Научная статья на тему 'Правовая информация: теоретическое и духовно-мировоззренческое измерение'

Правовая информация: теоретическое и духовно-мировоззренческое измерение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / РЕФОРМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / LEGAL INFORMATION / REFORM / CIVIL SOCIETY / GOVERNMENT / LEGAL AWARENESS / NATIONAL TRADITIONS / LEGAL CULTURE / LEGAL IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мирзорин Михаил Львович

В статье рассмотрена категория «правовая информация» как фактор, влияющий на содержание и особенности национального правосознания и правовой культуры. Автор выделяет теоретико-методологические аспекты правовой информации и анализирует ее в широком мировоззренческом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCLAIMER: THEORETICALAnd spirituality and worldview DIMENSION

In this article the category of "legal information" as a factor influencing the content and features of national legal awareness and legal culture. The author highlights the theoretical and methodological aspects of legal information and analyzes it in the context of broader worldview.

Текст научной работы на тему «Правовая информация: теоретическое и духовно-мировоззренческое измерение»

Вряд ли стоит спорить с тем, как представляется, очевидным фактом, что важнейшим источником формирования и правовой культуры, и правового сознания является правовая информация. Ее качественный уровень, способы, особенности распространения влияют и на возникновение различных вариантов деформации правового сознания личности: правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовой идеализм и др. Причем, если в условиях стабильной правовой системы, устойчивого политического режима эти процессы не так ощущаются и, возможно, не являются определяющими, то, как показывает исторический опыт, в правовых системах переходного типа при их видовых характеристиках (структурная неполнота, высокий уровень пробельности, конфликтогенность и рискогенность и др.) значение правовой информации (постоянно обновляющейся) трудно переоценить.

Вообще, информационное содержание и адекватная ему функция правовых норм привлекли внимание некоторых отечественных исследователей только в 70-80 гг. ХХ в., что, конечно же, связано с бурным развитием в СССР теории информации, кибернетики, социологии, психологии и логики, т.е. научных дисциплин, существенным образом повлиявших на многие направления советской гуманитарии, в том числе, естественно, на теорию права.

В трудах С.С. Алексеева, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, В.М. Баранова, Р.О. Халфиной и др. известных правоведов этого периода нормы права все чаще рассматриваются в контексте социально-нормативного информационного пространства как средство воздействия (управления) поведением индивидов, коллективов, социальных групп. По большому счету, чаще всего речь идет о возможности информационно-управленческого влияния норм социалистического права и выстроенного на них механизма правового регулирования на поступки и мышление граждан, процессы формирования соответствующих советскому строю ценностей, стереотипов, установок. В этом плане информационная природа правовых норм оказалась тесным образом сопряженной с проводимой (и весьма важной) в советском государстве идеологической работой, что, безусловно, повлияло и на специфику содержания научных работ юристов того времени.

В частности, дефиниции такой ключевой (в контексте информационно-правового воздействия на поведение разных субъектов права) категории, как «правосознание», как правило, сводились к следующим суждениям: «Право как объективный фактор отражается в сознании человека, становится правосознанием и в таком состоянии определяет его действия» [1, с. 389]. В одних случаях в правосознание включают «...взгляды классов, других социальных общностей, а также индивидов на право, их отношения к нему, в других - предметом отражения правосознания считаются и правовые отношения. Более плодотворным нам представляется подход, в соответствии с которым в основе отражения всех видов общественного сознания лежит общественное бытие в целом, все многообразие общественной жизни» [2, с. 34]. Отсюда закономерно следует цель правосознания, которая «состоит в том, чтобы определенной системе политической организации общества соответствовал определенный порядок общественных отношений» [3, с. 90].

Подобные трактовки правосознания совсем не случайны, они полностью согласуются с базовыми принципами (в частности, с принципом отражения, выражающем материалистический подход к проблеме), а также со всем арсеналом методологических средств, которыми располагала марксистско-ленинская юридическая наука, отвечают поставленным идеологическим установкам своего времени и поэтому ни в коей мере не должны умаляться или категорически отвергаться.

Следует согласиться и с правоведами, придерживающимися иных теоретико-методологических позиций, в том, что «такая трактовка правосознания сводит его природу к причинно-следственным зависимостям от внешних императивов» или «правосознание - нечто большее, чем психически либо социально ориентированное отражение реальных юридических институтов» [4, с. 179].

Тем не менее вряд ли стоит спорить с академиком В.Н. Кудрявцевым, считающим, что «исследования советских ученых, глубоко разработавших проблемы права и управления, механизма правового регулирования, правосознания, норм права, их структуры, системы законодательства и т.д., вплотную подвели теорию права к широкому использованию методов и положений других наук. Они показывают, какие именно проблемы заслуживают применения методов социологии и

психологии, кибернетики и теории информации» [5, с. 5]. Трудно сомневаться в этом вообще, а особенно сейчас, в эпоху бурного теоретико-методологического обновления российского правоведения, когда имеет место «выход», в первую очередь, теории права и государства в весьма широкое философско-методологическое поле (что, правда, нравится далеко не всем современным правоведам).

Именно на стыке нескольких научных дисциплин и была разработана и представлена в специальной литературе категория «правовая информация», под которой В.Н. Кудрявцев понимает «информацию, содержащуюся в нормах права» [5, с. 15], мы же предлагаем ее расширенную концептуализацию. Правовая информация - это взятые в единстве синтаксических, семантических и прагматических аспектов сведения, содержащиеся в нормах права, различных юридических доктринах, юридической практике, имеющие правозначимый характер и передающиеся субъектам права разными способами.

В этом плане можно говорить о «нормативной правовой информации» (содержащейся исключительно в нормах права) и «доктринально-практической правовой информации» (общем информационном действии права как особой регулятивной форме культуры).

В этом контексте бесспорно и то, что главная роль в восприятии правовой информации принадлежит индивидуальному и коллективному правовому сознанию, направленному на поиск оптимального способа существования. Именно человек как субъект самоопределения выполняет роль участника и первопричины правоотношений. Потребностью человека в порядке, в соблюдении правил, обеспечивающих и гарантирующих жизнь, воспроизводство и рост, обусловливается право в обществе, в истории, в духе.

Трудно сомневаться в том, что тема человеческого сознания как важного фактора - не только в понимании права (доктринальный аспект), правотворчества и реализации права (практический аспект), но и процесса производства и передачи правовой информации (информационный аспект) в современном правоведении требует фундаментальных исследований.

В постсоветской отечественной правовой науке, однако, интерес к вопросам содержания и развития национального правового сознания, правовой культуры не приобрел устойчивого характера, показателем чего является весьма небольшое количество серьезных монографических исследований (на фоне, например, непомерно большого количества работ, в которых анализируются проблемы правового государства, гражданского общества, самоуправления и т.д.) и практически полное (за небольшим исключением) отсутствие работ, посвященных информационно-правовым проблемам правового сознания и, тем более, правового мировоззрения.

Термин «мировоззрение» является философской, общенаучной категорией. Вообще, понятие «мировоззрение» впервые было сформулировано и стало употребляться в немецкой философской литературе конца XVIII - начала XIX вв. Хотя в западноевропейской философской литературе контекстуальные определения мировоззрения можно встретить значительно раньше, например, у таких античных авторов, как Платон, Аристотель, Цицерон, Полибий и др.

Это понятие получило солидную разработку в рамках классических произведений русских философов второй половины XIX - первой половины ХХ вв., а также в советской гуманитарной школе. Трудно переоценить теоретическое и методологическое значение трудов И.А. Ильина, С.Л. Франка, К.Д. Кавелина, К.П. Победоносцева, Л.А. Тихомирова, М.Н. Каткова, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и иных выдающихся отечественных мыслителей, концепции которых, конечно же, не совпадали, оценки разнились (иногда существенным образом), но целевые установки, как правило, совпадали: все они вскрывали нравственные, религиозные, политические, правовые аспекты русского мировоззрения, анализировали его метаморфозы и перспективы. В принципе, русскую философскую школу как раз и отличало явное увлечение вечными мировоззренческими вопросами, проявляющимися, например, в поисках смысла жизни, христианских основ бытия, богоискательства и т.п.

В советский период также вышли в свет весьма интересные и фундаментальные работы П.В. Копнина, В.С. Овчинникова, В.Ф. Черноволенко, А.И. Игнатова, А.Г. Спиркина и др., в которых

авторы представили скрупулезный социально-философский анализ мировоззрения, в том числе и юридического мировоззрения, выявили его проявления, обозначили в качестве идейного ядра общественного сознания. Однако в этих трудах, безусловно, преобладает классовый, партийный аспект мировоззрения, сущность которого вскрывается в рамках диалектико-материалистического метода.

В настоящее время определения категории «мировоззрение», конечно же, ориентированы на более широкую теоретико-методологическую основу и являются чаще всего свободными от идеологической ангажированности или какой-либо партийно-классовой привязки.

Юридическое мировоззрение также весьма рано становится предметом философского исследования. Логика развития греко-римского политико-правового мира подводит многих мыслителей к изучению этого вопроса. Рассмотрение совокупности взглядов человека и общества на право, политику, государство, нравственность, религию можно обнаружить в идейном наследии Цельса, Ульпиана, Павла и др. Правда, у этих авторов собственно юридический аспект духовной жизни рассматривается, как правило, в тесной связи с нравственными и религиозными устоями современного им общества, поэтому формально-юридический момент бывает несколько «затуманенным» и имеет вторичный характер. Однако этот способ мышления свойственен древнему европейскому правовому сознанию: правовой аспект весьма тесно переплетен с религиозно-мифологическим осознанием действительности, имеет некий нравственно-сакральный характер, что проявляется и в правопонимании данного периода («Право есть искусство добра и справедливости» -Цельс) и находит свое отражение в юридической практике, в частности, легисакционном, формулярном и др. римских процессах.

Только в Новое время, благодаря Реформации и научной секуляризации религиозно-философского мировоззрения Античности и Средних веков, иных процессов, имеющих место в европейской духовной культуре, возникает юридическое мировоззрение, соответствующее критериям современного формально-юридического подхода. Такое мировоззрение - это система представлений о государстве и праве как основных цивилизующих факторах общества.

Другими словами, примерно с середины XVII в. (Английская революция - «Великий мятеж») в Западной Европе начинался процесс гиперболизации ценности права как явления культуры и цивилизации, а соответственно, повысилась значимость юридической науки и практики, юридической профессии, что в полной мере обнаруживается в западном мире в XIX в. и находит свое отражение в американском государственно-правовом строительстве, различных вариантах евро-американского конституционализма и парламентаризма, реформах судебной системы, институте прав и свобод человека и гражданина и т.д. В общем, право здесь уже не является инструментальной (вторичной) ценностью и не рассматривается в качестве компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается в «возникновении частной собственности и политической власти» [6, с. 86].

В отечественной философско-правовой парадигме проблеме мировоззрения как явлению духовной жизни уделялось, в принципе, немало внимания. Начало процессу познания особенностей российского юридического мировоззрения, понимания его самобытности было положено митрополитом киевским Иларионом еще в середине XI столетия. Он не только первым в отечественной истории учений о государстве и праве поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства, но и заложил русскую христианскую традицию понимания соотношения права, государства и нравственности. Для разрешения проблемы соотношения права и нравственности Иларион использует всецело принадлежащие русской духовной и правовой культуре термины «закон», «правда», «благодать» и «истина». Причем в силу характерной для отечественного средневекового мировоззрения нерасчлененности юридических и теологических категорий закон понимался как божественное веление, сформулированное харизматической личностью.

Центральная для русского юридического мировоззрения тема - соотношения права и нравственности - была развита отечественными правоведами XIX-XX вв. в контексте выявления особенностей русского юридического мировоззрения. Так, Н.М. Коркунов писал: «Итак, право в отличие от нравственности дает не оценку интересов, а их разграничение. Крайние

индивидуалистические теории, господствовавшие в XVII и XVIII вв., в последовательном своем развитии приводили к отрицанию всякой связи разграничения интересов отдельных личностей правом с их нравственной оценкой... Исходным началом признавалась полная индивидуальная, самой природой данная свобода; всякое общение людей и всякая между ними зависимость объяснялись как их собственное произвольное дело. С этой точки зрения полное разграничение интересов отдельных личностей требовало только устранения вторжения одной личности в естественно существующую свободу другой без всякого внимания к тому, каким содержанием пополняется эта свобода, для каких целей пользуются ею» [7, с. 63].

Таким образом, заложенная Иларионом юридическая парадигма - применение нравственного критерия к оценке содержания правовой свободы - получила свою философско-правовую интерпретацию в рамках российского юридического дискурса, основанного на традиционном для отечественного мира правовом мировоззрении. В общем, схожие идеи мы обнаружим и у И.А. Ильина, и у П.И. Новгородцева, и у С.Н. Трубецкого и др.

Ясно, что нравственные оценки были самым тесным образом сопряжены, а вообще выступали главенствующими в понимании смысла и содержания правовой информации. Именно через призму морального измерения рассматривались сведения о должном, дозволенном или запрещенном поведении людей. Нравственный критерий был крайне важен для адекватного понимания выраженной в правовых предписаниях воли государства как основы, по большому счету, любой правовой информации, призванной воздействовать на правовое сознание и юридическое мировоззрение субъектов, а следовательно, и на их поведение.

Кроме этого, в рамках русского правового мировоззрения можно выделить и религиозное направление, представители которого придерживались ортодоксальных православных позиций в отношении содержания российской правовой и политической системы и в этом ключе воспринимали правовую информацию в ее нормативной или иной формах.

Рассматривая ценностно-информационный аспект юридического мировоззрения, следует учитывать и то, что римское право не могло оказать на повседневный юридический быт России существенного воздействия, да и влияние византийских институтов было крайне ограниченным. В целом же для русского юридического мировоззрения и соответствующей ему правовой информации характерны следующие особенности:

1) отсутствовала специальная юридическая терминология в том виде, в каком мы привыкли ее видеть в Западной Европе: живая речь и правовые понятия взаимодействовали без сложностей и для этого не требовалось специального образования;

2) юриспруденция носила исключительно прикладной характер, поэтому и не сформировался корпус профессиональных ученых-правоведов, производящих и транслирующих правовую информацию, занимающихся разработкой политико-правовых, философско-правовых доктрин. До реформ Петра Великого и рецепции рационализированной западной правовой идеи и законодательства вряд ли уместно говорить о российской юриспруденции как науке;

3) русская политическая и правовая мысль XV-XVII вв. уделяла гораздо больше внимания правовой информации, связанной с образом «идеального правителя», а не способами ограничения произвола государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.