Научная статья на тему 'Ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних'

Ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / JUVENILE JUSTICE / ЮВЕНАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / THE PRINCIPLES OF JUVENILE UP JUVENILE LAW / ПРИНЦИПЫ ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шахбанова Хадижат Магомедовна

Рассматривается ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних. Приводятся основные признаки ювенальных правоотношений.Discusses juvenile justice-as a means of protecting the rights and interests of minors. Lists the main features of juvenile law. To juvenile justice is not punishment per se, and the training of young people by reducing the harmful effects on children and adolescents, factors involving them in criminal proceedings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних»

УДК 343

Х.М. Шахбанова,

Дагестанский государственный институт народного хозяйства

Ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних

Дагестанский государственный институт народного хозяйства

В XIX веке с развитием идей гуманизма и свободного воспитания личности возникла мысль об учреждении особых специализированных судов, которые рассматривали бы дела о несовершеннолетних правонарушителях. В России под влиянием прогрессивных общественных сил в законодательство были внесены изменения, ориентированные на смягчение положения осужденных несовершеннолетних.

Выделим отличительные особенности ювенальных правоотношений:

- они возникают в процессе реализации прав и интересов ребенка, а также их защиты;

- их субъектом выступает несовершеннолетний;

Изучение ювенального права как комплексной отрасли предполагает рассмотрение следующих вопросов:

- порядка возникновения, изменения и прекращения ювеналь-ных правоотношений и правовых последствий;

- прав и обязанностей участников ювенальных правоотношений;

- правовых последствий нарушения субъектом своих обязанностей, запретов и ограничений;

- особого статуса ребенка и его правовой защиты.

Таким образом, ювенальное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере правового статуса ребенка, защиты его прав и законных интересов.

Вместе с тем, исследуя такой правовой феномен, как ювеналь-но-правовая политика, можно с уверенностью сказать, что, явля-

© Шахбанова Х.М., 2014

ХАДИЖАТ МАГОМЕДОВНА ШАХБАНОВА

преподаватель кафедры уголовного права Дагестанского государственного института народного хозяйства. Сфера научных интересов: формы воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях, реформирование уголовно-исполнительной системы. Автор 6 публикаций

Рассматривается ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних. Приводятся основные признаки ювенальных правоотношений.

Ключевые слова: ювенальная юстиция, ювенальные правоотношения, принципы юве-нального права, несовершеннолетние.

Discusses juvenile justice-as a means of protecting the rights and interests of minors. Lists the main features of juvenile law. To juvenile justice is not punishment per se, and the training of young people by reducing the harmful effects on children and adolescents, factors involving them in criminal proceedings.

Key words: juvenile justice, legal relations, the principles of juvenile up juvenile law, minors.

ясь разновидностью российской правовой политики, она имеет те же признаки, что и российская правовая политика.

В ст. 5 Декларации и плана действий «Мир, пригодный для жизни детей», утвержденных 27-й специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года, подчеркивается «приверженность делу создания мира, пригодного для жизни детей, в котором устойчивое развитие человека при наилучшем обеспечении интересов ребенка основывается на принципах демократии, равенства, недискриминации, мира и социальной справедливости, а также универсальности, неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека, включая право на развитие».

Принцип справедливости в ювенальном праве выражает сущность и предназначение юве-нально-правовых норм, в которых можно обозначить стремление к компромиссу между участниками правовых связей (с участием несовершеннолетних), а также достижение справедливого социального соответствия действий субъектов ювенальных правоотношений последствиям таких действий.

Одним из принципов прав человека является принцип гуманизма. По мнению И.И. Котляр, его сущность заключается в за-

боте о человеке, признании его как личности, его права на свободу, счастье, неприкосновенность, проявление этих способностей [3, с. 156.]

Принцип зашиты права проявляется в гарантиях защиты субъективных прав в судебном порядке на основании ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, согласно которому каждому (в том числе ребенку) гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Таким образом, принципы юве-нального права - общие начала, необходимые для построения системы норм ювенального права, оказывающих огромное влияние на его формирование в России. Система принципов ювенально-го права - это совокупность (комплекс) взаимообусловленных, универсальных, обеспечивающих взаимодействие друг с другом руководящих правовых норм, определяющих основные права и обязанности субъектов ювенальных правоотношений.

Можно сказать, что система ювенального права опирается на комплекс принципов, обладает структурой, характерной для нее и формируемой на сегодняшний день, определенными методами функционирования и развивается в соответствии с присущими ей закономерностями.

По мнению В.М. Сырых, правоотношения - это индивидуализи-

рованная связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданами и иными лицами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства[8, с. 312].

В целом можно сказать, что ювенальное правоотношение -это динамическая юридическая связь между субъектами юве-нального права относительно осуществления и защиты прав и законных интересов ребенка, выражающаяся через действительно существующие ювенальные права и обязанности, закрепляющие строго определенную меру поведения субъектов.

Для того чтобы возникло юве-нальное правоотношение, необходимо наличие трех оснований:

- нормы, служащей поводом для возникновения ювенального правоотношения;

- ювенальной правосубъектности;

- юридического факта, с которым норма права связывает возникновение ювенального правоотношения.

Выделим следующие особенности ювенального правоотношения:

- наличие или участие специального субъекта ювенального правоотношения (несовершеннолетнего);

- наделение других участников ювенальных правоотношений ювенальными правами и обязанностями, которые они могут реализовывать в границах юве-нальных правоотношений для осуществления и защиты прав ребенка;

- существование четко дифференцированной структуризации содержания ювенального правоотношения, включающей в себя его объект, субъект и содержание;

- участие государственного органа (если имеет место публично-правовой интерес) в ювеналь-ном правоотношении, наделенного властными полномочиями.

Разработка наукой ювеналь-ного права учения о ювенальном правоотношении имеет и прикладное значение, поскольку позволяет выделять особые знания, необходимые для юридически правильного применения норм ювенального права. Их организация и деятельность основывались на частной инициативе и общественной самодеятельности, в результате чего имелись недостатки, сказывалось отсутствие защитников, а также длительность рассмотрения дел. Суды были единичны и лишь в крупных городах. В остальных местностях дети «стояли» перед мировым и проходили всю длинную дорогу уголовного преследования. Несмотря на законодательные усовершенствования, к несовершеннолетним в общих судах применялись и заключение в тюрьму и в смирительный дом и др.

На сегодняшний день в России имеется целая группа государственных органов различного уровня, в компетенцию которых входят регулирование и разрешение вопросов социализации несовершеннолетних. В то же время основные проблемы в этой области - отсутствие взаимодействия между ними, нечеткость распределения компетенции в соответствии с ветвями и уровнями власти, дублирование и параллелизм в работе [5, с. 59]. Кроме того, существует огромный массив нормативных актов различных отраслей права, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с детством. Однако слабо представлена межотраслевая и межпредметная связь, что, в свою очередь, приводит к коллизиям, декларативности многих норм или их слабой реализации. Например, ст. 12 За-

кона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [2] гарантирует возможность лицам, не достигшим 18 лет, право бесплатного посещения музеев один раз в месяц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 года № 1242 «О порядке бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет» [6] определяет, например, что информация о порядке бесплатного посещения музея лицами, не достигшими 18 лет, размещается в доступных для посетителей зонах музейных зданий и в средствах массовой информации. Реализация этой нормы происходит крайне слабо.

Так, С.В. Яровая отмечает, что «приверженцами ювенальной юстиции становятся в первую очередь не юристы, а представители иных областей знания: врачи,

психологи, педагоги... В этом общественном процессе есть одна особенность - неюристы расширяют теоретическое и практическое пространство ювенальной юстиции, перенося акценты на соответствующие методико-психо-логические, социальные службы помощи детям и подросткам, забывая, что базовые правовые основы ее дея тельности должны разрабатываться профессионалами-юристами... и основное содержание данного понятия - это прежде всего правосудие и центральным его звеном является суд» [10, с. 9].

Однако осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних тесно связано с деятельностью специализированных органов и вспомогательных социально-психологических служб ювенального профиля, которые способствуют эффективности функционирования ювенальных судов «как до рассмотрения дела судом, так и после принятия им судебного решения» [7, с. 28].

Правовые и социальные основы ювенальной юстиции должны находиться в постоянном взаимодействии, так как они составляют механизм защиты прав ребенка. Под таким механизмом следует понимать систему социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав [1, с. 166].

Таким образом, в понятие «ювенальная юстиция» необходимо вкладывать как правовую, так и социальную основу, поскольку правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних, устанавливаются исходя из особенностей личности несовершеннолетнего, которые исследуются социальными работниками. Социальный работник, по сути, является помощником судьи: он исследует социальную ситуацию и особенности личности правонарушителя, а также вырабатывает индивидуальные программы реабилитации. В связи с этим можно говорить, что без привлечения к участию специалистов других служб и учреждений не может быть достигнута судом социальная насыщенность юве-нальной юстиции.

Необходимо отметить, что ювенальную юстицию отличают следующие специфические принципы, которых нет ни в одном институте права.

1. Преимущественно охранительная ориентация. Этот принцип специфичен, так как юве-нальная юстиция создавалась и действует до настоящего времени преимущественно как уголовное правосудие, задачи которого чаще ассоциируются с уголовным преследованием, обвинением, осуждением, наказанием, а не с приоритетной защитой тех, кто совершил преступление. Однако исторически суд по делам не-

совершеннолетних создавался как суд, решающий двуединую задачу, - защиты прав детей и подростков и уголовного преследования несовершеннолетних преступников [4, с. 28].

2. Социальная насыщенность. Суть этого принципа - в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности. Использование таких специальных знаний в западной правовой науке носит название «непрофессиональный элемент» [4, с. 29].

3. Максимальная индивидуализация судебного процесса. В центре судебного процесса находится личность несовершеннолетнего, и именно ей в первую очередь подчинена вся судебная процедура, включающая правила, отсутствующие в общем правосудии.

Так, концепция ювеналь-ной юстиции предусматривает, что судопроизводство по делам несовершеннолетних имеет неформальный характер, но это не совпадает с традиционными представлениями о строго регламентированной в законе процедуре. Законодательство и судебная практика тех стран, где функционируют суды для несовершеннолетних, оценивают такую правовую ситуацию как самую эффективную применительно к подросткам [4, с. 30].

Исходя из сказанного выше можно сделать вывод о том, что целью ювенальной юстиции является не наказание как таковое, а воспитание молодых людей посредством сокращения вред-

ного влияния на детей и подростков фактора вовлечения их в уголовное судопроизводство [9, с. 326].

Литература

1. Гробец В.Д. Права и свободы гражданина под охраной государства // Журнал российского права. 2002. № 9.

2. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. 1992. № 46.

3. Котляр И.И. Права человека: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. Минск: Тесей, 2010.

4. Кудрявцева Н.И. Ювенальная юстиция в России и Франции: Сравнительная характеристика: учеб.-метод. пособие для студентов юрид. фак. М.: Омега-Л, 2008.

5. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2008. № 2.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 года № 1242 «О порядке бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 47.

7. Предеина И.В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России М.: Юристъ. 2008.

8. Сырых В.М. Теория государства и права: учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007.

9. Ювенальное право: учеб. для вузов / под ред. А.В. Заряева, В.Д. Мал-кова. М.: Юстицинформ, 2005.

10. Яровая С.В. Ювенальные суды: за и против // Юрист. 2008. № 6.

По просьбе автора статьи «Психология понимания в контексте субъектного подхода» Т.В. Борзовой, опубликованной в №10 за 2014 год, редакция журнала сообщает, что эта публикация была подготовлена в рамках проекта №13-06-00526, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.