УДК 378
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НИГИЛИСТОВ ЦЗЯ БАОЮЯ В РОМАНЕ «СОН В КРАСНОМ ТЕРЕМЕ» И БАЗАРОВА В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Вань Циньлэ
Аннотация. В этой работе проведён сопоставительный анализ нигилистов Цзя Баоюй в романе «Сон в красном тереме» и Базаров в романе «Отцы и дети». Путём сравнения отношения героев к родителям, искусству и женщине, анализа причины появления нигилистического характера Цзя Баоюя и Базарова, мы обобщаем мировоззрение писателей и их отношение к жизни.
Ключевые слова: Цзя Баоюй; Базаров; нигилизм, «Отцы и дети», Тургенев, лишний человек.
Тургенев и Цао Сюэцинь - известные писатели, которые внесли большой вклад в развитие мировой литературы. Их произведения «Отцы и дети» и «Сон в красном тереме» стали объектами исследования всемирных учёных. До сих пор, продолжаются исследования двух персонажей. Многие учёные занимаются работой над героем Базарова в качестве нового человека или нигилиста. Для многих ученых предоставляет большой интерес причина смерти Базарова. Большинство ученых относят главного героя романа «Сон в красном тереме» Цзя Баоюя к катетории «лишнего человека». Учёные обращают внимание на его сильный нрав и уважительное отношение к женщине. Существует такое мнение, что Цзя Баоюй в своё время являлся китайским нигилистом [1]. Поэтому, в данной работе мы сравниваем двух персонажей, которые отличаются эпохой, страной, характерами и так далее. Автор этой работы сравнивает персонажей Базарова и Цзя Баоюя с концепцией нигилизма, отмечает сходные и отличительные черты между двумя героями.
Нигилизм - это идея, которая отрицает культурно-историческое наследие человечества, отрицает национальную культуру. Нигилизм представляет собой философскую концепцию, которая выдвигает следующие идеи: 1) не существует никакой нравственности, которую называют реальной; 2) ничто явно не указывает на существование высшего создателя всего сущего; 3) бытие не имеет истины, нет правильных и неправильных поступков, объективно их ценность одинакова. Таким образом, настоящий нигилист - это разочаровавшийся в мире человек. Понятие нигилизма как наиболее саркастическая концепция, представляет собой скрывающую под маской цинизма горечь разочарования во всем сущем и осознания тщетности бытия [2].
Цзя Баоюй занимает низкое положение в романе «Сон в красном тереме», а также в своей семье. Хотя он единственный внук в доме, тем не менее, он жалкий и несчастный. Его отец Цзя Чжэн имеющий феодальные взгляды, строго воспитывал Цзя Баоюя. Из романа мы можем узнать, что в сердце Цзя
Баоюя присутствует сильная боязнь перед отцом. И причина этой боязни содержится в культурно-исторических факторах. Во-первых, основываясь на культурных ценностях, люди придавали большое значение роли мужчины в обществе. И эта мысль уже существует на протяжении двух тысяч лет. Поэтому Цзя Чжэн надеется на то, что сын сможет превзойти окружающих его людей. Но дело в том, что у Цзя Чжэна нет надлежащего метода воспитания, недостаточно опыта. Он заурядный, глупый, поверхностный человек. Во-вторых, мечтая вырастить сына великим человеком - это естественное желание, присущее всем родителям. И когда Цзя Баоюй появился на свет с яшмой, люди ознаменовали его как талантливого ребёнка. Любовь к чтению, владение пером - это и есть признаки таланта. Когда Баоюй исполнился год, господин Цзя Чжэн решил узнать, каковы наклонности и склонности у мальчика, и разоложил перед ним множество всяких предметов. Вопреки ожиданиям мальчик схватил белила, румяна, шпильки и кольца [3]. Это означало то, что сын может увлечься вином и женщинами. С течением времени эти факторы пробудили в Баоюе желание противостоять действительности, поэтому между ним и его отцом возникли противоречия.
Цзя Чжэн является символом феодализма. Он стремится к реальности. И он хочет, чтобы его сын тоже смог жить реальной жизнью. Но романтичный по своей натуре молодой человек отдает предпочтение романтизму перед реальностью. Таким образом, противоречия двух сторон сталкиваются. И Баоюй постепенно становится равнодушнымпо отношению к отцу. В данной ситуации отец в связи с его высоким положением имеет большее преимущество. И Баоюй, воспитанный отцом, сопротивляется ему, как и сопротивляется феодализму. Но он в силах осуществить свои желания.
А в романе «Отцы и дети» друг Базарова Аркадий скажет ему, что он нигилист, который ничего не уважает, ничего не признает, ко всему относится с критической точки зрения. И он не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип. Более того, он равнодушен к родителям. Несмотря на то, что они очень любят его и гордятся им. Сын - врач, который получил высшее образование. По по знаниям сын несомненно выходит в ряды лидеров в своём городе. И в их понимании, врач - это почётная профессия. Отец Базарова тоже врач, но он отстаёт от сына по работе. У него нет глубоких познаний в области медицины. Его успехи в работе в какой-то степени зависят от полученного опыта. Вернувшись из дома друга, Базаров уделяет почти всё своё время экспериментам. Он не заинтересован в общении с родителями. По его мнению, родители мешают ему. Например, в двадцать восьмой части романа, старики Базаровы обрадовались неожиданному приезду сына. Но Базаров, показывая недовольство говорит: «Я к тебе на целых шесть недель приехал, старина, я работать хочу, так ты уж, пожалуйста, не мешай мне». Выслушав слова сына, старики Базаровы даже не решаются спросить его, что он желает к обеду [4]. Любовь родителей очень чистая и искренняя.
Базаров, пользуясь уважением родителей, овладевает инициативой в этих отношениях. Во время спора с дядей своего друга Аркадия, он ни одного верста не уступает. У него своя независимая твёрдая идея. Он осуждает людей, идущих против своих ценностей и идей. Он называет дядю Аркадия уездным аристократом. Уездный аристократ, в его понимании, это скопление самолюбия, львиных привычек и фатства. В этом кроются различия героев Баоюя и Базарова.
Хотя Баоюй и Базаров имеют разные отношения к родителям, тем не менее, они имеют аналогичное отношение к искусству. Они оба отрицают классические произведения литературы. Ведь в своё время, эти книги почитали в качестве жемчужины искусства и культуры.
В романе «Сон в красном тереме», в главе двадцать второй (из буддийских молитв Баоюй узнает сокровенные тайны учения, а в фонарных загадках Цзя Чжэна видит зловещее пророчество) [3] говорится о том, что Цзя Баоюй встречается с книгой «Западный флигель». И эта книга сразу дразнит его любопытство. Потому что в своё время «Западный флигель» являлась запрещённой книгой. Люди рассматривали классические книги как полезные книги. А другие книги не имели смысла. Например, «Золотая середина» и «Великое учение» - конфуцианские канонические книги, входящие в состав «Чет-верокнижие». Отец Баоюя был требователен к сыну, заставлял его читать до дыр «Четверокнижие». В главе девятой, Цзя Чжэн передает учителю «шиц-зину» и другие древние тексты, не следует рассказывать всякие пустые истории. Прежде всего, надо выучить «Четверокнижие». Это самое важное. Но Баоюй совершенно не заинтересован в этих книгах.
Обращаясь к герою Базарова. Он не отдаёт предпочтения произведениям Пушкина, не признаёт живопись, не любит искусство. Он думает, что отец Аркадия «добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета». Базаров так думает, потому что он уже три дня смотрел, как отец Аркадия читал Пушкина. И он продолжал: «Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик, пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время!» Кроме того, Базаров хочет дать отцу Аркадия дельный совет: «Бюхнерово» "Stuffand Kraft" на первый случай". Базаров и Аркадий думают, что "Stuffand Kraft" написано популярным языком. А на самом деле, отец Аркадия совсем не понимает, о чём повествует эта книга. Базаров думает, что люди, которые читают Пушкина - отсталые. Базаров отдаёт предпочтение науке и экспериментам. Он уважает труды немецких ученых. Об этом написано в романе. Например, в главе шестой романа существует следующий диалог. «Вы собственно физикой занимаетесь? - спросил, в свою очередь, Павел Петрович. - Физикой, да; вообще естественными науками. - Говорят, германцы в последнее время сильно успели по этой части. - Да, немцы в этом наши учители, - небрежно отвечал Базаров. Слово германцы, вместо немцы, Павел Петрович употребил ради иронии, которой, однако, ни кто не заметил. - Вы столь высокого мнения о немцах? - прогово-
рил с изысканною учтивостью Павел Петрович. Он начинал чувствовать тайно раздражение. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. - Тамошние ученые дельный народ. - Так, так. Ну, а о русских ученых вы, вероятно, но имеете столь лестного понятия? - Пожалуй, что так».
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. А искусство наживает деньги, или нет более геморроя!» [4]
Вот такое отношение сложилось у Баоюя и Базарова к литературе.
В романе «Сон в красном тереме», автор не щадил эпитетов для того, чтобы выразить отношение героя Цзя Баоюя к женщине, к правам женщин. Когда герой схватил белила, румяна, шпильки и кольца и принялся ими играть, он сказал: «Женщины, созданы из воды, мужчины-из грязи. При виде женщин я испытываю блаженство и радость, а при виде мужчин -тошному, такое они распространяют зловоние». Видимо, Баоюй преклоняется перед женщинами, особенно женщинами молодыми, красивыми, откровенными и имеющими таланты и знания. Он выбирает женщин по возрасту. Например, в главе пятьдесят девятой, данные слова выражают отношения Баоюя к замужним женщинам: «Посмотреть на девушку - драгоценная жемчужина. А выйдет замуж -откуда-то берутся изъяны. Когда же состарится - рыбий глаз, да и только. Удивительно! Трижды в своей жизни меняется» [3, с. 840]. На первый взгляд, Бао-юй не имеет никаких различий с другими мужчинами. Но далее, в тридцать шестой главе, он говорит о Дайю: «Такая чистая непорочная девочка, а уже честолюбива, научилась обманывать, как завзятый стяжатель и казнокрад! Это наши предки выдумали, будто вы скромны и кротки, чтобы ввести в заблужденье дураков из числа потомков! Не думал я, что мне придётся жить в такое время, когда обитательницы яшмовых покоев и расписных палат заразятся этим тлетворным духом! Ведь это же противоречит добродетелям Неба и Земли, которые ниспосылают людям разум и создают все прекрасное, что существует в мире!» Таким образом, появляется принцип милой девушки для Бао-юя. В первую очередь, милая девушка должна быть красивой, чистой и не иметь дел с дурным поветрием. Во-вторых, Баоюй предпочитает естественную женщину. Когда он в первый раз познакомился с Дайюй и с Баочжэ, он запылал страстью к ним. Когда он увидел прекрасную девушку на дороге, он даже захотел следовать за ней. Эти события продемонстрировали сущность Баоюя. Это тоже представляет собой некое отношение к красоте. Баоюй любит многих девушек, но в его душе Дайюй - единственная и безумная любовь.
Отношение к женщине Баоюя выражает мысль автора. Видимо, в романе много персонажей раскрывают честную, искреннюю и умную душу. Например, у Цзя Таньчуня имеется особенный талант в политическом деле. Способная и деятельная Ван Сифэн овладевает правом, и может глубоко проникнуть в характер других персонажей. В этом отношении автор замечает новую и прогрессивную идею в художественном образе. Ведь перед тем, как появилось это
произведение, роль женщин была не очень важна. В течение исторического развития ключ прогресса общества держался в руках мужчин. В романе «Речные заводи» к ста восьми храбрецам подключаются две женщины.
Далее, обратим внимание на любовь Базарова. Любовница Базарова -Анна Сергеевна Одинцова. До встречи Базарова с Одинцовой, он не верил в существование любви. Потому что он нигилист и отрицает романтизм. В главе четвёртой, Базаров думает, что дядя Аркадия чудаковат. Когда Аркадий представил Базарову своего дядю, он сказал: «Ведь он львом был в своё время. Я когда-нибудь расскажу тебе его историю. Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам». А Базаров отвечает: «Эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения... Ну, равновесие и нарушено». Не трудно заметить, что Базаров не верит в любовь, не верит в романтизм, даже испытывает к этому раздражение. Когда он выслушал историю Павла, он стал чуть призирать его, хотя сам эту эмоцию не признавал. Он защищал своё мнение. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любови и, когда эту карту разорвали, он тут же раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец», и дополняет, что есть нечто таинственное в отношениях между мужчиной и женщиной. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». После спора они отправились в комнату Базарова, в которой уже успел установиться «какой-то медицинско-хирургический запах, смешанный с запахом дешёвого табаку». В этом рассказе автор тоже передаёт читателю такую информацию, что жизнь Базарова заполнена экспериментами, он занят работой, уделяет много внимания науке. Он презирает женщин, думая, что «свободно мыслят между женщинами только уроды». Он называет женщин млекопитающими. Как только он встретился с Одинцовой, он сразу изменил своё мнение и отношение к любви.
Встреча с Одинцовой является поворотом жизни Базарова. Это также стало началом трагедии его жизни. Познакомясь с Одинцовой, он постепенно влюбился в неё. В романе Тургенев показал, так они весело общаются друг с другом, как они скучают друг по другу. Этой сцены достаточно, чтобы дать не только герою, но и читателям чувство счастья. А после того, как База ров потерял любовь, он поставил себя в горькое положение. Перед смертью, он ещё раз хотел увидеть Одицову. Поэтому он просит родителей передать ей письмо. Из этого следует, что Базаров уже изменил свой основное мнение и точку зрения о любви, даже изменив своей натуре.
Это заставляет нас задуматься, по какой причине появилось это явление. Всем известно, литература, это не только мышление автора, но и зеркало истории, общества и человечества. Сначала мы анализируем причину, основываясь на истории.
Роман «Сон в красном тереме» был написан в восемнадцатом веке. Тогда Китай находился на последней стадии феодального общества, и придерживался политики «закрытых дверей». Китайский народ не знал никаких сведений о
других стране. Они слишком высоко себя ставили. Казалось, это династия благоденствия и благосостояния, но, по сути, государство прошло стадии из процветания до нищеты. Автор Цао Сюэцинь жил в такой социальной среде. Когда Цао Сюэцинь был ребёнком в аристократической семьи. Материальное положение у него было обеспеченное. Но постепенно исчезает по мере взросления автора. В какой-то степени герой Цзя Баоюй, это представитель автора. Так что автор мог описать конкретно психологическую деталь.
А произведение Тургенева «Отцы и дети» был написано в 1861 году (закончено 30 июля 1861 г.). При сопоставлении этих дат сразу угадывается замысел Тургенева показать момент становления общественных сил, вышедших на политическую арену России уже после реформы, показать начало того спора, который уже через два года привел к расколу общественных сил страны на два лагеря - либералов-дворян и демократов-разночинцев. После реформы 1861 г. этот конфликт перешёл в иную, более острую стадию, когда диалог на равных за одним столом сторонников двух враждебных партий был уже невозможен. Поэтому Тургенев для объяснения конфликта возвращается к его началу. Как раз в 1859 г. впервые зародилась вражда между демократическим «Современником» Чернышевского и Добролюбова и заграничным «Колоколом» Герцена, сохранившим либеральные позиции. При «Современнике» создается сатирический отдел «Свисток», где высмеиваются в том числе, и половинчатые «обличения» либералов. Герцен ответил на это статьёй «Очень опасно», и отношения между журналами напряглись. В июне 1859 г. (когда Базаров должен был дискутировать с Павлом Кирсановым) Чернышевский едет в Лондон на свидание с Герценом, которое закончилось неудачей: «отцы» и «дети» русского демократического движения оказались на непримиримо разных позициях и ещё сильнее отмежевались друг от друга. В это же самое время рвёт свои старые связи с «Современником» и Тургенев.
Таким образом, эпоха влияет на мировоззрение писателей, и даёт им разные намерения пера. Писатели наделяют героев своим мышлением.
Основным характером у Цзя Баоюя является то, что он относится к другим равноправно, уважает право каждого человека. Он поощрял свободную деятельность по сознанию каждого человека. В его душе на свете существуют разные люди: хороший человек, злой человек, честный человек, нечестный человек и так далее. Он испытывает отвращение к светским мужчинам, дружит с женщинами, которые находятся на низкой ступени социальной слоя. Он тоже отрицает своё происхождению - родовитого боярина. Он ненавидит до глубины души «шаблонизированной писанины». Но он ограниченный эпохой, не находит выхода для настоящей жизни. и только остаётся, что зависеть от противоречий, и это приводит его характер к серьёзной трагедии. Его идеал, безусловно, отрицать жизнь, находящуюся в феодальном обществе. Но этот идеал в его душе тоже не очень чёткий, имеет краски сентиментализма и нигилизма. Роман «Сон в красном тереме» описывает трагедию женщины. В этом произведении центральной фигурой является Цзя Баоюй.
Он принадлежит к новым людям. Уважение к женщине не зависит от рационального познания, а от стихийной эмоции. Он знакомится с окружающими красивыми женщинами, видя их трагическую судьбу, испытывает к ним пренебрежительность. Наоборот, от жалости к ним он ненавидит мужчин, не уважающих даже женщин, приносящих вред.16 октября 1954 г. Мао Цзэдун прочитал этот роман и написал «Письмо о проблемах исследования "Сна в красном тереме"». С тех пор роман стал рассматриваться под новым направлением, как источник изучения классовой борьбы и развития общества. Все герои романа были поделены на две категории: тех, кто боролся против феодального строя, и тех, кто защищал его. Первые - это герои Цзя Баоюй, Линь Дайюй, Циньвэнь и многие другие; последние поддерживали феодальный порядок и осуществляли в нем нормы морали, например Цзя Чжэн, Ван Сифэн, Сижэнь и другие. С тех пор повелось, что Сижэнь рассматривалась исключительно как коварная героиня. Её критиковали за то, что она не была скорбящей вдовой по Баоюю, и будучи наложницей не покончила жизнь самоубийством после его смерти ради своей чести и репутации, а напротив она ещё раз вышла замуж, и не за простого человека, а за актёра как говорится, порядочная женщина не выходит два раза замуж, или верноподданный министр не может состоять на двух службах. Потому то и видели в Сижэнь только коварство. Как считают современные исследователи, это совершенно беспричинно и проблема заключена отнюдь не в Сижэнь, а как раз в том обществе, которое так рьяно критикует её поведение. Как раз это и подчёркивается в исследованиях последних лет: исследователи уже не смотрят столь однозначно на образы тех или иных героев, не дают им резких оценок, а наоборот, пытаются разобраться в тех условиях, в которых жили герои романа. Таким образом, автор отражает своё мнение. Видно, что автор боролся против феодального общества. И он наделил этим характером Цзя Баоюя.
В романе «Отцы и дети» Тургенев сравнивает два поколения: людей 40-х годов, дворянских либералов, защищающих старое в жизни, и шестидесятников, разночинцев демократов, сторонников новых идей. Главный герой Базаров относится к разночинцу. Студент-медик Базаров вышел из семьи трудового народа. Он ненавидит аристократов за их праздность, консерватизм. Базаров является сторонником естественных наук и материалистических идей, увлекается научными экспериментами, отрицает дворянскую культуру и мораль, законы аристократического общества, даже царя и Бога. Ему противостоит типичный аристократ Павел Петрович. Идейные столкновения приводят их к острым спорам. Базаров силен духом, в спорах он легко побеждает, во всех отношениях показывает себя выше своих идейных противников, преимущество в смелости и новизне идейной позиции всегда на его стороне. В этом образе воплощены черты нового человека, представителя демократов-разночинцев, вышедших на историческую сцену России. Но будучи нигилистом, Базаров отрицает и красоту природы, и поэзию, живопись, скептически относится к творчеству Пушкина. Он холоден даже к своим родителям, и с ними ему не о чём раз-
говаривать. Любовная неудача лишает его оптимизма и уверенности в себе. И наконец, он нелепо умирает из-за случайного заражения крови в расцвете сил.
Почему Базаров умер неожиданно? Существует такое мнение, если бы Базаров не умер, автор бы не знал, что случилось бы с ним. Так что литература отражает мышление автора, это заключение отражает смутность и беспокойство автора о будущем России. Роман «Отцы и дети» после своего опубликования сразу привлёк большое внимание общественных кругов, завоевал прекрасную репутацию в мире и с тех пор продолжал интересовать читателей остротой поставленных в нём вопросов. Популярность романа объясняется тем, что в нём поднят целый ряд глубоких политических, философских, этических и психологических проблем, общественными силами в России конца 50-х - начала 60-х годов XIX века. Автор Тургенев подверг резкой критике систему взглядов дворян-либералов, их принципы и убеждения, тоже показал обреченность русского дворянства и аристократов, отжившего свой век класса. Автор Тургенев наделил образ героя Базарова некоторыми чертами революционных демократов того времени. В политических взглядах нового человека Базарова наблюдает отдельные черты, присущие критикам Чернышевскому и Добролюбову: отрицание старых принципов либералов-дворян, критика аристократизма и барства, стремление "расчистить место" для будущей жизни. Философия героя - отражение философии Чернышевского, который придерживается так же материализма и проповедует принцип полезности в действиях. Но герой Базарова все же далёк от истинных революционеров. Он был лишь их предтечей. Автору Тургеневу "претит мужицкий демократизм" Чернышевского, поэтому он не видит перспективы деятельности Базарова. Образ этого демократа-разночинца получился в романе весьма сложным и противоречивым, как российский обыкновенный характер так в своё время, как и в сегодняшнее. Эта сложность проявляется во взглядах героя на народ, науку, искусство, женщину и так далее. В этом отражается и противоречивость самого Тургенева как реформатора-западника.
Данная дипломная работа посвящена сопоставительному анализу нигилистов Цзя Баоюя в романе «Сон в красном тереме» и Базарова в романе «Отцы и дети». С помощью сделанного анализа мы пришли к следующим выводам:
По мере того, как я уделяла время и внимание этому анализу, я осознала, что литература глубоко влияет на мышление и мировоззрение человека, а также она помогает нам увидеть внутреннюю красоту и научиться понимать и ценить её. Цзя Баоюй в романе «Сон в красном тереме» и Базаров в романе «Отцы и дети» обращают внимание на развитие и проблему общества. Они хотят разрешить проблему и внести вклад в общество. Хотя иногда они не в силах сделать это. Но начиная с Евгения Онегина до Базарова, российский народ уже получает прогресс. Хотя старое поколение всегда упрекает некоторые называемые недостатки нового поколения. Но у них тоже есть ограничения: они обращаются к опыту и мировоззрению, построенным в своё вре-
мя. Более того, если у нового поколения синонимичный характер, как у старого поколения, это знак опасности, означающий, что мир не будет развиваться. По меньшей мере, не будет бурно развиваться. Поэтому мы должны иметь своё мнение, своё мировоззрение, свой взгляд на жизнь, мы должны изменять мир, делать мир всё лучше и лучше. Обнаружив проблему общества или человечества, мы должны стараться открыть её перед глазами людей, стараться решить её всем вместе. Нам не надо бояться упрёков старого поколения, не только опираться на опыты старого поколения. Нам надо взять зерно и отбросить шелуху. Тогда соединившись с правильным пониманием о сегодняшнем положении общества, мы должны воспитывать правильное отношение к истории, традициям, культуре и так далее. Каждое появление произведения рождалось в разной социо-культурной бытовой обстановке и с разной целью пера, нам надо разумно анализировать их. Общество как море, каждый из нас - капля воды. Нам надо поставить себя в обществе, иначе мы потеряем значение жизни и души. Посредством упорного старания, общество может продолжать развиваться. Так что мы должны иметь глаза, которые могут обнаружить проблемы. Конечно, это требует от нас получения высшего образования, чтения классических произведений, заботы об обществе.
В романах «Сон в красном тереме» и «Отцы и дети» у героев трагический конец. Я считаю, что один человек не может изменить мир, ведь это так сложно. Ведь Москва не сразу строилась. Проблема не существует один день. Тем более, силы одного человека слишком малы. Но это не значит, что лучше всего стоять на месте перед проблемой. С миру по нитке - бедному рубаха. Изменение мира зависит от старания целого поколения. Каждый из нас несёт ответственность за судьбу родины. Нищета души страшнее, чем материальная нищета.
Кроме того, в обоих романах писатели одновременно уделяют внимание правам женщины. В настоящее время также поощряется равноправие женщин и мужчин. Мужчина должен понимать и уважать женщину. А женщина должна любить саму себя, иметь свои мечты, цели жизни. А не опираться на мужчину. Надо иметь собственный характер, мышление и талант, с которыми можно жить.
Конечно, ввиду ограниченности соответствующих материалов и человеческих сих, в изучении данной темы ещё остаётся довольно много проблем, однако мы надеемся, что в будущем гораздо больше учёных сможет уделить внимание этому вопросу и погрузиться в его изучение значительно глубже.
Литература
1. 1 «¿1«^» 2005(05)
2. Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме / пер. с китайского В.А.Панаскюка. Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1958.
3. ЕЖ^-Ш^Ж^И.'&Ш^Ч. 2005(04)
4. Тургенев. И. С. Отцы и дети. Москва: Издательство АСТ, 2016.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE NIHILISTS JIA BAOYUY IN THE NOVEL "A DREAM IN THE RED CHAMBER" AND BAZAROV IN THE NOVEL "FATHERS AND SONS" Wang Qingle
Abstract. This paper compares the leading character Jia Baoyu of A Dream in Red Mansions and the leading character Bazarov of Father and Son in terms of their attitudes to their parents, historical and cultural heritages and women from the perspective of nihilism. This paper also analyzes reasons for their nihilism and summarizes their worldview and attitude of life that the author wants to express.
Keywords: Jia Baoyu; Bazarov; nihilism.
Дата поступления 15.03.2019