Научная статья на тему 'Исследование взамосвязи религиозной активности личности и ее адаптационных возможностей'

Исследование взамосвязи религиозной активности личности и ее адаптационных возможностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
587
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / RELIGIOSITY OF THE PERSONALITY / РЕЛИГИОЗНАЯ АКТИВНОСТЬ / RELIGIOUS ACTIVITY / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ / THE ADAPTIVE CAPACITY OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Раиса Викторовна

Показаны особенности духовно-нравственной сферы личности верующих православных христиан разного толка и атеистов, выявлены их адаптационные возможности и стратегии в зависимости от типа религиозной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH of the correlation between the religious ACTIVITY of the PERSONALITY AND ITS ADAPTive capacity

The article examines the spiritual-moral personality aspect of the Orthodox Christian believers of different types, and of atheists. The study shows their adaptive capacities and strategies depending on the type of religious activity

Текст научной работы на тему «Исследование взамосвязи религиозной активности личности и ее адаптационных возможностей»

тролёрского состава, непосредственно осуществляющие пропуск через государственную границу: проверка документов.

ВЫВОДЫ

Эмпирическое исследование показало, что у испытуемой группы сотрудников пограничной службы наиболее выраженными являются альтруистический и подозрительный типы, далее следует дружелюбный тип и авторитарный, менее всего выражены эгоистичный, агрессивный, подчиняемый и зависимый типы.

По факторам опросника Кеттелла зафиксированы низкие и средние показатели по факторам А, Р, I, М, О, N 01, высокие - по факторам В, С, Е, О, Н, Ц 02, 03, 04.

Средние показатели моторной эргичности находятся в пределах среднего уровня - нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность.

На высоком уровне развиты моторная пластичность, моторная скорость, моторная эмоциональность, интеллектуальная эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность, а также высокие показатели по шкалам социальной эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности.

В результате кластерного анализа было выделено 3 кластера - кластер в большей мере идентифицирующий словесный портрет, кластер, в большей мере идентифицирующий видео и кластер, в большей степени идентифицирующие фото.

В кластере 1 «Вербальный» (словесный портрет) показатели фактора В (интеллект), а также показатели интеллектуальной эргичности достоверно выше, чем в кластере 2 «Визуально-динамический» (видео).

В кластере 2 «Визуально-динамический» показатели общительности (фактор А).

В кластере 1 «Вербальный» (словесный портрет) достоверно выше показатели фактора В (интеллект), а также показатели интеллектуальной эргичности достоверно выше, чем в кластере 3 «Визуально-статический» (фото).

В кластере 3 «Визуально-статический» достоверно выше показатели общительности (фактор А).

В кластере 2 «Визуально-динамический» достоверно выше показатели интеллектуальной скорости, чем в кластере 3 «Визуально-статический».

В целом можно сказать, что все три типа профессионально пригодны для работы в пограничных органах, так как они показали достаточно хорошие результаты в идентификации человека по внешности.

Таким образом, особенностями личности, которые оказывают влияние на восприятие внешности человека, являются уровень развития абстрактного мышления, общительности, интеллектуальной эргичности и скорости. При наборе сотрудников в пограничную службу (пункты пограничного пропуска) целесообразно особое внимание обращать на уровень развития данных качеств.

Полученные данные обогащают социально-психологическую теорию восприятия; впервые выявле-

ны и описаны личностные типы сотрудников пограничной службы в зависимости от особенностей восприятия внешности человека, выявлены личностные способности, влияющие на восприятие внешности. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке и отборе сотрудников контрольно-пропускных пунктов пограничной службы, а также для рекомендации их на должности контролёрского состава, непосредственно осуществляющих проверку документов у лиц, пересекающих государственную границу с целью въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации.

Список литературы

1 Аксянова Г. А. Теоретические аспекты расоведения и

особенности психологии восприятия физической внешности человека // Наука о человеке и общество: итоги, проблемы, перспективы. М., 2003.

2 Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека челове-

ком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

3 Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-н/Д.:

Изд-во РГУ, 1986.

4 Панферов В.Н. Внешность и личность // Социальная

психология личности. Л., 1974.

5 Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова,

А.А. Деркача. М., 2001.

УДК 1599 + 2 Р.В. Овчарова

Курганский государственный университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАМОСВЯЗИ РЕЛИГИОЗНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Аннотация. Показаны особенности духовно-нравственной сферы личности верующих православных христиан разного толка и атеистов, выявлены их адаптационные возможности и стратегии в зависимости от типа религиозной активности.

Ключевые слова: религиозность личности, религиозная активность, адаптационные возможности личности.

R.V. Ovcharova Kurgan state University

RESEARCH OF THE CORRELATION BETWEEN THE RELIGIOUS ACTIVITY OF THE PERSONALITY AND ITS ADAPTIVE CAPACITY

Annotation. The article examines the spiritualmoral personality aspect of the Orthodox Christian

believers of different types, and of atheists. The study shows their adaptive capacities and strategies depending on the type of religious activity.

Key words: religiosity of the personality, religious activity, the adaptive capacity of the personality.

ВВЕДЕНИЕ

Динамика преображения мира, в котором живет современный человек, постоянно нарастает во всех областях человеческого бытия. Люди не успевают приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям жизни, в результате чего возникает все более усиливающееся чувство тревожности и неуверенности в завтрашнем дне. В этом динамичном мире человеку сложно ощутить собственную стабильность без устойчивой адаптированности к окружающей среде. Сегодня человек демонстрирует достаточно широкий спектр индивидуальных стратегий адаптации, различающихся по направленности и конструктивности. При изучении вопросов адаптации актуальным выступает аспект соотношения адаптации и активности личности, их взаимосвязь. Исследователи рассматривают активность как форму деятельности со всем присущим деятельности разнообразием видов и форм проявления. Одной из таких форм является религиозная активность, поскольку люди все чаще пытаются найти успокоение и решение своих проблем в приобретении религиозного опыта* [1 -4].

Адаптационная роль религии заключается прежде всего в создании общей для всех верующих картины мира, в установлении системы ценностей и норм поведения, в определении жизненных целей и устремлений. Ритуальная практика, которая признается одним из видов «сакрального действия» (Фрейд, 1989; Эриксон, 1993; Юнг, 1995), приводит к снижению тревоги, к возникновению и упрочнению чувства защищенности и причастности к божественному. По мнению психоаналитика Фрейда, религия способна защитить человека от подавляющей сверхмощи природы [6].

Адаптационная направленность религиозной ориентации состоит в создании дополнительных, нередко единственно возможных внутренних условий для включения духовных резервов самосохранения и самораскрытия личности. Это особенно важно в связи с кризисом духовности нашего времени, главным признаком которого считается отчуждение человека от самого себя, от своих чувств, желаний и мыслей. Потеря смысла жизни как основной опоры для саморазвития и самосовершенствования подрывает психическое и соматическое здоровье человека [6].

Вопрос об адаптационных возможностях лиц с разной религиозной ориентацией и активностью поднимался в психологии известным американским психологом Олпортом. Ему принадлежит гипотеза о су-

* Религиозность целесообразно рассматривать как осознание человеком принадлежности к религии, формирующее определенное мироощущение и способы взаимодействия с миром [7].

ществовании двух видов мотивации, определяющих внешнюю (экстринсивную) и внутреннюю (интринсив-ную) религиозность.

Внешняя религиозность характеризуется тем, что религия используется как средство достижения своих целей: приобретения уверенности в себе, повышения своего статуса, поиска новых знакомств и т. п. Такая религиозность может быть средством защиты от реальности. Внутренняя религиозная ориентация - результат духовной практики. Внешняя ориентация также может быть ступенью на пути к ней. Внутренне религиозные люди способны сохранять целостность и психическое здоровье, несмотря на жестокие удары судьбы. Глубокая интериори-зированность религии в человеке сопровождается психическим здоровьем и спокойствием [6].

Адаптационная активность внутренне религиозных людей более жестко регулируется этическими представлениями. Главными компонентами в структуре их адаптационного потенциала выступают высокая оценка собственной религиозности и морально-этические ценности, которые обусловливают нервно-психическую устойчивость.

Внешне религиозные люди более вариативны в выборе стратегий поведения в ситуациях экзистенциальной рефлексии. Они в меньшей степени ориентируются на религиозно-этические нормы, меньше осознают собственные проявления агрессии и менее критически их оценивают [6].

Целью прояведенного исследования явилось выяснение вопросов о том, каким образом религиозная активность способствует повышению адаптационных возможностей личности, как это происходит, влияет ли на этот процесс тип религиозной ориентации, как он связан с возрастом, полом и социальным статусом?

Характеристика выборки. В исследовании принимали участие три группы испытуемых: верующие христиане, преимущественно православные, проживающие на территории г Кургана и области; старообрядцы поморского согласия, причисляющие себя к Древлеправославной Поморской церкви, проживающие в Кургане и Санкт-Петербурге; в качестве контрольной группы представлены атеисты (на вопрос, верующий ли Вы человек, отвечали категоричным «нет») либо «условные» атеисты (отвечающие на вопрос о вере «не знаю»). В каждой из выборок, по возможности, были соблюдены возрастные критерии по трем группам: от 15 лет до 30 лет (возраст формирования жизненных принципов, трудовых навыков, поиск своего места в социуме, обустройство семейного быта), от 31 года до 55 лет (возраст зрелости и устойчивости мировоззренческих установок и принципов), от 56 лет и старше (выход на пенсию для женщин и мужчин, адаптация к новым условиям жизни). В старшей возрастной группе чаще представлены люди от 56 до 65 лет и от 80 лет и больше. В каждой возрастной группе в исследовании участвовали люди обоих полов. Всего в исследовании приняло участие 143 человека.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1 Опросник «Структура индивидуальной религиозности» (Щербатых, 1995). Опросник предназначен для определения выраженности разных содержательных аспектов религиозных представлений-верований: отношение к религии как философской концепции, отношение к магии, поиски в религии поддержки и утешения, интерес к загадочным и таинственным явлениям, вера в творца, наличие религиозного самосознания и отношение к религии как образцу моральных норм, самооценка религиозной убежденности.

2 Анкета «Религиозные ориентации» (Вичев, 1978; Богдановская, 2002). Анкета предназначена для выявления мотивов обращения к религии в современном обществе, отношения к требованиям культовой системы, усвоения основ вероучения и чтения догматической литературы, для выявления представлений о верующем человеке с помощью понятий обыденной жизни. Анкета позволяет условно выделять «верующих» и «атеистов».

3 Методика изучения религиозной активности (МИРА), (Смирнов, 2000). Методика позволяет определить многообразие личного религиозного опыта, внутреннюю и внешнюю религиозные мотивации, индивидуальный опыт выполнения религиозных действий, естественнонаучного мировоззрения и уровень развития личной религиозности.

4 Биографический опросник (BIV) (Бетшер, Ян-гер, Лишер, 2000). Опросник раскрывает влияние социальной среды, социальной ситуации и биографии, семейной ситуации на жизненный путь. Опросник позволяет получить информацию о биографии, семейных отношениях и актуальном психическом состоянии как важной предпосылке для социально-психологической адаптации личности. Результаты тестирования могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социальной среде.

5 Биографическая анкета (Груздев, Посохова, 2005). Для получения формальной информации об обследуемых (об уровне образования, состоянии здоровья, удовлетворенности профессиональной деятельностью и семейной жизнью, о социальном статусе) и определения групп риска по ряду объективных критериев адаптации.

6 Тест «Инспирит» (Kass, Friedman, Lesser-man, Zuttermeister, Benson, 1991), который определяет значимость базовых религиозных концептов в жизни человека.

7 Методика определения этической системы (Ле-февра, 1990) для уточнения внутренних предпосылок предпочтения человеком определенного поведения.

8 Опросник «Адаптивность» (Маклакова, Чермя-нина, Маклаков, 2001) направлен на изучение разных аспектов адаптации. Позволяет прогнозировать поведение человека в экстремальной ситуации и выявлять людей с высокой толерантностью к стрессо-генным факторам (лабильностью психических процессов, необходимой для успешной адаптации к изменяющимся условиям жизни и деятельности) [5; 6].

Анализ результатов исследования

Особенности духовно-нравственной сферы личности, религиозной активности и адаптационные возможности верующих христиан (старообрядцы и православные) и атеистов. При статистической обработке по ряду параметров достоверных различий между православными верующими и представителями старообрядческой общины не обнаружено*. Например, одинаково глубоко верующим людям свойственны стенические и предрели-гиозные переживания, внутренние и внешние религиозные мотивации. Однако астенические переживания между православными и старообрядцами различны, у старообрядцев чувства часто выступают мотивирующим фактором на пути духовного становления личности; религиозным действиям они придают большее значение, чем православные; показатель религиозно-естественнонаучного мировоззрения позволяет судить о том, что старообрядцы воспринимают религиозные символы как реально существующие объекты (Душа, Бог, Рай, Ад).

В целом суммарный показатель уровня религиозной активности у старообрядцев выше (средние значения 220,89), однако он достаточно высок и у православных (212,95).

В структуре индивидуальной религиозности старообрядцы проявляют меньший интерес к загадочным и таинственным явлениям, магии и внешним признакам религиозности. Более значима для них вера в творца и высшую силу; у них выше религиозное самосознание, отношение к религии как образцу моральных норм, вера для них - поддержка и утешение в повседневной жизни.

Отношение к религии как философской концепции у старообрядцев выше. Скорее всего, они чаще задают себе вопросы об истоках своих верований, культовых обрядов, т.е. более осознанно принимают себя членами именно этого ортодоксального направления христианства.

Адаптационный потенциал верующих людей по ряду параметров мало чем различается. Православные люди и старообрядцы отрицательно относятся к проявлениям аддиктивного поведения, у них мала предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, они больше склонны к интроверсии, у них ниже уровень социальной активности. Если посмотреть показатели шкал адаптивности, выраженные в стенах, то можно заметить, что показатели верующих людей находятся на границе от 4 до 6 сте-нов, что само по себе говорит о том, что верующие люди являются активными членами социума.

Для верующих людей наблюдается тенденция к принятию в жизни первой этической системы по моделиЛефевра, т.е. они дают негативную оценку соединению добра и зла. Первая этическая система придает больший смысл стремлению личности к компромиссу в принятии решении.

* Статистическая обработка проводилась в программе Statistica 6.0 с помощью t-критерия Стью-дента.

Обнаружены регистрируемые различия среди верующих людей при изучении адаптационного потенциала. Люди старообрядческого направления более уверены в себе, они удовлетворены своей семейной жизнью, работой, менее напряжены в социальных контактах, у них складываются более гармоничные отношениями с родителями. Старообрядцы более психически устойчивы, у них выше показатель моральной нормативности, более выражены базовые духовные переживания (выше устойчивость к стрессу), общий личностный адаптационный потенциал выше, однако они ведут менее активный образ жизни, чем православные христиане, реже посещают спектакли, концерты, выезжают на отдых за город и т.д.

Для атеистов и верующих в одинаковой степени присущ целый ряд параметров: неудовлетворенность семейной ситуацией, недостаточная уверенность в себе, социальное положение, стиль семейного воспитания, общая психическая неустойчивость, социальная активность, склонность к психосоматическим заболеваниям и выбор той или иной этической системы в принятии решения.

Обнаружены регистрируемые незначительные различия по параметру «моральная нормативность»: у верующих людей уровень адаптации в вопросах морали выше, чем у атеистов, хотя и у этой выборки он находится на среднем уровне, не опускаясь до критически низких показателей.

Подобные различия обнаружены по шкале экстраверсия. Атеисты более общительны, импульсивны и социально активны. Верующие люди более замкнуты на себе, хотя у этой выборки показатель по стенам находится на среднем уровне, не опускаясь до критически низких показателей.

Обнаружены регистрируемые различия в отношении к магии. Атеисты чаще прибегают к ее услугам, верят в привороты, сглаз, приметы и др. Верующие люди меньше верят в мистические культовые действия.

Интерес представляют различия во внешних проявлениях религиозности. Атеисты более склонны к ее проявлениям. Они считают, что ношение крестика, наличие икон и др. является обязательным атрибутом веры; показатели по данной шкале у верующих людей ниже, вероятнее всего, в понятие веры и религиозности они вкладывают другое, более емкое значение, чем внешние ее проявления.

Выборки среди верующих людей и атеистов значительно различаются по показателям религиозной активности. У верующих людей выражено разнообразие личного религиозного опыта, человек ощущает слабость, несовершенство, стыд перед Высшим. В то же время вера дает человеку прилив сил, восторг и вдохновение. Верующие люди не просто знают или предполагают, что Бог есть, но и чувствуют Его в своей жизни. Ищут в вере поддержку и утешение. Атеисты, наоборот, склонны к внешним проявлениям религиозности, поверхностному интересу к религии, не духовным, а иным ценнос-

тям. Люди неверующие склонны объяснять непонятные явления с точки зрения науки.

Верующие люди высоко оценивают свои религиозные убеждения (средние значения = 9,07 по 10-бальной шкале), атеисты в своей самооценке склонны к нижним показателям шкалы (среднее значение 3,69).

Наблюдаются различия в аддиктивном поведении (отношение к алкоголю, наркотикам, курению), верующие практически полностью исключают эти проявления из своей жизни (средний показатель 0, 3146), атеисты допускают (средние значения на уровне 1,4259 при максимальном показателе по данному параметру 3,0). В целом можно сказать о том, что религии присуща адаптационная роль.

Сравнительный анализ уровня адаптивности и религиозной активности христиан (старообрядцы и православные). С целью выявления особенностей взаимосвязи уровня адаптивности и религиозной активности личности был проведен корреляционный анализ в группах верующих (православных и старообрядцев) *.

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Регистрируются слабые и умеренные положительные корреляционные связи в вопросах отношения к магии, внешним признакам религиозности, загадочным и таинственным явлениям. Чем выше у верующего уровень образования, тем менее значимыми становятся псевдонаучные знания, а внешние атрибуты религиозности приобретают внутреннее содержание.

Чем ниже уровень образования, тем меньше люди воспринимают религию как образец моральных норм.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Слабые корреляционные связи регистрируются по ряду шкал религиозной активности и их суммарному показателю, поиску в религии поддержки в трудных жизненных ситуациях, самооценке религиозных убеждений. Причем со снижением социального статуса, человек становится более активен по выше перечисленным параметрам. Обратная тенденция наблюдается по шкале «Интерес к псевдонаукам», с увеличением социального статуса человек чаще начинает интересоваться загадочными и таинственными явлениями.

Умеренная положительная корреляция зарегистрирована по шкале отношения к религии. Чем выше человек по социальному статусу, тем чаще он обращается к магии.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ

Удовлетворенность работой как один из компонентов успешной адаптации нашла свое соотношение в слабой корреляционной связи с астеническими переживаниями верующих, чем ниже уровень удовлетворенности работой, тем выше переживания.

* Статистическая обработка проводилась в программе 81аШ1са 6.0, корреляционные связи исследовались на уровне достоверности р < 0,01.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Состояние здоровья и духовно-нравственная сфера личности находятся в слабой корреляционной связи. При ухудшении состояния здоровья верующий чаше обращается к помощи Высших сил.

Показатель АДДИКТИВНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ (курение, употребление спиртных напитков, наркотиков) соотносится с духовно-нравственной сферой человека средними и умеренными корреляционными связями. Чем меньше у человека проявления аддик-тивности в поведении, тем он религиозно более активен, верит в Творца и Высшую силу, создавшую мир; человек внутренне религиозен и высоко оценивает собственные религиозные убеждения. Умеренная корреляционная связь наблюдается в соотношении интереса к загадочным явлениям, чем выше показатель аддиктивности, тем выше интерес к таинственному.

ИНДЕКС ВЫРАЖЕННОСТИ БАЗОВЫХ ДУХОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ людей в условиях стресса регистрирует различный уровень корреляционных связей с духовно-нравственной сферой.

Сильная связь, с показателями г = 0,74 и выше, отмечена по шкалам религиозной активности. Чем выше стрессовая ситуация, тем больше вера в Создателя, надежда, поддержка и утешение в религии, соответственно выше оценка собственных религиозных убеждений.

Средняя корреляционная связь регистрируется с показателями структуры индивидуальной религиозности. При высоких показателях индекса духовных переживаний верующий испытывает внутреннюю потребность в религиозном веровании, тем ниже у него интерес к «псевдознаниям» и признакам внешней религиозности.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ человека соотносятся с астеническими переживаниями (слабая отрецательная корреляционная связь). Духовное становление личности требует внутреннего диалога, уединения с самим собой.

МОРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНОСТЬ как свойство адаптации нашла соотношение в слабых корреляционных связях с духовно-нравственной сферой личности верующих. Чем выше нравственный потенциал, тем выше религиозная активность и ниже интерес к проявлениям магии и оккультизму.

Половозрастные особенности духовно-нравственной сферы личности, религиозной активности и адаптационных возможностей верующих христиан. С целью выявления половозрастных отличительных особенностей верующих христиан (православных и старообрядцев) по исследуемым параметрам был проведен сравнительный и корреляционный анализ*.

Обнаружены половозрастные различия в религиозной активности личности. У женщин по сравне-

* Статистическая обработка проводилась в программе 81аШ1са 6.0 с помощью I-критерия Стью-дента, корреляционные связи исследовались на уровне достоверности р < 0,01.

нию с мужчинами более выражены религиозные переживания, а также у них более выражены стени-ческие религиозные переживания. В группе женщин, по сравнению с мужчинами более выражено религиозное, а не естественнонаучное мировоззрение Для группы женщин по сравнению с мужчинами более характерен мотив обращения к Богу - осознание греха, раскаяние, духовные и телесные страдания, потребность найти поддержку и утешение; при этом личностный смысл веры заключается в отпущении грехов.

Для группы мужчин по сравнению с женщинами характерно, что осознание греха и раскаяние является важным, но менее значимым мотивом религиозной активности.

Для мужчин, находящихся во второй возрастной группе (от 31 года до 55 лет), более характерны, по сравнению с другими возрастными группами, сте-нические религиозные переживания. У людей этого возраста по сравнению с респондентами зрелого возраста вообще более выражены религиозные переживания, а также для них более характерно религиозное мировоззрение. Для людей, находящихся в первой возрастной группе от 15 до 30 лет, по сравнению с другими возрастными группами менее свойственно выполнять, такие религиозные действия, как молитва, посещение храма и др. Для первой возрастной группы более значим, чем для второй, мотив религиозной активности - благодарное отношение за счастье и стремление сохранить состояние, когда все в жизни очень хорошо; стремление заручиться успехом в предстоящем деле; более значимым личностным смыслом веры по сравнению с другими возрастами является - душевный покой, надежда на нормальную земную жизнь. Для позднезрелого возраста менее значим, чем для респондентов других возрастных групп, такой мотив религиозной активности, как потребность найти поддержку и утешение в телесных и душевных страданиях.

Для верующих женщин более свойственно по сравнению с мужчинами искать помощи в Вере при переживании социальных страхов и стрессовых ситуаций. Наиболее ярко это различие проявляется в группах православных христиан. Женщинам чаще помогает справиться со стрессом на эмоциональном уровне - посещение храма, а мужчинам - беседа со священником.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для верующих первой возрастной группы более свойственно, по сравнению с верующими других возрастов, искать помощи в совладании с негативными переживаниями в Вере, надеяться на то, что Бог даст спокойствие и душевные силы преодолеть социальные страхи и стрессы. В этой возрастной категории большее значение, чем в других возрастных группах, придается посещению храма, при этом меньшее значение - чтению религиозной литературы; на когнитивном уровне для них важна исповедь; на уровне поведения важно посещение храма и менее важно - соблюдение правил поведения. Верующие в старшей возрастной группе при переживании стрессовых ситуаций большее значение,

чем в других возрастных группах придают соблюдению правил поведения, а меньшее значение - посещению храма, что в равной степени относится как к православным христианам, так и старообрядцам.

При проведении корреляционного анализа получены следующие половозрастные соотношения между уровнем адаптивности и духовно-нравственной сферой.

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ. В зависимости от пола существует слабая корреляционная связь с религиозными переживаниями. У женщин они выше, чем у мужчин. Умеренная корреляционная связь наблюдается в вопросах отношения к магии и по шкале сте-нических переживаний. Взаимозависимость положительная, таким образом, у женщин эти связи выше, чем у мужчин.

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. Регистрируется слабая корреляционная связь с астеническими переживаниями человека, поисками в религии поддержки и утешения, в отношении к религии как к образцу моральных норм. Чем человек старше, тем более склонен к переживанию чувств такого порядка.

Регистрируется умеренная отрицательная корреляционная связь по шкале отношения к магии. Верующие возрастной группы от 15 до 30 лет более склонны к магическим обрядам, чем люди старшего поколения.

ВЫВОДЫ

В целом, подводя итоги сравнительного анализа особенностей духовно-нравственной сферы личности, религиозной активности и адаптационных возможностей верующих христиан и атеистов, можно отметить следующее.

Среднее значение адаптационного потенциала личности по по всей выборке составляет 2,944, что говорит об удовлетворительном уровне адаптации. Наилучшим образом адаптационный потенциал проявляется у старообрядцев, затем у атеистов и менее всего адаптированы верующие православные христиане.

Религия и вера помогает человеку определить для себя систему ценностей, нормы поведения, жизненные цели и устремления.

Ритуальная практика у верующих людей приводит к снижению тревоги, дает чувство защищенности, что в свою очередь снижает уровень психосоматических заболеваний. Существуют регистрируемые различия в духовно-нравственной сфере личности верующих христиан разного толка (ортодоксов, православных) и атеистов.

Существуют регистрируемые различия в адаптационных возможностях верующих и атеистов. Выявлены взаимосвязи духовно-нравственной сферы личности и ее адаптационных возможностей. Религия в некотором роде выполняет адаптивную функцию. Верующие люди менее подвержены влиянию стрессовых ситуаций. Особенности духовно-нравственной сферы личности старообрядцев наилучшим образом соотносятся с их адаптационными возможностями.

Социальный статус, семейной положение, образование и другие социокультурные факторы при слабых корреляционных связях, тем не менее, взаимодействуют с параметрами духовно-нравственной сферы личности верующих людей. Существуют тендерные и возрастные различия между верующими людьми как в духовно-нравственной сфере, так и в адаптационных возможностях.

Список литературы

1 Братусь Б.С. Начала христианской психологии. М., 1995.

2 Гоановская В.М. Психология веры. СПб., 2004.

3 Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и

Жизни. М., 1991.

4 Романин А.Н. Практическая психология философии и

религии. М., 2006.

5 Смирнов Д. О. Методика изучения религиозной активнос-

ти (МИРА) // Психологический журнал. 2002. №1 (9). С. 138-154.

6 Справочник практического психолога. Психодиагности-

ка /под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.,2005.

7 Чумаков М. В. Введение в психологию религии. Курган,

1997.

УДК 159.942 Е.А. Падурина

Курганский государственный университет

НЕГАТИВНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧУВСТВА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация. В статье рассмотрена проблема дифференциации родительских чувств на позитивные и негативные, представлены основные критерии их разделения. Отмечена необходимость профилактики негативных родительских чувств и предлагается возможный способ решения данной проблемы.

Ключевые слова: родительские чувства, негативные родительские чувства, позитивные родительские чувства, профилактика.

E.A. Padurina Kurgan State University

NEGATIVE PARENTAL FEELINGS AND THEIR PREVENTION

Annotation. In the article the problem of differentiation of parental feelings in positive and negative, are the main criteria for their separation. Noted the need for prevention of negative parental feelings and offers a possible way to tackle the problem.

Key words: parental feelings, negative parental feelings, positive parenting, prevention.

Родительские чувства - это система чувств, которые выражают устойчивое эмоциональное отношение родителя к ребенку, к себе как к родителю, к супругу(е) как родителю и к родительству в целом. В основе родительских чувств лежит удовлетворе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.