Научная статья на тему 'Метаязыковая рефлексия в научно-профессиональной коммуникации'

Метаязыковая рефлексия в научно-профессиональной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
400
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / МЕТАЯЗЫКОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ / СИСТЕМНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / REFLECTION / METALANGUAGE REFLECTION / SYSTEMIC LINGUISTIC METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комарова Зоя Ивановна

В статье ставится и частично решается проблема метаязыковой рефлексии с позиции системной лингвистической методологии, вобравшей в себя ее базовые основания и основные методологические уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metalanguage Reflection in Scientific and Professional Communication

The problem of metalanguage reflection in terms of systemic linguistic methodology that has absorbed its foundation and basic methodological levels is defined and partly solved in the article.

Текст научной работы на тему «Метаязыковая рефлексия в научно-профессиональной коммуникации»

Сравним приведенные примеры с метафорической моделью, реализуемой при формировании фразеологических единиц past master, высокой (высшей) пробы.

Когнитивная модель пространства-источника «непревзойденный мастер, специалист, эксперт / высокой пробы» переносится в пространство-цель «иметь квалификацию».

• Jurgen Grobler, their coach, is a past master at bringing his crews to their peak at just the right... [Andrew Longmore. Champions hope to emerge from stormy waters // The Sunday Times. 2012.07.29].

• Рязанов набрал новую команду актеров. Как всегда, у Рязанова заняты актеры самой высокой пробы - Николай Фоменко, Владимир Симонов, Сергей Безруков, Сергей Мако-вецкий, Андрей Толубеев, Александр Пашу-тин, Федор Чеханков... [Татьяна Максимова. Санкт-Петербург. Николай Фоменко прострелил ногу Сергею Безрукову // Комсом. правда. 2002.08.06].

Таким образом, средства вторичной и косвенной номинации выступают пересекающи-

мися вариантами языковой репрезентации знаний о профессиональной деятельности и оценки отдельных ее сторон. Общим для лексической и фразеологической систем английского и русского языков является когнитивный механизм формирования выводного оценочного знания, а именно механизм концептуальной деривации при метафорическом переносе, специфичными будут оттенки оценочного смысла, обусловленные особенностями ценностных установок рассматриваемых лингвокультур.

Список литературы

1. Болдырев, Н. Н. Структурирование опыта и интегрирование смысла в высказывании // Когнитивные исследования языка. Вып. XIII. Ментальные основы языка как функциональной системы : сб. науч. тр. М. ; Тамбов, 2013. С.18-29.

2. Rosch, E. Cognitive Representations of Semantic Categories // Journal of Experimental Psychology: General. 1975. Vol. 104, № 3. P. 192233.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322).

Филология. Искусствоведение. Вып. 84. С. 44-49.

З. И. Комарова

МЕТАЯЗЫКОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ В НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье ставится и частично решается проблема метаязыковой рефлексии с позиции системной лингвистической методологии, вобравшей в себя ее базовые основания и основные методологические уровни.

Ключевые слова: рефлексия, метаязыковая рефлексия, системная лингвистическая методология.

В современной философии науки и науковедении термин рефлексия (от позднелат. ге-flexio - «обращение назад») имеет два значения:

1) один из главных методов метатеоретическо-го уровня научного познания и философии; 2) форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на самое себя, на свои собственные основания и предпосылки с целью критического рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания [14. С. 522].

Как видим из дефиниций, рефлексия трактуется в узком (первое значение) и широком (второе значение) понимании.

В широком смысле рефлексия свойственна любому человеческому познанию в деятельностно-трудовом бытовании человека в отличие от животных, то есть обладает общегносеологической силой (термин С. А. Лебедева): используется не только в научном познании (на всех уровнях), но и в обыденном, а также в мифологии, искусстве, религии [13. С. 267].

В узком понимании рефлексия рассматривается как метод только одного - метатеорети-ческогоуровня познания и знания.

Проблема уровней, то есть подсистем научного познания и знания, - одна из главных тем и глобальных проблем философии, философии науки и методологии науки. Традиционно принято выделять два основных уровня: эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мышления и мыслительных операций.

Соответственно теоретический и эмпирический уровни знания имеют совершенно различные онтологии: мир мысленных, идеальных конструктов («чистых сущностей») в первом случае и мир эмпирических, принципиально наблюдаемых предметов - во втором [12. С. 67].

В наши дни выделяется еще третий уровень - метатеоретический, который состоит из двух подуровней: 1) общенаучное познание и знание; 2) философские основания науки.

Общенаучное познание и знание в свою очередь включает два основных слагаемых:

1) частнонаучная и общенаучная картины мира;

2) частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы научных исследований.

Подчеркнем, что концепт научная картина мира (НКМ) не принят в западной философской науке. Это обусловлено тем, что в западной философии науки делается особый акцент на теоретической нагруженности фактов, что привело к редукции онтологии факта, а вслед за этим и всей онтологической составляющей в методологии науки [5. С. 155].

В связи с этим НКМ, по словам ведущего отечественного философа науки и науковеда

В. С. Степина, «является визитной карточкой отечественной философии» [20]. В. С. Степин характеризует НКМ как научную онтологию и полагает, что НКМ, во-первых, синтезирует научные знания; во-вторых, в качестве исследовательских программ определяет стратегию научного поиска; в-третьих, обеспечивает объективацию научного знания, его отнесение к

научным объектам и включение в культуру [19. С. 63]; в-четвертых, является «ядром» мировоззренческой системы человека, в том числе и исследователя [14. С. 60].

В. А. Канке подчеркивает, что «выделение в основаниях науки ее онтологической составляющей весьма актуально, так как связано с углублением анализа, более исчерпывающим понимаем той или иной науки» [5. С. 155]. Вот почему в отечественной философии науки проблематика НКМ вызвала большой интерес к философии, начиная с 80-х гг. XX в., а затем и в отдельных науках, в том числе в лингвистике.

В наши дни под научной картиной мира понимается совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития реальности; часть межнаучного знания, являющаяся одним из важнейших видов оснований науки - онтологического.

Считаем важным обратить внимание на то, что в современной науке не существует какого-то единого по содержанию, одинакового для всех научных дисциплин метатеоретическо-го знания [13. С. 155; 12. С. 70]. Это метатеоре-тическое знание всегда конкретизировано и в существенной степени «привязано» к особенностям научных теорий и частнонаучным картинам мира.

Частнонаучная, специальная картина мира -это совокупность господствующих в какой-либо науке представлений о мире, то есть общие представления о структуре и особенностях изучаемой ею сферы реальности, типах явлений и процессов, характере законов, управляющих поведением объектов изучаемой реальности.

При этом наличие конкурирующих фундаментальных парадигм в науке приводит к «принципиальной мозаичности» общей научной картины мира, которая должна включать в себя принципы НКМ всех фундаментальных наук [13. С. 157], с одной стороны. Но, с другой стороны, роль общенаучной картины мира, как правило, выполняет одна из частнонаучных картин мира, которая является господствующей в науке той или иной эпохи. В результате сложного взаимодействия этих картин мира, тенденций плюрализации и универсализации в науке современная общенаучная картина мира все больше претендует на статус метатеорети-ческого знания, сближаясь с философской онтологией [12. С. 71].

Как мы уже указали, в «слое» метатеорети-ческого знания значительное место занимают

разнообразные методологические и логические императивы и правила. Они не только различаются для разных наук (к примеру, инструментарий лингвистики безусловно иной, чем инструментарий физики), но и для одной и той же науки на разных стадиях ее развития. Но одновременно есть общие внутренние ценности науки, которые в отечественной философии науки получили название «идеалы и нормы научного исследования».

Таковы в целом проблемы первого подуровня метатеоретического уровня познания и знания.

Перейдем к краткому освещению второго подуровня, то есть к философским основаниям науки и научного знания. Являясь, по сути, одной из первых и важнейших проблем философии и философии науки, она очень многоаспектна, сложна и противоречива.

В целом философские основания науки - это множество онтологических, гносеологических, методологических, логических и аксиологических понятий и утверждений философии, философии науки и методологии, которые используются учеными при создании или обосновании какой-либо научной теории, исследовательской программы или даже науки в целом.

В этой статье дадим ответ только на один кардинальный вопрос - о статусе философских оснований науки, или, иначе говоря, на вопрос о том, включать или не включать философские основания науки во внутреннюю структуру науки и, следовательно, в конкретные научные исследования.

В принципе, никто не отрицает влияние философских представлений на развитие и оценку научных достижений. Вся история науки и высказывания великих ее творцов не оставляют никаких сомнений в том, что влияние философии на процесс научного творчества не является чем-то чисто внешним, то есть входит в структуру науки.

Однако существуют и противоположные мнения. Некоторые философы и науковеды считают, что после того, как научная теория достигла необходимой степени зрелости, философские основания удаляются из ее структуры. Вряд ли это возможно, поскольку философские основания науки - это особый, промежуточный между философией и наукой вид знания,который не является ни чисто философским, ни чисто научным. Философские основания знания гете-рогенны по своей структуре и включают в свой состав как философские, так и конкретно-научные понятия и категории. Это особый вид меж-

дисциплинарного знания, имеющий диалектический «кентавровый» характер [12. С. 73].

Потому ставить вопрос, включать ли философские основания науки в структуру научного знания (эмпирического и теоретического), некорректно, так как без философских оснований науки нарушается целостность научного знания и целостность культуры, по отношению к которым философия и наука выступают лишь ее частными аспектами.

Все сказанное позволяет утверждать, что в структуру метазнания входят все виды знания метатеоретического уровня: философское, общенаучное, социально-гуманитарное, дисциплинарное, в нашем случае - лингвистическое. Иначе говоря, металингвистическое знание всегда «кентаврово», поскольку вбирает в себя метазнание метатеоретического уровня в целом.

Напомним, что научно-исследовательская деятельность включает в себя два уровня -предметный, когда активность исследователя направлена на познание реальной действительности, и рефлексивный, когда познание обращается на самое себя.

В первом случае результаты научной деятельности выражаются в виде эмпирического и теоретического знания, а во втором - подвергаются анализу сами эти результаты. Во втором случае цель состоит в том, чтобы выявить, насколько достоверны, надежны полученные результаты, насколько они обоснованны, точны и истинны, каковы сами критерии истинности на данном этапе познания.

При этом диалектика рефлексивного и предметного, нерефлексивного знания обнаруживается в самом акте рефлексии, поскольку «каждая процедура рефлективного анализа предполагает некую нерефлектируемую в данном контексте рамку «неявного» обосновывающего знания» [15. С. 5].

В зависимости от того, на каком этапе находится развитие той или иной отрасли знания и какие исследовательские задачи выдвигаются на первый план, в ней доминирует и соответствующий тип рефлексии. Условно выделяют три основных типа.

Первый тип - это рефлексия над конкретными результатами познания.

Второй тип - анализ познавательных средств и процедур (методов, методик, приемов, технологий).

Третий тип - выявление предельных культурноисторических оснований, философских установок, норм и идеалов исследования [13. С. 261].

Первый тип рефлексийного знания практически представлен почти в каждом лингвистическом исследовании, поскольку в нем необходимо доказать достоверность полученных в этой работе результатов.

Второй тип рефлексии также часто представлен в современных исследованиях по лингвистике, поскольку автору необходимо обосновать адекватность используемых им методов, приемов и процедур, цели и задач работы, хотя в ряде работ это сводится только к перечню использованных познавательных средств.

Что касается третьего типа рефлексий-ного знания, то он чаще не представлен в диссертационных исследованиях, поскольку соотносится с метатеоретическим предметным знанием, дает методологическую квалификацию, как правило, старого, предпосылочного знания [8]. Кроме того, методологические тексты занимают «особое место в вербализации научного знания. Они прямо пропорционально связаны с новаторством публикаций. Их специфика определяется рефлексивной абстракцией, глубоким проникновением в механизмы и методы развития науки в целом и ее определенных областей. В силу этого «работа» субъекта научного познания над методологическими текстами регулируется определенными конвенциональными нормами, ограничивающими их допуск в науку» [23. С. 78].

Вот почему методологическая квалификация старого, предпосылочного знания в естественнонаучном цитатном дискурсе, по нашим данным, составляет всего лишь 7% (русский язык) и 9% (английский язык) [8. С. 198].

В жанровом отношении рефлексийное знание этого типа представлено обычно в крупных жанрах: докторских диссертациях, монографиях и реже - в научных статьях, где оно содержится только тогда, когда поставлена такая задача. Например, в статье «Суперкатегория партитативности как тип понятийной и языковой категории» ставится задача «выявить, насколько продуктивной является предлагаемая методология и методика изучения данной категории» [7. С. 482]. Решение такой задачи, безусловно, предполагает рефлексию авторов над метатеоретическим предметным знанием изучаемой категории.

Хотя интерес к рефлексии в истории познания возник сравнительно давно, ее методологическая значимость в полной мере стала осознаваться лишь в XX в., причины чего вскрывает С. А. Лебедев: «Сегодня, однако, стало ясно,

что глубоко понять законы движения человеческой мысли, ее механизмы и формы нельзя, если мы отвлекаемся от лежащих в ее основаниях предпосылок» [13. С. 264].

Особенно ярко рефлексия над предметным знанием стала проявляться на переломе веков и в новом, XXI в., когда активно заговорили о методологическом повороте в науке, по мнению одних, или методологическом «мятеже», по мнению других [16].

Именно в этот период (период постнеклас-сической науки и лингвистики - в частности) была осмыслена структура рефлексивного знания.

Поясним. Любой пласт методологического знания по отношению к предметному в общем-то всегда носит рефлексийный характер, поскольку в методологическом исследовании речь идет не о предметной эмпирии и теории, а о различного рода ментальных реальностях, о языке науки, о знании предпосылочного типа, о соотношении ментальных и языковых структур и т. п.

В этом смысле к метанаучной рефлексии можно отнести всякую деятельность (независ-мо от того, кто ею занимается: специалист какой-либо субнауки или философ, философ науки, науковед, кроме методолога [13. С. 266]), связаную с анализом предметного знания: систематизацией имеющихся результатов, критической переоценкой существующих понятий и теорий, анализом структуры и основанием теорий, парадигм и т. д. В этом случае речь идет о метарефлексии.

Однако следует помнить, что в рамках самого методологического знания понятие рефлексии применимо лишь по отношению к определенного рода познавательным ситуациям. Когда специалист какой-либо науки задумывается над точностью, адекватностью концептуальных средств, с помощью которых он фиксирует результаты своих исследований, когда он занимает критическую позицию по отношению к полученным им данным, когда он переключает свое внимание с предметной области на структуру самой теории, - во всех этих случаях разумно говорить о методологической саморефлексии ученого [13. С. 266], то есть о метарефлексии.

Сегодня все большую эвристическую значимость приобретает методология рефлексивного подхода, рассматривающего поле взаимодействия субъекта и объекта, субъективного и объективного. С появлением все новых «че-

ловекоразмерных» измерений науки, с углублением мировоззренческого понимания сущности и человеческого значения получаемого наукой знания, роль рефлексивного подхода неизбежно будет усиливаться [19. С. 66], особенно в гуманитарных науках [9. С. 534].

Проблема метаязыковой рефлексии в лингвистике не нова: основоположник общего языкознания В. фон Гумбольдт уверенно связывает происхождение языка со становлением самосознания человека и развитием рефлексии: «Язык начинается непосредственно и одновременно с первым актом рефлексии» [4. С. 301].

Рефлексия, однажды утвердившись, вовлекает в сферу своей деятельности множество различных образов, спонтанно текущих в сознании, удерживает их, фиксирует и, наконец, на высших ступенях своего развития рефлексия импровизирует, создает принудительно новые образы, не имеющие аналогов в реальности [1. С. 201].

Рассматривая синергетические эффекты в формировании языка как адаптивной динамической системы, В. Г. Борботько прослеживает роль в этом рефлексии как «психологического аналога игрового взаимодействия человека с миром, аналога балансировании субъекта в динамической среде» [1. С. 203]. При этом «глубинная суть самодействия рефлексии заключается в сознании сопряженного смысла через сочетание языковых операторов» (выделено мной. - З. К.) [1. С. 207].

Постепенно рефлексия из орудия формирования языковой адаптивной системы перерастает в методологическое орудие анализа языка, а затем и метаязыкового знания.

Тогда возникает вопрос, почему даже к концу XX в. дискутируется проблема самосознания лингвистики: «в отличие от представителей точных и естественных наук, гуманитарии не часто обременяют себя размышлениями о методах и процедурах, которыми они постоянно пользуются. Эпистемология гуманитарных дисциплин не просто мало развита. Выражаясь более терминологично, следовало бы сказать, что подобные сюжеты недостаточно проблема-тизированы <...>; в этих науках обсуждаются результаты уже готового, отчужденного знания, но крайне редко процедуры, с помощью которых эти знания были получены» [22. С. 29-30].

Насколько такое положение изменилось к нашим дням? Полагаем, что следует выделить па-радигмальное метазнание лингвистики, когда на базе синтеза коммуникативно-прагматических

моделей языка и идей когнитивизма, в качестве центральной проблемы был обозначен круг вопросов, связанных установлением зависимостей в когнитивной цепочке: «разум (сознание) -язык - репрезентация - концептуализация -категоризация - восприятие»[10. С. 3].

Однако и сегодня многие лингвисты задаются вопросом о том, «возможна ли объективная оценка данных в среде гуманитарных знаний» [3]. Полагаем, что ответ на этот вопрос положительный [2; 17; 18], если удастся достаточно быстро сформировать системную методологию современной полипарадигмаль-ной лингвистики, обоснование которой дано в нашем учебном пособии [6].

Список литературы

1. Борботько, В. Г. Синергетика языка и дискурса // Принципы формирования дискурса: от психолингвистики к лингвосинергетике. М., 2009. С. 195-210.

2. Буянова, Л. Ю. Терминологическая деривация в языке науки: когнитивность, семи-отичность, функциональность. Ставрополь, 2010. 283 с.

3. Герд, А. С. Интерпретация (Возможна ли объективная оценка данных в сфере гуманитарных знаний?) // Ялик. 2010. № 81. С. 1-2.

4. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию : пер. с нем. М., 1984. 399 с.

5. Канке, В. А. Философия науки : краткий энцикл. слов. М., 2008. 328 с.

6. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике : учеб. пособие. 2-е изд. М., 2013. 820 с.

7. Комарова, З. И. Суперкатегория парти-тивности как тип понятийной и языковой категории / З. И. Комарова, А. С. Дедюхина // Когнитивные исследования языка. Вып. VII. Типы категорий в языке. М. ; Тамбов, 2010.

С.482-491.

8. Комарова, З. И. Когнитивные функции цитаты в естественнонаучном тексте / З. И. Комарова, А. А. Шагеева. Екатеринбург, 2009. 249 с.

9. Кохановский, В. П. и др. Основы философии науки : учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 603 с.

10. Кравченко, А. В. Когнитивная лингвистика и новая эпистемология // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. Т. 60, № 5. 2001. С. 3-13.

11. Кубрякова, Е. С. Понятие «парадигма» в лингвистике: Введение // Парадигмы научного

знания в современной лингвистике. М., 2008.

С. 4-14.

12. Лебедев, С. А. Уровни научного знания // Вопр. философии. 2010. № 1. С. 62-75.

13. Лебедев, С. А. Философия науки. М., 2007. 731 с.

14. Лебедев, С. А. Философия науки : краткая энцикл. (основные направления, концепции, категории). М., 2008. 692 с.

15. Лекторский, В. А. Диалектика рефлективного и нерефлективного в познании // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983. С. 3-6.

16. Паршин, П. Б. Теоретические перевороты и методологический мятеж в лингвистике XX века // Вопр. языкознания. 1996. № 3. С. 19-42.

17. Ростова, А. Н. Метатекст как форма экпликации метаязыкового сознания. Томск, 2000. 194 с.

18. Соловьева, Н. В. Особенности рефлексивно-оценочной деятельности автора в научных текстах // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2009. С. 47-53.

19. Степин, В. С. Наука и философия // Вопр. философии. 2010. № 8. С. 58-75.

20. Степин, В. С. Теоретическое знание // Теоретическое знание. М., 2000. С. 703-714.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Фролов, И. Т. На пути к единой науке о человеке // Природа. 1995. № 8. С. 62-71.

22. Фрумкина, Р. М. Самосознание лингвистики - вчера и завтра // Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1999. Т. 58, № 4. С. 28-38.

23. Чернявская, В. Е. Нетолерантность в науке, или Когда научное открытие становится несвоевременным // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2008. С. 78-88.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322).

Филология. Искусствоведение. Вып. 84. С. 49-52.

М. В. Коновалова КОГЕРЕТИЗАЦИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Статья посвящена рассмотрению когеретизации как познавательного процесса, а также установлению типов концептов, участвующих в данном процессе.

Ключевые слова: познавательный процесс, когеретизация, концепт-алгоритм, концепт-образец.

Познание виртуального мира начинается с выделения объектов, предметов, выявления их свойств, характеристик, связей между ними и закономерностей взаимодействия. Многие исследователи ограничиваются определением объектов познания как таковых, анализ же сводится к описанию их характеристик и свойств. Однако целостное, когерентное понимание мира включает не только отражение, концептуализацию и категоризацию предметов, но также и установление связей, закономерностей динамических изменений отражаемых объектов, их взаимодействия и взаимного воздействия (эвокация, переход при непосредственном рассмотрении). Необходимым условием целостного восприятия мира,

виртуального или реального, является осознание места воспринимающего в его структуре -в качестве субъекта познания или его объекта.

Н. Н. Болдырев выделяет концептуализацию и категоризацию в качестве основных познавательных процессов [1. С. 25]. Е. И. Голованова, акцентируя внимание на категоризации, исключительную ценность понятия «категория» видит в том, «что оно позволяет свести бесконечное разнообразие человеческих ощущений и объективное многообразие форм материи и форм ее движения в определенные рубрики» [2. С. 15]. Справедливо было бы добавить к этому процесс осознания человеком себя в качестве составляющей картины мира, а также учесть становление взаимных связей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.