Научная статья на тему 'Динамика мотивов студенток 1-5 курсов, осваивающих направление подготовки 33. 05. 01 «Фармация», к занятиям физической культурой и спортом'

Динамика мотивов студенток 1-5 курсов, осваивающих направление подготовки 33. 05. 01 «Фармация», к занятиям физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / СТУДЕНТКИ 1-5 КУРСОВ / МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Письменный Сергей Анатольевич, Ахметов Султан Меджидович, Чернышенко Юрий Константинович, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Константин Юрьевич

В статье представлены результаты опроса студенток 1-5 курсов, осваивающих направление подготовки 33.05.01 «Фармация». В результате проведенных исследований получены данные, характеризующие отношение студенток к физкультурному совершенствованию и самосовершенствованию. К составу 10 наиболее приоритетных мотивов в физкультурно-спортивной деятельности относятся: позитивное влияние на состояние здоровья, способствует снижению веса, способствует сохранению стройной фигуры, снижение эмоционального напряжения, обязательность занятий по дисциплине «Физическая культура», физкультурно-спортивная деятельность как средство активного отдыха, возможность физически окрепнуть, достижение высоких спортивных результатов, повышение физической и умственной работоспособности, получение удовольствия от физической активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Письменный Сергей Анатольевич, Ахметов Султан Меджидович, Чернышенко Юрий Константинович, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of motives of 1-5 courses female students mastering the direction 33.05.01 “Pharmacy” to physical exercises and sports

The article presents the results of the survey among 1-5 course female students, mastering the direction 33.05.01 “Pharmacy”. As a result of the research we got data, characterizing female students’ attitude to physical training and self-improvement. The following top 10 priorities in sports and sports activities were determined: the positive impact on health, contribution to weight loss, help in maintenance of slim figure, decrease of emotional stress, attendance of compulsory lessons on the discipline “Physical Education”, physical exercises and sports activities as means of active recreation, ability to get physically stronger, achievement of high sports results, increase of physical and mental working capacity, finding enjoyment in physical activity.

Текст научной работы на тему «Динамика мотивов студенток 1-5 курсов, осваивающих направление подготовки 33. 05. 01 «Фармация», к занятиям физической культурой и спортом»

Статья поступила в редакцию 13.10.2017

УДК 796.011

ДИНАМИКА МОТИВОВ СТУДЕНТОК 1-5 КУРСОВ, ОСВАИВАЮЩИХ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 33.05.01 «ФАРМАЦИЯ», К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Сергей Анатольевич Письменный, преподаватель, Пятигорский медико-фармацевтический институт, филиал Волгоградского государственного медицинского университета (ПМФИ ФГБОУ ВО ВолгГМУ), г. Пятигорск; Султан Меджидович Ах-метов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Юрий Константинович Чер-нышенко, доктор педагогических наук, профессор, проректор, Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), г. Краснодар; Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО КрУ МВД России), г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены результаты опроса студенток 1-5 курсов, осваивающих направление подготовки 33.05.01 «Фармация». В результате проведенных исследований получены данные, характеризующие отношение студенток к физкультурному совершенствованию и самосовершенствованию. К составу 10 наиболее приоритетных мотивов в физкультурно-спортивной деятельности относятся: позитивное влияние на состояние здоровья, способствует снижению веса, способствует сохранению стройной фигуры, снижение эмоционального напряжения, обязательность занятий по дисциплине «Физическая культура», физкультурно-спортивная деятельность как средство активного отдыха, возможность физически окрепнуть, достижение высоких спортивных результатов, повышение физической и умственной работоспособности, получение удовольствия от физической активности.

Ключевые слова: медико-фармацевтический институт, студентки 1-5 курсов, мотивы и потребности в физкультурно-спортивной деятельности.

DYNAMICS OF MOTIVES OF 1-5 COURSES FEMALE STUDENTS MASTERING THE DIRECTION 33.05.01 "PHARMACY" TO PHYSICAL EXERCISES AND

SPORTS

Sergey Anatolievich Pismenniy, the teacher, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute,

branch of the Volgograd State Medical University, Pyatigorsk; Sultan Medzhidovich Akhmetov, the doctor of pedagogical sciences, professor, rector, Yury Konstantinovich Cher-nyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, vice-rector, Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Konstantin Yurievich Chernyshenko, the candidate ofpedagogical sciences, Krasnodar State University of Ministry of Internal Affairs of the

Russian Federation, Krasnodar

Annotation

The article presents the results of the survey among 1-5 course female students, mastering the direction 33.05.01 "Pharmacy". As a result of the research we got data, characterizing female students' attitude to physical training and self-improvement. The following top 10 priorities in sports and sports activities were determined: the positive impact on health, contribution to weight loss, help in maintenance of slim figure, decrease of emotional stress, attendance of compulsory lessons on the discipline "Physical Education", physical exercises and sports activities as means of active recreation, ability to get physically stronger, achievement of high sports results, increase of physical and mental working capacity, finding enjoyment in physical activity.

Keywords: medical and pharmaceutical institution, 1-5 course students, motives and needs for physical education and sports activities.

Деятельностное отношение человека к физическому совершенствованию и самосовершенствованию зависит от ряда социально-психологических факторов [2, 5, 9]. К основным из них принято относить особенности социальной ориентации личности, уровень ее образованности, характер мотивов и потребностей в этой сфере деятельности. Поэтому разработка механизма формирования мотивационно-потребностного компонента физической культуры личности связана с анализом содержания основных структурных стимулов физкультурной деятельности, в частности ценностных ориентаций, мотивов и потребностей личности [2, 3, 6, 8].

Результаты анализа научно-методических публикаций свидетельствуют о незначительном внимании, уделяемом этой проблеме в системе подготовки в соответствующих вузах будущих фармацевтов. Более того, по данным проведенных исследований, выпускники, как правило, обладают низким уровнем мотивации к личностному физкультурно-спортивному совершенствованию и самосовершенствованию [4, 5, 6, 7]. Сложившаяся ситуация имеет свои объективные основания, кроющиеся, по нашему мнению, в основном в программно-нормативных документах, регламентирующих структуру и содержание учебно-воспитательного процесса в фармацевтических вузах. К одной из них относится минимальное количество академических занятий по физической культуре и незначительное количество контрольных точек, как правило, 1 зачет на выпускном курсе.

Для решения поставленной задачи в ходе исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, опрос и статистическая обработка полученных результатов.

Мотивы и потребности студенток в занятиях физической культурой и спортом выявлялись в процессе опроса. Всего было опрошено 919 студенток 1-5 курсов Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», осваивающих направление подготовки 33.05.01 «Фармация». При этом респондентам предлагалось в письменной форме ответить на вопрос «Что побуждает Вас заниматься физической культурой и спортом?».

Обследования проводились в мае 2015 г. Данные, характеризующие отношение студенток к физкультурному совершенствованию и самосовершенствованию, представленные на рисунке, позволяют констатировать следующие особенности их мотивации:

1. Уменьшение по мере взросления студенток количества обучающихся с мотивами к физкультурному совершенствованию и самосовершенствованию высокой социальной значимости: 1 курс - 51,7%, 2 курс - 45,0%, 3 курс - 31,8%, 4 курс - 24,8%, 5 курс - 18,8%.

2. Соответственное увеличение числа обучающихся с мотивами низкой социальной значимости: 1 курс - 18,3%, 2 курс - 21,9%, 3 курс - 28,1%, 4 курс - 35,2%, 5 курс -49,5%.

3. Относительно стабильное количество будущих фармацевтов, имеющих мотивы к физкультурному совершенствованию и самосовершенствованию средней социальной значимости: 1 курс - 30,0%, 2 курс - 33,1%, 3 курс - 40,1%, 4 курс - 40,0%, 5 курс - 36,7%.

4. Суммарный процент обучающихся 1-5 курсов с мотивами различного уровня социальной значимости составляет:

- мотивы высокого уровня социальной значимости - 172,1%;

- мотивы среднего уровня социальной значимости - 179,9%;

- мотивы низкого уровня социальной значимости - 148,0%.

5. К составу 10 наиболее приоритетных мотивов к физкультурному совершенствованию и самосовершенствованию относятся:

- позитивное влияние на состояние здоровья - 55,9% (высокий уровень социальной значимости);

- способствует снижению веса - 44,3% (низкий уровень социальной значимости);

- способствует сохранению стройной фигуры - 42,3% (средний уровень социальной значимости);

- снижение эмоционального напряжения - 29,9% (средний уровень социальной значимости);

- обязательность занятий по дисциплине «Физическая культура» - 28,0% (низкий уровень социальной значимости);

- физкультурно-спортивная деятельность как средство активного отдыха - 26,5% (низкий уровень социальной значимости);

- возможность физически окрепнуть - 25,3% (высокий уровень социальной значимости);

- достижение высоких спортивных результатов - 24,9% (высокий уровень социальной значимости);

- повышение физической и умственной работоспособности - 24,3% (средний уровень социальной значимости);

- получение удовольствия от физической активности - 24,2% (средний уровень социальной значимости).

1 группа мотивов (высокой социальной значимости)

60 и 51,7

40 20 0

45,0

31,8

18,8

60 40 20 0

2 3 4

2 группа мотивов (средней социальной значимости)

Курс

40,1

40,0

36,7

30,0

60 40 20 0

12 3 4

3 группа мотивов (низкой социальной значимости)

35,2

Курс

49,5

18,3

21,9

28,1

1

3

Курс

Рисунок - Динамика мотивов студенток 1-5 курсов к физкультурно-спортивной деятельности

Основными причинами системного снижения интереса обучающихся к собственному физкультурно-спортивному совершенствованию и самосовершенствовании, по нашему мнению, являются:

- минимальное количество учебной нагрузки, отведенной на освоение программного материала в ходе академических занятий и обязательных элективных курсов с использованием средств различных видов спорта - 400 часов, что составляет 3,6% от общего объема профессионального обучения в вузе;

- незначительное количество контрольных точек по дисциплине «Физическая культура» - 1 зачет на 5 курсе, что, по нашему мнению, не способствует эффективному стимулированию к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, в том числе и в самостоятельных формах;

- отсутствие интереса у студенток к академическим занятиям по физической культуре на основе распространенной в отечественных вузах примерной программы по этой учебной дисциплине;

- недостаточное внимание, уделяемое преподавателями кафедр физического воспитания, реализации социально-психологических задач физкультурной подготовки обучающихся.

Полученные результаты свидетельствуют, по нашему мнению, о целесообразности комплексного совершенствования проективных, содержательно-технологических и контрольно-учетных компонентов учебного процесса по физическому воспитанию в ходе всего периода профессиональной подготовки будущих фармацевтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Баландин В.А. - Краснодар, 2001. - 466 с.

2. Баландин, В.А. Возрастная динамика мотивов и потребностей детей 6-10 лет в различных видах физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 8. - С. 45-46.

3. Динамика интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов многопрофильных вузов в годичном учебном цикле / С.М. Ахметов, А.С. Милентьев, Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 11 (129). - С. 27-32.

4. Зайцев, Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов / Г.К. Зайцев // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7. - С. 23-24.

5. Лотоненко, А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Лотоненко А.В. -Воронеж, 1992. - 41 с.

6. Магомадов, Р.А. Особенности мотивации курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности, к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности / Р.А. Магомадов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 81-87.

7. Пилосян, Н. А. Формирование и особенности мотивации учебной деятельности у студентов / Н.А. Пилосян, Г.В. Черепанова // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2008. - № 3. - С. 48-50.

8. Новый подход к формализованной оценке уровня мотивации занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, М.М. Шестаков, К.Ю. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 3. - С. 45-47.

9. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 50 с.

REFERENCES

1. Balandin, VA. (2001), Scientific and technological bases of the physical education update process in elementary school, dissertation, Krasnodar.

2. Balandin, VA. and Chernyshenko, Yu.K (2004), "Age dynamics of motives and 6-10 year-old needs in different kinds of physical exercises and sports activities", Theory and practice of physical education, No 8, pp. 45-46.

3. Akhmetov, SM, Milentiev, А^., Chernyshenko, Yu.K and Balandin, VA. (2015), "Dynamics of integral and summary indicators of physical preparedness of students at multidisciplinary universities in a one-year training cycle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 11, Vol. 129, pp. 27-32.

4. Zaytsev, G.K (1993), "The need-motivational field of students' physical education", Theory and practice ofphysical education, No. 7, pp. 23-24.

5. Lotonenko, A.V. (1992) Pedagogical system of formation of needs in physical exercises among university youth, dissertation, Voronezh.

6. Magomadov, R.A. (2013), "Motivation special aspects of cadets of marine universities mastering swimming specialties to professional and physical education and sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4, Vol. 98, pp. 81-87.

7. Pilosyan, N.A. and Cherepanova, G.V. (2008), "Formation and features of motivation of educational activity among students", Physical education, sports - science and practice, No. 3, pp. 48-50.

8. Chernyshenko, Yu.K., Balandin, V.A., Shestakov, М.М. and Chernyshenko, K.Yu. (2012), "The new approach to the formalized assessment of motivation level of the engaged in physical education and sports activities", Physical education, sports - science and practice, No. 3, pp. 45-47.

9. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical bases of innovative directions in the system of physical training for preschool age children, dissertation, Krasnodar.

Контактная информация: ukcher@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.10.2017

УДК 796.034.2

ИМПЕРАТИВЫ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА РОССИИ: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И

БУДУЩИМ

Анатолий Федорович Пшеничников, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация

Статья посвящена историко-теоретической реконструкции студенческого спорта на рубеже XX-XXI веков. Изменение научной картины мира, цивилизационные вызовы, требуют осмысления его функциональных модусов и специфики культурных контекстов. Социальные флуктуации оказывают влияние на механизмы идентификации и модальности спортивной культуры студентов. Перспективная модель студенческого спорта России предлагает прагматическое решение задач по развитию спортивной науки, обновлению спортивной инфраструктуры, бюджетированию спортивной работы.

Ключевые слова: форсайт, инновации, кодификация, модальность, Российский студенческий спортивный союз (РССС).

IMPERATIVES OF STUDENT'S SPORT IN RUSSIA: BETWEEN THE PAST AND

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FUTURE

Anatoly Fedorovich Pshenichnikov, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Valery Ivanovich Grigoriev, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg state economic university, St. Petersburg

Annotation

Article is devoted to historical and theoretical reconstruction of student's sport at a turn of the 2021st centuries. Change of the scientific picture of the world, civilization challenges demand rethinking of its functional modes and specifics of cultural contexts. Social fluctuations exert impact on mechanisms of identification and modality of the sports culture of students. The perspective model of student's sport of Russia proposes the pragmatic solution of the tasks of development of sports science, updating the sports infrastructure, budgeting of sports work.

Keywords: foresight, innovations, codification, modality, Russian Student's Sports Union (RSSU).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.