Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
О главном
УДК 342 В. А. Кудин*
Соответствовать требованиям общества
Задачи коллектива университета в контексте решений Коллегии МВД России, состоявшейся 10 февраля 2012 года, и выступления на ней Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева
В статье рассказывается о задачах, поставленных перед правоохранительными органами в выступлениях Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Министра внутренних дел России Р.Г. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД России 10 февраля 2012 года, посвященной итогам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск в минувшем 2011 г. и их задачам на 2012 г. и и задачах Санкт-Петербургского университета МВД России, вытекающих из решений этой Коллегии.
Ключевые слова: МВД России, Президент Российской Федерации, Министр внутренних дел России, Коллегия МВД России, итоги.
V.A. Kudin*. Comply with the requirements of society. Objectives of the University College in the context of making the Russian Interior Ministry (February 10, 2012,) and her speech Russian President Dmitry Medvedev. The article describes the tasks assigned to law enforcement agencies in the speeches of the President of Russian Federation D.A. Medvedev and Minister of Internal Affairs of Russia, R.G. Nurgaliyev at the enlarged meeting of the Board of the Russian Interior Ministry February 10, 2012, on the results of the operational activity of bodies of internal affairs and service and combat activity of the internal forces in the past in 2011 and tasks for 2012 and tasks, and St. Petersburg State University Russian Interior Ministry, arising from the decisions of the Board.
Keywords: Interior of Russia, President of the Russian Federation, Russian Interior Minister, the Board of the Russian Interior Ministry, the outcome.
Вынесенные в заголовок слова прозвучали в выступлении Президента страны Д.А. Медведева на расширенном заседании Коллегии МВД России 10 февраля. Пожалуй, это — максимально лаконичная и емкая формулировка комплекса задач, стоящих сегодня перед руководящим, личным составом Министерства внутренних дел.
Любое заседание Коллегии МВД России, а тем более посвященное итогам оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск
* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-65. E-mail: [email protected].
* Kudin, Vasily, the head of Saint Petersburg university of Interior of Russia, awarded in dissertation, senior lecture. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
Статья поступила в редакцию 14 марта 2012 года.
© Кудин В.А., 2012
в минувшем 2011 г. и определению направлений деятельности на 2012 г., — это целый комплекс задач, решение которых для нас сегодня наиболее актуально. Исключительное значение данной Коллегии заключается в том, что на ней были рассмотрены в том числе результаты первого, наиболее важного этапа реформирования всей системы МВД России и определены дальнейшие направления её модернизации. Кроме того, Коллегия проходила в период между выборами: декабрьскими 2011 г. — в Государственную думу РФ и мартовскими 2012 г. — Президента Российской Федерации.
Эти обстоятельства наложили свой отпечаток на всю работу Коллегии и содержание традиционного уже выступления на ней Президента Российской Федерации.
Следует отметить наиболее значимые для нас моменты, и прежде всего — в выступлении Президента, который подчеркнул, что реформирование системы МВД России продолжает оставаться одним из основных направлений нынешней государственной политики. Его реализация, по оценке Президента, привела к «существенным изменениям в жизнедеятельности Министерства» и началу «глубоких содержательных и организационных преобразований».
Дав оценку первому (наиболее существенному) этапу реформы, Президент отметил те позитивные результаты, которых удалось достичь в ходе его проведения. Главный из них заключается в том, что на сегодня созданы все необходимые предпосылки для более эффективной защиты прав и свобод граждан, противодействия преступности и охраны общественного порядка.
В ходе реформ для выполнения своих задач полиция получила новую («добротную», по словам Президента) нормативную базу. Речь идет прежде всего о федеральных законах «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Работа по совершенствованию правового обеспечения деятельности полиции будет продолжена.
Сразу отмечу, что одной из наиболее важных наших задач на сегодня является освоение этой нормативной базы как в практическом, так и в научно-образовательном плане всеми сотрудниками органов внутренних дел.
Положительно оценив работу по оптимизации штатной численности и внеочередной аттестации личного состава, Президент обратил внимание на существенное увеличение денежного содержания сотрудников органов внутренних дел, подчеркнув, что государство и общество ждут от них адекватного восприятия этого шага — т.е. более качественной работы. А для этого, по словам Президента, «нужно по-настоящему заниматься с кадрами, смелее продвигать профессиональных людей, хорошо подготовленных, вне зависимости, кстати, от возраста». Деятельность органов внутренних дел должна соответствовать требованиям общества.
Дмитрий Анатольевич Медведев в своем выступлении подробно остановился на тех задачах обновленных органов внутренних дел, которые будут основными в 2012-м и последующих годах.
В первую очередь — это борьба с преступностью. В этой сфере деятельности ОВД по итогам 2011 г. показатели далеко не однозначны. В частности, обозначился рост преступлений в общественных местах, а также рост краж (+15 %), причинений тяжкого вреда здоровью (+8 %), убийств (+4 %).
Говоря об этом, Президент предложил участникам Коллегии самим делать выводы (необходимость качественного улучшения оперативно-розыскной деятельности и профилактической работы).
Второй задачей Д.А Медведев назвал обеспечение эффективной работы территориальных отделов и пунктов полиции. Они являются «передним краем общения с людьми» и именно от их деятельности — уже в новом качестве — зависит отношение граждан к полиции, а потому «нужно максимально укрепить кадровый состав территориальных структур, особенно ... уголовный розыск, службу участковых патрульно-постовую службу». Должен быть найден баланс, оптимальное соотношение между управленцами и теми, кто несет службу в низовых подразделениях.
Еще одной приоритетной задачей была названа борьба с коррупцией. Говоря о необходимости усиления этой борьбы, Президент обратил внимание на удручающее положение в жилищнокоммунальной сфере, «где злоупотребления, хищения ... вышли на уровень эпидемии и ... очень сильно дестабилизируют ситуацию».
Глава государства призвал органы внутренних дел действовать здесь более активно, «не суетиться», «без оглядки на политические структуры». Подтверждением этому служит Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012—2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» подписанный уже после выступления на коллегии МВД России.
В соответствии с абз. «в» п. 11 этого документа, Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными государственными органами поручено разработать и внедрить в практику комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012
О главном
принимаемых в ходе оперативно-розыскной деятельности по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений мер по обеспечению конфискации имущества и уплаты штрафов, и в этих целях подготовить необходимые методические рекомендации, скорректировать программы по повышению квалификации следователей и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Важнейшей задачей Президент назвал укрепление взаимодействия полиции с обществом, его структурами, а также со средствами массовой информации. В этом плане он положительно оценил работу созданных в 2011 г. при органах внутренних дел общественных советов. Полагаю, что такой совет следует сформировать и нам.
Роль такого взаимодействия заключается не только и не столько в формировании достойного имиджа полицейского, повышении авторитета правоохранительных органов в целом, но и в реальном контроле за деятельностью полиции. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин обнародовал отнюдь не радующие цифры количества жалоб граждан на деятельность сотрудников органов внутренних дел — это более 5 тысяч обращений ежегодно. В течение многих лет эта цифра остается стабильной. И это повод для нас усилить работу по нравственному воспитанию курсантов, поиску и воплощению в практику новых, более действенных педагогических методик, которые позволят укоренить в сознании каждого из обучаемых принципы уважения к правам человека и гражданина, безусловного соблюдения конституционных норм и требований законов. Наши выпускники вольются в уже сформировавшиеся коллективы, и наша задача — сделать все, чтобы они смогли противостоять возможному негативному воздействию со стороны коллег. Отстаивать свою позицию, быть уверенным в своей правоте — и этому мы должны учить наших выпускников.
Одной из актуальных задач Министерства и полиции по-прежнему «остается предупреждение и своевременное пресечение актов экстремизма». По этому поводу Президент сказал, что «мы живем в исключительно сложном государстве ... федеративном, многонациональном, многоконфессиональном, самом большом по территории. И на сотрудниках полиции лежит ответственность за сохранение мира и согласия в нашем обществе». Любые попытки разжечь межнациональную рознь, вызвать массовые беспорядки должны пресекаться самым решительным образом.
Президент поставил перед органами внутренних дел еще одну крайне важную задачу, а именно, уделять больше внимания той преступности, которая совершается в информационном пространстве. Здесь традиционные формы работы уже не достигают цели. Необходимы новые подходы, в т.ч. создание принципиально новых подразделений, «ориентированных на выявление и раскрытие очень сложных в технологическом плане преступлений». А для этого нужны и новая высококлассная техника, и соответствующим образом подготовленные кадры.
Детальному анализу оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в условиях масштабного реформирования всей системы МВД России был посвящен доклад Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Гумаровича Нургалиева. Он подчеркнул, что основные мероприятия по реформированию были направлены на реализацию Федерального закона «О полиции» и соответствующих указов Президента Российской Федерации.
В результате проведенной работы сформирована новая законодательная база деятельности органов внутренних дел, осуществлены мероприятия по формированию новой системы управления органами внутренних дел и оптимизации их организационного построения, проведена реорганизация центрального аппарата Министерства, в структуре которого образовано восемь департаментов, восемь главных управлений, девять управлений и Национальное бюро Интерпола, завершено формирование территориальных органов МВД России разных уровней и перераспределение полномочий их руководителей, создан институт полиции и определен исчерпывающий перечень её подразделений в территориальных органах МВД России, проведено укрупнение органов внутренних дел, чем обеспечено значительное (на 40 %) сокращение их количества на районном уровне, завершены мероприятия по оптимизации общей численности сотрудников (сокращение на 20 % сотрудников, т.е. на 226,9 тыс. человек), приняты меры по передаче дублирующих, избыточных и несвойственных полиции функций уполномоченным органам.
В ходе реформы, подчеркнул Р.Г. Нургалиев, особое внимание уделено повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу (прошли внеочередную аттестацию 875, 3 тыс. сотрудников; не были рекомендованы для прохождения службы в полиции 5,6 тыс., не выносились на рассмотрение аттестационных комиссий по ряду причин 43,7 тыс.).
Напомню, что у нас в университете внеочередную аттестацию успешно прошел 671 сотрудник; 67 человек не прошли аттестацию и были уволены из органов внутренних дел по различным основаниям; 26 сотрудников назначены с понижением. Число курсантов, не прошедших аттестацию и отчисленных из университета, составило 58 из 1961. В строю остались те, кто отвечает современным повышенным требованиям и может честно и добросовестно выполнять свой служебный долг.
Министр подчеркнул: одно из важнейших требований к сотруднику органов внутренних дел — он не может состоять в какой-либо политической партии и должен подчиняться только закону.
Накопленный в ходе внеочередной аттестации опыт работы с кадрами должен быть использован и в дальнейшем.
Значительное место в докладе было уделено подготовке кадров. Принимаемые в этом отношении меры направлены прежде всего на дальнейшее усиление её практической составляющей и наиболее полное удовлетворение потребностей органов внутренних дел в квалифицированных специалистах. В этой связи Рашид Гумарович подчеркнул, что для сотрудников, расследующих уголовные дела или рассматривающих дела об административных правонарушениях, обязательно наличие высшего юридического образования. Здесь важным моментом является профилизация их подготовки, поэтому учебный процесс должен быть организован с учетом практической направленности.
По этому поводу следует отметить, что поворот к практике в учебе наших курсантов и слушателей в нашем университете начался еще несколько лет назад. На мой взгляд, в этом направлении мы достигли неплохих результатов: перераспределение учебного времени в пользу практических занятий — до 50 %; проведение таких занятий в подразделениях и службах органов внутренних дел; привлечение к учебному процессу руководящих практических работников; пересмотр продолжительности и содержания стажировок обучаемых, направление на двухнедельную стажировку в органы внутренних дел преподавателей и т.д. Наши выпускники должны быть не юристами общего профиля, а специалистами в конкретной сфере своей деятельности.
Эту работу с учетом обусловленных реформой новых требований мы должны и будем продолжать. Речь идет не только о дальнейшем продвижении по перечисленным мной направлениям, но и о новом её качественном уровне. Компетентностный подход в этом плане предполагает и создание соответствующей времени нормативной базы, и новую систему оценки качества выпускников (системный анализ их адаптации и продвижения по службе), и новый уровень взаимодействия вуза с работодателями — органами внутренних дел.
В целях развития образовательной системы МВД России в 2011 г. проведена реорганизация и оптимизация числа его образовательных учреждений, определено их правовое положение, им придан статус федеральных государственных казенных образовательных учреждений.
В настоящее время система профессионального образования МВД России включает 3 университета, 4 академии, 12 институтов и 10 их филиалов, а также Всероссийский институт повышения квалификации МВД России, 6 суворовских училищ и 2 школы служебного собаководства.
Одним из элементов названной выше системы является и наш университет. Поэтому мы все были (и остаемся) и свидетелями и активными участниками всех тех обусловленных реформой мероприятий, которые касались образовательных учреждений.
Считаю, что мы не только в целом успешно справились с поставленными задачами и прошли реорганизацию и внеочередную аттестацию без значительных потерь, но и подготовили задел на будущее: спланировали свою деятельность на текущий и последующие годы, в ходе учебнометодического сбора рассмотрели вопросы дальнейшей модернизации профессиональной подготовки в условиях продолжающегося реформирования.
Необходимо обратить внимание на те проблемы профессиональной подготовки кадров, о которых говорилось как на Коллегии, так и на предшествовавшем ей учебно-методическом сборе руководителей ведомственных образовательных учреждений.
Среди них главной является проблема повышения качества обучения. Её решение предполагается на основе разработки и реализации инновационных образовательных программ, дальнейшего внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, усиления практической направленности подготовки кадров на основе более тесного взаимодействия образовательных учреждений с территориальными органами внутренних дел.
Немаловажную роль играют повышение спроса с обучающихся за успеваемость и учебную дисциплину (вплоть до отчисления), а также создание эффективной системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (на сборах руководителей образовательных учреждений МВД России этот вопрос ставился очень остро: преподаватель, не прошедший повышение квалификации 1 раз в 5 лет может быть отстранен от работы). Поэтому начатая нами два года назад работа по направлению преподавателей в органы внутренних дел в качестве дублеров-руководителей на двухнедельную стажировку имеет большое значение.
Там же, на сборах, прозвучало требование улучшить педагогический контроль со стороны руководителей различного уровня. К слову, вопросы педагогического контроля мы ежегодно рассматриваем на заседаниях ученого совета с заслушиванием руководителей кафедр.
Модернизация системы подготовки кадров, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов предполагают радикальное обновление учебно-методического обеспечения. Здесь мы многое уже сделали, но многое еще предстоит сделать.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1(53) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
О главном
В выступлениях руководителей ДГСК МВД России нашла свое отражение еще одна немаловажная проблема. Это — подготовка специалистов со знанием иностранного языка. Её значение связано с задачами подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. и других крупномасштабных международных мероприятий. Определено участие в обеспечении всех этих мероприятий и наших сотрудников и курсантов. Поэтому «языковой» подготовке наших людей следует уделить неослабное внимание и внести в её содержание соответствующие коррективы. В этой связи на повестке дня — создание групп с углубленным изучением иностранных языков и подготовка специалистов, владеющих методикой выявления правонарушителей по визуальным признакам (профайлинг).
Значительное место в материалах Коллегии отведено международным связям Министерства. В них, в частности, говорится о том, что заграничные командировки наших сотрудников и обучающихся еще недостаточно эффективны. Это замечание должно быть учтено и в нашей международной деятельности.
В настоящее время в вузах системы МВД России обучаются, согласно соответствующим соглашениям, около 900 иностранцев, 128 из них (119 слушателей и 9 адъюнктов) — в нашем университете. На Коллегии было обращено внимание на то обстоятельство, что их подготовка — не только образовательная, но и важная политическая задача. Это надо учесть и в нашей работе. Кроме того, для наших иностранных слушателей уже в ближайшее время необходимо создать специальную учебно-методическую базу.
Еще одна важная проблема — наша ведомственная вузовская наука. Руководство МВД и ДГСК МВД России озабочены невысоким качеством и незначительной долей заказных научноисследовательских работ в их общем массиве, слабой практической отдачей диссертационных исследований, издержками в развитии научных школ.
Решая задачи повышения качества научного обеспечения образовательного процесса и основных направлений деятельности органов внутренних дел, мы должны иметь в виду предстоящую в этом году ревизию деятельности диссертационных советов и их переформирование согласно новому Положению, пересмотр сложившейся системы координационных советов, необходимость обеспечения активного участия ученых и творческих коллективов университета в конкурсных мероприятиях, в первую очередь — на присуждение грантов для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ. Я должен обратить особое внимание на необходимость более целенаправленной и активной работы по подготовке выдвигаемых на конкурсы материалов.
Сокращение численности как переменного, так и постоянного, в т.ч. профессорско-преподавательского состава выдвигает на первый план проблему качественного отбора людей на службу и на учебу. Уровень требований к соответствующим критериям постоянно повышается. Здесь следует использовать опыт, накопленный в период проведения внеочередного аттестования, психодиагностику, институт личного поручительства.
Решения Коллегии МВД России требуют от нас более активного применения конкурсных начал, регулярного аттестования сотрудников (раз в четыре года), предметной работы с резервом на выдвижение и повышения требовательности к подчиненным.
В прошедшем году переработаны наставления по организации подготовки кадров, огневой и физической подготовке в органах внутренних дел, изменены критерии оценок, определены периодичность и порядок проверок сотрудников на профессиональную пригодность. Всё это требует новых подходов к организации служебно-боевой подготовки постоянного состава, искоренения в ней формализма.
Исходя из новых требований МВД и ДГСК МВД России к личности сотрудника органов внутренних дел, в воспитательной работе и морально-психологическом обеспечении становления наших курсантов и слушателей мы должны сделать упор на формирование у них научного мировоззрения, стремления строго соблюдать законность, требования служебной дисциплины и нормы профессиональной этики.
Совершенствование профессионально-нравственного, патриотического и культурноэстетического воспитания личного состава является важнейшим условием повышения авторитета сотрудника полиции, его устойчивости к попыткам негативного воздействия. В этой связи ДГСК МВД России требует разработки в каждом вузе согласованной с образовательным процессом Программы воспитания на весь период обучения и активного использования в ходе её реализации форм и методов информационно-пропагандистского воздействия, средств массовой информации, новых информационных технологий.
Руководство МВД России ориентирует нас на создание целостной системы изучения личности выпускника, активное участие в воспитательной работе с личным составом руководителей всех степеней. Среди проблем, на которые прежде всего следует обратить внимание, особое место занимает проблема предупреждения наркомании в образовательных учреждениях. Другая волнующая проблема — значительное число отчислений курсантов по отрицательным мотивам (по образовательным учреждениям МВД России в 2011 г. — 900 человек, в Санкт-Петербургском университете МВД России
— 58). Наличие этих проблем свидетельствует о существенных издержках в воспитательной работе как со стороны комплектующих органов, так и образовательных учреждений.
Нынешний год богат на различные юбилеи (210 лет МВД, 200 лет Отечественной войны 1812 года, 150 лет со дня рождения П.А. Столыпина и т.п.). Подготовка к ним должна быть использована в интересах воспитания у курсантов и слушателей патриотизма и гражданственности, стремления честно служить Родине в системе органов внутренних дел.
Таковы задачи, которые нам необходимо выполнить в процессе решений Коллегии МВД России, касающихся образовательных учреждений.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1(53) 2012