УДК 81-112.2
М.В. Коновалова
ЭВОКАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В МЕДИАДИСКУРСЕ
Статья посвящена изучению процесса эвокационного моделирования в медиадискурсе. Рассматриваются особенности медиадискурса с позиции эвокационного моделирования, определяются компоненты эвокации и описывается модель распространения новостной информации. Целью статьи является исследование возможности эвокационного моделирования в медиадискурсе на примере виртуально распространяемой информации.
Ключевые слова: эвокация, эвокационное моделирование, коммуникация, медиадискурс.
Прежде чем приступить к описанию процесса эвокативного моделирования фрагментов действительности в современном медиадискурсе, необходимо рассмотреть особенности коммуникативного процесса в виртуальном пространстве. Медиадискурс, воплощенный в Интернете в различных видах публицистических произведений, представляет совокупность различных текстов и дискурсов, создаваемых в процессе виртуальной коммуникации. Виртуальный медиадискурс имеет все признаки и черты публицистического дискурса. Все тексты и дискурсы, продуцируемые Интернет-медиа, публицистами, пользователями социальных сетей и блогов, так или иначе касаются социальной тематики. Исследователи в области стилистики и публицистики (Г.Я. Солганик, Л.Г. Кайда, О.П. Березкина, В.И. Заботкина, Г.Н. Немец и др.) отмечают, что публицистические речевые произведения обращены к многочисленным реципиентам, массовой аудитории в том или ином составе, и поэтому так или иначе раскрывают социально значимую тематику, которая может быть понятна, близка и интересна массовой аудитории. Вопросы частного характера, биографические сведения и факты частной жизни в социальных сетях рассматриваются в общем, социальном контексте, и чаще выражают отношение к действительности авторов виртуальных публицистических произведений.
Именно массовая доступность речевых произведений в виртуальном пространстве превращает виртуальный публицистический дискурс в медиа-дискурс. Создать и разместить текст в Интернете любой пользователь может исключительно при помощи специальных сайтов и инструментов, позволяющих создавать устную и письменную речь в публичном пространстве, одновременно доступную неограниченному множеству реципиентов. Интернет предоставляет возможность последующей правки, изменения текста, быстрого создания целого корпуса вторичных текстов на различных языках при помощи гипертекстовых ссылок, копи-
рования, продолжения сюжетных линий и развития тем, онлайн-обсуждений с множеством участников. Мысль, воплощенная в публичном пространстве, получает свое продолжение во множестве форм, приобретает смысловые оттенки и дополнительные контекстуальные значения. Таким образом, функционируя в насыщенном информационном поле виртуальных масс-медиа, тематически и формально коррелируя с публицистическими текстами и дискурсами пользователей Интернета, виртуальный публицистический дискурс приобретает все специфические признаки медиадискурса и становится его неотъемлемой частью.
Е.А. Кожемякин дефинирует медиадискурс как тематически сфокусированную, социокультурно-обусловленную речемыслительную деятельность в масс-медийном пространстве [Кожемякин 2010 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/masso-vaya-kommunikatsiya-i-mediadiskurs-k-metodologii-issledovaniya]. Публицистические тексты, попадая в виртуальное пространство, переходят в категорию медийных. В коммуникативных процессах, протекающих в виртуальном пространстве, происходит взаимодействие и взаимовлияние текстов друг на друга, соединение их в отдельный корпус речевых произведений, обладающих ярко выраженными специфическими признаками и характеристиками. Одной из основных черт медиадискур-са является производство в процессе виртуальной коммуникации новых концептов, дополнение и расширение смыслов, оценок, образов и новых способов трансляции полученных знаний на массовую Интернет-аудиторию. В медиадискурсе происходит преобразование фактологической информации в концепты, смыслы, образы, оценки, суждения, фреймы, алгоритмы поведения и т.д.; происходит жанровая, стилистическая, формальная конвертация концептуального содержания в зависимости от ожиданий реципиентов и их привычек получения информации. Е.А. Кожемякин отмечает, что в медиадискурсе осуществляется сращение
информации различного типа или производство особого знания, функционирующего только в публичном виртуальном пространстве.
Еще одним важным наблюдением Е.А. Кожемякина является представление массовой коммуникации в качестве системы взаимосвязанных элементов, а не просто упорядоченных единиц. При ближайшем рассмотрении обозначенного явления возникает когерентный, органично взаимосвязанный и упорядоченный медиадискурс, объединяющий разнообразные типы текстов, дискурсов, образов, смыслов в единую концептуальную картину мира, отраженную в виртуальном пространстве. Отношения между высказываниями и текстами в медиадискурсе можно условно разделить на механические, связывающие речевые произведения по формальным признакам: условиями и особенностями коммуникативной ситуации, интенцией коммуникантов, социальной, политической, экономической ситуацией, отраженной в текстах, учетом особенностей целевой аудитории и т.п.; и когерентные, т.е. способствующие объединению всего корпуса высказываний, текстов, дискурсов, визуальных образов и их рядов в целостный медиадискурс посредством образования смыслов, создания концептов и дополнения их новыми характеристиками обозначаемых предметов.
Особенности структуры медиадискурса отражаются на способе моделирования сообщений коммуникантами. При создании сообщения автор (коммуникатор, адресант, говорящий, «отправитель») создает сообщение с учетом образа потенциальной целевой аудитории, а значит, сначала создает его и, исходя из возможных потребностей реципиентов сообщаемой информации, моделирует сообщение. В отличие от печатного публицистического дискурса, в котором автор приближается к абсолютному адресанту сообщения, не имеющему возможности изменить текст в процессе коммуникации с читателями, виртуальный медиа-дискурс создает и корректирует сообщения в зависимости от запросов, интенций реципиентов. Образ предполагаемого адресата медийных сообщений содержит несколько параметров, которые в общих чертах моделируют целевую аудиторию:
1) предполагаемые потребности реципиентов;
2) приблизительный размер аудитории, исчисляемый рейтингами;
3) вероятная оценка продолжительности воздействия речевого произведения;
4) возможные последствия и ожидаемая реакция аудитории;
5) целенаправленное формирование мнений, вкусов, предпочтений целевой аудитории (например, реклама товаров или предвыборная агитация) -так называемый тат81геат1^.
Следуя логике медиадискурса, адресант выстраивает сообщение, преобразуя предназначенную для передачи информацию соответственно перечисленным параметрам. Информация преобразуется в коммуникацию, адресант становится субъектом коммуникативной деятельности, сообщение - средством доставки информации, реципиенты - объектами. Медиадискурсивное пространство, составленное из множества высказываний, публицистических текстов, становится средой передачи смыслов, средой их формирования и функционирования. Информация в медиадискурсе представляет реальный мир и формирует определенную картину мира, где концепты замещают предметы объективно существующей действительности. М.Л. Макаров [Макаров 2003: 252] рассматривает коммуникацию в качестве деятельности, обеспечивающей верификацию репрезентаций информации, и ее трансляцию между индивидами. Медиадискурс предоставляет такую смысловую среду, где когнитивно отраженная реальность или, точнее, воспринятые коммуникантами некоторые свойства реальных объектов воплощаются при помощи концептов. Концептуальная картина мира медиадискурса, объединяющая представленные в речевых произведениях единицы информации, позволяет не только запечатлеть реальный мир, но и преобразовать полученную информацию в соответствии с намерениями коммуникантов. Таким образом, могут быть выработаны различные типы концептов - сценарии, фреймы, алгоритмы поведения, которые обеспечат лучшую ориентацию в реальной или социальной действительности.
Еще одним важным свойством медиадискур-са является способность т.н. активации смыслов, когда вроде бы очевидные свойства реальных предметов и явлений до конца не осознаны, не сопоставлены с уже сформированными концептами и не встроены в имеющуюся картину мира. Осознать и наиболее полно отразить отдельно взятые свойства реального объекта возможно лишь в случае смыслового «подкрепления» их во взаимосвязи и сопоставлении с информацией, имеющейся у индивида и находящейся в медийном информационном пространстве. Интерпретативность поступающих единиц информации может быть облегчена и осложнена связанной с ними смысловой, конно-тативной базой. В то же время интерпретация кон-
цептуальной информации в медиадискурсе может быть осложнена использованием концептов, не отражающих свойства, объекты или предметы реального мира, но содержащие сведения об объектах, отношениях, смыслах, существующих исключительно в информационном пространстве. Более того, многие медийные отрасли целенаправленно работают на создание образов, которые схематизируют, упрощают или добавляют имеющиеся у большинства реципиентов концепты. Схематизация концепта - это уменьшение его содержания для получения возможности сочетания с уже существующими концептами медийного информационного пространства. Часто подобные операции необходимы для встраивания полученных концептов в медийное информационное пространство, отражающее реальную действительность в усеченном, сильно измененном виде.
Создание образа фрагмента действительности в информационном пространстве раскрывает некий аспект медийной коммуникации, касающийся реализации коммуникантами потребности быстрого обмена информацией в медийном пространстве. Медийное пространство в любом проявлении ориентировано на быстроту, доступность и универсальность восприятия информации. Создание эвокационных цепочек текстов и дискурсов на определенную актуальную тематику лучше всего воплощается именно в медийном информационном пространстве. Эвокационные цепочки речевых произведений предусматривают отражение фрагмента действительности в текстах и дискурсах различных публицистических жанров. Отражаемая реальность формируется в них в виде концептов, выстроенных согласно требованиям и особенностям жанров и стилей. Актуальная информационная повестка дня задает тематику речевых произведений, их характеристики, жанры. Одна и та же новость, сообщающая о каком-либо событии, явлении, объекте, может быть многократно преобразована во множестве текстов. Фактическая информация остается прежней - топографические, временные, событийные, количественные и качественные данные. Структура новости остается стандартной - может быть сформулирована попривыч-ной формуле «что, где, когда, почему и как», добавляется фоновая информация, те или иные подробности, оценочные суждения автора или экспертов в затронутой темой отрасли - все зависит от жанра, стиля автора или источника информации.
Доступность большой пользовательской аудитории размещенных в Интернете публицисти-
ческих текстов и дискурсов способствует тому, что любой коммуникативный процесс в виртуальном пространстве порождает корпус текстов различных стилей, жанров и тематик. Получая информацию о событии в реальном мире в виде кратко сформулированной новости, пользователи Интернета (ме-диапрофессионалы и простые пользователи) порождают целый ряд текстов и дискурсов, объединенных одной тематикой. Благодаря инструментам поисковых систем (Google, Яндекс, Rambler и т.д.) весь массив создаваемых онлайн-текстов автоматически сортируется по темам (заголовки новостей), источникам (сайты), авторам, языкам и прочим параметрам, в зависимости от запросов пользователей. Новостная информация появляется практически одновременно в различных текстах в различных языковых сегментах Интернета, например, новость «Скандал в Польше: глава МИД раскритиковал отношения Варшавы и Вашингтона» (Вести, 24.06.14) по данным Google на день выхода была отражена в 225 текстах в русскоязычном сегменте Интернета. Для сравнения в англоязычном (Великобритания, США) сегменте Интернета та же новость "Tapescandal: 'Polish-America-nallianceworthless' saysforeignminister" (Renews.pi -Jun 22, 2014) распространяется в 414 текстах на момент появления информации в виртуальном пространстве. График Google показывает увеличение интереса к ресурсам и его спад, а значит, и увеличение количества текстов и дискурсов, содержащих рассматриваемую новостную информацию (рис.):
Рис. График интереса читателей к новостным ресурсам в Интернете Источник: метрика Google. Контрольные точки публикаций:
A - "Tapes Said to Reveal Polish Minister Disparaging US Ties" New York Times - 22 июня 2014 B - "Poland's president says US still an important ally" Watertown Public Opinion - 23 июня 2014 C - "Poland leak: RadekSikorski scorns 'worthless' US ties" The Guardian Nigeria - 23 июня 2014
D - "Polish MPs ridicule Cameron's 'stupid propaganda' aimed at Eurosceptics"
The Guardian - 24 июня 2014.
График фиксирует появление новости данной тематики последовательно в нескольких временных и пространственных точках медиадискур-са. Временные рамки: появление новости 22 июня 2014-го г., увеличение публикаций и уменьшение количества ресурсов, подхватывающих и развивающих тему в текстах и дискурсах до 24 июня 2014-го г. В начале распространения сведений о событии в информационном поле массмедиа наблюдается волнообразно увеличивающийся интерес к теме к 17:00 22 июня до ста источников, потом следует спад, и снова тема появляется в заголовках медийных Интернет-источников к 9:00 следующего дня, количество которых стремится к двумстам. Далее интерес падает практически до нуля и постепенно исчезает совсем 24 июня 2014 г.
В целом график демонстрирует типичный для медиадискурса сценарий распространения отдельного вида информации - новостной. На примере данного жанра рассмотрим эвокационное моделирование тематических цепочек текстов в ме-диадискурсе. При описании эвокационного моделирования учитывается зависимость формирования моделей от типа дискурса. Медиадискурс характерен для информационного пространства мас-смедиа, в котором создается определенное тематическое поле [Кожемякин 2010 URL: http://cyber-leninka.ru/artide/n/massovaya-kommunikatsiya-i-me-diadiskurs-k-metodologii-issledovaniya], порождающее неограниченное количество текстов на заданную тематику. При попадании новостного сообщения в информационное пространство медиади-скурса присутствующие в нем постоянно авторы и ресурсы тут же продуцируют тексты по заданной тематике. Среди ресурсов, распространяющих информацию на заданную тему, первыми создают тексты соответствующих жанров информационные агентства, крупные издания, Интернет-газеты, официальные пресс-службы (если тема непосредственно касается деятельности представляемых ими организаций или персон). Вторыми развивают тему блоггеры, комментаторы, специализированные форумы, пользователи социальных сетей, фото- и видеохостингов.
Разнообразие жанров, стилей, авторских особенностей и технических характеристик создаваемых речевых произведений едва ли можно описать в рамках статьи, но проследить основные эво-кационные тенденции представляется возможным. Е. Кожемякин определяет медиадискурс как тематически сфокусированую, социокультурно обуслов-
ленную речемыслительную деятельность в масс-медийном пространстве [Кожемякин 2010 URL: http://discourseanalysis.org/st20.html]. Сфокусированность на теме является основной чертой медиа-дискурса и определяет его эвокационную составляющую. Эвокационное воздействие осуществляется не столько через прочтение и восприятие авторских речевых произведений, сколько через создание собственных, но на заданную медиапро-странством тематику. Первичные продуценты речевых произведений (профессиональные авторы, новостные агентства и Интернет-издания) создают их по определенным шаблонам, с учетом политики издания и авторского стиля, под определенный общественный заказ и социальные потребности. Вторичное распространение темы т.н. «непрофессиональными» пользователями, представителями гражданской журналистики осуществляется при помощи инструментария виртуального общения. Написание текстов происходит практически одновременно с первичной подачей новостного сообщения, и распространение озвученной в медиади-скурсе тематики быстро осуществляется по всему виртуальному пространству, где присутствуют возможности для текстовой обработки и презентации информации пользователям.
Раскрытие темы, актуальной в медиади-скурсе в определенный момент времени, чаще всего задает и виртуальные пространственные рамки для ее распространения. Редакционная политика ресурсов изначально закладывает некоторые параметры отбора актуальных тем из новостной повестки дня, но дальнейшее развитие тема получает в темарематических цепочках текста, но подобная реализация тем требует отдельного рассмотрения.
Список литературы
Болдырев Н.Н. О метаязыке когнитивной лингвистики: концепт как единица знания // Когнитивные исследования языка. Вып. IX. Взаимодействие когнитивных и языковых структур. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С. 23-32.
Вензер С.И. Эвокационное моделирование речевого жанра (на материале брачных объявлений) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб., 2007. № 37. С. 28-31.
Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования //
Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12. Т. 6. С. 13-22. URL: http://cyber-leninka.ru/article/n/massovaya-kommunikatsiya-i-me-diadiskurs-k-metodologii-issledovaniya
Макаров М.Л. Основы теории дискурса: монография. М.: ИТДКГ «Гнозис», 2003.
Чувакин А.А. Текст и его отношение к действительности и текстам // Основы теории текста. Барнаул, 2003.
М.V. Konovalova EVOCATIVE MODELING IN THE MEDIA DISCOURSE
The article presents the results of the theoretical research of evocative approach. The research is aimed at the possibility of the evocative modeling in the media discourse.
The research is conducted in the field of cognitive linguistics, communicative linguistics and communication studies. Purpose of research is to determine the possibility of evocative modeling correlated to the traditional communication model in the media discourse. We also deal with the evocative characteristics research of each of the aspects as well as the evocative components description from the perspective of communicative process in the virtual discourse.
The evocative modeling in the media discourse is carried out in the following way: there are same speech or casual topic-comment relation of semas which are determined by the evocation. In the evocative process it is divided into contextual and peripheral semas, and common and distinctive features of it are defined.
Ending of evocation means the product of evocation is synthesized. The product further becomes coherent and is changed according to certain features of the conceptual, genre and other systems of discourse. Primary producers of speech products (professional authors, news agencies and online publications) create them in certain patterns, policy-based publications and the author's style, according to a certain social order and social needs. Redistribution of these speech products in virtuality is realized by the "unprofessional" users, who represent the civic journalism which is carried out by means of virtual communication tools. Writing texts with the primary news posts and distribution of them in media discourse articulate the themes and rhemes. These products are quickly carried throughout the virtual space, where there are opportunities for word processing and presentation of information to users.
Key words: evocation, evocative modeling, communication, media discourse.