К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Ю.А. НИКИТИН
В современной мировой науке существует несколько определений философии права, несколько подходов к проблеме предмета, метода и сферы интересов философии права. Вопрос об определении философии права является дискуссионным и имеет свою историю.
Традиционно, начиная с древности, проблематика философско-правового профиля разрабатывалась в русле естественноправовых идей (в рамках философии и юриспруденции).
Уже согласно ранним мифологическим и религиозным воззрениям, земные порядки (власть в человеческом сообществе, общеобязательные правила и установления, дозволения и запреты и т.д.) восходят к некоему сверхчеловеческому (божественному) источнику и авторитету и являются (должно быть) земным воплощением определенного божественного (естественно-божественного, естественного) порядка справедливости.
Символическое выражение смысла такой всеобщей и безусловной «правды-справедливости» дано в образе богини справедливости (Маат - у древних египтян, Фемида - у древних греков) с Весами Правосудия (Справедливости). И сегодня, спустя тысячелетия, с позиций современных юридических знаний можно сказать, что это древнее образное выражение представлений о безусловной, всеобщей и равной для всех справедливости наглядно, доходчиво и верно выражает суть всякого права как всеобщего принципа, масштаба и меры формального равенства. И именно поэтому оно стало и продолжает оставаться высоким и прекрасным символом права и правопорядка, символом свей юридической деятельности и юридической профессии.
Эти древние представления о божественной справедливости как основе, смысле и цели человеческих порядков нашли свое выражение в таких понятиях, как «рта» (Рита) - в древнеиндийской Ригведе (священных гимнах индоариев), «маат» - в Древнем Египте, «дао» - в Древнем Китае, «дике» - в Древней Греции и т.д. Последние по-своему выражали тот же смысл, который в дальнейшем (в более рационализированной форме) стали выражать с помощью понятия естественного права.
Значительные успехи в плане теоретического осмысления права и государства были достигнуты в Древней Греции.
Уже в VI в. до н. э. с теоретическим обоснованием необходимости организации государственной и частной жизни людей в соответствии с выводами «и требованиями философии (философского разума) выступили Пифагор и пифагорейцы.
Для самих пифагорейцев идеалом был полис, где господствуют справедливые законы. При этом справедливость они определяли как воздаяние равным за равное и в таком контексте первыми начали теоретическую разработку понятия «равенство», имеющего существенное значение как для понимания роли права в качестве равной меры при регулировании общественных отношений, так и для всего правопонимания в целом.
Процесс становления и углубления теоретических представлений о праве в Древней Греции развивался в целом в русле поисков объективных основ полиса и его законов. Речь шла о объективных безусловных первоосновах закона и государства, т. е., по сути дела, об идее естественного права.
Начало понятийно-теоретического исследования (с помощью логических дефиниций и общих понятий) объективной разумной природы официальных полисных установлений, справедливости и законности связано с именем Сократа (469 - 399 гг. до н. э.) [8].
Древнегреческие идеи оказали заметное влияние на римскую правовую мысль, в частности, на философско-правовые взгляды Цицерона (106-43 гг. до н.э.).
Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано» (О законах, II, 19). Само государство (как «общий правопорядок») с его установлениями и законами (т. е. положительным правом) является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право. Такой принципиально единый правовой (естественноправовой) подход Цицерона к закону (позитивному праву) и государству по существу представлял собой теоретическое обоснование предмета юриспруденции как единой науки о праве и государстве. Об этом свидетельствует трактовка им исходного понятийно-смыслового единства закона (позитивного права) и государства как различных форм выражения единого разумного и справедливого начала - естественного права.
Идеи Цицерона сыграли заметную роль в развитии как римской юриспруденции, так и последующей теории и философии права и государства.
Заметное влияние на формирование философии права как отдельной научной дисциплины оказало философское учение о праве и государстве И. Канта (1724 - 1804). Рационалистический подход к праву и государству, разрабатывавшийся многими предшествующими мыслителями, получает в его произведениях дальнейшее развитие и глубокое философское обоснование. В идейно-мировоззренческом плане учение Канта заметно содействовало распространению и утверждению в философии права и в юриспруденции принципов и ценностей либерализма.
В систематическом виде философско-правовые взгляды Канта изложены в его работе «Метафизические начала учения о праве», которая представляет собой первую часть более обширного его произведения 1797
1
г. «Метафизика нравов в двух частях» (вторая часть этого произведения - «Метафизические начала учения о добродетели»).
Кант с позиций своей метафизической философии критически оценивает положение дел в области изучения права и государства. Учение о праве, отмечает он, представлено как «учение о положительном праве» («внешнем законодательстве») и сведено к знанию позитивных «внешних законов с внешней стороны, т.е. с точки зрения их применения к случаям, происходящим в опыте» [6].
Конце XVIII в. некоторые положения кантовской метафизики права использовал в сфере юридической науки немецкий юрист Г. Гуго, предтеча исторической школы права. При этом он пытался в рамках юридической науки объединить традиционное юридико-догматическое учение о позитивном праве с философской и исторической трактовкой права. Под «философией права» он имел в виду «философию позитивного права», которая разрабатывалась им как «философская часть учения о праве» [13].
Представители исторической школы права обосновывали первичность исторически трактуемого права по отношению к законодательству.
Право складывается исторически, а не создается законодателем. В дальнейшем данная идея была воспринята и развита К.Ф. Савиньи, Г. Пухтой и другими представителями исторической школы права.
Савиньи отмечает, что право, отвечающее характеру и духу, бытию и состоянию народа, прежде создается его нравами и верованиями, а лишь затем - юриспруденцией, не произволом законодателя, а незаметно действующими внутренними силами народной жизни. Правда, Савиньи не отвергал сам принцип кодификации права, а 1842-1848 гг. даже возглавлял министерство по пересмотру законов.
В гегелевской системе философия права разработана как отдельная философская наука, а именно - как философия духа. Философия прав, как философия вообще «занимается идеями» [3, с. 59].
В «Предисловии» к «Философии права» Гегель подчеркивает, что основная задача философии права -познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. Философия, как и философ, вообще не может выйти за рамки своей эпохи; ее главное назначение состоит в постижении разумности того, что есть, а не в изобретении новых и особенных теорий о государстве и праве.
В целом представители исторической школы права, несмотря на определенные недостатки в их правопонимании, сыграли значительную роль в создании немецкой юридической науки XIX в., оказавшей, кстати говоря, заметное влияние и на развитие юриспруденции в России.
Юридическое образование в России традиционно было неотрывным от философского образования. Когда в Праге в 1922 г. открылся Русский юридический университет, ведущими его представителями оказались юристы, философы, богословы: С.Н. Булгаков, Г.В. Вернадский, Н.О. Лосский, Е.В. Спекторский, П.Б. Струве, Г.В. Флоровский, М.В. Шахматов. Русский юрист обязан был овладеть философской культурой, впитать нравственные принципы жизни своего народа, государства, поскольку юридические отношения в России, как подметил А.С. Хомяков, становились подлинными лишь тогда, когда входили в обычай, создавали его, а часто как раз правовые нормы вырастали из обычая, из уклада жизни [10, с. 53].
В России всегда искали правду жизни, не удовлетворяясь полезностью и умозрительностью. Правда не может быть чисто юридической регламентацией поведения граждан, правда - это стремление к справедливости, к истинности человеческих отношений, к добру и совершенству. «Русская правда» как юридический памятник, открытый В.Н. Татищевым и по истокам восходящей к древней истории Руси, свидетельствует о глубине слияния в России юридических, нравственных и религиозных категорий.
Что же это такое - философия права? При определении философии права, в сущности, все авторы говорят о ней как о науке, которая постигает логику права [7]. По мнению же Ю.А. Баскина, рассматривая дисциплина «есть прежде всего история формирования и развития понятий, отражающих реальные общественные отношения» [1, с. 4].
В.С. Нерсеянц полагает, что «философия права занимается познанием права как необходимой формы свободы, равенства и справедливости в общественной жизни людей. В центре философских исследований права как специфической формы социального бытия людей и особого вида социальной регуляции находится проблемы понятия и смысла права, его внутренней сущности и форм внешнего проявления, выражения и действия, его объективных оснований и места в мире, закономерностей его возникновения и развития, приемов и средств его познания, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества» [8, с. 121].
Необходимость обоснования философии права обусловлена существованием позиции, отрицающей необходимость и возможность философии права. Эта позиция - юридический позитивизм. Именно в рамках этого направления правовой мысли сформировались все главные аргументы против философии права.
Юридический позитивизм формировал сильное автономное юридическое мировоззрение, ставшее господствующим во многих странах мира. В теории права все заметнее становилось господство «юридизма», то есть, признанием приоритета права в решении социальных проблем. «Юридизм» ведет к отрыву правовой науки от реальной действительности и других областей знания и, прежде всего, от философии, социологии, политической науки и антропологии. Юридический позитивизм в качестве особого направления правовой мысли оформился в эпоху образования национальных цивилизованных государств в Европе. Он воплотил в себе идеи укрепляющейся государственности, стремление к единству, порядку и стабильности. Недостатки правового позитивизма обнаруживаются, когда под напором социальной критики в результате меняющейся конфигурации «силовых полей» общества утрачивается стабильность общественного порядка и ему ищут альтернативы. Начинается критика законов, отражающих принципы старого порядка, и юридического позитивизма, который эти законы абсолютизирует [11, с. 78].
Русский юрист В. М. Гессен в начале века отмечал, что недолгое господство юридического позитивизма более чем печально отразилась на состояние германской, да и русской науки [4, с. 36]. Юридический
2
позитивизм широко открывает возможности для отождествления права с высоковероятным в современных обществах произволом властей, призванных волею судьбы осуществить законодательные функции [11, c. 81].
Чем точнее и строже юрист требует соблюдать недемократический, несправедливый закон, тем больший ущерб наносит он праву, подрывая основы нормального общественного правосознания.
Стержнем, духовно-интеллектуальным нервом правового прогресса, происходящего в человеческом обществе в 18-21 веках, стала философия гуманистического права. Непосредственным источником формирования гуманистической философии права, наряду с некоторыми сторонами утвердившейся свободной рыночно-конкурентной экономики, считали европейское Возрождение, и не в меньшей мере - его своего рода филосовско-политическая вершина - эпоха Просвещения. А на основе возрожденческой культуры и требований и импульсов эпохи Просвещения - демократическое переустройство общества.
И. Кант оказался первым из немецких мыслителей, который определил право не просто через понятие юридической свободы, но и через понятие свободы именно в философском смысле [1, c. 17].
Важнейшим звеном в развитии философской мысли, обеспечивающим переход правовой культуры от социоцентристких и персоноценитристких началх и в силу этого повлиявших на саму постановку философских проблем права, стали разработки, осуществленные персоналистическим философским течением.
Ведущую роль в таких разработках сыграла русская философия и в, первую очередь, - замечательный русский философ А. А. Бердяев. Он писал: «Священно не общество, не государство, не нация, а человек, и добавлял: принцип личности - «принцип личности как высшей ценности, ее независимости от общества и государства, от внешней среды» [2, c. 104, 226].
Известную завершенность (на данное время) философским взглядам на свободу как мировоззренческую основу философии права придала современная теория либерализма (неолиберализма).
Поразительно точные характеристики самих основ либерализма дал И. Кант. Он писал: «Никто не может принудить меня быть счастливым так, как он хочет (как он представляет себе благополучие других людей); каждый вправе искать своего счастья на том пути, который ему самому представляется хорошим, если только он этим не наносит ущерб свободе другого стремиться к подобной цели - свободе, совместимой по некоторому возможному всеобщему закону со свободой каждого другого...» [6, c. 285].
Но тут требуется конкретизация понятия «либерализм», так как с позицией общепринятых представлений идеи либерализма - это идеи «индивидуализма». Полагаем, что индивидуализм как элемент либерализма нужно строго отличать от агрессивного, слепого эгоизма и далее от спокойного «индивидуализма» сугубо семейно-мещанского типа, который, как верно полагает А. Токвиль, со временем превращается в «эгоизм, когда человек относится ко всему на свете лишь с точки зрения личных интересов» [12, с. 373].
Элементами либеральной цивилизации является индивидуализм, который взращен человеческой культурой. Как показал Ф. Хайек, такой индивидуализм характеризуется рядом черт: это - «уважение к личности как таковой, то есть признание абсолютного приоритета взглядов и пристрастий каждого человека в его собственной сфере деятельности, сколь бы узкой она ни была, а также убеждение в желательности развития индивидуальных дарований и наклонностей [9, c. 183]. Именно такой индивидуализм, выросший из элементов античной философии и христианства, сложился во время Возрождения и является составной частью либеральной цивилизации, его правовой культурой. И здесь нельзя не заметить, что его черты вполне согласуются с неотъемлемыми правами человека, с принципами гуманистического права, началами правозаконности.
Литература:
1. Баскин Ю.Я. Очерки философии права. Сыктывкар. 1996.
2. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
3. Гегель. Философия права. М., 1990.
4. Гессен В.М. возрождение естественного права. СПб. 1902.
5. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995.
6. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М., 1994.
7. Керимов Д.А. Основы философского права. М., 1992.
8. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 199б.
9. Новый мир. 1991. № 7. С. 183.
10. Нольде Б.Е. Юрий Самарин и его время. Парилс, 1978.
11. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. Учебник для вузов. М., 1996.
12. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994.
13. Hugo G. Beitrage zur civilstischen BQcherkenntnis. Bd. I. Berlin, 1829. S. 372 (I Ausgabe - 1788).
З