Научная статья на тему 'Соотношение свободы и ответственности'

Соотношение свободы и ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6880
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВА / СВОБОДЫ / SOCIAL RESPONSIBILITY / LAW / FREEDOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусейнов Али Абдулгусейн Оглы

Статья посвящается соотношению свободы и ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correspondence of freedom and responsibility

Article is devoted correspondence of freedom and responsibility.

Текст научной работы на тему «Соотношение свободы и ответственности»

2.5. СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Гусейнов Али Абдулгусейн оглы, аспирант кафедры теории и истории государства и права. Место учебы: Бакинский Государственный Университет, юридический факультет. E-mail: kasumov-bsu@rambler. ru

Аннотация. Статья посвящается соотношению свободы и ответственности.

Ключевые слова: социальная ответствен-

ность, права, свободы.

CORRESPONDENCE OF FREEDOM AND RESPONSIBILITY

Huseynov Ali Abdulhuseyn oglu, postgraduate student at theory and history of state and law chair. Place of study: Baku State University, law department. E-mail: kasumov-bsu@rambler.ru

Annotation. Article is devoted correspondence of freedom and responsibility.

Keywords: social responsibility, law, freedom.

Значение термина «ответственность» в общественных науках является многогранным. Такое разнообразие отчасти можно объяснить стремлением посредством понятия «ответственность» охарактеризовать природу того или иного социально-правового явления, описать различные стороны деятельности отдельных индивидов.

Представляется, что для разработки категории «позитивная юридическая ответственность» логически необходимо предварительное раскрытие содержания категории «социальная ответственность», так как «правовая форма юридической ответственности всегда должна рассматриваться в органическом единстве с ее социальным содержанием»1. Сама же «социальная ответственность, - как замечает Г.Р. Аббасов, - в основном рассматривается через призму социальной роли личности и его социальных обязанностей»2. Учитывая, что юридическая ответственность - вид социальной ответственности и обладает теми же основными свойствами, предварительное обращение к общей проблеме самой ответственности органически необходимо. Другими словами, социальная ответственность выступает методологической базой, на которой должна разрабатываться концепция позитивной юридической ответственности. Полагаем, что исходным началом в определении социальной ответственности должно стать решение вопроса о соотношении свободы и ответственности. На наш взгляд, посредством поиска объективных основ поступков индивида можно найти некий «эталон», с помощью которого возможно определить правильность поступка, а также установить как должен вести себя субъект в подобных условиях, т.е. необходимо обеспечение гармоничного соотношения прав и обя-занностей3. Сегодня «для решения насущных проблем человечества - проблем мира, социального и духовнонравственного развития современного мира, кроме осознания этого, необходимы соответствующие социальная организация и система международных отношений, в которых могла реализовать себя творческая

1 Номоконов В.К. Преступное поведение, детерминизм и ответственность. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1989, 157с.

2 Abbasov Q.R. Sosial vs huquqi mssuliyystin anlayi§i // Azsrbaycan Respublikasinda dovlst vs huquq qanunculugunun aktual problemlsri, 17-ci buraxili§, Baki, 2007, s. 61-73

3 Канке В.А. Основы философии. М.: Логос, 2001, 288

активность людей. Задачи современного мира с особой остротой ставят вопросы о месте и роли человека в современных свершениях, о его ответственности за судьбы человечества, о возросшей роли субъективного фактора в истории»4.

Следует особо отметить, что категория ответственности предполагает не только ответственное отношение к своим обязанностям, но и к правам. В содержание ответственной деятельности входит не только исполнение возложенных обязанностей, но и активное осуществление субъектом предоставленных ему законодательством правомочий. Отсюда понятно, почему классификация ответственности осуществляется главным образом исходя из видов ролевых обязанностей и тех общественных отношений, где эти роли возникают, т.е. на основе объекта ответственности.

С точки зрения обыденного сознания состояние свободы расценивается как возможность произвольно делать то, чего желаешь, и так, как хочешь. Однако свобода невозможна без двух составляющих:

1) свободы воли;

2) свободы самого действия.

Оба эти условия необходимы для обретения индивидом статуса свободной личности. Только в условиях подлинной свободы человеческая жизнь приобретает смысл. Свобода - фундамент личности и ее существования5. Жизнь, деятельность личности возможны лишь тогда, когда она свободна. Состояние, степень развитости свободы предопределяют формирование и удовлетворение потребностей человека, возможности его самовыражения и самоутверждения в обществе, всестороннего и гармонического развития личности.

Понимание свободы как свободы от общества принципиально отлично от понимания свободы в обществе, свободы, имеющей реальные основания в социальноэкономических и политических условиях жизни личности, в разумных социальных учреждениях, оплодотворяющих идею свободы. Свобода общества, степень демократичности его социальных институтов и активное участие личности в функционировании этих институтов - таковы основные условия свободы личности, включая правовую свободу. Это особо важно подчеркнуть в связи с встречающимися. В обыденном сознании мнениями о том, что всякая социальная норма ограничивает свободу личности, а всякое ограничение свободы деятельности уменьшает возможности управления и, следовательно, самоуправления (личности).

Но в действительности нормы, верно отражающие естественные и общественные закономерности существования человека, тенденции развития жизни общества, упорядочивают общение людей, их взаимоотношения и связи со средой. Такие нормы, как всякие разумные социальные учреждения, способствуют

эффективному управлению обществом, обеспечивают свободу личности.

В государственно-организованном обществе важнейшей системой норм, определяющих свободу личности и обеспечивающих эту свободу, является право. В праве отражается и объективируется свобода общества и личности. Право - официальное «мерило», «шкала» свободы. Пределы этой свободы обусловлены

4 Бейдулова З.К. Современный мир и человек. Материалы научной конференции, посвященной 80-летию Азербайджанской Демократической Республики. Т.2 Гуманитарные и социальнополитические науки. Баку, 1998, с. 179-181

5 Керимов Д. А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972, 472с

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Гусейнов А. А.

общественно-историческими условиями развития общества, эти пределы - не ограничения свободы, а ее содержание, масштаб, мера. Функции официальной меры свободы общества и личности выполняет право. Это не означает созидания правом свободы личности, тождества права и свободы, юридических прав личности и се свободы. Во-первых, необходимо выделить философский, не имеющий размерности в силу бесконечности объективного процесса познания мира, аспект свободы. Это - самостоятельный ее аспект, и потому требует уточнения представление о политическом, экономическом, социальном аспектах (форма, сторона) в качестве проявлений «свободы» как философской категории. Во-вторых, свобода личности проявляется прежде всего в социально-экономической области. Социально-экономическое освобождение

личности является предпосылкой и условием становления и развития действительной свободы человека.

Личностные ожидания, требования свободы обусловлены и в этом смысле ограничены степенью свободы общества на каждом данном этапе исторического развития. Но свобода общества в целом не предопределяет безусловно свободу каждого члена общества. Свобода общества лишь устанавливает внешние границы, пределы возможной свободы личности .

Правовая свобода (свобода в правовом аспекте ее существования), таким образом, обусловлена общественно-экономическим содержанием свободы, а ее определяющей особенностью является опосредование ее государством и правом. Свобода личности, включающая личную свободу, основана на свободе общества, является индивидуальным бытием свободы.

Свобода личности - это прежде всего осознанная необходимость. И в этом отношении ценностное значение права для личности заключается в создании и осуществлении права в пределах социальной необходимости. В праве выражается, закрепляется государственная воля, содержание которой определено материальными условиями жизни общества. В этом смысле право отражает закономерное, оно дает человеку знания о явлениях общественной жизни.

Необходимо также подчеркнуть наиболее высокую степень восприимчивости людей к ценностной информации. В этом плане необходим более широкий подход к определению воспитания как процесса формирования у личности ценностной ориентации, шкалы ценностей, а воспитанного человека - как ценностно сориентированного.

Свобода личности - это не только осознанная необходимость, но деятельность личности в соответствии с этой необходимостью, возможность и способность выбора варианта поведения и осуществления этого выбора. Право обеспечивает возможность выбора деятельности человека, направленной па приобретение материальных и духовных благ. Устанавливая круг субъективных прав граждан, оно обеспечивает реализацию избранного варианта поведения, опираясь на систему материальных, политических, юридических гарантий. Одновременно право определяет обязанности человека перед обществом, другими людьми. Установление этих обязанностей, их связь с правами и свободами - необходимое условие нормального развития и функционирования личности.

Свобода деятельности личности осуществляется в процессе общения с людьми, общностями людей. Право аккумулирует социальный опыт общения людей, регулирует взаимоотношения людей в обществе.

Право обеспечивает не только «свободу» для активной деятельности, деятельного самовыражения личности, но и «свободу» от ограничений и вмешательства в жизнедеятельность личности.

Таким образом, свобода личности всегда относительна. В целом же о свободе личности можно говорить лишь тогда, когда само общество является свободным. Будет неправильным говорить о полной свободе личности, ибо она всецело ограничена социальными условиями. И если условия деятельности личности обусловлены объективными факторами, то выбор целей и средств его деятельности относится уже к области субъективной.

Однако, на наш взгляд, было бы неправильным также абсолютизация роли личности в достижении своей свободы. Понятно, что свобода личности неотделима от свободы общества. Если принять во внимание тот факт, что цели человека, наряду с его волей, предопределены также и условиями его общественной жизни, то от их полного учета зависит степень его свободны. Правильная его оценка «среды обитания» открывает перед ним больший простор для выдвижения целей и нахождения необходимых средств, предоставляемых обществом в его распоряжение, тем значительнее перспективы творческого созидания нового и его личной свободы.

Таким образом, свободу личности нельзя рассматривать в отрыве от ее ответственности за свои поступки. Кроме того, она осуществляется в рамках предъявляемых обществом соответствующих требований. Данные требования составляют костяк его ответственности, которая принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах соответствующим образом, и брать на себя всю полноту вины в случае нарушения данного образца поведения. Ответственность как внутренняя установка личности не возникает сразу, а формируется в течение длительного периода ее жизни, выступает результатом всей практической деятельности личности. «Ответственность - такая же объективная необходимость, как и свобода»6.

На наш взгляд, современное представление о социальной ответственности должна основываться на критическом осмыслении научного наследия прошлого. Так, по этому поводу исторически сложились два противоположных направления. Первый подход исходит из положения о полной детерминированности человеческих поступков божественной силой. Что касается второй позиции, то она, наоборот, отрицает всякую обусловленность человеческого поведения, исходя из концепции абсолютной свободы человеческой воли. «Естественное право, - пишет Т. Гоббс, - называемое обычно писателями jus naturale, есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого»

Полагаем, что концепция, пропагандирующая активную деятельность, в отличие от теории предопределенности человеческих поступков содержит в себе больше позитива. Кроме того, в пользу данной концепции говорит и тот факт, что утверждать о повыше-

6 Матузов Н.И. Право как мера свободы и ответственности: Межвуз. Сб. науч. Ст. / Атриум, Сер. «Юриспруденция». Тольятти: Изд-во МАБиБД, 1999, № 1, с. 10-26

7 Гоббс Т. Соч.: В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1989, 621с

нии ответственности можно лишь при условии расширения рамок свободной деятельности его носителя.

Однако, ввиду того, что свобода воли личности не является абсолютной, социальная ответственность личности не беспредельна.8 9 Другими словами, ответственность проявляет себя в условиях свободы личности на основе познанной и осознанной им общественной необходимости10.

Таким образом, анализ соотношения свободы и ответственности дает основание утверждать, что они не должны противопоставляться друг другу, так как одна из них объективно предполагает другую11. Связь свободы и ответственности неразрывная, так как «свобода и ответственность нераздельны как две стороны социально-исторической необходимости, они находятся в диалектическом единстве»12.

Список литературы

Номоконов В.К. Преступное поведение, детерминизм и ответственность. Владивосток: Изд-во Дальневос-точного ун-та, 1989, 157с.

Abbasov Q.R. Sosial va huquqi masuliyyatin anlayi§i // Azarbaycan Respublikasinda dovlat va huquq qanunculugunun aktual problemlari, 17-ci buraxili§, Baki, 2007, s. 61-73

Канке В.А. Основы философии. М.: Логос, 2001, 288с.

Бейдулова З.К. Современный мир и человек. Материалы научной конференции, посвященной 80-летию Азербайджанской Демократической Республики. Т.2 Гуманитарные и социально-политические науки. Баку, 1998, с. 179-181.

Керимов Д. А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972, 472с.

Матузов Н.И. Право как мера свободы и ответственности: Межвуз. Сб. науч. Ст. / Атриум, Сер. «Юриспруденция». Тольятти: Изд-во МАБиБД, 1999, № 1, с. 10-26.

Гоббс Т. Соч.: В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1989, 621с.

Гроссман X. Свобода и ответственность / Философские проблемы общественного развития. М.: Мысль, 1974, с. 140-147.

Самощенко И.С., Фарукшии М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М: Юрид. лит, 1971, 240с.

Лукьянов В.А. Ответственность: философские и уголовно-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999, 168с.

Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972, 300с.

Краснов М. А. Юридическая ответственность - целостное правовое явление //Советское государство и право, 1984, № 3, с. 73-77.

Literature list:

Nomokanov V.K. Criminal behavior, determinism and responsibility. Vladivostok, The publishing house of the Far East University, 1989, 157 pages

Abbasov Q.R. The understanding of social and legal liability // The actual problems of state laws and lawfulness, 17th issue, Baku, 2007, pages 61-73

Canke V.A. The fundamentals of philosophy. Moscow, “Logos” publishing house, 2001, 288 pages Beydulova Z.K. The contemporary world and man. The materials of the scientific conference dedicated to the 80th anniversary of the Democratic Republic of Azerbaijan, 2nd volume. “Gumanitarnye i sosialnye nauki” publishing Kerimov D.A. The philosophical problems of law. Moscow, “Mysl” publishing house, 1972, 472 pages Matuzov N.I. Law as measure of freedom and responsibility: Inter-university collection of scientific articles / Atrium, “Yu-rusprudence” series, Tolyatti: “MABiBD” publishing house, 1999, № 1, pages 10 - 26 Hobbes T. Works: in 2 volumes, 2nd volume, Moscow, “Mysl” publishing house, 1989, page 621 Grossman Kh. The freedom and responsibility / The philosophical problems of social development, Moscow, “Mysl” publishing house, 1974, pages 140-147 Smoshenko I.S., Farukshii M.Kh. Liability in Soviet legislation. Moscow, “Yuruducheskaya literature” publishing house, 1971, pages 240 Lukyanov V.A. Liability: Philosophical and criminal aspects; The Thesis for the Degree of Candidate of Legal Sciences, Ekaterinburq, 1999, page 168 Krasnov M.A The legal liability - a holistic and legal phenomenon // The Soviet State and Law publishing house, 1984, № 3, pages 73 - 77 Voevodin L.D. The Constitutional rights and obligations of Soviet citizens. Moscow, The publishing house of Moscow State University, 1972, page 300

Рецензия

Статья Гусейнова Али Абдулгусейн оглы выполнена на очень актуальную и важную тему. Работа посвящена анализу соотношения свободы и ответственности. В статье автор подвергает рассмотрению современные теоретические проблемы, тесно связанные с данной правовой категорией, предпринимая попытки разработки категории «позитивная юридическая ответственность» посредством предварительного раскрытия содержания категории «социальная ответственность».Автор рассматривает социальную ответственность как методологическую базу, на которой должна разрабатываться концепция позитивной юридической ответственности. В работе решение вопроса соотношения свободы и ответственности ставится приоритетной в определении феномена социальной ответственности. Положения статьи содержат проблемные и дискуссионные положения, обладая при этом новизной подходов и решений.

Статья Гусейнова А.А соответствует всем необходимым требованиям, предъявленным к научным статьям и, учитывая то, что до сих пор в научных исследованиях не достигнута единая позиция относительно понимания феномена ответственности, рекомендуется для публикации.

Научный руководитель: член-корр. НАН Азербайджана, заслуженный юрист Азербайджанской Республики, д.ю.н., проф. Меликова М.Ф.

8Гроссман X. Свобода и ответственность / Философские проблемы общественного развития. М.: Мысль, 1974, с. 140-147

9 Самощенко И.С., Фарукшии М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М: Юрид. лит, 1971, 240с.

10 Лукьянов В.А. Ответственность: философские и уголовноправовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999, 168с

11 Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972, 300с

12 Краснов М.А. Юридическая ответственность - целостное правовое явление //Советское государство и право, 1984, № 3, с. 7377

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.