Научная статья на тему 'Соотношение специальных знаний специалиста и инициатора назначения портретной экспертизы'

Соотношение специальных знаний специалиста и инициатора назначения портретной экспертизы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение специальных знаний специалиста и инициатора назначения портретной экспертизы»

СООТНОШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИИ

СПЕЦИАЛИСТА И ИНИЦИАТОРА НАЗНАЧЕНИЯ ПОРТРЕТНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

и.н. подволоцкии

кандидат юридических наук, доцент кафедры судебных экспертиз Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент Научная специальность: 12.00.12 — Криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность E-mail: nara1708@mail.ru.

Положительные изменения современного судопроизводства и последовавшее за этим увеличение количества назначаемых и проводимых экспертиз, выдвигает новые требования к их научному и организационно-методическому обеспечению.

Приоритетным направлением в решении возникающих задач, по нашему мнению, является всестороннее взаимодействие сотрудников научных и практических учреждений и организаций, состоящее и в обмене информацией, совместной разработке современных экспертных методик.

Одним из важных направлений такого взаимодействия мы считаем повышение компетентности экспертов в области габитоскопии и производства судебных портретных экспертиз. В этой связи справедливо замечание авторов научно-практического пособия Т.В. Аверьяновой и В.Ф. Статкуса, что профессионально подготовленные сотрудники экспертных подразделений, обеспечивающие применение специальных знаний при проведении процессуальных действий, являются важнейшими участниками судопроизводства, способными оказывать эффективное содействие состязающимся сторонам [1, с. 37].

Без помощи специалиста, привлекаемого для участия в производстве экспертизы, не обходятся ни на одной из стадий уголовного процесса. Поэтому, учитывая тенденции в гармонизации судопроизводства и потребности правоприменителя, необходимо обратить внимание на проблему соотношения объема специальных знаний у экс-

перта в области права, а у инициатора назначения экспертизы в области габитоскопии.

Исходя из специфики деятельности эксперта и следователя, объем их специальных знаний различен, однако качественная сторона специальных знаний при этом должна быть примерно одинаковой для того, чтобы пользоваться единой терминологией, понимать сущность и значение портретной экспертизы для целей процессуальной деятельности. Единого понимания требуют и такие категории, как предмет и задачи, свойства и качества объектов экспертизы, а также знание возможностей методики производства исследований.

Добиться осуществления единых подходов в получении различными субъектами судопроизводства одинакового объема и качества специальных знаний в области портретной экспертизы возможно в ходе изменения образовательных стандартов подготовки юристов-правоведов и корректировки соответствующих образовательных программам, а также за счет совершенствования учебной и правовой базы. Существенную роль в этом процессе может сыграть объединение усилий представителей практических органов и педагогического состава.

Опыт повышения эффективности учебного процесса имеется в Московском университете МВД России, в котором участвовал и автор. При этом направляемые на обучение сотрудники экспертных подразделений, ходе прохождения курсов повышения квалификации, изучали не только

№ 4 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

13

методики экспертизы, но и основные положения российского законодательства. Однако, за короткий срок обучения нельзя столкнуться со всем многообразием юридических ситуаций, в которые попадают эксперты-практики. В связи с этим следует расширять систему дополнительного профессионального образования за счет интерактивных образовательных курсов, где преподаватели и эксперты-практики могли бы участвовать в проведении занятий и решении дискуссионных вопросов.

Существенные пробелы выявлены у специалистов в сфере применения правовых норм участия эксперта в ходе производства тех или иных следственных действий, следующих за экспертизой. Здесь важным для эксперта является понимание сути соответствующих норм, которые определяют его правовой статус, обязывают выполнять те или иные действия или накладывают запреты, что необходимо для решения соответствующих задач.

В круг минимальных правовых знаний обязательно входят знания относительно правового статуса лиц, с которыми эксперт соприкасается при выполнении своих профессиональных обя-

занностей. В первую очередь это касается правового положения инициаторов назначения исследований. Особого внимания требует учет правового положения лиц, заинтересованных в результатах исследования. Наибольшую активность, как правило, проявляют защитники обвиняемых и представители сторон гражданского процесса, не в пользу которых могут быть сделаны выводы эксперта. Поэтому, иначе как правовыми механизмами, оградить эксперта от влияния заинтересованных лиц не представляется возможным.

Результаты проведенного исследования показали, что повысить уровень профессиональных знаний и навыков участников судебного процесса можно за счет дифференциации образовательных программ по уровню знаний, прохождения курсов подготовки и переподготовки, проведения аттестационных экзаменов, обеспечения развития интерактивного обучения специалистов.

Литература

1. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов : науч.-практич. пособие / под ред. Т.В. Аверьяновой, В.Ф. Статкуса. М.: Издательство Юрайт, 2011.

СТЕРЕОСКОПИЯ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

В.А. ГАЗИЗОВ

доцент кафедры экспертно-криминалистической деятельности Московского университета МВДРосиии, доцент Научная специальность: 12.00.12 — Криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность E-mail: vagaz48@rambler.ru

Со времен Евклида (III столетие до н.э.) человечество интересовалось, как люди воспринимают пространство и глубину. Леонардо да Винчи, более восемнадцати столетий спустя, в своих работах описал способность человеческого мозга создавать объемную картину увиденного. Позже появляется термин «стереоскопия». В 1838 г. профессор Лондонского

Королевского колледжа Чарльза Уитстона делает доклад о вопросах получения объемных изображений перед Королевским обществом в Лондоне. Доклад носил название «О некоторых поразительных и до сих пор не изученных явлениях бинокулярного видения». После изобретения фотографии в 1839 г. появились фотоаппараты с двумя объективами, предназначен-

14

Вестник Московского университета МВД России

№ 4/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.