47
%
50 40 30 20 10
Рис. 3. Мнения школьников о результатах участия в профориентационной программе:
1 — узнали новое о профессии космонавта;
2 — узнали профессиональные обязанности космонавта; 3 — приобрели опыт действовать
в сложных ситуациях; 4 — появилась уверенность в своих познаниях; 5 — смогли реализовать свои представления о космическом корабле; 6 — приобрели знания о создании и планировании космических экспериментов; 7 — помогли самоутвердиться, почувствовать носителем профессии
зволил получить представление о влиянии проведенных профориентационных мероприятий на осознание своего профессионального выбора и личностное развитие (рис. 3).
На диаграмме видно, что большинство школьников отметили как положительный результат участия в программе — это возможность самоутвердиться (47 %), приобрести уверенность в своих силах (26 %) и узнать о профессиональных обязанностях космонавтов (38 %). Полученные результаты позволяют утверждать, что организованные мероприятия, с одной стороны позволили участвующим в них школьникам получить расширенное и аде-
кватное представление о деятельности специалистов в космической отрасли, а, с другой стороны, осознать правильность своего профессионального выбора, того направления профессиональной деятельности, которое им ближе и в большей мере соответствует способностям и склонностям.
Таким образом, можно констатировать, что разработанная и реализованная на базе ЦПК им. Ю.А. Гагарина профориентационная программа показала свою эффективность в формировании у старшеклассников осознанного профессионального выбора, что достигалось путем реализации комплекса профориентационных мероприятий, организованных с учетом личностно-ориентиро-ванного и деятельностного подходов, с опорой на активные методы обучения. Это в целом способствовало формированию осознанной позиции подростков в выборе направлений будущей профессиональной деятельности, позволило им адекватно оценить свои возможности и склонности, а также дало импульс к формированию интереса к работе в космической отрасли.
Список литературы
1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры. Азбука профориентации. — СПб.: Речь, 2006. — 240 с.
2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. — 2-е изд. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с.
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб. по-соб. для высшей школы. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 192 с.
4. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. — М.. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 296 с.
0
УДК 37.015.3
Т.П. Коваленок, канд. психол. наук
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Зависимость профессионального пути личности от индивидуально-типологических особенностей — проблема, которая давно волнует психологов. Взаимодействие человека со средой рассматривается как активный процесс, в котором человек выступает как субъект, осуществляющий во многом неосознаваемый выбор под влиянием индивидуально-типологических свойств [1]. Как одно из таких свойств рассматривается темперамент [2, 3]. Он является основанием, на котором формируются ре-
гулирующие структуры более высокого уровня, общий склад личности. В отечественной психологии преобладает точка зрения на темперамент как основу развития характера. Подчеркивается, что черты характера могут маскировать или усиливать свойства темперамента, но в экстремальных ситуациях проявляются именно особенности темперамента. Отмечается, что темперамент может выступать важным фактором профессионализации и условием успешности в профессиональной деятельности [4].
Одной из проблем практики профессионального консультирования является проблема диагностики индивидуально-типологических особенностей личности, прогнозирования успешности профессионалов [3]. При этом опросные методы, представляющие собой структурированные самоотчеты, позволяют получить информацию о личности, зачастую искажаемую желанием испытуемых соответствовать социальным нормам, неадекватностью представлений о себе. Многие исследователи считают перспективным использование графических методов диагностики. При этом выполнение задания активизирует не логические, а образные формы мышления, в результатах проявляются в обобщенной форме и типологические особенности психики, и неповторимый индивидуальный жизненный опыт личности [2].
Актуальным является исследование диагностических возможностей графических методов применительно к практике профессионального консультирования, а также оценка особенностей взаимосвязи свойств темперамента с личностными образованиями более высокого уровня.
Такое исследование было проведено в Московском государственном университете путей сообщения (Институт транспортной техники и систем управления). Испытуемыми стали 70 студентов, обучающихся специальностям «Технология машиностроения», «Вагоны, инженер путей сообщения» и «Управление в технических системах» и параллельно работающих в ОАО РЖД. В основном они занимают следующие должности: электромеханик связи, электромеханик, осмотрщик-ремонтник вагонов, машинист, слесарь, слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов, инженер эксплуатации подвижного состава, помощник машиниста, слесарь по ремонту подвижного состава, автомеханик, инженер микропроцессорных систем. Таким образом, обследованная выборка представляла собой группу специалистов в области технических профессий.
Предполагалось, что в выборке профессионалов будут преобладать определенные особенности темперамента и типы личности, при этом личностные типы будут различаться по свойствам темперамента.
Для проведения исследования использовались методики, направленные на изучение структуры темперамента и на выявление типа личности. Для изучения структуры темперамента — личностный опросник В.М. Русалова (ОФДСИ) [4], для определения типа личности — «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» [3].
Опросник структуры темперамента был разработан В.М. Русаловым на основе представления о темпераменте как совокупности формально-динамических особенностей протекания психиче-
ских процессов. В основе выделения определенных свойств темперамента лежат представления о блоках функциональной системы, обеспечивающей деятельность. Понятие функциональной системы было предложено П.К. Анохиным в качестве модели, описывающей регуляцию поведения. Модель состоит из четырех блоков — блока афферентного синтеза (переработка поступающей информации), блока программирования, исполнительного блока и блока оценки. Функционирование каждого из этих блоков связано с определенным свойством темперамента. Особенности афферентного синтеза связаны с таким свойством темперамента, как эргичность (активность, работоспособность). Легкость перестройки программ поведения обеспечивается пластичностью. Темп определяет скорость психического реагирования, исполнения программ поведения. Эмоциональность — оценка — чувствительность к расхождению цели и результата деятельности. Электроэнцефалографические исследования показали обоснованность выделения таких свойств темперамента, и в настоящее время это одна из самых известных и обоснованных теорий темперамента.
Автор теории темперамента В.М. Русалов считает, что свойства темперамента по-разному проявляются в предметной деятельности и общении. Поэтому он различает предметную эргичность и социальную эргичность, предметный темп и социальный темп и т. д., а в разработанном им опроснике измеряются эти характеристики индивидуальности.
Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» направлена на выявление индивидуально-типологических различий и представляет собой модификацию теста Э. Ма-хони, сделанную А.В. Либиным и доработанную Е.С. Романовой. Испытуемым предлагалось на трех разных и пронумерованных листочках нарисовать человека из треугольников, кругов и квадратов. В сумме количество элементов должно было быть равно 10. Анализ полученных рисунков позволяет отнести испытуемого к одному из 8 типов личности:
1. «Руководитель» — человек, имеющий склонность к организаторской и руководящей деятельности; обладает хорошей способностью адаптироваться в социальной сфере, ориентирован на социально значимые нормы поведения. Выделяются подтипы — «вербальный руководитель» (педагог), «ситуативный руководитель».
2. «Ответственный исполнитель» — обладает многими чертами, присущими типу «руководитель», но менее решительный; ориентирован на высокий профессионализм, высокое чувство ответственности и требовательности к себе и другим.
3. «Тревожно-мнительный» — имеет разносторонние способности; может поменять профес-
сию на совершенно противоположную; не переносит грязь и беспорядок, из-за этого могут случаться конфликты с другими людьми; нуждается в легком подбадривании.
4. «Ученый» — легко абстрагируется от реальности; обладает «концептуальным умом»; рационально продумывает свое поведение; обладает душевным равновесием.
5. «Интуитивный» — обладает чувствительной нервной системой; имеет повышенную чувствительность к новизне; альтруистичен; хорошее образное мышление и самоконтроль.
6. «Изобретатель, конструктор, художник» — имеет хорошее техническое мышление и богатое воображение; эмоциональны.
7. «Эмотивный» — чувствителен по отношению к другим людям; тратит много времени на сопереживание и сочувствие, это мешает им в их собственной деятельности.
8. «Нечувствительный к переживаниям других» — обладает противоположной тенденцией эмотивному типу; может заставить других людей делать то, что считает нужным.
В основе этого теста положены представления о символичности геометрических фигур, используемых при выполнении задания. Так, круг рассматривается как символ, означающий одобрение, чувственность, дружеское отношение, игривость. Квадрат означает спокойствие, рациональный, практический подход к действительности. Треугольник символизирует агрессию, желание самоутвердиться, активность. Предпочтение определенных фигур связано с личностными особенностями, не всегда осознаваемыми самим автором рисунка.
Диагностика с использованием описанных методик проводилась в рамках учебных занятий, полученные данные соотносились с нормой или содержательно интерпретировались.
Анализ результатов исследования темперамента показал, что в данной выборке представителей технических профессий наиболее выраженной по сравнению с нормой общей особенностью темперамента является низкая эмоциональность. Это свидетельствует о незначительном эмоциональном реагировании при неудачах, нечувствительности к неуспеху дела, спокойствии, уверенности в себе.
Другой, относительно выраженной по сравнению с другими показателями темперамента особенностью стала низкая социальная пластичность. Это говорит о трудностях в подборе форм социального взаимодействия, низком уровне готовности к вступлению в социальные контакты, стремлении к поддержанию монотонных контактов.
Можно также отметить среднюю, ближе к высокой скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двига-
тельную быстроту, высокую психическую скорость при выполнении конкретных заданий. По остальным показателям выраженности свойств темперамента для большинства испытуемых характерен средний уровень.
Такие формально-динамические особенности психической деятельности в целом соответствуют содержанию труда в технологических видах труда, предполагающих в основном взаимодействие с машинами и механизмами.
По результатам диагностики типов личности посредством методики «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» выявились преобладающие типы личности. В данной выборке такими стали: «ответственный исполнитель» — 26 % (ориентирован на высокий профессионализм, высокое чувство ответственности и требовательности к себе и другим), «тревожно-мнительный» (ориентирован на высокий профессионализм, высокое чувство ответственности, нуждается в мягком подбадривании) — 22 %, «руководитель» (хороший организатор, ориентация на социальные нормы поведения) — 20 %. Остальные личностные типы представлены в примерно равных пропорциях.
Таким образом, исследование показало выраженное преобладание представителей сходных личностных типов. Для всех этих типов характерно предпочтение фигуры треугольника при рисовании. Треугольник рассматривают как «наступательную», «мужскую» фигуру, свидетельствующую о рациональности и активности. Нужно отметить, что в выборке преобладали лица мужского пола, как, в частности, в технических профессиях в целом.
На этапе статистического анализа результатов исследования проверялась значимость различий в показателях свойств темперамента у представителей технических профессий с разными личностными особенностями. При этом использовался статистический критерий Манна—Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками.
Статистический анализ показал, что существуют значимые различия в показателях свойств темперамента у таких личностных типов, как «интуитивный» и «вербальный руководитель»; «эмотив-ный» и «ответственный исполнитель».
«Интуитивный» тип личности имеет гораздо более низкую пластичность психической деятельности по сравнению с «вербальным руководителем» (различия значимы на уровнер < 0,05). «Эмотив-ный» тип личности имеет более низкий темп психической деятельности по сравнению с «ответственным исполнителем» (различия значимы на уров-нер < 0,05).
Типы «руководитель» и «ответственный исполнитель» в определенной степени противоположны по своим качествам «интуитивному» и «эмотивно-му» типам. Два последних личностных типа, в частности, характеризуются ориентацией не на разум и логику, а на внечувственный опыт, эмоции. Выявленное различие в свойствах темперамента только одно из многих.
Таким образом, исследование позволило выявить те индивидуально-типологические особенности, которые, возможно, повлияли на направление профессионального самоопределения. Среди представителей данного типа профессий преобладают лица с высоким темпом деятельности, малой эмоциональностью и сниженной способностью к взаимодействию с другими людьми. Для них характерны такие черты, как организованность, ответственность, ориентация на профессионализм, высокий уровень нормативности поведения.
Менее наглядны результаты анализа различий между свойствами темперамента у представителей различных личностных типов. Трудно объяснить,
почему замедленность действий и низкая скорость моторно-двигательных операций становятся основой для формирования эмотивного типа личности, а трудности с перестройкой программ деятельности — интуитивного. Возможно, такой результат обусловлен недостаточным объемом выборки испытуемых или несовершенством использованных способов анализа данных.
Таким образом, исследование показало целесообразность использования представленных диагностических методик в практике психологического профессионального консультирования.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
2. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 400 с.
3. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. — СПб.: Речь, 2002. — 72 с.
4. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учеб. пособие / Под общ. ред. В.А. Бодрова. — М.: Пер Сэ, 2003. — 768 с.
УДК 372.853.(075.8)
Е.С. Симбирских, доктор пед. наук Г.Н. Шеманаева О.П. Илларионова
Мичуринский государственный аграрный университет
ТЕХНОЛОГИИ АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ АПК
Современная российская и международная практика аграрного образования показывает, что одним из основных условий удовлетворения потребностей агропромышленного комплекса в конкурентоспособных квалифицированных специалистах, призванных обеспечить эффективное развитие компании, является построение системы непрерывного агробизнес-образования как единого многоуровневого преемственного процесса формирования агробизнес-культуры обучающегося на всех этапах дошкольного, школьного и профессионального образования.
Анализ научных работ по проблеме бизнес-образования (С. Брю, М. Вудкок, А.Г. Грязновой, Ф. Котлер, К. Кембелл, Л.И. Евенко, А.М. Зобо-ва, Д. Линдсей, К. Леви-Строс, А. Маслоу, К. Мак-конелл, С.Р. Филоновича, М.А. Эскиндарова, С.А. Щенникова и др.) подтвердил значительный вклад исследований в сфере образования взрослых, в частности дополнительного профессионального образования (Н.В. Кузьмина, Э.М. Ники-
тин, А.М. Новиков, А.П. Ситник, В.А. Сластенин, И.Д. Чечель, Ю.И. Турчанинова и др.), и практически полное отсутствие данных исследований на этапе довузовского и дошкольного образования.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и внедрение технологии агробизнес-образования в системе непрерывной подготовки кадров АПК «детский сад-школа—колледж—вуз».
Объект исследования: система непрерывной подготовки кадров АПК.
Предмет исследования: технология агробизнес-образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что реализация технологии агробизнес-образования в системе непрерывной подготовки кадров будет эффективной, если:
♦ образовательные услуги разрабатываются на основе изучения и удовлетворения потребностей аграрного бизнеса в конкурентоспособных специалистах, что обеспечивает учет ин-