Научная статья на тему 'Соотносительная оценка объемов учебной нагрузки по дисциплине "физическая культура" в процессе профессиональной подготовки специалистов по направлению 33. 05. 01 "Фармация"'

Соотносительная оценка объемов учебной нагрузки по дисциплине "физическая культура" в процессе профессиональной подготовки специалистов по направлению 33. 05. 01 "Фармация" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕМЫ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК / СТУДЕНТЫ 1-5 КУРСОВ / ТРУДНОСТЬ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ВУЗ / VOLUMES OF EDUCATIONAL LOADS / 1-5 COURSES STUDENTS / DIFFICULTY OF A FINAL CONTROL / PHARMACEUTICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметов С.М., Письменный С.А., Чернышенко Ю.К., Баландин В.А.

В статье представлены объемы часов, отводимых на физическую культуру, а также их соотношение к циклам учебных дисциплин и практики студентов, был проведен анализ рабочих учебных планов Пятигорского медико-фармацевтического института. При этом анализ производился только по направлению подготовки 33.05.01 «Фармация». Учебные планы специалитета по подготовке фармацевтов структурно отражают композицию Госстандарта в части интегрирования общекультурного, общепрофессионального и профессионального циклов с дифференцированным объемом (зачетными единицами) учебной нагрузки, примерно равной по величинам на всех пяти курсах. Логика построения содержания обучения будущих фармацевтов в вузе заключается в постепенном уменьшении при переходе с курса на курс объема академических занятий по гуманитарному и социально-экономическому, а также математическому и естественно-научному циклам и соот-ветствующему увеличению по профессиональному циклу и производственным практикам. Особенностью учебных планов является наличие в рамках цикла математических и естественно-научных, химических и медико-биологических дисциплин, имеющих непосредственное отношение к собственно-профессиональной деятельности фармацевтов, которые характеризуются значительными объемами, количеством контрольных точек и большой трудоемкостью. С позиции организации педагогических воздействий с целью формирования личностной физической культуры будущих фармацевтов в части планирования этого процесса следует отметить наивысшие значения объемов учебной нагрузки в 4, 6, 9 и 10 семестрах. Учебная нагрузка по дисциплине «Физическая культура» (72 часа академических занятий и 328 часов элективных, избираемых в обязательном порядке дисциплин) распределена неравномерно, со значительным уменьшением на выпускном курсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметов С.М., Письменный С.А., Чернышенко Ю.К., Баландин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATIVE EVALUATION OF THE EDUCATIONAL LOAD VOLUME OF THE DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION" IN THE PROCESS OF SPECIALISTS’ PROFESSIONAL TRAINING OF THE DIRECTION 33.05.01 "PHARMACY"

The article presents the volumes of hours, dedicated to physical education, as well as their ratio to the cycles of academic disciplines and students’ practices, the analysis of working curricula of the Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute has been conducted. Furthermore the analysis has been conducted only of the educational direction 33.05.01 «Pharmacy». The curriculums of a specialist programme of pharmacists structurally reflect the composition of the State Standard in the part of integration of general, general professional and professional cycles with a differentiated volume (credits) of an educational load, approximately equal in a size for all five courses. Building logic of the educational content of future pharmacists at the Institute is in a gradual reduction of volume of academic lessons of humanitarian and social and economical cycles when going from course to course, as well as mathematical and natural-scientific cycles and a corresponding increase of professional cycle and on-thejob practices. The feature of the curriculum is the availability within the cycle of mathematical and natural-scientific, chemical and biomedical disciplines, which are directly related to pharmacists’ own professional activities, which are characterized by significant volumes, a number of control points and a great labor intensivity. From the position of organization of pedagogical influences with the purpose of formation of personal physical education of future pharmacists in the planning of this process it should be noted that the highest values of the volumes of the educational load are in semesters 4, 6, 9 and 10. The educational load of the discipline «Physical education » (72 hours of academic lessons and 328 hours of elec-tive, mandatory for elections disciplines) has been distributed nonuniformly with a significant decrease in the final course.

Текст научной работы на тему «Соотносительная оценка объемов учебной нагрузки по дисциплине "физическая культура" в процессе профессиональной подготовки специалистов по направлению 33. 05. 01 "Фармация"»

УДК 378.1

СООТНОСИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОБЪЕМОВ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 33.05.01 «ФАРМАЦИЯ»

С.М. Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, ректор,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, С.А. Письменный, преподаватель,

Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет», г. Пятигорск,

Ю.К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и дошкольной педагогики,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, В.А. Баландин, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и дошкольной педагогики,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: doc@kgafk.ru.

В статье представлены объемы часов, отводимых на физическую культуру, а также их соотношение к циклам учебных дисциплин и практики студентов, был проведен анализ рабочих учебных планов Пятигорского медико-фармацевтического института. При этом анализ производился только по направлению подготовки 33.05.01 «Фармация».

Учебные планы специалите-та по подготовке фармацевтов структурно отражают композицию Госстандарта в части интегрирования общекультурного, общепрофессионального и профессионального циклов с дифференцированным объемом (зачетными единицами) учебной нагрузки, примерно равной по величинам на всех пяти курсах.

Логика построения содержания обучения будущих фармацевтов в вузе заключается в постепенном уменьшении при переходе с курса на курс объема академических занятий по гуманитарному и социально-экономическому, а также математическому и естественно-научному циклам и соот-

ветствующему увеличению по профессиональному циклу и производственным практикам.

Особенностью учебных планов является наличие в рамках цикла математических и естественно-научных, химических и медико-биологических дисциплин, имеющих непосредственное отношение к собственно-профессиональной деятельности фармацевтов, которые характеризуются значительными объемами, количеством контрольных точек и большой трудоемкостью.

С позиции организации педагогических воздействий с целью формирования личностной физической культуры будущих фармацевтов в части планирования этого процесса следует отметить наивысшие значения объемов учебной нагрузки в 4, 6, 9 и 10 семестрах.

Учебная нагрузка по дисциплине «Физическая культура» (72 часа академических занятий и 328 часов элективных, избираемых в обязательном порядке дисциплин) распределена неравномерно, со значительным уменьшением на выпускном курсе.

Ключевые слова: объемы учебных нагрузок, студенты 1-5 курсов, трудность итогового контроля, фармацевтический вуз.

Для цитирования: Ахметов С.М., Письменный С.А., Чернышенко Ю.К., Баландин В.А. Соотносительная оценка объемов учебной нагрузки по дисциплине «Физическая культура» в процессе профессиональной подготовки специалистов по направлению 33.05.01 «Фармация» // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 2. - С. 3-9.

For citation: Akhmetov S., Pismenniy S., Chernyshenko Y., Balandin V. Correlative evaluation of the educational load volume of the discipline «Physical education» in the process of specialists' professional training of the direction 33.05.01 «Pharmacy». Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 2, pp. 3-9 (in Russian).

Введение.

Результаты анализа научно-методических публикаций свидетельствуют о том, что выпускники высших учебных заведений, как правило, обладают низким уровнем физической, двигательной, информационной подготовленности и мотивации к личностному физ-культурно-спортивному совершенствованию и самосовершенствованию [1, с. 23; 2, с. 12; 3, с. 15]. Данные факты, по нашему мнению, имеют объективные основания, кроющиеся в основном в программно-нормативных документах, регламентирующих структуру и содержание учебно-воспитательного процесса в фармацевтических вузах.

Методы и организация исследования.

С целью определения объема часов, отводимых на физическую культуру, а также их соотношения к циклам учебных дисциплин и практики студентов был проведен анализ рабочих учебных планов Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. При этом анализ производился только по направлению подготовки 33.05.01 «Фармация».

Результаты исследования.

В соответствии с утвержденной структурой Государственных образовательных стандартов высшего образования общий объем академических часов в учебном плане распределен между тремя базовыми циклами:

а) гуманитарный и социально-экономический;

б) математический и естественно-научный;

в) профессиональный.

В ходе изучения абсолютных и относительных показателей объемов учебной нагрузки студентов 1-5 курсов отдельно были также проанализированы параметры производственных практик и дисциплин «Физическая культура» (рисунок 1).

Полученные данные позволили построить следую-

щую иерархию изучаемых показателей по основанию снижения объемов учебной нагрузки:

1-й курс:

1) математический и естественно-научный цикл -1332 часа (59,7 % от общего объема);

2) гуманитарный и социально-экономический цикл

- 684 часа (30,6 %);

3) практика - 144 часа (6,5 %);

4) физическая культура - 72 часа (3,2 %).

2-й курс:

1) математический и естественно-научный цикл -1548 часов (69,4 % от общего объема);

2) гуманитарный и социально-экономический цикл

- 432 часа (19,4 %);

3) профессиональный цикл - 180 часов (8,0 %);

4) физическая культура - 72 часа (3,2 %).

3-й курс:

1) профессиональный цикл - 1440 часов (64,1 %);

2) математический и естественно-научный цикл -252 часа (11,2 %);

3) гуманитарный и социально-экономический цикл

- 216 часов (9,6 %);

4) физическая культура - 124 часа (5,5 %).

4-й курс:

1) профессиональный цикл - 1944 часа (87,1 %);

2) гуманитарный и социально-экономический цикл

- 684 часа (30,6 %);

3) практика - 144 часа (6,5 %);

4) физическая культура - 72 часа (3,2 %).

5-й курс:

1) профессиональный цикл - 1008 часов (50,3 %);

2) практика - 936 часов (46,7 %);

3) физическая культура - 60 часов (3,0 %). Суммарно по циклам учебных дисциплин за 5 лет

профессиональной подготовки установлена следующая иерархия:

1) профессиональный цикл - 4572 часа (41,8 %);

2) математический и естественно-научный цикл -3204 часа (29,3 %);

3) практика - 1440 часов (13,1 %);

4) гуманитарный и социально-экономический цикл

- 1332 часа (12,2 %);

5) физическая культура - 400 часов (3,6 %).

Таким образом, анализ планов подготовки специалистов в части объемов учебных нагрузок позволил выявить следующие их особенности:

- примерно равное распределение общей учебной нагрузки (10948 часов) по годам профессиональной подготовки;

- закономерную тенденцию повышения доли профессиональных дисциплин и практик по мере увеличения стажа профессионального обучения в вузе;

- существенно не отличающиеся объемы учебной нагрузки по дисциплине «Физическая культура» на всех курсах профессиональной подготовки.

В ходе проведенной аналитической работы изучались абсолютные и относительные показатели трудности итогового контроля профессиональной под-

13,1 12,2

| Гуманитарный, социальный [Щ Математический и | | Профессиональный

и экономический цикл естественно-научный цикл цикл

| | Физическая культура Щ Практика

Рисунок 1. Абсолютные и относительные показатели объемов учебных нагрузок студентов 1-5 курсов,

представленные по циклам дисциплин (%)

готовленности студентов по параметрам количества контрольных точек (экзамены и зачеты), а также соответствующих им зачетных единиц (таблица, рисунок 2).

Полученные данные позволяют определить следующую иерархию циклов учебных дисциплин по годам обучения по основанию уменьшения количества зачетных единиц:

1-й курс:

1) математический и естественно-научный цикл - 30 зачетных единиц (з. е.) (62,5 % от общего количества), 4 зачета и 3 экзамена;

2) гуманитарный и социально-экономический цикл

- 214 з. е. (29,2 %), 3 зачета и 2 экзамена;

3) практика - 4 з. е. (8,3 %), 2 зачета.

2-й курс:

1) математический и естественно-научный цикл - 49 з. е. (68,0 %), 7 зачетов и 2 экзамена;

2) гуманитарный и социально-экономический цикл

- 21 з. е. (29,2 %), 3 зачета и 2 экзамена;

3) профессиональный цикл - 2 з. е. (2,8 %), 1 зачет.

3-й курс:

1) профессиональный цикл - 17 з. е. (41,5 %), 4 зачета.

2) математический и естественно-научный цикл - 12 з. е. (29,3 %), 2 экзамена;

3) гуманитарный и социально-экономический цикл

- 6 з. е. (14,6 %), 3 зачета и 2 экзамена; практика - 6 з. е. (14,6 %), 2 зачета.

4-й курс:

1) профессиональный цикл - 38 з. е. (86,4 %), 2 зачета и 5 экзаменов.

2) практика - 4 з. е. (9,1 %), 2 зачета;

3) математический и естественно-научный цикл - 2 з. е. (4,5 %), 1 зачет.

5-й курс:

1) профессиональный цикл - 50 з. е. (64,1 %), 7 зачетов и 4 экзамена;

2) практика - 26 з. е. (33,3 %), 3 зачета;

3) физическая культура - 2 з. е. (2,6 %), 1 зачет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суммарно по циклам профессиональной подготовки установлена следующая картина:

1) профессиональный цикл - 107 з. е. (37,8 %), 14 зачетов и 9 экзаменов;

2) математический и естественно-научный цикл - 93 з. е. (32,9 %), 17 зачетов и 9 экзаменов;

3) гуманитарный и социально-экономический цикл - 41 з. е. (14,5 %), 9 зачетов и 4 экзамена;

4) практика - 40 з. е. (14,1 %), 9 зачетов;

5) физическая культура - 2 з. е. (0,7 %), 1 зачет.

Полученные научные факты по вопросу абсолютной и относительной трудности учебного процесса позволили сформулировать ряд частных заключений.

Во-первых, количество зачетных единиц и контрольных точек соответствует общей логике профессиональной подготовки специалистов в отечественной высшей школе, в соответствии с которой на первых

О)

Таблица

Абсолютные и относительные показатели трудности итогового контроля на 1-5 курсах обучения

по направлению подготовки 33.05.01 «Фармация»

№ п/п Циклы учебных дисциплин 3 э 1 курс 2 курс 3 курс

п % час з. е. % (з.е.) п % час з.е. % (з.е.) п % час з. е. % (з.е.)

1 Гуманитарный, социальный и экономический (С1) 3 3 21,4 216 6 12,5 3 17,6 216 6 8,3 3 27,2 216 6 14,6

э 2 14,3 288 8 16,7 2 11,8 540 15 20,8

2 Математический и естественно-научный (С2) 3 4 28,6 396 11 22,9 7 41,2 540 15 20,8

э 3 21,4 684 19 39,6 4 23,5 1224 34 47,3 2 18,2 432 12 29,3

3 Профессиональный (СЗ) 3 1 5,9 72 2 2,8 4 36,4 612 17 41,5

э

4 Физическая культура (С4) 3

э

5 Практика (С5) 3 2 14,3 144 4 8,3 2 18,2 216 6 14,6

э

б I 3 9 64,3 736 21 43,7 11 64,7 828 23 31,9 9 81,8 1044 29 70,7

э 5 35,7 972 27 56,3 6 35,3 1764 49 68,1 2 18,2 432 12 29,3

7 I з+э 14 100,0 1728 48 100,0 17 100,0 2592 72 100,0 11 100,0 1479 41 100,0

№ п/п Циклы учебных дисциплин 3 э 4 курс 5 курс 11-5 курсы

п % час з. е. % (з.е.) п % час з. е. % (з.е.) п % час з. е. % (з.е.)

1 Гуманитарный, социальный и экономический (С1) 3 9 13,4 648 18 6,4

э 4 60 828 23 8,1

2 Математический и естественно-научный (С2) 3 1 10 72 2 4,6 12 17,9 1008 28 10,0

э 9 13,4 2340 65 23,0

3 Профессиональный (СЗ) 3 2 20 504 14 31,8 7 46,7 540 15 19,2 14 20,9 1728 48 17,0

э 5 50 864 24 54,5 4 26,7 1260 35 44,9 9 13,4 2124 59 20,8

4 Физическая культура (С4) 3 1 6,6 72 2 2,6 1 1,6 72 2 0,7

э

5 Практика (С5) 3 2 20 144 34 9,1 3 20,0 936 26 33,3 9 13,4 1440 40 14,0

э

б I 3 5 720 20 45,5 11 73,3 1548 43 55,1 45 67,2 4896 136 48,1

э 5 864 24 54,5 4 26,7 1260 35 44,9 22 32,8 5292 147 51,9

7 з+э 10 1584 44 100,0 15 100,0 2808 78 100,0 67 100,0 10188 283 100,0

ф О

л н о За г ж ш

-е-

г и г

■С

л

г>

ж О -1

О 00 о

г>

ш

X

г

20

го о и

оо

Примечание: 3 - зачеты, Э - экзамены, з. е. -зачетные единицы.

9,1 4,5

| Гуманитарный, социальный Математический и | | Профессиональный

и экономический цикл естественно-научный цикл цикл

| | Физическая культура Щ Практика

Рисунок 2. Трудность итогового контроля по циклам учебных дисциплин на 1-5 курсах обучения, выраженная в процентах

двух курсах, как правило, выдается основной объем учебной нагрузки по гуманитарному и социально-экономическому, а также математическому и естественно-научному циклу, а затем увеличивается доля дисциплин профессиональной направленности.

Во-вторых, выявлена имеющая место во многих нефизкультурных вузах тенденция минимизации контрольных точек по дисциплине «Физическая культура» вплоть до включения в графики учебного процесса только одного зачета на заключительном курсе обучения в вузе.

Следует предположить, что минимизация количества контрольных точек по учебной дисциплине «Физическая культура» может негативно влиять на физическую, двигательную, информационную подготовленность и мотивацию студентов к физкультурно-спортивной деятельности.

Заключение.

Учебные планы специалитета по подготовке фармацевтов структурно отражают композицию Госстандарта в части интегрирования общекультурного, общепрофессионального и профессионального циклов с дифференцированным объемом (зачетными единицами) учебной нагрузки, примерно равной по величинам на всех пяти курсах. Годичные объемы академической нагрузки ограничены временными рамками учебного года и перечнем дисциплин, входящих в структуру программы специалитета (дисциплины, практики, государственная итоговая аттестация).

Логика построения содержания обучения будущих фармацевтов в вузе заключается в постепенном уменьшении при переходе с курса на курс объема академических занятий по гуманитарному и социально-экономическому, а также математическому и естественно-научному циклам и соответствующему увеличению по профессиональному циклу и производственным практикам.

Важнейшей отличительной особенностью учебных планов является наличие в рамках цикла математических и естественно-научных, химических и медико-биологических дисциплин, имеющих непосредственное отношение к собственно-профессиональной деятельности фармацевтов, которые характеризуются значительными объемами, количеством контрольных точек и большой трудоемкостью. Все это позволяет сделать вывод о начале прямой профессионально направленной подготовки будущих фармацевтов, начиная с 1-го курса обучения в вузе.

С позиции организации педагогических воздействий с целью формирования личностной физической культуры будущих фармацевтов в части планирования этого процесса следует отметить наивысшие значения объемов учебной нагрузки в 4, 6, 9 и 10 семестрах.

Учебная нагрузка по дисциплине «Физическая культура» (72 часа академических занятий и 328 часов элективных, избираемых в обязательном порядке дисциплин) распределена неравномерно, со значительным уменьшением на выпускном курсе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воложанин С.Е. Повышение уровня физической подготовленности студентов вуза средствами атлетизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Улан-Удэ: ЕГУ, 2007. - 23 с.

2. Магомадов Р.А. Особенности мотивации курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности, к профессиональной и физкультурно-

спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 81-87.

3. Пономарева Г.В. Формирование комплекса профессионально важных двигательных способностей у студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Малаховка, 2010. - 24 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 33.05.01 «Фармация».

CORRELATIVE EVALUATION OF THE EDUCATIONAL LOAD VOLUME OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL EDUCATION» IN THE PROCESS OF SPECIALISTS' PROFESSIONAL TRAINING OF THE DIRECTION 33.05.01 «PHARMACY»

S. Akhmetov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,

S. Pismenniy, Lecturer,

Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute,

branch of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Volgograd State Medical University», Pyatigorsk,

Y. Chernyshenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Social and Preschool Pedagogy Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,

V. Balandin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Social and Preschool Pedagogy Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str. 161,

e-mail: doc@kgafk.ru.

The article presents the volumes of hours, dedicated to physical education, as well as their ratio to the cycles of academic disciplines and students' practices, the analysis of working curricula of the Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute has been conducted. Furthermore the analysis has been conducted only of the educational direction 33.05.01 «Pharmacy».

The curriculums of a specialist programme of pharmacists structurally reflect the composition of the State Standard in the part of integration of general, general professional and professional cycles with a differentiated volume (credits) of an educational load, approximately equal in a size for all five courses.

Building logic of the educational content of future pharmacists at the Institute is in a gradual reduction of volume of academic lessons of humanitarian and social and economical cycles when going from course to course,

as well as mathematical and natural-scientific cycles and a corresponding increase of professional cycle and on-the-job practices.

The feature of the curriculum is the availability within the cycle of mathematical and natural-scientific, chemical and biomedical disciplines, which are directly related to pharmacists' own professional activities, which are characterized by significant volumes, a number of control points and a great labor intensivity.

From the position of organization of pedagogical influences with the purpose of formation of personal physical education of future pharmacists in the planning of this process it should be noted that the highest values of the volumes of the educational load are in semesters 4, 6, 9 and 10.

The educational load of the discipline «Physical education» (72 hours of academic lessons and 328 hours of elec-

tive, mandatory for elections disciplines) has been distributed nonuniformly with a significant decrease in the final course.

Keywords: volumes of educational loads, 1-5 courses students, difficulty of a final control, pharmaceutical university.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Volozhanin S.E. Increasing the level of physical fitness of University students by means of athleticism. Extended abstract of candidate's thesis. Ulan-Ude: EGU. 2007. - 23 p. (in Russian).

2. Magomadov R.A. Features of motivation of cadets of the sea higher education institutions mastering swimming

specialties to professional and sports activity. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2013, no 4 (98), pp. 81-87 (in Russian).

3. Ponomareva G.V. Formation of a complex of professionally important motor abilities of students. Extended abstract of candidate's thesis. Malakhovka. 2010. - 24 p. (in Russian).

4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 33.05.01 «Farmatsiya» (in Russian).

Поступила / Received 15.04.2018 Принята в печать / Accepted 18.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.