Научная статья на тему 'Сопоставительный анализ динамики и характера развития инфокоммуникаций стран РСС'

Сопоставительный анализ динамики и характера развития инфокоммуникаций стран РСС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зоря Н. Е.

Развитие и повсеместное применение инфокоммуникационных технологий (ИКТ) способствует повышению конкурентоспособности экономики и расширению возможностей интеграции в мировую хозяйственную систему. В условиях глобальной экономики и единого информационного пространства большое значение в развитии экономики и социума имеют международные и региональные организации, создаваемые для решения общих проблем, гармонизации социально-экономической деятельности государств и выравнивания уровней их развития. К таким организациям относится Региональное содружество в области связи (РСС)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зоря Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопоставительный анализ динамики и характера развития инфокоммуникаций стран РСС»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

г

□г

□□г

□□г

□с

а

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Сопоставительный анализ динамики и характера развития инфокоммуникаций стран РСС

Развитие и повсеместное применение инфокоммуникационных технологий (ИКТ) способствует повышению конкурентоспособности экономики и расширению возможностей интеграции в мировую хозяйственную систему.

В условиях глобальной экономики и единого информационного пространства большое значение в развитии экономики и социума имеют международные и региональные организации, создаваемые для решения общих проблем, гармонизации социально-экономической деятельности государств и выравнивания уровней их развития. К таким организациям относится Региональное содружество в области связи.

Региональное содружество в области связи (РСС) - международная региональная организация с функциями межгосударственного координирующего органа в области электрической и почтовой связи, имеющая статус наблюдателя в Международном союзе электросвязи (МСЭ) и Всемирном почтовом союзе (ВПС) и активно сотрудничающая с другими международными организациями и региональными союзами.

Основными стратегическими задачами РСС в области инфокоммуникаций являются:

^ расширение взаимовыгодных отношений между администрациями связи-участниками РСС, гармонизация развития отрасли связи;

^ взаимодействие с органами СНГ по вопросам разработки и реализации межгосударственных соглашений и программ в области ИТ и связи; подготовка и продвижение согласованных позиций, отражающих общие интересы участников РСС;

^ координация научно-технической, кадровой и тарифной политики в области инфокоммуникаций и разработка рекомендаций по принципам взаиморасчетов за услуги связи между администрациями связи РСС; ^ координация деятельности администраций связи по вопросам электро-

магнитной совместимости, рационального использования спектра радиочастот и орбиты геостационарных спутников связи и вещания;

^ сотрудничество в сфере обеспечения информационной безопасности и организации трансграничного информационного обмена в странах -участницах РСС.

В целях информационного обеспечения деятельности стран-участниц РСС и проведения сопоставительного анализа развития связи и информатизации Исполком РСС издает ежегодный статистический сборник на основе официальных данных администраций связи и операторов связи-участников РСС, которые предоставляют информацию о техническом, технологическом и экономическом состоянии развития и функционирования отрасли связи и информатизации своих государств [1], а также о данных справочника Межгосударственного статистического комитета СНГ [2] и «Отчета

о всемирном развитии электросвязи и ИКТ» МСЭ [3].

Для выявления тенденций и закономерностей инфокоммуникационно-го развития (ИКР) стран содружества проведем анализ динамики основных показателей развития. При весьма скромном увеличении числа абонентов фиксированной телефонной связи

за последние пять лет число пользователей услуг подвижной связи выросло в среднем в 3,32 раза, персональных компьютеров - в 27,5 раз. Наиболее активными в развитии услуг и средств подвижной связи и информатизации странами являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. В этих странах процессы удовлетворения потребностей в подвижных средствах связи и пользовании информационными ресурсами Интернета с помощью ПК вызвали экспоненциальные тенденции и многократный рост числа технических средств.

В то же время развитие подвижной связи и информатизация отражают мировые тенденции научно-технического прогресса и при выходе на рынок сопровождаются значительным увеличением доходов от новых услуг. Однако в ряде стран, таких как Республика Армения, Грузия, Республика Молдова и Туркменистан, данные процессы не сопровождались соответствующим ростом доходов. Причины недостаточных темпов развития новых услуг подвижной связи и внедрения ИТ в бизнес и социум в этих странах кроются в низком уровне социально-экономического развития, инвестирования инноваций

Н.Е. ЗОРЯ,

заместитель генерального директора Исполкома РСС

№ 3 • 2010 ВеК| КАЧЕСТВА

31

и развития ИКТ, а также в нерешительности государственной политики, проводимой в данных сферах.

В целях выявления специфических черт регионального развития проведем сопоставительный анализ социальноэкономического положения стран-участниц РСС и уровня развития отрасли связи и информационных техноло-

Щ И И»

Рис. 1. Плотность ОТА фиксированной электросвязи

Рис. 2. Проникновение подвижной сотовой связи

гий (см. таблицу). Территория регионального содружества по странам СНГ занимает шестую часть земной суши и составляет 22 114,5 тыс. км2. При этом плотность населения отдельных государств варьирует от 115 человек на

1 км2 в Молдове до 6 человек на 1 км2 в России. В четырех странах плотность населения составляет менее 30 человек на 1 км2.

Средний размер ВВП на душу населения в странах, входящих в состав РСС, составляет 7751,8 долл., и только в России значение этого показателя выше. Также к более обеспеченным в экономическом отношении государствам относятся Азербайджан, Беларусь, Казахстан. В Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане и Украине уровень ВВП ниже 1000 долл. на душу населения, что свидетельствует о слабом развитии экономики этих стран. Низкий уровень благосостояния населения этих стран подтверждается размером среднемесячной заработной платы - менее 100 долл.

В то же время в течение последних лет отрасль ИТ и связи во всех государствах, входящих в состав РСС, динамично развивается вследствие постоянной модернизации оборудования и сетей связи, цифровизации местной, междугородной и международной телефонной связи, компьютеризации деловой сферы и населения. Протяженность телефонных каналов на междугородных линиях связи в целом по странам анализируемого региона за последние 10

лет возросла более чем в 80 раз. Практически все междугородные линии связи оборудованы цифровыми системами передачи.

Рост объемов услуг и доходов наблюдается во всех сегментах электросвязи (фиксированной, мобильной, телерадиовещании). Как показывает таблица, темпы роста доходов от услуг связи всех стран регионального содружества почти в 3 раза опередили рост ВВП. Доля доходов отрасли в структуре ВВП стран-участниц РСС в 2008 г. составила в среднем 3,1%. Наиболее значительный вклад отрасли связи и ИТ наблюдается в Молдове (6,4%), Армении (3,3%), Кыргызстане (3,9%), Узбекистане (4,3%) - в странах, где первоочередное внимание уделяется информатизации и внедрению сетей подвижной связи.

Анализ соотношения капитальных вложений к доходам от услуг связи свидетельствует, что в отдельных странах этот показатель слишком высок для сбалансированной экономики: в Армении он составляет 94,9% при доле иностранных инвестиций 59%, в Кыргызстане - 28,3% при доле иностранный инвестиций 49,8%, в Узбекистане - 28,3% при доле иностранного капитала 90%. Данный факт свидетельствует о высокой зависимости национальных экономик от иностранной помощи.

Большое внимание уделяется вопросам телефонизации в удаленных и труднодоступных населенных пунктах. Плотность основных телефон-

Основные показатели социально-экономического развития стран, входящих в состав РСС, в 2008 г.

Государства Территория государств, тыс. км2 Плотность населения на 1 км2 Валовой внутренний продукт на 1 чел. населения, долл. Среднемесячная номинальная заработная плата, долл. Доходы от услуг связи на 1 чел., долл. Доля доходов связи в ВВП, % Капитальные вложения к доходам от услуг связи,% Число ОТА на 100 чел. населения Число абонентов сетей подвижной связи на 100 чел. населения Число таксофонов на 100 чел. населения Число ТВ-прием-ников на 100 чел. населения Число ПК на 100 чел. населения Число абонентов Интернета на 100 чел. населения

Азербайджан 86,6 99,7 5403,9 162,1 130,6 2,4 17,3 15,0 69,5 0,02 10,3 8,0 14,3

Армения 29,8 108,0 3684,6 176,1 121,7 3,3 94,9 19,0 95,0 0,03 9,8 6,4 6,2

Беларусь 207,6 47,0 6198,2 276,0 189,9 3,1 16,6 38,7 84,0 0,15 46,8 19,6 32,1

Грузия 69,7 65,0 2297,5 114,1 34,3 1,5 21,5 13,5 63,5 0,02 25,0 8,0 3,2

Казахстан 2724,9 6,0 5930,7 318,9 140,4 2,4 8,1 23,0 94,0 0,05 43,5 13,9 14,4

Кыргызстан 199,9 26,0 659,4 78,9 37,9 3,9 28,2 9,4 64,3 0,03 29,5 12,4 10,8

Молдова 33,8 115,0 1694,2 131,3 108,8 6,4 33,5 31,2 67,9 0,03 78,6 15,6 23,4

Россия 17 075,4 8,0 11 803,9 407,7 346,8 2,9 21,9 31,5 140,6 0,15 48,7 22,7 32,0

Таджикистан 143,1 48,0 698,6 35,5 18,2 2,6 18,2 3,7 49,7 0,01 9,8 1,3 1,1

Туркменистан 491,2 14,0 315,6 86,5 8,3 2,6 14,6 6,8 24,8 0,02 8,3 1,2 0,3

Узбекистан 448,9 59,0 960,7 76,7 41,3 4,3 28,3 7,0 47,0 0,02 20,0 8,7 8,7

Украина 603,5 77,0 944,6 206,2 14,8 1,6 0,8 26,3 120,1 0,13 68,3 9,8 9,0

Итого по РСС 22114,4 79,0 7751,8 267,7 241,4 3,1 21,9 28,4 112,0 0,11 30,1 11,3 9,4

3'

ВЄК| КАЧЕСТВА № 3 • 2010

5

HG

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГУЛИРОВАНИЕ

□ С G

ных аппаратов фиксированной связи по странам СНГ постоянно увеличивается и на начало 2009 г. составляла 28,4 основных телефонных аппаратов (ОТА) на 100 жителей, что выше аналогичного показателя по МСЭ (19,1 ОТА на 100 жителей).

В 2008 г. в странах СНГ доступ к фиксированной электросвязи (рис. 1) варьировался от 38,7 ОТА на 100 человек населения в Беларуси до 7 ОТА на 100 чел. в Узбекистане, что свидетельствует о значительной разнице в уровне доступности фиксированной телефонной связи и Интернета (в случае подключения через телефонную линию) для жителей региона. Следует отметить, что существенного роста показателей проникновения фиксированной электросвязи в странах СНГ не наблюдается.

Наиболее динамично развивающимся сегментом рынка услуг связи является мобильная связь. На начало 2009 г. число абонентов подвижной сотовой связи по региону достигло 313,8 млн и превысило число абонентов фиксированной телефонной связи в среднем по СНГ в 4,4 раза. В большинстве стран региона проникновение подвижной связи существенно превышает уровень доступа к фиксированной электросвязи. Это объясняется большей доступностью подвижной связи по сравнению с фиксированной.

Уровень проникновения подвижной связи по РСС за последние 5 лет увеличился почти в 7 раз. При этом активно внедряются системы подвижной связи третьего поколения, которые, обладая высокой скоростью передачи данных, предоставляют большой набор новых услуг. Однако в 2008 г. показатели проникновения подвижной сотовой связи на 100 человек населения изменялись в пределах от 47 в Узбекистане до 140,6 в России (рис. 2).

Особое внимание в странах РСС уделяется внедрению новых технологий (широкополосный доступ, мобильная связь 3G, сети следующего поколения и др.), что является основой конвергенции телекоммуникационных и информационных сетей и технологий (объединение речи и данных, проводной и беспроводной связи) и формирования ин-фокоммуникаций.

Основными сдерживающими факторами перехода участников РСС к NGN служат существующее состояние и слабый технологический уровень сетей связи, в частности: отсутствие магистральных IP-сетей и низкая степень цифровизации, ограниченность финансовых возможностей по инвестированию инфраструктуры NGN. Поскольку имеется множество проблем, связанных

с внедрением новой технологии, операторы внесли ряд предложений по внедрению технологий NGN на пространстве стран, входящих в состав РСС, а именно: по лицензированию услуг; выработке концептуальных подходов к построению NGN; стыковке оборудования разных производителей; взаимодействию сетей разных стран; выполнению требований надежности и др.

Значения показателей плотности персональных компьютеров на 100 чел. населения (рис. 3) варьируют от 1,3 в Таджикистане до 22,7 в России, то есть уровень доступа к компьютерной технике различается более чем в 17 раз, что демонстрирует огромный цифровой разрыв. В Молдове все органы власти (100%) оснащены персональными компьютерами. В России данный показатель составляет 99,3%.

По показателю плотности абонентов сети Интернет (рис. 4) можно также судить об уровне доступности информационных ресурсов и ПК. В России и Беларуси показатель доступности Интернета достигает максимального значения - 32 пользователя Интернета на 100 чел., что многократно превышает уровень данного показателя в других странах СНГ. Наименьшая плотность абонентов Интернета в Узбекистане - 0,3, в Таджикистане - 1,1 и Грузии - 3,2. Лидирующие позиции по темпам прироста абонентов занимают Молдова и Азербайджан, в которых число пользователей Интернета за год удвоилось.

Сопоставление показывает, что уровень телефонной плотности фиксированной электросвязи в ряде стран регионального содружества существенно ниже данного показателя в развитых странах Европы и США, соответствует уровню телефонной плотности в Болгарии, Польше, Румынии, Китае и превышает аналогичный показатель, например в Пакистане (2,93). Достигнутый уровень проникновения средств и услуг подвижной связи во многих странах СНГ (за исключением Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана) соответствует плотности мобильных телефонов в США (83,5), Турции (82,8), ниже данного показателя в развитых странах Европы: Великобритании (118,5), Дании (114,5), Финляндии (115,2), но выше, чем в Китае (41,2), Иране (41,8).

Сопоставительный анализ динамики регионального и мирового развития ин-фокоммуникаций показал, что для ин-фокоммуникационного развития стран-участниц РСС характерны следующие особенности:

^ стабильное опережение темпов развития отрасли связи и ИТ, доступности связи и сети Интернет, а также

Рис. 3. Плотность персональных компьютеров

Рис. 4. Плотность абонентов сети Интернет

темпов роста доходов от услуг связи по сравнению с экономическим ростом национальной экономики (ВВП);

^ значительная вариативность экономического развития национальных экономик, процессов информатизации, отрасли связи;

^ взаимосвязь макроэкономических, демографических и научнотехнических условий развития национальных экономик и внутренних факторов отраслевого развития;

^ решающее влияние государственной политики в сфере связи и информатизации на характер технического обновления и инновационного развития инфокоммуникаций. ■

Литература

1. Статистический сборник о деятельности администраций связи в области связи и информатизации за 2004-2009 годы. М.: Ис-полн. комитет РСС, 2005-2010 гг. 196 с.

2. Содружество независимых государств в 2008 году: Справочник. М.: Межгосударственный статистический комитет СНГ, 2009. 187 с.

3. Статистические профили информационного общества 2009 г., СНГ. Женева: МСЭ,

2009. 64 с.

№ 3 • 2010 век| КАЧЕСТВА

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.