Научная статья на тему 'Когеретизация и познавательный процесс'

Когеретизация и познавательный процесс Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
170
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОГЕРЕТИЗАЦИЯ / КОНЦЕПТ-АЛГОРИТМ / КОНЦЕПТ-ОБРАЗЕЦ / COGNITIVE PROCESS / COHERENCE / CONCEPT-ALGORITHM / CONCEPT-MODEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коновалова Мария Владимировна

Статья посвящена рассмотрению когеретизации как познавательного процесса, а также установлению типов концептов, участвующих в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coherence and Cognitive Process

This article is devoted to the issue of coherence formation as a cognitive process, the types of concepts involved in this process.

Текст научной работы на тему «Когеретизация и познавательный процесс»

знания в современной лингвистике. М., 2008. С. 4-14.

12. Лебедев, С. А. Уровни научного знания // Вопр. философии. 2010. № 1. С. 62-75.

13. Лебедев, С. А. Философия науки. М., 2007. 731 с.

14. Лебедев, С. А. Философия науки : краткая энцикл. (основные направления, концепции, категории). М., 2008. 692 с.

15. Лекторский, В. А. Диалектика рефлективного и нерефлективного в познании // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983. С. 3-6.

16. Паршин, П. Б. Теоретические перевороты и методологический мятеж в лингвистике XX века // Вопр. языкознания. 1996. № 3. С. 19-42.

17. Ростова, А. Н. Метатекст как форма экпликации метаязыкового сознания. Томск, 2000. 194 с.

18. Соловьева, Н. В. Особенности рефлексивно-оценочной деятельности автора в научных текстах // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2009. С. 47-53.

19. Степин, В. С. Наука и философия // Вопр. философии. 2010. № 8. С. 58-75.

20. Степин, В. С. Теоретическое знание // Теоретическое знание. М., 2000. С. 703-714.

21. Фролов, И. Т. На пути к единой науке о человеке // Природа. 1995. № 8. С. 62-71.

22. Фрумкина, Р. М. Самосознание лингвистики - вчера и завтра // Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1999. Т. 58, № 4. С. 28-38.

23. Чернявская, В. Е. Нетолерантность в науке, или Когда научное открытие становится несвоевременным // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2008. С. 78-88.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322).

Филология. Искусствоведение. Вып. 84. С. 49-52.

М. В. Коновалова КОГЕРЕТИЗАЦИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Статья посвящена рассмотрению когеретизации как познавательного процесса, а также установлению типов концептов, участвующих в данном процессе.

Ключевые слова: познавательный процесс, когеретизация, концепт-алгоритм, концепт-образец.

Познание виртуального мира начинается с выделения объектов, предметов, выявления их свойств, характеристик, связей между ними и закономерностей взаимодействия. Многие исследователи ограничиваются определением объектов познания как таковых, анализ же сводится к описанию их характеристик и свойств. Однако целостное, когерентное понимание мира включает не только отражение, концептуализацию и категоризацию предметов, но также и установление связей, закономерностей динамических изменений отражаемых объектов, их взаимодействия и взаимного воздействия (эвокация, переход при непосредственном рассмотрении). Необходимым условием целостного восприятия мира,

виртуального или реального, является осознание места воспринимающего в его структуре -в качестве субъекта познания или его объекта.

Н. Н. Болдырев выделяет концептуализацию и категоризацию в качестве основных познавательных процессов [1. С. 25]. Е. И. Голованова, акцентируя внимание на категоризации, исключительную ценность понятия «категория» видит в том, «что оно позволяет свести бесконечное разнообразие человеческих ощущений и объективное многообразие форм материи и форм ее движения в определенные рубрики» [2. С. 15]. Справедливо было бы добавить к этому процесс осознания человеком себя в качестве составляющей картины мира, а также учесть становление взаимных связей,

зависимостей и воздействие выделенных и осмысленных объектов познаваемого мира как элементов когерентного отражения виртуальной или реальной действительности.

Когерентность представляет собой средство выражения целостности какого-либо объекта (в данном случае - отражаемой картины мира). Целостность - это особое свойство наблюдаемого объекта, позволяющее ему сохранять специфические свойства и характеристики при взаимодействии с другими объектами, устанавливать связи с ними при помощи сходных черт и оказывать воздействие на основе установленных взаимосвязей. Таким образом, само существование такого явления, как целостность (и средства выражения его в объекте отражения), позволяет сделать предположение относительно существования познавательного процесса, отвечающего за формирование целостного восприятия действительности. Когерентность как средство выражения целостности в воспринимаемом объекте может выступать в качестве характеристики этого познавательного процесса и отражать его протекание. Если условно назвать этот процесс ко-геретизацией единиц знания как результатов процесса познания, то наряду с концептуализацией и категоризацией его следует относить к основным процессам, значимым для формирования адекватной картины мира.

Когеретизация представляет собой познавательный процесс, преобразующий единицы знания, полученные в результате концептуализации, в целостные ментальные конструкции. Это один из процессов концептуализации мира, предполагающий многоуровневый синтез накопленных и кон-цептуализованных знаний по определенным критериям, включающий помимо совокупной репрезентации свойств отраженного предмета многократную верификацию полученного знания и соотнесение его с уже имеющимися базовыми конструктами. Верификация и соотнесение с базовыми концептами позволяет сделать когерентные концептуальные структуры основополагающими при познании мира, сформировать необходимый целостный базис знаний и представлений о мире, позволяющий иметь систематизированный и структурированный опыт.

Для понимания места процесса когеретиза-ции в общем процессе концептуализации мира необходимо рассмотреть логику концептуального подхода в исследованиях. Н. Н. Болдырев

отмечает, что концептуализация как познавательный процесс предназначена для накопления, дополнения, расширения знаний о мире, а также для формирования единиц с новым концептуальным содержанием при помощи языковых средств с целью передачи полученного концепта адресатам в процессе коммуникации [1. С. 25]. Ученый разделяет данные цели и соответственно им выделяет два типа концептов, подлежащих когнитивному анализу. В первом случае это совокупность различных языковых единиц, в качестве знаков отражающих похожее концептуальное содержание или разные признаки одного и того же концепта. Согласно мнению автора, концепт является элементом социальной концептуальной системы человека - единицей коллективного знания о мире, которое присутствует в каждой концептуальной системе индивида, принадлежащего тому или иному социуму. Во втором - языковые единицы, представляющие концепт в конкретном аспекте его содержания, актуализирующем определенный смысл высказывания [1. С. 26].

Анализируя соотнесенность процесса концептуализации с языком и обусловленность его протекания языковыми средствами, автор отмечает возможность статического и динамического подхода. Статическое рассмотрение концептуализации помещает в фокус исследований единицы знаний в качестве основных элементов концептуальной системы с учетом всей полноты содержания. Совокупность таких концептов отражает весь накопленный жизненный опыт индивида, результаты его познавательной многоаспектной деятельности, репрезентированной в виде представлений об объектах, субъектах, их свойствах и характеристиках, взаимосвязях и отношениях. Н. Н. Болдырев обозначает их как тематические концепты и характеризует как результат всего познавательного процесса, ментально оформленные качественно и количественно накопленные единицы знаний. Обозначение концептов такого вида как тематические предполагает узкую специализацию хранящихся в них знаний, соответствие концептуального содержания определенной тематической области или сфере человеческой деятельности. Тематические концепты отражают все накопленные человечеством знания о мире в той или иной сфере и предполагают в качестве объекта отражения не сам мир, но знание о нем. Такая позиция обосновывает исследование тематической области, ее структуры и содержания, а также

способов языковой репрезентаций отраженных в ней знаний. Большое количество исследований тематических концептов не охватывает когнитивных и языковых механизмов их формирования, что обосновывается эволюцией концептуального содержания в результате сопутствующей интерпретационной деятельности сознания человека.

Динамический аспект рассмотрения концептуализации связан с процессом коммуникации, когда происходит обмен концептуальной информацией и выделение объектов, субъектов, их характеристик и взаимосвязей в виде единиц знания непосредственно в общении. Концепты становятся оперативными единицами знания, которые формируются и передаются при коммуникации. Концепты становятся оперативными единицами мышления и помимо того. Автор называет их ситуативными концептами. Продолжая свою мысль,

Н. Н. Болдырев приводит понимание концепта, предложенное психологом Кинчем: он выделял единицы ментального лексикона, которые репрезентировались словами на вербальном уровне и отмечал, что концептуальная сфера человека включает небольшое количество концептов коллективного знания. Содержание самого концепта всегда индивидуально и соотносится с индивидуальной концептосферой.

Немаловажным при рассмотрении концеп-тосферы является различение понятий концептуальной системы и картины мира. Понятие концептуальной системы раскрывает совокупность знаний, представлений, гипотез человека об окружающем мире во всем многообразии характеристик, связей и отношений [1. С. 28]. Картина мира представляет собой постоянно изменяющуюся, динамическую структуру, к которой разные исследователи относят различные по содержанию и назначению единицы. С точки зрения культурологического подхода -система представлений о реальности, с философской позиции - целостное представление о мире на основе верифицированного логикой опыта, с когнитивной точки зрения - концептуальная картина мира, состоящая из совокупности мнений, позволяющих в процессе познания осуществлять выбор того или иного концепта [1. С. 29]. В данном случае отмечается динамический характер единицы знаний - концепт превращается в единицу смысла. Отмечается способность концепта изменять свое содержание и указывается довольно жесткое условие осмысленности концепта: ««выражение счита-

ется осмысленным для определенной системы, если и только если соотносимая с выражением концептуальная структура интерпретируется на множестве ее концептов» [1. С. 29] .

В связи с действием языковых механизмов в коммуникации ситуативные концепты также возникают и в процессе порождения речи. Обрабатывая полученную информацию, индивид использует механизмы номинации, вербализации, образования грамматических и синтаксических структур, новых слов. Содержание и структура таких концептов часто отражает способы накопления, систематизации и коге-ретизации знаний о мире.

Однако, следуя логике теории информации, сравнение с составляющими компьютера учитывает структуры памяти, но никак не процессор. Если продолжить аналогию, то концепты в рассмотренной нами трактовке представляют собой данные, полученные в результате обработки и осмысления сенсорных ощущений. Это понимание подходит и для тематических, и для ситуативных концептов - осмысленные данные сенсорных рецепторов. Но командам или инструкциям в теории информации соответствуют способы форматирования смысла или, точнее, структурирования полученных знаний с целью верификации и встраивания в существующую концептуальную систему. Выделение слотов, фреймов, пропозиций, категорий, матриц, схем и подобных ментальных образований является со стороны человеческого сознания способами обработки и осмысления поступающей сенсорной информации, формирования ее в соответствии с привычными для конкретного индивида или сообщества правилами осмысления мира. Это могут быть механизмы осмысления, которые действуют в момент создания как ситуативных, так и тематических концептов. Но данные механизмы также должны храниться в памяти индивида в виде концептов, но с иным содержанием - инструкций по обработке поступающих данных или целостных образов концепта, в соответствии с которым выстраиваются новые единицы знаний. Последняя структура может быть универсальной для единиц знания любого порядка. Для удобства различения типов концептов будем называть такие концепты структурными.

Итак, помимо тематических и ситуативных концептов в сознании человека присутствуют структурные концепты, хранящие знания о последовательности действий при получении

и обработке сенсорных ощущений. Выделяются два типа таких концептов: структурный концепт-алгоритм действий и структурный концепт-образец единицы знания. Концепт-алгоритм подразумевает последовательность действий при получении сенсорных ощущений по их обработке и созданию законченной, целостной единицы знания - образа предмета, объекта, субъекта. В последовательность таких действий входит идентификация объекта в действительности, различение и соотнесение отдельных признаков с уже имеющимися концептами, определение значимых в данной ситуации и интерпретация в соответствии с концептуальной картиной мира. Создание такой единицы знаний более соответствует операции синтеза знаний и используется при создании образа вновь изучаемых предметов или явлений окружающего мира. Концепт-образец, в свою очередь, ближе к операции анализа: при поступлении сенсорных ощущений происходит процесс наложения ментальной структуры-образца на совокупность поступающих сигналов и соотнесение отдельных характеристик изучаемого объекта с имеющимся набором свойств, распределенных по различным составляющим этой структуры. Наглядно представить такую структуру в упрощенном виде позволит модель фрейма. В ней по слотам, или в прикладной интерпретации - регистрам, распределяется информация об отражаемом объекте, сопоставляется с набором соответствующих тому или иному слоту характеристик, выбирается наиболее приемлемый вариант и исследуемый предмет в реальности получает соответствующий ему ментальный образ.

Необходимо отметить, что полученный в итоге образ в полной мере обладает целостностью, потенциалом к репрезентации и синтезу новых образов, но при идентификации и осмыслении объекта отражаются и осознаются не все его свойства, существующие в реальности. Причем ограниченность восприятия не всегда объясняется возможностями сенсорных органов, чаще всего определение и осмысление свойств предмета происходит в зависимости от их актуальности в ситуации, сопутствующей осознанию. На выбор, осознанный или нет, в первую очередь оказывают влияние различные факторы, которые могут иметь от-

ношение к ситуации в реальной действительности. Именно о наличии в рассматриваемой ситуации факторов, различных по значению для индивида, писал американский типолог Л. Талми, противопоставляя тему и рему, фигуру и фон [5]. Отмечая принципиальную нежест-кость позиций - переход темы в рему и наоборот, в зависимости от развития коммуникативной организации текста или дискурса, Талми указывал на первичность фигуры, события по отношению к процессу - фону.

Коммуникативное оформление процесса осмысления задействует лингвистические и экс-тралингвистические факторы, участвующие в создании концепта. Их участие распределяется так: лингвистические факторы - вербальное общение создает на основе уже существующих знаков, участвует в формировании структуры концепта, его «встраиваемости» в существующую концептуальную картину мира, а экс-тралингвистические факторы оказывают непосредственное влияние на отбор свойств, характеристик, параметров объекта отражения. Решающими могут быть такие факторы, как намерения говорящего и слушающего, актуальность тематики, обстановка, время и место коммуникации или продуцирования текста, стороннее коммуникативное воздействие сопутствующих текстов или дискурсов.

Список литературы

1. Болдырев, Н.Н. О метаязыке когнитивной лингвистики: концепт как единица знания // Когнитивные исследования языка. Вып. IX. Взаимодействие когнитивных и языковых структур. М. ; Тамбов, 2011. С. 23-32.

2. Голованова, Е. И. Категория профессионального деятеля: Формирование. Развитие. Статус в языке. 2-е изд. М., 2008. 304 с.

3. Кубрякова, Е. С. Образы мира в сознании человека и словообразовательные категории как их составляющие // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 2006. Т. 66, № 2. С. 3-13.

4. Павиленис, Р. И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М.,1983. 288 с.

5. Talmy, L. How language structures space // Spatial orientation: theory, research and application. N.Y., 1983. P. 225-282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.