Научная статья на тему 'Соотношение юридического мировоззрения и философии права'

Соотношение юридического мировоззрения и философии права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1439
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение юридического мировоззрения и философии права»

6. Комментарий к УК РФ. М., 1996. С. 253.

7. Гуревич Л.И. Борьба с телесными повреждениями по советскому уголовному праву: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 1950. С. 7-8.

8. Орехов В.В. Борьба с телесными повреждениями по советскому уголовному праву: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Л., 1960. С. 11.

9. Пионтковский А.А. Преступления против личности. М., 1999. С. 46.

10. Гродзинский М.Н. Охрана здоровья граждан от тяжких насильственных посягательств. Уголовно-правовое и криминологическое исследование. Саратов, 1994. С. 53.

11. Дурманов Н.Д. Понятие телесных повреждений по советскому уголовному праву // Советское государство и право. 1956. № 1. С. 84.

12. Читаев Д.С. Ответственность за умышленные телесные повреждения по советскому уголовному праву и меры их предупреждения: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 1969. С. 6.

Ростовский государственный университет 14 июня 2005 г.

© 2005 г. Е.А. Шапиро

СООТНОШЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ФИЛОСОФИИ ПРАВА

В советской юриспруденции важнейшую часть мировоззренческих основ научного политико-правового исследования, их квинтэссенцию и цементирующую основу составляют категории, законы и принципы марксисткой философии. В известном смысле истоки такого положения можно видеть уже в том факте, что несколько десятков лет философия права не изучалась на юридических и философских факультетах нашей страны в качестве самостоятельной академической дисциплины. В ходе прогрессировавшей эволюции научного юридического знания этот уникальный статус марксисткой философии исчерпал себя. Такая её трактовка была в целом преодолена в эволюционно-диалектической философии права.

Общей мировоззренческой основой всех наук, в том числе и юриспруденции, в недавние советские времена являлся диалектический и исторический материализм. Авторы курса «Марксистско-ленинская общая теория государства и права» отмечают, что «объясняя всю общественную жизнь, мир в целом, диалектический и исторический материализм выступает по отношению к науке о государстве и праве как всеохватывающая философская теория, решающая наиболее общие вопросы мировоззрения. Такие широкие категории этой теории, как "общественное бытие и общественное сознание", "базис и надстройка", дают возможность уяснить сущность и структуру общественного процесса, соотношение материальной и духов-

ной жизни общественного развития в целом. Философские положения, давая научное, истинное объяснение общественной жизни как целостного естественно-исторического процесса, позволяют уточнить место и роль государства и права в этом процессе, способствуют установлению закономерностей государственных и правовых явлений» [1, с. 23-25].

На наш взгляд, В.М. Сырых прав в том, что «в современных условиях российские правоведы по понятным причинам больше не могут разделять подобных взглядов. Одновременно они и не готовы противопоставить им что-либо равноценное. Поэтому принят стандартный для таких условий вариант - проблема влияния мировоззрения правоведов на ход правовых исследований и их результаты в современной российской юридической литературе практически снята с повестки дня. О ней не принято говорить даже походя, в порядке постановки проблемы либо в учебных целях» [2, с. 125-126].

Добавим, что в современной российской юридической науке нет не только теории, но и самого понятия юридического мировоззрения. Например, в юридических энциклопедиях под редакцией М.Ю. Тихомирова и Б.Н. Топорнина, большом юридическом словаре под редакцией А.Я. Сухова и В.Д. Зорькина, юридическом энциклопедическом словаре под редакцией О.Е. Кутафина нет понятия юридического мировоззрения [2-6]. В учебниках вузов по курсам «Философия права», «Теория государства и права» также его нет.

В учебной и научной юридической литературе существуют различные мнения о соотношении юридического мировоззрения и философии права. Одни авторы относят юридическое мировоззрение к предмету философии права. Так, С. С. Алексеев даёт «несколько упрощённую, довольно общую - характеристику философии права как науки, ... которая призвана дать мировоззренческое объяснение права.» [7, с. 2].

В философско-правовой концепции В.П. Малахова философия права также выступает как основа юридического мировоззрения. Первая лекция его авторского курса так и называется: «Философия права как основа юридического мировоззрения» [8, с. 13].

На наш взгляд, при таком подходе правовой мир перевёрнут с ног на голову. Как отмечают авторы учебника по философии права, изданного под редакцией Н.Г. Данильяна, этот предмет как самостоятельную исследовательскую дисциплину конституирует (т.е. устанавливает, определяет) её основной вопрос, от ответа на который зависит решение всех других её вопросов. При этом на определение этого основного вопроса философии права непосредственное влияние оказывает мировоззренческая позиция исследователя [9, с. 25].

В настоящее время удалось преодолеть ложную точку зрения философов права, относящих юридическое мировоззрение к предмету философии права. Трудно согласиться с мнением авторитетных учёных, рассматривающих философию права как основу юридического мировоззрения.

Полагаем, что необходимо различать основные вопросы юридического мировоззрения и основные вопросы философии права, отнеся первые к эпистемологии государства и права как общеюридической науке, имеющей своим предметом научное политико-правовое исследование.

Что же должна изучать эпистемология государства и права, каков её основной мировоззренческий вопрос?

Ввиду сложности самой структуры научного политико-правового исследования решение основного мировоззренческого вопроса может быть осуществлено через решение ряда главных задач, или основных мировоззренческих вопросов политико-правового исследования (таблица).

Основные вопросы юридического мировоззрения, философии права и юридической философии

Этап правовой эволюции Основные вопросы

юридического мировоззрения философии права юридической философии

1. Античность (IV тыс. до н.э. - V в. н.э.) Незнание и знание права Миф и правда Полис и закон

2. Средневековье (V в. - XVII в.) Вера в право и неверие Божественный закон и светское право Божественный порядок и государство

3. Новое время (XVIII в. - Х1Хв.) Чувственное и рациональное в праве Естественное и позитивное право Общественный договор и государство

4. Новейшее время (ХХ в.) Конкретное и абстрактное право Правовое бытие и правосознание Суверен и государство

5. Современность (ХХ! в.) Историческое и логическое в праве Правовая материя и правовые идеи Право и государство

6. Ближайшее будущее (ХХП в.) Эмпирическое и теоретическое в праве Правовой этнос и самосознание Мораль и государство

7. Далёкая перспектива (ХХШ в.) Правовое познание в целом Правовая культура в целом Юридическая целесообразность в целом

Одним из ключевых вопросов здесь выступает простое незнание права. Актуально звучат слова И. А. Ильина о том, что «народ, не знающий законов своей страны, ведёт внеправовую жизнь или довольствуется. неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни. Поэтому нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права» [10, с. 23-24].

По нашему мнению, основными вопросами философии права являются вопросы об отношении:

1) античная философия права: Дике (правда, справедливость), темис (обычай, обычное право) и тиме (честь) (Гомер), полис и законы (Демок-

рит), юриспруденции и числа (Пифагор), полисные законы и космические процессы (Гераклит), знание и мнение (Сократ), закон и идеальное государство (Платон), политическая справедливость и добродетель (Аристотель), индивидуальная свобода и взаимная безопасность людей (Эпикур), природа (космос) и справедливость (Цицерон), миф и правда (Е.А. Шапиро);

2) философия права средневековья: триединство права, справедливости и божественного порядка (Ф. Аквинский), римское право и местное (готское, лангобардское и т.д.) право, всеобщие и особенные начала права (Р. Луллий), текст и смысл закона (глоссаторы), категории и понятия права (постглоссаторы), божественный закон и светское право (Е.А. Шапиро);

3) философия права Нового времени: человеческий разум и божественный закон (Г. Гроций), всеобщая справедливость и позитивное право (Ф. Бэкон), основной и обоснованные естественные законы (Ш. Монтескье), моральность и легальность поведения человека (И. Кант), идея права и её осуществление (Г. Гегель), естественное и позитивное право (Е.А. Шапиро);

4) философия права Новейшего времени: право и социальные реалии (Р. Штаммлер), законное неправо и надзаконное право (Г. Радбрух), эмпирическое право и разумность (К. Ларенц), Что есть право? (Кельзен), правовое бытие и правосознание (Е.А. Шапиро);

5) современная философия права: догма права, правовое содержание и правовые идеи (С. С. Алексеев), сущность права и правовые явления (В. С. Нерсесянц), идеи права и правосознание (В .П. Малахов), правовая материя и правовые идеи (Е.А. Шапиро);

6) философия права ближайшего будущего: правовой этнос и самосознание (Е.А. Шапиро);

7) философия права далёкой перспективы: правовая культура в целом (Е.А. Шапиро).

Как уже отмечалось, в состав философских юридических наук входит юридическая философия.

Юридическая философия есть учение о наиболее общих закономерностях эволюции государства и права. Это определение ценно тем, что расширяет круг философских закономерностей, не ограничиваясь указанием только на наиболее общие закономерности эволюции права.

При таком понимании предмета юридической философии она не дублирует по своим задачам никакую другую научную дисциплину, в том числе и философию права. На наш взгляд основными вопросами юридической философии являются вопросы о соотношении:

- полиса и закона (Античность);

- божественного порядка и государства (Средневековье);

- общественного договора и государства (Новое время);

- суверена и государства (Новейшее время);

- права и государства (современность);

- морали и государства (ближайшее будущее);

- целесообразности деятельности государства и эффективности действия права (далёкая перспектива).

В современных условиях формирования гражданского общества и правового государства в нашей стране роль юридической философии в системе философских юридических наук и высшего юридического образования существенно возрастает.

Литература

1. Марксистско-ленинская общая теория государства и права / Ред. совет В.М. Чхиладзе и др. Т. 1. М., 1970.

2. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 2. Логика правового исследования (Как написать диссертацию). М., 2004.

3. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997.

4. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

5. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухова, В.Д. Зорькина. М., 1998.

6. Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. О.Е. Кутафина. М., 2002.

7. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.

8. Малахов В.П. Философия права: Учеб. пособие. М., 2002.

9. Данильян О.Г., Байрачная Л.Д., Максимов С.И. и др. Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005.

10. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

Кубанский государственный университет 5 мая 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.