Научная статья на тему 'Диагностика индивидуально-типологических особенностей представителей технических профессий'

Диагностика индивидуально-типологических особенностей представителей технических профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2272
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ТИП ЛИЧНОСТИ / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / TEMPERAMENT / PERSONALITY / METHODS OF DIAGNOSING PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PROFESSIONAL ADVICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваленок Т.П.

Рассматриваются результаты исследования темперамента и типов личности в выборке представителей технических профессий. Приводятся результаты статистического анализа значимости различий в показателях свойств темперамента у испытуемых с разными личностными типами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnosis of individual typological features representatives from the technical professions

Discusses results of a study of temperament and personality types in a sample of representatives of the technical professions. Results statistical analysis the significance of differences in the characteristics of temperament in subjects with different personality types.

Текст научной работы на тему «Диагностика индивидуально-типологических особенностей представителей технических профессий»

47

%

50 40 30 20 10

Рис. 3. Мнения школьников о результатах участия в профориентационной программе:

1 — узнали новое о профессии космонавта;

2 — узнали профессиональные обязанности космонавта; 3 — приобрели опыт действовать

в сложных ситуациях; 4 — появилась уверенность в своих познаниях; 5 — смогли реализовать свои представления о космическом корабле; 6 — приобрели знания о создании и планировании космических экспериментов; 7 — помогли самоутвердиться, почувствовать носителем профессии

зволил получить представление о влиянии проведенных профориентационных мероприятий на осознание своего профессионального выбора и личностное развитие (рис. 3).

На диаграмме видно, что большинство школьников отметили как положительный результат участия в программе — это возможность самоутвердиться (47 %), приобрести уверенность в своих силах (26 %) и узнать о профессиональных обязанностях космонавтов (38 %). Полученные результаты позволяют утверждать, что организованные мероприятия, с одной стороны позволили участвующим в них школьникам получить расширенное и аде-

кватное представление о деятельности специалистов в космической отрасли, а, с другой стороны, осознать правильность своего профессионального выбора, того направления профессиональной деятельности, которое им ближе и в большей мере соответствует способностям и склонностям.

Таким образом, можно констатировать, что разработанная и реализованная на базе ЦПК им. Ю.А. Гагарина профориентационная программа показала свою эффективность в формировании у старшеклассников осознанного профессионального выбора, что достигалось путем реализации комплекса профориентационных мероприятий, организованных с учетом личностно-ориентиро-ванного и деятельностного подходов, с опорой на активные методы обучения. Это в целом способствовало формированию осознанной позиции подростков в выборе направлений будущей профессиональной деятельности, позволило им адекватно оценить свои возможности и склонности, а также дало импульс к формированию интереса к работе в космической отрасли.

Список литературы

1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры. Азбука профориентации. — СПб.: Речь, 2006. — 240 с.

2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. — 2-е изд. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб. по-соб. для высшей школы. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 192 с.

4. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. — М.. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 296 с.

0

УДК 37.015.3

Т.П. Коваленок, канд. психол. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Зависимость профессионального пути личности от индивидуально-типологических особенностей — проблема, которая давно волнует психологов. Взаимодействие человека со средой рассматривается как активный процесс, в котором человек выступает как субъект, осуществляющий во многом неосознаваемый выбор под влиянием индивидуально-типологических свойств [1]. Как одно из таких свойств рассматривается темперамент [2, 3]. Он является основанием, на котором формируются ре-

гулирующие структуры более высокого уровня, общий склад личности. В отечественной психологии преобладает точка зрения на темперамент как основу развития характера. Подчеркивается, что черты характера могут маскировать или усиливать свойства темперамента, но в экстремальных ситуациях проявляются именно особенности темперамента. Отмечается, что темперамент может выступать важным фактором профессионализации и условием успешности в профессиональной деятельности [4].

Одной из проблем практики профессионального консультирования является проблема диагностики индивидуально-типологических особенностей личности, прогнозирования успешности профессионалов [3]. При этом опросные методы, представляющие собой структурированные самоотчеты, позволяют получить информацию о личности, зачастую искажаемую желанием испытуемых соответствовать социальным нормам, неадекватностью представлений о себе. Многие исследователи считают перспективным использование графических методов диагностики. При этом выполнение задания активизирует не логические, а образные формы мышления, в результатах проявляются в обобщенной форме и типологические особенности психики, и неповторимый индивидуальный жизненный опыт личности [2].

Актуальным является исследование диагностических возможностей графических методов применительно к практике профессионального консультирования, а также оценка особенностей взаимосвязи свойств темперамента с личностными образованиями более высокого уровня.

Такое исследование было проведено в Московском государственном университете путей сообщения (Институт транспортной техники и систем управления). Испытуемыми стали 70 студентов, обучающихся специальностям «Технология машиностроения», «Вагоны, инженер путей сообщения» и «Управление в технических системах» и параллельно работающих в ОАО РЖД. В основном они занимают следующие должности: электромеханик связи, электромеханик, осмотрщик-ремонтник вагонов, машинист, слесарь, слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов, инженер эксплуатации подвижного состава, помощник машиниста, слесарь по ремонту подвижного состава, автомеханик, инженер микропроцессорных систем. Таким образом, обследованная выборка представляла собой группу специалистов в области технических профессий.

Предполагалось, что в выборке профессионалов будут преобладать определенные особенности темперамента и типы личности, при этом личностные типы будут различаться по свойствам темперамента.

Для проведения исследования использовались методики, направленные на изучение структуры темперамента и на выявление типа личности. Для изучения структуры темперамента — личностный опросник В.М. Русалова (ОФДСИ) [4], для определения типа личности — «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» [3].

Опросник структуры темперамента был разработан В.М. Русаловым на основе представления о темпераменте как совокупности формально-динамических особенностей протекания психиче-

ских процессов. В основе выделения определенных свойств темперамента лежат представления о блоках функциональной системы, обеспечивающей деятельность. Понятие функциональной системы было предложено П.К. Анохиным в качестве модели, описывающей регуляцию поведения. Модель состоит из четырех блоков — блока афферентного синтеза (переработка поступающей информации), блока программирования, исполнительного блока и блока оценки. Функционирование каждого из этих блоков связано с определенным свойством темперамента. Особенности афферентного синтеза связаны с таким свойством темперамента, как эргичность (активность, работоспособность). Легкость перестройки программ поведения обеспечивается пластичностью. Темп определяет скорость психического реагирования, исполнения программ поведения. Эмоциональность — оценка — чувствительность к расхождению цели и результата деятельности. Электроэнцефалографические исследования показали обоснованность выделения таких свойств темперамента, и в настоящее время это одна из самых известных и обоснованных теорий темперамента.

Автор теории темперамента В.М. Русалов считает, что свойства темперамента по-разному проявляются в предметной деятельности и общении. Поэтому он различает предметную эргичность и социальную эргичность, предметный темп и социальный темп и т. д., а в разработанном им опроснике измеряются эти характеристики индивидуальности.

Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» направлена на выявление индивидуально-типологических различий и представляет собой модификацию теста Э. Ма-хони, сделанную А.В. Либиным и доработанную Е.С. Романовой. Испытуемым предлагалось на трех разных и пронумерованных листочках нарисовать человека из треугольников, кругов и квадратов. В сумме количество элементов должно было быть равно 10. Анализ полученных рисунков позволяет отнести испытуемого к одному из 8 типов личности:

1. «Руководитель» — человек, имеющий склонность к организаторской и руководящей деятельности; обладает хорошей способностью адаптироваться в социальной сфере, ориентирован на социально значимые нормы поведения. Выделяются подтипы — «вербальный руководитель» (педагог), «ситуативный руководитель».

2. «Ответственный исполнитель» — обладает многими чертами, присущими типу «руководитель», но менее решительный; ориентирован на высокий профессионализм, высокое чувство ответственности и требовательности к себе и другим.

3. «Тревожно-мнительный» — имеет разносторонние способности; может поменять профес-

сию на совершенно противоположную; не переносит грязь и беспорядок, из-за этого могут случаться конфликты с другими людьми; нуждается в легком подбадривании.

4. «Ученый» — легко абстрагируется от реальности; обладает «концептуальным умом»; рационально продумывает свое поведение; обладает душевным равновесием.

5. «Интуитивный» — обладает чувствительной нервной системой; имеет повышенную чувствительность к новизне; альтруистичен; хорошее образное мышление и самоконтроль.

6. «Изобретатель, конструктор, художник» — имеет хорошее техническое мышление и богатое воображение; эмоциональны.

7. «Эмотивный» — чувствителен по отношению к другим людям; тратит много времени на сопереживание и сочувствие, это мешает им в их собственной деятельности.

8. «Нечувствительный к переживаниям других» — обладает противоположной тенденцией эмотивному типу; может заставить других людей делать то, что считает нужным.

В основе этого теста положены представления о символичности геометрических фигур, используемых при выполнении задания. Так, круг рассматривается как символ, означающий одобрение, чувственность, дружеское отношение, игривость. Квадрат означает спокойствие, рациональный, практический подход к действительности. Треугольник символизирует агрессию, желание самоутвердиться, активность. Предпочтение определенных фигур связано с личностными особенностями, не всегда осознаваемыми самим автором рисунка.

Диагностика с использованием описанных методик проводилась в рамках учебных занятий, полученные данные соотносились с нормой или содержательно интерпретировались.

Анализ результатов исследования темперамента показал, что в данной выборке представителей технических профессий наиболее выраженной по сравнению с нормой общей особенностью темперамента является низкая эмоциональность. Это свидетельствует о незначительном эмоциональном реагировании при неудачах, нечувствительности к неуспеху дела, спокойствии, уверенности в себе.

Другой, относительно выраженной по сравнению с другими показателями темперамента особенностью стала низкая социальная пластичность. Это говорит о трудностях в подборе форм социального взаимодействия, низком уровне готовности к вступлению в социальные контакты, стремлении к поддержанию монотонных контактов.

Можно также отметить среднюю, ближе к высокой скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двига-

тельную быстроту, высокую психическую скорость при выполнении конкретных заданий. По остальным показателям выраженности свойств темперамента для большинства испытуемых характерен средний уровень.

Такие формально-динамические особенности психической деятельности в целом соответствуют содержанию труда в технологических видах труда, предполагающих в основном взаимодействие с машинами и механизмами.

По результатам диагностики типов личности посредством методики «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» выявились преобладающие типы личности. В данной выборке такими стали: «ответственный исполнитель» — 26 % (ориентирован на высокий профессионализм, высокое чувство ответственности и требовательности к себе и другим), «тревожно-мнительный» (ориентирован на высокий профессионализм, высокое чувство ответственности, нуждается в мягком подбадривании) — 22 %, «руководитель» (хороший организатор, ориентация на социальные нормы поведения) — 20 %. Остальные личностные типы представлены в примерно равных пропорциях.

Таким образом, исследование показало выраженное преобладание представителей сходных личностных типов. Для всех этих типов характерно предпочтение фигуры треугольника при рисовании. Треугольник рассматривают как «наступательную», «мужскую» фигуру, свидетельствующую о рациональности и активности. Нужно отметить, что в выборке преобладали лица мужского пола, как, в частности, в технических профессиях в целом.

На этапе статистического анализа результатов исследования проверялась значимость различий в показателях свойств темперамента у представителей технических профессий с разными личностными особенностями. При этом использовался статистический критерий Манна—Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками.

Статистический анализ показал, что существуют значимые различия в показателях свойств темперамента у таких личностных типов, как «интуитивный» и «вербальный руководитель»; «эмотив-ный» и «ответственный исполнитель».

«Интуитивный» тип личности имеет гораздо более низкую пластичность психической деятельности по сравнению с «вербальным руководителем» (различия значимы на уровнер < 0,05). «Эмотив-ный» тип личности имеет более низкий темп психической деятельности по сравнению с «ответственным исполнителем» (различия значимы на уров-нер < 0,05).

Типы «руководитель» и «ответственный исполнитель» в определенной степени противоположны по своим качествам «интуитивному» и «эмотивно-му» типам. Два последних личностных типа, в частности, характеризуются ориентацией не на разум и логику, а на внечувственный опыт, эмоции. Выявленное различие в свойствах темперамента только одно из многих.

Таким образом, исследование позволило выявить те индивидуально-типологические особенности, которые, возможно, повлияли на направление профессионального самоопределения. Среди представителей данного типа профессий преобладают лица с высоким темпом деятельности, малой эмоциональностью и сниженной способностью к взаимодействию с другими людьми. Для них характерны такие черты, как организованность, ответственность, ориентация на профессионализм, высокий уровень нормативности поведения.

Менее наглядны результаты анализа различий между свойствами темперамента у представителей различных личностных типов. Трудно объяснить,

почему замедленность действий и низкая скорость моторно-двигательных операций становятся основой для формирования эмотивного типа личности, а трудности с перестройкой программ деятельности — интуитивного. Возможно, такой результат обусловлен недостаточным объемом выборки испытуемых или несовершенством использованных способов анализа данных.

Таким образом, исследование показало целесообразность использования представленных диагностических методик в практике психологического профессионального консультирования.

Список литературы

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.

2. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 400 с.

3. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. — СПб.: Речь, 2002. — 72 с.

4. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учеб. пособие / Под общ. ред. В.А. Бодрова. — М.: Пер Сэ, 2003. — 768 с.

УДК 372.853.(075.8)

Е.С. Симбирских, доктор пед. наук Г.Н. Шеманаева О.П. Илларионова

Мичуринский государственный аграрный университет

ТЕХНОЛОГИИ АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ АПК

Современная российская и международная практика аграрного образования показывает, что одним из основных условий удовлетворения потребностей агропромышленного комплекса в конкурентоспособных квалифицированных специалистах, призванных обеспечить эффективное развитие компании, является построение системы непрерывного агробизнес-образования как единого многоуровневого преемственного процесса формирования агробизнес-культуры обучающегося на всех этапах дошкольного, школьного и профессионального образования.

Анализ научных работ по проблеме бизнес-образования (С. Брю, М. Вудкок, А.Г. Грязновой, Ф. Котлер, К. Кембелл, Л.И. Евенко, А.М. Зобо-ва, Д. Линдсей, К. Леви-Строс, А. Маслоу, К. Мак-конелл, С.Р. Филоновича, М.А. Эскиндарова, С.А. Щенникова и др.) подтвердил значительный вклад исследований в сфере образования взрослых, в частности дополнительного профессионального образования (Н.В. Кузьмина, Э.М. Ники-

тин, А.М. Новиков, А.П. Ситник, В.А. Сластенин, И.Д. Чечель, Ю.И. Турчанинова и др.), и практически полное отсутствие данных исследований на этапе довузовского и дошкольного образования.

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и внедрение технологии агробизнес-образования в системе непрерывной подготовки кадров АПК «детский сад-школа—колледж—вуз».

Объект исследования: система непрерывной подготовки кадров АПК.

Предмет исследования: технология агробизнес-образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что реализация технологии агробизнес-образования в системе непрерывной подготовки кадров будет эффективной, если:

♦ образовательные услуги разрабатываются на основе изучения и удовлетворения потребностей аграрного бизнеса в конкурентоспособных специалистах, что обеспечивает учет ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.