Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ, ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ИХ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ'

СООТНОШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ, ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ИХ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принцип «защита прав и законных интересов ребенка» / принцип «воспитания в семье ребенка» / семья / неблагополучная семья / способы защиты / право ребенка / лишение родительских прав / семейное законодательство / the principle of «protection of the child and legitimate interests of the child» / the principle « education of the child's family» / family / dysfunctional family / methods of protection / the right of the child / deprivation parental rights / family law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н.И. Варламова

В статье рассматриваются соотношение принципов «защиты прав и законных интересов ребенка» и «воспитания в семье ребенка». Поднимаются проблемы установления приоритета второго принципа и его негативных факторов, а также поднятие проблемы применения принципа защиты прав и законных интересов ребенка в качестве приоритетного принципа над другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF THE PRINCIPLES OF PROTECTION OF THE RIGHT AND INTERESTS OF CHILDREN AND THEIR UPBRINGING IN THE FAMILY

The article considers the relationship of principles «protection of the right and legitimate interests of the child» and «education un the family a child». The problems of establishing the priority of the second one are raised the principle and its negative factors, as well as raising the problem of applying the principle of protection of the right and legitimate interests of the child in as matter of priority of principle over the other.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ, ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ИХ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»

СООТНОШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ, ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ИХ

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Н.И. Варламова, студент

Научный руководитель: С.С. Чекулаев, старший преподаватель Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1127

Аннотация. В статье рассматриваются соотношение принципов «защиты прав и законных интересов ребенка» и «воспитания в семье ребенка». Поднимаются проблемы установления приоритета второго принципа и его негативных факторов, а также поднятие проблемы применения принципа защиты прав и законных интересов ребенка в качестве приоритетного принципа над другим.

Ключевые слова: принцип «защита прав и законных интересов ребенка», принцип «воспитания в семье ребенка», семья, неблагополучная семья, способы защиты, право ребенка, лишение родительских прав, семейное законодательство.

Семья - важнейший социальный институт общества. Именно здесь проходит первая социализация личности, формирование его фундаментальных качеств, приобретение жизненно необходимых навыков. Родители являются первыми и самыми главными наставниками ребенка, воспитывая его в комфортных условиях, придерживаясь определенных правил.

Но есть определенные проблемы понимания принципов таких как «защита прав и интересов ребенка» и «воспитание детей в семье и забота о них». В данной статье мы поднимем вопрос применения данных принципов и дадим их определение опираясь на работы российских юристов.

В нынешнее время наше государство сосредотачивает свое внимание на благополучие семей, а самое главное защищает права ребенка и способствует их реализации. Но, к сожалению, есть и такие семьи, где воспитание и влияние его на детей являются пагубными. Нахождение ребенка в семье является самой угрозой для него и представляет оно собой отклоненное поведение родителей таких как: алкоголизм, потребление наркотиков, половое сношение над детьми, невыполнение своих обязанностей.

Безусловно, семья - это самый главный институт социализации для каждого человека и роль его для становления личности огромна. По длительности своего воздей-

ствия на ребенка ни один из социальных институтов не сравнится с семьей [3]. Поэтому для нас является крайне важным воспитание детей в семье именно в благополучных условиях, в котором он смог бы реализовать свои потенциалы, интересы, получать заботу, поддержку со стороны его законных представителей.

Принцип «воспитание в семье» исходит из законодательства, где говорится о том, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье [9]. Под воспитанием понимается воздействие на личность, формирование в нем определенных правильных, т.е. отвечающих общественным и собственным интересам, навыков для дальнейшей социализации, родители оказывают огромное воздействие на ребенка, передавая ему культурные, моральные ценностей, определенные убеждения и нравственные качества [8].

Право жить и воспитываться в семье включает ряд правомочий, таких как: право на знание своих родителей и воспитание ими, право на заботу и реализацию законных интересов, право на совместное с ними проживание, право на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства, а также право на административную и судебную защиту.

Судебная защита ребенка осуществляется на основе конституционных, гражданских, семейных принципов законода-

тельства и моральных ценностей деятельности судов, которые направлены на осуществление и восстановление нарушенных прав и интересов ребенка. Судебный процесс в данном случае имеет ряд особенностей, поскольку несовершеннолетние граждане не способны самостоятельно отстаивать свои интересы, но законодательство предусматривает правомочие в отношении детей, достигших четырнадцатилетнего возраста обратиться в суд самостоятельно, если обязанности родителей не были исполнены надлежащим образом и нарушены его законные права. Также, в соответствии со статьей 56 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право обратиться в органы опеки и попечительства для защиты [2].

Задачей вышеупомянутого органа является выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, защита законных прав и интересов подопечных, обеспечение государственной поддержки [1].

В деятельность органов опеки и попечительства входит также профилактические мероприятия, которые направлены на семьи и детей, находящихся в социально -опасном положении, улучшению их семейных отношений и выявление проблем на ранней стадии [11].

Государственные органы и частные лица, которые должны обеспечивать защиту интересов и прав ребенка все же в своей деятельности стараются регулировать этот момент достаточно быстро, сделав пару замечаний в отношении родителей. Но данную проблему такая деятельность зачастую не решает. Процесс выяснения неблагоприятного воздействия на ребенка является одним из сложнейших процессов нашего законодательства и не доводится до конца, поскольку считаются «бытовыми» конфликтами.

Но если обратиться к статистике 7585% случаев насилия в отношении детей совершается в «круге доверия», то есть это люди, которые должны быть наиболее безопасны для ребенка, больше 60% уголовно наказуемых деяний в отношении детей в России происходит в семьях [5].

Необходимость поднятия данной проблемы вызвано ошибочным применением государственных органов по отношению к детям, которые воспитываются в неблагополучных условиях. Органы опеки и попечительства в лице защитника прав и интересов ребенка иногда приходят к необъяснимым решениям, отдавая предпочтение принципу воспитания детей семье, игнорируя существующие на тот момент проблемы, которые нарушают первый принцип «защита прав и интересов ребенка».

Принцип «защита прав и законных интересов ребенка» закреплен в Конвенции о правах ребенка и четко регламентирует порядок обеспечения интересов ребенка во всех случаях, когда государственные и частные лица решают вопросы социального обеспечения. Кроме того, регламентируется обязанность государства обеспечить ребенку необходимую защиту и реализацию его законных интересов. Конвенция о правах ребенка в соответствии с данной нормой во всех обстоятельствах ставит вопросы, касающиеся интересы ребенка, в приоритете.

Данный принцип не может быть реализован в полном объеме в неблагополучной семье, когда ребенок находится в социально опасном положении. Под неблагополучной семьей чаще всего понимают семью с низким социальным статусом, где в составе семьи есть люди, употребляющие алкоголь, наркотические средства. Есть также семьи с асоциально- аморальным поведением, чаще всего в таких семьях родители ведут разгульный образ жизни, не имеют трудовой деятельности, не занимаются воспитанием своих детей. Реуц-кая И.Е. выделяет следующие типы неблагополучных семей: конфликтная, криминальная, семья с психически больными родителями, наркотическая, педагогически несостоятельная, алкогольная, асоциально-аморальная [7].

Более того, если не устранить данный фактор как воспитание в неблагополучной семье у ребенка может сформироваться девиантное поведение. Практически все дети, которые выросли в антисоциальных и аморальных условиях отличаются своим мышлением, поведением, личностными и

эмоциональными качествами, которые влияют на их дальнейшую жизнь. Ребенок находясь в такой семье деформируется полностью и не может раскрываться и функционировать в обществе вместе с социально принятыми правилами [10].

Реабилитация деформированных детей достаточно сложная процедура. Оно предполагает собой преодоление последствий психологической и моральной травмы, создание условий, которые гарантируют ребенку реальное включение в жизнь социальной среды, восстановление утраченных навыков и приобретение новых [4].

Мы считаем, что ребенок не должен формироваться в неблагополучных условиях и чтобы это устранить необходимо ставить в приоритет законные интересы и права ребенка, защитить их от влияние недоброжелательных законных представителей.

Дети являются наиболее уязвимой и незащищенной частью населения, поэтому они нуждаются в особой защите. Способы защиты бывают разными, так в своей научной работе Е.А. Репина выделяет две формы защиты: юрисдикционную и не-юрисдикционную. К юрисдикционной форме защиты она относит деятельность государственных органов, которые уполномочены на защиту нарушенных или оспариваемых прав. Соответственно, не-юрисдикционная форма защиты это прежде всего деятельность негосударственных органов по защите прав и законных интересов детей, а также собственные действия граждан [6].

В семейной законодательстве лишение родительских прав является крайней мерой семейно - правовой ответственности. Так, в Семейном кодексе сказано, что родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том

числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Лишение родительских прав не является окончательной мерой. Данная санкция применяется исключительно для защиты ребенка, обеспечения соблюдения его прав и интересов. Российское законодательство предусматривает восстановление родительских прав, если последние изменили условие жизни, отношение к ребенку [12].

Кроме того, в ходе судебного процесса по лишению родительских прав учитывается мнение ребенка. Специально уполномоченные органы, такие как: сотрудники опеки, прокурор, судья, психолог проводят опрос в целях выявления необходимой информации про отношение родителя к детям.

Сотрудники опеки, как известно, участвуют во всех делах, затрагивающих права ребенка. Им важно установить в каких отношениях ребенок находится с родителями, занимаются ли последние воспитанием своего чада, какое влияние они на него оказывают и этот перечень не является исчерпывающим.

Прокурор может задать вопросы уже в ходе судебного заседания, учитывает мнение ребенка. Как правило, он задает ребенку вопросы, которые еще не были выяснены в ходе рассмотрения, но имеющие значение для дела. По результатам выясненных сведений и всех изученных материалов, прокурор также предоставляет суду свое мнение.

За судьей же остается принятие верного постановления, которое удовлетворило бы, в первую очередь, интересы и законные права ребенка. Исходя из приведенных аргументов и учитывая обстоятельства дела он принимает решение и проанализировав судебные практики, мы пришли к выводу, что приоритет отдается интересам ребенка.

Таким образом, семейное законодательство в лице государственных и частных органов должно в полной мере быть осведомленным об условиях существования ребенка, включая материальное благополучие семьи, обеспечить ему полную защиту и реализацию его законных интере-

сов. Устранить неблагоприятные послед- интересы. Государство заинтересовано в ствия влияющие непосредственно на ре- том, чтобы обеспечить ребенку все необ-бенка. ходимые правомочия, которые у него есть.

Отдавая приоритет принципу законных Одно из направлений политики Россий-прав и интересов ребенка законодательст- ской Федерации является укрепление и во, прежде всего, защищает от негативных сохранение семьи, но в определенных слу-воздействий влияющие в процессе форми- чаях, когда представляется угроза ребенку рования его как личности, устраняет не- из близкого круга, государство обязано благоприятные условия существования в ставить в приоритет данный принцип. асоциальной семье и реализует его личные

Библиографический список

1. Джабуа И.В., Калина Е.А., Лапшова Е.В. Опека и попечительство: вопросы организации // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - №10. - C. 75-79.

2. Лапшова Е. В. Судебная защита как один из способов защиты прав и интересов ребенка // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - №12. - C. 103-105.

3. Мазалова М.А. Факторы эффективности семейного воспитания // Инновации в науке.

- 2016. - №10. - С. 113-116.

4. Нестерова А.А. Социально-педагогическая реабилитация и психосоциальное сопровождение детей, подвергающихся жестокому обращению в семье // Учёные практики. -2009. - №10. - C. 158-161.

5. Реальный масштаб домашнего насилия в России. 20 чисел // Медуза. - Литва, 2020. -28 января. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2020/01/28/realnyy-masshtab-domashnego-nasiliya-v-rossii-20-tsifr

6. Репина Е.А. Формы средств защиты прав и законных интересов ребенка // Научные исследования: теория, методика и практика. - 2017. - C. 333-337.

7. Реуцкая И.В. Психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей // Прикладная юридическая психология. - 2011. - №3. - C. 85-94.

8. Сапронова Ю.Ю., Каймакова Е.В. Право ребенка на семью и на защиту его законных интересов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. - 2014. -№2. - С. 278-283.

9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. N 223-ФЗ (ред. От 06.02.2020 г.) // СПС Консультант плюс.

10. Снимщикова Э.В. Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков // Теория и практика общественного развития. - 2009. - №2.

- C. 17-25.

11. Чекулаев С.С., Кравчук А.О. Сравнительно - правовой анализ института патронат-ной семьи в России, странах Западной Европы и США // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - №12. - C. 196-202.

12. Шершень Т.В. О принципе укрепления семьи в России // Lex Russica (Научные труды МГЮА). - 2009. - №3. - C. 577-582.

CORRELATION OF THE PRINCIPLES OF PROTECTION OF THE RIGHT AND INTERESTS OF CHILDREN AND THEIR UPBRINGING IN THE FAMILY

N.I. Varlamova, Student Supervisor: S.S. Chekulaev, Senior Lecturer Far Eastern Federal University (Russia, Vladivostok)

Abstract. The article considers the relationship of principles «protection of the right and legitimate interests of the child» and «education un the family a child». The problems of establishing the priority of the second one are raised the principle and its negative factors, as well as raising the problem of applying the principle ofprotection of the right and legitimate interests of the child in as matter of priority of principle over the other.

Keywords: the principle of «protection of the child and legitimate interests of the child», the principle « education of the child's family», family, dysfunctional family, methods of protection, the right of the child, deprivation parental rights, family law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.