Научная статья на тему 'Соотношение вербального и невербального этикета. Невербалика в актах приветствия и прощания'

Соотношение вербального и невербального этикета. Невербалика в актах приветствия и прощания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
720
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / SPEECH ETIQUETTE / VERBAL COMMUNICATION / NONVERBAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Перкова А. А.

Статья посвящена вопросам вербального и невербального аспектов процесса этикетного общения, особенностям невербальной составляющей актов приветствия и прощания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение вербального и невербального этикета. Невербалика в актах приветствия и прощания»

Перкова А.А. ©

Аспирант, кафедра французского языка

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

СООТНОШЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ЭТИКЕТА.

НЕВЕРБАЛИКА В АКТАХ ПРИВЕТСТВИЯ И ПРОЩАНИЯ

(по проекту ВКГИ 005-2013)

Аннотация

Статья посвящена вопросам вербального и невербального аспектов процесса этикетного общения, особенностям невербальной составляющей актов приветствия и прощания.

Ключевые слова: речевой этикет, вербальное и невербальное общение. Keywords: speech etiquette, verbal communication, nonverbal communication.

Общение людей всегда функционирует в определенных рамках, задающихся зачастую имплицитными нормами, определяющими как структуру, так и содержание правил ведения коммуникации. Они могут быть отнесены к следующим типам:

- языковые правила, отвечающие за верное идиоматичное построение языковых высказываний и текстов;

- коммуникативные правила, посредством которых регулируется вербальное и невербальное общение;

- социальные нормы и запреты, регламентирующие циркуляцию общения членов общества. Последние два типа правил составляют основу понятия этикет.

Обучение нормативному поведению начинается, как правило, в детстве и непрерывно продолжается на протяжении всей человеческой жизни. Это явление связано с тем, что человек постоянно вовлекается в новые жизненные ситуации, расширяя круг своего общения благодаря процессу коммуникации с новыми людьми. Таким образом, при работе с иноязычными текстами, живом общении с носителями других языков, а также при нахождении в другой стране, человек сталкивается с осознанием существования значимых отличий в иноязычной культуры в целом и в нормах и правилах речевого этикетного поведения в частности. И для более глубокого понимания чужой культуры и особенностей ее коммуникации, ему следует, в первую очередь, овладеть существующими в этой культуре нормами и правилами поведения.

Структура этикетных правил, ограничения на их употребление и язык, на котором эти правила излагаются, до сих пор дня остаются не достаточно разработанными и детально описанными; до конца не выявлены контексты их использования; правила и фильтры, препятствующие их применению в тех или иных ситуациях; ряд правил дублируют друг друга; не построена типология этикетных правил. Также в этих правилах обычно не находит адекватного отражения такая крайне важная составляющая этикета, как невербальное общение. [2, 137]

Важнейшей характеристикой этикетного поведения является его нацеленность сделать человеческую коммуникацию максимально гладкой и успешной. Поэтому, в случае пренебрежения этикетными нормами в ситуациях, предполагающих их использование, коммуникация будет обречена на неудачу. Весьма значимым здесь является то, что при нарушении ролевого и речевого поведения общество прибегает к санкциям. Санкции могут иметь форму речевой интенции - стыдить, порицать, ругать, возмутиться и пр., а могут быть физическим действием - наказать, привлечь к ответственности. Здесь мне еще раз хотелось бы подчеркнуть значимость и эффективность понятий санкции и типологии санкций для

© Перкова А. А., 2013 г.

невербального этикета: невыполнение или неправильное исполнение ожидаемого невербального поведения влечет за собой применение санкций самого разного рода, иногда более серьезных, чем при несоблюдении правил вербального поведения.

Крайне важной составляющей этикетной коммуникации является невербальное общение. Оно представляет собой систему невербальных знаков и их взаимоотношений, а также невербальных правил, что функционируя в обществе и культуре, по совокупности определяет невербальное этикетное поведение в целом. Невербальное поведение в общем смысле, не всегда должно быть ориентировано на собеседника; оно может выражать также и внутреннее состояние жестикулирующего. А невербальное этикетное поведение, будучи всегда направленным на партнера, является коммуникативным и интерактивным. Понимая невербальное поведение как невербальные знаки или знаковые формы и модели поведения, производимые или воспроизводимые человеком в процессе коммуникации (иными словами жесты, мимику, взгляды, позы и др.), то невербальный этикет следует соответственно понимать как совокупность частных невербальных этикетов - жестового, позового, визуального, мимического, проксемического и т.п., т.е. множество невербальных этикетных единиц, отношений и правил, которые направлены на других людей и которым люди в норме следуют в выделенных этикетных ситуациях. [3, 3]

Невербальное общение представлено этикетными жестами и этикетными правилами. Единицами низшего уровня невербального этикета являются жесты и простейшие жестовые комбинации, обычно употребляемые в этикетной ситуации. Этикетные жесты, в свою очередь, необходимо отличать как от физиологических незнаковых движений (например, поклониться - это жест, а наклониться - физиологическое движения), так и от неэтикетных жестов, в том числе и омонимичных им (например, кивнуть в знак приветствия - этикетный жест, и кивнуть в знак утвердительного ответа на вопрос - неэтикетный жест).

Следующий уровень - это комплексные формы вербально-невербальных сочетаний. К ним можно модели поведения участников этикетной ситуации с использованием единиц низшего уровня.

В этикетных ситуациях общения весьма значимую роль играют невербальные аспекты приветствия и прощания. Их нельзя рассматривать как отдельные этикетные знаки или ритуалы, назначение которых становится очевидным в случае, когда они попросту не исполняются участниками общения. Они являют собой более крупные единицы - это целые комплексы, представленные невербальными знаками различных типов, зачастую в тесном взаимодействии с вербальными элементами этикетного общения. Они строятся согласно определенным правилам и используются участниками общения с конкретной целью: при начале и завершении общения дать собеседнику понять, кем они друг другу приходятся, к какой культуре и социуму принадлежат, а также для того, чтобы успокоить собеседника или снять напряжение от неожиданной встречи. [1, 396]

Рассматривая коммуникацию с позиции успешности, необходимо отметить, что этикетные формы приветствия по отношению к этикетным формам прощания более важны по причине того, что то, ситуация приветствия собеседниками друг друга, в значительной мере определяет ход их дальнейшего общения. Здесь более детально стоит поговорить о том, чем именно представлена невербальная сторона этикетного общения. В первую очередь это семиотические акты и отдельные жесты приветствия. Слово жест следует понимать не просто как знаковые движения рук, ног, головы и плеч, но также знаковые выражения лица (мимика), позы, взгляды и телодвижения. Нередуцированный акт невербального этикетного приветствия проходит в пять последовательных этапов:

1. Взгляд и узнавание на расстоянии;

2. Приветствие на далеком расстоянии (типа жестов подъем бровей, поднятие шляпы, помахать рукой и др.).

3. Пространственное сближение (проксемное знаковое поведение).

4. Приветствие на близком расстоянии (жесты типа рукопожатия или разных видов поцелуев).

5. Отход и расставание. [3, 5-6]

Однако исследования показывают, что последовательное прохождение пяти этапов этикетного приветствия не является обязательной составляющей. Как правило, коммуниканты ограничиваются лишь двумя-тремя из них. Следовательно, речь идет уже о редуцированных приветствиях.

При описании отдельных жестов приветствия или прощания, важно учитывать характерные для них признаки, а также различные связей: социальные, этнические, культурные и многие другие. В группе признаков наиболее важными по отношению к другим являются возраст и пол участников общения, уровень их образованности, имущественная составляющая, национальная, религиозная, этническая или кастовая принадлежность. Важную роль играют также факт, того в каких отношениях по отношению друг к другу находятся коммуниканты: знакомы ли участники общения, есть между ними связи, сохранившиеся сегодня лишь как реликтовые.

В ряде правил невербального этикетного общения важно учитывать количественный показатель, географию их распространения жестов, оценку в обществе.

Как правила, в разных странах, зачастую даже в разных районах одной страны люди при приветствии друг друга посредством жестов выражают свои чувства к другому человеку. При этом общение строится на основании регламентируемых норм: расстояние между собеседниками, необходимость смотреть в глаза собеседнику в течение определенного времени или отсутствие такого условия, принятие свойственных для данной культуры позы и др. Наряду с этим имеют место быть ситуации, в которых культурным стереотипом и этикетной нормой поведения является отсутствие невербальной составляющей приветствий и прощаний. Например, при очень тесных связях между людьми (среди членов семьи), в случае, если люди довольно часто встречаются друг с другом. В таких случаях необходимость жестового сопровождения вхождения в контакт теряет актуальность, однако вербальная составляющая при этом сохраняется. С другой стороны, чем слабее проявляются человеческие связи, чем дальше друг от друга отстоят люди по своему общественному положению и чем более ритуализованной, церемониальной и регламентированной является культура, тем большее значение в ней имеют невербальные способы вступления в речевой контакт и выход из него, а также строгость соблюдения их исполнения.

В целом, следует еще раз сказать о том, что при рассмотрении процесса коммуникации необходимо учитывать ее невербальное сопровождение, поскольку при анализе речевого и неречевого аспектов общения в совокупности представляется возможным создать наиболее полную картину акта коммуникации с одной стороны, и выявить его скрытые моменты, которые, преднамеренно или нет, не были представлены в вербальном аспекте, с другой.

Дитература

1. Ж.. Багана, Е.В.Бондаренко, А. А. Перкова, Е.Н. Ширлина - Вербализация этикетных жестов приветствия и прощания в немецком языке посредством устойчивых сочетаний: Science, Technology and Higher Education: Materials of the II International research and practice conference, 17th April 2013/ Vol. I. - Westwood, Canada, 2013. - P. 394-398

2. Е.А. Зуева - Стереотипные модели вербализации актов поведенческой коммуникации в художественных текстах современной немецкой литературы. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. - 2009 - №4. - С. 136-139.

3. Г.Е. Крейдлин Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык, М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 581 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.