Научная статья на тему 'Соотношение российского законодательства и Конституции Российской Федерации в части второго поколения прав человека (о культурных правах граждан России)'

Соотношение российского законодательства и Конституции Российской Федерации в части второго поколения прав человека (о культурных правах граждан России) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА / RIGHTS / СВОБОДЫ И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН / FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS OF CITIZENS / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / INSTITUTIONS OF CULTURE / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА / CULTURAL RIGHTS / ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / UNIVERSAL DECLARATION OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедева Ю.Н.

Культурные права человека занимают достаточно важное место не только в жизни собственно гражданина, его семьи, но и всего государства. Реализация культурных прав является показателем уровня жизни граждан в государстве.Cultural human rights take an important place in citizen’s life, his family and in the entire country. The implementation of cultural rights is an indicator of the quality of citizens’ life in the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение российского законодательства и Конституции Российской Федерации в части второго поколения прав человека (о культурных правах граждан России)»

УДК 340:342.7 Ю.Н. Лебедева, канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного, административного и финансового права

юридического факультета Хабаровского государственного университета экономики и права

СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (О КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ ГРАЖДАН РОССИИ)

Культурные права человека занимают достаточно важное место не только в жизни собственно гражданина, его семьи, но и всего государства. Реализация культурных прав является показателем уровня жизни граждан в государстве.

Ключевые слова: права, свободы и законные интересы граждан, правовое регулирование, учреждения культуры, культурные права, Всеобщая декларация прав человека.

Cultural human rights take an important place in citizen's life, his family and in the entire country. The implementation of cultural rights is an indicator of the quality of citizens' life in the state.

Keywords: rights, freedoms and legitimate interests of citizens, legal regulation, institutions of culture, cultural rights, Universal Declaration of Human Rights.

Права, свободы и законные интересы граждан относятся к разновидностям дозволения, составляя основу одного из важнейших способов правового регулирования - дозволительного, роль и значение которого в современном обществе многократно возрастает [1].

Культурные права были провозглашены в 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека и развиты в Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах в 1966 году.

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации, право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приобщение к культур-

ным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды.

Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет зако-

нодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры с учётом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.

В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере культуры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы (ст. 12, 48, 52 Основ законодательства о культуре).

Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским искусством и др., так как дети - показатель культуры государства.

Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, то есть введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений. Другое дело, что не во всех субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях есть возможность предоставить заниматься детям

бесплатно. Важным условием культурной жизни (свободы) является снятие существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих искусство, художественные направления и др. [2].

Если в ч. 1 и 2 ст. 44 Конституции говорится о правах, то в ч. 3 речь идёт об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию. Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев.

Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Доступность указанных объектов позволяет реализовать детям своё желание участвовать в культурной жизни общества.

15 мая 2014 г. вступил в силу Закон № 102-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Указанным Законом установлено, что лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право на бесплатное посещение музеев один раз в месяц. Лицам, обучающимся по основным профессио-

нальным образовательным программам, предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц.

Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом власти.

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1242 «О порядке бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет» установлено:

- день работы музея с бесплатным посещением для лиц, не достигших восемнадцати лет, определяется органами управления музея и доводится до сведения посетителей;

- информация о порядке бесплатного посещения музея лицами, не достигшими восемнадцати лет, размещается в доступных для посетителей зонах музейных зданий и в средствах массовой информации;

- в день, установленный для бесплатного посещения музея лицами, не достигшими восемнадцати лет, обслуживание других категорий посетителей осуществляется на общих основаниях.

В Российской Федерации гарантии осуществления культурных прав и свобод содержатся в следующих нормативных правовых актах: в Основах законодательства РФ о культуре от 9 сентября № 3612-1, Закон «О музейном фонде в музеях Российской Федерации» и др.

Не поддаётся однозначной интерпретации динамика роста расходов населения на культурную деятельность. Такие расходы возросли, но этот показатель следует воспринимать критически. С одной стороны, он в существенной степени ос-

нован на резком росте стоимости услуг культуры (в частности, за последние годы стоимость билетов музея возросла в 10 раз), с другой стороны, эти расходы резко отстают по динамике и объёму роста от других статей бюджета, в ряде случаев также возросших в 10 раз и более [3].

Российская Федерация расширяет возможности участия женщин и детей в различных областях культурной деятельности.

Деятельность государственной политики в сфере защиты интересов населения определяется в первую очередь конституционным правом граждан России на свободу творчества и участие в культурной жизни.

В разд. II законодательства РФ о культуре «Права и свободы человека в области культуры» выделяются следующие приоритеты:

- неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность;

- приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп;

- право на творчество;

- право на личную культурную самобытность;

- право на приобщение к культурным ценностям;

- право на гуманитарное и художественное образование;

- право собственности в области культуры;

- право создавать организации, учреждения, предприятия и общественные объединения в области культуры и др.

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В целях обеспечения общедоступности куль-

турной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны: поощрять, в том числе через налоговую и ценовую политику, деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремёслами; создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества); стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры, способствовать развитию их материально-технической базы; осуществлять бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости принимать долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры; способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры; осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищённым слоям и группам насе-

ления; публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Российская Федерация расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности; реализует положения принятой ООН Декларации прав ребёнка, учитывающие специфику ребёнка, занимающегося творческой деятельностью.

Нельзя не согласиться с авторами учебника «Права человека» в том, что степень реализации прав человека второго поколения в Российской Федерации не достигла удовлетворительного уровня. Однако достижение надлежащего уровня зависит не только от правовых факторов, но и от всей совокупности мер политического, экономического, социального, научного, медицинского характера [4].

Список использованных источников

1 Малько А. В. Права, свободы и законные интересы : проблемы юридического обеспечения /А. В. Малько, В. В. Субочев, А. М. Шериев. М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. 8 с.

2 Козлова Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. -4-изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2009. 249 с.

3 Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е. А. Лука-шева. М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. 195 с.

4 Права человека : учебник. - 2- изд., перераб. / отв. ред. Е. А. Лукашева. М. : Норма, 2009. 193 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.