью ранней юности является перестройка сферы общения. Предмет общения, то есть отношения и ценности, по поводу которых происходит обмен информацией, определяется проблемами личности, нахождением своего места в окружающем мире и взаимодействием с ним. Возникает необходимость рассмотрения и оценки возможных альтернатив, главным образом в сфере своих ценностно-смысловых ориентаций, жизненных позиций. Однако, как отмечает И.Ф. Клименко, ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих [6].

Ориентация на цель прямо связана со стремлением к новому, как свойством мышления (р=0,033). Чем выше изобретательность, критичность к правилам и авторитетам, тем больше ориентация на формирование долговременных целей, стремление их достичь в будущем.

Отмечена взаимосвязь между ориентацией на процесс и доминантностью поведения (р=0,039). То есть лидерские способности, независимость, настойчивость, властность, как проявляющиеся в конкретных ситуациях общения, здесь и сейчас, свойства способствуют формированию представления об эмоциональной насыщенности процесса жизни.

Кроме того, отмечены обратные связи между всеми смысложизненными ориентациям, осмысленностью жизни и независимостью (р<0,005), тревожностью (р<0,020).

Удовлетворённость процессом жизни, самореализацией и осмысленность жизни связаны с неуверенностью в себе (р<0,010).

Осмысленность жизни тесно связана с целым комплексом коммуникативных, волевых, эмоциональных и мотивационных свойств. Вновь выпали из анализа интеллектуальные свойства. Это ещё раз подтверждает, что осмысленность жизни, смыслообразование доступны людям с самыми различными особенностями и стилями мышления.

Поскольку все психодинамические свойства связаны с теми или иными личностными свойствами, а также регуляторными свойствами, мы можем сделать вывод об их опосредованной включённости в процессы смыслообразования.

Корреляционые связи в группе испытуемых с низким уровнем осмысленности жизни.

Осмысленность жизни прямо связана с эмоциональной чувствительностью (p=0,019). Осмысленность жизни тем ниже, чем выше практичность, реалистичность, самоуверенность, толстокожесть, суровость.

Ориентация на цель положительно связана с уровнем целей (p=0,007) и интеллектуальной пластичностью (p=0,007). Чем чаще человек реагирует по ситуации, не планируя будущее, не имея определённых целей в жизни, тем меньше его направленность на будущее. Формирование целей связано с высокой интеллектуальной активностью, умением прогнозировать, решать абстрактные задачи. Низкая интеллектуальная пластичность, вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность не позволяют эффективно решать задачи по целеобразованию.

Статистически значимая связь получена между ориентацией на процесс (p=0,026), ориентацией на результат и открытостью в общении (p=0,030). Необщительность, скрытность, обособленность определяют неудовлетворённость настоящим и прошлым.

Используемая методика В.И.Моросановой ССП позволяет выделить гармоничный и акцентуированный стиль саморегуляции. При проведении качественного анализа данных в обеих группах были выделены испытуемые с указанными стилями. В данной группе осмысленность жизни (p=0,002), ориентация на цель (p=0,050) и процесс жизни (p=0,023) оказались значимо выше у испытуемых с акцентуированным стилем саморегуляции. Таким образом, существует возможность повышения эффективности смыслообразующей активности за счёт формирования компенсаторных отношений между основными звеньями системы саморегуляции.

Итак, наша гипотеза подтвердилась. Система саморегуляции учащихся с высоким уровнем осмысленности жизни отличается высокой интегрированностью, отмечаются взаимосвязи между разноуровневыми особенностями саморегуляции: собственно

регуляторными, регуляторно-личностными и динамическими.

Одномерный двухфакторный дисперсионный анализ. Общая схема двухфакторного анализа может быть описана следующим образом. Уровень осмысленности жизни является зависимой переменной и включает 3 уровня: высокий, средний и низкий. Первый контролируемый фактор - стиль осознанной саморегуляции (акцентуированный, гармоничный). Второй фактор - регуляторноличностные и динамические свойства.

Сформулируем статистические гипотезы.

1. а) Н0 осмысленность жизни не зависит от стиля саморегуляции;

б) Н1 осмысленность жизни зависит от стиля саморегуляции.

2. а) Н0 осмысленность жизни не зависит от регуляторноличностных и динамических свойств;

б) Н1 осмысленность жизни зависит от регуляторно-личностных и динамических свойств.

3. а) Н0 влияние стиля саморегуляции на осмысленность жизни

одинаково при различных регуляторно-личностных и динамических свойствах;

б) Н1 влияние стиля саморегуляции на осмысленность жизни различно при различных регуляторно-личностных и динамических свойствах, и наоборот.

Рассмотрим результаты дисперсионного анализа.

На уровень осмысленности жизни старшеклассников стиль саморегуляции, его акцентуированность или гармоничность, не оказывает значимого влияния. Таким образом, подтверждается гипотеза Н0 о том, что осмысленность жизни не зависит от стиля саморегуляции. При различных профилях саморегуляции может формироваться высокая осмысленность жизни.

По второй гипотезе на уровень осмысленности жизни оказывают значимое влияние следующие регуляторно-личностные и динамические свойства: открытость в общении (р=0,049), уровень притязаний (р=0,045), логическое мышление (р=0,002), контроль эмоциональных реакций (р=0,000), коммуникативная эргичность (р=0,017).

Среди собственно регуляторных свойств значимое влияние на осмысленность жизни оказывают умение моделировать (р=0,016) и гибкость саморегуляции (р=0,015).

Зафиксировано значимое взаимодействие между стилем саморегуляции и показателями планирования (р=0,033),

эмоциональной чувствительности (р=0,017). В данном случае любой из факторов не оказывает на исследуемую характеристику никакого влияния, но в сочетании с другим фактором (стиль саморегуляции) при их взаимодействии оказывает значимое влияние.

Обобщим вышесказанное:

- подтверждается гипотеза о том, что проявление смыслообразующей активности в раннем юношеском возрасте зависит от развитости особенностей саморегуляции;

- обретение смысла, высокая осмысленность жизни может достигаться при достаточно разнообразном сочетании регуляторных и личностных свойств;

- гармоничный стиль саморегуляции более предпочтителен, с точки зрения эффективности проявления смыслообразующей активности, но при взаимодействии между стилем саморегуляции и некоторыми регуляторно-личностными свойствами возможны ситуации, когда лбо стиль саморегуляции усиливает незначимое личнотсное свойство и даёт эффект влияния на зависимую переменную, либо, наоборот, личностное качество усиливает незначимое влияние стиля саморегуляции на уровень осмысленности жизни;

- регуляторные и регуляторно-личностные свойства формируются в общении как ведущей деятельности, поэтому сформированные к раннему юношескому возрасту коммуникативные свойства и особенности отношений в группе обеспечивают успешность

интериоризации смыслов, а также самостоятельного

смыслообразования;

- эффект влияния разноуровневых особенностей саморегуляции заключается не в направленности смыслов, а в том, что они стимулируют проявление смыслообразующей активности, обретение «жизненного стержня».

О.А.Конопкин [7] отмечает, что чем более сложной, творческой и не детерминированной жёсткими инструкциями и алгоритмами является деятельность, тем большую роль в детерминации её конечных результатов будет играть осознанный уровень системы регулирования. Можно ли найти более творческую деятельность, чем поиск смысла своего существования?

По мнению В. Франкла, вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны в юности, при этом они никак не являются болезненным симптомом [15]. Умение определить свои цели, найти свое место в жизни - важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте. Однако данного уровня развития достигает лишь небольшой процент юношей.

Подтверждением тому может служить исследование системы ценностно-смысловых ориентаций личности у старших школьников (именно системы, а не отдельных ценностей), проведенное под руководством И.В. Дубровиной. Данное исследование показало, что ценностные ориентации, как устойчивое свойство личности, полностью сформированы у одной трети юношей и девушек, у 24 % школьников ценностные ориентации только начинают формироваться и еще не превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников (39 %) еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира [14]. В нашем исследовании лишь 13,5% учащихся различных школ имеют низкие показатели осмысленности жизни. Эти результаты показывают неравномерность формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций на различных этапах первичной социализации, а также то, что изменения в системе образования способствуют интенсификации процессов смыслообразования.

Является ли обретение смысла собственной жизни необходимым для данного возраста результатом? Вероятно, да. Как высокая самооценка является энергитизирующим фактором, который стимулирует затем младшего школьника к достижению результатов, несмотря на все встречающиеся ему трудности, так и осмысленность жизни позволяет более успешно решать вопросы самоопределения как профессионального, так и личностного.

При этом в основе общего механизма формирования осмысленности жизни, смысложизненных ориентаций лежит, прежде всего, диалоговый стиль общения и развитие регулятивных и рефлексивных особенностей учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. / Ред. Фельдштейна Д.И.- М.- Воронеж. 1995.

4. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного

самоопределения. // Вопросы психологии. 1994. № 3. с.43-52.

5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: МГУ, 1991.

6. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. С.3-12.

7. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.

9. Лобок А.М. Антропология мифа. - Екатеринбург, 1997. - 688с.

10. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание.

- Пермь, 1990.

11. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека. / Вопр.псих. №2-2000, с. 118-127.

12. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М.,1996. с.126

13. Снегирёва Т. В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. // Вопросы психологии. 1989. № 2. с.

14. Формирование личности старшекласника / Под ред. И.В. Дубровиной. -М., 1989. - 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М., 1990. - 368 с.

16. Шрейбер Т. В. Формально-динамические свойства и их вклад в развитие системы саморегуляции как параметра личностного самоопределения// сб. XIX Мерлинские чтения. Материалы региональной научнопрактической конференции, посвящённой вопросам межведомственного взаимодействия службы практической психологии. 13-15 мая 2004 года./Отв.ред. А.А.Волочков, Б.А.Вяткин. Пермь, 2004. с.91-92.

T. V. Shreiber

Specifics of self-regulation of high schools with different level of life-conschousness (-comprehension)

The article focuses on the research of life-comprehension as an index of sence-creating activity in terms of specifics of conscious self-regulation, as well as personal and dynamic regulatory characteristics. Moreover, it addresses to the hierarchy of characteristics of selfregulation and influence of self-regulation at different levels on the index of life comprehension at early youth.

Шрейбер Татьяна Викторовна Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск,

ул. Университетская, 1, корп. 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.