Научная статья на тему 'Соотношение российских наследственных фондов со смежными зарубежными правовыми категориями'

Соотношение российских наследственных фондов со смежными зарубежными правовыми категориями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1186
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ФОНД / ПРИЖИЗНЕННЫЙ НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ФОНД / ПОСМЕРТНЫЙ НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ФОНД / ТРАСТ / НАСЛЕДОДАТЕЛЬ / ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛИ / INHERITANCE FUND / LIFETIME INHERITANCE FUND / POSTHUMOUS INHERITANCE FUND / TRUST / TESTATOR / BENEFICIARIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вронская Мария Владимировна

Статья посвящена исследованию новеллы гражданского законодательства, российской науки и практики института наследственных правоотношений наследственного фонда. Цель провести сравнительно-правовое исследование зарубежной практики применения наследственных фондов и определить круг актуальных проблем, влияющих на эффективность реализации законодательных норм в сфере создания и осуществления наследственных фондов в России. Так, согласно отчету Федеральной налоговой службы России о состоянии и количестве зарегистрированных юридических лиц с момента вступления в силу законодательных положений о создании наследственных фондов (1 сентября 2018 г.) и по настоящее время общее число зарегистрированных наследственных фондов на всей территории РФ не превышает тридцати пяти. Методологическую основу исследования составляет сравнительно-правовой анализ, применение которого обусловлено тем, что в основе действительной реформы гражданского законодательства лежит преемственность положений стран общего права (Англия, США и проч.). В связи с этим для установления целей и смысла законодательных нововведений, посвященных наследственному фонду, выявления юридической сущности данной правовой категории, необходимо соотнести опыт зарубежных стран. На основе сравнительно-правового исследования были получены выводы о возможности имплементации зарубежного опыта: расширение видов наследственных фондов (создание прижизненных и семейных наследственных фондов); их создание посредством реорганизации, что повысит эффективность их правоприменения, создаст возможность конкурентоспособности с аналогичными конструкциями (доверительное управление, траст) в части сохранности и управления имуществом, удовлетворения интересов бенефециаров и выгодоприобретателей в сфере наследственных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratio of Russian inheritance funds to related foreign legal categories

The subject of this article is the study of the new for Russian science and practice institute of inheritance relations, the inheritance fund. The goal is to conduct a comparative legal study of the foreign practice of using inheritance funds and determine the range of urgent problems affecting the effectiveness of the implementation of legislative norms in the field of creation and implementation of inheritance funds in Russia. So, according to the report of the Federal Tax Service of Russia on the status and number of registered legal entities, from the moment the legislative provisions on the establishment of inheritance funds came into force (September 1, 2018), and to date, the total number of registered inheritance funds throughout RF does not exceed thirty-five. The methodological basis of the study is a comparative legal analysis, the application of which is based on the fact that the basis of the actual reform of civil law is the continuity of the provisions of common law countries (England, the USA, etc.), therefore, to establish the goals and meaning of -date innovations devoted to the inheritance fund, the identification of the legal nature of this legal category, it is necessary to correlate the experience of foreign countries. Based on a comparative legal study, conclusions were drawn about the possibility of implementing foreign experience: expanding the types of inheritance funds (creating lifetime and family inheritance funds), creating them through reorganization, which will increase their enforcement efficiency and create the possibility of competitiveness with similar constructions (trust management, trust) in terms of preservation and management of property, satisfaction of interests of beneficiaries and beneficiaries in the field of hereditary legal relationship

Текст научной работы на тему «Соотношение российских наследственных фондов со смежными зарубежными правовыми категориями»

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/108-119

УДК 34.096 М.В. Вронская

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Соотношение российских наследственных фондов со смежными зарубежными правовыми категориями

Статья посвящена исследованию новеллы гражданского законодательства, российской науки и практики института наследственных правоотношений - наследственного фонда. Цель - провести сравнительно-правовое исследование зарубежной практики применения наследственных фондов и определить круг актуальных проблем, влияющих на эффективность реализации законодательных норм в сфере создания и осуществления наследственных фондов в России. Так, согласно отчету Федеральной налоговой службы России о состоянии и количестве зарегистрированных юридических лиц с момента вступления в силу законодательных положений о создании наследственных фондов (1 сентября 2018 г.) и по настоящее время общее число зарегистрированных наследственных фондов на всей территории РФ не превышает тридцати пяти.

Методологическую основу исследования составляет сравнительно-правовой анализ, применение которого обусловлено тем, что в основе действительной реформы гражданского законодательства лежит преемственность положений стран общего права (Англия, США и проч.). В связи с этим для установления целей и смысла законодательных нововведений, посвященных наследственному фонду, выявления юридической сущности данной правовой категории, необходимо соотнести опыт зарубежных стран.

На основе сравнительно-правового исследования были получены выводы о возможности имплементации зарубежного опыта: расширение видов наследственных фондов (создание прижизненных и семейных наследственных фондов); их создание посредством реорганизации, что повысит эффективность их правоприменения, создаст возможность конкурентоспособности с аналогичными конструкциями (доверительное управление, траст) в части сохранности и управления имуществом, удовлетворения интересов бенефециаров и выгодоприобретателей в сфере наследственных правоотношений.

Ключевые слова и словосочетания: наследственный фонд, прижизненный наследственный фонд, посмертный наследственный фонд, траст, наследодатель, выгодоприобретатели.

Вронская Мария Владимировна - канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин; e-mail: m.vronskaya@mail.ru 108

M.V. Vronskaya

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

The ratio of Russian inheritance funds to related foreign legal categories

The subject of this article is the study of the new for Russian science and practice institute of inheritance relations, the inheritance fund. The goal is to conduct a comparative legal study of the foreign practice of using inheritance funds and determine the range of urgent problems affecting the effectiveness of the implementation of legislative norms in the field of creation and implementation of inheritance funds in Russia. So, according to the report of the Federal Tax Service of Russia on the status and number of registered legal entities, from the moment the legislative provisions on the establishment of inheritance funds came into force (September 1, 2018), and to date, the total number of registered inheritance funds throughout RF does not exceed thirty-five. The methodological basis of the study is a comparative legal analysis, the application of which is based on the fact that the basis of the actual reform of civil law is the continuity of the provisions of common law countries (England, the USA, etc.), therefore, to establish the goals and meaning of -date innovations devoted to the inheritance fund, the identification of the legal nature of this legal category, it is necessary to correlate the experience of foreign countries.

Based on a comparative legal study, conclusions were drawn about the possibility of implementing foreign experience: expanding the types of inheritance funds (creating lifetime and family inheritance funds), creating them through reorganization, which will increase their enforcement efficiency and create the possibility of competitiveness with similar constructions (trust management, trust) in terms of preservation and management of property, satisfaction of interests of beneficiaries and beneficiaries in the field of hereditary legal relationship.

Keywords: inheritance fund, lifetime inheritance fund, posthumous inheritance fund, trust, testator, beneficiaries.

Введение. В соответствии с п. 1 ст. 123.20-1 ГК РФ наследственный фонд (далее - НФ) - это фонд, который создается в законном порядке во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина на бессрочной основе либо в течение определенного срока в соответствии с условиями управления НФ [1].

НФ успешно функционируют за границей, в частности США и Европе, уже на протяжении века, а то и больше. Такие фонды получили широкое применение, что отразилось на их видовом разнообразии [2, с. 249]:

1) прижизненные НФ - это такой вид фондов, который учреждается наследодателем во время его жизни и продолжает функционировать после его смерти в соответствии с условиями, закрепленными в завещании;

2) посмертные НФ - вид фондов, который создается по воле наследодателя, выраженной в завещании, после того как он умирает.

109

Стоит добавить, что законодательства отдельных государств предоставляют возможность создания так называемых «семейных фондов». Такие фонды, как правило, создаются членами определенных семей и за счет общих средств. Семейные фонды обычно учреждаются во время жизни родственников, в то время как большая часть европейских и американских НФ созданы на средства, которые завещал наследодатель.

Как известно, приоритетной целью создания НФ является осуществление благотворительной деятельности. К примеру, они осуществляют финансирование общественных организаций, различных образовательных и здравоохранительных учреждений, направляют им средства на создание всевозможных благотворительных проектов, а также учреждают ежегодные премии.

В России создание прижизненных НФ и семейных НФ не предусмотрено: исключительно посмертные НФ могут быть образованы на территории РФ. Такое ограничение определённо не ставит в приоритет российские НФ в сравнении с зарубежными. К тому же осуществление благотворительности не является самоцелью учреждения отечественных НФ: это скорее второстепенная задача, чем основная цель.

Немецкое законодательство, в частности Гражданское уложение Германии (далее - ГГУ) [3], достаточно подробно регламентирует положения относительно создания НФ.

В соответствии с абз. 1 параграфа 80 ГГУ для того, чтобы учредить правоспособный НФ, необходимо совершить соответствующую сделку, а также получить разрешение от соответствующего органа власти земли, на территории которой НФ будет иметь свое местонахождение.

Согласно абз. 1 параграфа 81 ГГУ сделка по созданию НФ находится в прямой зависимости от того, когда он был учрежден - во время жизни завещателя либо после его смерти в соответствии с содержанием завещания. Если сделка по созданию НФ не содержит хотя бы одно из условий, при котором он может быть признан правоспособным, и вместе с тем наследодатель, не успевший ликвидировать возникшие противоречия с законом, умер, то очевидно должны применяться положения о НФ, который создается после смерти. Абз. 2 параграфа 81 ГГУ закрепляет за учредителем НФ право на отказ от сделки по созданию НФ до разрешения его учреждения. Стоит добавить, что если прошение о разрешении создать НФ уже подано в компетентный орган, то об отказе может быть заявлено только ему.

В законодательстве таких государств, как, например, Армения и Молдавия, присутствуют специальные нормы, регулирующие процесс создания и функционирования НФ, как прижизненных, так и посмертных. Более того, и в Армении, и Молдове есть отдельные законы, детально регулирующие процедуру создания, деятельности и ликвидации фондов, в том числе наследственных, чего нельзя сказать про Россию.

Статья 9 Закона Армении «О фондах» [4] содержит следующие причины создания НФ: учреждение учредителями; реорганизация существующего фонда либо фондов; преобразование некоммерческой организации. В свою очередь

110

российское законодательство предоставляет лишь исключительную из вышеназванных возможностей - только создание (учреждение) НФ.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 10 Закона Армении «О фондах» НФ создается: на основании решения учредителей после их собрания; на основании письменного решения одного лица, в связи с чем очевидны различия в соотношении с российскими НФ. Законодательство Армении допускает совместное создание НФ. Подобных норм нет в российском законодательстве, однако в контексте новелл наследственного законодательства в части выделения с 1 сентября 2019 г. института совместных завещаний супругов совершенствование законодательных положений посвященных НФ - вопрос времени.

Исходя из смысла п. 1 ст.11 Закона Армении «О фондах» напрашивается вывод о том, что НФ может быть создан и во время жизни учредителя, и на основании завещания после его смерти. В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона Армении «О фондах» свидетельство о наследстве, которое нотариус выдает исполнителю завещания, должно содержать обязательство по регистрации НФ от имени наследодателя по общему правилу в течение месяца (завещание может содержать другой временной отрезок).

Закон Армении «О фондах» специальным образом не регулирует создание и деятельность НФ, учрежденных при жизни, однако делает оговорку о том, что у НФ могут быть как потенциальные, так и фактические бенефициары.

Подобные армянским нормам об учреждении НФ правила о создании НФ имеются и в молдавском законодательстве, а конкретно в Законе Молдовы «О фондах» [5]. К примеру, ч.1 ст. 10 Закона Молдовы «О фондах» закрепляет возможность создания совместных НФ. В соответствии с данной нормой актом о создании НФ выступает решение (в том случае, если учредитель - одно лицо) либо договор (в том случае, если учредители - двое и более лиц). В качестве примера также можно привести норму, закрепляющую обязанность за исполнителем завещания по регистрации НФ именем завещателя в течение месяца после получения от нотариуса свидетельства о праве на наследство.

Несмотря на всё вышесказанное, в молдавском законодательстве правовая регламентация посмертных НФ значительно отличается от законодательного положения НФ, созданных при жизни. Например, ч. 4 ст. 10 Закона Молдовы «О фондах» содержит следующее правило: если НФ является посмертным, то законные наследники, а также кредиторы учредителя (либо учредителей) обладают такими же правами в отношении НФ, как и в отношении любого другого имущества, которое завещается.

В законодательных массивах многих европейских государств, например, Испании, Финляндии, Дании, Польши, Словакии, Чехии, Эстонии содержатся нормы, которые регулируют процедуру создания посмертных НФ.

В соответствии с Законом Испании «О фондах...» [6], а конкретно с ч. 1, 2 и 3 ст. 6 данного закона НФ вправе создавать физические лица, которые должны обладать общей дееспособностью (чтобы непосредственно осуществлять деятельность) и частной дееспособностью (для распоряжения имуществом и средствами, которые являются предметом дара и которые передаются при жизни

111

наследодателя либо будут переданы после его смерти), частные юридические лица, при этом имея полное согласие на это со стороны общего собрания либо собрания партнеров (для одних видов юридических лиц) либо согласие на это от управляющего органа (для других видов юридических лиц), а также государственные юридические лица. Стоит напомнить, в отечественных реалиях НФ могут учреждаться исключительно физическими лицами, что в очередной раз доказывает слабую проработку данной правовой конструкции в России.

Часть 1 статьи 7 Закона Испании «О фондах...» гласит, что НФ создается на основании особого акта, который носит название «inter vivos o mortis causa». Часть 2 данной статьи говорит о том, что НФ, учреждаемый актом «inter vivos» (или прижизненным актом), создается нотариусом на основании его акта, носящего открытый характер. Часть 3 данной статьи утверждает, что НФ, учреждаемый актом «mortis causa» (или актом в случае смерти), создается на основании завещания.

Интересно положение п. 3 ст. 2 Закона Испании «О фондах. », огранивающего образование НФ с целью получения доходов членами семьи наследодателя.

В Законе Финляндии «О фондах» [7], а конкретно в разделе 3, урегулирован процесс создания НФ после того, как учредитель умирает, на основании завещания последнего, причем большую роль в данной процедуре играет суд. В свою очередь в России учреждением НФ занимаются исключительно нотариусы.

Абзац 1 раздела 3а Закона Финляндии «О фондах» закрепляет обязанность за лицом, которое распоряжается имуществом покойного учредителя, не позднее трех месяцев уведомить о содержании завещания, предполагающего учреждение НФ, суд в соответствии с последним местом проживания наследодателя (если наследодатель проживал в Финляндии) либо Окружной суд города Хельсинки (если наследодатель не проживал в Финляндии). Впоследствии суд обязан уведомить об этом финское министерство юстиции.

Абзац 2 раздела 3 а Закона Финляндии «О фондах» содержит обязанность суда, осведомленного об указанном выше завещании, немедленно удостоверить факт согласия со стороны лица, которое было назначено завещателем, учредить НФ, исполнить волю последнего. Суд назначает другое лицо (либо других лиц) создать НФ в том случае, если указанное выше согласие не было дано либо указанное выше лицо не подошло для исполнения поручения завещателя.

Закон Дании «О фондах.» [8] устанавливает ограничения волеизъявления учредителя при образовании НФ во время жизни. В соответствии с абз. 1 и 2 ст. 7 данного закона положения, которые входят в учредительный акт и которые ставят в приоритет конкретную семью либо несколько семей в распределении имущества НФ, не обладают законной силой в своем содержании в том случае, если приоритетное право распространяется дальше поколения, которое живет в момент образования НФ, и простирается до следующего поколения. Всё вышесказанное касается и предоставления членам конкретной семьи либо нескольким семьям преимущественного права в занятии какой-то должности либо в получении вознаграждения за труд, пособий НФ, а также предприятия, по поводу функционирования которого НФ вправе принимать решения. Стоит добавить,

112

что вышеуказанный запрет не относится к занятию должности члена административного совета НФ. В российской правовой действительности подобные нормы не существуют.

В Польше также есть возможность учредить НФ как при жизни наследодателя, так и после его смерти (упоминание об этом содержится, к примеру, в п. 1 ст. 3 Закона Польши «О фондах» [9]). Во втором случае обычная процедура образования НФ не применяется.

Законодательство Словакии в сравнении с РФ весьма вариативно в способах созданиях НФ. Параграф 7 Закона Словакии «О фондах» [10] предусматривает учреждение НФ физическим лицом (физическими лицами) и юридическим лицом (юридическими лицами). НФ образуются в результате принятия соглашения (при нескольких учредителях) либо акта НФ (при одном учредителе). Причем НФ может быть создан и во время жизни учредителя (учредителей), и посмертно лицом, являющимся душеприказчиком по завещанию, в котором должны быть определены все необходимые положения устава НФ.

Пунктом 1 раздела 3 Закона Чехии «О фондах» [11] предусмотрено, что НФ может быть учрежден посредством составления письменного соглашения, которое заключается между учредителями НФ; учредительного устава в том случае, если учредителем НФ является одно лицо; завещания. В пункте 4 раздела 3 Закона Чехии «О фондах» есть норма о минимальном размере имущества НФ, которым он должен обладать как во время своего создания, так и во время всей своей последующей деятельности. Напомним, что российское законодательство не содержит подобное правило, без соблюдения которого невозможно учредить НФ. Итак, стоимость имущества НФ должна оцениваться в 500 000 чешских крон как в момент его учреждения, так и во время его функционирования.

Закон Эстонии «О фондах» [12], а конкретно п. 1 параграфа 5 также допускает учреждение НФ одним или несколькими лицами (как и во всех предыдущих примерах). Однако данный пункт содержит оговорку, которая не встречалась в законах других государств, о том, что НФ может быть создан либо на определенный срок, либо до достижения целей, определенных в уставе НФ, либо на не неопределённый срок. Кроме того, в соответствии с п. 1 параграфа 7 Закона Эстонии «О фондах» возможно создание как прижизненного, так и посмертного НФ. Основанием учреждения последнего служит завещание, которое должно быть удостоверено нотариусом и содержать решение о создании НФ.

Подводя промежуточные итоги сравнительно-правовому анализу опыта зарубежного законодательства в части создания НФ, сформулируем некоторые тезисы:

- наследственные фонды не являются новым правовым институтом в зарубежных странах: Германия, Армения, Молдова, Испания, Финляндия, Дания, Польша, Словакия, Чехия, Эстония и другие страны законодательно регламентируют учреждение прижизненных и посмертных НФ, а также семейных НФ физическими и юридическими лицами единолично либо совместно; формально закреплен порядок волеизъявления учредителя либо учредителей в уставе НФ, а также в завещании; определены особенности образования НФ; роли душепри-

113

казчиков (либо специально назначенных исполнителей завещания), нотариусов и судов в спорных и иных вопросах;

- в отличие от зарубежных стран, российский законодатель, опираясь на опыт, не спешит «многоножить» НФ и допускать их создание при жизни, семейные или совместные. Полагаем, законодатель также не придал значение возможности расширения применения НФ путем реорганизации другого фонда либо преобразования некоммерческой организации.

Говоря о целях и смысле законодательного введения в российский гражданский оборот наследственных фондов, чаще всего высказываются предположения о заимствовании англо-американской модели трастовых правоотношений. В то же время траст как правовая категория отличен от НФ, созданного как при жизни, так и после смерти учредителя. Траст - это не юридическое лицо в понимании конструкции российского юридического лица, однако его, как и НФ, часто используют в распоряжениях, связанных с наследственной массой. Траст представляет собой такой вид правоотношений, при которых его учредитель передает принадлежащие ему активы профессиональному трастовому управляющему, а последний в свою очередь обязуется управлять и распоряжаться переданным ему имуществом только в интересах выгодоприобретателей или для других особо установленных целей [13].

Трастовый наследственный фонд - это правовая форма, в рамках которой в соответствии с завещанием управляется имущественная масса собственника в интересах наследника. Такие правовые конструкции получили широкое применение в США, Великобритании, а также в иных странах, являющихся бывшими колониями Великобритании. Кроме того, трастовые формы нашли свое распространение в странах, имеющих континентальную систему права (к примеру, Лихтенштейн).

В соответствии с актом о фондах Великобритании [14] в трастовом фонде должен быть трастовый управляющий, отвечающий за безопасность имущества НФ и, соответственно, занимающийся его руководством. После смерти трастового учредителя его наследники, выступающие в качестве выгодоприобретателей, начинают получать каждый месяц денежные выплаты от трастового управляющего, что обеспечивает защищенность имущества учредителя от действий недобросовестных наследников.

Неоспоримым преимуществом траста является отсутствие любых претензий в отношении имущества в результате его обособления со стороны как наследников в соответствии с завещанием, так и наследников, обладающих обязательной наследственной долей. Также при помощи трастов обычно происходит оптимизация налогообложения. В качестве бенефициаров траста выступают выгодоприобретатели, формально не являющиеся собственниками имущества, коими являются законные наследники, а также наследники по завещанию, и по этой причине нет необходимости в уплате налога на наследство.

В таком государстве, как Лихтенштейн, схожей правовой конструкцией с трастом является так называемый семейный фонд. Законодательством этой страны детально урегулирована деятельность фондов самого разного типа.

114

В соответствии с Законом Лихтенштейна о фондах [15] фондом является юридическое лицо, наделяемое имуществом со стороны учредителя фонда для выполнения определенной цели, к примеру, для осуществления поддержки материального характера конкретной семьи либо ряда семей или для реализации функций, полезных для общества.

Подводя итоги, отметим, что разница в названиях, многообразие видов наследственных фондов (пожизненный, совместный, семейный и т.п.) не должны мешать уяснению того, что цели данной правовой конструкции во всех странах идентичны, они необходимы для защиты активов учредителя, а также для распределения наследственной массы в пользу конкретных лиц [16].

Существенные различия содержатся в сравнении двух, казалось бы, схожих по существу и целеполаганию, но имеющих отличную юридическую конструкцию институтов: наследственный фонд и траст:

1) НФ - это отдельная организация, ведущая свою деятельность от своего имени, в то время как траст - это письменное соглашение об управлении активами;

2) НФ в случаях, предусмотренных условиями управления НФ, опубликовывает отчеты об использовании своего имущества, а также в отношении НФ в некоторых случаях может проводиться аудит. Траст, представляя собой договор, вообще не может заниматься каким-либо видом деятельности, быть кому-либо подотчетным или выступать аудируемым субъектом;

3) управлением НФ занимаются специально созданные для этого органы. В рамках трастового соглашения никакие управленческие органы не учреждаются;

4) НФ отвечает по долгам наследодателя, в отличие от траста, не отвечающего по его долгам;

5) для создания НФ необходима его регистрация в государственных органах, а для учреждения траста достаточно заключить письменный трастовый договор;

6) НФ создается исключительно после того, как наследодатель умирает, а траст может быть учреждён и при жизни, и после его смерти;

7) при формировании имущества НФ правом собственности на него наделяется НФ как отдельный субъект правоотношений. В свою очередь в трасте правом собственности наделяется трастовый управляющий, но переданное имущество составляет отдельный фонд и не является собственностью управляющего. Речь здесь идет о так называемом расщепленном праве собственности - концепция, свойственная английскому правопониманию института собственности;

8) НФ ликвидируется исключительно в соответствии с судебным решением (по иску государственного органа, в связи с истечением срока или наступлением соответствующих условий), в то время как зарубежный траст прекращается в соответствии с требованием наследника о передаче ему имущества;

9) правовая природа трастов не соответствует правовой природе НФ (выгодоприобретатели трастов - это бенефициарные собственники, а для прав выгодоприобретателей НФ характерна обязательственная природа);

115

10) НФ как юридическое лицо обязан уплачивать соответствующие налоги и сборы, как и другие некоммерческие организации [17, с. 106];

11) НФ, исходя из его определения, может быть создан на бессрочной основе, однако траст во многих юрисдикциях является срочным (максимальный срок преимущественно составляет сто лет) [18];

12) трасты более вариативны, чем НФ (к примеру, частные трасты создаются в пользу какого-либо лица либо нескольких лиц, а благотворительным трастам присущ особый налоговый режим) [19].

Выводы. Подводя итог, стоит сказать следующее: наследственные фонды в том или ином виде широко распространены как в странах континентального права (Германия, Армения, Испания и других), так и в государствах англо-саксонской правовой семьи (Великобритания, США и другие), а потому появление подобной правовой категории в России было всего лишь вопросом времени.

Стоит отметить, что российский законодатель в сравнении с зарубежным значительно ограничил возможности по учреждению наследственных фондов на территории Российской Федерации. Помимо невозможности образования прижизненных и совместных наследственных фондов в России нельзя, что очевидно, учреждать семейные наследственные фонды. Кроме того, российские наследственные фонды могут быть созданы исключительно физическими лицами (юридические лица не вправе делать это) и только путем их непосредственного учреждения (невозможность образования наследственных фондов посредством, к примеру, реорганизации в ГК РФ отсутствует).

Становится понятным тот факт, что российское гражданское право в данной области не обладает той гибкостью и проработанностью, которую имеют зарубежные законы, посвященные фондам. Предоставление возможности по созданию прижизненных и совместных (в том числе, семейных) наследственных фондов, по учреждению наследственных фондов юридическими лицами, по образованию наследственных фондов посредством реорганизации других лиц - это минимум тех положений, которые отечественный законодатель должен интегрировать в ГК РФ для того, чтобы оценить возможный потенциал данного института в российском имущественном обороте.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.06.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.

2. Крашенников П.В. Наследственное право. - 2-е изд. - М.: Статут, 2017. 272 с.

3. Гражданское уложение Германии: закон ФРГ от 18.08.1896 (ред. от 31.03.2013) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=55851#08246822632999127.

4. О фондах: закон Республики Армения от 31.01.2003 №ЗР-516 (ред. от 24.05.2018) [Электронный ресурс] // База данных «Законодательство стран СНГ». URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=24877.

5. О фондах: закон Республики Молдова от 30.07.1999 №581-XIV (ред. от 16.03.2018) [Электронный ресурс] // База данных «Законодательство стран СНГ». URL: https://base. spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=3240.

116

6. О фондах и налоговом стимулировании частного участия в деятельности, имеющей всеобщее значение: закон Королевства Испания от 24.11.1994 № 30 [Электронный ресурс] // Cso-central.asia. URL: https://cso-central.asia/lib/books/10/pravovoe-regulirovanie-fondov-zarubezhnyj-opyt-2005.pdf

7. О фондах: закон Финляндской Республики от 05.04.1930 № 109 [Электронный ресурс] // Cso-central.asia. URL: https://cso-central.asia/lib/books/10/pravovoe-regulirovanie-fondov-zarubezhnyj-opyt-2005.pdf

8. О фондах и некоторых типах ассоциаций: закон Королевства Дания от 06.06.1984 № 300 [Электронный ресурс] // Cso-central.asia. URL: https://cso-central.asia/lib/books/10/pravovoe-regulirovanie-fondov-zarubezhnyj-opyt-2005.pdf

9. О фондах: закон Республики Польша от 06.04.1984 [Электронный ресурс] // Docplayer.ru. URL: https://docplayer.ru/37964066-Zakon-respubliki-polsha-ot-6-aprelya-1984-g-o-fondah.html.

10. О фондах: закон Национального Совета Республики Словакия от 22.05.1996 [Электронный ресурс] // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/ru/documents/ action/popup/id/14789.

11. О фондах и фондах поддержки: закон Республики Чехия от 03.09.1997 [Электронный ресурс] // Cso-central.asia. URL: https://cso-central.asia/lib/books/10/pravovoe-regulirovanie-fondov-zarubezhnyj-opyt-2005.pdf

12. О фондах: акт Эстонской Республики от 01.10.1996 [Электронный ресурс] // Cso-central.asia. URL: https://cso-central. asia/lib/books/10/pravovoe-regulirovanie-fondov-zarubezhnyj-opyt-2005.pdf

13. Конвенция о праве, применимом к доверительной собственности и ее последующем признании: принята 01.07.1985 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=INT&n=8641# 09848662747809609

14. Consolidated Fund Act 2007 // Legislation.gov.uk. URL: http://www.legislation.gov.uk/ uk-pga/2007/31 /section2.

15. Liechtenstein Company Law: Translation from the PGR update 1999. Bryan Jeeves. 2. Aufl. Vaduz: Liechtenstein-Verlag, 1999 // Icnl.org. URL: http://www.icnl.org/ re-search/library/files/Liechtenstein/liechcomp.pdf

16. Наследственный фонд или российский траст? [Электронный ресурс] // Адвокатская газета. URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/nasledstvennyy-fond-ili-rossiyskiy-trast/

17. Бисярина К.С. Наследственные фонды в законодательстве Российской Федерации // Эволюция российского права: сб. материалов XVI Междунар. науч. конф. молодых ученых и студентов / под ред. Л.Н. Берг. - Екатеринбург: ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», 2018. С. 105-107.

18. Траст по-русски. Как завещать состояние при помощи наследственного фонда [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/352073-trast-po-russki-kak-zaveshchat-sostoyanie-pri-pomoshchi-nasledstvennogo

19. Наследственные фонды vs завещательные трасты [Электронный ресурс] // Forward Legal. URL: http://forwardlegal.com/posts/nasledstvennye-fondy-vs-zaveshchatelnye-trasty/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транслитерация

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' pervaya: feder. zakon ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 01.06.2019) [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tant-Plyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2. Krashennikov P.V. Nasledstvennoe pravo. - 2-e izd. - M.: Statut, 2017. 272 p.

117

3. Grazhdanskoe ulozhenie Germanii: zakon FRG ot 18.08.1896 (red. ot 31.03.2013) [Elek-tronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=INT&n=55851#08246822632999127

4. O fondah: zakon Respubliki Armeniya ot 31.01.2003 №ZR-516 (red. ot 24.05.2018) [Elek-tronnyj resurs] // Baza dannyh «Zakonodatel'stvo stran SNG». URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=24877

5. O fondah: zakon Respubliki Moldova ot 30.07.1999 №581-XIV (red. ot 16.03.2018) [Elek-tronnyj resurs] // Baza dannyh «Zakonodatel'stvo stran SNG». URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3240

6. O fondah i nalogovom stimulirovanii chastnogo uchastiya v deyatel'nosti, imeyu-shchej vseobshchee znachenie: zakon Korolevstva Ispaniya ot 24.11.1994 № 30 [Elektronnyj resurs] // Cso-central.asia. URL: https://cso-central.asia/lib/books/10/pravovoe-regulirovanie-fondov-zarubezhnyj-opyt-2005.pdf

7. O fondah: zakon Finlyandskoj Respubliki ot 05.04.1930 № 109 [Elektronnyj re-surs] // Cso-central.asia. - URL: https://cso-central.asia/lib/books/10/pravovoe-regulirovanie-fondov-zarubezhnyj-opyt-2005.pdf

8. O fondah i nekotoryh tipah associacij: zakon Korolevstva Daniya ot 06.06.1984 № 300 // Cso-central.asia. URL : https://cso-central. asia/lib/books/10/pravovoe-regulirovanie-fondov-zarubezhnyj -opyt-2005.pdf

9. O fondah: zakon Respubliki Pol'sha ot 06.04.1984 [Elektronnyj resurs] // Docplayer.ru. URL: https://docplayer.ru/37964066-Zakon-respubliki-polsha-ot-6-aprelya-1984-g-o-fondah.html.

10. O fondah: zakon Nacional'nogo Soveta Respubliki Slovakiya ot 22.05.1996 [Elek-tronnyj resurs] // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/ru/documents/ ac-tion/popup/id/14789

11. O fondah i fondah podderzhki: zakon Respubliki CHekhiya ot 03.09.1997 [Elektron-nyj resurs] // Cso-central.asia. URL: https://cso-central.asia/lib/books/10/pravovoe-regulirovanie-fondov-zarubezhnyj-opyt-2005.pdf

12. O fondah: akt Estonskoj Respubliki ot 01.10.1996 [Elektronnyj resurs] // Cso-central.asia. URL: https://cso-central.asia/lib/books/10/pravovoe-regulirovanie-fondov-zarubezhnyj-opyt-2005.pdf

13. Konvenciya o prave, primenimom k doveritel'noj sobstvennosti i ee posleduyu-shchem priznanii: prinyata 01.07.1985 [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=8641#098486627478

09609

14. Consolidated Fund Act 2007 // Legislation.gov.uk. URL: http://www. legislation.gov.uk/ukpga/2007/31 /section2

15. Liechtenstein Company Law: Translation from the PGR update 1999. Bryan Jeeves. 2. Aufl. Vaduz: Liechtenstein-Verlag, 1999 [Electronic resources] // Icnl.org. URL: http://www.icnl.org/research/library/files/Liechtenstein/liechcomp.pdf

16. Nasledstvennyj fond ili rossijskij trast? [Elektronnyj resurs] // Advokat-skaya gazeta. URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/nasledstvennyy-fond-ili-rossiyskiy-trast/

17. Bisyarina K.S. Nasledstvennye fondy v zakonodatel'stve Rossijskoj Federacii // Evolyuciya rossijskogo prava: sb. materialov XVI Mezhdunar. nauch. konf. molodyh uchenyh i studen-tov / pod red. L.N. Berg. - Ekaterinburg: FGBOU VO «Ural'skij gosu-darstvennyj yuridi-cheskij universitet», 2018. S. 105-107.

18. Trast po-russki. Kak zaveshchat' sostoyanie pri pomoshchi nasledstvennogo fonda [Elektronnyj resurs] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/352073-trast-po-russki-kak-zaveshchat-sostoyanie-pri-pomoshchi-nasledstvennogo

118

19. Nasledstvennye fondy vs zaveshchatel'nye trasty // Forward Legal. URL: http://forwardlegal.com/posts/nasledstvennye-fondy-vs-zaveshchatelnye-trasty/

© М.В. Вронская, 2019

Для цитирования: Вронская М.В. Соотношение российских наследственных фондов со смежными зарубежными правовыми категориями // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11, № 4. С. 108-119.

For citation: Vronskaya M.V. The ratio of Russian inheritance funds to related foreign legal categories, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2019, Vol. 11, № 4, pp. 108-119.

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/108-119

Дата поступления: 01.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.