Научная статья на тему 'СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ / РАННЯЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ / СКРИНИНГОВЫЕ МЕТОДИКИ / ШКАЛЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Муратова Марианна Алексеевна, Деменцева Елена Сергеевна

В современном обществе наблюдается увеличение количества детей раннего возраста с неярко выраженными симптомами несоответствия онтогенезу. Вследствие этого всё большую значимость приобретает ранняя оценка развития детей. Раннее выявление отклонений в развитии позволяет раньше начать коррекционную работу и избежать системных нарушений в развитии ребенка. Оценка развития в раннем возрасте имеет свои особенности. Созревание головного мозга и нервной системы отражается в физическом, психическом и речевом развитии ребёнка. Культурно-исторические условия разных стран предполагают разные подходы к развитию детей и его оценке. Возможность самостоятельного использования оценки развития ребёнка родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Муратова Марианна Алексеевна, Деменцева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF DOMESTIC AND FOREIGN METHODS OF ASSESSING THE DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN

In modern society, there is an increase in the number of young children with mild symptoms of inconsistency with ontogenesis. As a result, early assessment of children's development is becoming increasingly important. Early detection of developmental abnormalities allows you to start correctional work earlier and avoid systemic disorders in the development of the child. Assessment of development at an early age has its own characteristics. The maturation of the brain and nervous system is reflected in the physical, mental and speech development of the child. The cultural and historical conditions of different countries suggest different approaches to the development of children and its assessment. The ability to independently use the assessment of the child's development by parents.

Текст научной работы на тему «СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

УДК 371

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

кандидат биологических наук, доцент Муратова Марианна Алексеевна Академия психологии и педагогики Федерального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" (г. Ростов-на-Дону);

студентка Деменцева Елена Сергеевна Академия психологии и педагогики Федерального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" (г. Ростов-на-Дону)

Постановка проблемы. Многие специалисты говорят о том, что количество детей, рождающихся с ограниченными возможностями здоровья, увеличивается с каждым годом [1, 2, 10]. В то же время в современном обществе сложилась тенденция к увеличению количества детей, которых можно отнести к группе риска по возникновению нарушений психического и речевого развития одновременно. Это дети с нарушениями нервно-психического развития, у которых в раннем возрасте проявляются только неярко выраженные симптомы несоответствия онтогенезу, не привлекающие внимание родителей. Вследствие этого родители и специалисты иногда не уделяют им должное внимание. Со временем эти симптомы становятся более выраженными и тогда специалисты, врачи и родители начинают принимать различные усилия для преодоления отклонений. В противном случае эти дети могут оказаться в поле внимания специалистов в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда эти отклонения приведут к появлению вторичных нарушений и отклонения развития примут системный характер.

Работы Т.В. Волосовец и других учёных содержат современное понимание механизмов психических и речевых нарушений, которое заключается в том, что как можно более раннее выявление и раннее начало коррекционной работы позволяет использовать высокую пластичность нервной системы ребёнка в преддошкольном периоде развития и сензитивный период развития психических функций [6].

В нашей стране в системе специального образования формируется новое структурное звено - это система раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка. Усилия многих специалистов направлены на организацию ранней помощи детям с отклонениями в развитии (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Е.Ф. Архипова, Е.А. Стреблева, Ю.А. Разенкова, Т.В. Пелымская, О.А. Новикова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева, Е.Р. Баенская и др.). Так, специалистами Института коррекционной педагогики РАО была разработана и постепенно внедряется модель ранней помощи детям с разными отклонениями в развитии.

Специалисты считают, что причины отклонений в развитии нервно-психических функций у детей раннего возраста чаще всего возникают в перинатальный период и поэтому необходимо, чтобы усилия специалистов были направлены на их раннюю диагностику и коррекцию [9].

Изложение основного материала исследования. Особенностью диагностики в раннем возрасте является то, что все психические функции в это время находятся в стадии своего формирования. Существующие методики диагностики являются комплексными. Это связано с тем, что все психические функции взаимосвязаны в своём развитии. Одни являются предпосылками для развития других, более высших форм, дифференцированных процессов. Моторное развитие ребёнка тянет за собой психическое и речевое и, также, психическое и речевое развитие оказывает влияние на развитие двигательной сферы. Например, готовность органов артикуляции осуществлять функцию речи напрямую связана с анатомо-физиологическим базисом, развивающимся в процессе осуществления таких потребностей как пищеварение, дыхание, обоняние [10].

Е.С. Кешинян отмечает, что оценка развития ребёнка в раннем возрасте должна быть многогранна, т.е. должны быть выделены разные линии развития. Так как обследование в этом случае будет отражать созревание головного мозга и нервной системы в целом (дифференциация клеток, формирование внутри- и межполушарных связей и т.д.) [3].

Необходимо отметить, что нарушения развития у детей раннего возраста, в первую очередь проявляются в поведении и двигательной сфере, а уже потом в других видах деятельности ребёнка дошкольника. Кроме этого, чем более ранний возраст ребёнка, тем более показательной значимостью обладают критерии психомоторного развития.

Таким образом, чтобы правильно оценить ход развития в раннем возрасте, необходимо проводить диагностику не отдельной функции, а психоречевого и двигательного развития ребёнка в целом. Вследствие всех этих особенностей методики диагностики психоречевого развития детей в раннем возрасте существенно отличаются от методик диагностики психического и речевого развития в дошкольном возрасте.

Ю.А. Разенкова отмечает, что эффективность раннего выявления и дальнейшей коррекционной работы с детьми раннего возраста будет зависеть от существования, качества и надёжности методик, соответствующих этой цели [8].

Проблемой изучения особенностей развития детей в раннем возрасте в разное время занимались отечественные (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, Е.А. Стребелева и др.) и зарубежные исследователи (Ж. Пиаже, А.А. Gezell, N. Вау1еу, Т. Hellbrugge, W.K. Frankenburg, АЛ. Сар^е, D. L. Robins, D. Fein, L. Fenson, P. Dale, A. Yousafzai и др.).

Культурно-исторические условия разных стран предполагают и разные подходы к развитию детей и его оценке. Соответственно, методики оценки развития детей раннего возраста, созданные в разных странах имеют отличную друг от друга методологическую основу, влияющую на подходы к оценке развития детей, её целям и задачам.

Зарубежные психологи (Ж. Пиаже, Э.Эриксон, С. Холл, К. Бюллер и др.) рассматривают ход психического развития ребёнка как процесс перехода от индивидуального к социальному. На психическое развитие ребёнка оказывает влияние наследственность и окружающая среда, а формой развития является приспособление [5].

В отечественной психологии была разработана целостная концепция психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин и др.), согласно которой ход развития заключается в усвоении и присвоении ребёнком общественно-исторического опыта в процессе обучения и деятельности. На ход этого процесса влияет морфофизиологические особенности головного мозга и общение [5].

Наиболее известными и часто используемыми зарубежными диагностическими методиками в нашей стране являются Денверский скрининг-тест развития (DDST); шкала ментального развития Гриффитс; шкала КАТ-КЛАМС; модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей (M-CHAT); Мюнхенская функциональная диагностика развития детей (МФДР); Кентская шкала оценки развития младенцев (KID, RCDI-2000).

Из отечественных диагностических методик необходимо назвать диагностику нервно-психического развития детей первого, второго и третьего года жизни, разработанную Э.Л. Фрухт, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой; количественну оценку уровня ПМР ребенка (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова); тест развития детей первого года жизни

(О.В. Баженова); тест «ГНОМ» график нервно-психического обследования младенцев (Г.В. Козловская и соавторы). Помимо этого существует ряд отечественных методик, направленных на диагностику в раннем возрасте отдельно познавательного, психического, речевого и психоречевого развития детей раннего возраста (Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стреблева, Е.В. Шереметьева и др.).

Большинство отечественных и зарубежных методик разработаны исследователями на основе лонгитюдных наблюдений за ходом нормального развития репрезентативного количества детей. Сопоставление характеристик поведения ребёнка с выделенными формализованными требованиями к умениям и навыкам ребёнка, дифференцированными по возрасту, позволяет определить наличие или отсутствие возможных отклонений.

Диагностические методики имеют разные формы: скрининговое обследование (DDST, M-CHAT, КАТ-КЛАМС), тесты (диагностика НПР), шкалы (МФДР, шкала Гриффитс), опросники для родителей (KID, RCDI-2000). Вследствие этого время проведения обследования при использовании методик оценки развития, основанных на психометрическом подходе, различно:

- Тест «ГНОМ»: 20-40 минут.

- Тест развития детей первого года жизни (Баженова О.В.): 10-30 мин.

- Денверский скрининг-тест развития (DDST): 30-60 мин.

- Шкала ментального развития R. Griffiths: 30-90 мин.

- Шкала CAT-CLAMS: 5-20 мин.

- Кентская шкала оценки развития младенцев KID, RCDI-2000: 30-90 мин для заполнения анкеты родителями.

В других методиках оценки развития, менее стандартизированных, время проведения обследования не так строго регламентировано: Мюнхенская функциональная диагностика развития детей, Диагностика нервно-психического развития детей первого, второго и третьего года жизни и другие.

Отечественные и зарубежные методики обеспечивают стандартизированную процедуру обследования и позволяют не только оценить развитие ребёнка, но и проследить его динамику, а также выявить отстающие в своём развитии компоненты и сформировать программу коррекции. При этом, зарубежные методики диагностики являются по сути диагностическим блоком в целостной образовательной программе раннего вмешательства. Например, денверовская программа раннего вмешательства.

Несмотря на то, что цель диагностики в отечественных и зарубежных методиках является общей - контроль психического и двигательного развития ребёнка, предмет диагностики несколько отличается. Например, показатель "понимания речи" выделяется в Мюнхенской функциональной диагностике (с конца 10 мес.), в диагностике нервно-психического развития первого, второго и третьего года жизни (с 7 мес. выделяется подготовительный этап понимания речи), по шкале оценки понимания речи Е.М. Мастюковой этот показатель выделяется с 3-6 мес. (прислушивается, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса). В денверовском тесте и шкале Гриффитс показатели понимания речи не выделяются, отслеживается только показатели активной речи ребёнка. Это можно объяснить тем, что обе эти методики относятся к скрининговым и направлены на быстрое выявление детей с возможными отклонениями в развитии. В то же время это затрудняет своевременное выявление возможных ранних признаков отклонений в развитии.

В целом обследование развития ребёнка во всех методиках проводится по нескольким сферам: крупная моторика, мелкая моторика, социально-эмоциональная сфера, самообслуживанием [2].

Анализ показывает, что отечественные методики диагностики в раннем возрасте имеют в основном достаточно большое количество "линий развития", т.е. предназначены для более детального и углублённого исследования развития ребёнка. Среди зарубежных методик существуют как методики предварительной скрининговой оценки психофизического состояния ребёнка, включающие до трёх "линий развития", так и диагностические методики, в которых развитие ребёнка оценивается более углублёно.

Вслед за И.Ю. Левченко можно отметить, что требования предъявляемые при оценке речевого развития, эмоциональных реакций, способов взаимодействия детей раннего возраста со взрослыми в отечественных диагностических методиках в некоторой степени выше, чем в зарубежных [4, 7]. Например, по шкале Гриффитс показатель слуховой реакции на собственное имя выделяется в 7 мес. ("отвечает" когда его зовут), а в диагностике нервно-психического развития детей первого года жизни в 6 мес. выделяется способность ребёнка по-разному реагировать на своё и чужое имена.

Диагностические методики в форме опросников для родителей имеют преимущество в том, что родители достаточно много наблюдают за своими детьми и могут более детально описать поведение ребёнка. В то же время ответы родителей о наличии или отсутствии тех или иных навыков у ребёнка носят субъективный характер. Родители в целом не имеют возможности самостоятельно использовать скрининговые методики, тесты и шкалы развития детей раннего возраста, так как специальной адаптации этих методик для этой цели не проводилось.

Выводы. Подводя итог проведённого анализа можно сделать следующие выводы:

- вследствие неблагоприятной тенденции к увеличению числа детей, относящихся к группе риска по возникновению нарушений одновременно психического и речевого развития очень важно проводить динамическую оценку развития детей в раннем возрасте;

- вариант методики оценки развития необходимо подбирать в соответствии с целями и задачами исследования;

- для обследования детей раннего возраста при индивидуальном подходе лучше использовать диагностические методики, в которых содержатся подробные линии развития каждой сферы;

- при обследовании необходимо учитывать то, что отечественные и зарубежные методики созданы в разных социокультурных условиях, разных подходах к развитию детей и его оценке, в разных научных подходах к определению возрастной нормы;

- существующие отечественные и зарубежные методики оценки развития детей не подходят для самостоятельного использования родителями, потому что требуют навыков нейропсихологического, неврологического тестирования, наличие специального тестового материала, сложных количественных подсчётов результатов.

- для определения возможности практического использования зарубежных методик оценки развития детей раннего возраста необходимо не только адаптировать, но и продолжать сопоставительные исследования отечественных и зарубежных методик и соотносить результаты, полученные с помощью разных диагностических методик.

Аннотация. В современном обществе наблюдается увеличение количества детей раннего возраста с неярко выраженными симптомами несоответствия онтогенезу. Вследствие этого всё большую значимость приобретает ранняя оценка развития детей. Раннее выявление отклонений в развитии позволяет раньше начать коррекционную работу и избежать системных нарушений в развитии ребенка. Оценка развития в раннем возрасте имеет свои особенности. Созревание головного мозга и нервной системы отражается в физическом, психическом и речевом развитии ребёнка. Культурно-исторические условия разных стран предполагают разные подходы к развитию детей и его оценке. Возможность самостоятельного использования оценки развития ребёнка родителями.

Ключевые слова: анализ, ранний возраст, отклонения в развитии, ранняя оценка развития, скрининговые методики, шкалы развития.

Annotation. In modern society, there is an increase in the number of young children with mild symptoms of inconsistency with ontogenesis. As a result, early assessment of children's development is becoming increasingly important. Early detection of developmental abnormalities allows you to start correctional work earlier and avoid systemic disorders in the development of the child. Assessment of development at an early age has its own characteristics. The maturation of the brain and nervous system is reflected in the physical, mental and speech development of the child. The cultural and historical conditions of different countries suggest different approaches to the development of children and its assessment. The ability to independently use the assessment of the child's development by parents.

Key words: analysis, young children, developmental abnormalities, early assessment of development, screening techniques, development scales.

Литература:

1. Архипова, Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей / Е.Ф. Архипова. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2012. - 160 с.

2. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / [Н.В. Серебрякова]; под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2021. - 64 с.

3. Кешишян, Е.С. Оценка психомоторного развития ребёнка раннего возраста в практике педиатра / Е.С. Кешишян, Е.С. Сахарова, Г.А. Алямовская. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 104 с.

4. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Теория и практика / И.Ю. Левченко. - М.: «Академия», 2000. - 232 с.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М: Юрайт, 2020г. - 460 с.

6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / [Т.В. Волосовец и др.]; под ред. Т. В. Волосовец. - М.: «Академия», 2002. - 200 с.

7. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А.Добровольская. [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: «Академия», 2003. - 320 с.

8. Разенкова, Ю.А. К вопросу об использовании отечественных и зарубежных методик диагностики психомоторного развития в качестве инструмента раннего выявления возможных отклонений в развитии. Дискуссионные аспекты проблемы / Ю.А. Разенкова // Альманах ИКП РАО. - 2000 г. - № 2. - С. 12-16

9. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации / [Г.А. Асмолова и др.]; под ред. В.М. Шкловского. - М.: - 2015.

10. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст] / Е.В. Шереметьева. - М.: Национальный книжный центр, 2012. - 168 с.

УДК 371

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

студентка Мухамедзянова Ильнара Мирхатовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Бакиева Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В период глобализации, на фоне развития современного российского общества все отчетливее встает вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, патриотически настроенного гражданина российского общества. В этой связи перед образованием встаёт проблема формирования региональных знаний обучающихся, понимающих культуру народов, проживающих в родном регионе.

Необходимо выявить проблемы, для этого мы рассмотрим основные понятия: «культурный регион», «знание», «региональные знания».

Изложение основного материала исследования: за многовековую историю человеческая культура преодолела долгий путь от практического минимума до мастерства. Она всегда двигалась: появившись на свет, развивалась и двигалась из одного места в другой, передавалась к новым поколениям, все время дополнялась новыми данными и духовными мыслями. Культура изменялась, появлялись новые виды. Культурная динамика надолго обозначила изменения в искусстве, стала общим знаменателем для дальнейшей научной работы для гуманитарных наук.

В новом времени наука требует современного взгляда на историю и культуру. Особого внимания требует отдельное изучение истории регионов и областей. Главной причиной столь пристального изучения является центральное место культуры как стержня. При наличии твердого основания дальнейшее развитие культуры будет происходить максимально размеренно, без рывков и скачков.

Как утверждают философы, культура как явление эстетическое формирует у человека эстетические переживания, особые отношения к прекрасному и безобразному [1, С. 13].

Поэтому, не смотря на наличие общих особенностей и правил в культуре, мы сталкиваемся с тем, что она отличается в различных районах. Этнос имеет свойство изменяться, и он меняется под действиями событий эпохи, а также влиянием извне.

Таким образом, культура в целом помогает решить две задачи: во-первых, через художественное восприятие прививаются привычные для народа нормы и ценности, а также происходит регионально-художественное воспитание. Во-вторых, данные нормы в следствии становятся образцом, и соблюдение их в дальнейшем обеспечит привычное и правильное течение жизни. Собираясь воедино эти каноны и правила под действием длительного времени образуют самобытность культуры.

Известно, что региональный компонент художественного образования является общим знаменателем для таких понятий как культурное наследие региона.

По мнению педагогов, региональный компонент художественного образования помогает распознать национальное и региональное своеобразие культуры и искусства, при этом оказывает мощнейшее влияние эстетическое воспитание обучающихся [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.