Научная статья на тему 'Конституционные принципы государственной политики России в области культуры'

Конституционные принципы государственной политики России в области культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1559
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / STATE POLICY IN THE SPHERE OF CULTURE / ПРИНЦИП ПРОТЕКЦИОНИЗМА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ / THE PRINCIPLE OF PROTECTIONISM IN THE FIELD OF CULTURE / ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КУЛЬТУРЫ / THE DEVELOPMENT OF THE WORLD''S CULTURAL DIVERSITY / ПРИНЦИП РАВНОГО ДОСТОИНСТВА КУЛЬТУР / THE PRINCIPLE OF EQUAL DIGNITY OF CULTURES / РАЗВИТИЕ МИРОВОГО КУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ / SERVICE CULTURE ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубанова Марина Евгеньевна

В статье рассматриваются конституционно-правовые принципы государственной политики России в сфере культуры, проблемы их правовой регламентации и реализации: принцип обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на участие в культурной жизни; принцип сохранения всемирного культурного наследия; принцип разграничения компетенции между Федерацией и субъектами в сфере культуры; принцип протекционизма в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения; принцип общественного контроля за качеством оказания услуг организациями культуры; принцип открытости организаций культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Constitutional Principles of the State Policy of Russia in the Field of Culture

The article is devoted to the analysis of constitutional and legal principles of the state policy of Russia in the sphere of culture, the problems of legal regulation and implementation. The author reveals the content of such principles as the principle of ensuring and protecting the constitutional rights of citizens of the Russian Federation to participate in cultural life, the principle of conservation of world cultural heritage, the principle of delimitation of competencies between the Federation and subjects in the field of culture, the principle of protectionism in the field of culture in relation to the most economically and socially protected groups and populations, the principle of public control over the quality of service delivery organizations culture, openness to cultural institutions.

Текст научной работы на тему «Конституционные принципы государственной политики России в области культуры»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

М.Е. Рубанова

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются конституционно-правовые принципы государственной политики России в сфере культуры, проблемы их правовой регламентации и реализации: принцип обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на участие в культурной жизни; принцип сохранения всемирного культурного наследия; принцип разграничения компетенции между Федерацией и субъектами в сфере культуры; принцип протекционизма в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения; принцип общественного контроля за качеством оказания услуг организациями культуры; принцип открытости организаций культуры.

Ключевые слова: государственная политика в сфере культуры, принцип протекционизма в области культуры, оказание услуг организациями культуры, принцип равного достоинства культур, развитие мирового культурного многообразия.

1Л CD

? M.E. Rubanova

rn

0

f THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF THE STATE POLICY

1 OF RUSSIA IN THE FIELD OF CULTURE

s

J The article is devoted to the analysis of constitutional and legal principles of the state policy

■» of Russia in the sphere of culture, the problems of legal regulation and implementation. The

i author reveals the content of such principles as the principle of ensuring and protecting the

о

¥ constitutional rights of citizens of the Russian Federation to participate in cultural life, the

f principle of conservation of world cultural heritage, the principle of delimitation of competen-

i" cies between the Federation and subjects in the field of culture, the principle of protectionism

in the field of culture in relation to the most economically and socially protected groups and j populations, the principle of public control over the quality of service delivery organizations

Б culture, openness to cultural institutions.

™ Keywords: state policy in the sphere of culture, the principle of protectionism in the field of

g culture, service culture organizations, the principle of equal dignity of cultures, the develop-

ment of the world's cultural diversity.

*

и CD

0 га a га U

1 В современную эпоху глобализации проблемы сохранения и эффективного

I

J использования культурного наследия чрезвычайно актуальны. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы, они неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом.

© Рубанова Марина Евгеньевна, 2015

Кандидат юридических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и права (Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова); e-mail: mariru65@yandex.ru

Любое государство, стремящееся стать демократическим и правовым, должно гарантировать свободную культурную деятельность, создавать условия всестороннего культурного развития личности и различных общностей.

Право на участие в культурной жизни, наряду со свободой мысли и слова, свободой вероисповедания, признанием идеологического и политического плюрализма составляют духовные основы конституционного строя Российской Федерации. Конституция РФ и действующее законодательство регламентируют комплекс отношений между людьми, общественными объединениями и государством по поводу культурных и духовных благ.

Анализ положений федеральной Конституции и действующего законодательства позволяет выделить следующие основные (конституционные) принципы государственной политики Российской Федерации в сфере культуры.

К числу важнейших основ государственной политики России относится принцип обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. В системе конституционных прав право на участие в культурной жизни относится к разряду общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Общепризнанность прав человека означает, что «ни одно из конституционных прав, идет ли речь о правах человека или правах гражданина, не может быть изъято государством или ограничено в объеме без необходимых, четко обозначенных в федеральном законодательстве оснований, в частности в целях обеспечения безопасности общества, государства и самого человека»1. Права и свободы граждан — «это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства, независимости,

99 9

„суверенности »2.

Право на участие в культурной жизни, право пользования учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям получили признание и конституционное закрепление в ч. 2 ст. 44 Конституции РФ и составляют в настоящее время триаду конституционных культурных прав. Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры — неотъемлемое право каждого гражданина независимо от социального происхождения, пола, расы, национальности, языка, политических, религиозных или иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии, иных обстоятельств (ч. 2 ст. 19, ст. 44 Конституции РФ). Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотекам, музейным, архивным фондам, иным собраниям в области культурной деятельности.

Основным законом, регулирующим отношения граждан в сфере культурной жизни, являются Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 (в ред. от 21 июля 2014 г.)3. В них определено нормативное содержание конституционного права на участие в культурной жизни. В частности, его составляют следующие правомочия: право на творчество; право на личную культурную самобытность; право на приобщение к культурным ценностям; право на гуманитарное и художественное образование; право собственности в области культуры; право создавать организации, общественные объединения, учреждения и предприятия культуры; право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности; право на осуществление культурной деятель-

ности в зарубежных странах; право на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам.

Реализацией названного принципа на конституционном уровне созданы условия формирования единого культурного пространства, сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры, развития культурной самобытности каждой личности. В интересах международного согласия важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества.

В международно-правовой сфере действует широкий перечень правовых документов и норм, регламентирующих самые различные стороны культурной деятельности и культурной жизни. В ст. 26, 27 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 15 Пакта Организации Объединенных Наций об экономических, социальных и культурных правах признается право каждого человека на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и их практического применения, пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами4. Выполняя свои обязательства перед международным сообществом, России обеспечивает исполнение этих и других международных договоров.

Особое значение в регулировании отношений в сфере культурной жизни принадлежит также правовым актам, принятым Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. О заинтересованности Российской Федерации в развитии международного сотрудничества в сфере науки и культуры свидетельствуют межправительственные программы в данной сфере. а С 1995 г. было разработано и реализовано более 13 таких программ5. К сожалению, в настоящее время межправительственных программ в сфере культурного

LO

s сотрудничества Российской Федерации не принято.

| Осуществляя государственную политику в области культуры, Российская

Ï Федерация обеспечивает реализацию международных документов в этой сфере, | внося свой вклад в сохранение и развитие мирового культурного многообразия.

го

J К принципам государственной политики в сфере культуры, культурной жиз-

| ни относится принцип протекционизма (покровительства) в области культуры

| по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и

s

i" группам населения. Специальным субъектом участия в культурной жизни

° являются дети и молодежь. Именно этой категории лиц государство устанав-

« ливает дополнительные гарантии реализации права на участие в культурной

о

| жизни. В частности, можно заключить, что государство оказывает поддержку

0 театрам, ориентированным на культурное воспитание детей и юношества, что

1 свидетельствует о целенаправленной работе по привлечению в сферу культурной

0

° жизни молодых людей.

го

3 Например, о государственном приоритете в сфере предоставления гарантий на

1 участие в культурной жизни свидетельствует Постановление Правительства РФ | от 12 ноября 1999 г. № 1242 «О порядке бесплатного посещения музеев лицами,

не достигшими восемнадцати лет» (в ред. от 1 февраля 2005 г.)6. Указанное Постановление развивает положение, закрепленное ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, согласно которому лицам, не достигшим 18-ти лет, обеспечивается право на бесплатное посещение музеев один раз в месяц.

Российская Федерация гарантирует свой протекционизм (покровительство) 158 в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобыт-

ности малочисленных этнических общностей РФ (ст. 22 Основ законодательства РФ о культуре).

В сфере культурной политики России действует принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Этот принцип федерализма реализуется во всех сферах жизнедеятельности государства и сфера культуры — не исключение.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры; правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации; координация внешней политики в области культурного сотрудничества и др.7

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся (ст. 39 Основ законодательства РФ о культуре): сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения; организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации; создание и поддержка государственных музеев, организация и поддержка учреждений культуры и искусства на региональном уровне и т.д. с Право на участие в культурной жизни в конституциях (уставах) регламен- и тируется в разном объеме: одни субъекты Федерации полностью воспроизводят s нормы федеральной Конституции, другие — закрепляют указанное право лишь о

в

в общем виде. о

Реализация права граждан на участие в культурной жизни, создание условий, з обеспечивающих поддержку и развитие творческих инициатив населения как Р основы формирования единого социально-культурного пространства на регио- е

нальном уровне обеспечивается принятием соответствующих законов, программ 0

й

(концепций), направленных на сохранение культурных ценностей (например, р

Закон Архангельской области от 21 января 1999 г. «О политике в сфере куль- |

туры Архангельской области» (в ред. от 19 декабря 2013 г.)8, Закон Республики 0

Дагестан от 13 марта 2000 г. № 10 «О культуре» (в ред. от 30 декабря 2013 г.)9, К

Закон Московской области от 22 июля 2013 г. «О государственной политике в м

сфере культуры в Московской области» (в ред. от 25 декабря 2013 г.)10, и др.). I

В частности, в Законе Кабардино-Балкарской Республики от 10 августа 2001 г. ¡§

№ 80-РЗ №71-РЗ «О культуре» (в ред. от 10 декабря 2008 г.), помимо принципов 00

государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области куль- 2

туры (ст. 6), определены приоритетные направления развития культуры (ст. 5), к 5 которым относятся: а) возрождение, развитие и распространение национальной культуры народов Кабардино-Балкарской Республики; б) предоставление равных возможностей для развития культуры представителям разных народов; в) приобщение граждан к лучшим образцам российской, мировой культуры, классическим произведениям литературы и искусства; г) воспитание подрастающего

поколения на примерах лучших традиций национальной и мировой культур11. 159

В субъектах Федерации приняты специальные законы, определяющие отношения, возникающие в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территориях соответствующих субъектов Федерации.

Конституция РФ и российское законодательство гарантируют реализацию принципа равного достоинства культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей. Поскольку ст. 69 Конституции РФ закрепляет права коренных малочисленных народов России в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, на федеральном уровне и в субъектах Федерации действуют законы, направленные на поддержку недоминирующих этнических общностей в области культуры (например, Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ № 40-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (в ред. от 5 апреля 2009 г.)12, Закон Красноярского края от 1 июля 2003 г. № 7-1215 «Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края» (в ред. от 5 декабря 2013 г.)13, Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 ноября 2001 г. № 27-РЗ «О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике» (в ред. от 23 июня 2014 г.)14 и др.).

Коренным малочисленным народам гарантируется право сохранять и развивать родной язык, создавать общественные объединения, культурные центры и а свои национально-культурные автономии, получать и распространять информа-? цию на родном языке, создавать средства массовой информации, устанавливать 3 и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих | на территориях других субъектов РФ, а также за пределами территории Рос-I сийской Федерации и т.д.

1 Реализация государственной политики России в сфере культуры опирается на

го

| принцип общественного контроля за качеством оказания услуг организациями

| культуры. Этот принцип, получивший достаточно широкое распространение в

| сфере государственного управления, является в определенном смысле новым

2 для культурной области.

° В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесе-

£ нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по во-

| просам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями

0 в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования»

1 предусмотрена независимая оценка качества оказания услуг организациями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

° культуры15. Она проводится в целях предоставления гражданам информации о

го

3 качестве оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения

1 качества их деятельности. При этом в качестве критериев выступают открытость | и доступность информации об организации культуры; комфортность условий

предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры; удовлетворенность качеством оказания услуг.

С рассматриваемым принципом связан другой важный принцип деятельности организаций культуры, реализацию которого обеспечивает государство, — прин-

160

цип информационной открытости. Организации культуры обязаны обеспечить

доступность информации о структуре и органах управления, о видах предоставляемых организацией услуг, об их материально-техническом обеспечении и т.д. Указанная информация должна быть размещена в сети «Интернет» в соответствии с требованиями к ее содержанию и форме предоставления, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, принципы государственной политики России в сфере культуры опираются на основы конституционного строя (принципы плюрализма, федерализма), ориентированы на реализацию культурных прав индивидов и социальных общностей.

Тем самым на конституционном уровне созданы условия формирования единого культурного пространства, сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры, развития культурной самобытности каждой личности, выполнения международных обязательств России по сохранению культурного многообразия.

В целях духовного возрождения России органы государственной власти РФ, структуры гражданского общества должны осуществлять деятельность в области развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности. Обеспечение прав и свобод человека в области культуры предполагает установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры, федеральных и региональных государственных программ сохранения и развития культуры, создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации.

1 См.: Орлова О.В. Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе // Государство и право. 2008. № 7. С. 72.

2 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 256.

3 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615; Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3172; 2001. № 1, ч. 1, ст. 2; № 53, ч. 1, ст. 5030; 2002. № 52, ч. 1, ст. 5132; 2003. № 52, ч. 1, ст. 5038; 2004. № 35, ст. 3607; 2006. № 1, ст. 10; 2007. № 1, ч. 1, ст. 21; 2008. № 30, ч. 2, ст. 3616. 2009. № 52, ч. 1, ст. 6411; 2014. № 30, ч. 1, ст. 4257.

4 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17, ст. 291; Международное публичное право: сборник документов. М., 1996. Т. 1. С. 464-470.

5 См., например: Программа культурного и научного сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Советом Министров Республики Албании на 2007-2009 гг.; План культурного и научного сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики на 2009-2010 гг.; Программа научного и культурного сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства на 2010-2012 гг. и др. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 47, ст. 5702; 2005. № 7, ст. 560.

7 См. ст. 37 Основ законодательства РФ о культуре.

8 См.: Волна. 1999. 16 февр.

9 См.: Собрание законодательства Республики Дагестан. 2000. № 3, ст. 194; 2008. № 10, ст. 345; 2008. № 24, ст. 1037.

10 См.: Ежедневные новости. Подмосковье. 2013. 31 июля; 2014. 13 янв.

11 См.: Кабардино-Балкарская правда. 2001. 22 авг.; № 93-94. 2006. 26 апр.; № 95-97. 2007. 29 марта; № 65-66. 2008. 12 дек.

12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18, ст. 2208; 2004. № 35, ст. 3607; 2009. № 14, ст. 1575.

13 См.: Красноярский рабочий. 2003. 30 июля; Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. 9 июня; 2009. 29 дек.

14 См.: День Республики. 2001. 20 нояб.

15 См. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30, ч. 1, ст. 4257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.