Научная статья на тему 'Сопоставительный анализ дополнительного професионального рекреационно-туристского образования в России и за рубежом'

Сопоставительный анализ дополнительного професионального рекреационно-туристского образования в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысова Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопоставительный анализ дополнительного професионального рекреационно-туристского образования в России и за рубежом»

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (22). 2014.

21

УДК 378.1 ББК 74.04

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ анализ дополнительного ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Е.Л. Сысова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21

Рекреационно-туристская индустрия сегодня - это одна из наиболее экономически выгодных и перспективных сфер деятельности. В мировом объеме торговли услугами доля только туристской сферы составляет порядка 30-35%. В России эти показатели несколько ниже, но динамика их роста значительна. По прогнозам, рост занятых в туризме в Российской Федерации к 2018 году будет примерно в 1,5 раза больше, чем в 2011 году [1]. Как и для всякой прогрессирующей отрасли, для этой сферы экономики одной из важных проблем является профессиональная подготовка и развитие кадров.

Исследование потребностей в специалистах для вводимых с 2009 по 2016 год средств размещения в семи особых экономических зонах туристско-рекреационного типа, проведенное Институтом туризма и гостеприимства, выявило спрос на, предположительно, 25 тысяч профессионально подготовленных сотрудников. При этом, по мнению специалистов Института туризма и гостеприимства, более 2/3 из них должны иметь начальное и среднее профессиональное образование [2].

Потребность рынка в профессиональных кадрах обоснована практикой зарубежного опыта развития этой сферы деятельности. Идеальная модель подготовки специалистов для этой отрасли может быть представлена как взаимоотношение средних и высших образовательных учреждений, подготавливающих компетентных, готовых к работе в сфере рекреационно-туристских услуг предприятий, и образовательных учреждений, поддерживающих и развивающих профессиональные компетенции работающих сотрудников таких предприятий. Это взаимодействие должно контролироваться и регулироваться нормативно-правовым обеспечением со стороны государства. Такая модель схематично представлена на рис.1. Однако, по мнению и руководителей различных рекреационно-туристских предприятий, и организаторов образовательных учреждений, в этой системе взаимосвязей сегодня присутствуют дисгармоничность и противоречивость отношений. Это касается как подготовки квалифицированных работников, так и последующего развития и совершенствования их профессиональных компетенций.

Государственный контроль и регулирование

Рис. 1. Идеальная модель взаимодействия предприятий рекреационно-туристского сектора экономики и образовательных учреждений (разработано автором статьи)

22

Проблемы образования и подготовка специалистов

Анализ объявлений о вакансиях предприятий туризма и рекреации СевероЗападного округа показал отсутствие требований работодателей к наличию профильного профессионального образования у соискателя. Вследствие этого почти 70% сотрудников турфирм не имеют базового профильного образования. В регионах этот показатель значительно выше [3]. И это притом, что с начала 90-х годов XX века в России обучение по туристско-рекреационному направлению начали вести десятки средних и высших профессиональных учреждений, а также предприятия дополнительного профессионального образования (ДПО).

Руководители туристских организаций, работающие на рынке услуг не первый год, отмечают, что эффективность работы организации в стабильном составе, без обновления и кадровых перестановок, значительно снижается после четырех-пяти лет работы. Этот факт вынуждает руководителей туристских компаний заниматься планированием карьерного роста, развитием и совершенствованием компетенций своих сотрудников. К необходимости организовывать различные обучающие мероприятия подталкивает и динамичность внешней среды, изменение информационных факторов сферы деятельности предприятий, а также инновации и технологические факторы внешней среды. Решение всех этих вопросов лежит в области действия предприятий, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования. Подготовка, переподготовка, а также повышение квалификации и развитие профессиональных знаний, умений и навыков осуществляется структурами, созданными при средних и высших учебных заведениях, а также самостоятельными некоммерческими образовательными предприятиями. Число таких учреждений в последние годы растет. Так, только средних специальных учреждений, подготавливающих специалистов, например, по специальности «Туризм», - более 80-ти, по специальности «Гостиничный бизнес» - более 100 [2]. В целом по Российской Федерации, учебных заведений, обучающих туристским специальностям, насчитывается более 250. Больше всего таких заведений в мегаполисах. Так, в Москве их более 100. В отношении предприятий, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования по специализированному направлению деятельности, провести более-менее точный подсчет весьма непросто из-за неполноты данных в публичных источниках информации. Автором статьи были проанализированы предприятия ДПО Санкт-Петербурга по состоянию на 1 сентября 2013 года. Было выявлено 145 организаций, оказывающих услуги ДПО. Из них туристским направлением подготовки занимались не менее 40 предприятий.

В России система профессионального образования рекреационно-туристской направленности начала формироваться с начала 90-х годов прошлого века. Сегодня она представляет развитую сеть средних и высших профессиональных учреждений и организаций, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования. Формирование профессиональных компетенций в рамках ДПО возможно в форме переподготовки, повышения квалификации, краткосрочных курсов, на тематических лекциях, семинарах, тренингах, а также в виде стажировок и ознакомительных экскурсий и туров [4, с.20-25; 5, с.924-929]. Такое обучение актуально как для тех, кто только планирует свою деятельность в сфере туризма, так и для тех. кто уже работает в турбизнесе.

В структуре образовательных услуг ДПО для работников туристско-рекреационной индустрии наиболее востребованными являются кратковременные программы подготовки - стажировки, ознакомительные экскурсии/туры, тренинги. Более длительные (превышающие 72 академических часа) программы обучения практически не запрашиваются заинтересованными лицами. Исключение составляют программы подготовки для экскурсоводов (гид-экскурсовод, гид-сопровождающий и пр.). Для этих специализаций туристической деятельности в больших городах России, в основном в Москве и Санкт-Петербурге, требуется аккредитация. Поэтому обучающие организации предлагают и более длительные программы подготовки, включающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации и помощь в получении аккредитации. В отношении высшего профессионального образования по туристско-рекреационным программам сложилось устойчивое мне-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (22). 2014.

23

ние, что вузы России подготовить готовых к работе специалистов для туриндустрии в принципе не могут. Основанием такого суждения является то, что в вузах практически нет преподавателей, имеющих практический опыт работы на профильных предприятиях. Другая причина такой оценки - направленность программ обучения на общее высшее образование и слабую подготовку по вопросам, отражающим реальные потребности рынка труда данной сферы [6, с.104-112; 7, с.65-69; 8, с.97-103].

Так же, как и в случае с высшим туристским образованием, особенность программ обучения ДНО, реализуемых в рамках профессионального туристского образования в России, - это избыток теоретических блоков и недостаток прикладных, практических тем и форм обучения. Об этом свидетельствуют и работодатели - руководители предприятий турбизнеса, и работники туристских и гостиничных предприятий. Среди других характеристик отечественного профессионального обучения туристского профиля в рамках ДНО отмечаются: отсутствие методического обеспечения учебного процесса, современных учебных пособий; устаревшие методы и формальный характер обучения; преподаватели, имеющие о туристском бизнесе преимущественно теоретические знания, а также бессистемность обучения и отсутствие контроля качества обучения. Как видим, все характеристики относятся к негативным и демонстрируют неэффективность и незрелость современной системы дополнительного профессионального образования туристской сферы в России [7, с. 65-69].

Нриведенные факты свидетельствуют о серьезном противоречии рынка труда туристско-рекреационной сферы деятельности и профильного профессионального образования, с одной стороны, корневые проблемы подготовки специалистов туриндустрии в образовательных учреждениях, с другой, рост запросов предприятий туриндустрии на формирование и развитие профессиональных качеств персонала, подкрепляемое активным изменением факторов внешней среды. Исследования и объективный анализ специализированного профессионального образования - путь к пониманию ситуации и ее регулированию. Одним из способов такого познания может быть изучение зарубежного опыта, сопоставление отечественного и зарубежного опыта профессионального образования.

Анализ зарубежного опыта организации профессионального образования показал значительные расхождения с практикой такого обучения в России. Есть отличия и в отношении терминологии. Так, понятие «дополнительное профессиональное образование» использует преимущественно в России. Для большинства стран Европы характерно понятие «образование для взрослых». Но мнению многих зарубежных специалистов, такой термин более полно отражает направленность действий социума на обеспечение возможностей развития человека в любом возрасте и отражает принципы концепции непрерывного образования. Нрофессиональные знания в этой системе являются одним из основных, но не единственным элементом. Еще одно терминологическое отличие: в странах Западной Европы и США предприятия, организовывающие образовательный процесс, чаще называют «провайдерами» услуг. Это наименование подчеркивает посредническую функцию образовательных учреждений и набирающие популярность методы обучения с использованием интернет-технологий.

В странах ЕС основной акцент в профессиональном обучении делается на получаемые профессиональные компетенции - профессиональные знания, умения и навыки, дающие выпускнику образовательных структур конкурентные преимущества. Механизмом формирования такого подхода к обучению стала разработанная система соотнесения уровней квалификации. Она получила название Европейской рамки квалификации (ЕРК) и была утверждена и принята Европарламентом и Советом Европы в 2008 году. Одновременно разрабатываются национальные системы квалификации (НСК). В Германии, Италии, Франции, Испании и ряде других стран Европы такие национальные каталоги квалификаций уже действуют и стали реальным инструментом взаимодействия образовательной сферы рынка труда. НСК включают профессиональные стандарты, правила и механизмы признания профессиональных стандартов, а также требования к уровню образо-

24

Проблемы образования и подготовка специалистов

вания в соответствии с профессиональной квалификацией и систему оценки и подтверждения квалификации на основе результатов образования и трудового опыта [7, с. 65-69].

Подготовка работников туристско-рекреационной сферы деятельности в странах Европы основывается на общих каталогах квалификационных стандартов и методологии, разработанной Всемирной туристской организацией (ВТО) «Качество Туристского Образования (КТО) (Tourism Education Quality - TEDEQAL)». Координацию образовательной деятельности осуществляет Совет по вопросам образования, созданный при ВТО. Совет состоит из порядка 100 учреждений, разрабатывающих стратегии ВТО по всем направлениям ее работы, осуществляющих научные исследования и обучение инновационным технологиям преподавания, организовывающих конференции, семинары и другие мероприятия по разнообразным аспектам образовательной сферы.

Зарубежный опыт организации ДПО в сфере туризма и рекреации, не только европейский, но и мировой, привлекателен для изучения и применения в российской практике. Одно из интересных исследований было проведено в 2013 году группой ученых Национального исследовательского Томского политехнического университета [9].

Для удобства анализа информация была сгруппирована по странам, близким по территориальному положению и экономическому развитию. Томские исследователи, таким образом, выделили четыре блока - группы стран: европейские страны и США; страны Азии и Африки; Австралия; страны СНГ.

В европейских странах, США и Австралии программы обучения ориентированы на подготовку узкоспециализированных высококлассных специалистов. Поэтому акцент делается на практические занятия и современные информационно-технологические формы и методы обучения. Качество образовательных услуг контролируется специализированными органами и профессиональными ассоциациями. По результатам обучения выпускники проходят квалификационные испытания. В большинстве этих стран требуется регулярное подтверждение профессионального уровня. Следует отметить высокие требования в странах Европы и США к нанимаемым работникам по уровню образования. Разрешение на работу в туристской сфере деятельности можно получить только при аттестации уполномоченной на это организацией. Еще одна специфика - наличие множества стандартизированных требований к осуществлению рабочей функции. Ограничения касаются и территориальных участков работы, и выполняемых функций. Так, гид-переводчик, аттестованный для работы на севере Италии, не может вести экскурсии, например, как гид-экскурсовод в Барселоне.

Территориально далекая для России Австралия для развития профессиональных компетенций работников создает множество обучающих специализированных и общеобразовательных учреждений. Уровень и качество подготовки и специалистов турбизнеса должен быть подтвержден Австралийской организацией гидов - Guiding Organisations Australia (GOA). Эта авторитетная организация контролирует аттестованных ею специалистов и имеет полномочия по наложению взысканий на работников или аннулированию аттестационной карты.

Опыт стран Азии и Африки интересен прежде всего тем, что образовательные учреждения, занимающиеся совершенствованием туристско-рекреационных профессиональных навыков, являются членами национальных туристских ассоциаций и организаций, состоящих, в свою очередь, во Всемирной туристской организации (ВТО). Таким образом, ВТО имеет возможность опосредованно влиять на уровень и качество подготовки специалистов туриндустрии этих регионов мира.

На основе приведенных данных, автором настоящей статьи была составлена таблица основных характеристик профессионального обучения взрослых в различных зарубежных странах, сгруппированных по сходным признакам, и проведено сопоставление с особенностями такого обучения в России (табл. 1). Основной отличительной особенностью образования, ориентированного на туриндустрию в передовых странах мира, является широкая вариативность программ обучения и взаимодействие с рынком труда. По сути,

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (22). 2014.

25

подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов идет в векторе подстройки образовательной системы к потребностям туристско-рекреационной отрасли.

Таблица 1. Сопоставление опыта ДПО в сфере туризма за рубежом и в России

Страны Хар-ка образоват. систем Отличительные особенности Сопоставление с Россией

Европейские страны и США Множество школ по переподготовке и повышению квалификации Множество специализированных программ Ассортимент программ обучения ограниченный

Программы обучения имеют широкий круг тем Только для небольшой части программ обучения

Программы обмена слушателями и организаторами обучения Не зафиксированы

Существенная часть программ -практические занятия с использованием современных технологий Только для небольшой части программ обучения

Координирующие центры контролируют выдачу прав и сертификатов на ведение туристской деятельности Координирующих и контролирующих органов нет

Страны Азии и Африки Специализированные курсы Большинство образ. учреждений -члены Национальных туристс-ких ассоциаций и организаций Нет образовательных учреждений ДПО - членов профессиональных ассоциаций или союзов

Австра- лия Курсы круглогодичного цикла Оценивается уровень подготовки и готовность выпускника к работе специализированной организацией -Guiding Organisations Australia (GOA) Документы об окончании программы обучения выдаются организаторами обучениям самостоятельно

Страны СНГ Отдельные курсы, открытые в последние годы. Программы обучения - в стадии становления Уровень ДПО, как правило, выше

Предприятия России, оказывающие услуги ДПО, могут взять на заметку не только современные зарубежные программы обучения специалистов туристско-рекреационной индустрии, но и технические инновации преподавания профильных образовательных программ, разработанные и широко используемые в развитых странах мира специализированные программные продукты и гаджеты. Важную роль в повышении уровня образования специалистов туристско-рекреационной сферы деятельности может сыграть консолидация туристских и рекреационных предприятий, профессиональных союзов, ассоциаций и прочих объединений с учреждениями ДПО.

Обобщая вышесказанное, резюмируем, что отечественная система подготовки специалистов для предприятий туристско-рекреационной сферы деятельности не соответствует требованиям современного рынка труда, не закрывает ресурсные потребности предприятий по качественным и количественным критериям.

Предприятия, оказывающие услуги ДПО, имея более мобильную структуру управления, чем образовательные структуры среднего и высшего профессионального образования, могут быстрее подстроиться под потребности туристско-рекреационных компаний России. Опыт зарубежных структур ДПО в этой работе - ориентир и основа для выстраивания эффективной системы.

Можно предположить, что выход из кризисной ситуации сложившейся летом 2014 года для турбизнеса, повлечет за собой повышение требований к образованию работни-

26

Проблемы образования и подготовка специалистов

ков и, как следствие, специализацию части образовательных предприятий ДПО на туристскую отрасль и появлению мостиков взаимодействия предприятий рекреационнотуристской сферы деятельности и учреждений ДПО в вопросах профессиональной подготовки работников. По примеру многих зарубежных стран, координацию деятельности могли бы взять на себя центры, созданные, например, при ВТО. Переход на инновационные и практико-ориентированные подходы к обучению специалистов туристского и рекреационного бизнеса с учетом российской специфики позволит создать условия для динамичного и устойчивого развития важного сектора экономики России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-

2018 года)» //Сайт министерства экономического развития Российской Федерации. Федеральные целевые программы России. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-

bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2014/361/ (дата обращения 20.09.2014).

2. Федулин, А. А. Подготовка кадров для туризма: проблемы и задачи / А. А. Федулин //

«Бюджет». 2009. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bujet.ru/ar-

ticle/55618.php (дата обращения 12.10.2014).

3. Международная научно-практическая конференция «Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение». Пленарные доклады. 20 мая 2010 г., Москва. URL: http://council.gov.ru/press-center/news/19033/ (дата обращения 09.08.2014).

4. Сысова Е.Л. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования граждан России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. №4. С.20-25.

5. Сысова Е.Л. Современный рынок дополнительного профессионального образования России // Экономика и предпринимательство». 2014. №5, ч.2. С.924-929.

6. Михайлова М.Н. О подготовке кадров в сфере туризма // Вестник ПСКОВГУ. Серия «Экономические и технические науки». 2011. №11. С.104-112.

7. Гриценко Н.Н. Подготовка кадров с учетом потребностей рынка труда. Опыт стран Европейского Союза / Н. Н. Гриценко // Almamater: Вестник высшей школы. 2012. № 2. С. 6569.

8. Метлюк В.В., Шарафанова Е.Е. Особенности формирования кадрового потенциала для сельского туризма в России // Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы: Сб.тр. I Междунар.научно-практ.конф. 23 мая 2012 г./Под ред. д.э.н., проф. Е.Е. Шарафановой. Том I. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. С. 97 -103.

9. Родионова Е.В., Колодий Н.А., Конюхова Т.В. Анализ зарубежного опыта организации до-

полнительного профессионального образования в сфере туризма // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. [Электронный ресурс]. URL: www.science-

education.ru/108-8992 (дата обращения: 11.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.