Научная статья на тему 'СООТВЕТСТВИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

СООТВЕТСТВИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / НАВЫКОВЫЕ ПРОБЕЛЫ / РЫНОК ТРУДА / УСПЕШНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ / ЛИЧНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладилина Ирина Петровна

Мы живем в эпоху цифровизации. Цифровой трансформации подвержены все сферы социально - экономического развития и нашей страны, и всего мира. Но ни одно из направлений цифровой трансформации не будет эффективным без соответствующего кадрового обеспечения. Образование по - прежнему играет ключевую роль и в решении кадровых проблем, и в заполнении навыковых пробелов. Основные цели и задачи Национальных проектов, реализуемых в стране, позволяют сформулировать основные требования к специалисту, востребованному рынком труда - профессионал, ответственно и креативно решающий задачи, формирующий положительный имидж своей профессии, организации, страны в целом. Приобретение новых знаний, совершенствование имеющихся навыков, формирование и развитие новых навыков - это своего рода критерии профессионального уровня, позволяющие определять необходимые знаниевые и навыковые пробелы. Именно образование позволяет задачи цифровизации решать в зависимости от вызовов и запросов рынка труда. Образование должно ориентироваться на такие технологии, методики и приемы, которые будут способствовать формированию профессиональных компетенций, отвечающих не только цифровым реалиям, но и цифровому будущему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладилина Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE OF THE COMPETENCIES OF UNIVERSITY GRADUATES AND THE NEEDS OF THE LABOR MARKET IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

We live in the era of digitalization. All spheres of social and economic development of both our country and the whole world are subject to digital transformation. But none of the areas of digital transformation will be effective without adequate staffing. Education continues to play a key role in both tackling staffing problems and filling skills gaps. The main goals and objectives of the National Projects implemented in the country make it possible to formulate the basic requirements for a specialist demanded by the labor market - a professional who responsibly and creatively solves problems, forms a positive image of his profession, organization, and the country as a whole. The acquisition of new knowledge, the improvement of existing skills, the formation and development of new skills are a kind of criteria for a professional level that allows you to determine the necessary knowledge and skill gaps. It is education that allows the tasks of digitalization to be solved depending on the challenges and demands of the labor market. Education should focus on technologies, methods and techniques that will contribute to the formation of professional competencies that meet not only digital realities, but also the digital future.

Текст научной работы на тему «СООТВЕТСТВИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

Соответствие компетенций выпускников вузов и потребностей рынка труда в условиях цифровой трансформации

Гладилина Ирина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского государственного университета управления Правительства Москвы

E-mail: [email protected]

Мы живем в эпоху цифровизации. Цифровой трансформации подвержены все сферы социально - экономического развития и нашей страны, и всего мира. Но ни одно из направлений цифровой трансформации не будет эффективным без соответствующего кадрового обеспечения. Образование по - прежнему играет ключевую роль и в решении кадровых проблем, и в заполнении навыковых пробелов. Основные цели и задачи Национальных проектов, реализуемых в стране, позволяют сформулировать основные требования к специалисту, востребованному рынком труда - профессионал, ответственно и креативно решающий задачи, формирующий положительный имидж своей профессии, организации, страны в целом. Приобретение новых знаний, совершенствование имеющихся навыков, формирование и развитие новых навыков - это своего рода критерии профессионального уровня, позволяющие определять необходимые знаниевые и навыковые пробелы. Именно образование позволяет задачи цифровизации решать в зависимости от вызовов и запросов рынка труда. Образование должно ориентироваться на такие технологии, методики и приемы, которые будут способствовать формированию профессиональных компетенций, отвечающих не только цифровым реалиям, но и цифровому будущему.

Ключевые слова: образование; цифровая трансформация; кадровые проблемы; навыковые пробелы; рынок труда; успешный профессионал; личные когнитивные ресурсы.

о с

U

см см о см

Понятия «цифровая трансформация», «цифро-визация» и «цифровая зрелость» совсем недавно стали широко употребляться в профессиональной педагогической среде. Общепринятых определений нет ни в государственных документах и нормативных актах, ни в международных руководствах или научных источниках. Термин «трансформация в цифровом пространстве» имеет довольно широкий спектр толкований для понимания его сущности:

- в 2019 году ITU опубликовала такую трактовку цифровой трансформации: «Неостановимый процесс многомодульной апробации цифровых разработок, который в самом фундаменте меняют систему проектирования, планирования, создания, внедрения и работы сервисов, как частного, так и государственного секторов, переводя их в безбумажный, персонализированный и безналичный вид, избегая физического воздействия или физического присутствия.

- в 2018 году World Bank Group опубликовали информацию о том, что цифровая трансформация является ярким проявлением революционных и качественных изменений, которые выражаются не только в определённых преобразованиях в цифровом пространстве, но в изменениях самой парадигмы экономической структуры, а в изменении центров добавленной стоимости в системе цифровых процессов и их ресурсов. Г.И. Абдрахманова, К.Б. Быховский, Н.Н. Ве-

селитская, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. (2021) считают, что трансформация в цифровом пространстве является качественным скачком в процессах бизнеса, особенным способом ведения деятельности в экономической сфере на базе внедрения новых цифровых разработок, которые оказывают огромный экономический и социальный эффект.

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что термин «цифровая трансформация» приобретает актуальное толкование при соединении в единойецелое множества явлений. Конкретизация смысла, в первую очередь, зависит от контекста:

• в экономической парадигме - цифровая трансформация подразумевает появление новых способов взаимодействия;

• в парадигме производства - цифровая трансформация является фундаментом для изменений в управленческих, вспомогательных и производственных процессах;

• в парадигме развития общества - цифровая трансформация является основой для появле-

ния новых видов коммуникаций, необходимых

для решения множества задач.

Во многом такая ситуация объясняется и тем, что в основе толкования сущности понятия «цифровая трансформация» лежат не изученные и очень динамичные явления. Анализ научной литературы позволяет также утверждать, что некоторые учёные изучают трансформацию в цифровом пространстве с процессной точки зрения, когда изменения устоявшихся общественных и экономических институтов происходят за счёт апробации новых цифровых разработок. Важно понимать, что новые технологии в цифровом пространстве появляются очень быстро и не всегда запланировано, из-за чего появляются трудности с прогнозированием последствий их внедрения [4;5;7].

В результате проведенного анализа можно поддержать точку зрения тех ученых, которые утверждают, что термин «цифровая трансформация» не содержит в себе конкретизированных уточнений и инструкций с чётко прослеживаемым маршрутом от начального к конечному состоянию, а содержит в себе основные ориентиры [4;5;7].

Окружающая нас действительность не позволяет делать ставку исключительно на профессиональные знания, полученный опыт. Цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности требует соответствующего цифрового мышления, овладения цифровой грамотностью и повседневного применения цифровых навыков. Изменение мышления, поведения способствует организации обучения, позволяющего развивать новые качества человека. Развитие личных когнитивных ресурсов -важнейший аспект современного образовательного процесса. Каждый человек должен четко осознавать, что основной вопрос профессиональной успешности заключается в понимании того, какие навыки позволяют ему быть наиболее продуктивным независимо от происходящих перемен.

Знаний и умений, которые формируют школа, вуз недостаточно для становления профессионала высокого уровня. Мы наблюдаем стремительный рост важности умений социальной направленности, навыков критического мышления, умения взаимодействовать с другими людьми для максимально эффективного решения поставленных задач. Международный экономический форум в 2020 году опубликовал анализ по влиянию скорости изменений, пандемии коронавируса и автоматизации в сфере рынка труда. Пандемия выступила в роли катализатора проявления новых направлений и парадигм, о которых исследователи говорят уже не одно десятилетие:

• появление новых профессий;

• исчезновение старых профессий;

• повышение карьерного срока и т.д.

Компания «The future of work after COVID-19»,

опубликованном в 2021 году, говорит о том, что профессии, подразумевающие физическое взаимодействие (социальные профессии, медицина, сфера обслуживания и др.) начинают активно автоматизироваться; переобучение или смена

специальности требуется для 25% работающих людей по сравнению с предыдущим годом. Среди новых профессий, которые требует рынок труда, авторы отчеты называют:

• веб-аналитики;

• разработчики мобильных приложений;

• специалисты в сфере облачных вычислений;

• scrum-мастера;

• стратеги в области больших данных;

• специалисты в области кибербезопасности;

• дизайнеры виртуальной реальности;

• специалисты в области оценки экологической безопасности;

• эксперты по поколенческим изменениям и др. Проведенные автором в ноябре 2021 года беседы с управленцами среднего звена государственных и коммерческих организаций (230 респондентов) позволили выявить приоритетные направления обучения, на которые респонденты особое внимание уделяли в 2021 году:

• профессиональные знания- 97% опрошенных;

• управление изменениями - 95% опрошенных;

• управление личной эффективностью - 95% опрошенных;

• управление деловыми коммуникациями - 80% опрошенных;

• лидерство и работа в команде -75% опрошенных.

О чем это свидетельствует? Уже в 2017 году Мак Кинзи предсказывали, что к 2030 году более 375 млн работающим людям придётся сменить профессию, т.к. их компетенции и навыки станут не актуальными. Опрос менеджеров и директоров компаний, проведённый в 2021 году показал, что более 44% опрошенных уже начинают ощущать недостаточность компетенций и навыков. 23% ожидают появления пробелов в навыках в ближайшее 3-5 лет, а 22% уже в ближайшие два года Пробелы в навыках являются ситуацией, при которой сотрудникам на рынке труда не хватает актуальных компетенций и навыков для высокого уровня конкуренции. Пробелы в навыках наиболее актуальны в направлениях, где есть нехватка квалифицированных кадров. В первую очередь, это актуально для высокотехнологичных направлений; направлений, связанных с развитием и управлением людьми, продуктами, организациями. Участники Всемирного экономического форума утверждают, что главным препятствием стабильного роста и апробации новейших разработок является нехватка эффективных навыков и компетенций у работников - навыковые пробелы. Новые методики обучения, независимо от их формы, направлены на формирование и дальнейшее развитие метанавыков и метакомпетенций.

Исследователи из СберУниверситета считают, что идея фундаментальных умений, т.е. метанавыков, в наше время является наиболее актуальной. Проблемы при организации работы с дистанционными командами и сотрудниками, распределённой работы подразумевают новые парадигмы и степень готовности сотрудников и директоров при-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

нимать нестандартные решения, расставлять правильные рабочие приоритеты, строить коммуникативное взаимодействие и т.д. Непрогнозируемые изменения показали новые векторы развития профессионализма конкурентных профессионалов и перенесли акцентирования с профессиональных навыков на навыки по организации профессиональной деятельности в нестандартных условиях без уменьшения уровня эффективности [2].

Заболотная В. считает, что метанавыки являются фундаментальными компетенциями, которые дают возможность более эффективно развивать профессиональные компетенции [3]. Е. Казакова отмечает, что «развитие метанавыков зависит от того, как именно выстроена дизайн-программа вуза, то есть, совершенствуя профессиональные навыки, человек должен параллельно учиться выстраиванию работы в команде, планированию времени и расстановке приоритетов [3].

Научные исследования, проведённые организацией Elliott в 2017 г. [6] показали, что изменения образовательной системы, которые произошли за последние десять лет, демонстрируют недостаточные результаты. Первая индустриальная революция привела к появлению массовых школ, вторая сделал школу общеобразовательной, третья стандартизировала учебные программы. Четвертая постепенно перевод учебные системы на персонализированный подход, который в первую очередь ориентируется на результат. Если рассматривать традиционную общеобразовательную систему на базе школы Яна Коменского, то становится понятно, что основным вектором ориентации являлась актуальная для того времени производственная база. Трансформация в цифровом пространстве в нынешней образовательной системе ориентируется на методологию организации работы, складывающейся на основании актуальных технологических производствах. Идущая сейчас четвёртая индустриальная революция подразумевает не только активное развитие в техническом и научном плане, но и фундаментальные изменения в самой трудовой культуре. Она основывается на непрерывно развивающихся цифровых технологиях с учётом уже произошедших и происходящих в текущий момент изменений в сфере технических новинок и разработок.

Соответственно, подготовка специалистов в вузе тоже требует кардинальных изменений. Но сегодняшние образовательные стандарты и бакалавриата, и магистратуры в очередной раз безнадежно устарели. К примеру, в настоящее время цифровая трансформация на предприятии включает такие позиции как «фабрики будущего» и «Индустрия 4.0», в том числе умные, цифровые и виртуальные фабрики. Предполагается максимальная цифровизация и автоматизация всего о производственного цикла, от идеи до конечной Ы утилизации, активное применение цифрового мо-g делирования как новейших изделий, так и самих ~ процессов производства и активное распростра-z нение цифровых платформ.

Приведённые выше идеи и концепции основываются на большом спектре новейших технологий, в том числе:

• виртуального моделирования;

• робототехники;

• интернета вещей;

• искусственного интеллекта;

• облачных вычислений;

• Big Data;

• адаптивного производства;

• предиктивной аналитики.

Все вышеперечисленное требует активной апробации цифровых технологий в образовательной системе, и её цифровая трансформация подразумевает целый ряд безотлагательных действий:

• изменить фундаментальные цели и само содержание процесса обучения;

• начать плавный переход от воспитания и обучения всех к воспитанию и обучению каждого, внося изменения в методики и организацию образовательного процесса;

• изменить устоявшиеся процессы в бизнес среде, включив в этот процесс всех заинтересованных лиц;

• обновить и оптимизировать имеющиеся наборы организационных, методических и учебных решений, информационных сервисов, инструментария и материалов;

• активно применять разрастающийся потенциал цифровых технологий, в том числе разработки в сфере искусственного интеллекта для автоматизации работы с потоками информации. Главной идеей трансформации цифрового пространства в образовании является получение каждым обучающимся именно тех результатов, которые ему нужны на базе персонализированной системы обучения, работающей за счёт цифровой трансформации и содержащей в себе методы и инструменты:

• виртуальной реальности;

• искусственного интеллекта;

• цифровой среды образовательного процесса;

• доступа к Интернету;

• обработки больших массивов данных и др. Активно развивающиеся и дешевеющие цифровые технологии и устройства дают возможность активно внедрять новейшие методики проведения и организации процесса обучения. На базе цифровой трансформации образовательной системы должны быть созданы, отработаны и апробированы цифровой инструментарий и сервисные решения, которые дадут возможность:

• провести обновление учебных материалов на базе актуальных парадигм цифровизации экономической системы, новых идей кросс -предметности;

• дополнить имеющиеся стандарты образования новыми парадигмами;

• увеличить область инструментария и методик обучения, на основании чего повысится общая

результативность и появится экономия времени;

• комбинировать и дифференцировать разные виды образовательных практик, что в свою очередь позволит достичь нужных результатов в образовании;

• активно применять критериальную оценку учебного процесса.

Аналитики EddMarket.Digital выделяют четыре базовых направления в образовании, которые наиболее востребованы в настоящее время:

1. Поставка актуального контента и управление образовательным пространством.

2. Платформы и сервисы для обучения.

3. Создание и внедрение новых образовательных технологий и методик в сфере образования.

4. Создание нового учебного инструментария [1]. Безусловно, с пробелами в навыках необходимо бороться, т.к. всё чаще и государственные, и коммерческие организации инвестируют в развитие и обучение своих сотрудников. Управление изменениями и инновациями в образовании, изменение роли руководства в управлении изменениями, командные изменения управления в стратегическом развитии организации, нацеленные на развитие компетенций сотрудников - эти и другие позиции требуют внедрения цифровых технологий в организацию обучения кадров не только сегодняшнего дня, но и в кадры для решения задач будущего.

Литература

1. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. - 76, [4] с.

2. Метанавыки - компетенции будущего. - [электронный ресурс]: https://edutechclub.sberbank

3. Обзор рынка образовательных технологий // Пульс EduTech. - Выпуск № 2(13). 2020. [электронный ресурс]: https://edutechclub.sberbank-school.ru/all/edutechpulgeb

4. Цифровые технологии в российской экономике. - Аналитический отчет. Под общей редакцией: Гохберг Л.М., Вишневский К.О., Паршин М.В., Рудник П.Б.. - М. - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2021.

5. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты. - Руководитель авторского коллектива: Рудник П.Б. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.

6. UNESCO. Education for Sustainable Development Goals: learning objectives. - 2017. [Электронный ресурс]: URL: https://unesdoc.unesco.org/

ark:/48223/pf0000247444.locale=ru (дата доступа: 31.12.2021). 7. Care E., Kim H., Vista A., Anderson K. Education System Alignment for 21stcentury skills: Focus On Assessment. - Brookings institution, 2018. [Электронный ресурс]: URL: https://www.brookings. edu/research/education-system-alignment-for-21st-century-skills (дата доступа: 31.12.2021)

COMPLIANCE OF THE COMPETENCIES OF UNIVERSITY GRADUATES AND THE NEEDS OF THE LABOR MARKET IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Gladilina I.P.

Moscow State University of Management of the Government of MoscowWe live in the era of digitalization. All spheres of social and economic development of both our country and the whole world are subject to digital transformation. But none of the areas of digital transformation will be effective without adequate staffing. Education continues to play a key role in both tackling staffing problems and filling skills gaps. The main goals and objectives of the National Projects implemented in the country make it possible to formulate the basic requirements for a specialist demanded by the labor market - a professional who responsibly and creatively solves problems, forms a positive image of his profession, organization, and the country as a whole. The acquisition of new knowledge, the improvement of existing skills, the formation and development of new skills are a kind of criteria for a professional level that allows you to determine the necessary knowledge and skill gaps. It is education that allows the tasks of digitalization to be solved depending on the challenges and demands of the labor market. Education should focus on technologies, methods and techniques that will contribute to the formation of professional competencies that meet not only digital realities, but also the digital future.

Keywords: education; digital transformation; personnel problems; skill gaps; labor market; successful professional; personal cognitive resources.

References

1. Competencies "4K": formation and assessment in the lesson: Practical recommendations / author-comp. M.A. Pinskaya, A.M. Mikhailova. - 76, [4] p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Metaskills are the competencies of the future. - [electronic resource]: https: //edutechclub.sberbank

3. Review of the market of educational technologies // Pulse EduTech. - Issue No. 2 (13). 2020. [electronic resource]: https:// edutechclub.sberbank-school.ru/all/edutechpulgeb

4. Digital technologies in the Russian economy. - Analytical report. Edited by: Gokhberg L.M., Vishnevsky K.O., Parshin M.V., Rud-nik P.B. - M. - National Research University Higher School of Economics, 2021.

5. Digital transformation of industries: starting conditions and priorities. - Head of the team of authors: Rudnik P.B. - M .: NRU HSE Publishing House, 2021.

6. UNESCO. Education for Sustainable Development Goals: learning objectives. - 2017. [Electronic resource]: URL: https://unes-doc.unesco.org/ark: /48223/pf0000247444.locale=ru (accessed 31.12.2021).

7. Care E., Kim H., Vista A., Anderson K. Education System Alignment for 21stcentury skills: Focus On Assessment. - Brookings institution, 2018. [Elekthrone resource]: URL: https://www. brookings.edu/research/education-system-alignment-for-21st-century-skills (date accessed 12/31/2021)

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.