Куликов В.Ю.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ ДОГОВОРА В РАМКАХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ДОГОВОРА
Цель: Рассмотреть современные особенности реализации принципа свободы договора в рамках заключения наследственного договора, выявить по итогам проведенного исследования проблемные аспекты данного вопроса и сделать авторские выводы.
Методология: В статье были использованы логический, правовой, системный и сравнительно-аналитический методы научного исследования.
Результаты: В статье рассмотрены особенности применения принципа свободы договора в наследственном праве в современных условиях изменения наследственного законодательства в России путем введения нового вида наследственного правопреемства в виде наследственного договора. Раскрыты особенности свободы договора с позиции гражданского права, которые легли в основу договорной свободы в наследственном праве. Выявлены особенности свободы договора и характеристики наследственного договора в сравнении с другими похожими видами договора.
Новизна/оригинальность/ценность: Автором статьи представлены проблемные точки при введении наследственного договора в систему наследственного права. Сделан вывод о том, что свобода договора, будучи основой гражданского законодательства, имеет большое значение для системы наследственного правопреемства.
Ключевые слова: договор, наследственный договор, свобода договора, наследственное право, наследственное правопреемство.
Kulikov V.Yu.
FEATURES OF THE PRINCIPLE OF FREEDOM OF CONTRACT IN THE FRAMEWORK OF THE INHERITANCE CONTRACT
Purpose: To consider modern features of realization of the principle of freedom of contract in the framework of the conclusion of the hereditary contract and the results of the study to identify problematic aspects of the issue and make more of the findings of completed research.
Methodology: The article uses logical, legal, systemic and comparative-analytical methods of scientific research.
Results: The article the features of application of the principle of freedom of contract in inheritance law in modern conditions of change of the hereditary legislation in Russia by introduction of a new type of hereditary succession in the form of the hereditary contract are considered. The features of freedom of contract from the position of civil law, which formed the basis of contractual freedom in inheritance law, are disclosed. Features of freedom of contract and characteristics of the hereditary contract with other similar types of contract are revealed.
Novelty/originality/value: In conclusion, the author presents the problem points in the introduction of the inheritance contract in the system of inheritance law. It was also concluded that freedom of contract, being the basis of civil legislation, is no less and even more important for the system of hereditary succession.
Keywords: contract, inheritance contract, freedom of contract, inheritance law, hereditary succession.
В настоящее время в правовой литературе понятие свободы исследуется с различных точек зрения, в том числе в философии и теории права. При этом в цивилистической науке свобода рассматривается в связи с законодательным закреплением принципа свободы договора как главного для всей системы гражданского законодательства. Поэтому при рассмотрении свободы договора в наследственном праве, прежде всего, стоит опираться на нормы гражданского законодательства.
Главными мотивами закрепления принципа свободы договора в наследственном праве выступают свобода завещания и при определении диспозитивности правовых норм. Однако в связи с введением в законодательство о наследовании понятия наследственного договора принцип сво-
боды договора приобретает дополнительное значение. Стоит отметить, что наибольшее внимание понятию «свобода» в частном праве уделяется в научных работах философской и правовой направленности С.С. Алексеева [2].
В частях 1 и 2 статьи 6 Гражданского кодекса РФ речь идет о праве заключить договор, который не предусмотрен напрямую актами гражданского законодательства, однако соответствует общим принципам гражданского права. Кроме того, указывается право сторон регулировать в договоре, предусмотренном актами гражданского законодательства, дополнительные виды отношений, которые также не урегулированы актами.
В этой связи стоит отметить, что традиции понимания свободы договора были разработаны советским правоведением и на сегодняшний день
EURASIAN
> 4 (41) 2019 <
ADVOCACY
практически не включают какие-либо новшества, а потому и не вызывают интереса ученых. Вместе с тем наличие права сторон на отступление от положений законодательства, его содержание и пределы, а также введение новых видов договоров безусловно влекут за собой повышенный интерес к проблематике свободы договора, в частности в такой отрасли, как наследственное право [6, с. 455-465].
Относительно наследственного права можно выделить два отдельных направления научного исследования: свобода договора в соотношении со свободой завещания и отдельно договор как способ урегулирования наследственных правоотношений.
Отметим, что свобода завещания, согласно статьям 1119 и 1120 Гражданского кодекса РФ, выступает самостоятельным принципом, являющимся главным для всей системы наследственного права. В философском плане свобода завещания выступает в виде реализации принципа свободы воли как детерминанты поведения человека [5, с. 449-456].
Вместе с тем появление в законодательстве понятия наследственного договора ставит перед юристами новую задачу осмысления свободы договора, отличной от свободы завещания, но в то же время и смежной с ней. Так, наследственный договор в качестве основания наследственного правопреемства представляет собой соглашение между двумя сторонами, в соответствии с которым одна сторона (приобретатель) берет на себя обязательство выполнения по распоряжению второй стороны (отчуждателя) определенного действия имущественного или неимущественного характера и в момент его смерти получает право собственности на имущество отчуждателя, прописанное в договоре [8].
Рассмотрим основные характеристики наследственного договора для понимания отличия его от других видов договоров в гражданском праве, а значит и понимания специфичности свободы договора в наследственном правопреемстве.
Наследственный договор представляет собой документ, включающий в себя элементы завещания и дарения, при этом подразумевает включение и некоторых качественно новых положений.
В соответствии с нормами действующего гражданского законодательства российские граждане могут распоряжаться своим имуществом в случае смерти только путем составления завещания. В случае отсутствия завещания наследование необходимо осуществлять по закону, то есть в порядке очередности. Таким образом, здесь при-
сутствует принцип свободы при выборе способа передачи имущества наследодателя в случае его смерти [8].
В современном гражданском законодательстве содержится указание на два вида наследования: по закону и по завещанию. То есть существует необходимость внесения изменения в процедуру наследования посредством введения нового третьего института наследования и обновления тем самым существующих норм, которые установлены два десятилетия назад, особенно касающихся защиты гражданских прав пожилых людей, которые имеют необходимость в постоянном постороннем уходе [8].
Вместе с тем принцип свободы также предполагает право выбора. К примеру, на сегодняшний день в целях обеспечения себе достойной старости граждане преклонного возраста могут заключить договор пожизненной ренты на условиях пожизненного содержания с иждивением относительно имущества, которое принадлежит им на праве собственности. Указанные выше виды обязательств схожи между собой, потому что оба договора имеют целью передачу имущества одного лица в собственность другого лица за выполнение каких-либо распоряжений, которые предусмотрены в договоре [1, с. 260-264].
При подписании указанного договора с потенциальными наследниками наследодатель вправе возложить на них дополнительные обязанности имущественного или неимущественного характера. Такие обязанности могут быть как в пользу наследодателя, так и в пользу иных лиц, которые должны указываться наследодателем.
По наследственному договору право собственности на недвижимое имущество должно переходить к приобретателю напрямую после смерти отчуждателя. При этом от приобретателя не требуется совершение дополнительных действий, связанных с принятием наследства.
Этим рассматриваемый нами договор принципиально отличается от наследования по завещанию или по закону. Налицо расширение свободы и вариативности действий наследодателя в отношении своего имущества.
Согласно положениям наследственного договора, в отличие от договора дарения, право собственности на имущество не переходит к наследнику непосредственно после подписания договора, а может сохраняться за наследодателем до его смерти.
В данном случае защищен также владелец жилого помещения, который может оказаться совсем без жилья после подписания договора да-
ЕВРАЗИЙСКАЯ
> 4(41) 2019 <
АДВОКАТУРА
рения, и наследник, который получает гарантии на это жилое помещение после ухода из жизни владельца.
Наследодатель вправе прописать в договоре обязанность наследников предоставлять ему какие-либо материальные блага при его жизни, к примеру материальное обеспечение и уход.
В этом наследственный договор схож с договором пожизненного содержания с иждивением, однако стоит обратить внимание и на существенное различие.
Право собственности на недвижимость после подписания наследственного договора может сохраняться за его владельцем, а не переходить к плательщику ренты.
Если инициатором расторжения наследственного договора является наследодатель, то, в отличие от расторжения договора пожизненного содержания, ему необходимо возместить предполагавшимся наследникам понесенные ими убытки.
Кроме указанных выше особенностей, рассматриваемая форма договора дает возможность супругам совместно распоряжаться общим имуществом, то есть передавать не только непосредственно личное имущество одного из супругов, но и совместно нажитое имущество.
Таким образом, мы видим, что, как и в гражданском праве, принцип свободы в рамках наследственного правопреемства предполагает:
- свободу формы передачи имущества;
- вариативность (свободу) формы юридического оформления наследства;
- свободу выбора альтернативной формы передачи имущества (к примеру, договор ренты);
- вариативность выбора условий в рамках наследственного договора;
- возможность изменения условий договора или отказа от части из них.
В целом для стабильной и достаточно постоянной системы российского наследственного права такое основание наследования, как наследственный договор, является нетрадиционным, а потому введение его в Гражданский кодекс РФ было сопряжено с большим количеством дискуссий как среди ученых-цивилистов, так и среди практиков-юристов. Дадим анализ представленной в законе модели наследственного договора.
Во-первых, тот объем правового регулирования, который представлен в законе, некоторые ученые считают недостаточным. Специфические особенности наследственного договора и практически полное отсутствие в науке частного права каких-либо научных исследований по сущности
наследственного договора влечет за собой необходимость установления более точного детального нормативно-правового регулирования [4, с. 6-9].
Во-вторых, дискуссионным считался вопрос о лицах, которые могут принимать участие в наследственном договоре. Так, согласно закону, наследодатель вправе заключить наследственный договор с любым лицом, которое призывается к наследованию [7], таким образом, возникает вопрос об участии недееспособных лиц в качестве одной из сторон договора, ведь они также могут призываться к наследованию. В том случае, когда договор регламентирует переход прав не к лицу, с которым заключается договор, а к другому - третьему - лицу, не до конца понятно, в качестве кого будет выступать это лицо. Стороной в договоре оно не является, но относится к лицам, участвующим в договоре.
В-третьих, достаточно спорным моментом выступает допустимость наследственных договоров под условие. Так, в законе прописано, что последствия, которые предусмотрены наследственным договором, могут находиться в зависимости от обстоятельств, зависящих от воли одной из сторон [9].
Подобная формулировка может привести к заключению наследственных договоров с размытыми, неточными условиями, что повлечет за собой неисполнение воли наследодателя вследствие односторонних действий другой стороны. То есть данное положение входит в противоречие с действием законодательства о запрещении сделки под условием.
В-четвертых, в законопроекте изначально присутствовало положение о возможности наследодателю совершать сделки после заключения наследственного договора, что входит в противоречие с тем, что завещание признается недействующим в части, которая противоречит наследственному договору [3].
Вместе с тем последняя редакция Гражданского кодекса в статье 1140.1 регламентирует указанные недочеты и недоработки, что позволяет использовать данное основание наследственного правопреемства на практике. И уже практическое применение данных норм покажет, какие недоработки и недочеты необходимо будет отрегулировать внесением изменений или включением новых уточняющих норм.
Таким образом, можно сделать вывод, что свобода договора, будучи основой гражданского законодательства, имеет не меньшее и даже все большее значение для системы наследственного правопреемства. С позиции данного принципа
EURASIAN
4 (41) 2019
ADVOCACY
наследование предполагает свободу выбора формы и юридического оформления передачи имущества при наследовании, свободу заключения, к примеру, договора ренты или наследственного договора или же вовсе не заключение какого-либо договора, а действие в соответствии с законом.
Кроме того, введение наследственного договора в наследственное законодательство предусматривает некоторое расширение принципа свободы в сравнении с наследованием только по закону или по завещанию, поскольку договор предусматривает большую вариативность и возможность изменения условий договора, в том числе со стороны действий третьих лиц.
Пристатейный библиографический список
1. Горина Н.В. Наследственный договор - третий вид наследования в гражданском праве России: быть или не быть? // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2018. № 2 (43). С. 260-264.
2. Григорьева М.А. Понятие свободы в российском гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
3. Димова А.Ю. Наследственный договор как новое основание наследования // Регулирование гражданско-правовых, финансовых и трудовых отношений в Восточной Сибири: материалы круглого стола. Иркутск, 2016.
4. Матвеев И.В. Наследственный договор: зарубежный опыт и перспективы появления в гражданском праве Российской Федерации // Российская юстиция. 2015. № 1. С. 6-9.
5. Печеный О.П. К вопросу о принципах наследственного права // Гражданское право: вызовы времени: материалы международной науч. конференции, посвященной юбилею д-ра юрид. наук, проф. А.Г. Ди-денко. Алматы, 3 октября 2014 г. / отв. ред. Н.В. Уварова. Алматы: Изд-во Каспийского общественного ун-та, 2015. C. 449-456.
6. Печеный О.П. Свобода договора в наследственном праве: сборник статей / Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина. М., 2016. С. 455-465. (Анализ современного права).
7. Смирнов С.В. Aктуальные вопросы совершенствования наследственного права // Нотариальный вестник. 2015. № 11.
8. Гаркуша И.В., Егорова A.M. Новый правовой институт в сфере наследования в России // Теория и практика современной науки. 2016. № 5 (11). С. 230-235.
9. Совместное завещание и наследственный договор. Новые способы поделить имущество [Электронный ресурс]. URL: https://www.eg-online.ru/article/377081/.
References (transliterated)
1. Gorina N.V. Nasledstvenny"j dogovor - tretij vid nasledovaniya v grazhdanskom prave Rossii: by"t" ili ne by"t"? // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradsk-ogo instituta biznesa. 2018. № 2 (43). S. 260-264.
2. Grigor"eva M.A. Ponyatie svobody" v rossijskom grazhdanskom prave: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2004.
3. Dimova A.Yu. Nasledstvenny"j dogovor kak novoe osnovanie nasledovaniya // Regulirovanie grazhdansko-pravovy"x, finansovy"x i trudovy"x otnoshenij v Vostoch-noj Sibiri: materialy" kruglogo stola. Irkutsk, 2016.
4. Matveev I.V. Nasledstvenny"j dogovor: zarubezhny"j opy"t i perspektivy" poyavleniya v grazhdanskom prave Rossijskoj Federacii // Rossijskaya yusticiya. 2015. № 1. S. 6-9.
5. Pecheny"j O.P. K voprosu o principax nasledstven-nogo prava // Grazhdanskoe pravo: vy"zovy" vremeni: materialy" mezhdunarodnoj nauch. konferencii, posvyas-hhennoj yubileyu d-ra yurid. nauk, prof. A.G. Didenko. Almaty", 3 oktyabrya 2014 g. / otv. red. N.V. Uvarova. Almaty": Izd-vo Kaspijskogo obshhestvennogo un-ta, 2015. C. 449-456.
6. Pecheny"j O.P. Svoboda dogovora v nasledstven-nom prave: sbornik statej / Moskovskij gosudarstvenny"j yuridicheskij universitet imeni O.E. Kutafina. M., 2016. S. 455-465. (Analiz sovremennogo prava).
7. Smirnov S.V. Aktual"ny"e voprosy" sovershenst-vovaniya nasledstvennogo prava // Notarial"ny"j vestnik. 2015. № 11.
8. Garkusha I.V., Egorova A.M. Novy"j pravovoj institut v sfere nasledovaniya v Rossii // Teoriya i praktika sovremennoj nauki. 2016. № 5 (11). S. 230-235.
9. Sovmestnoe zaveshhanie i nasledstvenny"j dogovor. Novy"e sposoby" podelit" imushhestvo [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.eg-online.ru/article/377081/.
'щр/штшш
мтетагш" птещш
[email protected] +7-917-40-61-340