ществительное honeycomb приобретает в рассматриваемом контексте следующее окказиональное переносное значение «honeycomb - a city whose architecture resembles the construction of honeycombs».
Таким образом, можно сказать, что формирование переносных значений сложных слов N+N происходит за счет обращения к концепту, определяющему исходное значение сложного слова, информации, передаваемой контекстом, и действия когнитивных механизмов «концептуальная метафора» и «развитие». Изучение метафорического использования сложных слов позволило выявить натуроморфную концептуальную метафору. Это объясняется тем, что сложные слова N+N называют, прежде всего, предметы реальной действительности и отношения между ними.
Примечания
1 См.: Песина, С. А. Полисемия в когнитивном аспекте : монография. СПб., 2005.
2 См.: Степанова, С.Ю. Словотворчество как нестандартная морфемная сочетаемость // Актуальные проблемы семантики, лингвистической типологии и лингводидактики : материалы науч. конф. М., 1998. С. 98-101.
3 См.: Lakoff, G. Metaphors We Live By / G. La-koff, M. Johnson. Chicago, 1980.
4 См.: Шепелева, Д. А. Когнитивные аспекты семантики сложного слова «существительное + существительное» в современном английском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2008.
5 См.: Longman Dictionary of English Language and Culture. Barcelona, 1992. С. 74.
6 Там же. С. 1495.
7 См.: Longman Dictionary of Contemporary English. Longman Group Ltd., 1995. С. 127.
8 См.: Webster’s Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language. N.-Y., 1996. С. 917.
Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).
Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 179-181.
М. В. Коновалова
СООТНОШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ КОГЕРЕТИЗАЦИИ, ЭВОКАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ
Рассматривается вопрос соотношения познавательного процесса когеретизации с процессами эвокации коммуникации в рамках определённого типа дискурса. В качестве примера выбран виртуальный медиадискурс, являющийся наиболее показательным с точки зрения реализации названных процессов.
Ключевые слова: когеретизация, эвокация, коммуникация, медиадискурс, виртуальность, реальность, информационное пространство.
Соотношение процессов когеретизации, эвокации и коммуникации необходимо рассматривать на примере динамически изменяющейся дискурсивной системы. В качестве типа дискурса, имеющего все возможности для демонстрации названных процессов, нами был избран медиадискурс, реализованный в виртуальном интернет-пространстве. Наиболее показательными в избранном типе дискурса являются коммуникативные процессы, в которых находят своё отражение различные познавательные процессы, их неотъемлемые свойства и характеристики.
Понимание коммуникации в лингвистической научной традиции восходит к коммуникативной теории Сепира-Уорфа о языковой и культурной детерминации процессов познания и социализации человека в обществе. Важность языка и коммуникации для процесса познания окружающей действительности, систематизации знаний о мире и социального структурирования человеческого общества и социализации индивида была неоспоримо доказана положениями указанной теории. Много позже, с развитием техники и возникновением устройств, способных аккумулировать нако-
пленные человечеством знания о мире и виртуально моделировать представления о нём, возникла т. н. виртуальная реальность, воплощённая в Интернете. Коммуникативные процессы, протекающие в виртуальном пространстве, предоставляющем огромные возможности и инструментарий для метакоммуникации или фиксирования устной и письменной речи в небывалых до этого объёмах. Визуализация коммуникации, наличие метаинструментария и разработанной теоретической научной базы для осмысления коммуникативных процессов и явлений, позволила соотнести коммуникацию и процесс познания.
Когеретизация - это один из познавательных процессов, предполагающий формирование целостного образа явлений или предметов. Наряду с процессами концептуализации и категоризации он отвечает за синтез полученных и систематизированных знаний человека о явлениях и предметах окружающей действительности, а также «встраиваемость» в имеющуюся у индивида концептуальную картину мира. Современное понимание концептуальной картины мира в рамках теоретических положений когнитивной лингвистики позволяет объяснить наличие различных философских и социологических трактовок картин мира различных типов: философской, научной, этнической и др. Создание концепта, их совокупная систематизация делает возможным формирование целостной концептуальной картины мира. Потенциальная вариативность готовой ментальной конструкции предполагает наличие завершённой концептуальной базы для мыслительных процессов, позволяющей формировать мобильную, способную к развитию и динамике систему мировоззрения.
Формирование мировоззрения в виртуальной среде происходит в соответствии с процессами познания, но оперативными единицами знания становятся концепты, возникшие в виртуальном информационном пространстве или имеющие некие виртуальные смысловые составляющие, не всегда соответствующие предметам и явлениям реальности. Настоящая особенность способствует тому, что в виртуальном информационном пространстве создаётся свой особый мир, отдельная объективно существующая реальность, позволяющая индивидам, так или иначе находящимся в ней, создавать общества различной величины. В информационном пространстве в целом складывается особый психический тип общества,
имеющий свой способ развития, свои свойства и свой способ существования, который, по Дюркгейму, представляет собой коллективное сознание. И способ ориентации в информационном пространстве напрямую зависит от совокупного коллективного сознания, от тех когнитивных концептуальных областей, которые представлены в нём.
Процесс коммуникации представляет собой неоднозначное явление и рассматривается исследователями по-разному. В коммуникологии коммуникация представлена как процесс общения [3. С. 278], в коммуникативистике - процесс передачи информации от отправителя к получателю, подразделяется в зависимости от характеристик коммуникантов [2. С. 68]. Представители коммуникативно-прагматического подхода считают коммуникацию целенаправленным процессом, деятельностью, средством которой является речь, а знаковой формой организации - текст. В зависимости от того, каким образом и с участием каких единиц знания сформировано мировоззрение индивида или индивидов, организуется и протекает коммуникация в виртуальном информационном пространстве. Ориентация в совокупном массиве текстов и дискурсов происходит относительно концептуальной картины мира коммуникантов, и процесс коммуникации выстраивается также в соответствии с имеющимися единицами знаний, наполняя содержанием и структурируя речевые акты.
Согласно теории речевых актов, существуют три разновидности коммуникации, которые находят своё воплощение также и в виртуальном пространстве - локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты. Коммуникативная среда, в которой осуществляются перечисленные виды речевых актов, накладывает свой отпечаток и определяет особенности выполнения коммуникативных действий. В локутивном акте, воспроизводящем речь в виртуальном информационном пространстве, предполагающем предпочтение печатной, цифрокодированной или аудио-, видеофикси-рованной речи для удобства хранения и передачи информации, может отсутствовать один из структурных слоёв языкового оформления речи - фонетический, грамматический (в спонтанной речи), семантический (при недостатке необходимой информации или противоречивости концептуальной картины мира). В иллокутивном акте может меняться коммуникативная цель высказывания в зависимости от «пере-
мещения» коммуникантов в информационном пространстве относительно виртуально организованной информации. Это происходит при так называемом «сёрфинге» в Интернете, когда пользователь и его коммуникативный партнёр перемещается по сайтам, содержащим не только различную информацию (контент), но и представляющим различные способы её ау-диальной, визуальной, текстовой организации. Перлокутивные речевые акты приобретают особую значимость в условиях Интернета, поскольку обилие информации в замкнутом виртуальном пространстве, так или иначе, предполагает наличие интенции автора дискурса и сознательного воздействия на реципиента с целью получения определённой реакции.
В результате коммуникативного процесса в виртуальном информационном пространстве возникают различные дискурсы, тексты, которые сохраняются довольно продолжительное время, доступны множеству реципиентов и могут изменяться ими даже в том случае, если они не принимали непосредственного участия в коммуникации продуцентов дискурса или текста. Эта особенность Интернета объясняется быстрым массовым доступом к информации, мобильностью и пластичностью структуры создаваемых виртуальных дискурсов и текстов, что делает их весьма показательным исследовательским материалом для лингвоэво-кационных исследований.
А. А. Чувакин полагает, что текст существует и «живёт» в коммуникативном пространстве, благодаря тому, что с ним происходят изменения в зависимости от описанных выше процессов [6. С. 84]. Согласно лингвоэвока-ционной теории, разработанной А. А. Чува-киным, эвокация является одним из уровней коммуникативной деятельности коммуникантов, реализующей репрезентативную функцию языка. Благодаря эвокации передаётся преобразовательный характер продукта эвокации (дискурса или текста) по отношению к действительности и к другим текстам, связанным с исходным посредством различных коммуникативных связей [6. С. 84]. В процессе виртуальной коммуникации происходит насыщение дискурсов и текстов эвокационными сигнала-
ми [4. С. 361], посредством которых устанавливаются не столько межтекстовые, сколько дискурсивные связи, пронизывающие и организующие весь массив тематически, коммуникационно, логически и семантически связанных текстов. В результате коммуникативного эвокационного взаимодействия формируется не только определённый корпус дискурсов и текстов, но и само информационное пространство. Актуализация междискурсивных и меж-текстовых связей позволяет собрать в единое целое виртуальный коммуникационный процесс, создаёт предпосылки для воссоздания отражённой в речевых произведениях концептуальной картины коммуникантов и заимствования целостных концептов для заполнения мировоззренческих лакун готовыми единицами знаний.
Список литературы
1. Болдырев, Н. Н. О метаязыке когнитивной лингвистики : концепт как единица знания // Когнитивные исследования языка. Вып. IX. Взаимодействие когнитивных и языковых структур. М. : Тамбов, 2011. С. 23-32.
2. Землянова, Л. М. Коммуникативистика и средства информации : (Англо-русский толковый словарь концепций и терминов). М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. 416 с.
3. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике. Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2012. 818 с.
4. Левенко, А. О. «Диалог» текстов в коммуникативном пространстве : лингвоэвока-ционный аспект // Культура и текст. Барнаул, 2011. № 12. С. 361-365.
5. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа : Внешние расширения человека / пер. с англ.
В. Николаева ; заключ. ст. М. Вавилова. М. : Жуковский : Канон-пресс-Ц : Кучково поле, 2003. 464 с.
6. Новые возможности лингвоэвокацион-ных исследований / Т. Н. Василенко, Ю. В. Ож-мегова, Е. А. Савочкина [и др.] // Сиб. филол. журн. Новосибирск, 2007. № 3. С. 83-95.